... Не всякий помысл возникает в уме от данных [чувственных впечатлений] и относительно их, по можно найти и такие помыслы, которые не подпадают под [разряд] чувственных, но даются рассуждению умом, постольку я и сказал· что не всякие истина или заблуждение, не всякие добродетель или порок в наших помыслах берут свое начало от воображения. Достойно удивления и рассмотрения, каким образом от этих преходящ их и чувственных [вещей] рождается в душе неизменная красота или безобразие, богатство или бедность, слава или бесславие; одним словом, как бывает [в душе] или умопостигаемый свет, доставляющий вечную жизнь, или умопостигаемый и карающий мрак» 529 . «Воображающая» душа св. Григория напоминает пассивный интеллект Аристотеля, но важно не это, а акцент на познавательной активности души, не пассивно созерцающий свой объект, а формирующий его, а точнее сам «внутренний мир» человека, именно во внутреннем «воображаемом» пространстве представлен как свет, так и мрак 530 . Для Григория Паламы «достойно удивления» то, что человек сам способен выбрать «картину» реальности (совершенно немыслимый произвол для античного представления о познании и месте человека в космосе). Для христианского сознания представление – примышление оказывается центральной познавательной способностью в силу доминирования в нем волевого, «властного» начала, воля и выступает здесь характеристикой волящего «я», лица. Для античного сознания «я», избирающее то одно, то другое, находится в мире теней. Исход только один: из неподлинного мира представлений прейти в мир подлинной – умопостигаемой реальности, в умопостигаемом «бытие и мышление суть одно и тоже», там уже нет «представляющего» и его представления 531 , они не просто соотнесены , они слиты так, как единое и сущее во второй гипотезе «Парменида». Для античного сознания истину не выбирают, она просто есть, и к ней последовательно восходят. Для сознания христианского Христос есть «путь, истина и жизнь», но выбор пути остается за человеком 532 . Усиление роли в познании воображения – примышления не было случайностью, эта переориентация сознания связана с изменением представления о мире вообще. Библейская традиция рассматривала мир не как прекрасный, иерархически выстроенный и конечный космос, а как направленный временной процесс – историю.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/ist...

522 А о том, что баснословно или действительно случилось с эллинами и древними варварами, как эти последние сражались одни, против других и против эллинов, и обо всем ином, что совершилось с того времени, как люди, по сказаниям, начали существовать, написано и у Харакса, 523 и у Фепомпа, 524 и у Эфора, 525 и у других бесчисленных историков. Дела римлян, обнимающие собой историю целого мира, то есть, что происходило, когда римляне либо разделялись между собой, либо действовали против других народов,– эти дела их описаны в труде Дионисия Галикарнасского, 526 который провел свою историю от так называемых аборигенов до эпирца Пирра. 527 Далее же описывал события у них Полибий Мегалополисский, 528 продолжавший свое повествование до взятия Карфагена. 529 Всему этому Аппиан 530 дал потом раздельный порядок, то есть сказания о каждом событии собрал в одно место, хотя бы это событие совершалось и во времена разные. А что таким же образом происходило после них, описали в своих сочинениях Диодор Сицилийский 531 (до Юлия Цезаря) и Дион Кассий 532 (до Антонина, уроженца эмесского). То же изложил и Геродиан, 533 которым деяния доведены до смерти Максима. А софист Никострат, 534 родом из Трапезунда, 535 начав описывать деяния от времени преемника Гордианова Филиппа, ведет свое повествование до Одената Пальмирского и до постыдного похода Валериана против персов. Весьма много потрудился по этому предмету и Дексипп, 536 начавший свою историю от скифских (войн) и окочивший ее царствованием преемника Галлиена Клавдия. Он же сохранил для потомства и то, что сделали Карпы 537 и другие варварские народы, воевавшие в Элладе, Фракии и Ионии. 538 Евсевий, 539 взяв за начало время от Октавиана, Траяна и Марка, 540 продолжил свою историю до смерти Кара. 541 Об этих же временах написали нечто Арриан 542 и Асимий Квадрат; 543 а о последующих – до царей Гонория 544 и Аркадия 545 – повествовал Зосима. 546 Затем сведения, что было после них, собраны ритором Приском и другими. Все это Евстафий Епифанийский весьма хорошо свел в две книги: в одной изложил историю до взятия Трои, а в другой – до 12 года царствования Анастасия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

Только по особенным видам могут настаивать на ту мысль, что правота первосозданных была не состоянием природы их, а особенным даром благодати 529 . Св. писание ни одним словом, ни одним намеком не подтверждает последнего мнения о первосозданных; да и оно же вело бы к пелагианским мыслям о потерявшем образ Божий 530 . – Равно несправедливо представляли иные благоустроенное состояние воли в Адаме состоянием полной добродетели 531 . Это было состояние невинности, добродетель же надлежало приобретать упражнением воли в добре. Таковою могла быть лучшая воля ограниченная, по свойству ограниченности. Испытание, какому подвергнут был первосоздаиный, показывает тоже самое. Ап. называет Адама, душевным, земным и противополагает ему духовного человека, который должен образоваться из душевного: не духовное прежде, а душевное, потом духовное ( 1Кор. 15:45–48 ). § 130. в) Состояние тела – и отношение первого человека к видимой природе По телесному составу первосозданный быль свободен от болезней и бессмертен. Расстройство могло проникнуть в телесный его организм только вместе сгрехом. – Β онь же аще день снесте от него, смертью умрете: таково было определение Божие; след. если бы не вкусили плода запрещенного, не умерли бы ( Быт. 2:16 ). Земля еси и в землю отыдеши ( Быт. 3:3 ), так определено за содеянное преступление ( Быт. 3:15, 16 ). Апостол говорит, что смерть от человека ( 1Кор. 15:21 ), смерть грехом вошла в мир ( Рим. 5:12 ). Равно утомление, болезни назначены человеку в наказание за преступление заповеди, и след. им не подлежало тело невинного человека. Тело первосозданного не имело также нужды в одеянни ( Быт. 2:25 ), и хотя имело нужду в пище ( Быт. 1:29 ) и, как взятое от земли, должно было испытать перемену при переходе на небо: но это изменение, при крепости духа, не могло быть болезненным; апостол называет невинного Адама земным и не усваивает ему тела духовного ( 1Кор. 15:46, 47 ). Жало смерти грех есть, сила же греха закон, говорит он же ( 1Кор. 15:56 ). Это значит, что причина, почему смерть действует ядовито, болезненно и разрушительно в телесном организме, состоят в грехе, а без греха организм потерпел бы только легкое изменена, точно так, как положительный закон увеличивает силу греха над нами, удваивает мучения совести 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Будьте полезны для родных – жизнью, добрым советом, словом и писанием назидательным. 527. Что такое «пост»? Пост есть произвольное воздержание от всякого наслаждения. Говорим произвольное потому, что воздержание поневоле, например от скудости, или по болезни, или по тщеславию, такое воздержание нельзя назвать постом, ибо оно происходит от нужды, а не по доброй воле. 528. Как научиться терпеть? Когда без вины оскорбил кто тебя, помяни перед Богом свои грехи и через это сознание смирись. 529. Что должно делать, когда совесть о чем-либо беспокоится? Чем обеспокоена бывает совесть, все то тотчас надобно оставить, и если в чем осуждает, надо тотчас удовлетворить ее покаянием. 530. Можно ли хвалить в лицо человека? Хвалить кого-либо в лицо нельзя. Можно большой вред принести душе этого человека. 531. Что ж это значит – «считать себя ниже всех»? Не замечать чужих грехов, смотреть на свои. 532. Что важно во время смерти? Надо всегда думать о том, чтобы встретить смерть в мире со всеми. Многие этого не знают, поэтому и не придают значения немирствию. 533. Кто трудится в молитве бесполезно? Кто много трудится в молитве, но оскорбляет ближнего, тот бесполезно трудится. 534. Как должно принимать неприятности? Неприятности должно принимать как драгоценное врачевство против нашего тщеславия и высокомудрия. 535. В каком духе надо писать письма? Писать письма надо в хорошем расположении духа. 536. Как смотреть на знакомства с мирскими и суетными людьми? Недушеспасительные знакомства отвлекают от дел, рассеивают ум, жизнь наполняют излишней суетой, не дают сосредоточиться в себе и в Боге. 537. В чем состоит истинная любовь к ближнему? Истинная любовь состоит в том, чтобы отдать ближнему любую вещь, ему понравившуюся. 538. Должно ли кушать до сыта? Сытое чрево клонит к дремоте и сну, к лености и слабости, отчего восстают в человеке скверные помыслы. 539. Должен ли желать умереть тот, кто не очистился от грехов через покаяние и исправление? Не очистившийся, если желает смерти, поступает безумно. 540. Если работа идет против совести и веры, как надобно поступить?

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

И такой могучий и светлый ум был соединен не с гордым превозношением, не с обычным дерзким самомнением, а с истинно-монашеским смирением, которое требует от носителя своего признать себя, хуже всех человеков. Зная, что Апостол не просто сказал, что он первый из грешников, а был убежден в этом, и что люди тоже должны в этом убедить себя, 528 Преосвященный Игнатий не находил в себе ничего, льстящего его самомнению, наоборот, находил многое, достойное сетований и воздыханий, достойное горьких и продолжительных слез. Он считал себя грешником, достойным казней временных и вечных, 529 называл себя всегда «непотребным грешником, имеющим крайнюю нужду в милосердии Божием»; его совесть, взвешивая и оценивая его собственное достоинство, поставляла его «ниже всех преступников», и не позволяя ему судить, а тем более осуждать кого-либо, тем самым как бы склоняла, его таким образом мыслей к ногам ближних. 530 Он искренно считал всю жизнь свою цепью погрешностей, цепью падений. Духовный взор его видел на собственной душе только язвы, болезни и немощи. Приведем его собственные слова об этом: «Обращу ли взоры ума на протекшие дни мои? Это цепь обольщений, цепь грехов, цепь падений! – Взгляну ли на ту часть жизни, которая еще предлежит мне на поприще земного странствования? – Объемлет меня ужас: его производит немощь моя, доказанная мне бесчисленными опытами. Воззрю ли на душу мою? – Нет ничего утешительного! Вся она в греховных язвах; нет греха, которому бы она была непричастна; нет преступления, которым бы она себя не запечатлела! – Тело мое, бедное тело! обоняваю смрад твоего тления. «Тление нетления не наследствует» ( IKop.15:50 ). Жребий твой – по смерти в темнице гроба, по воскресении – в темнице ада!., Какая участь ожидает мою душу, по разлучению её с телом? Благо было бы, если бы предстал ей Ангел мирный и светлый, – воспарил бы с нею в блаженные обители Едема! Но за что он предстанет? Какую добродетель, какой подвиг найдут в ней достойные небожителей? Нет! скорее окружат её полчища мрачных демонов, ангелов падших, найдут в ней сродство с собой, свое падение, свои свойства греховные, свою волю богопротивную, – отведут, увлекут её в свои жилища, жилища вечной, лютой скорби, жилища вечного мрака и вместе огня неугасающего, жилища мук и стенаний непрерывных, бесконечных. 531

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Еще вопрос: можно ли оправдать наказания пред нравственным судом? И нельзя ли обойтись без наказания? – Филантрописты 18 века старались вывести наказания, как несовместимые с человеческим достоинством. Но окончилось тем, что на место существовавших в то время наказаний они начали вводить иные, искусственные, и быть может более вредные. Наказания были и будут необходимы в человеческом роде точно также, как необходимы в нем медикаменты. Прекрасно, если бы дети исполняли свои обязанности по одному влечению к добру и избегали всего дурного по одному отвращению от зла, но для этого должно возвратиться райское состояние, при настоящем же порядке вещей это немыслимо. А если наказания необходимы, то следовательно, их можно и оправдать с нравственной точки зрения, так как все то может быть нравственно оправдано, что оказывается необходимым средством или для сохранения человечества на той ступени нравственного существования, которого оно достигло, или для возвышения его на высшую ступень. Но верно то, что наказания суть последнее воспитательное средство, и потому надобно прибегать к ним только в случаях необходимости, т.е. тогда, когда испробованы и не действуют все другие воспитательные средства. § 56. Виды наказаний       Один педагог 527 разделил наказания на «идеальные» или наказания знаком ил словом и «реальные» или наказания делом. Воспитатель должен по возможности стараться улаживать дело посредством идеальных наказаний. И в большинстве случаев это возможно, так как чувствительность наказаний относительна, и большей частью зависит от личного отношения дитяти к воспитателю 528 . Наказание знаком совершается мимически; но кому неизвестно, что молча иногда можно наказать больше, чем словом. А наказание словом состоит в выговоре, порицании и угрозе. Выговор имеет то преимущество, что допускает весьма много степеней. Только в том случае, если выговор делается юноше, и имеется в виду заставить его подумать о себе и убедиться в неосновательности и неразумности своих действий, выговор может быть длинным; но когда выговор делается невзрослому питомцу, тогда он должен быть как можно короче. Совершенно достаточно два-три слова; они сильнее подействуют, чем длинная речь, сглаживающая произведенное в начале впечатление 529 . Некоторые воспитатели сильно влекутся к тому, чтобы концентрировать соединяемое с выговором порицание в каком-либо образе, который разил бы краткостью и остротой 530 ; но они должны быть далеки от всего тривиального и оскорбляющего питомца. Для детей энергических посрамление может быть иной раз полезно, но для слабых духом оно вредно, так как отнимает и ту энергию, которая есть в них. Угроза не имеет много степеней, и потому хорошо бы совсем не повторять ее, иначе в питомце зародится мысль о слабости воспитателя 531 .

http://azbyka.ru/otechnik/Markellin_Oles...

528 См. решения церковного Собора 1666/67 г. (Материалы для истории раскола за первое время его существования. М., 1876. Т. 2). 529 До издания Соборного Уложения в 1649 г., в приказе Большого Дворца сосредоточено было управление главным образом большими привилегированными монастырями и их церковными вотчинами. При царе Михаиле Федоровиче уже существовало при Дворце отделение, которое занималось церковными делами, и оно именовалось Монастырским приказом (АИ. СПб., 1850. Ч. I. 192; ААЭ. СПб., 1845. Т. III. 277). 531 Петр Малыгин упоминается дьяком Монастырского приказа с 4 февраля 1659 г. по ноябрь 1661 г. (Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 315). 532 ЗОРСА. Т. 2. С. 401–422 (отсутствует историческое и археографическое введение). Упом.: Горчаков М. И. Указ. соч. С. 92; Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII-haчaлe XVIII в.//Историческая география России: ХИ-начало XX в.: Сб. статей к 70-летию Л. Г. Бескровного. М., 1975. С. 70. 540 Исследователи указывали разные цифры количества монастырей во второй половине XVII в.: от 252 до 476 (Новосельский А. А. Роспись крестьянских дворов, находившихся во владении высшего духовенства, монастырей и думных людей, по переписным книгам 1678 г.//Исторический архив. М.; Д., 1949. Т. IV. С. 88–90; около 650 (Волков М. Я. Указ. соч. С. 158). 541 Я. Е. Водарский предложил другую градацию монастырей на основе вотчино- владения: крупнейшие (свыше 1250 крестьянских дворов), затем владельцы от 126 до 1250 крестьянских дворов, владельцы от 26 до 125 и мелкие от 1 до 25 двора. 542 Водарский Я. Е. Указ. соч. С. 76. Табл. I). Водарский Я. Е. Указ. соч. Прил. И. С. 79–94; впервые реестр «сказок», поданных церковными организациями в Москве на Генеральный двор, издал в сокращенном виде П. И. Иванов , не указав приписные обители; см.: «Ведомость сколько по переписным 1700 года книгам состояло за монастырями и вообще Духовным ведомством крестьянских дворов»//Иванов П. И. Описание Государственного архива старых дел. М., 1850. С. 344–358. Сведения даются в виде таблицы. В примечании оговорено «Взято из сказок Генерального Двора по Вотчинному архиву» (Там же. С. 358). Реестр «сказок» Генерального дво- pa в Москве переиздан: Владения и крепостные крестьяне Русской церкви в конце XVII в./Отв. ред. Я. Е. Водарский; сост. Я. Е. Водарский, Т. Б. Соловьева. М., 1988; Водарским использованы и другие публикации, в том числе справочник по монастырям: Зверинский В. В. Материал для историко-топо- графического исследования о православных монастырях Российской империи. СПб., 1890–1897. Т. I-III.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

5 . Collecmio decretorum pontificum romanorum 522 , в котором содержатся канонические постановления или декреталии 523 восьми римских пап от Сириция до Афанасия II 524 . В течение времени эти два сборника Дионисия были соединены в один, который называется 6 . Collecttio Dionisio-Hadriana 525 , потому что в этом сборнике добавлено несколько новых декреталий данных папою Адрианом I Карлу Великому в 774 г. 526 . Этим со стороны папы утверждалось официальное значение этого дополненного Дионисием сборника; и с этого времени Collectio Dionysio-Hadriana служит официальным каноническим сборником во французском государстве 527 . 7 . Collectio hispana или isidoriana 528 . Этот сборник подобен Дионисиеву и составлен в Испании в последнее годы VI или первые VII века. Составителем этого сборника считали Исидора., епископа Севильского, но безосновательно 529 . Сборник разделяется на два отдела: в первом содержатся каноны тех же самых восточных соборов, что и в сборнике Дионисия; затем, каноны французских и испанских соборов и, наконец, разные статьи религиозного содержания; во втором – находится 103 декреталии римских пап от Дамаса до Григория I 530 . Важность этого сборника в истории права состоит в том, что он послужил основою для 8 . Collectio canonum Isidori mercatoris. Весь сборник разделяется на три отдела: первый содержит сначала Апостольские каноны, затем 60 декреталий тридцати пап, начиная с Климента, жившего в I веке до Мельхиада начала XIV века; во втором отделе находятся сначала четыре различных статьи, между которыми и письмо о даре императора Константина папе Сильвестру; затем каноны десяти восточных и нескольких африканских, испанских и галльских соборов, третий отдел содержит, кроме нескольких небольших статей опять декреталии пап, начиная от Сильвестра, преемника Мельхиада, декреталием которого закончен первый отдел, и до Григория II († 731) 531 . Как видно, декреталии составляют наибольшую часть книги. Они не все оригинальны; большая часть их составлена в IX веке и приписывалась различным папам первых четырех веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

525 Почти всегда (за исключением перфекта страдательного залога) сигма выпадает и гласные сливаются. Вот почему в разных временах окончания различаются. 526 Почти всегда сигма выпадает, оказавшись между гласными, и гласные сливаются. Вот почему в разных временах окончания различаются. 529 Необычный второй аорист. На самом деле, здесь есть и удвоение, и приращение. Основа удваивается αγαγ), а затем удвоенная гласная удлиняется (αγαγ ηγαγ γαγον). 531 αρ. Йота добавляется для формирования основы настоящего времени и, следовательно, не встречается в других временах, αρω – снорный глагол, использующий εσ и альфу в качестве образующих времени в будущем времени и аористе действительного залога. 533 ακολουθε. Легко спутать θη с образующей аориста страдательного залога. Это единственное из часто встречающихся греческих слов, заканчивающееся на θε, так что это довольно редкая проблема. 537 Составной глагол из να и βανω. Корень к которому добавлено ιν для образования основы настоящего времени, поэтому ιν не встречается в других временах. В других временах альфа основы удлиняется в эту. 541 ανοιγ. Это странное слово, проблемность которого связана с необычным приращением. По происхождению это составной глагол (ν[α] + ογω), но в койне постепенно «забывалось», что он составной, и приращению иногда подвергалась приставка, а иногда приращение происходило сразу в двух местах. 542 Показано двойное приращение с подписной йотой (νοιγ + σα νεοιξα νεωιξα νξα). Также возможна форма νξα, где произошло третье приращение посредством удлинения первой согласной слова. 543 Показана та же модель приращения, что и в аористе действительного залога. Гамма основы изменилась на хи под влиянием теты образующей времени. Возможен также вариант νεχθην. 545 Составной глагол из π и что заметно по приращении. В аористе действительного залога (πθανον). Если вы распознали корень не так важно, каким изменениям он подвергается при образовании основы настоящего времени. Но если вам интересно: при образовании основы настоящего времени альфа выпадает (аблаут), добавляются эта и , а йота становится подписной: αποθαν αποθν αποθνη αποθνηισκ ποθνσκω.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Так Августин напрямую связывает с Исх. 3:14 свой принцип «Божественной простоты» («Бог потому называется простым, что то, что Он имеет, есть Он Сам»: ideo simplex dicitur, quoniam quod habet hoc est) 527 , идею которого Августин мог заимствовать как из неоплатонизма 528 , так и из тринитарного учения некоторых латинских христианских мыслителей 529 и который предполагает полное тождество в Боге сущности и ее атрибутов, а также бытия сущностного (esse=essentia) и бытия самостоятельного (subsistere=substantia). Поэтому, Бог в учении Августина – это и высшее Бытие (esse), и высшая сущность (essentia), и высшая субстанция. Так, в западном христианском богословии возникает и навсегда закрепляется то, что впоследствии было названо «онтотеологией» 530 , и что было напрямую связано с интерпретацией библейского текста Исх. 3:14 . Справедливости ради, следует отметить, что на Западе в IV веке существовала и другая тенденция – рассматривать Бога, как превышающего сущность и бытие. Эту тенденцию мы встречаем у христианского философа и ритора Мария Викторина. В самом деле, Викторин относил к Богу Отцу выражение неоплатоника Порфирия: τ υπρ τ ν μ («Не сущее, которое выше сущего») 531 , ниже которого он помещал истинно Сущее, т.е. Сына: «Что есть То Не сущее, Которое превыше сущего (τ υπρ τ ν μ )? Оно есть Тот, Кто не познается ни как Сущее, ни как не сущее, но, как познаваемое в незнании (ut in ignoratione intelligibile), поскольку Он, одновременно, есть и Сущее и Не сущее, Который Своей собственной силой сделал Сущее явленным и породил Его (τ ν in manifestationem adduxit et genuit)... Действительно, То, Что превыше Сущего (supra τ ν), является сокрытым Сущим (absconditum τ ν). А у сокрытого проявление есть порождение (manifestatio generatio est), поскольку потенциально Сущее (potentia ν) порождает актуально Сущее (operatione ν). Ведь ничто не рождается без причины. И, если Бог есть Первопричина всего, Он есть и причина рождения Сущего, и, хотя Он превыше Сущего, Он, тем не менее, близок к Сущему (vicinus τ ντι), как Его Отец и Родитель» 532 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sovreme...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010