Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Мон-рь во имя свт. Илариона Могленского [греч. Ιερ Μον Αγου Ιλαρωνος, πισκπου Μογλενν], жен., действующий, расположен близ с. Промахи, к северу от Аридеи, принадлежит Эдесской, Пелльской и Алмопийской митрополии Элладской Православной Церкви. Восстановление основанного свт. Иларионом Могленским (Меглинским) монастыря св. Апостолов, где находились мощи святого до их перенесения в Тырново болгарским царем Иоанном Асенем, началось в 2002-2003 гг. по инициативе Иоиля (Франгакоса), митр. Эдесского, Пелльского и Алмопийского. Во время тур. владычества мон-рь был заброшен, здания разрушились. На месте обители сохранился лишь небольшой храм во имя свт. Илариона Могленского (постройка поствизант. периода) и здание келий. В 2003 г. в мон-ре поселилась жен. монашеская община с духовником иером. Паисием (Кирьяку) - духовные чада старца Паисия Святогорца . Был отремонтирован старый храм. При освящении обитель была названа мон-рем св. Илариона. В 2006-2007 гг. был возведен новый келейный корпус с церковью византийского стиля. Митр. Иоиль многое сделал для возрождения почитания свт. Илариона Могленского в своей епархии, на территории к-рой в средние века находилась Могленская епархия. Он перевел со слав. языка Житие святого и составил ему службу. В мон-ре находится чтимая икона Божией Матери Елеуса (XIX в.), обнаруженная в 2003 г. в недействующем мон-ре св. Параскевы в Янице архим. Каллиником (Доракисом) и подаренная митр. Иоилем после реставрации в мае 2005 г. возрождаемой обители. В наст. время в монастыре подвизаются 2 монахини и послушница из России. Лит.: Ιωλ, μητρ. Εδσσης, Πλλης κα Αλμωπας. Ο Αγιος Ιλαρων Επσκοπος Μογλενν. Ιερ Μον Αγου Ιλαρωνος Προμχων, Πρμαχοι Αριδαας, 2008; Ημερολγιον 2009 Ιερς Μητροπλεως Εδσσης, Πλλης κα Αλμωπας: Αφιεροται ες τν Ιερν Μονν Αγου Ιλαρωνας Προμχων. Θεσσαλονκη, 2008; Δπτυχα. 2009. Σ. 464. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова: АГИАС Богоматери Живоносный Источник жен. мон-рь в митрополии Сироса, Тиноса, Андроса (Элладская Церковь) АГНУНДОС бывш. муж. ставропигиальный киновийный мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы в Арголидской митрополии (Элладская Церковь)

http://pravenc.ru/text/389237.html

Неспокойная ситуация в османских вилайетах побуждала многих священнослужителей переселяться в свободную Болгарию, оставляя своих пасомых без духовного руководства. Возмущенный этим, экзарх Иосиф I издал 10 февраля 1912 года. Окружное послание 3764), запрещавшее митрополитам и управляющим епархиями разрешать подчиненным им священникам покидать свои приходы и переселяться на территорию Болгарии. Сам экзарх, несмотря на возможность переехать в Софию, оставался в турецкой столице, чтобы принести как можно больше пользы своей пастве. Внутреннее устройство Болгарского Экзархата Согласно ст. 39 Конституции Болгарии, БПЦ и в Княжестве Болгария, и в пределах Османской империи сохранялась единой и неделимой. Кафедра экзарха и после политического освобождения Болгарии оставалась в Константинополе. На практике церковное управление в свободной Болгарии и на территории Османской империи было разделено и развивалось независимо друг от друга, поскольку турецкие власти не разрешали архиереям из княжества напрямую участвовать в управлении Экзархатом. После Младотурецкой революции 1908 года несколько улучшились отношения между Болгарским Экзархатом и Константинопольской Патриархией. В 1908 году впервые экзарх получил возможность сформировать законный Священный Синод. До 1912 года в диоцез Болгарского Экзархата вошли 7 епархий во главе с митрополитами, а также епархии, управляемые «наместниками экзарха»: 8 в Македонии (Костурская, Леринская (Могленская), Воденская, Солунская, Поленинская (Кукушская), Серская, Мелникская, Драмская) и 1 в Восточной Фракии (Одринская). На этой территории было около 1600 приходских храмов и часовен, 73 монастыря и 1310 священников. В Княжестве Болгария первоначально существовали следующие епархии: Софийская, Самоковская, Кюстендилская, Врачанская, Видинская, Ловчанская, Тырновская, Доростоло-Червенская и Варненско-Преславская. После объединения Княжества Болгария и Восточной Румелии (1885) к ним прибавились Пловдивская и Сливенская епархии, в 1896 году была учреждена Старозагорская епархия, а после Балканских войн 1912–1913 гг. к Болгарии отошла также Неврокопская епархия. Согласно Уставу 1871 года, несколько епархий должны были быть ликвидированы после кончины их митрополитов. К Софийской епархии были присоединены территории упраздненных Кюстендилской (1884) и Самоковской (1907) епархий. Третьей должна была стать Ловчанская епархия, титульным митрополитом которой являлся экзарх Иосиф I, однако ему удалось добиться разрешения на сохранение епархии и после его кончины.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

средневек. литература. 2008. С. 140-141). В этом сказании, в частности в «Чуде о кресте и болгарине», имеется текст о равноап. кн. Борисе (Михаиле), типологически близкий к проложному житию. В болг. книжной практике создавались и переводились жития святых разных ликов, однако интерес к тем или иным чинам святости менялся в разные эпохи. В IX-X вв. первостепенное значение имели слав. пространные жития апостольско-просветительского типа, посвященные равноапостольным Кириллу и Мефодию и их ученикам. В XI - кон. XII в. создавались жития преподобных, подвизавшихся в зап. пределах Болгарии, которая находилась под властью Византии,- Иоанна Рильского , Прохора Пшинского (Пчиньского), Гавриила Лесновского и Иоакима Осоговского Начало Похвального слова равноапостольным Кириллу и Мефодию из Рильского Панегирика Владислава Грамматика. 1478 - 1479 гг. (Б-ка Рильского мон-ря. 4/8) Начало Похвального слова равноапостольным Кириллу и Мефодию из Рильского Панегирика Владислава Грамматика. 1478 - 1479 гг. (Б-ка Рильского мон-ря. 4/8) . С кон. XII в. в связи со становлением Второго Болгарского царства особое внимание уделялось болг. и греч. святым, мощи к-рых перенесли в Тырново для прославления новой столицы. В XIII в., вероятнее всего до середины столетия, были написаны и/или переведены их проложные жития, дополненные короткими рассказами о перенесении мощей в Тырново. Среди них представлены святые разных ликов святости, в т. ч. пустынножительницы (преподобные Филофея и Параскева (Петка) Тырновские) и епископы-исповедники (святители Иларион , еп. Могленский (Меглинский), Иоанн Чудотворец , еп. Поливотский). Тогда же было создано проложное Житие прав. Михаила Воина, подвиг к-рого является болг. версией змееборческой легенды (Бълг. лит-ра и книжнина през XIII в. 1987. С. 49-67). В XIV в. Тырново, центр лит. жизни, был тесно связан с афонскими монастырями; на Ж. л. повлияли воззрения исихастов на книжность и их стремление к повышенной экспрессивности. Пространные риторические жития писались по образцу творений Симеона Метафраста и в соответствии с творчеством греч.

http://pravenc.ru/text/182317.html

С деятельностью К., преимущественно на основании месяцеслова «Киприановой Псалтири», содержащей памяти ряда южнослав. (в первую очередь болг.) святых и песнопения им (прп. Параскевы (Петки) Тырновской, прп. Иоанна Рильского , свт. Илариона Могленского , святителей Арсения I и Саввы I , архиепископов Сербских, св. Симеона Мироточивого , прп. Иоакима Осоговского Сарандапорского), принято связывать начальный этап их почитания на Руси. Уже будучи митрополитом, К. продолжал заниматься книгописанием. Сохранилась рукопись сочинений прп. Иоанна Лествичника («Лествица»), переписанная К. в К-поле в 1387 г. курсивным «александрийским» письмом (РГБ. МДА. Фунд. Ф. 171. 1. 152). Троицкое монастырское предание XV-XVII вв. относило к числу собственноручных рукописей К. также Псалтирь с восследованием (Там же. 142) и сборник творений Псевдо-Дионисия Ареопагита с толкованиями прп. Максима Исповедника (Там же. 144). В реальности, однако, это лишь сравнительно ранние рус. списки с кодексов, переписанных К. либо принадлежавших ему. Первая из этих рукописей датируется по водяным знакам 1-й четв.- третью XV в., вторая - 2-й четв. того же столетия. Также только в списках сохранились принадлежавшие К. Служебник (ГИМ. Син. 601, пергаменная рукопись рубежа XIV и XV вв., написанная рус. уставом; см. Киприана митр. Служебник ) и Требник, к-рый, возможно, тождествен «Молитвеннику» (списки XVI в., напр. СаратГУ. ЗНБ. 1292 с указанием на «потружение» К. в заглавии). К. выступал также и в роли заказчика книг: в 1403 г. по его заказу для Успенского собора Московского Кремля были переписаны Триоди постная и цветная (ГИМ. Усп. 6 перг., 7 перг.). С заказом К. связывают также по крайней мере начальный этап создания роскошно иллюминированного пергаменного Евангелия-апракос Успенского собора Московского Кремля (ГОП. 11056). По содержанию рукопись представляет «новый апрокос», составленный на основании афонской редакции Евангелия-тетр, и является в этом смысле также одним из проявлений 2-го южнослав. влияния. Почитание

http://pravenc.ru/text/1684692.html

XVI в.- 1591/92 г. (вероятно, ближе ко 2-й дате). Памятник встречается в рус. рукописной традиции достаточно редко - как правило, он отсутствует не только в Служебных минеях XVI в., но и в Праздничных и в Минеях новым чудотворцам (см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 2). Старшие его известные списки содержатся в 2 чрезвычайно полных по набору памятей Минеях праздничных (или Сборниках служб избранным, преимущественно русским святым), вложенных Н. Г. Строгановым в 1592 (7100) г. в сольвычегодский Благовещенский собор и в ц. Новых чудотворцев в Орле-городке и написанных, вероятно, по его заказу (ГИМ. Увар. 681-Q/Цар. 536; РГБ. Егор. 914). Служба остается мало изученной; архиеп. Владимирский Сергий (Спасский) пишет о ее позднем появлении в служебных Минеях ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 215), а Ф. Г. Спасский характеризует ее как написанную «неизвестно кем, непонятно почему и зачем» ( Спасский. 2008. С. 417). Сочинение носит компилятивный характер: в его основу положен 1-й из двух канонов (с частично сохранившимся акростихом), написанных Пахомием Логофетом на перенесение мощей свт. митр. Киевского и всея Руси Петра. Ф. Г. Спасский, не имевший возможности работать с рукописями, тем не менее справедливо указал на этот факт, дополнительно сообщив об использовании в службе И. М. тропарей канона прп. Антонию Печерскому того же Пахомия и отметив связь текста с каноном прп. Михаилу Клопскому ( Спасский. 2008. С. 30-37). Существующее в болг. лит-ре мнение, что автором службы И. М. является Пахомий Логофет (Българската лит-ра. 1987. С. 237), основано на неверном понимании слов Ф. Г. Спасского. Иконография Вопрос о южнослав. иконографии И. М. остается недостаточно изученным. Его изображение находится в древнейшей части (1-й четв. XVII в.) росписей Сеславского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря близ Софии, выполненной прп. Пименом Зографским ( Калиганов И. И. Георгий Новый у восточных славян. М., 2000. С. 656), есть сведения об отдельных иконах святого ( 1965.

http://pravenc.ru/text/389221.html

Храм во имя св. блгв. кн. Александра Невского возводился с 1820 г. (сведения об освящении не сохр.) в 40 саж. на север от Богородицкой ц. Вскоре к храму был пристроен корпус богадельни для инвалидов. В храм-богадельню вел коридор, по сторонам к-рого находились комнаты для воинов. При инвалидном доме была построена каменная колокольня. В 1867 г. храм реконструировался, на старом фундаменте фактически было построено новое здание. С вост. стороны размещалась ризница, с западной - кухня. На нижнем этаже между храмом и кухней находились помещение для трапезы и кельи, на верхнем этаже - 8 комнат и келья игумении с 2 комнатами для приема посетителей. Фасад здания украшали 2 парадных крыльца с фронтонами. В 1867 г. были разобраны печи Богородице-Тихоновской ц., которая стала летней, а теплой оставлена реконструированная Александро-Невская ц. В ней был устроен и освящен 1 окт. 1868 г. архиеп. Серафимом (Аретинским) придел во имя св. равноап. кн. Владимира и вмч. Пантелеимона. 12 нояб. задонский архим. Димитрий (Григорьев) в связи с перестройкой храма освятил главный придел во имя св. блгв. кн. Александра Невского, прп. Илариона Великого и свт. Илариона, еп. Могленского. Иконы для храмовых иконостасов были написаны в мастерской задонского Богородицкого мон-ря. Соборный храм в честь Вознесения Господня (1892-1893), построенный по проекту воронежского губернского архит. А. А. Кюи, был освящен еп. Воронежским Анастасием (Добрадиным) 14 авг. 1893 г., правый придел в честь Покрова Пресв. Богородицы - 16 авг. того же года в сослужении духовенства и в присутствии воронежского вице-губернатора, левый придел - во имя свт. Николая Чудотворца в тот же день, но за ранней литургией архим. задонского Богородицкого мон-ря Иоанникием. Собор представляет собой типичный 5-шатровый храм в т. н. рус. стиле, имеющий в плане форму креста. Это слегка видоизмененный (напр., исчезли конхи рукавов креста) вариант собора Александра Невского в Н. Новгороде (1867-1870, архитекторы Л. В. Даль, Р. Я. Килевейн); подобный храм существует и в самом Задонске - собор Тихвинского монастыря.

http://pravenc.ru/text/182473.html

Существовала также тенденция использования альтернативных названий для региона древней М. Так, напр., в кратком Житии свт. Климента Охридского, составленном Димитрием II Хоматианом (XIII в.), области именуются согласно античным представлениям. Однако одновременно употребляются названия Македонская страна и Солунская страна, что соответствует визант. фемам М. (вокруг Адрианополя), и Фессалоника (город и окрестные земли), впрочем, к тому времени уже исчезнувшим. Во 2-м слав. Житии св. Наума Охридского (XIII-XIV вв.) вместо М. употреблено название «страна Лихнидская». В грамоте болг. царя Константина I Асеня Тиха (2-я пол. XIII в.), а также в слав. переводе хроники Константина Манасси (XIV в.) говорится о «Нижней земле Охридской». В слав. традиции, преимущественно болгарской, в XIII-XVI вв. название Македония использовалось почти исключительно для обозначения фемы во Фракии. Так, патриарх Евфимий Тырновский в Житии свт. Илариона Могленского (посл. четв. XIV в.), описывая поход болг. царя Калояна против Византии, отметил, что царь «завоевал немалую часть от земель греков - Фракию, называемую и Македонией», и др. области ( Kalu niacki Е. Werke des Patriarchen von Bulgarien Euthymius (1375-1393). W., 1901. S. 56; Стара българска литература. София, 1986. Т. 4: Житиеписни творби/Съст.: К. Иванова. С. 107). В т. н. Болгарской анонимной хронике XV в. под названиями Романия и Македония понимается район Вост. Фракии: «Турки заняли град Галлиполи и окольные его села, взяли Македонию и так начали воевать, как им было угодно» ( Иванов Й. Старобългарски разкази. София, 1935. С. 67). В договоре 1396 г. между серб. правящей семьей Неманичей и игуменом афонского мон-ря Пантелеимоном перечисляются с запада на восток области Византии: Солунь, М. и Анатолия (Законски споменици српских владара века/Ред. С. Београд, 1912. Т. 5. С. 524). В т. н. Дечанском синодике провозглашена анафема еретикам «иже во Makeдohiu бoлrapckiu въ Филипополх и окрестъ», т. е. речь идет о сев. части бывш. визант. фемы ( Мошин В. Сербская редакция Синодика в Неделю Православия//ВВ. 1960. Т. 17. С. 347-348). М. в составе Болгарского государства (кон. VIII-IX в.)

http://pravenc.ru/text/2561508.html

В начале мая 1091 г. император триумфально вошел в Константинополь, половцы вернулись в степи, а остатки печенежской орды перешли в подданство Римского царя и поселились в Могленской области. Теперь настал черед Чаха. Упустив момент для консолидации с печенегами, он был обречен. Василевс собрал все силы против турок и даже ухитрился поссорить Чаха с его тестем, Румским султаном, от руки которого несостоявшийся «турецкий император» вскоре и погиб 233 . Так, эффективно используя самые незначительные возможности, проявляя одновременно чудеса дипломатии и храбрости, Алексей Комнин без помощи Запада (или почти без него, если считать рыцарей Фландрии) разгромил самых грозных противников. Но едва покончили с внешними врагами, как проснулись внутренние. Уже через несколько дней после триумфального возвращения Алексея I Комнина в Константинополь открылся заговор с целью убийства царя, составленный армянином Ариевом и кельтом Умбертопулом – знатными военачальниками. Заговорщиков, к числу которых принадлежали и многие другие видные сановники, судили, отправили в ссылку, их имущество конфисковали, но никого не предали казни. Затем – новая беда: летом 1091 г. от архиепископа Болгарии император узнал, что сын его брата Исаака Иоанн Комнин, назначенный дукой Диррахия, задумал присвоить себе царскую власть: видимо, юноша был честолюбив, но не очень умен и совсем не благодарен. Взволнованный, царь подготовил два письма – одно племяннику, в котором просил того прибыть в столицу с докладом о состоянии дел, второе – жителям Диррахия, в котором василевс пояснил, будто в военных целях пригласил Иоанна к себе, а им поставляет нового правителя. Иоанн прибыл в Константинополь и был доставлен в палатку царя, куда поспешил и Исаак Комнин, узнавший об обвинениях, предъявляемых его сыну. Ему удалось уговорить царственного брата не назначать судебного расследования, и император из милости вернул Иоанна Комнина обратно в Диррахий 234 . Глава 3. Византия возрождается. «Тринадцатый апостол» В военных трудах, волнениях, победах и заговорах прошел роковой 1091 г. Не смущаясь тем, что его меры могут быть признаны непопулярными, Алексей I Комнин деятельно восстанавливал централизацию в Византийском государстве – практически повторял то же, что и представители славной Македонской династии в сходных ситуациях, хотя и действовал более умеренными способами. Его шаги были без особого энтузиазма встречены в аристократических кругах, где, как мы видим, созрела целая вереница заговоров против царя, не прекращавшихся вплоть до смерти Комнина. Народ хотя и был утомлен налогами, но оценил стабильность и надежность власти. Заботы царя о восстановлении правосудия и его горячая деятельность по укреплению Византии не остались незамеченными, и Комнин стал самой популярной в обществе фигурой 235 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

22 июня были избраны два епископа-помощника, один для Ефесского митрополита, с титулом Мирринского, а другой для Ираклийского митрополита, с титулом Назианзскаго. Кандидатами для первого избрания были архимандриты – Неофит Евангелиди, Иоаким Сигала и Александр Дилана. Священный синод отдал, предпочтение последнему из них, окончившему курс на богословском факультете Афинского университета. Вторым епископом-помощником был избран архимандрит Иоанн Джанетос, предпочтенный сокандидатам архимандритам Паисию Папапаисию и Василию Манкриоти. Этот новый иерарх получил образование в Халкинской богословской школе 315 . Первый была, хиротонисан в Корделии, где имел пребывание Ефесский митрополит Иоаким, при участии этого иерарха, Кринского митрополита Феоклита и Анейского епископа Анфима 316 . А второй получил хиротонию в Кессане от митрополитов Ираклийского, Илиопольского и Мириофитского 317 . 9 июля состоялось каноническое голосование для замещения вакантной метрополии Сервион и Козани, в виду синодально предложенных ( σоио δικς τεθντων) кандидатов – Гано-Хорскаго митрополита Серафима и епископов Парфения Китрского и Афанасия Мурейского. Синодом был предпочтен первый, всего лишь один год управлявший прежней епархией, хотя и с большим успехом ( εδοκ τατα) 318 . Но по поводу этого избрания население Гано-Хорской епархии обратилось к Церкви с просьбой о том, чтобы любимый народом архипастырь, митрополит Серафим, не перемещался в другую епархию. О том же просил патриархию и членов священного синода и сам кир Серафим, Священный синод, приняв во внимание желание паствы и архипастыря, постановил, чтобы митрополит Серафим остался в богохранимой епархии Гана и Хоры 319 . 5 августа в патриаршем храме состоялось каноническое голосование для пребывающей во вдовстве священной митрополии Сервион и Козани; на эту кафедру был избран Филиппопольский митрополит Фотий, который в течение 21 года управлял прежней своей епархией, а раньше состоял архиереем-настоятелем в приходах Великого Потока, и Ставродромия в Константинополе. Другими кандидатами на ту же кафедру были Могленский митрополит Смарагд и епископ Памфила Мелиссин.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

По поводу этих избраний, патриархии была выражена благодарность со стороны димогеронтов епархий и самых избранных 274 . На заседании 8 марта священный синод, обсудив просьбу Смирнского митрополита Василия и кинотских властей города Смирны о хиротонии епископа-помощника этой священной митрополии, совершил в патриаршем храме каноническое голосование для избрания нового епископа с титулом Христопольского. Из предложенных кандидатов – архимандритов Паисия Папаисиу и Мелетия Лукаки и архимандрита Смирнской митрополии Иакова синодом был предпочтен последний служивший в Смирне около пяти лет 275 . Его хиротония была совершена в Смирне, при участии митрополитов Василия Смирнского. Прокопия Филадельфийского и Иоанна Диррахийского и епископов бывшего Анейского Константина и Иринопольского Арсения. По поводу этого избрания Церкви была выражена благодарность со стороны хиротонисанного, священной митрополии, клира и кинотских властей Смирны 276 . На заседании 11 марта состоялось избрание епископа Мириофита и Перистасиса, вместо кир Смарагда, возведенного на митрополичью кафедру Могленскую. Кандидатами были предложены епископы – Филофей Хариопольский, Евгений Синадский и Афанасий Мурейский. Предпочтение было отдано епископу Филофею 277 . Митрополит Никомидийский Филофей (Вриенний) обратился к священному синоду с просьбой об избрании епископа-помощника, с титулом Хариопольского, вместо кир Филофея, перемещенного на кафедру Мириофита. Кандидатами были предложены – архимандриты Мелетий Христиди и Константин Руси и архидьякон Никомидийской митрополии Константин Асимади. Священный синод предпочел последнего 278 . На заседании 10 июля обсуждался вопрос об избрании митрополита Банялуки и Бихача, вместо кир Евгения, перемещенного на Боснийскую митрополию. На вакантную кафедру был избран архимандрит Василий Попович, предпочтенный сокандидатам Кассандрийскому митрополиту Иринею и архимандриту Герасиму Феологиди 279 . Его хиротония была совершена 28 сентября в Банялуке митрополитами Боснии, Ерсекия и Зворникия 280 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/e...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010