С. Самойловича были возведены земляные валы и другие оборонительные сооружения, фактически положившие начало новой Печерской крепости (позднее возведение укреплений лично контролировал Петр I); к 1682 г. была создана деревянная оборонительная крепость на Подоле; в 1695-1702 гг. построены каменные стены вокруг Печерского монастыря. В это время активно ремонтировали и восстанавливали обветшавшие постройки, возводили многочисленные здания (церковные, административные и общественные). Киево-Печерская лавра. Фрагмент панорамы «Вид Киево-Печерской крепости». 1783 г. Киево-Печерская лавра. Фрагмент панорамы «Вид Киево-Печерской крепости». 1783 г. На кон. XVII в. приходится расцвет храмового строительства на средства частных вкладчиков. Во 2-й пол. XVII в. храмы строились еще деревянные, как, напр., небольшая Георгиевская ц. (1674), возведенная кн. Ю. П. Трубецким на месте разрушенного каменного храма XI в. (Там же. С. 52; см. ст. Георгия Победоносца великомученика церковь в Киеве ); благодаря поддержке царевны Софии Алексеевны была сооружена ц. во имя Веры, Надежды, Любови и Софии в Михайловском Златоверхом мон-ре (1695) (Там же. С. 58). На рубеже XVII и XVIII вв. в К. велось активное каменное храмовое строительство в формах укр. барокко, аналогичных укр. 3- и 5-срубным деревянным церквам, хотя были примеры использования форм традиционной древнерусской архитектуры. Так, на средства В. Л. Кочубея перестроена Трехсвятительская ц. (во имя свт. Василия Великого, 1693-1707, разрушена в 30-х гг. XX в., на ее месте - здание МИД Украины). Братский и Никольский мон-ри были отстроены на деньги крупнейшего храмоздателя этого времени гетмана И. С. Мазепы с привлечением московского архит. О. Д. Старцева (см. Киево-Братский в честь Богоявления мужской монастырь ). Части старого, деревянного Богоявленского собора Братского мон-ря в 1690 г. были использованы при возобновлении Воздвиженской ц. (позднее - Андреевская, Симеоновская) в Малом городе, сгоревшей в 1675/76 г. В районе Печерска построили несколько церквей, напр.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

С того времени К. е. имеет современные границы. 1 авг. 1994 г. во епископа Белоцерковского и Богуславского был хиротонисан архим. Серафим (Зализницкий). В том же году викарий К. е. Белоцерковский архиеп. Ионафан (Елецких) был переведен на новообразованную Конотопскую и Глуховскую кафедру. С образованием самостоятельной Белоцерковской епархии удалось более эффективно противостоять деятельности Киевского Патриархата, руководство которого создавало и регистрировало в Киевской обл. «параллельные общины», претендовавшие на храмы канонической Церкви. 14 июля 1995 г. скончался «патриарх Киевский и всея Руси-Украины» Владимир Романюк. 18 июля в Киеве на Софийской пл. во время похорон «патриарха» Владимира произошли массовые беспорядки. Похороны своего предстоятеля епископы УПЦ КП во главе с Филаретом (Денисенко) использовали в политических целях. Желая представить «Киевский патриархат» правопреемником канонической правосл. Церкви, Денисенко потребовал передать УПЦ КП Софийский собор, митрополичьи палаты, церкви и строения верхней Киево-Печерской лавры, Почаевскую лавру, Выдубицкий мон-рь, строения Златоверхого Михайловского мон-ря, Андреевскую ц. 22 июля 1995 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время своей поездки в Минск высказался по поводу происшедших в Киеве событий, заявив, что достойны осуждения действия раскольников, отделившихся от Матери-Церкви и использующих для удовлетворения политических амбиций даже смерть. В авг. 1995 г. в Киево-Печерской лавре состоялся Архиерейский Собор УПЦ, давший оценку июльским событиям на Софийской пл. Участники Собора указали: имевшая место провокация в очередной раз подтвердила, что «Киевский патриархат» - это орг-ция не религиозная, а политическая, насаждающая разделение. Архиереи УПЦ обратились к братиям, пребывающим в расколе, с призывом покаяться и вернуться в лоно Матери-Церкви, отметив, что любой диалог с УПЦ КП будет возможен лишь при условии, что осужденный Церковью и извергнутый из сана Филарет (Денисенко) не будет принимать в нем участия.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Ко 2-й пол. XVI в. Б. ц., по-видимому, запустела и была разрушена, как и сам Вышгород. Пустошь на месте церкви принадлежала Преображенскому Межигорскому мон-рю, была вместе с ним передана во владение коронному писарю Е. Высоцкому (о чем сохранились грамоты Сигизмунда Августа от 1 сент. 1571 и 10 мая 1572). Руины Б. ц. в нач. XVII в. разбирались для строительства доминиканского костела св. Николая в Киеве. На месте храма, по-видимому, ставились деревянные церкви: первая упомянута в 1614 г., где в 1654 г. прославилась чудотворениями Киево-Братская икона Божией Матери , после 1662 г.- вторая. Это здание простояло до 1744 г., примерно в то же время была возведена 3-я деревянная церковь, разобранная в 1860 г. На ее месте в 1861-1863 гг. поставили небольшой каменный храм, сохранившийся до наст. времени. Попытки раскопок на месте храма известны с 1816 г.; перед строительством каменного здания в 60-х гг. XIX в. древние фундаменты были полностью открыты, частично описаны и сопоставлены с планами древнейших церквей Киева (св. Кирилла, мц. Ирины и собора Михайловского Златоверхого мон-ря). Для участников III Археологического съезда, проходившего в Киеве в сент. 1874 г., кладки фундаментов раскрывали под рук. А. С. Уварова . В 30-х гг. XX в. раскопки частей сооружения, лежавших вне здания 60-х гг. XIX в., проводил Институт археологии АН УССР, но методика и фиксация отрываемых кладок были крайне несовершенны. Полностью открыть фундаменты и представить план здания удалось во время проведения археологических работ экспедицией ИИМК под рук. М. К. Каргера в 1952 г. От храма, заложенного во 2-й пол. XI в., сохранились фундаментные рвы, части фундамента и зап. стены. В 90-х гг. XX в. было предпринято неск. попыток продолжить археологические исследования Б. ц. По размерам Б. ц. была одной из самых больших в домонг. Руси, сравнимой со Спасо-Преображенским собором в Чернигове (30-40-е гг. XI в.) и Софией Киевской (сер. XI в.). Это крестово-купольное здание, с нартексом, башней для подъема на хоры в сев.-зап.

http://pravenc.ru/text/153185.html

Лит.: Прокопович И., прот. Речь при отпевании тела преосв. Мелетия, архиеп. Харьковскаго и Ахтырскаго. Х., 1843; Филарет (Гумилевский), архиеп. Ист.-стат. описание Харьковской епархии. М., 1852. Отд. 1. С. 27, 48; Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 351, 368; Аскоченский В. И. История КДА по преобразовании ее в 1819 г. СПб., 1863; Ковалевский А. Ф. Из восп. о почившем архиеп. Харьковском Мелетии (Леонтовиче)//ДЧ. 1867. Ч. 1. 4. С. 164-168; он же. К биографии преосв. Мелетия (Леонтовича), архиеп. Харьковского//Харьковские ЕВ. 1869. 21. С. 255-259; Малышевский И. И. Ист. записка о состоянии академии в минувшее 50-летие. К., 1869; Солнцев П., свящ. Краткие сведения о харьковских иерархах. Х., 1869; Попов Е., прот. Великопермская и Пермская епархия. Пермь, 1879; Кулжинский Г. И. Свт. Мелетий (Леонтович). X., 1881; он же. Святогорская Успенская общежит. пуст. в Харьковской епархии. Од., 18965. С. 70-74; он же. Возлюбленный Христом: Житие свт. Мелетия Харьковского. М., 2001; Киево-Златоверхо-Михайловский мон-рь: Ист. очерк от основания его до наст. времени. К., 1889. С. 136; Буткевич Т. И., прот. Ист.-стат. описание харьковского кафедр. Успенского собора. Х., 1894. С. 95-98; Шестаков И. В., свящ. Краткий ист. очерк 100-летия Пермской епархии. Пермь, 1899. С. 118-123; он же. Преосв. Мелетий (Леонтович), еп. Пермский и Екатеринбургский. СПб., 1907; Ефимов А., свящ. Архим. Сергий, настоятель Ахтырского Св.-Троицкого мон-ря. Од., 19072. С. 6, 7, 33; Нестор (Анисимов), иером. Православие в Сибири. СПб., 1910; Поселянин Е. Н. [Погожев]. Рус. подвижники XIX в. СПб., 19103. С. 70-80; [Стефан (Проценко), архиеп.] Харьковский свт. Мелетий Леонтович//ЖМП. 1948. 11. С. 60-67; ЖПодв. Февр. С. 324-329; Наумова О. Е. Иркутская епархия: XVIII - 1-я пол. XIX в. Иркутск, 1996; Никодим (Руснак), митр. Сб. служб и акафистов. М., 1996; Калинина И. В. Правосл. храмы Иркутской епархии: XVII - нач. ХХ в. М., 2000; Иркутская летопись, 1661-1940 гг./Сост., предисл. и примеч.: Ю. П. Колмаков. Иркутск, 2003; Багалей Д. И., Миллер Д. П. История г. Харькова за 250 лет его существования: (1655-1905). Х., 2004. Т. 2; Дулов А. В., Санников А. П. Правосл. Церковь в Вост. Сибири в XVII - нач. XX в. Иркутск, 2006. 2 ч.; Летопись жизни и служения свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского. М., 2010. Т. 2. С. 3, 189, 261, 295; Талалай М., протодиак. «Я прославлю прославляющих Меня...»: Новые мат-лы к истории канонизации свт. Мелетия, архиеп. Харьковского и Ахтырского//Вестн. Харьковской ДС. 2013. 3. С. 4-15.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ (Кононович-Горбацкий; † 18.02.1653, Могилёв), еп. Мстиславский, Оршанский и Могилёвский ( Западнорусская митрополия ), автор трактатов по риторике и философии. Биография Происходил из старинного западнорусского мелкошляхетского рода, к которому принадлежали, как следует из внесенного И. в синодик Златоверхого киевского во имя архангела Михаила монастыря поминания своих родственников, также и духовные лица - иером. Феодор и архим. Леонтий. Помимо Киева представители данного рода жили в Могилёве; в частности, могилёвский мещанин Федор Кононович-Горбацкий в 1633 г. вел борьбу против произвола со стороны Г. Гостиловского, настоятеля униат. могилёвского Преображенского мон-ря, и насельников, к-рых он обвинял в бесчинствах. Первые сведения об И. относятся к 1635 г., когда он был профессором риторики в Киево-Могилянской коллегии (возможно, И. был приглашен из Львова). В 1636-1642 гг. И. преподавал в коллегии философию. Соответствующие знания И. мог получить в Виленской братской школе и в католич. Замойской академии (к-рую он, вероятно, окончил одновременно с Сильвестром (Косовым) ). И. был одним из первых преподавателей философии и риторики в Киево-Могилянской коллегии. В сент. 1640 г. в Киеве он участвовал в качестве делопроизводителя в Соборе, утвердившем «Православное исповедание веры» митр. св. Петра (Могилы) . В 1642 г. И. был назначен игуменом киевского Братского в честь Богоявления монастыря и ректором Киево-Могилянской коллегии, занимал эту должность до 1645 г. Он присутствовал вместе с Игнатием (Оксёновичем-Старушичем) и Исаией (Трофимовичем-Козловским) на Соборе в г. Яссы в Молдавском княжестве (15 сент.- 30 окт. 1642), на к-ром представители греч. духовенства обсуждали «Православное исповедание веры» митр. Петра (Могилы). И. выступил в защиту сочинения. По свидетельству Иерусалимского патриарха Нектария , на Соборе И. и его товарищи показали себя «мужами, поистине достойными удивления и всякой мудростью и знаниями украшенными». На Варшавском сейме 5 марта 1645 г. польск. кор. Владислав IV Ваза дал И. привилей на игуменство в киевском Златоверхом мон-ре, в должность настоятеля И. был введен 29 мая. Вероятно, в 1646 г. И. участвовал в работе над созданием Требника под редакцией митр. Петра (Могилы).

http://pravenc.ru/text/578513.html

Вероятно, последнее упоминание о К. м. содержится в Лаврентьевской летописи под 1128 г.: «Преяша церковь Дмитрия Печеряне и нарекоша ю Петра съ грехом великим и неправо» (Там же. Т. 1. Стб. 299). Вероятно, насильственные действия были связаны с борьбой за выморочное наследство династии Изяславичей. Ярополк завещал Киево-Печерскому мон-рю свои волости, его дочь и др. бездетные потомки жертвовали значительные суммы этой обители и даже были удостоены погребения в ней. По мнению М. Д. Присёлкова , «печеряне, добившись получения дара, наименовали его монастырем св. Петра, давая понять, что взяли долю Ярополка Изяславича» ( Присёлков. 1913. С. 74). Территориально К. м. был расположен восточнее «града Владимира», в пределах Михайловской горы (севернее Нагорной части совр. ул. Трёхсвятительской). Но общая планировка и протяженность монастырской застройки не установлены. Вопрос о количестве и месте расположения храмов К. м. остается дискуссионным. Златоверхий Михайловский собор сохранялся до 30-х гг. XX в., что позволило использовать его для топографической ориентации остальных построек. В результате земляных работ и археологических раскопок на Михайловской горе были выявлены остатки неск. культовых сооружений. К юго-западу от Михайловской ц., на краю Дмитриевского оврага, во 2-й пол. XVIII в. обнаружены древние фундаменты, раскопки к-рых в 1838 г. проведены под рук. А. С. Анненкова. Исследователи отождествили их с собором К. м. Повторно этот памятник исследовался в 1940 и 1980 гг. (усадьба по ул. Трёхсвятительской, 4). Здание представляло собой 6-столпный 3-апсидный храм с галереями, имевший в длину ок. 28 м, в ширину 19,5 м. Найдено много мозаичной смальты и обломков штукатурки с фресками, фрагменты резных шиферных плит. Судя по схеме плана и строительной технике, здание датируется 2-й пол. XI в. ( Каргер. 1961. С. 268-273; Асеев. 1961. С. 293; Раппопорт. 1982. С. 17). В XII в. К. м. расширился территориально и включил новые культовые и хозяйственные постройки, выявленные археологическими раскопками. В связи с восстановлением комплекса Златоверхого Михайловского мон-ря Архитектурно-археологической экспедицией ИА НАНУ (руководитель В. А. Харламов, с 1996 Г. Ю. Ивакин) в 1992-1999 гг. была исследована территория вокруг Михайловского храма. К северо-вост. от него обнаружены надвратная церковь 70-80-х гг. XII в. и остатки деревянной ограды ( Ibakih, Козюба. 2002. С. 79-85).

http://pravenc.ru/text/1684553.html

В 1614 г. И. находился на Афоне, написанное в этом году послание он подписал как «бывший проигумен дерманский». В 1617 г. И. жил на Волыни, являлся настоятелем расположенного на острове на р. Стырь Чернчицкого Преображенского монастыря (бывш. с. Чернчицы, ныне окраина Луцка, Украина) и как настоятель этой обители вступил в созданное в 1617 г. луцкое Крестовоздвиженское братство. В 1617-1618 гг. упом. чернчицкий игум. Герасим (Микулич), с нач. 1620 в документах И. вновь фигурирует как настоятель Чернчицкого монастыря. Когда в марте 1620 г. в Киев приехал Иерусалимский патриарх Феофан IV , И. от Луцкого братства обратился с просьбой благословить освящение строившейся братством ц. Воздвижения Креста Господня. Патриарх не только дал благословение, но и сделал храм и братство ставропигиальными. 11 янв. 1621 г. в Белой Церкви И. был хиротонисан патриархом Феофаном во епископа Луцкого и Острожского. Сведений об архипастырской деятельности И. не сохранилось. По-видимому, в нач. 20-х гг. XVII в. существовал план образования из юго-зап. приходов и монастырей правосл. Луцкой епархии Острожской и Дубенской епископии: в 1623-1624 гг. настоятель Преображенского мон-ря в Дубно Мукачевский еп. Сергий (Тисмянский) имел титул «прономий епископии Острожской и Дубенской» (см.: Пероговский В., свящ. Бывшие правосл. монастыри в г. Дубне, основанные князьями Острожскими//Волынские ЕВ. 1880. 28/29. С. 1284; ранее, в 1609-1610, еп. Сергий жил в Степанском мон-ре). Вероятно, этот план не был реализован из-за смерти еп. Сергия в 1624 г., тогда, по словам И., началось «утеснение великое» православных со стороны униат. Луцкого еп. Иеремии Почаповского и И. был вынужден искать убежище в Киеве. Ранее в письме Московскому патриарху Филарету, написанном 22 авг. 1622 г. в киевском Златоверхом во имя арх. Михаила монастыре , И. жаловался на усиление гонений против православных в Речи Посполитой и просил патриарха принять и «пожаловать» его в рус. столице. В авг. 1624 г. Киевский митр. Иов (Борецкий) направил И.

http://pravenc.ru/text/674778.html

была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей визант. имп. Василия II Болгаробойцы и сестрой имп. Романа III Аргира. Раньше этот брак и, следов., перенесение мощей относили к различным датам в пределах кон. X - нач. XI в.; в наст. время это событие датируют 1005-1006 гг. ( Vannier J.-F. Familles Byzantines: Les Argyroi (IXe-XIIe siècles). P., 1975). Согласно зап. традиции, мощи, представляющие нетленное тело В. без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на о. Торчелло близ Венеции. Они описаны в «Хожении на Флорентийский Собор» анонимного суздальского книжника 1437-1440 гг. (Книга хожений. С. 148). Др. часть мощей, принесенная из К-поля в Венецию в 1258 г. неким Рафаэлем, хранилась в ц. Санта-Мария дель Кроче. ( Riant. P. 9). Оставшуюся в К-поле главу В. видел в ее церкви в 1348-1349 гг. Стефан Новгородец (Там же. С. 98). 1 июня 2003 г. частица мощей В., хранящихся в Венеции, была передана в дар Элладской Православной Церкви. Она перевезена в Афины, где будет храниться в специально построенном храме, посвященном великомученице. Вмц. Варвара. Роспись ц. арх. Михаила в Педуласе. Кипр. 1474 г. Вмц. Варвара. Роспись ц. арх. Михаила в Педуласе. Кипр. 1474 г. Согласно рус. традиции, мощи святой были привезены из К-поля в Киев Варварой Комниной, дочерью визант. имп. Алексея I, вышедшей ок. 1103 г. замуж за кн. Святополка II. Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом мон-ре (построенном в 1108). Во время монголо-татар. нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впосл. об этом забыли. Они были обретены спустя неск. столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в 1670 г. Феодосием Сафоновичем, игум. Михайловского Златоверхого мон-ря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью имп. Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, к-рые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII в.

http://pravenc.ru/text/154091.html

Л. возглавлял специальную комиссию по обследованию архитектурных памятников Киево-Печерской лавры (с 1880), входил в состав регулярной комиссии по обновлению Софийского собора (1881-1896). Среди киевских храмов, обследованных под рук. или при участии Л., также церковь на Кудрявце (1878), к-рую Л. на основании письменных источников идентифицировал как ц. св. Симеона, Кирилловская ц. (нач. 80-х гг. XIX в., 1889), ц. Спаса на Берестове (1881), в к-рой сохранилась древняя центральная часть, Никольский военный собор (1884, 1887), Михайловский собор Златоверхого мон-ря (1888), Троицкая надвратная ц. Киево-Печерской лавры, Михайловская ц. в Выдубицком мон-ре, Успенская ц. на Подоле; он руководил раскопками на усадьбе Васильевской (Трехсвятительской) ц. (1884). Л. проводил архитектурно-археологические исследования: в Переяславе (1888), где изучал остатки каменного храма, открытые на месте деревянной Успенской ц.; в Успенской ц. в Каневе (1892); церкви вблизи с. Лунёвка Обоянского у. Курской губ. (1885). В 1898 г. он начал исследование черниговского Спасо-Преображенского собора. П. А. Лашкарёв. Фотография. 3-я четв. XIX в. П. А. Лашкарёв. Фотография. 3-я четв. XIX в. Натурное изучение памятников домонг. времени позволило Л. создать на базе стратиграфических наблюдений за особенностями кладки стен и сводов основу для хронологии архитектуры этого периода. Т. о. он разрешил одну из важнейших проблем рус. церковно-архитектурной археологии - определение критериев древности объекта. В частности, в докладе на I Археологическом съезде 17 марта 1869 г. Л. отнес создание Троицкой надвратной ц. Киево-Печерской лавры к нач. XII в. (называя ее план простым и типичным для церквей Суздальской земли XII в.), что подтвердилось в ходе реставрационных работ в 1881 г. При одновременном реставрационном ремонте Великой лаврской церкви оказалось, что к древнейшим частям здания относятся главная и сев. апсиды, зап. стена и включенная позднее в общий объем собора соседняя ц. св. Иоанна Предтечи, по образцу древнего фонаря которой были возведены купола Великой церкви Л.

http://pravenc.ru/text/2463201.html

Ежегодно 12 февр., в день памяти свт. Мелетия, М. приглашал учеников к себе на чай, угощал выпечкой. Весной вместе со студентами совершал загородные прогулки и даже участвовал в играх с мячом. При этом М. жестко пресекал пороки учеников, уволил 3 воспитанников высшего отд-ния семинарии за пьянство. Когда М. узнал, что его келейник-инок, также учившийся в Могилёвской ДС, ухаживает за юной служанкой инспектора, он изгнал его из семинарии (Там же. С. 29, 33-34). За 2 года пребывания в Могилёве М. лишь 3 раза посетил Кутеинский мон-рь, настоятелем к-рого являлся; освятил в обители храм в честь Богоявления. В авг. 1823 г. М. был назначен ректором Псковской ДС и присутствующим в Псковской духовной консистории, а 24 янв. 1824 г.- ректором КДА. В академии М. преподавал Свящ. Писание и читал курс лекций по нравственному богословию, составленный им под влиянием «Христианского нравоучения, или Богословия деятельного» свт. Иннокентия (Смирнова) . При М. было завершено строительство 3-этажного академического корпуса. По инициативе М. был восстановлен академический певческий хор, распавшийся в 1823 г. Ректор предложил Академическому правлению отобрать в Киево-Подольском духовном уч-ще 6 учеников с хорошими голосами из числа сирот или выходцев из бедных семей, зачислить их в академический хор и поселить в зданиях академии и Братского мон-ря. Предполагалось, что мальчики на время пребывания в хоре будут получать казенное содержание с процентов от академических капиталов. Этот проект был поддержан Академическим правлением и утвержден Киевским митр. Евгением (Болховитиновым) . В 1825 г. М. был командирован для ревизии в ряд учебных заведений Киевского округа, в т. ч. в Орловскую ДС, о беспорядках в к-рой 29 сент. того же года доложил ректору КДА. В окт. 1826 г. по рекомендации митр. Евгения (Болховитинова) определением Синода М. был назначен епископом Чигиринским, викарием Киевской епархии, и настоятелем киевского Златоверхого во имя архангела Михаила мужского монастыря . 19 нояб. М. был наречен, а 21 нояб. 1826 г. хиротонисан во епископа в киевском Софийском соборе архиеп. Черниговским и Нежинским Лаврентием (Бакшевским) и викарием Киевской епархии еп. Афанасием (Протопоповым) . Вскоре в Киев переехала мать епископа.

http://pravenc.ru/text/2562820.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010