Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч.    ИРИ. 4. С. 64; известие о его происхождении из семьи Бельских легендарно.    Ключевский. Ук. соч. С. 323; Словарь (1862). С. 105—107; Голубинский. Ук. соч. С. 158; Платонов. Древнерусские сказания о Смутном времени. С. 293.    ИРИ. 6. С. 366; Ключевский. Ук. соч. С. 334; Словарь (1862). С. 181.    Ключевский. Ук. соч. С. 346; ИРИ. 3. С. 607; Голубинский. Ук. соч. С. 129, 136.    Яхонтов. Жития северорусских подвижников. С. 197 и след.; Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. 324. Житие Елеазара в: Прав. соб. 1860. 1.    См., например, послание Ивана IV Казанскому архиепископу Гурию, в: АИ. 1. 241; а также Уложение 1649 г. Гл. 20, 21, 26; ДАИ. 5. 241—244; Макарий. 10. С. 72; АИ. 5. 69, 75; послание архиепископу Сибири, в: Иванов. Описание государственного архива старых дел. 1 (1850). С. 263.    Доброклонский. Руководство по истории Русской Церкви. 12 (1889). С. 131, 132.    Макарий. 2-е изд. 6. С. 357; Голубинский. История канонизации. С. 148; Серебрянский. Ук. соч. С. 342—344; Ключевский. Жития. С. 236.    Русская Церковь в северном Поморье в XV-XVII вв., в: Прав. соб. 1860. 2. С. 3 и след.    Шестаков П. Просветитель лопарей архимандрит Феодорит и святой Трифон Печенгский, в: ЖМНП. 1868. 7. С. 242 и след.; Макарий. 2-е изд. 6. С. 330—332.    Житие Трифона в: Прав. соб. 1859. 2. С. 89—120; ИРИ. 4. С. 582; Голубинский. Ук. соч. С. 156; Шестаков. Ук. соч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

Такого убожества я еще нигде не видывала. Главный престол в холодной церкви посвящен Благовещению Божией Матери; правый придел – Иоанну Богослову, левый – преподоб­ному Зосиме; тут же у амвона почивают его мощи под спудом. В трапезной церкви, отделяющейся от холодной только дверью, по правую сторону устроен придел Рождества Христова, а по левую – святителя Николая Чудотворца. Тут же на полу, у придела, мне показывали часть кости, толщиной в обхват человека и вышиной около аршина, какого-то морского животного, которую, говорит предание, принес сюда сам преподобный Зосима, бывши еще помо­ром. Искренно я помолилась в этом древнем, но по-своему мало­доступному положению забытом храме. Два года тому назад его приписали к Горицкому монастырю, и, благодаря неусыпным заботам игуменьи Нилы 248 , он приведен, насколько было возможно, несмотря на бедность, в более прилич­ный вид. Выйдя из церкви, мы прошли в только еще отстраиваю­щийся деревянный дом с келиями для будущих отшельниц; теперь же в нем живут три пожилые монахини, которые ходят за лошадью и телятами; последних привезли сюда с Фетиньино целое стадо. Осмотревши дом, очень удобно и практично устроенный, я вышла на улицу, где увидала человек 30 монахинь, очень усердно занятых уборкой сена. Идя по берегу, я была изумлена множеством земляники, которой тут растет видимо-невидимо. Налакомившись и набравши с собою этих чудных ягод, мы в той же лодке возвра­тились в Фетиньино, где нас ждала прекрасная уха из язей (озеро Ворбозомское изобилует разной рыбой) и чай. Мне очень хотелось осмотреть тут церковь , и добрые монахини отперли ее: как я была рада, что они исполнили мое желание. Самое радостное и какое-то теплое впечатление произвел на меня этот скромный, но вполне благолепный храм Божий. Он невысок, но устроен так уютно, с хорами, и везде такая образцовая чистота, и порядок, что невольно душа располагалась к молитве. В храме три придела. Главный находится как бы в глубине, чем напоминает расположение храма отца Иоанна в Суре во имя святого Николая Чудотворца; приделы же несколько выступают: правый – святого великомученика Феодора Стратилата, левый – святой Марии Магдалины: пред ее чудотворным образом теплится неугасимая лампада.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

346 Называет Зосиму учеником Корнилия преосв. Филарет, – Русские святые под 4-м Апреля. Однако, в источниках, на которые он ссылается, Зосима не называется учеником Корнилия. Не на основании одного из источников, которые указывает, а на основании источника неизвестного, преосв. Филарет относит смерть его к 1550-му году. 347 Ист. Uep. III, 611 . Ворбозомский Зосимин и Илоезерский Иродионов (после-макарьевских святых 42) монастыри, как следует думать, принадлежали к числу тех многих пустынь или маленьких монастырей, которые, образуя собой так называемое монашеское «Заволжье», располагались вокруг Кириллова Белозерского монастыря. 348 Мощи епископа Новгородского Луки Жидяты, погребенного за Софийским собором, обретены были в 1558-м году, о чем говорится в житии Никиты, епископа Новгородского (см.преосв. Макария Ист. т. II, изд. 2 стр. 24: «обретоша гроб шестью дсками каменными соделан, на верхней же каменной дске воображение бе честного креста»), и преданы земле в Мартириевской паперти Софийского собора (гр. Толстова Святыни и древности Великого Новгорода, стр. 35). 349 О мощах архиеп. Григория автор Археологического описания церковных древностей в Новгороде, выражаясь не достаточно ясно, говорит: «мощи его обретены 1558 года и ныне почивают в пещере под помостом, в Предтечейском приделе (Софийского собора) и под ракой с изображением святителя в рост», – I, 73 нач. 350 Ист. Uep. I, 275 . Преосв. Макарий в Археологическом описании церковных древностей в Новгороде, I, 72 sqq., не называет в числе святых Германа, Геннадия и Пимина, но вместо них называет митр. Аффония. скончавшегося 6-го Апреля 1653-го года. – О мощах епископа Иоакима в 3-й Новгородской летописи читается: «207 (1698) году, Октября в 12 день, перенесены мощи из каменной палатки в собор, и погребены в Золотой паперти подле Луки епископа, первого епископа Иоакима Корсунянина, точию кости едины, а в земли быша 688 лет», – Собр. лem. III, 275. 356 Что память Елеазара чтится местно, это утверждают Муравьев, Словарь исторический о святых и Филарет; но возможно, что у них разумеется почитание не празднственное, а поминовенное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

24       Об училище упоминается в двух-трех житиях. Во всех же прочих упоминается монастырь, куда отрока отдают в ученье. Житие сохраняет иногда имя старца, обучившего отрока грамоте. В житии Мартиниана Белозерского говорится, что святого обучал грамоте дьяк Олеш, которого дело было «книги писати и ученики учити грамотный хитрости и зело искусен бе таковому художеству». Есть случаи и другого рода, – это, когда отрок обучался грамоте в своей семье. 26        Различен повод, по которому святой оставляет место своего пострижения: иногда сонное видение приглашает его водвориться в пустыне; иногда слышит тайный голос, зовущий его в глубину лесов. Странствовавший по послушанию Ферапонт, пленился белозерским краем и вслед за тем уговорил духовного брата Кирилла покинуть Москву и Симонов, и идти с ним на дальний север. 27       На устье Сойги, впадающей в Вычегду, поселился Симон Сойгинский. Адриан Монзенский основался на устье Монзы, впадающей в Кострому, Кассиан Угличский на устье Учмы, впадающей в Волгу, Пафнутий Боровсий на устье Протвы, впадающей в Истерву, Филипп Рабанский на устье Рабанги, впадающей в Сухону, Пахомий Нерехтский близ впадения Гридевки в приток Волги, Салоницу; Арсений Комельский на берегах Кохтыжа и Лежи. 28       На острове озера Селигер поселился Нил Столобенский, Антоний Сийский поселился на Михайловском острове, образуемым озёрами и вытекающею из них рекой Сией. Зосима Ворбозомский на острове озера Ворбозомского. 29       Когда Сергий Нуромский пришёл навестить Павла Обнорского, то он увидал, что стаи птиц вились около этого последнего. Он кормил их из рук, иные сидели у него на голове и на плечах. Тут же стоял медведь и ждал себе пищи, вокруг прыгали лисицы и зайцы. 30       Если недобрый человек подходил к кузовку, вывешенному Герасимом Болдынским на дороге, то ворон клевал такого. Пафнутий Боровский любил «гавранов черноперых и многоязычных», по выражению списателя жития его, гнездившихся в множестве в монастырском лесу и заповедь дал не убивать этих птиц. Ворон питал Афанасия и Кирилла Вытегорских по живому, до нашего времени народному преданию. К преподобному Никодиму Кожеозерскому так привыкли олени, что стадами ходили вокруг него и кормились. Олень привел охотника Андрея Завалишина, будущего основателя монастыря Андрусовского к келье Александра Свирского .

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Бога; ныне и вчера убито время без пользы для души. И это ни по чём! «Как глаз, говорит Василий Вел., когда непрестанно движется и обращается то на стороны, то вверх, то вниз, не может ясно видеть предметы и, чтобы хорошо рассмотреть вещь, должен устремить зрение на неё одну; так и уму человеческому, когда развлекают его бесчисленные мирские заботы, невозможно ясно видеть истину» 29 . Вдали от сует и тревог людских, на безмолвном острове, преп. Зосима посвящал всё своё Господу и заботился об одном – о душе. Нетление мощей его свидетельствует, что он шёл верным путём и мирно почил в 1550 г. 30 . † Священномученика Никиты Святый Никита, Славянин Албанский, подвизался иночески в Русском Афонском монастыре и совершал здесь служение чередного священника. – По ревности к безмолвию жил он потом в скиту св. Анны. По ревности к славе Господа Иисуса, оскорбляемой магометанством, он решился принять на себя звание обличителя магометанства. Оставив Афон, приходит он в Серрес и в Серрской обители несколько времени приготовляется молитвой к своему подвигу. Потом идёт к местному начальнику магометанину и говорит, что желал бы, чтобы доказали ему, что магометанство – не заблуждение жалкое, которое каждый, кому дорога душа, должен бросить. Начальник собрал учёных и мулл. Когда учёные остались в стыде от обличений исповедника, его уговаривали ласками признать пророка Магомета, потом обратились к насилиям. Поклонники лжепророка, не будучи в состоянии оправдать магометанства разумными убеждениями, принялись оправдывать ударами насилия. Они подвергли исповедника, самым зверским истязаниям за мнимое оскорбление Магомета. Стягивали голову его винтами, забивали иглы за ногти, повешенного вниз головой палили огнём. Мученик твёрдо переносил всё и славил Христа Господа. Наконец судьи решили удавить его. И мученик скончался в вечер Великой субботы, 4 апр. 1808 г. Спустя 3 дня христиане выкупили у нечестивых тело священномученика и погребли его с честью; а спустя несколько времени Господь прославил мученика Своего несколькими чудесами. Так писали о подвигах мученика от 19 февраля 1809 г. в Руссик Константий, иеромонах Серресский, и местный врач Николай 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Вскоре после возвращения преподобный почувствовал совершенное изнеможение своих сил и близость кончины. На четвертой неделе после Пасхи больной велел вести себя в церковь к божественной литургии, чтобы в последний раз причаститься Св. Таин. На другой день св. старец, простившись с братиею, велел читать акафист Спасителю и Божией Матери и тихо предал свой дух Богу, 1537 года 19 мая, 84 лет от роду, после 41 года подвижнической жизни в Комельской пустыни. В, обители, кроме св. мощей преподобного Корнилия, почивающих под спудом, хранится часть власяницы и его фелонь, сшитая из шелковой материи с камчатным красным оплечьем; она ветха и покрыта заплатами. – Великий подвижник примером своей жизни и духовным руководством воспитал много мужей высокой духовной жизни, из которых многие сами сделались основателями монастырей и прославились святостью жизни. Таковы блаженные: Кирилл Новозерский, Геннадий Любинский, Иродион Илоезерский, Адриан Пошехонский, Филипп Ирапский, Даниил Шушгорский, Зосима Ворбозомский и многие другие. Все были его учениками и постриженниками его обители, которые все несомненно бывали в Павловой обители и молились у гроба ее преподобного первоначальника. Преподобне авво Корнилие! С многочисленным ликом святых учеников твоих пролей о нас теплую молитву твою, к Владыце нашему, да твоим предстательством не лишении будем и мы Его милосердия! VII. Постриженик Павловский – преподобный Логгин Коряжемский 8 В первой половине XVI века в среде братства Павло-Обнорского монастыря, спасался инок Логгин. Он прибыл в монастырь в молодых годах, прошел длинный ряд послушаний, дожил до старческих седин и приобрел немалую опытность в иноческой жизни, так что все стали смотреть на него, как на старца испытанного, духовного и относиться к нему с особенным уважением. Был у него друг и собеседник в Корнилиеве монастыре инок Симон, уроженец Сольвычегодский, подобно ему старавшийся угодит Богу. Беседуя с Логгином, Симон часто вспоминал свою родину, где, по его словам, было много мест весьма удобных для отшельнической безмолвной жизни. Стремление к отшельнической жизни усиливалось более и более в душе обоих друзей, уже начавших тяготиться многолюдством общежития и возрастающим к себе от иноков почетом и уважением; оттого их мысли чаще и чаще останавливались на жизни уединенной. Для новоначальных иноков монастырское общежитие есть самое лучшее средство к тому, чтобы послушанием братии смирить мирскую гордость, отречением от собственности вырвать из сердца любостяжание, строгим исполнением монастырских правил отстать от мирских привычек и обыкновений; но когда человек пройдет период воспитания иноческого, укрепится в своем подвиге и достигнет своей зрелости, тогда общежитие уже становится для многих менее годным и полезным, как нарушающее тишину уединения и многолюдством своим могущее: подавать поводы к различным соблазнам и искушениям.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Горский. Описание. 2. С. 122–123. 719 Филарет. Обзор. 1. С. 234. 720 ААЭ. 4. 311; Барсуков. Источники русской агиографии. С. 218. Житие Илариона в: Труды Владимирской уч. архивной комиссии. 10 (1908). Небольшая работа: Иероним. Жизнь Илариона, митрополита Суздальского (1867) — была мне недоступна. 721 Чистович И. Новгородский митрополит Иов, в: Странник. 1861. 2; работы: Постников. Афанасий, первый архиепископ Холмогорский (1866); Верюжский. Афанасий, архиепископ Холмогорский (1914) — к сожалению, тоже нам недоступны. Ср. также: ПБЭ. 1. С. 1087; 2. С. 181, 182. 722 Основную литературу о Никоне см. в главе XII. 723 Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский (1928). Особенно с. 120–137, 206–220; Рождественский С. Митрополит Филипп, в: РБС. 724 Федотов. Там же. С. 104. 725 О канонизациях в XVII–XIX вв. см.: Голубинский. История канонизации в Русской Церкви (1903). 726 Ср. главу III, 4. 727 Ключевский. Жития. С. 319; Голубинский. История канонизации. С. 130. 728 Там же. С. 120; Коноплев. Ук. соч., в: Чтения. 1895. 4. С. 86–101. 729 Голубинский. Ук. соч. С. 117; Макарий, еп. Историч. сведения об Антониевом Сийском мон., в: Чтения. 1878. 3. 730 Голубинский. Ук. соч. С. 155, 314; Нилова пустынь, в: Чтения. 1875. 3; Успенский В. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни (1867. 3–е изд. 1886). 731 Голубинский. Ук. соч. С. 132; Ключевский. Ук. соч. С. 392; Серебрянский. Ук. соч. С. 317–326, 538–545, 568 и след. (житие Никандра). 732 Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2–я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2–е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч. 733

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

718 Горский. Описание. 2. С. 122—123. 719 Филарет. Обзор. 1. С. 234. 720 ААЭ. 4. 311; Барсуков. Источники русской агиографии. С. 218. Житие Илариона в: Труды Владимирской уч. архивной комиссии. 10 (1908). Небольшая работа: Иероним. Жизнь Илариона, митрополита Суздальского (1867) — была мне недоступна. 721 Чистович И. Новгородский митрополит Иов, в: Странник. 1861. 2; работы: Постников. Афанасий, первый архиепископ Холмогорский (1866); Верюжский. Афанасий, архиепископ Холмогорский (1914) — к сожалению, тоже нам недоступны. Ср. также: ПБЭ. 1. С. 1087; 2. С. 181, 182. 722 Основную литературу о Никоне см. в главе XII. 723 Федотов Г. Святой Филипп, митрополит Московский (1928). Особенно с. 120—137, 206—220; Рождественский С. Митрополит Филипп, в: РБС. 724 Федотов. Там же. С. 104. 725 О канонизациях в XVII-XIX вв. см.: Голубинский. История канонизации в Русской Церкви (1903). 726 Ср. главу III, 4. 727 Ключевский. Жития. С. 319; Голубинский. История канонизации. С. 130. 728 Там же. С. 120; Коноплев. Ук. соч., в: Чтения. 1895. 4. С. 86—101. 729 Голубинский. Ук. соч. С. 117; Макарий, еп. Историч. сведения об Антониевом Сийском мон., в: Чтения. 1878. 3. 730 Голубинский. Ук. соч. С. 155, 314; Нилова пустынь, в: Чтения. 1875. 3; Успенский В. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни (1867. 3-е изд. 1886). 731 Голубинский. Ук. соч. С. 132; Ключевский. Ук. соч. С. 392; Серебрянский. Ук. соч. С. 317—326, 538—545, 568 и след. (житие Никандра). 732 Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3192...

721 Чистович И. Новгородский митрополит Иов, в: Странник. 1861. 2; работы: Постников. Афанасий, первый архиепископ Холмогорский (1866); Верюжский. Афанасий, архиепископ Холмогорский (1914) – к сожалению, тоже нам недоступны. Ср. также: ПБЭ. 1. С. 1087; 2. С. 181, 182. 729 Голубинский. Ук. соч. С. 117; Макарий, еп. Историч. сведения об Антониевом Сийском мон., в: Чтения. 1878. 3. 730 Голубинский. Ук. соч. С. 155, 314; Нилова пустынь, в: Чтения. 1875. 3; Успенский В. Историческое описание Ниловой Столобенской пустыни (1867. 3-е изд. 1886). 731 Голубинский. Ук. соч. С. 132; Ключевский. Ук. соч. С. 392; Серебрянский. Ук. соч. С. 317–326, 538–545, 568 и след. (житие Никандра). 732 Назовем лишь некоторых особенно знаменитых подвижников: Геннадий Вологодский († 1565), Иродион Илоезерский († 1564), Иосиф Заоникиевский († 1612); Адриан Андрусовский († 1549), Адриан Пошехонский († 1550), Симон Сойгинский († 1561), Зосима Ворбозомский († 2-я половина XVI в.), Леонтий Лехновский († 1611), Арсений Новгородский († 1570), Мартирий Зеленецкий († 1603), Агапит Маркушевский († 1584), Игнатий Вологодский († 1592), Сергий Шухтовский († 1609), Христофор Коряжемский († ок. 1572), Феодосий Тотемский († 1568), Ферапонт Монзенский († 1591). Ср.: Словарь исторический о святых (1836. 2-е изд. 1862); Голубинский. Ук. соч; Барсуков. Ук. соч. 734 Ключевский. Ук. соч. С. 323; Словарь (1862). С. 105–107; Голубинский. Ук. соч. С. 158; Платонов. Древнерусские сказания о Смутном времени. С. 293. 737 Яхонтов. Жития северорусских подвижников. С. 197 и след.; Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. 324. Житие Елеазара в: Прав. соб. 1860. 1. 738 См., например, послание Ивана IV Казанскому архиепископу Гурию, в: АИ. 1. 241; а также Уложение 1649 г. Гл. 20, 21, 26; ДАИ. 5. 241–244; Макарий. 10. С. 72; АИ. 5. 69, 75; послание архиепископу Сибири, в: Иванов. Описание государственного архива старых дел. 1 (1850). С. 263. 740 Макарий. 2-е изд. 6. С. 357; Голубинский. История канонизации. С. 148; Серебрянский. Ук. соч. С. 342–344; Ключевский. Жития. С. 236.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

Удивительно не только то, с каким упорством уклоняется сам Корнилий от возможности возвращения в свою обитель, но и то, как настойчиво требует этого от него часть братии. Очевидно, среди насельников монастыря были как те, кто глубоко симпатизировал преподобному устроителю обители, так и те, кто писал против него злостные кляузы князю (конечно, до той поры, пока явная благосклонность Василия игумену не стала общеизвестным фактом). По возвращении Корнилия игумен Кассиан, говорит Житие, «устыдеся отца, остави игуменство»; впрочем, это инспирированное Василием возвращение не было последним. Несколько лет спустя Корнилий покидает обитель, чтобы доживать остаток жизни в монастыре пострига, в обители преподобного Кирилла… И вновь возвращается (уже только на покой), ставя условие, что игуменом обители станет его ближайший ученик и единомышленник Лаврентий. Преподобный умирает совсем скоро, в четвертую неделю «по Пасце» 19 мая 1537 года, выстрадав блаженную кончину в кругу преданных ему иноков, окруживших его заботой и почтением на склоне его последних дней. Сохранившаяся трапезная палата Корнилиева Комельского монастыря. Фото: Шпак В. В./temples.ru      Удивительно, но в среде строптивой вольницы комельских монахов, которые своей дерзостью понудили Корнилия искать другого места для подвига, покинуть стены основанного столькими трудами монастыря и воистину лишь в страшном сне видеть час своего возвращения, росли и мужали такие иноки, как преподобный Филипп Ирапский, Кирилл Новоезерский, Иродион Илоезерский, Зосима Ворбозомский, Геннадий Костромской, да и многие другие достойные молитвенники, имена которых история не сохранила. Преподобный Корнилий Комельский по праву считается одним из наиболее искусных средневековых духовников, взрастивших в стенах своей обители целую плеяду преподобных игуменов. Как же сочетается это представление о Комельской обители как о высшей школе преподобия со свидетельствами о внутренних нестроениях в монастыре, латентном противостоянии части насельников игумену?

http://pravoslavie.ru/113422.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010