Первые правосл. приходы в США (греч. в Нов. Орлеане и 2 рус. в Сан-Франциско и Нью-Йорке) появились почти одновременно и независимо друг от друга в кон. 60-х гг. XIX в. и окормляли представителей дипломатического корпуса и правосл. иммигрантов рус. и др. национальностей, оказавшихся в Нов. Свете. В 1872 г. кафедра из Ситки была перенесена в Сан-Франциско (кафедральный собор во имя св. блгв. кн. Александра Невского; приход существовал с 1868 г.). При еп. Несторе (Зассе), управлявшем епархией со 2 дек. 1878 г., Святейший Синод официально подтвердил перевод епископской кафедры и епархиальной консистории в Сан-Франциско. С 30 июня 1882 по 20 дек. 1887 г. епархией временно управлял митр. Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) . 12 дек. 1887 г. на Алеутскую и Аляскинскую кафедру был назначен Владимир (Соколовский) . Его хиротония во епископа Алеутского и Аляскинского состоялась 20 дек. В 1891 г. еп. Владимир воссоединил с РПЦ униатского свящ. Алексия Товта и его прихожан в Миннеаполисе (шт. Миннесота), что вызвало массовое возвращение униатов в Православие. Росту епархии способствовало также увеличение с кон. XIX в. притока правосл. иммигрантов: греков, русских, арабов, албанцев, румын. С 8 июня по 7 сент. 1891 г. епархией управлял еп. Николай (Адоратский) . Многое было сделано для утверждения Православия в США при еп. Николае (Зиорове), занимавшем кафедру с 29 сент. 1891 по 14 сент. 1898 г. С 1892 г. стали возникать серб. приходы в США. В 1895 г. состоялся первый епархиальный съезд духовенства в Уилкс-Барре (шт. Пенсильвания). В том же году начали возникать араб. приходы в США. С 1896 г. регулярно издавался " Американский православный вестник " и было положено начало переводу богослужебных текстов на англ. язык. С участием церковных деятелей появлялись печатные издания на рус. языке, возникали братства, сестричества, об-ва взаимопомощи. Напр., Русское объединенное об-во взаимопомощи (РОВА) с главным представительством в Нью-Йорке и правосл. газ. «Cbim» существуют до наст. времени.

http://pravenc.ru/text/115924.html

210 (...Царь-дар, имение Дома призрения, где ныне освящен преосвященным Трифоном... храм, построенный... Е.С. Кротковой. – Речь идет о даче «Царь-Дар», пожертвованной Дому призрения в Сергиевом Посаде Императором Александром III. Дача располагалась в девяти верстах от Лавры, близ с. Подсосенье. Летом там проживали воспитанницы, с которыми всегда выезжала начальница Дома призрения Е.С. Кроткова. При даче имелись участки земли с лесом, сенокосы. В 1902 г. был построен каменный храм во имя св. Марии Магдалины, освященный 14.11.1902 г. преосвященным Трифоном (Туркестановым) . См.: Цветков П.И. Новый храм в память почившей в Бозе Государыни Императрицы Марии Александровны. М., 1903.) 211 (...преосвященного Николая из Симферополя... – Николай (Зиоров Михаил Захарович, 21.05.1851–20.12.1915) – архиепископ Варшавский и Привисленский. Родился в семье протоиерея в г. Новомиргороде Херсонской губернии. Окончил Одесскую ДС и затем МДА со степенью кандидата богословия (1875). С. 10.10.1875 г. преподавал в Рязанской ДС. С 30.09.1883 г. – и. д. инспектора Вологодской ДС. С 08.11.1885 г. инспектор Могилевской ДС. 25.09.1887 г. пострижен в монашество, 27.09.1887 г. рукоположен во иеродиакона, 1 октября во иеромонаха и 16 ноября назначен ректором Могилевской ДС. 22.11.1887 г. возведен в сан архимандрита. С 30.05.1889 г. ректор ТифлисскойДС. 29.09.1891 г. хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского. С 14.09.1898 г. епископ Таврический и Симферопольский. 26.03.1905 г. возведенв сан архиепископа, назначен архиепископом Тверским и Кашинским (по болезненному состоянию на кафедру не поехал). С 08.04.1905 г. на покое водном из монастырей Таврической епархии. С 15.07.1906 г. член Государственного совета от монашествующего духовенства. С 05.04.1908 г. Архиепископ Варшавский и Привисленский. В 1912 г. переизбран в члены Государственного совета от монашествующих. Подробнее об архиепископе Николае (Зиорове) см.: Георгий (Грязное), игум. Архиепископ Варшавский и Привисленский Николай (Зиоров) (к 125-летию со дня рождения)//ЖМП. М., 1976. С. 66–70.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

167 Попов П. И. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, по Аляске. Пребывание в Кенае. Посещение Ненильчика и Тайунока. Отбытие в Кадиак.С. 576–577. 168 О трагической судьбе о. Тихона (1933) см. произведения Шаламова В.Т.: «Четвертая Вологда», «Монах Иосиф Шмальц», «Крест» и др. 170 Попов П. И. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, по Аляске. Прибытие в Кадиак. Посещение селения Узенького, Афогнака, Елового и Лесного. Отъезд из Кадиака//АПВ, 1899, т. III, 22, с. 593. 173 Попов П. И. Путешествие Его Преосвященства, Преосвященнейшего Тихона, Епископа Алеутского и Аляскинского, по Аляске. Прибытие в Кадиак. Посещение селения Узенького, Афогнака, Елового и Лесного. Отъезд из Кадиака. С. 593. 174 По мнению некоторых авторов часовня эта была построена святит. Тихоном: «This Chapel was built by Tikhon, Bishop of the Aleutians and Alaska in 1898 in memory of Alaska’s Orthodox natives of that Mission and their beloved Apa, Herman, for many generations» (Bensin В. M. Russian Orthodox Church in Alaska 1794–1967... Sitka: Published by the Russian Orthodox Greek Catholic Church of North America, Diocese of Alaska, 1967. P. 35); «Патриарх Тихон, будучи аляскинским преосвященным, построил часовню над могилой Преподобного основателя «Нового Валаама», а О. Герасим ее оберегал, благоукрашал и ремонтировал» (Горохов Т. Американская Православная Миссия//Русский паломник. Иллюстрированный журнал, 1992, 5, с. 7); «Его трудами и заботами были построены часовня над гробом Преп. Германа на Еловом острове, основан первый Православный монастырь в Америке в Пенсильвании, учреждена первая Православная семинария в США» (200-летие Православия в Америке. Святые Америки//Русский паломник. Иллюстрированный журнал, 1994, 9, с. 3) и т.д., что неверно. Часовня в «Новом Валааме» была возведена при еп. Николае (Зиорове) и освящена архим. Анатолием (Каменским) 5/17 июля 1898 г. (Анатолий. Из отчета о поездке для благочиннической ревизии приходов Кенайского, Кадьякского, Афогнакского и Нучекского летом текущего 1898 г.//АПВ, 1899, т. III, 3, с. 90).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

в виде следующего законоположения: «Конгресс не должен издавать законов, устанавливающих какую-либо религию или запрещающих ее свободное исповедание» С. 5]. — привела к исключительному религиозному многообразию, став основой культуры и сознания американцев. При этом доминирующее положение занял протестантизм, который в свою очередь претерпел в Америке существенные изменения. Так, лютеране разделились на множество церквей по национальному признаку. Кальвинисты активно включились в борьбу за власть. Конгрегационалисты выступали с социальными требованиями 8-часового рабочего дня. Баптисты проповедовали веротерпимость и независимость Церкви от государства. Англикане превратились в Протестантскую Епископальную Церковь США. Афро-американцы выделились в свои местные протестантские церкви. Общим для всех было то, что миряне включились в церковное управление на всех уровнях. Следует отметить и широкую деятельность католиков, которые открывали приюты, школы и семинарии, причем увеличение католической паствы на Аляске прежде всего происходило за счет «обращения» православного населения. Постоянно появлялись и росли все новые секты. Согласно отчету за 1898 г., православная епархия имела 27 378 прихожан, более или менее известных своим пастырям. Она состояла из трех благочиний: Ситхинского, Уналашкинского и Нью-Йоркского. Приходы были рассредоточены по всему американскому континенту и различны по национальному составу. Прихожанами были славяне (русские, карпаторуссы, сербы и др.), алеуты, индейцы, эскимосы, сиро-арабы, греки и др. В епархии было 42 священнослужителя и 25 псаломщиков. Всего числилось 29 приходов, 55 церковных школ (из них — 20 церковно-приходских, 35 школ грамоты). При некоторых приходах действовали братства для помощи малоимущим. Еще в 1895 г., при еп. Николае (Зиорове), они объединились в Православное общество взаимопомощи. С 1896 г. выходил дважды в месяц журнал «Американский православный вестник». Но ни семинарии 154 , ни православного монастыря не было на американской земле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В 15 ч. владыка Тихон и отцы Мирон и Петр выехали по железной дороге в г. Катасакву 101 . Но поскольку в Катасакве поезд не останавливался, постольку священнослужителям пришлось высадиться на соседней станции, где они заночевали в гостинице. 19/31 мая 1899 г. В семь часов утра путники были в Катасакве и, сопровождаемые православными горожанами, осмотрели место постройки будущего храма в честь Святой Троицы 102 . К огорчению жителей Катасаквы епископ вскоре покинул их, т.к. боялся опоздать на поезд в Нью-Йорк. В Нью-Йорке «встреченный в среду 19 мая на вокзале причтами русской и сиро-арабской церквей, российским генеральным консулом и представителями от обоих приходов владыка, одновременно со встречавшими его, проследовал в русскую церковь , у подъезда был приветствован председателем местного братства с хлебом и солью, помолился в церкви, принял букет цветов от хозяйки-матушки и поднялся в причтовое, приспособленное для его пребывания здесь помещение. За поданным чаем завязался общий разговор с обменом впечатлений, приветствий, прерываемый время от времени звонками новых посетителей, спешивших представиться преосвященному» 103 . 20 мая/1 июня 1899 г. В четверг Тихон осматривал городские участки, намеченные к возможной покупке комиссией, учрежденной специально для приобретения земли под новую русскую церковь в Нью-Йорке (в комиссию входили священники Александр Хотовицкий и Илия Зотиков, псаломщик Венедикт Туркевич, церковный староста Иван Сидорович, помощник старосты Василий Панкевич, генконсул Владимир Теплов и др.) 104 . При правящем епископе Николае (Зиорове) предполагалось приобрести «поместительное здание», годное для устройства в нем православного храма и причтовых помещений, но из-за непомерной стоимости домов в и Нью-Йорке и переделки готового здания под церковь решили купить участок земли. И по поводу некоторых участков Тихон высказался, как о весьма подходящих для строительства 105 . Вечером архипастырь молился в русском Николаевском храме, где свящ. Александр Хотовицкий отправлял всенощное бдение под праздник в честь св. Константина и Елены 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

М.И. Вострышев Миссионер в Америке Первыми принесли христианство на Аляску и Алеутские острова в 1794 году иноки Валаамской обители. После них святое дело продолжили преемники – пастыри, и более других святитель Иннокентий, с 1823 года в иерейском сане совершавший миссионерский подвиг на Алеутских островах. В 1870 году по почину владыки Иннокентия, ставшего московским митрополитом, была учреждена Алеутско – Аляскинская епархия с кафедрой в Сан – Франциско. Окрепла же православная миссия в Америке при предшественнике Преосвященного Тихона – епископе Николае (Зиорове) , «иже бысть муж силен и словом и делом». 1 (13) декабря 1898 года 10 океанский теплоход «Шампань», на борту которого находился епископ Алеутский и Аляскинский Тихон, прибыл из Гавра в нью – йоркскую гавань. – Доселе мы были чужды друг другу и не ведали один другого, – обратился с первым словом к своей новой пастве владыка, – отныне самим Господом мы становимся в тесную связь, во взаимные отношения епископа к пастве и паствы к епископу. В святоотеческих писаниях отношения эти приравниваются к брачным и епископ считается женихом, а паства – невестою его. И как муж любит свою жену до того, что оставляет отца своего и матерь и прилепляется к жене, сродняется и сживается с нею, так и епископ должен возлюбить свою паству; и как жена повинуется мужу, так и паства должна повиноваться своему епископу. Понимая так отношения епископа к пасомым и будучи обручен алеутской пастве, я покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких и знаемых мне, милых сердцу моему и отправился в страну далекую, к вам, людям мне неведомым, для того, чтобы вы отныне стали моим народом и моими возлюбленными. Из Нью – Йорка, с короткими остановками в Аллегени и Чикаго, за две недели епископ Тихон пересек Североамериканский континент и наконец добрался до Сан – Франциско. Как только владыка вступил в кафедральный храм, из Царских врат вышел его предшественник – епископ Николай и, приветствуя его, вручил посох святителя Иннокентия, апостола Америки, напомнил его завет своим преемникам: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Л. 113 черный хлеб. В праздничные дни выдавались большие порции пирога с мясом – в скоромные дни, с рисом – в постные. В послеобеденное время ученики свободно уходили куда кто хотел. До приезда к нам М. З. Зиорова регулярного надзора за учениками не было даже в вечерние занятия. Помощники инспектора, проверив учеников в 6-м часу вечера, уходили к себе на квартиру и появлялись только около ужина. Вечерние занятия начинались с 5 часов и заканчивались в 8 1/2 часов. Сразу после занятий ученики ужинали и после молитвы, которая происходила в 9 1/2 часов, открывались спальни, и значительная часть учеников отправлялась спать. Те, которые возвращались в классы, занимались кто чем желал, но в 11 часов все ученики должны были обязательно быть на своих местах в спальнях. Происходила обычная поверка семинаристов инспекцией и трудный день семинариста заканчивался. При Зиорове по средам и пятницам к завтраку подавали белые пироги с рисом. Л.113 об. Кормили нас сытно. Стол хотя был и однообразен, но кушанья всегда готовились из свежих продуктов. В скоромные дни подавались обыкновенные щи или суп, а затем каша гречневая или пшенная. Иногда та или другая заменялись жаренным картофелем. В праздники на второе блюдо жаркое из баранины и телятины и к нему огурцы. Не редко из-за недоброкачественного масла и, главным образом, скоромного, в столовой поднимался шум, выражавшийся в шиканье или свистках. Доставалось за неисправность по столовой, прежде всего, конечно, эконому. Но с вступлением в должность инспектора Зиорова такие непорядки были устранены. Он сделал распоряжение, чтобы дежурные по кухни воспитанники часа за два до обеда приглашали в столовую или его самого или одного из его помощников для пробы масла. Благодаря такому приему, масло, признанное негодным, заменялось другим и, таким образом, устранялся всякий повод для протестов в столовой. В постные дни стол был рыбный и состоял из трех блюд – холодного, на которое пода- Л.114 валась или щука с огурцами, или треска с картофелем, ухи и каши. В праздничные постные дни так же подавались три блюда, причем каша заменялась жаренной рыбой – язями, а в Рождественский пост – свежими сельдями. На первой, четвертой и последней неделях Вел[икого] поста рыбы не полагалось. К столу подавали капусту на холодное, а затем горох, крупянку или суп из белых грибов на горячее. Особенно сытно кормили в пасхальную неделю. В первый день праздника ученикам выдавалось по 1 ф[унту] кулича, творог и по три яйца на человека, на второй и третий день пол ф[унта] кулича и по два яйца. Всю неделю пасхальную давали пироги, а к обеду и ужину подавалось жаркое. В наше время о какой-ниб[удь] форменной одежде и помина не был. Одежда учеников была самая разнокалиберная, особенно и, главным образом, у своекоштных воспитанников. Правда, требовалось, чтобы эти последние ходили в такой же одежде как казенные воспитанники. Казеннокоштным же воспитанникам выдавались из одежды

http://bogoslov.ru/article/6174500

  Л. 170 об. удивляет оценка ученических проступков, какую делает о. инспектор. Так например, ученик, отлучившийся с квартиры без записи в журнале, по понятиям о. инспектора является более виновным ученика, замеченного в нетрезвости. Ученик с проступком последнего рода ограничивался со стороны о. инспектора одним замечанием, тогда как виновные в проступках первой категории заключались в карцер на три и даже более часа. Такими педагогическими приемами и мерами было подготовлено 8 мая, когда несколько воспитанников разных классов были замечены в употреблении спиртных напитков. Без сомнения, и на этот раз они рассчитывали на легкое сравнительно наказание. К тому же около этого времени по городу и между воспитанниками держался упорный слух, что о. инспектор и сам иногда выпивает и что поэтому поводу вызывал его к себе Преосвященный. Что это было действительно так, об этом сам о. Климент говорил помощнику инспектора Спасскому. С 8 мая прошлого года о. инспектор стал   Л. 171 применять строгие меры против ученических проступков. Таким образом две противоположные крайности замечались в действиях о. инспектора: в начале службы небывалая снисходительность, в конце учебного года — непонятная строгость. Крайности же, как известно, всегда вызывают недовольство. И ученики действительно в последнее время враждебно были настроены против действий и распоряжений о. инспектора. С 8 мая были еще заведены тетради для записи отлучающихся в неучебное время учеников из семинарского корпуса. Такое будто бы нововведение о. инспектор вменяет себе в заслугу и говорит, что до него подобных тетрадей не существовало. При инспекторе Зиорове в таких тетрадях надобности и не было, ибо в то время ученики почти не отлучались в город. В весеннее и летнее время они с 2–5 часов проводили вместе с инспектором на семинарском дворе, за уходом цветов, за   Л. 171 об. рассадкой деревьев, в разных играх, зимой — в классных комнатах за переплетением книг, токарной работой. О. инспектор утверждает также, что до его приезда воспитанники во внеучебное время, с 2–5 часов, располагались здесь свободно и жили совершенно бесконтрольно. Такое утверждение о. инспектора не соответствует истине. О инспектор приписывает себе то, что сделано было его предшественником, бывшим инспектором г. Зиоровым. Все это можно подтвердить документально. В книге поведения учеников за 1885/86 уч[ебный] год в сентябре месяце б[ывшим] инспектором г. Зиоровым было сделано письменное предложение своим помощникам и надзирателю, какой порядок дежурства они находят для себя более удобным. С обоюдного согласия помощники инспектора и надзиратель разделили труд дежурства между собой по-ровному и представили расписание порядка дежурств г. инспектору Зиорову, который это распи-

http://bogoslov.ru/article/6175170

Л. V об. классных воспитателей, об этом говорить пока не будем, а скажем в своем месте. Теперь мне желательно сказать несколько слов о том, что заставило меня снова взяться за воспоминания и писать их в более широком масштабе. Начавшаяся революция, как я уже сказал выше, вырвала с корнем все старые устои: свобода со всеми уродливыми ее видами ворвалась и в школу. Вместе с этой свободой проникла в школу полная распущенность. Наступила полная дезорганизация. Пала всякая дисциплина, рушились все порядки. Учащиеся сами взялись за поддержание дисциплины, но из этого ничего не выходило или же выходило все уродливо. Дошло до того, что дети духовных родителей, воспи- Л. VI танники духовной школы, готовящиеся к пастырскому служению, стали требовать необязательности посещения богослужений в семинарской церкви и молитвы. Наша церковь стала пустовать. Там, где прежде стояли стройные ряды молящихся юношей, там теперь было пусто и лишь несколько питомцев (десятка три-четыре, а иногда и значительно меньше), как будто прибитые волнами к крутому берегу, жались около стен и почти не заметны были для публики. Все, приходившие в семинарскую церковь, с крайним недоумением взирали на такое поистине печальное, из ряда вон выходящее явление. До слез тяжело было смотреть мне, прослужившему в семинарии более 30 лет и привыкшему к порядку и устойчивой дисциплине, на подобные и другие уродливые явления. Мысли мои все более и более стали возвращаться к прошлому, неудержимо и страстно тянуть к нему, хотелось еще раз пережить прожитое Л.VI об. со всеми его радостями и печалями, счастьем и невзгодами. И одно за другим начинают выплывать воспоминания. И сознание того, что это прожитое более не возвратится, что оно навсегда и безвозвратно отошло в область минувшего, наполняет душу какой-то тайной болью. В этом прошлом есть что-то невыразимое далекое, в этом прошлом я отдыхал душой. Я снова взялся за перо. Немалый толчок к письменному изложению моих настоящих воспоминаний дал мне Иван Николаевич Суворов. Когда в 1916 году я поместил по его же просьбе в Епарх[иальные] Ведом[ости] и13) свои воспоминания о Высокопреосвящ[енном] Архиепископе Николае (М. З. Зиорове) , И[ван] Ник[олаевич] стал убеждать меня заняться составлением летописных сказаний за время моей службы в семинарии, которые, как

http://bogoslov.ru/article/6173070