– Но у православных к католикам – гораздо более осторожное отношение… – У многих православных в России – да. И даже неприязненное. Тысячелетие противостояния дает о себе знать. Кроме того, с первых же недель перестройки в России католические священники и епископы начали заниматься откровенным прозелитизмом. Это доверия не прибавило. Сейчас условия другие, и возможности лучше понять друг друга, трудиться совместно значительно укрепились. Особенно в Южной Америке. Особенно после визита Святейшего Патриарха. – Но, по-моему, этим все пользовались, не только католики. – Да. Неопротестанты старались на порядок усерднее: строили огромные «Залы Царства», арендовали стадионы, печатали многомиллионные тиражи своих журналов. Целая армия агитаторов-пропагандистов улавливала в свои тоталитарно-деструктивные сети доверчивых россиян. И, конечно, стремилась во все уровни власти. Словом, тот же сценарий, что и ныне в Южной Америке. – Я думала, дело в том, что некоторые каноны запрещают совместную молитву с инославными, или в том, что некоторые святые отцы, например, ваш небесный покровитель святитель Игнатий Брянчанинов, в своих трудах довольно резко высказывались об инославных – говорили, что они не спасутся. – Он действительно так писал. Однако с католиками общался. Например, пригласил французского посла в монастырь в Ораниенбауме, который возглавлял 25 лет. Сопроводил в храм, на богослужение, вместе с ним там находился, возможно, молился тогда же, затем пригласил его в трапезную, долго с ним беседовал. За что и поплатился. Когда государю доложили, что святитель Игнатий в государев монастырь пригласил французского посла, последовали какие-то прещения. Так что да, он имел мнение о том, что католики не спасутся. Однако это не мешало ему поддерживать с ними нормальные отношения. – Вы были, кажется, на фестивале конфессий в Аргентине? А что это такое? – Это не был фестиваль конфессий. Был замечательный вечер, великолепное действо. В чем оно заключалось? В городе Сан-Николас, недалеко от Буэнос-Айреса, католический священнослужитель заканчивал ремонт своего храма – большого, великолепного. И решил по этому поводу организовать концерт. Пригласил всех знаменитых эстрадных артистов Аргентины, и они собрались. Пели о вере, Боге, Его любви и Церкви. О святых. Среди артистов был один молодой человек, слепой от рождения… И руки у него плохо действовали – гитару держать не мог. Так вот, ему помогли выйти на сцену, усадили на стул, положили гитару на колени, как гусли, и он играл и пел. Потрясающе, прекрасно! Таким чистым, светлым, сильным голосом! Потрясающе спел.

http://pravmir.ru/creative/dezhurnyiy-po...

В нашем хоре незримо участвуют и горнии силы, потому что и горнии хоры, херувимы и серафимы заняты тем же непрестанно воспевают Бога.Святитель Иоанн Златоуст (39, 91). БОГОПОЗНАНИЕ Телу невозможно жить без дыхания, и душе невозможно существовать, не зная Творца. Святитель Василий Великий (7, 193). Нет ничего подобного сладости познания Божия. Преподобный Исаак Сирин (55, 166). Величайшее, единственное благо для человека - познание Бога. Прочие блага в сравнении с этим недостойны называться благами. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 623). Не видящий солнца будет жить ведь слепой живет, зная о солнце по слухам, а души, лишенные света богопознания, мертвы, хотя и считают себя живыми. Святитель Иоанн Златоуст (44, 822). Если кто не узрит Бога, не может и познать Его, а если не познает Его - не может и познать волю Его. Преподобный Симеон Новый Богослов (61, 118). До падения человека тело его было бессмертно, чуждо недугов... косности и тяжести... Облеченный в такое тело... человек был способен к чувственному видению духов, к разряду которых он принадлежал душой, был способен к общению с ними, к тому Боговидению и общению с Богом, которые сродны святым духам (110,8). ...Единственное и неоценимое приобретение человека на землепознание Христа и усвоение Христу. Будет ли желать приобретений и наслаждений временных желающий стяжать это сокровище? Епископ Игнатий (Брянчанинов) (109, 145). О беспредельности Богопознания и непознаваемости сущности Божией Величие естества Божиего не ограничивается никаким пределом, никакая мера ведения не служит таким пределом в Его постижении. И нет предела, за которым жаждущему высокого познания следовало бы остановиться в стремлении " в предняя " . Напротив, ум, высшим познанием восходящий к горнему, находится в таком состоянии, что всякое совершенство познания, достижимое для естества человеческого, вызывает пожелание еще более высоких познаний (19, 155). Божественные тайны открыты вам, люди, насколько слух человеческий их может принять. Стремящиеся к благочестивому боговедению, насколько вмещает ваш разум, возносите славу Богу, зная, что сколько бы ни возрастало ваше знание,даже если бы вы превзошли самые высшие системы понятий о Боге, и тогда обретенное вами и восхищающее вас не само еще Искомое, но только подножие ног Его.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Когда он увидел все это, то обнял и поцеловал это в душе и тотчас поступил в подчинение к старцу Неофиту. Папа-Игнатий не думал, есть ли у него вода или хлеб, а только благодарил Пресвятую Богородицу за то, что Она сподобила его Своей милости и передала в руки великого аскета. На Катунаках царило тогда крайнее молчание, вечная молитва, постоянные слезы. Там даже не было церкви, и, если отцы хотели причаститься, они шли в Малую Анну или в большой скит Святой Анны. С благословения монастыря 287 папа-Игнатий был пострижен в монашество. Добродетель его видели все отцы и просили Великую Лавру рукоположить его во священника, и не только рукоположить, но и сделать его духовником, притом, что ему тогда было всего 26 лет. Все отцы, безмолвствовавшие в то время на Катунаках, видели, что это был не человек, а сверхчеловек! Он имел такое послушание, что даже для удовлетворения естественной телесной потребности клал поклон своему старцу Неофиту. Старец посылал его разутым по снегу в Карею, и тот никогда не отказывался. И все – русские, сербы, болгары, румыны – приходили и исповедовались у него, потому что видели его преподобническую жизнь». Прекрасным духовным наставником и совершителем Таинства исповеди был Михаил Слепой из храма Святых Архангелов в квартале беженцев Новая Швейцария в Афинах. (Этот храм был подворьем каливы Введения во храм Пресвятой Богородицы скита Святой Анны.) Бесчисленное множество душ, найдя в папа-Михаиле опытного и рассудительного советчика и отца, спешило сложить с себя бремя грехов, утолить свою жажду чистейшей водой православного предания и учения под епитрахилью этого слепого духовника, в его духовной пристани. Храм святогорца папа-Михаила стал православным оазисом, прохладой и утешением в пустыне окружающего мира, особенно в тот период, когда в столице подули чуждые ветры рационалистического протестантизма, принесенные баварцами в лице Оттона и его преемников 288 . В скиту Святого Димитрия монастыря Ватопед в конце XIX века жил знаменитый духовник иеромонах Дионисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Духовник же, еще не слышавший никаких подробностей происшедшего, вместо иного ответа произнес с отеческой любовью: – Ну, Хрисанф, золотой цветик 268 (так он обычно любовно называл монаха), не робей, не страшись убивающих тело, души же не могущих убить 269 . Этими словами отец Хрисанф был поражен еще раз. Слепой духовник (это событие случилось в 1922 году, когда тот уже утратил зрение), оказывается, мог видеть! Его душа словно бы обладала некими «радарами», способными почувствовать многое. Глаза внутреннего человека 270 были велики, как и у пророков. Старец знал суть дела прежде, чем ему могли обо всем рассказать. Святой Дух, обитавший в его сердце, сообщал ему все необходимые сведения. «Как лице ангела» 271 Святой Григорий Палама , проповедник православного мистицизма, говоря о свете, Божественном просвещении и священном блаженстве, между прочим, пишет в «Триадах в защиту священно-безмолвствующих»: «...тело тоже как-то приобщается к умному действию благодати... Так, лицо Моисея сияло, когда внутренний свет ума перелился на тело, и настолько сияло, что чувственно смотревшие на него не могли вынести небывалого блеска. Так, чувственное лицо Стефана казалось лицом ангела, потому что и его ум, ангелоподражательно и ангелоподобно наитием или принятием соединясь в таинственном приобщении с надмирным Светом, тоже стал подобен ангелу». Отец Игнатий также принадлежал к числу святых мужей, достигших, подобно Моисею, мрака, который превыше света, и погрузившихся в сияние Божие. Нетварный Свет не только просветил его внутреннего человека, но и передал свое сияние внешнему, заставив его лицо сиять, словно ангельский лик. Я должен выразить благодарность иеромонаху отцу П. (он не захотел, чтобы его имя было упомянуто здесь), ибо он поведал мне об одном необыкновенном событии из жизни святого духовника. С этим монахом я разговаривал, когда ему было свыше семидесяти лет. Но, несмотря на пожилой возраст, его память находилась в прекрасном состоянии, и в ней с удивительной точностью сохранились все афонские события того времени, когда отец П. начинал свой монашеский путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Что на сирийском языке было известно в древности более, нежели три вышеупомянутых послания Игнатия, это доказывается изданными Кюртоном же сирийскими отрывками из других его посланий. Послания святого Игнатия, за исключением послания к римлянам, направлены против современных ему лжеучений: с одной стороны, иудействующих, почитавших христианство только дополнением к иудейству и со слепой привязанностью к ветхозаветному закону соединявших уничижительное понятие о лице Иисуса Христа и Евангелии, а с другой – докетов, односторонне понимавших божество Христа Спасителя, не признававших в Нем ничего человеческого, отрицавших действительность Его воплощения, страданий и воскресения. По обстоятельствам, в которых находился епископ Антиохийский, когда писал свои послания, он не столько излагает и опровергает те лжеучения, сколько предостерегает от них христиан и в кратких, но исполненных духа и силы выражениях свидетельствует и внушает им принятую от апостолов веру свою в истинное божество и человечество Искупителя. Преимущественно же святой Игнатий против заразы ложными учениями предлагает не обширные теоретические доказательства, но практические ограждающие меры: удаление от еретиков, единение церковное в вере и любви и повиновение епископу, как видимому представителю Невидимой Главы Церкви. «Некоторые имеют обычай, – пишет он к ефесянам, – коварно носить имя христиан, между тем делают дела, недостойные Бога; от них вам должно убегать, как от диких зверей, ибо это бешеные псы, исподтишка кусающие» ( Eф. VII ). «Умоляю вас, – пишет к траллийцам, – не я, но любовь Иисуса Христа, питайтесь одною христианскою пищею, а от чуждого растения, какова ересь, отвращайтесь; к яду своего учения еретики примешивают имя Иисуса Христа… они подают смертоносную отраву в подслащенном вине» (Трал. VI). «Вступив в сожительство с Богом, оказывайте друг другу уважение, и никто не взирай по плоти на ближнего, но всегда любите друг друга во Иисусе Христе. Да не будет между вами ничего такого, что могло бы разделить вас, но будьте в единении с епископом и председящими… Ничего не делайте без епископа и пресвитеров и не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете делать это сами по себе; но в общем собрании да будет одна молитва , одно прошение, один ум, одна надежда в любви и в радости непорочной» (Магн. VI-VII). «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единение Крови Его, один жертвенник, и один епископ с пресвитерством и диаконами» (Филад. IV). «Старайся о единении, – внушает он епископу Поликарпу, – лучше которого нет ничего… Ничего не должно быть без твоей воли; но и ты ничего не делай без воли Божией» (Игн. Ант. Полик. I; IV).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

По сути, так же и в духовной жизни. Есть такой святой Моисей (Мурин). Он все возрастал в подвиге, а враг на него чем дальше, тем больше нападал. Он пришел к авве: так и так… А тот ему отвечает: «Остановись и проси помощи Божией». То есть не от твоих усилий все зависит. И даже то, что тебе удается, на самом деле в этом не твоя заслуга. Твое – стремление. А остальное-то не твое – та же сила воли, да и вообще все дарования, которые тебе даны, – это же все не наше. «Благодатию же Божиею есмь, еже есмь»(1 Кор. 15:10). По сути все, что человек делает, – это, конечно, он делает, но только постольку, поскольку это ему дано. Поэтому святитель Игнатий (Брянчанинов), человек очень высокого духовного ума, говорил: «Человек, что ты мнишь о себе? Ты – орудие в руках Промысла Божия, полностью слепой без малейшей самостоятельности». Но гордыня не унимается: тогда при чем тут я? А вот тут как раз и нужно смириться. – Говорят, святость определяется мерой смирения? – Да, конечно. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»(Иак. 4:6). Чем больше смирения, тем больше благодати. – А как достичь такого состояния? – Самое главное в духовной жизни, ее стержень – это покаяние. Господь сказал ученикам: «Проповедуйте Евангелие покаяния и отпущения грехов во всех языцех».А явившись им уже после Воскресения, сказал: «Примите Дух Святый, имже отпустите грехи, отпустятся им»(Ин. 20:19). Господь еще только должен был родиться, а уже явившийся Ангел говорит Иосифу, когда тот размышляет, как ему поступить с Марией: «Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их»(Мф. 1:21). То есть Господь придет, чтобы спасти человечество от грехов. Спаситель пошел путем страданий: это как раз и есть свидетельство Истины. Господь засвидетельствовал на Себе Самом, что несчастье человечества и всего творения после грехопадения заключается во грехе. И грех – это безумие. Разве не безумие Распятие Спасителя? Господь исцелял людей от всех болезней, воскрешал, питал хлебом, воду в вино претворял, все делал для нужд человеческих. А Его взяли и распяли. В Великую Пятницу в богослужебных текстах есть такие слова: «Люди Мои, что сотворил вам? Слепых ваших сделал зрячими, хромых ходячими… За что распинаете Меня?»

http://pravoslavie.ru/130160.html

Такая замена со всей очевидностью имеет место, например, у Вильяма Хамильтона. " Богослов, - пишет он, - склонен иногда подозревать, что Иисуса Христа лучше всего можно понять не как объект или основу веры, не как лицо, событие или общину, а просто как место, где можно быть, как точку зрения. Место это, конечно, рядом с ближним, бытие ради него " . Таким образом, христианская любовь к ближнему, превращенная в послегегельянскую, послемарксистскую " социальную настроенность " , становится " предельной заботой " Тиллиха, практически неотличимой от левого крыла гуманизма. Конечно, крайние радикалы типа Алтайзера, Хамильтона и Ван Бюрена представляют среди современных богословов лишь небольшое меньшинство, и уже выявляется реакция на то, что они представляют. Однако по природе своей эта реакция далеко не всегда здоровая. Иногда она заключается в простой ссылке на традиционный авторитет: magisterium для римо-католиков, Библию, понимаемую фундаменталистски, для протестантов. По существу, и то и другое требует credo quia absurdum слепой веры, не связанной с разумом, наукой или социальной действительностью нашего времени. Очевидно, что такое понимание авторитета перестает быть богословским и, по существу, выражает иррациональный консерватизм, обычно связанный в Америке с политической реакцией. Таким образом, парадоксально, обе крайности в богословии согласны в том, что каким-то образом отождествляют христианскую проповедь с эмпирическими причинами действительности (социальной, политической, революционной) этого мира. Очевидно, что старая антиномия между " благодатью " и " природой " до сих пор не разрешена; она, скорее, подавлена будь то простым отрицанием " сверхприродного " или отождествлением Бога с неким небесным Deus ex machina, главной функцией которого является сохранение в неприкосновенности доктрин, обществ, структур и властей. Место православного богословия очевидно ни в одном из этих двух лагерей. Главная его задача в настоящее время может быть в том, чтобы восстановить основное библейское богословие о Святом Духе как присутствии Бога среди нас, присутствии, которое не подавляет эмпирического мира, но спасает его, которое всех объединяет в одной и той же истине, но раздает разнообразные дарования как высший дар жизни и в то же время Подателя, всегда пребывающего превыше всего творения как Хранителя церковного Предания и преемственности и в то же время Того, Кто самим Своим присутствием делает нас подлинно и окончательно свободными чадами Божиими. Как сказал этим летом в Упсале митрополит Игнатий Хазим, " без Духа Бог далеко; Христос принадлежит прошлому, Евангелие мертвая буква, Церковь - всего лишь организация, авторитет - господство, миссия - пропаганда, богослужение - воспоминание, а христианская деятельность -рабская мораль " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1177...

Главное назидание давал старец окружающим и приходящим к нему людям образом своей жизни, которая была исполнением закона Христова: «Весь он как сосуд прозрачный, смотри, назидайся» (см. Гал. 6, 2 ). Будто бы о нем писал блаженный Феодорит Кирский в «Истории боголюбцев»: «Назидательному слову пастыря и другим способам врачевания помогала и добрая жизнь его. Освещаемые лучами ее, жители... и учению внимали, и охотно покорялись своему пастырю». Старец имел поистине любящее сердце. Во время эвакуации на Новый Валаам «абсолютно слепой старец, отшельник Пионий из скита Иоанна Предтечи, утешал других, видящих, напомнив им, как народ Израиля был вынужден оставить родину и как Бог позаботился о нем». Свою небольшую тетрадь «изречений из Священного Писания и Св. отцов во славу Божию и в назидание души» схимонах начинает небольшим предисловием: «Блаженна жизнь ваша, братие, пребывающие в священной, тихой пустыни, под покровом великого пустынника, Христовой горлицы, св. Крестителя Иоанна, блаженны вы, собирающие сладкий мед святого безмолвия и полагающие в сердечных сокровищах соты духовного любомудрия, блаженны вы, ощущающие в душах ваших любовь Божию. Но, чтобы достигнуть любви сей, нужно всеми силами стяжать любовь и мир с ближними, ибо говорит св. Павел: Любы не завидит, любы не превозносится, не гордится ...не мыслит зла, вся любит... вся уповает... вся терпит... ( 1Кор. 13, 4 ). Легко говорить о любви, но нелегко ее приобрести... Валаамский старец монах Герман, подвизавшийся в Кадьяке, в Америке, спросил как-то русских офицеров: “Любите ли вы Бога?” Они ответили: “Как же не любить Бога?” Он сказал: “Я, грешный, более сорока лет учусь, как любить Бога, и не могу сказать, что совершенно люблю Его”». Через эти слова старец выражает учение о любви, сформулированное в Священном Писании и у святых отцов. Так, кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? ( 1Ин. 4,20 ). В таком же духе рассуждает свт. Иоанн Златоуст : «Если кто хочет благо- угодить Богу то пусть... заботится о своих собратьях: нет никакого подвига драгоценнее этого перед Богом ... Нет другого такого свидетельства и знака веры и любви ко Христу как попечение о братьях и заботливость об их спасении». Свт. Игнатий (Брянчанинов) также утверждает, что «всякий православный христианин... если захочет заняться своим спасением, должен, во-первых, обратить внимание на отношения свои к ближним».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От мира, найденного в гробу блаженной Юлиании в 1614 г. (при погребении сына ее Георгия), многие больные получали исцеление. Другие недужные исцелялись после молитвы над гробом Юлиании. В числе их дети помещика Червева, страдавшие от ран, из которых текла кровь, и не владевшие руками, после молитвы над гробом праведницы исцелились; точно так же слепой женщине возвратилось зрение; расслабленный и скорченный Андрей совсем выздоровел 48 . И доныне жители Мурома чтут память блаженной Юлиании и отправляют панихиды над могилою ее в селе Лазаревском, в 4 верстах от города. Во многих семействах сохранился благочестивый обычай прибегать с молитвою к праведнице пред выдачею девиц в замужество. 1 Источниками для описания жизни блаженного иеросхимонаха Иисуса служили: 1)житие его, составленное вскоре по кончине его учеником старца, монахом Макарием. Эта рукопись отыскана Соловецким архимандритом Досифеем I в 1768г. в монастырском архиве, тогда же вновь переписана и сохраняется доныне; 2)описание Соловецкого монастыря, составленное архимандритом Досифеем II, Москва 1836 г., ч. II, с. 313–3 82; 3) статья в журнале «Странник» за 1863 год, т. IV, с. 89–1 09, под заглавием: «Священноинок Иов»; 4) «Год на Севере», С. Максимова, ч.1, с. 119–1 22. 2 В грамоте архиепископа Афанасия Соловецкому архи­мандриту Фирсу, о которой будет упомянуто ниже, о. Иоанн назван попом Иваном Ивановым. 3 В рукописном житии сказано, что о. Иоанн был священником в Москве при церкви св. Николая, но при ко­торой именно – неизвестно. В Москве и было, и есть немало Никольских церквей. 5 Не в Распятской ли, устроенной в Теремном Двор­це при царе Алексее Михайловиче? И не потому ли о. Иоанн в грамоте царской Холмогорскому архиепископу назван «Распятским попом»? 6 Григорий Талицкий, вместе с пятью сообщниками, казнен в Москве отсечением головы; соумышленники его в числе одиннадцати человек биты кнутом и сосланы в Сибирь, а Тамбовский епископ Игнатий, лишенный сана, под именем растриги Ивашки отправлен в Соловецкий мона­стырь в пожизненное заключение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

3 . Старец Паисий сказал: «Пусть на покаянии зиждется всякое духовное здание. У Бога будем просить только покаяния, и ничего более. Не нужно просить нетварного света, чудес, пророчества и других даров; только покаяния. Покаяние приносит смирение, а смирение принесет благодать Божию, потому что к смиренным обязательно приходит благодать Божия. Следовательно, покаяние обязательно для нашего спасения, и когда оно у нас будет, тогда придет благодать Божия и научит нас тому, что нам нужно делать для спасения нашего и наших ближних». 4 . Старец Филофей сказал: «Человек, который не читает Священное Писание , не молится и забывает о Боге, похож на невозделанное поле, где растут дикие травы, терния и колючки. Такой человек исполнен только греховных похотей». 5 . Христианин, имеющий благое произволение, получает духовную пользу, узнавая житие добродетельных людей, которое часто превосходит общие мерки, потому что душа их распаляется любовью Господней. Старец Иосиф делает акцент на необходимости читать жития святых, дабы не впасть в духовный сон и небрежение. Он сам, приехав на Святую Гору, встретил святых отцов, от которых получил большую пользу. В одном письме он описывает некоторых из них, подмечая, особенности духовного характера каждого: «Старец Каллиник. Прекрасный подвижник. Сорок лет в затворе. Занимался умной молитвой и вкушал мед Божественной любви. Для всех он был полезен. Вкусил пленение ума благодатью. Старец Герасим. Великий безмолвник. Родом с острова Хиос. Чудный подвижник. Занимался умной молитвой. Прожил девяносто лет. Семнадцать лет подвизался на вершине пророка Илии, воюя с демонами. В вершину били молнии. Он остался непоколебимым столпом терпения. У него были непрерывные слезы. Закончил он свою безмолвную и безпопечительную жизнь, вкушая сладость поучения в имени Иисусове. Старец Игнатий. Слепой на протяжении многих лет. Также на протяжении многих лет он был духовником. Делатель умной и непрерывной молитвы. Отец Даниил, живший в келье святого Петра Афонского, был подражателем великого Арсения. Молчаливый в высшей степени, затворник и совершитель Литургии на протяжении всей жизни. Шестьдесят один год непрерывно литургисал. Без Литургии не прошло ни одного дня. И во время Великой Четыредесятшщы каждый день служил Литургию Преждеосвященных Даров. Его Литургия продолжалась три с половиной часа, потому что от умиления он был не в силах произносить возгласы. От его слез земля под ним намокала. Именно поэтому он не желал, чтобы на Литургии присутствовал кто-либо посторонний. Но меня он допускал, потому что я его очень горячо просил. Каждый раз ночью я шел пешком в течение трех часов, чтобы предстоять на Божественной Литургии. Закончив, он говорил мне две – три фразы, и тут же скрывался до следующего дня. Всю свою жизнь он бодрствовал по ночам и занимался умной молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Tacis...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010