Молитва 126 . «Не оставляй молитвы, ибо как тело, лишаемое пищи, ослабевает, так и душа, лишаемая молитвенной пищи, приближается к расслаблению и мысленной смерти» (св. Геннадий Константинопольский . Златая цепь, 44). 127–128 . «Постоянно молись во всяком деле, чтобы ничего не делать без помощи Божией… Кто без молитвы делает что-нибудь, или о чем-либо заботится, тот не получает успеха в окончании своего дела. Об этом Господь сказал: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 )» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.94,166). 129 . «Что мы без молитвы говорим или делаем, то бывает впоследствии или погрешительно, или вредно, и обличает нас чрез дела неведомым для нас образом» (прп. Марк Подвижник . Слова, 2.108). 130 . «Кто не считает себя грешником, того молитва не принимается Господом» (прп. Исаак Сирин . Слова, 55). 131 . «Бог слушает и исполняет молитву человека, когда человек исполняет Его заповеди. “Слушай Бога в заповедях Его, – говорит святой Иоанн Златоуст , – чтобы Он услышал тебя в молитвах твоих”. Человек, соблюдающий заповеди Божии, всегда мудр, терпелив, и искренен в своих молитвах. Таинство молитвы состоит в соблюдении заповедей Божиих» (прп. Иустин Попович . Толкование на 1Ин. 3, 22 ). 132 . «Желание свое предай [в молитве] Богу, Который знает все, даже прежде нашего рождения. И не проси, чтобы все было по твоей воле, потому что человек не знает, что ему полезно, но говори Богу: «Да будет воля Твоя!» Ибо Он все творит нам на пользу» (св. Геннадий Константинопольский . Златая цепь, 47). 133 . «Все, просящие чего-нибудь у Бога, и не получающие, без сомнения не получают по какой-либо из сих причин: или потому что прежде времени просят; или потому что, просят не по достоинству, и по тщеславию; или потому что, получив просимое, возгордились бы, или впали бы в нерадение» (прп. Иоанн Лествичник . Лествица, 26.60). 134 . «Кто без руководителя хочет заниматься молитвой, и в гордости подумает, что он может по книгам научиться, и не будет ходить к старцу, тот уже наполовину в прелести. Смиренному же поможет Господь, и если нет опытного наставника, и он будет ходить к духовнику, какой есть, то за смирение покроет его Господь» (прп. Силуан Афонский . Писания, II.1).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

В кон. 70-х - нач. 80-х гг. XIV в., в эпоху противоборства с Мамаевой Ордой, Сарайскую кафедру занимал ставленник свт. Алексия Матфей - автор «Поучения владыкы Матфеа Сарайского г детем моим» (имеет разделы «О посте», «О суседе», «О монастырех», «О епископе», «О попех», «О князех», «О друзех», «О страсе», «О челяди»), включенного в четий сборник для мирян «Златая цепь» (Златая цепь (По Троицкому списку): Тексты. Исслед. Коммент./Сост.: М. С. Крутова. М., 2002. С. 19-25). Содержание «Поучения...» лишено к.-л. золотоордынской специфики, неизбежной в том случае, если бы Матфей обращался к пастве, жившей вне территории рус. княжеств. Преемник Матфея Савва был поставлен «епископом на Сар» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 147) в Переяславле (в Сев.-Вост. Руси, ныне Переславль-Залесский) митр. Пименом . Пребывание Саввы в Орде источниками не засвидетельствовано. В 1388 г. Савва был в Москве на хиротонии Новгородского архиеп. Иоанна (Стухина) . 20 мая 1389 г. епископ присутствовал на погребении скончавшегося днем ранее кн. Димитрия Донского; на погребение нельзя было срочно приехать из Сарая, т. е., по-видимому, епископ постоянно находился в Москве. Первым архиереем, имевшим титул «епископ Сарский и Подонский» (очевидно, отразивший то, что владения епархии простирались по Дону), был, вероятно, Вассиан, названный так впервые в офиц. акте в 1461 г. (ПДРКП. 91. Стб. 679). В 1459 г. он титуловался как Сарайский (Там же. 83. Стб. 628; 84. Стб. 631); в послании 1441 г. вел. кн. Василия II Васильевича к патриарху К-польскому Митрофану II еп. Иов также называется Сарайским (Там же. 62. Стб. 534). Епископы 2-й пол. XV в. и далее, как правило, носили титул «Сарский и Подонский» (в редких случаях, вероятно в результате ошибки переписчиков,- «Сарский и Подрельский»). Встречающееся в литературе утверждение, что Сарайские и Подонские епископы имели титул «Крутицкие» уже со 2-й пол. XV в., не соответствует действительности. Сарскими и Подонскими Крутицкие владыки официально назывались и в XVI-XVII вв. Титул Сарских и Подонских епископов отразился в топографии окрестностей Крутицкого владычного двора: с севера от подворья протекал ручей Сара, с юга - ручей Подон.

http://pravenc.ru/text/2462071.html

Мир, князем и господином которого поставлен был от Бога человек, этот мир, как орудие диавола, сделался также врагом человека. Для того, чтобы победить этого врага, " смотри на все как на тень преходящую " , говорит о. Иоанн. Наконец, врагом человека сделалась его собственная многострастная плоть. Она через тысячу похотей хочет удалить душу от Бога, расслабить, осквернить и умертвить ее. Поэтому святые Божий в течение всей своей жизни старались умертвить плоть или ее властное и пагубное действие на душу. Пост и страдания плоти (болезни) - необходимые спасительные действия для одоления этого лукавого " домашнего " врага. Спасительные для нас страдания плоти посылаются на нас Самим Богом, от Которого исходит всякое благо; поэтому не ропот, а терпение и благодарность Богу должна вознести верующая душа даже за самые тяжкие болезни. Сам много пострадавший плотью от дней своего детства, Батюшка, повторяя слова Апостола Павла, говорит: доколь я буду с тобою, кто меня избавит от сего тела смерти? (Рим. 7, 24). Для того чтобы опять соединить человека с Богом, восстановить в нем образ Божий и исторгнуть от пагубной прелести, явился на землю Христос, Сын Божий. Если человек потерял богоподобие, то Сам Бог благоволил уподобиться человеку в воплощении; если человек пал гордым прослушанием заповедей Творца, то Христос искупил нас смиренным исполнением закона; если бессильное человечество должно было страдать муками диавола, то Богочеловек, спасая людей от сетей врага, пострадал сам и уловил нашего убийцу диавола. " Христос Бог, пострадав и умерши за нас и воскресши, потопил благодатью Своей все преступление верующего в Него рода человеческого " ; поэтому искупление есть дарование людям вторичного, нравственного бытия, или, по Писанию, - пакибытия. Воплощение Сына Божия, как великая милость, в которой проявились правда, премудрость, благость и всемогущество Божие, было средством сверхъестественным, потому что необыкновенно, дивно, богообразно, неоценимо человеческое естество. Так совершилось спасение людей, в котором дано человеку больше благодати, чем это было до падения. Только верующие в Христа и учрежденную Им на земле Церковь получают спасение; вне же Церкви, которой вручено истинное учение Христово, спасительные таинства и руководство пастырей, нет спасения. " О Божественная наша вера, Божественное православие, паче солнца сияющее православие, завоеванное нам кровью апостольскою, иераршескою, мученическою, преподобническою и всеправедническою, прииди к нам! О драгоценная жемчужина! О сокровище, сокровенное на поле (в сердце и в Церкви)! О обновление! О нетление! О свете! О соль Божественная! О солнце пресветлое! О самая жизнь вечная! О примирение совершенное с Богом праведным людей грешных! О златая цепь с небом! О златая лестница на небо! "

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Из сборников с названием «З. ц.», возникших на древнерусской почве (в южнослав. традиции не зафиксированы), в наст. время известны 2 типа, к-рые, за исключением заглавия, не обнаруживают между собой заметного генетического либо типологического сходства. Первый тип («З. ц.»-1) представляет собой сборник кратких поучений, в начальной части без календарной приуроченности (в известном смысле близкий к Измарагду и к не имеющему собственного названия новгородскому учительному сборнику сер. XIV в.- ГИМ. Хлуд. 30Д), а в заключительной части (Слова 42-52) приуроченный к триодному циклу (что дает основание рассматривать эти Слова в качестве варианта триодного Торжественника). «З. ц.»-1 известна в 2 полных списках: РГБ. Троиц. 11, кон. XIV - нач. XV в. (СКСРК, XIV. 335. С. 487-492), и НГОМЗ. НГ-30056/390, XVI в., неск. отличающихся друг от друга расположением и количеством статей (соответственно 52 и 46). Известен ряд выписок в сборниках XVI-XVII вв. и в позднейших старообрядческих с заглавием «От Златой цепи (чепи)» (ГИМ. Син. 818, 1-я треть XVII в.; РГБ. Унд. 1421, XVII в.; РНБ. Солов. 944/1054, сер. XVII в., и др.); старшая в сборнике сер. XVI в. (ГАЯО. 420) включает начальные Слова «З. ц.»-1. Нижняя граница времени создания «З. ц.»-1 определяется наличием в ее составе сочинений рус. авторов 2-й пол. XIII в.- Матфея , еп. Сарайского, и свт. Серапиона, еп. Владимирского. Особенностью «З. ц.»-1 как учительного сборника является большое число слав. и собственно рус. сочинений: авторских (Космы Пресвитера, свт. Кирилла, еп. Туровского), анонимных (они, по-видимому, имеют рус. происхождение и принадлежат, вероятно, прп. Феодосию Печерскому («Слово святых отец о пьянстве»), митр. Кириллу II или Кириллу , еп. Ростовскому («Слово и поучение к попам»)), псевдоэпиграфических (в частности, «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере»), а также апокрифов. Гораздо более широкое распространение в рус. книжности XV-XIX вв. получил др. сборник с тем же названием («З. ц.»-2), представленный десятками списков, к-рые можно условно разделить на 3 группы; внутри групп выявлены разные тексты, не вполне точно называемые редакциями ( Крутова.

http://pravenc.ru/text/199901.html

Пятницкая, 327, 370. Рождественская, в посаде Серг. мон., 727. Рождественская, в Боровском мон., 624. Рождественская, в г. Владимире, 619, 623, 624. Рождественская, на Лисичьей горке, 175. Сергиевская, над вратами Тр. Серг. мон., 647. Сергиевская, в с. Приселках, 471. Трехсвятительская, в Отенском мон., 385. Трехсвятительская, Петра, Алексия и Ионы, 283, 625: Успенская, киевская, см. в Патериках. Успенская, в Москве, 646, 680, 681. Успенская, в Стромынском мон., 99, 239, 554, 724. Успенская, в Волоколамском мон., 90. Успенская, в Клементьеве, 397. Успенская, в с. Шухобалове, 476, 485, 492, 524, 536, 547, 566, 593. Цены книг означены, 104, 187, 247, 391, 487, 517, 704, 710, 719, 792. Цепь златая, см. Чепь. Чанибекова, царица, 177, 765. Часослов, книга, 16–18, 243, 247, 265, 287, 309–362, 642, 647. Часы царские, служба, 230, 264, 283, 345, 346, 356, 640, 740; под крюками, 407, 408, 410, 423, 427, 449. Чаша, 248. Черемисинов Максим, старец Серг. мон., владелец, 296. Чернил состав и проч., 408. Чины разные, книги, 739–743. Выписки, 168, 205, 206, 239, 241, 284, 798, 799, 801. Чин монашеского посещения, 299, 657, 798, 808. Чтения Общества Истории и Древн. Росс.: Временник, упом., 11, 23, 86, 178, 201, 297, 334, 476, 662, 674, 678, 712, 714, 730, 765, 793, 811, 812, 820. Чтение Воскресное, журнал, 765. Чтение Христианское, журнал, 33, 35, 244, 768. Чтение Душеполезное, журнал, 2. Чудо в Хонех, 466, 663–666, 786. Чепь златая, книга, 11, 214. Выписка, 780. Шаховский князь Симеон Иванович, творец акафиста преп. Сергию, 764. Шелонин Симеон, старец, владелец, 217, 251, 445. Шереметев Иона, инок Кирилловского мон., 423. Шестов см. Авраамий. Шестоднев служебный, книга, 317, 375–384. Шестокрыл, 326. Шубин Симон, старец Троиц. Серг. мон., владелец 52, 321, 387, 778. Шуйскому Петру Ивановичу послание Максима грека , 200, 201. Шушлеба Гурий, инок Троиц. Серг. мон., владелец, 397. Юрьева Никиты Романовича род, 814. Юрий, переводчик, 730. Юстиниана Великого , императора, законы, 15, 205–207. Упом., 805.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Но творения отцов Церкви всегда производили неотразимое и благотворное влияние не только богатством своего вероучительного содержания, а также и своею жизненно-практическою стороной, доступной не только для образованных, но и для простых верующих: почему их почитают, как постоянное руководство в духовной жизни, как лучшее наставление к правильному пониманию, усвоению и осуществлению подлинно-христианского смысла жизни, с указанием средств и способов к достижению ее высокой цели: здесь всякий может найти ободряющие примеры, научение для личного спасения и для решения общих современных религиозно-нравственных задач, указания, в чем, где и как искать осуществления вечной истины и правды Божией. Это почитание свято-отеческих творений, это искание в них руководственного поучения на все времена имеет свое глубочайшее основание в том, что пути и средства религиозных стремлений и переживаний в христианстве остаются в своей сокровенной сущности неизменными, а святые отцы тайны духовной жизни, сладость сокровенного о Христе подвижничества познали собственным опытом, многие годы провели в подвигах спасения и потому успешнее и надежнее могут преподать мудрые советы в устроении спасения и для борьбы с греховными помыслами. Наш русский народ приобщился к сокровищнице свято-отеческой мудрости с самых первых дней своей христианской жизни; его первоначальное воспитание и затем возрастание в христианстве совершалось под неизменным руководством свято-отеческих творений; религиозно-общественное сознание его черпало основы своего нравственно-духовного устроения – в значительной мере – из глубокого и здорового источника святоотеческой письменности. Переводы творений отцов Церкви составляли самый обширный отдел нашей древней письменности. Это был любимый и главный материал чтения для наших предков. Здесь мы видим переводы творений почти всех наиболее известных греческих и некоторых из западно-латинских отцов и учителей Церкви. Иногда, вместо целых произведений, из отеческих творений избирались и переводились извлечения, отрывки, которые составляли особые сборники или «изборники», таковы, например: Златоструй, Шестоднев, Златоуст, Маргарит, Измарагд, Златая Цепь, Златая Матица, Пчела и подобные «Отечники».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

Златоуст, это – светило вселенной, поучение векам, образ и пример человекам. Златоуст, это – великая сила, светлая слава, красота церкви Христовой на земле. Златоуст – вселенский учитель, святой подвижник, мудрец в христианском просвещении и благочестии. Он изъяснил глубины вероучения нашего, он – вдохновенный истолкователь слова Божия, он защитил и оборонил истину и чистоту святой веры нашей от ересей и расколов, от еврейства и язычества; он – самый глубокий и трогательный, самый задушевный и любимый пастырь и наставник в жизни христианской, он, наконец, дивный, единственный и несравненный оратор-проповедник, издревле так и нареченный – учитель златословесный, златоглаголивый, Златоуст. Его сочинения, заключающие в себе все потребное для христианина, яже к животу и благочестию, наполнили и, можно сказать, собою напоили землю, воспитали многие племена и поколения христианские. Для наших, например, предков, старинных русских людей, именно сочинения Златоуста, составляли самое любимое и самое завлекательное чтение. Столь распространенные у нас в старину сборники – Измарагд, Изумруд, Маргарит, Андриатис, Златоструий, Златая цепь, Златая матица, наконец прямо Златоуст, уже как видно из самого названия многих из них, заполнены были главнейшим образом, а некоторые и исключительно, сочинениями Иоанна Златоуста . Таким образом, Златоуст особенно должен быть близок и дорог нам, русским людям; он – излюбленнейший учитель отцов наших, наставник нашего истового и славного правоверия русского; по книгам Златоуста предки наши учились и возрастали духовно, Златоуст питал и услаждал души и сердца их; по Златоусту устраивали и направляли они благочестное и побожное» житие свое, – Златоусту, можно сказать, больше всего наша Русь православная обязана тем, что искони стала она не какою либо иною, а именно святою Русью. Да и независимо от этого далекого прошлого, всем и современным русским людям близок и дорог Златоуст: вековечным и знаменательным памятником Златоуста и ежедневным для всех нас напоминанием о нем является божественная литургия, им составленная и ежедневно во всех наших храмах православных совершаемая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседы И. З. на кн. Бытие (т. н. Шестоднев И. З.) в 2 томах были переведены в 1425/6 г. на Афоне для серб. деспота Стефана Лазаревича иноком Иаковом Доброписцем и переписаны в том же году переводчиком (Т. 1 - ГИМ. Син. 36) и сотрудничавшим с ним свящ. Венедиктом (Т. 2 - Там же. 37; см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 45-53. 61-62). Перевод представлен рядом серб. (ресавских по правописанию) датированных списков XV в.- Ath. Chil. 402, 403 (1447 г.); Белград, Патриаршая б-ка, 120 (1451 г.); Болгария, Рыльский мон-рь, 4/2 (1481 г.). Очевидно, одновременно с этим был выполнен и перевод «словес избранных… от книг, глаголемых Умиление», состоящий частично из поучений с именем И. З. в заглавии и сопровождающий старшие списки (ГИМ. Син. 36 и 37) «Бесед на книгу Бытие» ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 1. С. 46-50). В сер. XV в. в мон-ре Ватопед на Афоне серб. мон. Антоний по заказу Никиты, архидиакона митр. Студеничского Василия, перевел на слав. язык сборник И. З. «Андрианты» в 22 главах (см.: Христова Б. Опис на ръкописите на Владислав Граматик. Вел. Търново, 1996. С. 49-63). В XVI в. этот перевод получил распространение в рус. рукописной традиции. По имени И. З. как основного автора и одновременно символа церковного красноречия получил название широко распространенный в русской книжной традиции XV- XVII вв. (и позднейшей старообрядческой) сборник уставных чтений на дни Триоди постной и цветной «Златоуст» (СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 358-363); в более ранней славянской рукописной традиции известны случаи наименования «Златоустом» (или «Златоустцем») и др. сборников, в частности «Златоструя» (Ath. Chil. 38, серб. ркп. 1-й четв. XIV в.). Помимо «Златоуста» и «Златоструя» большое число сочинений И. З. и псевдоэпиграфов с его именем включены в созданные на Руси не позднее XIV в. учительные сборники «Измарагд» , «Златая цепь» и «Златая матица» ( Истрин. 1898. С. 491-511; Бобров, Черторицкая. 1990). В посл. четв. XVIII - 1-й трети XIX в. «Златоуст» неоднократно переиздавался старообрядческими типографиями: известны его издания с выходными данными «Вильно, 1798» (4-е изд.), «Гродно, 1798», «Почаев, 1795, 1798» (и без года издания), «Супрасль, 1792, 1797» и 3 издания в «типографии, с позволения Верховной (Высочайшей) власти» ( [Вознесенский А. В.] Кириллические издания старообрядческих типографий кон. XVIII - нач. XIX в.: Кат. Л., 1991 (по указ.); о составе см.: Он же. Старообрядческие издания XVIII - нач. XIX в.: Введение в изучение. СПб., 1996. С. 73-76, 93-97). В 1700 г. поучения И. З. триодного цикла были изданы (с дополнительной редактурой) в Москве в составе т. н. Соборника ( Пекарский. 1862. С. 32-34. 31).

http://pravenc.ru/text/541598.html

ПРАВОСЛАВИЕ О Божественная наша вера! Божественное православие, паче солнца сияющее православие, завоеванное нам кровью апостольской, иераршеской, мученической, преподобнической и всеправеднической, приди к нам! О драгоценнейшая жемчужина! О сокровище, сокровенное на поле (в сердце и в церкви)! О обновление! О нетление! О свет! О соль Божественная! О солнце пресветлое! О самая жизнь вечная! О примирение совершенное с Богом праведным людей грешных! О златая цепь с небом! О златая лествица на небо (4)! Какая вера в мире проникнута такою истиной, правдой, любовью, премудростью, всемогуществом, такою жизненностью, как вера христианская, православная, проповедующая воплощение Самого Сына Божия ради спасения погибающего человечества и основание Христом общества спасаемых – Церкви, в которой преподаются в пищу и питие верным Плоть и Кровь Его ради очищения, освящения, обновления и блаженства падшего человека и срастворения разумной твари с Божеством. Присоедините к этому учреждение благодати Священства, Крещения или возрождения от Духа Святого, Миропомазания, Брака, Елеосвящения, учреждение ежедневного, воскресного, праздничного и великопостного богослужения, обучительных для плоти многогрешной постов, всяческих молитв, общественных и частных, на разные случаи в жизни гражданской и семейной, совершение бесчисленных чудес Божиих через святые мощи, иконы чудотворные, явления Самого Бога, Богоматери и святых в разные времена – и вы увидите безмерное превосходство веры нашей перед всеми верами в мире и не захотите никогда оставлять такую веру или переходить в другую, потому что только одна спасительная вера, как Бог един и истина одна (3). Вера христианская есть восстановление Богом, по безмерной Его благости, образа Божия в человеке падшем, оскверненном, растленном, примирение Творца с тварью неблагодарной, непослушной, возгордившейся, разрешение от праведного проклятия и дарование благословения, отверстие заключенного для нас неба – «отныне будете видеть небо отверстым» ( Ин. 1:51 ), победа над смертью и упразднение ее, как и диавола, виновника ее, введение в рай и дарование вечной жизни. Сколько бесчисленных благ дано Богом в вере христианской человеку верующему, послушному Евангелию и заповедям Христовым! За чем же дело, христиане? Что спите? Воспряньте, бодрствуйте, молитесь, кайтесь и исправляйтесь, творите благие дела и восходите на небо (4)!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Но и вообще все библейские книги не были незнакомы грамотным людям древней Руси. Многочисленные тексты, приводимые почти из всех библейских книг пр. Нестором, м. Иларионом, пр. Феодосием, черноризцем Иаковом и др., достаточно ручаются за справедливость такого мнения. В Патерике Печерском рассказывается про одного затворника, подвизавшегося в Киево–Печерском монастыре (до 1096 г.), что «не можаше никто же стязатися с ним книгами ветхого завета; весь бо изуст умеаше: Бытие, Исход, Левгиты, Числа, Судии, Царства и вся пророчества по чину, и вся книги жидовьскиа сведаше добре» 40 . Этот рассказ, подтверждая приведенное мнение, в то же время показывает, что самый круг библейских книг был почти полный. Кроме Библии , в большом употреблении были жития святых, о которых ясно упоминает пр. Феодосий в одном из своих поучений, когда, обличая братию, говорит: «жития бо святых почитающе и от тех затыкающе уши своя, яко не слышати мужества их» 41 . Но самым любимым чтением, если судить по числу сохранившихся до нашего времени сборников, были отеческие писания, которые были в огромном числе переводимы с греческого языка, или привозимые из Болгарии. Все поучения зтих сборников, носящих различные названия (Златоструй, Измарагд, Матица Златая, Златая Цепь), характеризуются преимущественно аскетическим направлением. Только что оставившие язычество, с его чисто животной, чувственной жизнию и грубыми страстями, русские люди с благоговением и удивлением останавливались перед новыми для них и изумительными аскетическими правилами жизни, предлагаемыми в этих поучениях. На встречу богатырю, безнаказанно дающему волю своим страстям, выходил в их воображении другой богатырь – монах, облеченный правстпенной силою, с подвигами самоумерщвления. Поражаемые до глубины души, они зачитывались подобными поучениями, погружались воображением в неизвестную дотоле им жизнь и полную аскетических подвигов и самосозерцания. Подобно своим современникам, и Владимир Мономах подвергся сильному влиянию подобного рода аскетических произведений древне–отеческой литературы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Protopo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010