Но Господь наш Иисус Христос и Преблагословенная Его Матерь, взирая свыше на подвиг святителя Николая, не осудили, но благословили его за ревность по вере. Некоторые из достойнейших отцов собора узрели с одной стороны от святителя Христа, а с другой — Богоматерь, возвращающих и подающих угоднику Божию отнятые у него принадлежности епископского сана. Из этого видения отцы собора заключили, что поступок святителя Николая угоден Господу, и почтили его, как благоугодившего Богу мужа. Тамбовская икона Этот образ находится в нижней Преображенской церкви Тамбовского кафедрального собора. Первое прославление его совершилось 6 декабря 1695 года, в память чего и установлено празднование. Во время всенощного бдения в этот день от иконы истекли слезы, обильно омочившие пелену и аналой. Чудо это было тогда же записано казначеем архиерейского дома иеромонахом Гавриилом. С этого времени множество богомольцев стало стекаться к пречистому образу, а жители города и его ближайших окрестностей начали брать икону Богоматери в свои дома. Многие недужные, с верой притекавшие под молитвенный покров Богородицы, получали исцеление от своих немощей. По изображению Тамбовская икона сходна с Казанской, почему празднество в честь этого образа совершается еще и 8 июля. В Преображенской церкви образ этот помещается за первым северным столбом соборного нижнего храма. Икона вставлена в позолоченную резную раму за стеклом и украшена сребропозолоченной ризой, усеянной драгоценными камнями. В верхней соборной церкви того же кафедрального храма есть другой местночтимый образ Богоматери, именуемый Тамбовским. В Тамбове известна еще чудотворная икона Божией Матери, называемая Уткинской. Сведения о ней помещены под 16 апреля. 7 декабря Селигерская икона В семи верстах от Осташкова в Тверской епархии существует общежительная Нилова пустынь, расположенная при Столбенском озере и получившая свое наименование от имени преподобного Нила Столбенского. При мощах этого святого в его обители хранится чудотворный образ Владимирской Богоматери, принесенный сюда прп. Нилом в 1528 году. Сначала эта икона находилась в пустынной келье этого подвижника.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

Полный текст на форуме сайта http://www.вязники-краевед.рф/forum/23-49-1#268 ... В Мстере есть ... приходская церковь во имя св. Иоанна Милостивого. Церковь эта находится вблизи Богоявленской. В писцовых книгах Суздальского уезда 1628-30 гг. за детьми князя Ромодановского значится: «отца их старинная родовая вотчина погост Богоявленская слободка на реке Мстере, а на погосте церковь Богоявления Господа Нашего Иисуса Христа каменная да другая церковь Ивана Милостивого древяна вверх, а в церквах образы, книги, ризы и колокола и всякое церковное строение вотчинниково, у церкви 2 кельи черных попов, 2 кельи крылошан, келья старца и двор попа Ефима…» Из раздельной описи слободы Мстеры 1710 г. видно, что при церкви Иоанна Милостивого с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери был женский монастырь. Когда и кем основан этот монастырь и та ли эта церковь, что и в 1628 г., или уже новая, сведений о том не сохранилось. Можно думать, что это был как бы домовый монастырь княгинь Ромодановских, из коих в синодике некоторые значатся схимонахинями. В 1710 г. в этом монастыре была еще церковь во имя Филиппа Митрополита. В 1764 г. женский монастырь был упразднен и Иоанновская церковь обращена в приходскую. В 1809 г. вместо деревянной церкви устроен существующий в настоящее время каменный храм во имя св. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из св. икон достопримечательны: храмовая икона св. Иоанна Милостивого древнего письма, изображение св. Иоанна украшено жемчужной ризой, а изображения других святых, изображенных на иконе – серебряной вызолоченной; икона Николая, чудотворца Можайского, икона украшена серебряной вызолоченной ризой; икона св. Троицы в серебряной вызолоченной ризе; древняя икона Воскресения Господня в такой же ризе; древняя икона св. Филиппа, митрополита Московского; а также деисус древнего письма и древняя резная из дерева плащаница. Причта при церкви по штату положено: священник и псаломщик. На содержание их получается около 1200 руб. в год. Дома для членов причта церковные. Приход состоит из части слободы Мстеры, 217 дворов, в коих по клировым ведомостям числится 649 душ муж. пола и жен. пола 722 души.

http://sobory.ru/article/?object=01894

На Ново-Николаевском погосте по переписным книгам 1678 г. на церковной земле значатся 4 двора бобыльских. Из этих церковных бобылей в 1764 г., по отобрании церковных вотчин, и образовалось село Ново-Николаевское с 7 крестьянскими дворами. В 1709 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, на погосте была построена новая церковь во имя Николая чудотворца. В 1733 г. эта церковь сгорела и к 1736 г. вместо нее уже была вновь выстроена церковь того же имени. Из храмозданной грамоты 1781 г., сохранившейся в церковном архиве, видно, что в то время на погосте было две деревянных церкви, ветхих уже, во имя св. Николая чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Вместо этих двух церквей в 1781 г. построен был в Ново-Николаевском каменный храм, который существует и в настоящее время. Наружный вид храма остается без изменений, а внутренние украшения его поновлены и исправлены. Престолов в храме три: главный – во имя Сретения Господня, в приделах – в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая чудотворца. Над главным престолом устроена сень. Из св. икон обращает на себя внимание Тихвинская икона Божией Матери, приложенная в 1832 г. помещиком Кайсаровым. Эта икона – точная копия с подлинной Тихвинской иконы Божией Матери, о чем свидетельствует надпись: «образ Пресв. Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинская, написан в 1738 г. Обложен Симоном Кайсаровым в 1755 г.». Риза на иконе медная вызолоченная, венцы украшены драгоценными камнями. Вне церкви на стене здания школы помещается особо чтимая прихожанами икона Николая чудотворца; в народе она почитается «явленною». В церковном архиве сохранилась грамота, данная на построение каменного храма в 1781 г. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 750 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Ново-Николаевского, сельца Муромцева и 10 деревень: в коих по клировым ведомостям числится 387 дворов, 1386 душ муж. пола и 1494 жен. В селе с 1868 г. существует земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=06164

Церковный ансамбль живописно вписан в окружающий ландшафт: храм стоит на крутом берегу Уводи так, что северная стена ограды с угловыми башнями практически нависает над кромкой обрыва. Между святыми (южными) воротами и юго-западной башней встроена каменная сторожка. Колокольня и высокий куб основного храма хорошо просматриваются издалека и с самых разных сторон, чему не мешает ни ограда, ни деревья. Архитектура храма свойственная русскому классицизму начала XIX в. Удачно вписываются в архитектурный стиль храма элементы, присущие суздальскому зодчеству XVII - XVIII вв. Существующая живопись на сводах первого этажа была заново выполнена последним представителем старой школы иконописцев Шороховых - Петром Ивановичем в середине 50-х гг. XX в. Когда и кем расписан холодный храм - неизвестнно. Конструкция иконостаса на втором этаже и живопись икон его относится к середине XIX в. (свойственна русскому классицизму, имеет много аналогий во Владимирской области). Все иконы выполнены маслом на деревянных досках в манере, свойственной художникам крупных иконописных мастерских Московской и Владимирской губернии. Наиболее старой является выносная икона Казанской Богоматери с двухсторонним изображением: с обратной стороны была ныне закрытая окладом икона Троеручницы. Хранится икона в алтаре холодного храма, выносится, когда совершается крестный ход вокруг церкви. Интересна и икона Сергия Радонежского, относящаяся к XVIII в. На иконе Владимирской Богоматери в левом нижнем углу сохранилась не совсем ясная надпись: " Сия святая икона написана и освящена на Афоне в русском Свято-Пантелеймоновском монастыре в конце XIX в. " В храме числится 8 икон, написанных на Афоне в XIX в. Интересно паникадило в холодном Казанском храме, трехъярусное, на 36 свечей, изготовлено в середине XIX в. из латуни, с использованием методов давления, штампа, чеканки, литья. Для чистки паникадило разбирали. До электрификации храма зажигали свечи, подставляя лестницу. Интересной частью комплекса храма являются и находящиеся в нем книги. Есть автографы дьяка московского печатного двора Андрея Васильева, монахов Троице-Сергиевой лавры, книги Великого храма. Многие находятся в плачевном состоянии.

http://sobory.ru/article/?object=02496

В 1901 г. взамен старой домовой церкви был воздвигнут Казанский собор. Вслед за ним была освящена церковь в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " при богадельне. Ее строительство осуществлялось по проекту калужского губернского инженера Б.А.Савицкого. Величавый 15-главый собор, напоминающий дворец из русской сказки, поражает своими размерами и в то же время изяществом. Построен он из красного кирпича, выполнен в так называемом " русском " стиле - с кокошниками, полуколоннами, щипцами, подзорами, узорчатыми наличниками арочных окон. Кровля храма с ее шатровыми завершениями - это целая симфония куполов и башенок. На северном и южном фасаде собора - шатровые крыльца, а на западном - арочный вход, который через галерею соединяет храм с трапезной. Месторасположение Казанского собора было выбрано не случайно. Когда еще никто не помышлял о том, что здесь будет монастырь, тогдашнему владельцу Шамордина помещику В.П.Калыгину было такое видение: ему явилась прекрасная церковь в облаках, стоящая прямо над его домом. А 30 лет спустя на этом месте вырос Казанский собор. Строился он по проекту Сергея Владимировича Шервуда, сына академика Владимира Осиповича Шервуда - автора здания Исторического музея и часовни-памятника героям битвы под Плевной в Москве. Взору входящих в собор открывался прекрасный бело-золотой иконостас в 4 яруса перед главным приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. За алтарем, вдоль восточной стены, располагался еще витражный иконостас. Солнечные лучи, проходя сквозь цветные стекла, создавали в храме атмосферу возвышенной радости, так что эта церковь была поистине небом на земле. Собор имеет несколько приделов; основные из них - в честь святителя Николая и священномученика Игнатия Богоносца. Главная святыня обители - Казанская икона Божией Матери. Преподобный Амвросий, увидев эту икону в первый раз, долго перед ней молился, а потом сказал: " Ваша Казанская икона несомненно чудотворная; молитесь ей и храните ее " . Сейчас местонахождение этого первого чудотворного образа неизвестно. Но Заступница усердная и в подобиях икон своих возжигает новые светильники благодати. Как раньше, так и теперь, сестры обители обращаются с молитвой к Казанской иконе, уповая на милость и всесильную помощь Пресвятой Богородицы. В архитектурный комплекс обители кроме собора входят больница, богадельня с церковью в честь иконы Божией Матери " Утоли моя печали " , приют, кирпичный заводик, мастерские, типография.

http://sobory.ru/article/?object=00905

Неподалёку от гробницы святого Василия Блаженного находится и другая гробница святого Иоанна Христа ради юродивого. Он, Иоанн Юродивый родился в Вологде. Он с юных лет начал проводил духовную жизнь, и для более строгой подвижнической жизни, надел на себя железные вериги и юродствовал в Москве. Царь Борис Годунов всегда чтил Блаженного Иоанна за его подвиги и благочестие. Святой Иоанн юродивый скончался в 1599 году и погребён был в Покровском соборе, в приделе Рождества Богородицы, где святые мощи его почивают под спудом. Во времена Всероссийских патриархов, в Покровскому собору совершался в неделю Ваий обряд шествия патриарха на осляти, напоминающий собой шествие Иисуса Христа во Иерусалим на вольное страдание и смерть. Шествие на осляти начиналось от Успенского собора, в сопровождении самого царя, бояр и народа, с ветвями Ваий. В этот собор каждодневно первого октября, совершался крестный ход из Успенского собора, в честь Псково-Покровской иконы Божией Матери. В воспоминание избавления города Пскова от нашествия поляков, бывшего в 1581 году, помощью и заступлением Богоматери, и в память победы над турками и татарами, после войны с ними, бывшей с 1726 по 1740 год 81 . Казанский собор (Близ Кремля на Никольской улице) Казанский собор построен был в 1630 году, в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, помощью которой совершилось чудесное избавление Москвы и всего русского царства от нашествия поляков. Здесь находится и чудотворная икона Божией Матери, которая составляет главную святыню Казанского собора. В 1579 году в городе Казани в одном благочестивом семействе явилась Божия Матерь, одной девице, которой повелевала дабы взяли икону Её из недр земли и указала место, где она была сокрыта. «Я видела во сне, говорила девица, икону Божией Матери, от которой исходило ужасное пламя, устремлявшееся на меня, и слышала голос говорящий: если ты не поведаешь глаголов Моих, то погибнешь». Когда стали копать землю на указанном месте, то обрели святую икону, как бы новоначертанную. Тогдашний архиепископ Казанский Иеремия со всем духовенством и народом совершил крестный ход к чудотворной иконе, и с великой честью препроводили её в ближний храм святого Николая. Когда сия новоявленная икона сделалась известной в городе, то все благочестивые христиане стали стекаться к этому новому источнику благодати; день и ночь совершались молебствия пред чудотворной иконой Богоматери, причём следовал ряд чудотворений.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

С весны 1848 года в г. Алатыре сильно свирепствовала холера, и какие врачебные средства ни принимались к её прекращению, ничто не помогало, и болезнь чем далее, тем с большею силою распространялась и уносила в безвременную могилу массу жертв. Тогда алатырцы вспомнили о своей усердной Заступнице и просили архимандрита монастыря Иезекииля сделать распоряжение о возвращении в Алатырь из уезда иконы Казанския Божией Матери. Возвращенная икона была встречена крестным ходом со всех приходских церквей далеко за городом и при большом стечении народа обнесена с молебным пением вокруг города, и на другой же день холера в городе прекратилась. Получив от Заступницы Небесной такое непостижимое милосердие, городской голова Новиков, в память такого события, исходатайствовал разрешение совершать крестный ход с этой иконою ежегодно 9 августа вокруг города. На месте первого сретения святой иконы воздвигнута на счет города каменная небольшая часовня. После крестного хода святой образ Казанския Божией Матери, предносимый монастырскими священнослужителями и братией, отправляется для молебствия по окрестным городам и селам, и продолжается это обхождение до самой Пасхи; на Пасху же святой образ возвращается опять в обитель, в г. Алатырь, и тогда обходит опять весь город по домам. О порядке обхода домов с иконою изложено в особом приложении к настоящему описанию. Святой образ Казанской Божией Матери иконописной работы, написан на липовой доске вышиной 6 1/2, а шириною 5 1/2 вершков. До 1803 года икона эта находилась в медном позлащенном киоте, а с того года настоятель Свято-Троицкого монастыря архимандрит Авраамий поместил ее в новый серебряный позлащенный киот с изображениями: на верху Св. Троицы и по сторонам св. Иоанна Богослова и преп. Сергия, а по углам икон Пресвятой Богородицы: Смоленской, Феодоровской, Иверской и Владимирской. На святую икону Казанскую архимандрит Авраамий в то же время сделал серебряную позлащенную ризу, украшенную драгоценными каменьями, с венцом из червонного золота, с надписью: «Изображение чудотворныя Иконы Казанския Божией Матери, что состоялось в городе Алатыре, в Свято-Троицком монастыре трудами архимандрита Авраамия».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Приобрести медицинское оборудование помогли благотворители Больницы святителя Алексия, а меценаты города Шуи с участием добровольцев сделали капитальный ремонт. Будущие сотрудники дистанционно обуча­лись в образовательном центре Больницы святителя Алексия. Для практических занятий специалисты приезжали в Шую. Больницу будет окормлять священник, с которым смогут общаться пациенты и их родственники. Для шуйского филиала в Москве написана икона святителя Алексия, митрополита Московского. Возведен главный храм Вооруженных Сил России 9 мая 2020 года в день 75-летия Победы в парке «Патриот» Одинцовского района Подмосковья завершилось возведение собора в честь Воскресения Христова — главного храма Вооруженных Сил России. 14 июня Святейший Патриарх Кирилл освятил этот храм. Храм построен из стекла и металла. Купол спроектирован в форме шлема святого благоверного князя Александра Невского. С внутренней стороны — изображение Архангела Михаила, предводителя Небесного воинства. Все храмовые пропорции символичны и отсылают к важнейшим датам, связанным с историей Великой Отечественной войны. Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 м (в 1945 году кончилась Отечественной война). Диаметр купола — 22 м 43 см (8 мая 1945 года в 22 ч 43 мин был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии). Высота звонницы составляет 75 м (в 2020 году исполнилось 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны). Высота малого купола составляет 14,18 м (1 418 дней и ночей длилась Великая Оте­чественная война). Главная икона храма — «Спас Нерукотворный» — написана на досках, сделанных из старинного орудийного лафета, поднятого со дна Невы. Прежде чем оказаться в главном воинском храме, икона преодолела более 57 тыс. км, побывав в 45 городах, храмах и воинских частях. Казанский собор возрождали всем миром В столице Татарстана воссоздан главный храм Богородицкого мужского монастыря — Казанский собор, сейчас проводятся внут­ренние работы по его благоукрашению. Эта обитель была первоначально женской, основана по указу царя Ивана Грозного в 1579 году на месте обретения Казанской иконы Божией Матери. Казанский собор, в котором пребывала икона, был построен в начале XIX века и разрушен в богоборческие 30-е годы XX века.

http://e-vestnik.ru/news/svetlye_novosti...

Накануне выступления против Казанского ханства (1552) Иоанн IV молился в Успенском соборе Коломны перед образом «пречистые, иже на Дону была с преславным великим князем Дмитрием Ивановичем» (ПСРЛ. Т. 29. С. 85). Победа способствовала прославлению иконы, получившей статус гос. святыни, перенесенной в придворный Благовещенский собор Московского Кремля. В Ливонской войне Д. и. также была заступницей и покровительницей правосл. воинов. В Полоцкий поход 1563 г. Иоанн IV взял с собой «непобедимую воеводу чюдотворную икону пречистые Богородици, сиречь Донскую, преже того стояла в соборном храме Успения пречистые на Коломне» (Там же. Т. 13. С. 347). В 1591 г. царь Феодор Иоаннович молился в походной церкви перед Д. и. о спасении Москвы от нашествия хана Казы-Гирея (Там же. Т. 14. С. 12). В 1591 г. в память о чудесном заступничестве Богоматери на месте походной церкви был основан Донской иконы Божией Матери московский мон-рь . Для него сделали список чудотворной иконы - «подобие пречюдные иконы пречистые Богородицы Донския» (Там же. С. 15). Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) Донская икона Божией Матери. XVIII в. (?) (Малый собор Донского мон-ря) В XVII в. Д. и. оставалась особо чтимой святыней, к ней, как к главной заступнице от «неверных», обращались при возникновении опасности вражеского нашествия. В 1646 г., во время нападения крымских татар на южнорус. земли (Украину), царь Алексей Михайлович, подобно Феодору Иоанновичу, молился перед Д. и. и нападение «агарян» было отбито. В честь этого события были совершены праздничные службы и крестные ходы с чудотворной Д. и. в Донской мон-рь (Выходы государей. 1844. С. 134; Забелин. 1893. С. 8-12), а в 1649-1660 гг. установлены ежегодные крестные ходы в день празднования Д. и. Во время больших крестных ходов Д. и. выносили вместе с чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. В период войн с Турцией в XVII в. (Чигиринские походы (1677-1678) и Крымские походы кн. В. В. Голицына (1687 и 1689)) почитание Д.

http://pravenc.ru/text/178950.html

Безбожный советский период не пощадил венчавшего Святогорье Преображенского храма — в середине 1920-х годов материал от разборки церкви был использован для строительства электростанции санатория. Замечательное описание Преображенского храма оставила Екатерина Жилинская: «…Пройдя последний поворот влево, с довольно крутым подъёмом, открываются ворота ограды и перед глазами — церковь Преображения Господня, редкой причудливой архитектуры, увенчанная серебристым куполом и ярко горящим на солнце крестом. Храм этот, благодаря тому, что построен на высокой горе, виден на очень далёкое расстояние от Святых Гор: первый — он ещё издалека приветствует путников, едущих и идущих в святую обитель; последний — их и провожает ещё долго и долго из мирной обители… Церковь эта двухэтажная. Наверху Престол во имя Преображения Господня; храм этот невелик, но все в нём изящно, со вкусом. Иконостас без всяких украшений, дубовый, академической прекрасной резной работы, некрашеный, стоит 7000 рублей. Царския врата из кипариса, такой же резной работы, как и иконостас, с изображением на них Благовещения Пресвятой Девы, а несколько ниже — четыре Евангелиста, стоящие в ряд, над Царскими вратами изображение Тайной Вечери, а над нею икона Нерукотвореннаго Спаса. В алтаре, на горнем месте, во всю стену большая икона Преображения Господня: Спасителя и Пророков окружают прозрачныя голубыя облака. На жертвеннике икона «Спаситель, молящийся о Чаше». В нижнем этаже — храм во имя Казанской Божией Матери. Иконостас его выкрашен в белую краску и весь украшен золотою резьбой. На Царских вратах — Благовещение и четыре Евангелиста, над царскими вратами — Тайная Вечеря. На местном образе Спаситель изображён несущим Свой Крест, местная икона Божией Матери выдается своей живописью. Во всем Святогорском монастыре нет другой иконы, по живописи подобной этой — Лик Богоматери и Ея Предвечнаго Младенца положительно, как живые, выделяются из фона холста. Бесконечная любовь, милосердие, кротость — всё светится во взоре и каждой черте пренепорочнаго Лика Богоизбранной Отроковицы, на Ея руках сидящий Богомладенец поднял для благословения Свою младенческую Десницу; взор Его, как и весь Лик, столь прекрасен, что описать Его нельзя, таковым верно видел Его во время бегства Святаго Семейства в Египет разбойник, воскликнувший, что если б Сам Бог сошел на землю, не мог бы быть прекраснее этого Дитяти. С трудом только можно оторвать свой взор от этой иконы. Писал её петербургский художник Кадунов в 1876 г. Икона эта — дар Святым Горам Т.Б. Потёмкиной. В верхнем ярусе иконостаса помещаются четыре небольших иконы страданий Господа нашего Иисуса Христа. На горнем месте прекрасно изображён Распятый на Кресте Спаситель. На жертвеннике — страждущий Божественный Учитель в терновом венце и багрянице» (Жилинская Е. Святогорская Успенская общежительная пустынь. – Одесса, 1902).

http://sobory.ru/article/?object=45670

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010