В марте 1918 г. перенес тяжелую операцию, в мае-июне жил в Оптиной пуст., затем в Сергиевском посаде, по благословению старца Анатолия исполнял «полумонашеский обиход» (молитвы, церковные службы, чтение Евангелия, Апостола). Переписывался со старцем (сохранилось 13 писем старца к Д. за 1917-1919), посещал Оптину летом 1919 г. дважды и во время Великого поста 1921 г. Вел дневник «Троицкие записки». На весну 1919 г. был намечен постриг Д. Отвечая на вопрос, можно ли в самом себе совместить монашество и художественное творчество, делал вывод: «Нельзя двоякого вынести... Сожги одно или другое, но сожги». Однако старец Анатолий не советовал поступать в Оптину пуст., будущее к-рой не было определено, предлагал отложить постриг и обратиться к Волоколамскому еп. Феодору (Поздеевскому) , управляющему Даниловым во имя прп. Даниила Столпника московским мон-рем. Большое влияние на Д. оказал прот. прав. Алексий Мечёв , благословивший его не идти в монахи и принять священство. Старец Анатолий также благословил его на этот шаг. 15 марта 1920 г. в Троицком храме Данилова мон-ря еп. Феодор рукоположил Д. во иерея (целибат). Служил в Москве, в ц. Николая Чудотворца в Клённиках, настоятелем к-рой был прот. Алексий. Служба в большом приходе оказалась для Д. слишком тяжелой. В 1921 г. он был переведен настоятелем в Боголюбскую часовню у Варварских ворот. Жил при часовне, в келье в Варварской башне Китай-города. В 1922 г. назначен настоятелем ц. Воскресения Христова в Кадашах, но не успел занять место. Мемориальный дом-музей свящ. С. Н. Дурылина в Болшеве. Фотография. 2006 г. Мемориальный дом-музей свящ. С. Н. Дурылина в Болшеве. Фотография. 2006 г. В ночь с 11 на 12 июля того же года Д. был арестован. В авг. переведен во Владимирскую тюрьму. В ночь на 28 окт. участвовал в богослужении в камере 17, где вместе с ним оказались Крутицкий архиеп. Никандр (Феноменов) , Астраханский архиеп. сщмч. Фаддей (Успенский) , Суздальский еп. Василий (Зуммер) , иером. священноисп. Афанасий (Сахаров ; впосл. епископ Ковровский) и др. О смягчении участи Д. ходатайствовали его духовные дети и друзья, пользуясь своими широкими связями. В частности, архит. А. В. Щусев обратился к наркому просвещения А. В. Луначарскому . Д. был приговорен к адм. высылке в Курган на 2 года, но был выслан в Челябинск. Прот. Алексий благословил Д. на отъезд, подарил ему Евангелие с надписью (впосл. передано в музей Троице-Сергиевой лавры) и отправил с ним в качестве помощницы И. А. Комиссарову из сестринской общины ц. Николая Чудотворца в Клённиках.

http://pravenc.ru/text/180605.html

Так в экстремальных условиях народ Божий и духовенство, как в первые века христианства, поставил над собой архиерея. «Приехавший в это время на жительство в Ташкент ссыльный епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский) тайно постриг Валентина Феликсовича в монахи с именем Луки. Сначала он хотел дать ему имя целителя Пантелеймона, но, узнав немного о его жизни, решил, что ему более подходит имя евангелиста и апостола Луки, который, по преданию, был художником (иконописцем) и врачом». Но так как, по апостольским правилам, «епископа да поставляют два или три епископа», а на то время, кроме Владыки Андрея, в Ташкенте никого не было, то решено было для хиротонии отправить отца Валентина в город Пенджикент, недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея — епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Сам Святитель Лука так вспоминает об этом: «Мой отъезд в Самарканд должен был быть тайным, и потому я назначил на следующий день четыре операции, а сам вечером уехал на поезде в Самарканд в сопровождении одного иеромонаха, диакона и своего старшего сына, шестнадцатилетнего Михаила. Утром (30 мая) приехали в Самарканд, но найти пароконного извозчика для дальнейшего пути в Пенджикент оказалось почти невозможным: ни один не соглашался ехать, потому что все боялись нападения басмачей. Наконец нашелся один забулдыга, который согласился нас везти… Преосвященные Даниил и Василий встретили нас с любовью. Прочитав письмо епископа Андрея Ухтомского, решили назначить на завтра Литургию для совершения хиротонии и немедленно отслужить вечерню и утреню в маленькой церкви Святителя Николая Мирликийского, без звона и при закрытых дверях. С епископом жил ссыльный московский священник протоиерей Свенцицкий известный церковный писатель, который тоже присутствовал при моем посвящении. На вечерне и Литургии читали и пели мои спутники и протоиерей Свенцицкий… На следующее утро все мы отправились в церковь. Заперли за собой дверь и не звонили, а сразу начали службу и в начале Литургии совершили хиротонию. При хиротонии хиротонисуемый склоняется над престолом, а архиереи держат над его головой разомкнутое Евангелие. В этот важный момент хиротонии, когда архиереи разогнули над моей головой Евангелие и читал совершительные слова Таинства, я пришел в такое глубокое волнение, что всем телом задрожал, и потом архиереи говорили, что подобного волнения не видели никогда. Из церкви Преосвященные Даниил и Василий протоиерей Свенцицкий вернулись домой несколько раньше меня и встретили меня архиерейским приветствием: «Тон деспотии…» Архиереем я стал 31 мая 1923 года.

http://pravmir.ru/svyatitel-xirurg-episk...

Суздальская 23 .04(05.05).1916–10(23).04.1918: Павел Борисовский Корнилий Соболев, в. у. –1921: 1921–24.12(06.01).1923: Василий Зуммер –1924: 14(27).09.1924–1925: Григорий Козырев 04 .1926–30.06(13.07).1927: Иоанн Братолюбов 1927–1930: 13(26).08.1930–08(21).05.1931: Гурий Степанов Сумская 05(18).06.191б–1919: Митрофан Абрамов 1919–1921: 15(28).02.1921–06(19).09.1922: Корнилий Попов 08(21).09.1924–12(25).11.1927: Константин Дьяков 1928–1930: Серафим Протопов, в. у. 1930–1934: 23 .10(05.11).1934–22.06(05.07).1936: Вячеслав Шкурко 1936–1943: 21 .11(04.12).1943–31.03(13.04).1945: Корнилий Попов, паки 17(30).09.1945–08(21).12.1951: Иларион Прохоров Сумская (обн.) 1924–1928: Филарет Яценко 1927–1931: Владимир Кириллов 1929–28.05(10.06).1935: Филарет Яценко, паки Сухиническая 20 .11(03.12).1929–1929: Стефан Виноградов 24 .12(06.01).1930–12(25).09.1931: Александр Раевский Сухумская 22 .12(04.01).1913–1920: Сергий Петров 1920–1924: 17(30).11.1924–1927: Антоний Романовский, в. у. 10(23).11.1928–21.03(03.04).1930: Серафим Протопопов, в. у. Сухумская (обн,) 18(31).03.1924–: Авраамий Иванов 1925–1927: Пётр Сергеев, в. у. Сызранская 18(31).11.1923–22.04(05.05).1924: Трофим Якобчук 12(25).06.1924–07.1924: Серафим Силичев Амвросий 22 .02(07.03).1926–27.04(10.05).1928: Авраамий Чурилин 27 .06(10.07).1928–25.09(08.10).1928: Серафим Протопопов 25 .09(08.10).1928–03(16).04.1930: Иоасаф Шешковский-Дрылевский 01(14).04.1930–1931: Августин Беляев, паки 05(18).06.1931–11(24).08,1931: Алексий Орлов 11(24).08.1931–30.12(12.01).1931: Иннокентий Клодецкий, в. у. 30 .12(12.01).1931–09(22).03.1932: Павел Чистяков 1933–26.06(09.07).1934: Фостирий Максимовский 26 .06(09.07).1934–29.01(11.02).1937: Пётр Гасилов 1937–1965: Сызранская (обн.) 01(14).05.1923–03(16).01.1924: Александр Воецкий 22 .12(04.01).1924–23.03(05.04).1927: Павел Краснорецкий 1928–04.1935: Андрей Расторгуев 1935–23.09(06.10).1937: Пётр Добринский Порфирий Вишняков Сыктывкарская (обн.) 29 .04(12.05).1925–1925: Александр Сахаров 1925–1927:

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Для епископа Афанасия с 1922 года начинается цепь арестов и ссылок, которая продолжалась с малыми перерывами 33 года. Практически вся жизнь прошла «в изгнании, узах и горьких работах». Первый арест произошел 30 марта 1922 года, когда владыка был препровожден в ревтрибунал, но на другой день освобожден. Это был некий знак устрашения, власти надеялись, что молодой епископ поубавит свой пыл, поостережется, однако они ошиблись. Теперь богоборцы ждали только удобного момента. В Великую Среду, 12 апреля, митрополит Сергий (Страгородский) , архиепископ Суздальский Павел (Борисовский), бывший Суздальский епископ Василий (Зуммер) и епископ Афанасий были арестованы по так называемому Суздальскому делу. В городе разворовали ризницу. Вполне возможно, что это была провокация, но данный факт власти использовали для обвинения архиереев в противодействии им в изъятии церковных ценностей. Как раз в марте 1922 года Ленин в секретном послании членам ЦК, формулируя задачи по изъятию церковных ценностей, цинично заметил, что под прикрытием борьбы с голодом можно будет физически уничтожить наиболее активную часть духовенства, которая станет противодействовать экспроприации. 9 июня был проведен показательный суд, и обвиняемых приговорили к одному году лишения свободы каждого, но по амнистии освободили на следующий день. Показное великодушие властей могло обмануть только ребенка. Известный прием кнута и пряника. Вскоре митрополит Сергий был выслан в Нижний Новгород, и викарному епископу Ковровскому Афанасию было поручено церковное управление во Владимире и Владимирском уезде. С середины 1922 года самым важным и очень нужным направлением его деятельности стало противодействие обновленчеству. Когда Высшее Церковное управление, не без потакания большевиков, захватили обновленцы, епископ Афанасий неустанно разъяснял народу, что обновленцы – раскольники, что это группа духовенства, восставшая против законного канонического епископата, возглавляемого Святейшим Патриархом Тихоном, что обновленцы не имеют права совершать Таинства ввиду своей неканоничности.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

- Весной 2023 года исполнится 100 лет со дня монашеского пострига, архиерейской хиротонии святителя Луки и его ареста. Напомните об этих событиях, пожалуйста. - В середине мая 1923 года епископ Андрей Уфимский (Ухтомский) тайно постриг отца Валентина в монашество в честь апостола и евангелиста Луки , который был врачом и художником. По благословению епископа Андрея отец Валентин со своим 16-летним сыном Михаилом уехал в город Пенждикент, где 31 мая епископ Болховский Даниил (Троцкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер) тайно совершили над отцом Валентином хиротонию во епископа. 3 июня, в день памяти равноапостльных Константина и Елены, епископ Лука служил свою первую архиерейскую службу в кафедральном соборе Ташкента, где присутствовали лишь епископ Андрей Уфимский и священник Михаил Андреев. Остальные священники собора покинули город. 10 июня владыку Луку арестовали как сторонника Патриарха Тихона за мнимые сношения с оренбургскими контрреволюционными казаками. Как твердый защитник Православия владыка передал своей пастве воззвание не поддаваться обновленчеству, хранить чистоту веры. Продолжая свою работу над «Очерками гнойной хирургии», он по ночам работал в кабинете начальника тюрьмы. - 11 июня мы отмечаем сразу три праздника – день памяти святителя Луки, день схождения на Сохотские болота Небоявленного Животворящего Креста Господня, ныне находящегося в селе Годеново, и память иконы Божией Матери «Споручница грешных». 16 июня 2022 года исполнится 400 лет со дня принесения в Корецкий монастырь этой иконы (1622), а в 2023 году – 180 лет с того дня, как икона явила первое чудо (1843). 11 июня 2023 года, если Бог даст, мы отметим 600-летие со дня сошествия Небоявленного Креста Господня. За 40 лет до этого – 640 лет тому назад – в России явилась Тихвинская икона, написанная по преданию святым евангелистом Лукой, в честь которого получил свое имя Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Случайны ли совпадения круглых дат? - У Бога случайностей нет. Наш церковный календарь так интересно устроен, что когда праздники пересекаются, мы понимаем: это не случайное пересечение, не накладка одного праздника на воскресный день или на день памяти Креста Господня. Сочетание праздников всегда глубоко символично. Недаром автобиографическая книга святителя Луки названа по первым словам его фразы «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Это лейтмотив всей его жизни. Советую всем прочитать ( ) или послушать ( ) автобиографию святителя Луки «Я полюбил страдание». Она вас потрясет до глубины души, и вы найдете в ней многие ответы на свои духовные вопросы.

http://radonezh.ru/2022/04/27/krest-gosp...

31 мая в Алексиевском соборе Самарканда была совершена Литургия в честь 90-летия архиерейской хиротонии святителя Луки. Накануне вечером в храм была доставлена икона святителя с частицей его мощей. Перед Литургией митрополит Викентий, митрополит Софроний и епископ Феофилакт совершили молебен у гробницы ветхозаветного пророка Даниила. В этой гробнице, по преданию, находится десница пророка, привезенная Амиром Темуром из одного из своих завоевательных походов. Как сообщил руководитель просветительного отдела Ташкентской епархии протоиерей Сергий Стаценко, Самарканд для проведения торжественной службы был выбран не случайно: «Архиерейская хиротония святителя Луки состоялась 31 мая 1923 года в г. Пенджикенте, как раз недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея — епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Патриарх Тихон, когда узнал о ней, утвердил ее законной». Возглавил Литургию митрополит Викентий. Его Высокопреосвященству сослужили митрополит Софроний, епископ Феофилакт, сонм духовенства из России, Узбекистана, Украины. За богослужением молились более тысячи верующих из Самарканда и Самаркандской области, а также паломники из Сырдарьи. По окончании богослужения было пропето величание святителя Луки. Затем с архипастырским словом к верующим обратились  митрополит Викентий и митрополит Софроний. 1 июня, в день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского, митрополит Викентий в сослужении епископа Феофилакта совершил Литургию под открытом небом рядом с храмом святого благоверного князя Александра Невского на Боткинском кладбище в Ташкенте. По окончании богослужения на могиле жены, дочери и внучки святителя Луки была совершена заупокойная лития. Митрополит Викентий освятил установленную на могиле мемориальную доску в честь священноисповедника. Заупокойная лития была также совершена на могиле архимандрита Бориса (Холчева) и некоторых правящих архиереев Ташкентской епархии, нашедших упокоение на узбекистанской земле. Торжества по случаю 90-летия архиерейской хиротонии святителя Луки (Войно-Ясенецкого) завершились Божественной литургией в Успенском кафедральном соборе г. Ташкента. 2 июня, в неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, богослужение возглавил митрополит Викентий в сослужении митрополита Софрония, клириков из России, Узбекистана и Украины.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Ей за 70 лет, и 42 года она прожила в Шитхарве – вышла замуж за памирца. Сама она ездила на родину, но за все эти 42 года я стал первым человеком с Украины, который побывал у нее дома. Даже родственники к ней не приезжали. У нее висят иконы, она молится. Ближайший храм – в 500 километрах. Изредка она бывает в Душанбе, ходит там в кафедральный собор. А если говорить о святынях, то их было немало, но почему-то мне вспоминается опять-таки Таджикистан, город Худжанд, бывший Ленинабад. Я останавливался там при храме Марии Магдалины. Настоятель – иеромонах Мардарий – предложил мне принять участие в очень интересной экспедиции. Недалеко от Худжанда находится городок Истаравшан. До 2000 года он назывался Ура-Тюбе. Там, на русском кладбище, похоронен епископ Суздальский Василий (Зуммер), умерший в декабре 1923 года в ссылке от туберкулеза. Именно он вместе с епископом Болховским Даниилом (Троицким) в мае 1923 года в городе Пенджикенте совершил епископскую хиротонию архимандрита Луки, будущего святителя Крымского. Никто не знает, где его могила. Мы ее тоже не нашли – только определили примерный квадрат кладбища. Совершили там панихиду. – Прежде, чем мы с вами поговорим о вашем следующем путешествии – по Балканским странам и на Афон, из которого вы недавно вернулись, я бы хотела спросить вас о том, что произошло в промежутке, – о вашей встрече с отцом Феодором Конюховым . – Это произошло в Свято-Алексеевской пустыни, где он часто бывает и куда я приехал специально на встречу с ним. Я позвонил ему, он проявил интерес к моей книге, и это стало причиной нашего знакомства. Два путешественника. С о. Феодоровым Конюховым в Свято-Алексеевской пустыни – Скажите честно, волновались? – Да! Но волнение сразу же прошло. Потому что он – совершенно простой человек. Бессребреник. У него ничего нет – только квартира-мастерская в Москве (он же еще художник, и очень неплохой). Он немного рассказал о себе. Что он до 43 лет учился – закончил мореходку в Одессе, семинарию, штурманские курсы. Он с морем на «ты».

http://pravoslavie.ru/88900.html

И вот в этой неразберихе возвышает свой голос всеми любимый пастырь. Отец Валентин вместе с настоятелем вокзальной церкви отцом Михаилом Андреевым объединил всех оставшихся верными Патриарху Тихону священников и церковных старост, созвал съезд духовенства и мирян для обсуждения вопросов об упорядочении церковной жизни в епархии, оставшейся без архипастыря, предупредили об этом ГПУ, попросив разрешения и присылки наблюдателя. Отец Валентин с протоиереем Андреевым взяли на себя управление епархиальными делами и созывали в Ташкенте на епархиальное собрание священников и членов церковного совета, отвергнувших «живую» церковь. На этом же съезде туркестанское духовенство, зная высоту духовной жизни отца Валентина и его ревность в защите Православия, избрало его на Ташкентскую кафедру. Так в экстремальных условиях народ Божий и духовенство, как в первые века христианства, поставили над собой архиерея. Приехавший в это время на жительство в Ташкент ссыльный епископ Уфимский Андрей (в миру князь Ухтомский) незадолго до своего ареста и ссылки в Среднюю Азию был в Москве, и Патриарх Тихон, находившийся под домашним арестом, дал ему право избирать кандидатов для возведения в сан епископа и тайным образом рукополагать их. Епископ одобрил решение собора ташкентского духовенства и тайно постриг отца Валентина в монахи с именем Луки. Сначала он хотел дать ему имя целителя Пантелеимона, но, узнав немного о его жизни, решил, что ему более подходит имя евангелиста и апостола Луки, который, по преданию, был художником (иконописцем) и врачом. Средний сын владыки Луки Алексей рассказывал: «Однажды ночью, когда я лежал в своей кровати (она находилась в кабинете отца), пришла София Сергеевна. Думая, что я сплю, она стала со слезами в голосе упрашивать отца не идти в монахи ради нас – детей. Но отец остался непреклонным». с. 114.] По апостольским правилам, «епископа да поставляют два или три епископа», а так как на то время, кроме владыки Андрея, в Ташкенте никого не было, то решено было для хиротонии отправить отца Валентина в город Пенджикент, недалеко от Самарканда, где отбывали ссылку два архиерея – епископ Волховский Даниил (Троицкий) и епископ Суздальский Василий (Зуммер). Сам святитель Лука так вспоминает об этом: «Преосвященный Андрей направил меня в таджикский город Пенджикент, отстоявший за 90 верст от Самарканда. В Пенджикенте жили два ссыльных епископа: Даниил Волховский и Василий Суздальский; епископ Андрей передал им через меня письмо с просьбой совершить надо мною архиерейскую хиротонию. Как я выше писал, я был два года и четыре месяца младшим священником ташкентского кафедрального собора, продолжая работать главным врачом и хирургом городской больницы. Мой отъезд в Самарканд должен был быть тайным, и потому я назначил на следующий день четыре операции, а сам вечером уехал на поезде в Самарканд в сопровождении одного иеромонаха, диакона и своего старшего сына – шестнадцатилетнего Михаила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Позаботьтесь о согревании его во время операции, ибо это чрезвычайно важно " . [ 18 ] Епископ Андрей (в миру князь Александр Ухтомский) (1872 - 1944 гг. ) . В 1925 году уклонился в старообрядческий раскол; хотя он не объявлял о своем присоединении к старообрядцам, но был изобличен и запрещен в служении Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Крутицким Петром. [ 19 ] Средний сын Владыки Луки Алексей рассказывал: " Однажды ночью, когда я лежал в своей кровати (она находилась в кабинете отца) , пришла София Сергеевна. Думая, что я сплю, она стала со слезами в голосе упрашивать отца не идти в монахи ради нас - детей. Но отец остался непреклонным " . [ 20 ] Преосвященный Василий (Зуммер) , еп. Суздальский, вик. Владимирской епархии, скончался в том же году в ссылке, в Ура-Тюбе в Средней Азии. [ 21 ] Протоиерей Валентин Свенцицкий родился в дворянской семье в Казани в 1882 г. В юности учился в Московском Университете, был членом различных философских кружков, в основном с религиозным уклоном, писал рассказы, повести, драмы, выступал с публичными лекциями. И в молодые годы, и впоследствии В.П. Свенцицкий умел необыкновенно влиять своим словом на людей и в лекциях, и в проповедях, и в частных беседах. Он рассказывал, что в детстве верил в Бога, но потом был период, лет в шестнадцать - семнадцать, когда он дошел до полного отрицания и отчаяния. Его душевное состояние было невыносимо, он почти сходил с ума. И вот Валентин отправляется в Оптину пустынь, монастырь, славившийся старцами святой жизни, и попадает к старцу Анатолию (Потапову) . Старец оказал глубочайшее влияние на юношу; к нему вернулась вера, более глубокая и серьезная, чем она была раньше. События 1905 г. увлекли В.П. Свенцицкого идеями христианского социализма и побудили его организовать нелегальное общество " Христианское братство борьбы " , куда входили также П. Флоренский, В. Эрн, А. Ельчанинов, о. Иона Брихничев. Впоследствии Валентин Свенцицкий полностью отказался от социалистических идей. В 1917 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/910/...

…В апреле 1922 года Сергий еще находился в Москве. Все его попытки выехать во Владимир жестко пресекались ГПУ. Понимая, что его отсутствие в епархии, на территории которой шло активное и повсеместное изъятие, будет впоследствии властями использовано против него, он направляет с оказией во Владимир послание. В нем он обращается к своей пастве с призывом не относиться к изъятию «с враждой и раздражением», не допускать насильственного противодействия изъятию, а стремиться в приходах собирать предметы и драгоценности для замены изымаемых икон и церковных предметов. «Спокойно подчинимся, – писал он, – тяжкой необходимости расстаться с любезным благолепием наших храмов, чтобы хоть этим покрыть вопиющую нужду, беспримерную по своим размерам и ужасу. Если у нас есть, что пожертвовать взамен церковных вещей, не упустим этой возможности. Если же нечего жертвовать, то и без золота и серебра храмы наши останутся храмами и святые иконы – святыми иконами. Преподобный Сергий служил обедню на деревянных сосудах, в крашеных ризах и с лучиной вместо свеч, однако молитва его не стала вследствие этого дальше от Бога, Который и Сам родился на земле не в золотых чертогах, а в убогом вертепе и яслях. Он и на последнем испытании спросит нас не о том, украшали ли мы золотом и серебром храмы и иконы, а напоили ли жаждущего, одели ли нагого. На этот путь покорности воле Божией, но и горячей готовности жертвовать, и к усердному сбору таких пожертвований я призываю и моих собратьев Преосвященных викариев, и все подведомственное мне духовенство, и всю православную паству Владимирской епархии» 86 . Но и такого рода призыв не смог отвратить репрессии. Буквально спустя несколько дней после возвращения в епархию (а может, так и было рассчитано?), 12 апреля, в Страстную седмицу Великого поста, Сергий и его викарные епископы – архиепископ Суздальский Павел (Борисовский), епископ Василий (Зуммер) и епископ Ковровский Афанасий (Сахаров) были арестованы. Их обвинили в причастности к расхищению ризницы суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря, а также в утаивании ценностей от изъятия и в агитации против сдачи их государству.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

   001    002    003    004   005     006