Не более как в продолжение шести лет Иисус Навин истребил тридцать одного царя, и сделал Евреев обладателями земли Ханаанской, от пустыни Аравийской до горы Ливана. Правда, еще оставались незавоеванными приморские города Филистимлян и другие, особенно нагорные, места, в которых держались прежние жители: но так как Иисус был уже очень преклонных лет, то Бог повелел ему разделить завоеванную землю в удел девяти коленам с половиною. Раздел производили Иисус Навин, Элеазар первосвященник и начальники из поколений Израилевых по жеребью, сначала в Галгале. Колену Иудину отдана была южная часть земли Ханаанской, между Мертвым морем и Средиземным; среди ее Хеврон со всею горою, на которой он был расположен, уступлен был Халеву, в награду за услугу, оказанную им 45 лет тому назад, во время обозрения земли Ханаанской. Потом даны уделы потомкам Иосифа, колену Ефремову и половине колена Манассиина. Колено Ефремово заняло самую средину земли Ханаанской, между Иорданом и Средиземным морем. Среди удела Ефремова находился город Силом, в который теперь перенесена была из Галгала скиния, и куда собралось все общество сынов Израилевых. Отселе послано было по три человека из тех семи колен, которые еще не получили удела, чтобы описать землю и распределить ее на семь участков. Посланные исполнили возложенное на них поручение: и Иисус Навин бросил им жребий в Силоме перед скиниею и, по указанию жеребья, роздал участки. Оказалось, что этим жеребьем распоряжался Тот, Кто устами умирающего Иакова, благословляя сынов его, предназначал места обитания для их потомства. По разделении всей земли, Израильтяне, по повелению Господню, дали самому Иисусу на горе Ефремовой город Фамнаф-Сару, которого он желал; назначили по три города на западной и восточной стороне Иордана для убежища невольным убийцам, и выделили из всех колен 48 городов для левитов. Из числа этих городов тринадцать, в сопредельных коленах: Иудином, Симеоновом и Вениаминовом, предоставлены были жребием для жительства священникам, сынам Аароновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Переход через Иордан После смерти Моисея, Господь сказал Иисусу Навину: – Моисей, раб мой, умер. Теперь ты встань, и со всем народом перейди Иордан, чтобы взять во владение землю, которую Я даю сынам Израилевым. Мужайся и крепись! Не страшись и не ужасайся, ибо везде, куда ни пойдешь, будет с тобою Господь. И велел Иисус Навин всему народу приготовиться и очиститься, и сказал: – Завтра сотворит Господь среди вас великие чудеса. Утром, на другой день Иисус сказал священникам: – Возьмите ковчег завета и идите впереди всего народа. И как только дойдете до Иордана и вступите в воды его, тотчас остановитесь. Священники подняли ковчег завета и пошли к Иордану. Была ранняя весна (время жатвы), река разлилась и вышла из берегов. Священники с ковчегом завета смело вошли в воду, и остановились. Совершилось великое чудо. Река, словно от удара поперек, разделилась на две половины – нижнюю и верхнюю. Воды нижней половины утекли в море и иссякли: обнажилось речное дно. Воды же верхней половины остановились и поднялись стеною. Тогда священники с ковчегом завета вышли в опустевшую ложбину реки и остановились посередине. После того, двинулся весь народ и переходил мимо ковчега на другую сторону. Выбранные из всего народа двенадцать человек взяли с собою по камню со дна реки и вынесли эти камни на берег. Наконец, весь народ перешел на западную (правую) сторону реки. Тогда и священники с ковчегом двинулись с середины реки на берег. Иисус Навин велел собрать на дне рек» еще 12 камней и положить их на дне, на том месте, где стояли ноги священников. Лишь только священники вступили с ковчегом на берег реки, тотчас, вода, стоявшая стеной поперек, бросилась в речное русло и понеслась в море по-прежнему. Израильтяне от берега двинулись далее к западу и остановились на ночлег в Галгале. И взял Иисус Навин двенадцать иорданских камней, поставил их в Галгале, вроде, памятника и сказал израильтянам: – Когда пройдет много лет, и дети будут спрашивать отцов своих: «зачем лежат здесь эти камни?», то скажут им отцы их: «в память того, что вода Иордана расступилась пред ковчегом завета, и Израиль перешел чрез Иордан посуху». Читать далее Источник: Завет Божий в повествованиях для учащихся детей : Книга для чтения и рассказывания : По программе свящ. истории для начал. шк. изложил П. Мироносицкий. Ч. 1-. - Петроград : Синодальная тип., 1916. - 21. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Miron...

После этого земля была по жребию разделена между коленами Израиля, и были выделены города для священников, а часть этих городов стала городами убежища, где укрывались невольные убийцы. По велению Господа священники и левиты должны были жить за счет десятины (десятой части доходов), которую приносили им израильтяне, а те молились Богу за народ, учили его Закону Божию и осуществляли правосудие. По Закону Бога земля не может быть частной собственностью, но дается людям во владение, поэтому и использовался жребий, дабы показать непосредственное действие Творца. Так Господь Бог исполнил то, что обещал: отдал евреям Землю обетованную. Кончина Иисуса Навина (Нав. 22–24) После окончания священной войны Иисус Навин отпустил в заиорданские владения людей колена Рувима, Гада и половину колена Манассии, повелев им сохранять Заповеди Господа; они же, перейдя реку, поставили символический жертвенник в знак того, что они часть единого народа Божия. Сам военачальник получил по своей просьбе город во владение. Наконец, почувствовав приближение смерти, Иисус Навин собрал всех израильтян в Сихем, где была скиния. Там он сказал: – Так говорит Господь: «За рекой жили ваши отцы и служили другим богам, но Я вывел отца вашего, Авраама, и привел его в эту землю. Его внук Иаков поселился в Египте. Но оттуда Я вывел вас. И дал вам во владение эту землю, послав перед вами шершней, которые поражали хананеев, и дикие звери нападали на них. И вот вы живете в домах, которых не строили, и пьете из колодцев, которых не копали». Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности. Если же вам неугодно служить Ему, то выберите себе других богов, а я с детьми буду служить Ему, ибо Он свят. И народ ответил: – Нет, только Господу мы будем служить. Ведь Он прогнал от нас врагов наших, которые жили на этой земле. Иисус Навин сказал, что если они готовы служить Господу, то пусть отбросят идолов, потому что Бог не потерпит двоеверия, и возгорится тогда гнев Его. Они подтвердили свое решение. Тогда Иисус заключил завет с народом, прочитал Пятикнижие и вписал в него все то, что произошло в период завоевания. Потом он взял огромный камень и положил его рядом с дубом около святилища – свидетелем завета. Если народ нарушит завет, то камень будет обличением ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Что Мертвое море для живых вод, то ад для умирающих. Потому Павел говорит: « Не говори в сердце твоем: … кто сойдет в бездну? То есть Христа из мертвых возвести » ( да не речеши в сердцы твоем: кто снидет в бездну? Сиречь Христа от мертвых возвести ) (Рим. 10:6, 7). Итак, относительно этого Иордана, истекающего из живых источников и разрешающегося в мертвое море, все чудодеяние Божие совершалось (для того), чтобы живая вода не текла более к смерти. Трижды его разделил Бог, чтобы в нем не было более течения к мертвому морю, но чтобы он востекал к древним живым корням. Он был рассечен при Иисусе Навине; рассечен был и при Илии, когда милотью он рассек его; рассечен был Елисеем, когда, возвращаясь, он рассек его. Первый Иисус Навин рассек Иордан, и слушай, как. Не остановил струи источников, но обратил воду назад, как свидетельствует псаломопевец словами: « Что с тобою, море, что ты побежало, и [ с тобою ] , Иордан, что ты обратился назад? » ( что ти есть море, яко побегло еси, и тебе Иордане, яко возвратился еси вспять ) (Пс. 13:5). То, что позади, сделалось источниками. Спаситель, освобождая наш род от течения к смерти, делает, что он более не течет к смерти, но возвращается к древним живым корням, не разрешается в Мертвое море. Итак, восстановляется смертная природа в древний вид. Ни один рассекатель Иордана не является без некоторого символа. Иисус Навин рассек с кивотом, Илия с милотью, Елисей рассек опять с милотью учителя. Так как смертная природа не достаточна была сама по себе остановить течение, то входит Иисус (Навин) первый, с именем Владыки, неся с собой кивот, символ Владычного тела. И оказывается, Иордан ни Иисуса не почтил, (как) только человека, разумею Навина, ни Иудеев не устыдился, ни перед священниками не поворотился. И чтобы показать, что не народу он уступает, но кивот уважает, Иисус говорит: « Вот, ковчег завета Господа всей земли пойдет пред вами чрез Иордан… и как только стопы ног священников, несущих ковчег Господа, Владыки всей земли, ступят в воду Иордана, вода Иорданская иссякнет » ( се кивот Господа всея земли преходит Иордан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

50. Завоевание и разделение земли Обетованной Царь иерусалимский, услышав, что Иисус Навин взял Гай и предал его заклятию и что жители Гаваона заключили мир с Израилем, очень испугался и послал к разным ханаанским царям звать их к себе на помощь. Пять ханаанских царей собрались и расположились станом около Гаваона, чтобы воевать против него. Жители же Гаваона послали к Иисусу Навину посольство просить о помощи. Иисус Навин выступил против царей со своими храбрыми воинами и напал на них внезапно. Господь привел войска царей ханаанских в смятение и евреи поразили их. Господь же бросал на них с небес большие камни (град) и больше из них было таких, которые умерли от града. Сражение продолжалось целый день. День склонялся к вечеру. Желая поразить своих врагов до наступления ночи, Иисус Навин воскликнул: «Стой, солнце, и не движись, луна!» Солнце остановилось и луна стояла, пока народ поражал своих врагов. Пять царей бежали и скрылись в одной пещере. Они были оттуда взяты и повешены на пяти деревах, а потом трупы их были брошены в пещеру, в которой они скрывались, и к этой пещере навалили груду камней. После поражения и истребления нескольких других царей ханаанских земля была завоевана и разделена между потомками сыновей Иакова (коленами) на двенадцать частей. Одному колену, колену Левия, которое состояло из священников, не было дано никакого удела. Вместо колена Левия по одному наделу было дано потомкам сыновей Иосифа, которые назывались коленами Ефремовым и Манассииным. Ханаанские народы не все были истреблены после этого завоевания. Некоторые народы ханаанские остались (филистимляне, моавитяне, аммонитяне, мадианитяне, сирийцы и друг.), нападали на Израиля, когда он отступал от Бога, и притесняли его. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: " Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой " (Пс.94:11). Откуда видно, что войдем в покой мы, которые уверовали? Из того, что сказал Бог, что не уверовавшие не войдут. Это становится понятным из противопоставления: как для не уверовавших возмездием за их неверие служило то, что они не вошли в покой, так, напротив, мы, уверовавшие, получим в награду за свою веру то, что войдем. Хотя дела Его были совершены еще в начале мира. Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмой от всех дел Своих (Быт.2:2). И еще здесь: " не войдут в покой Мой " (Пс.94:11). Казалось бы, эта речь несообразна, но на самом деле не так: она говорит о том, что не может кто-нибудь сказать, что Давид говорит о покое субботнем. Ибо как говорит о нем, когда он был давно и когда мир с самого начала получил устроение? Ясно, что Давид говорит о каком-то другом покое. Этот покой относится к будущему, так как, очевидно, должны же кто-нибудь войти после этого. И подобно тому, как суббота в Писании называется покоем, и ничто не препятствовало, чтобы после этого покоем было названо вступление в обетованную землю; так и теперь ничто не препятствует, чтобы после этого древнего покоя был назван и будущий, разумею Царство Небесное, в которое не войдут не уверовавшие. Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, то еще определяет некоторый день, " ныне " , говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: " ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших " (Пс.94:8, ср. Евр.3:8). Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. Всем этим старается показать, что Иисус Навин не мог ввести в этот покой, о котором речь и у Давида, и у нас теперь. Так как Навин не ввел, а Давид после столь долгого времени снова говорит: не ожесточите сердец ваших, подобно отцам, которые вследствие неверия не вошли, и дает нам основание от противного заключать, что мы войдем, если уверуем. Очевидно, что это - покой будущий, и он ожидает нас. Ибо не о Палестине, без сомнения, говорил Давид: они тогда владели уже ею; также и не о седьмом дне речь: он был от сотворения мира. Следовательно, существует некоторый третий покой, - Царство Небесное, в который вводит истинный Иисус и вера в Него.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

В самом деле, в Вавилоне глагол «покоиться» по отношению к луне означает «затмение». И в самой Библии есть подобное, когда идея остановки применительно предмету, который светится, означает, что свет померк и помрачился. Из пророка Аввакума: «О свете восхода твоего забывает солнце, луна останавливается на месте своем от блеска твоих летящих стрел, от сияния сверкающего копья твоего» (Авв.З, 10) В случае Иисуса Навина солнце, возможно, померкло, давая таким образом отдых и новые силы израильтянам. А померкло оно потому, что скрылось за мощными тучами с каменным градом, которыми осыпал бегущих врагов. Такой смысл можно придавать тем текстам, с которыми мы ознакомились, читая книгу Иисуса Навина. В конце своей книги Иисус Навин дает завещание, обращаясь к израильтянам со словом назидания и благословения. Сначала он говорит слова назидания двум с половиной коленам, затем говорит назидание остальным девяти с половиной коленам. Основная мысль этого назидания сводится к тому: «Вот, – говорит Иисус Навин – я ныне отхожу в путь всей земли. А вы знаете всем сердцем вашим и всею душею вашею, что не осталось тщетным ни одно слово из всех добрых слов, которые говорил о вас Господь Бог ваш; все сбылось для вас, ни одно слово не осталось не исполнившимся. Но как сбылось над вами всякое доброе слово, которое говорил вам Господь Бог ваш, так Господь исполнит над вами всякое злое слово, доколе не истребит вас с этой доброй земли, которую дал вам Господь Бог ваш. Если вы преступите завет Господа Бога вашего, который он поставил с вами, и пойдете и будете служить другим богам и поклоняться им: то возгорится на вас гнев Господень, и скоро сгибнете с этой доброй земли, которую дал вам Господь.» ( Нав. 23:14–16 ) Не случайно – только что вошли, начинают жить и сразу такое предупреждение: помните о высоком служении! Господь не случайно истребляет народы пред лицом вашим и дает вам возможность жить. В завещании Иисус Навин рассматривает весь исторический путь Израиля, начиная с патриархов и кончая вхождением в землю обетованную.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Ибо человек ничего не привносит от себя в предлагаемое, но все это есть дело силы Божией, и Бог-то освящает вас в таинствах и чрез недостойных священнослужителей» 12 . Времена Руфи – времена, когда осуждали судей, преподавателей Закона Божия, когда осуждали религиозных лидеров (священников и первосвященников), и это породило кризис социальный и политический. Если мы внимательно читаем Священное Писания, то узнаем, что когда умер Аарон, то траур по Аарону совершался тридцать дней ( Чис.20:29 ). Когда умер Моисей, траур по Моисею совершался тоже тридцать дней ( Втор.34:8 ), но вот когда умер Иисус Навин, в Писании нигде не говорится, что по нему совершали траур… Почему? Иисус Навин ввел народ Божий в землю обетованную – поделил участки земли, судил и давал наставления. Умирает Иисус Навин – никому нет дела до траура: кто-то пашет свое поле, кто-то ставит изгородь, кто-то сажает виноградник, кто-то заботится о построении домов, обустраивает стены городов. Появилось неуважение к духовным лидерам. Период Судей – это период, когда судили судей, когда осуждали священнослужителей. Это было прямым нарушением божественного принципа: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Это отступничество начинается со смерти Иисуса Навина и оканчивается тем событием, о котором мы читаем в Книге Руфь: « Когда управляли судьи, случился голод на земле ». Иначе непонятно: зачем, сказав о судьях, писатель говорит о голоде – и наоборот. Конечно, мы все занятые люди; конечно, у нас есть проблемы. Но очень важно понять, что благосостояние наше – материальное – в той или иной степени напрямую зависит от благосостояния духовного. Сказано: «Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде пред лицем Господа Саваофа? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое» (ст. 15–20). Часть вторая (гл. XXXI–XXXIV). – Во второй части Второзакония повествуется о последних распоряжениях Моисея, о последних откровениях ему Бога и о кончине его. – Записавши свои последние законодательные речи (– второй закон) в книгу, Моисей опять собрал всех сынов Израилевых и объявил им, что не может долее предводительствовать ими, ибо по воле Божией не должен перейти Иордана, что при помощи Божией Иисус Навин будет предводительствовать ими и победить Ханаанских народов, и они не должны бояться этих народов (31:1–6). Затем Моисей призвал Иисуса Навина и, убеждая его быть мужественным, ободрял его тем, что он предназначен ввести народ этот в землю обетования и разделить ее ему на уделы (ст. 7 и 8). Потом, передавая священникам и старейшинам книгу Второзакония, Моисей заповедал им читать закон сей всему народу в субботний год, в праздник кущей (ст. 9–13). После этого, по повелению Божию, Моисей вместе с Иисусом Навином стали у входа в скинию, и Господь здесь явился им в столпе облачном и, объявив Моисею, что после его смерти народ отступить от своего Господа, впадет в идолопоклонство, нарушит завет и тем вызовет грозный суд Божий, повелел им написать обличительную песнь и научить ей сынов Израилевых во свидетельство на них и в оправдание грозных судеб Божиих, а Иисусу Навину Господь сказал, чтобы он был тверд и мужествен в предстоящем завоевании Ханаана (ст. 14–23). Моисей тот-час же составил по вдохновению Божию и написал такую обличительную песнь; пересмотрел все свои прежние писания и составил одну книгу Закона, которую передал священникам и левитам, носящим кивот завета, и повелел хранить ее одесную ковчега завета во святом-святых, а потом приказал собрать всех старейшин колен, судей и надзирателей (ст. 24–29). Пред собравшимися начальниками Моисей произнес боговдохновенную обличительную песнь (31:30–32:43). Потом Моисей и Иисус Навин изрекали эту песнь и всему народу и учили запомнить ее наизусть (ст. 44–47). Наконец Господь повелел Моисею взойти на гору Невò, чтобы посмотреть оттуда на прекрасную землю Ханаанскую и умереть (ст. 48–52). Теперь пред самою своею кончиною Вождь народа собрал все двенадцать колен израилевых и подобно умирающему патрхарху Иакову изрек каждому колену свое прощальное пророческое благословение, а на всего Израиля призвал благословение Господа, хранителя его и защитника от всех врагов (гл. XXXIII). После этого Моисей взошел на гору Нево, на вершину Фасги, откуда Господь чудесно показал ему всю землю обетованную и где Моисей и умер «словом Господним»; погребен же он был в долине против Веффегора, но место погребения его осталось для народа неизвестным. Сыны Израилевы оплакивали своего великого вождя тридцать дней (гл.34:1–8). Иисус Навин, исполненный духа премудрости, был достойным преемником Моисея; но пророка, подобно Моисею, как сам он предсказывал (ср. 18:15), не было у Израиля (ст.9–12).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

Конечно, слово – брат употреблено здесь в несобственном смысле, но в таком же только смысле оно могло быть употреблено и по отношению к иудеям; разница лишь в большей или меньшей степени широты этого смысла. Таким образом и самое ясное место в пользу отличия халевитов от иудеев, а чрез то и от израильтян, не указывает этого отличия. Подтверждение той нашей мысли, что Халев в приведенных выше местах лишь выделяется из целого без прямого противоположения ему, как к нему не принадлежащий по своему происхождению, могут дать и некоторые другие подобные места той же книги Иисуса Навина. В местах этих как бы ставятся на одну линию целое и часть его и чрез это как бы различается последняя от первого, как не подчиняющаяся ему; но отсюда ни коим образом не следует, что она и действительно не принадлежит ему. Так Иисус Навин, отправляя соглядатаев в Иерихон, говорит им: «пойдите, осмотрите землю и Иерихон» ( Нав.2:1 ). Следует ли отсюда, что Иерихон не принадлежал к той земле, осмотреть которую они должны были? В 3:1 Иисус Навин сопоставляется со всеми израильтянами: «он и все сыны израилевы». «Сыны израилевы дали среди себя удел Иисусу, сыну Навину» (19:49). Как будто Иисус Навин не был израильтянином? Сыны Рувима, Гада и полуколена Манассиина противополагаются сынам израилевым. «И сыны Рувима, и сыны Гада и половина колена Манассиина перешли, говорится в одном месте, вооруженные впереди сынов израилевых (4:12)». «И возвратились и пошли сыны Рувимовы и сыны Гадовы и половина колена Манассиина от сынов израилевых из Силома» (22:9; ср. 11–13,14,21,23). Подобным образом и левиты противополагаются сынам израилевым. «Начальники поколений левитских пришли, говорится.., к начальникам поколений сынов израилевых» (21:1). «И дали сыны израилевы левитам из уделов своих города» (Ст. 3, 8). В этих местах никоим образом не намекается на какое-либо родство между рувимлянами, гадянами и манасситянами и левитами с одной стороны и остальными израильтянами с другой; но следует ли отсюда, что первые не были родственны последним и не составляли вместе с ними одного израильского народа? Очевидно, нет, и в другом месте рувимляне, гадяне и манасситяне называются прямо братьями остальных израильтян (1:14,15). Но следует также с очевидностью, что именно писатель книги Иисуса Навина, говоря о какой-либо части целого, в её отношении к этому последнему, мыслит о ней или, но крайней мере, говорит о ней, как бы о равноправной, самостоятельной и независимой величине наряду со своим целым. Такое противопоставление части целому заметно, особенно в книге Судей в рассказе о войне сынов Израиля с вениаминянами (20:3,12,14,20,24,30 и др.). Но было бы ошибочно заключать из этого, будто вениаминяне не израильтяне. И израильтяне называют Вениамина прямо своим братом (20:23; 21:6).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010