Чуждые мелочным интересам жизни, они так закаляют волю, что готовы в каждую минуту жизни положить свой живот за дорогую для них идею, за идею православия. В этом значение Афона, где ни одна церковь не была обращена в мечеть и где нет ни одного неправославного монастыря. Поэтому Афон вполне справедливо называют училищем благочестия и оплотом православия. Услуги, оказанные Афонскими иноками последнему, неоценимы. В X–XIV века, в золотой век монашества на Афоне, когда число монастырей здесь доходило до 150, а иноков – до 50 тысяч, последние спасли чистоту православия, горячо вооружившись против лионской и флорентийской уний и против попыток порабощения православной Церкви под власть римского первосвященника – папы. Борьба с католической пропагандой, находившей покровительство у Византийских императоров, стоила больших усилий и нередко жизни. Известно, что 26 Зографских иноков заплатили мученической смертью за верность православию, будучи сожжены в пирге своего монастыря. После падения Византии и утверждения на развалинах ее турок, исповедующих мусульманство, православные греки нашли надежный приют для себя на святой горе, которая и под турецким владычеством сумела сохранить полную независимость и не утратила ни чистоты веры, ни обрядов, ни духа истинно подвижнической жизни, ни церковного благолепия древней Византии. Предметы христианского культа и книжные сокровища древней Византии нашли здесь для себя надежный приют. Здешние ученые мужи (напр., митрополит Киприан, пр. Максим Грек , Иоанн Вышенский и др.,) своими переводами священных книг и собственными сочинениями оказали немалую услугу и России. За продолжительное время существования Афонского монашества, поставленного природой и всей обстановкой в особые условия, сложился особенный, оригинальный тип афонского монаха. На сколько мы успели с ним познакомиться за время пребывания на Афоне, этот тип можно характеризовать следующими чертами. Прежде всего, всем афонским монахам присуща какая-то необыкновенная жизнерадостность, соединенная с радушием и любезностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Влияние Святой Горы Афон на монашеские традиции Восточной Европы. Часть 6. Афон и внешний мир Отношения святогорцев с римо-католиками 26 преподобномучеников зографских, сожженых католиками. Фреска у входа в монастырь Зограф. Фото: А.Поспелов/Православие.Ru Надо ли говорить об отношениях святогорцев с римо-католиками в работе, посвященной влиянию Святой Горы Афон на Православные Церкви Восточной Европы? На первый взгляд, это не совсем уместно. Но не будем спешить с выводами. Очень скоро мы увидим, что «вклад» Западной Церкви в процесс кристаллизации истинной православной веры на Афоне трудно переоценить. Неоднократно предоставляя святогорцам возможность самой своей жизнью свидетельствовать верность Христу, латиняне невольно приняли весьма деятельное участие в «выплавке» того эталона православной веры, который потом «транслировался» на Восточную Европу через утвержденные на крови мучеников афонские монашеские традиции. Понимая эсхатологическое значение Афона, Запад всегда пытался обозначить здесь свое присутствие. К счастью, безуспешно. Так, на Афоне издавна существовал Амальфитанский монастырь — монастырь католического монашеского ордена бенедиктинцев. Основанный не позднее 990 года Львом Беневентским, братом князя Беневента Падольфа II, и его учениками, прибывшими из города Амальфи, что в Южной Италии, этот монастырь в богослужении следовал уставу св. Бенедикта Нурсийского. О приезде Льва в сопровождении шести спутников на Афон и о первоначальном проживании их в Иверском монастыре упоминается в житии преподобных Иоанна и Евфимия. Расцвет монастыря пришелся на X–XII века. Это было связано с развитием г. Амальфи и фактории амальфитанцев в Константинополе (3, т. 2, 95). В 1169 году авва пресвитер амальфийцев Фома, как свидетельствует «История Афона», собственноручно подписал по-латыни протатское дело о передаче россам монастыря Св. вмч. Пантелеимона (5, 687). В конце XIII века Амальфитанский монастырь пришел в упадок и в 1287 году присоединен к владениям Великой Лавры. В первой половине XIII века, в 1204 году, святой город Константинополь был захвачен крестоносцами. За первый день оккупации они уничтожили четыре тысячи христиан, разграбили храм Святой Софии и другие церкви, не оставив ни одного золотого сосуда, креста, облачения, иконы или лампады. Их священники вывозили ковчеги со святыми мощами, чтобы отправить в Рим. Были опустошены правительственные здания, музеи, дома горожан. В храме Святой Софии на патриарший престол поставили уличную проститутку и, надев на нее патриаршее облачение, заставляли петь непристойные песни. Все это стало грозным предзнаменованием для афонской братии.

http://pravoslavie.ru/31879.html

Латиняне убили оставшихся в монастыре иноков, затем нашли в окрестностях монастыря настоятеля и остальных и стали их уговаривать присоединиться к Римской Церкви. Монахи отказались и были повешены на том месте, где их нашли. И поныне оно называется Фурковуни, что значит «Виселичная гора». Иноки монастыря Зограф узнали о приближении врагов от Самой Матери Божией, Которая явилась некоему старцу, жившему недалеко от обители. Игумен Зографа Фома предложил тем, кто чувствует себя готовым к мученичеству, остаться с ним в обители, а остальных благословил уйти, «чтобы не впасть в грех хулы через отречение от своей веры». Часть братии скрылась в дебрях и ущельях, а игумен и оставшиеся с ним закрылись в башне (их было 26 человек: 22 монаха и 4 мирянина). Автор «Повести» подчеркивает, что сделали они это «не из боязни, но чтобы воспользоваться временем для обличения беззаконной ереси». Когда подошли латиняне, игумен Фома стал убеждать их в правоте Православия, напоминал слова Спасителя об исхождении Святого Духа от Отца ( Ин.15:26 ) и соборное решение о проклятии тех, кто дерзнет изменить Символ веры . «Но для беззаконных католиков,– повествует рукопись,– эти слова блаженных мужей были так же неприятны, как для волков камни из пращи». Латиняне подожгли башню. Все исповедники погибли в пламени, кроме одного, екклезиарха Парфения. Он был снесен пламенем на землю и прожил еще 30 дней, успев рассказать о происшедшем оставшимся в живых зографским инокам. Это случилось 10 октября. В 1873 году на месте башни, в которой погибли мученики, был воздвигнут памятник кенотаф (символическая гробница). После этого латиняне рассеялись по всему Афону, разоряя и грабя все на своем пути. Вторгшись в Карею 346 они сожгли и разрушили протат 347 , не оставив никого в живых. Прота, обличавшего латинян в ереси, после многих истязаний повесили перед протатом на месте Халкос, а иноков, скрывавшихся вокруг Карей в келиях, убили мечами. Память карейских мучеников 5 декабря. 8. Балканский преподобномученик Иларион Новый (память 20 сентября ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Георгия, а также икона Пресвятой Богородицы, именуемая Акафистной. Библиотека содержит 126 греческих и 388 славянских рукописей и приблизительно 10000 печатных книг. Сейчас Зографский монастырь занимает девятое место в иерархии святогорских обителей. Подробное сказание о мучениках ватопедских и зографских находится в зографской рукописи – «Повести о нашествии папистов на Святую Гору» 342 и ряде других документов. Событие это датируют 1276 (или 1280) годом. Оно относится к периоду правления императора Михаила Палеолога (1259–1282) – способного полководца, выдающегося государственного деятеля и необыкновенно талантливого, изворотливого и коварного дипломата. В 1261 году он, будучи Никейским императором, отнял у латинян Константинополь и восстановил Византийскую империю. Угроза нового крестового похода и другие политические проблемы заставили его пойти на союз с Римом. В 1274 году в Лионе греческая делегация подписала унию, в которой признавалось главенство папы, филиокве, догматическая верность учения о чистилище 343 . Практически вся империя, и Церковь , и народ унию отвергли. В числе противников унии были и афонские монахи. В «Повести» говорится о разорении Афона латинянами, направлявшимися к Константинополю. Сначала католики предлагали монахам присоединиться к ним. В нескольких монастырях, например, в Лавре св. Афанасия и в Ксиропотаме, монахи согласились войти c ними в общение. Обители эти избежали разорения, но были наказаны Богом 344 . А в других монастырях – Иверском, Ватопедском и Зографском – иноки засвидетельствовали свою верность Православию мученичеством. Так, монахи Иверекой лавры 345 предали латинян проклятию. За это старейшие из них были посажены на монастырский корабль и потоплены вместе с ним. А с молодых монахов совлекли их иноческое облачение и продали в рабство иудеям. Память иверских мучеников совершается 13 мая ст. ст. В Ватопедской обители католики нашли только больных и престарелых. Остальные скрылись, «чтобы сохранить веру и не оскверниться с богомерзкими».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография КОРНИЛИЙ СОТНИК (I в.), св. (исп. или сщмч.?) (пам. 13 сент.; пам. визант. 11, 13 сент., 20 окт., 9 июня; пам. зап. 20 окт.) КОРОБЕЙНИКОВСКАЯ КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ чудотворный образ в Казанской иконы Божией Матери монастыре в с. Коробейникове Усть-Пристанского р-на Алтайского края КОРСУНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ название, относимое к образам Пресв. Богородицы, чье происхождение связывают с древней Корсунью (Херсонесом) КОСКОНИЙ (Конкордий), мч. Никомидийский (пам. визант., пам. зап. 2 сент.) - см. ст. Зинон, Косконий (Конкордий), Меналап (Меланипп) и др. мученики Никомидийские КОСМА Родионович Коротких (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб., в 4-ю субботу по Пасхе - Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА Никифорович Петриченко (1869-1937), свящ. , сщмч. (пам. 3 нояб., в Соборе Саратовских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА ((Кузьма) Трофимович Вязников (в монашестве Кирилл); 1873-1930), иером., прмч. (пам. 20 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА (Магда Павел Степанович; 1904-0937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) КОСМА († 1679), блж. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 29 янв.- в Соборе Екатеринбургских святых), Христа ради юродивый, Верхотурский КОСМА ЗОГРАФСКИЙ († 1323 (иногда в лит-ре указывается 1423)), прп. (пам. болг. 22 сент.; пам. рус. 23 февр. и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) КОСМА И ДАМИАН [древнерус. Косьма, Козьма, Кузьма и Демьян] (III-IV вв. (?)), св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Аравийские (пам. 17 окт.) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Асийские (пам. 1 нояб.) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОСМА И ДАМИАН бессребреники Римские (пам. 1 июля) - см. ст. Косма и Дамиан, св. бессребреники (пам. 1 нояб., 1 июля, 17 окт.; пам. зап. 26 сент.) КОЭМГЕН [Кевин] († 618 или 622), св. (пам. зап. 3 июня), отшельник, основатель мон-ря Гленн-Да-Лоха (Глендалох, графство Уиклоу, Ирландия)

http://pravenc.ru/rubrics/122298_102.htm...

С недавнего времени, а именно с 1873 года, в память избавления обители Зографской от распространившегося с нагорной стороны монастыря сильного лесного пожара, угрожавшего монастырю, случившегося в этом году 28 июля, который потух тотчас же, как только взяли святую эту икону и при пении молебна пошли с нею и обошли монастырь со стороны приближавшегося пламени, установили совершать ежегодно и совершают в Зографе на 28 июля особое всенощное бдение в благодарность Богоматери, а после Божественной литургии бывает крестный ход с этой иконой вокруг монастыря. Замечательно, что огонь дошел до той черты тропинки, где была пронесена святая икона Царицы Небесной, и дальше не переступил 12 . В сочинении профессора Императорской академии наук Н.П. Кондакова „Памятники христианского искусства на Афоне“ (СПб., 1902) на стр. 157 сказано об этой иконе Божией Матери с отрицанием ее древности. Но г-н профессор дважды погрешил: во-первых, онь назвал эту икону большою, тогда как она малая всего только восемь вершков, а во-вторых, видел и снял своим аппаратом (стр. 158) не эту, а совсем другую, которую он сам счел списанною с „Одигитрии“. Самый снимок 60) доказывает его погрешность и напрасное обличение им афоно-зографцев якобы в лживости их... Небесное знамение Пирг, или башня, в которой пострадали святые преподобномученики и в целости сохранилась святая икона Божией Матери, отчасти стояла еще до 1873 года, но так как она закрывала собою новое северное здание обители и по ветхости угрожала падением, то необходимо было ее разобрать. А для того чтобы незабвенно было место мученического подвига святых, братия обители единодушно пожелали поставить на том месте памятник. В том же 1873 году памятник и был воздвигнут; освящение его предположено было совершить в день памяти святых. Настал этот день. С вечера, вскоре по захождении солнца, началось всенощное бдение. Ночь была безлунная и освещалась только слабым светом звезд. В природе была тишина. Ровно в полночь, когда в церкви после первой кафизмы читалось „Житие и страдание святых“, над церковью вдруг появился огненный столп и осветил обитель и ее окрестности столь великим светом, что можно было видеть и узнавать все предметы, как в обители, так и вне ее. Дивный столп этот, постоявши над церковью три или четыре минуты, прошел к памятнику и остановился над ним на несколько минут. Потом стал возноситься вверх и наконец превратился в круг, как бы венчая собою памятник и место страдания преподобномучеников. Все это явление продолжалось до 15 минут. Очевидцами были многие из братии обители и пришедших на праздник скитян и пустынников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

477-478 ИАКОВ Иванович Бобырёв (1883-1937), свящ., сщмч. (пам. 4 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Яковлевич Бойков (1896-1943), свящ., сщмч. (пам. 6 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Иванович Бриллиантов (1871-1937), свящ., сщмч. (пам. 19 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 478-479 ИАКОВ Иванович Гусев (1887-1937), свящ., сщмч. (пам. 13 дек., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ Алексеевич Зяблицкий (1878-1938), свящ., сщмч. (пам. 22 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) 479-480 ИАКОВ Тимофеевич Леонович (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 480-481 ИАКОВ Андреевич Передий (Передерий) (1871-1937), прот., сщмч. (пам. 19 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 481-482 ИАКОВ Васильевич Шестаков (1858-1918), свящ., сщмч. (пам. 10 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) 482-483 ИАКОВ († 1519 или 1520), диак., прмч. (пам. греч. 1 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ИАКОВ прмч. Зографский (второй) (пам. греч. 22 сент., 10 окт.) - см. в ст. Зографские преподобномученики ИАКОВ [Иаков Новый] († 1519 или 1520), прмч. (пам. греч. 1 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), мон. 483-485 ИАКОВ (Старцев; 1888 - 1918), инок, прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ мч. Константинопольский (пам. 9 авг.) - см. в ст. Иулиан, Маркиан, Иоанн и др. мученики Константинопольские ИАКОВ Степанович Блатов (1880-1937), мч. (пам. 31 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/vol/xx.html

Болгарская Православная Церковь : Новости [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru [Новости] Православие.Ru [Новости] Данил Стоянов [Новости] Православие.Ru Православие.Ru " Намерение Болгарии войти в Евросоюз не должно стать препятствием для развития ее добрых отношений с восточными соседями - Россией, Молдавией, Украиной и Белоруссией " . Так высказался сегодня Патриарх Московский и всея Руси Алексий на встрече с царем Симеоном. Глава Русской Православной Церкви затронул также проблему преодоления последствий церковного раскола в Болгарской Церкви, высказав надежду, что председатель правительства решит вопрос о ее юридическом статусе и сохранении принадлежащего ей имущества. Петер Павлов Настроения Священного Синода Болгарской Церкви ярко характеризуются выказыванием Патриарха Максима за день до начала визита понтифика: " Мы желаем всем, кто отдалился от православной веры, снова вернуться к ней. Вот то послание, которым мы напутствуем Папу... " Встреча Болгарского Патриарха и Римского Папы в Синодальной палате 24 мая продолжалась около часа. " Ваш визит в нашу страну, - отметил предстоятель Болгарской Церкви в обращении к Папе, - даст Вам возможность ближе познакомиться с плодами великого дела святых братьев Кирилла и Мефодия – дела, свято сохраненного в нашей Церкви и воплощенного в душах нашего благочестивого народа " . [Новости] Данил Стоянов Судя по всему, неделя, предшествующая папскому визиту, будет временем многочисленных крестных ходов и молебнов по всей Болгарии. В день приезда Папы в Софию планируется проведение грандиозного шествия по центральным улицам столицы с иконой Зографских мучеников. Трехметровая икона с изображением болгарских афонских монахов, сожженных католиками в монастырской башне во время Ферраро-Флорентийской схизмы, была специально написана болгарскими иконописцами и станет символом протеста православных болгар против приезда Римского понтифика на их родину. [Новости] Данил Стоянов [Новости] [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru [Новости] Православие.Ru [Новости] Православие.Ru [Новости] Денис Туранский, Православие.Ru Проведенное в сентябре в Болгарии социологическое исследование показало, что наибольшей популярностью в стране пользуются премьер-министр царь Симеон II и Болгарская Православная Церковь. В связи с этим Константинопольский предстоятель предостерег Болгарского Патриарха от использования своих хороших отношений с Симеоном II для разрешения проблемы с папским визитом. Как выяснилось, одной из основных целей визита Патриарха Варфоломея в Болгарию была подготовка благодатной почвы для визита в страну Иоанна Павла II. [Новости] Данил Стоянов [Новости] ИТАР-ТАСС/Православие.Ru [Новости] Lenta.ru [Новости] Данил Стоянов [Новости] Православие.Ru [Новости] Православие.Ru [Новости] Православие.Ru [Новости] Данил Стоянов, Православие.Ru [Новости] Православие.Ru [Новости] Православие.Ru [Новости] Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЛАТА МОГЛЕНСКАЯ (Меглинская) [болг. Злата Мъгленска; греч. Χρυσ] († 13.10.1795), болг. вмц. (пам. 13 окт., 18 окт.). О мученической кончине З. М. сообщает краткое Житие, составленное на греч. языке в 1799 г. прп. Никодимом Святогорцем со слов протоигум. афонского мон-ря Ставроникита Тимофея, свидетеля мучений святой. З. М. жила в с. Слатина (ныне Хриси, ном Пелла, Греция), которое находилось на территории Могленской епархии, в бедной семье, имела 3 сестер. Отличалась красотой, благочестием и целомудрием. Один турок похитил ее и вместе с друзьями склонял перейти в ислам, обещая на ней жениться. Когда девушка не поддалась на уговоры, они призвали на помощь тур. женщин, но и тем не удалось убедить ее отказаться от своей веры. Турки привели родителей и сестер З. М. и под угрозой жестокого наказания потребовали, чтобы они повлияли на нее. Но их мольбы не поколебали девушку, она отвернулась от родных. Тогда иноверцы подвергли мученицу истязаниям: 3 месяца ежедневно избивали палками, вырезали из ее кожи ремни, развешивая их перед ней для устрашения, прижигали лицо раскаленной кочергой. Узнав о том, что в селе находится протоигум. Тимофей, З. М. через некоего христианина передала ему просьбу помолиться, чтобы она достойно претерпела все мучения. После жестоких истязаний турки повесили ее тело на груше и, состязаясь друг с другом, иссекли его саблями. Христиане тайно погребли святую. З. М. почитается православными в Греции и особенно в Македонии и Юж. Болгарии. На иконах она обычно изображена красивой девушкой в национальном болгарском или македонском свадебном наряде. Ист.: NM . S . 258-260; Жития на бълг. светии/Новоболг. пер.: еп. Партений (Стаматов). София, 1974. Т. 1. С. 178-180; Περαντνης. Λεξικν. T . 3. Σ. 476-478. Лит.: В. Св. Злата Мегленска: Jyжhocpбujahcku култ дebojke народне мученице. 1935; Л. Култови лица код срба и македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 209; Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв./Сост.: инок Андрей (Шестаков), А. Ю. Никифорова. М., 2005. С. 138-140; Патерик земли Болгарской. М., 2008. Т. 1: Сент.-янв. С. 63-67. Рубрики: Ключевые слова: ВАРСОНОФИЙ ЗОГРАФСКИЙ (Афонский) († 1276/1280), прмч. (пам. болг. 10 окт.; рус.- 2-я Неделя по Пятидесятнице, Собор Афонских святых) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии

http://pravenc.ru/text/199895.html

Сборник житий. 1432 г. (РГБ. Ф. 98. 543. Л. 104 об.) Сборник житий. 1432 г. (РГБ. Ф. 98. 543. Л. 104 об.) С рубежа XV-XVI вв. известны западнорус. монахи, подвизавшиеся на А., в большинстве своем они не были связаны с Пантелеимоновым мон-рем. В нач. XVI в. на Св. Гору отправился постриженик Благовещенского супрасльского мон-ря Антоний Супрасльский , к-рый, до того как принял мученическую смерть от рук мусульман в Салониках (Фессалонике), неск. лет прожил в пирге (монастырской башне) свт. Саввы Сербского. Открытым остается вопрос о национальности Гавриила, прота Св. Горы в 10-х и 20-х гг. XVI в. (с перерывом), агиографа, полемиста и переводчика с греч. на слав., поскольку прозвище Мстиславич (считающееся почему-то свидетельством восточнослав. происхождения) сопровождает его имя лишь в одном позднем списке «Выписи о втором браке великого князя Василия III». В кон. XVI - 1-й четв. XVII в. (с перерывом в 1604-1606) на А. (преимущественно в Зографе и Хиландаре) жил выдающийся защитник Православия в Речи Посполитой, неутомимый и бескомпромиссный борец с церковной унией иером. Иоанн (Вишенский) . В 20-х гг. XVII в. укр. монахи переписали в Зографском мон-ре большой сборник поучений (ГИМ. Епарх. 459). В посл. трети XVII в. переводами с греч. и с новогреч. на церковнослав. занимался на А. мон. укр. происхождения Самуил (Бакачич) . В XVII-XVIII вв. выходцы из Украины и Белоруссии преобладали среди восточнослав. монахов А., на это в частности, указывает большое число киевских, львовских и черниговских изданий того времени в слав. книжных собраниях Св. Горы, заметно превосходящее продукцию великорус. типографий. К. А. Максимович, А. А. Турилов Русско-афонские связи в XI - XVII вв. Зарождение русско-афонских связей относится к начальной истории рус. монашества. Вернувшись с А. на Русь, прп. Антоний Печерский поселился близ Берестова (в окрестностях Киева), и вскоре вокруг него собралась монашеская община. Строй ее жизни, по-видимому, сложился на тех уставных принципах, к-рые преподобный наблюдал в афонских мон-рях. Предание о благословении от Св. Горы, принятом через прп. Антония «матерью монастырей русских» - Печерской обителью, отразилось в ПВЛ и в Киево-Печерском патерике. Об авторитете А. на Руси как образца иноческой жизни с домонг. времени свидетельствует периодическое возникновение здесь в разные эпохи обителей, именуемых «святогорскими» или «Святая гора» (древнейшая из известных - близ Владимира-Волынского, появилась ок. сер. XI в.). В то же время в рус. паломнической лит-ре до XVI в. неизвестны описания А. (в отличие от Св. земли и К-поля), лишь в хождении троице-сергиевского диак. Зосимы (1420) содержится краткий перечень афонских мон-рей.

http://pravenc.ru/text/77102.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010