Насколько актуальным было такое внимание святителя к хронологическим аспектам агио-, био- и историографии показывают летописные тексты, рассказывающие о преставлении митрополита. В большинстве летописей о его кончине читается пространный рассказ (в двух завершающийся текстом Прощальной грамоты святителя. Наиболее ранний вариант первой редакции рассказа читается в Софийской первой летописи, и начинается он с фразы: «М(е) с(я)ца се м(тября) 16 д(е)нь преставися Прес(вя)щенны митрополи т Киевьскыи и всея Руси Киприянъ, а былъ в митрополит х в с(вя)тительств л т30 без полутретия м(е) Эта фраза повторяется и в других летописных памятниках. И только в Московско-Академической летописи (далее – МАк), где вместо подробного рассказа помещено оригинальное известие о преставлении митрополита, говорится, что «Прес(вя)щенныи митрополи т» преставился 15 сентября в «ча с нощи. Пасъ ц(е)рк(о)вь Б(о)жью л т Оно расположено под 6915, а не под 6914, как в большинстве летописей, годом. Тот же 6915 г. читается в Симеоновской летописи. М. Н. Карамзин писал, что в Троицкой летописи год читался и в самой Прощальной грамоте (в других летописях год опускался, но сохранялся индикт): «В конце Киприанова завещания по древнему Т списку означено сентября 12, индикта 15, лто Понятно, что в Троицкой летописи, в основе которой лежал летописный источник, близкий и Киприанову своду, заключительная фраза грамоты содержала указание на 6915 г. Но большинство летописцев, еще не перейдя на сентябрьский год, помещали известие о смерти пастыря под 6914 мартовский, а противоречащее ему указание на год (6915) в тексте самой грамоты опускали, оставив лишь данные о дне, месяце и индикте написания духовного завещания. Индикт же указывал на 6915 г. Есть и другое хронологическое отличие известия МАк. Хотя здесь, как и в других летописях, речь идет о 30 годах святительства митрополита, в этом сообщении нет добавления «без полутретиа месяца», которое появилось в летописных текстах по недоразумению. Сам свт. Киприан в Прощальной грамоте, как было показано выше, тоже говорит о 30 годах святительства, но там это звучит как: «тридесятое лто течеть къ приходящему мсяцю декамврию въ 2 день». Имеется в виду течение тридцатого года, который стремится ко 2 декабря, когда исполнится 31 год, что и подтверждается нашими знаниями о поставлении Киприана на митрополию в декабре 1375 г. До 2 декабря 1406 г. митрополит не дожил, стало быть, был в святительстве полных 30 лет, или 31 год «без полутретиа месяца». Своих собственных подсчетов составитель Пространной повести не производил, да и, возможно, не располагал необходимыми для этого данными, а слова Киприана понял неправильно.

http://sedmitza.ru/lib/text/5677375/

м борных ц о р . . при (Ст. 2) б(о)ж …… тъ ор. изстари пре[ж] сево при ми[трополитехъ] и св(я)тейшхъ и патриархе[х] п[о mi]p- [ски]м(ъ) ц(е)р[ква]м не [бы]вало и о том в ц ..м (Ст. 3). Москве уч[и]нила[сь] м[о]лва великая и всяких чинов православни[е] людие от ц(е)рквей Б(o)ж[iu]x учали отлуча[тися] за долгим и безвременным пением. И г(о)с(у)д(а)рь ц(а)рь и великий кн(я)зь Алексей М[ихайло]- вич всея Руси указал своему г(о)с(у)д(а)р(е)ву б(о)гомолцу св(я)тейшему Иосифу п[атри]- арху московскому и всея Руси с митрополи[ты] и архиеп(и)ск(о)пы и еп(и)ск(о)пом и с черным[и] властьми о том посоветоват… как лутче быти. И св(я)тейший Иос[иф] патриарх московский и всея Русии с митрополиты и со архиеп(и)ск(о)пы и еп[ископом] с Варлаамом митрополитом Ростовским и Ярославским, с Серапионом митро[по]- литом Сарским и Подонским, с Маркел[ом] архиеп(и)ск(о)пом Вологоцким и Великоперм- ским, с Моисеем архиеп(и)ск(о)пом Резан[ским] и Муромским, и Ыоною архиеп(и)ск(о)пом (Ст. 4). Тверским и Кашинским, с Рафаил[ом] еп(и)ск(о)пом Коломенским и Кошинским[ъ] и со архимандриты с Троецким Анд[ре]- яном, с Рождественским из Воло[ди]- меря Варсунофьем, с Чюдовским[ъ] Кирилом, с Симановским Ильею, с Онд[ронь]- евским Селивеством и с ыгумены з [Бого]= явленским изза Ветошного ряд[у] с Пафнот(ь)ем, з Знаменским Варламом, с Соловецким Ильею, с Угретс[кимъ] Нифонтом, з Даниловским из[за] Москвы реки с Ыванномъ, пр(е)ч(и)ст[ы]е Донские 11 , с Новинским Кирилом и с протопопы з Б(о)городицким Григорием, со Архангельским Никифор[ом], с Р(о)ж(е)ственским из под колокол с Ондреем, с Стретенским с сеней Тимофеем, с Спа[ски]м, что на дворе, с Силою, с Никольск[им] Густунсково Климанто, с Черниговским Михаилом да с Олександровским Феодором, с Вознесенским Иакимом, с Покровским, что на рву, с Володимером и со всем осв(я)щенным собором со[ве]- товали и уложили: как бы[ло] при прежних св(яти)т(е)лех митрополитех[ъ] и пратиархех по всем приход[ским] ц(е)рквам б(о)ж(е)ственной службе быти по прежн[ему], а внов[ь] ничево не всчинати. К сему при-

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Того же цвета усы и борода. Темно-коричневым шелком отмечены черты лица, глаза, пряди в волосах, контуры лица и рук. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями крупными швами с малозаметными прикрепами (швы – «клетчатый городок», «черенок», «ягодка», «ягодка в четыре клетки», «клопчик»). На зарукавьях и подольнике саккоса – узор из кругов и цветов. Кисти у омофора сканого золота с красным и зеленым шелком. Коричневой нитью со сканым золотом шита обувь. В нимбе святого – семь жемчужных розеток с рубинами и изумрудами в золотых оправах в центре. Жемчужная розетка с четырьмя более мелкими камнями – посреди куколя, пять таких же и четыре неполных – на Евангелии. Вокруг нимба, куколя, плеч и на зарукавьях – обнизь крупным жемчугом. Контуры и детали изображения обведены серебряной пряденой, свитой в спираль нитью. По сторонам нимба святого на фоне пряденой золотной нитью вышита надпись: аги(с) митрополи(т). Каймы покрова из малинового атласа с двух сторон оторочены золото-серебряным кружевом. По краям – серебряная бахрома. Подкладка из розовой хлопчатобумажной ткани. На верхнем крае подкладки – белая хлопчатобумажная полоса с пятью металлическими кольцами. С левого бока – пять колец. СОХРАННОСТЬ По-видимому, утрачена первоначальная кайма с литургической надписью, замененная каймой малинового атласа с кружевом и бахромой. Золотное шитье потерто. Ткани выцвели, помяты. Подкладка имеет пятна. ИКОНОГРАФИЯ Особенностями иконографии покрова являются положение благословляющей руки, развернутой к зрителю, а также изображение палицы. АТРИБУЦИЯ Принадлежность покрова к мастерской Акулины (Акилины) Петровны Бутурлиной определяется по художественным и технико-технологическим признакам, общим для всех ее произведений 896 . Наиболее близок покров к покрову с изображением архиепископа ростовского Исайи, хранящемуся в Ростовском музее 897 . Интересно отметить, что из одной и той же мастерской одновременно выходят два покрова (кат. 152 и 153) на гроб митрополита Алексия. Можно предположить, что один из них был выполнен Акулиной Бутурлиной по заказу, как и соловецкая плащаница (кат.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

И хто покусится сию грамоту сжеши или затаити. и тот таков. Вы же, честнии старци и игумени, отпишите ми наборзе, да угонить мене ваша грамота на–борзе. что мудрьствуете, понеже еде се есмь не благословил. А ко Царьюгороду еду оборонитися Богом и святым патриархом и великим сбором. И тии на куны надеются и на фрязы, яз же на Бога и на свою правду. Писано же си грамота мною месяца иуня в 23 день в лето 6886, индикта перваго. Мне же их бешестие болшу честь приложило по всей земли и в Царигороде. …Прежде сих лет, не вем како — судбами, ими же весть Бог, — и аз смереный възведен бых на высокий престол cea митрополи Рускоа святейшим патриархомь и дивным Филофеемь и еже о нем свяшеннаго сбора. Но к Руской земли прошедшуми, мало что съпротивно съприлучитимися ради моих грехов. И третиему лету наставшу, пакы к Царюграду устремихся. И тамо ми достигшу по многых трудех и искушених, надеюшу ми ся некое утешение обрести, обретох всяко неустроение в царехь же и в патриаршьстве. На престоле бо бяше патриаршьском седя злевъзведеный Макарий безумный, дръзнувый кроме избранна сборнаго, паче же назнаменаниа Святаго Духа, наскочити на высокий патриаршьскый престол царьскым точию хотениемь. Святейший бо блаженый он патриарх Филофий бяше преж[е] тогда, украшая престол великаго вселеньскаго патриаршьства. иже лета доволна добре стадо духовное упасе, и на ересь Акиндинову и Варламову подви–зася и сих учениа раздрушивь поученьми своими, еще же и Григору   еретика словесы своими духоносными поправ, и учениа и списаниа его до конца низложив, и самых проклятию предасть; книгы многы на утвержение православным написа и словеса похвалнаа. каноны сложи многоразличны. Но сего, яко свята, и велика, и дивьна суща делом и словом, тогдашний царь не въсхоте. Но того лъжными и оболгател–ными словесы престола сводит и вь монастыри затворяет. По своему же нраву избирает Макариа некоего безумна и всякого разума лишена, и кроме церковнаго преданна же и устава посаждаеть мерзость запустениа на месте святемь. Изганяеть бо ся Иаков, вьводит же ся Исав, иже и прежде рождениа възненавиденьный. Яко же Аркадий, жены своея послушав, заточи Златогласнаго Иоана, Арсакиа же аканнаго престолу его приемника сътваряет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

577 Уп. Конст. Калокирис, Иконографиа византини, Тхрискевтики ке итхики енкиклопедиа 1964, Т. V, к. 375. 580 Ерминиа, или в живописном искустве иеромонахом и живописцем Фурнографиотом 1701–1733 г.; еп. чигиринского, 1868, стр. 117, 118. 583 Исто, 132. На Западу се поступак пазива од латинског porigere=пружати) и означава на чин неког предмета, чини више свештено лице нижем, да га дотакне или узме, или нижи клирик вишем неки предмет. Нижи клирик при томе мора имати руке прекривене платном, се у веку називало «мапула», а «велум». Чин се у пракси и одатле преузет у цркви. Галиканска пак црква, као и многе друге примила га од источних Цркава, где настао према (уп. А. Бадурина: Лексикон литургике и симболике западног Загреб 1979:473). 584 На окову дршке овог крста, словенским словима у лигатури, пише: «† крст учини смерени Симон митрополи(т) Расу». Изнад тога натписа, на окову к 585 Ситна пластика у уметности, Београд 1977, бр. 35, 41a, 43б, 45б. 587 Иоану Рамфу, О агиос мартис Христофорос, у Агиологика мелетимата, Атина 1973, 53. Порекло представе о лику Св. Христофора, према неким научницима, потиче из народног основаног на причама о Александру Македонском код Псевдокалистена, према у било псоглавих су «по свему била само им глава била а глас делимично делимично (П. Папаевангелу, Иконографиа Св. Хрнстофора, у Тхрискевтики ке итхики енкиклопедиа, Т. 12, Атина 1968:361). О псоглавим има вести и код Св. Христофор, фреска из Д. Према другим научницима, до овога дошло из старог египатског мита о богу Анубису, са главом шакала, сличном преноси Ора преко Нила (став, из профила, околина, процветали штап, све исто код или представе грчког Херакла с дететом Дионисом на рамену, што у доба синкретизма и гностика приписано Св. Христофору (Папаевангелу, н. д. 361.). У погледу смисла о изгледу, и у том облику Св. Христофора, Л. Креченбахер наводи да су му неки монаси у Св. Гори износили да лик Свети добио на молитву, био врло леп, па да би избегао морална и он и други би га гледали, као што се у говори о више светих вели Креченбахер, од данас слике» (н. д. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Stojchev...

 В самом деле, начало внутреннему усилению константинопольской епископии положено тем, что многие митрополи–танские города отказались от выборов местных епископов и передали это дело в Константинополь. Это было такое самоограничение, которое на западе едва вероятно. Правда, за константинопольским епископом стояла сильная власть императоров востока, готовая поддержать авторитет его в этом деле. нельзя преувеличивать значения этой поддержки. Могли же антиохииские павлиниане поддерживать свой раскол до тех пор, пока он не пришел к своему естественному исходу. Равным образом могли же жители Кизика отстоять избранного ими епископа, несмотря на давний обычай и императорский закон, и поставленный константинопольским архиепископом Прокл должен был остаться в Константинополе, а Далматий удержал за собой кафедру. Таким образом, и на востоке можно было сохранить избранного епископа, несмотря на противодействие властей; но все несчастье состояло в том, что греки способны были поддержать любимого пастыря уличной демонстрацией или даже бунтом, но не способны были выдержать продолжительную осаду за свои нарушенные церковные права. В Риме Либерия отстояли, несмотря даже на целые годы его ссылки. В Константинополе из–за низложенного Павла произошло восстание, но затем примирились и с Македонием. После первого изгнания Златоуста волнение приняло столь опасные размеры, что он был восстановлен на кафедре; но когда его низложили во второй раз, то за его интересы стала только ничтожная горсть иоаннитов: большинство примирилось с Арсакием. За Македония II в Константинополе произошло восстание, которое едва не стоило Анастасию короны; но затем патриарх был все–таки низложен и его кафедру занял Тимофей. Словом, греки умели стоять за догматические идеи, которые не умирают и могут храниться в глубине сознания до их торжества целые десятилетия, но им не доставало выдержки в борьбе за людей, которые умирают, и за права, которые выходят из употребления вследствие нарощения фактов противоположного характера.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Испрашивая себе Вашего Архипастырского благословения, с отличным почтением и совершенною преданностью имею честь быть». 30-го числа Преосвященный Савва из Константинополя от настоятеля посольской церкви архимандрита Арсения получил письмо следующего содержания: «Приношу мою искреннюю благодарность за подарок —350— Ваш – Сборник писем духовных лиц XVIII века к Преосвященнейшему Арсению. О своем житье скажу, что отдыхаю и благодушествую, наслаждаясь прекрасною природою на даче, куда мы на днях только переехали. Весна и у нас стояла довольно холодная, но зато в настоящее время погода восхитительная, и я наслаждаюсь ею, прогуливаясь в роскошной зелени нашего обширного сада среди цветов и слушая пение соловьев, которые поют даже ночью под моими окнами. Благодарю Вас за приглашение на лето в Тверь; для меня было весьма приятно провести прошедшее лето в Твери, и нет сомнения, что с таким же удовольствием провел бы и нынешнее, если бы поехал; но я решился нынче остаться здесь, чтобы не злоупотреблять благосклонностью тех, которые ко мне здесь так расположены. В здешней патриархии особенного ничего не слышно, разве сказать только, ех-патриарх здешний И…, проживающий на Афоне, затевает с эллинским лукавством ажитировать против русских Афонцев, конечно, не без сочувствия здешней патриархии, подтверждая непреложную истину, что греки не любят ничего русского кроме русских денег, и что русские крупные подачки здешним сребролюбцам только раздражают и увеличивают алчные аппетиты эллинские». 23-го июня Преосвященный Савва получил письмо от профессора университета Алексея Степановича Павлова , 1078 который от 22-го июня писал: «В присланном мне Вами новом труде Вашем – «Сборник писем к Преосвященному Арсению» вижу знак Вашего неизменно-доброго расположения к моему недостоинству и вместе доказательства неоскудевающей бодрости Ваших духовных сил, несмотря на удручающие Вас телесные немощи, о которых с прискорбием слышу с разных сторон. Высшему начальству угодно было нынешнею весною послать меня в Киев председателем юридической испытательной комиссии. Там провел я полтора месяца (с 15 апреля по 1-й июня). Виделся с Владыкою митрополи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Прямоличная, в рост, фигура митрополита вышита по голубой камке с крупным орнаментом. Обе руки его у груди: одна держит Евангелие с Распятием на окладе, пальцы другой сложены молитвенно. На митрополите – клобук с четырехконечным крестом на очелье, крестчатый саккос и омофор. Личное шито тонким крученым светло-серым шелком «атласным» швом «по форме». Чуть более темным шелком даны светотеневые моделировки и рельефно морщины. Тем же шелком шита окладистая борода с рельефными прядями. Абрис лика и черты отмечены темно-коричневой нитью. Глаза шиты красно-коричневым шелком. Одежды, нимб, Евангелие – прядеными серебряными и золотными нитями с малозаметными цветными шелковыми прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка в четыре клетки», «рядки», «клетчатые рядки»). На зарукавьях и подольнике саккоса по серебряному полю золотной нитью с коричневым очерком шит узор в виде извивающихся толстых стеблей с листьями и цветами (на подольнике они расходятся из центра цветущего куста). Обувь шита толстым крученым коричневым шелком. Контуры фигуры, складки и детали одежды проложены золотной «веревочкой». На фоне над головой святого пряденой золотной нитью в одну строку вязью вышита надпись: сты(и) петръ митрополи(т) киевъски(и) и все чю(до)творецъ. На каймах, обрамленных с двух сторон шитыми золотом полосами, по такой же, как на среднике, голубой камке прядеными золотными нитями четкой вязью с небольшим количеством лигатур шиты тропарь и кондак святому: тропарь гла(с) д наста дне(с) всеча(ст)ныи праздникъ принесение ч(с)тныхъ мощеи твоих(ъ) стаю петре весел(ши) изр(д)но//твое стадо врнаго цр и люди них же не скудевали молс х(с)ту богу иже т него даровани ти паств сохранитис т врагъ ненавтованны(м) и спастис душамъ нашимъ//ко(д) гла(с) и ко врача преизрдна и исто(ч)ника чюде(съ)… мъ… би… на… сошешес любовию дховна пи//и чада въ пренесение ч(с)тны(х) моще(и) твои(х) архиерею петре молимъ т моли ха бга даровати ч(с)тны(м) ти пренесение(м) врному црю нашему на враги победителна() да твоим(и) къ бгу млтва(ми) находщи(х) зо(л) избавише(с)и радо(с)ною дшою и веселие(м) ср(д)ца блгодарна() ти во(с)пое(м) глюще ради с тче петре архиереи(м) все() руски зе(м)л(). Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем на нижнюю и правую. Буквы на всех каймах направлены наружу. На подкладке по такой же голубой камке, как на лицевой стороне, пряденой золотной нитью вязью в пять строк вышита вкладная надпись: соверше(н) покро(в) ве(ли)каго свтта х(с)ва петра//митрополит(т)а московска(г) и все чю(до)творца//по обещанию димитре андрева сиа строганова лта ,зрв=1653] г го(ду) декабр в(ъ) кл на пам(т) иже во сты(х)//(т)ца ншго петра митрополита московска(г) чю(д)отворца. По краям подкладки нашиты петли с металлическими кольцами.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Желтым шелком шита обувь святого («в прикреп», швом «рядки»), волосы у Христа в изображении Распятия и у архангелов в Троице (кудри – коричневым), ложки и ножи на столе; облака за архангелами – голубым и белым. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с цветными прикрепами (швы – «ягодка», «двойная ягодка», «ягодка в четыре клетки», «черенок», «клетчатый городок», «перышки»). Выделяется густая красная прикрепа в шитье фона крестчатых кругов на саккосе. Крест и Голгофа на Евангелии шиты сканым золотом с коричневым и серым шелком. Весь фон средника зашит «под аксамит» золотными прядеными нитями с серебряными извивающимися ветками с цветами и листьями (шов «рядки»). Все контуры и детали рисунка обнизаны крупным, средним и мелким жемчугом (местами в деталях – в несколько нитей). На нимбе святого, зарукавьях и подоле низанные жемчугом гирлянды растительных побегов. На околыше шапки – тройная жемчужная обнизь. На нимбе – пять золотых запон с эмалью и драгоценными камнями. На плечах – четыре запоны с драгоценными камнями (всего 60). По сторонам плеч митрополита в четырехугольных жемчужных рамках по гладкому золотому фону жемчугом вязью низана надпись: сти митрополи(т) моско(в)ски(и) чюд(т)воре(ц). Над Троицей жемчугом же шита надпись: преста На Евангелии очень мелким жемчугом низано: расптие гда хса, т, м л р б 800 . На узких каймах по малиновому бархату, серебряной канителью, свитой вокруг толстой льняной нити в трубочку и обведенной золотным жгутиком, вязью шит тропарь святому: т свое весь самъ себе в моли(т)ва(х) в пост обра(з) бывъ тнюду же бгъ твое блгое т пастыр ус(т)роитъ тм же по чесное цло нетлно соблюдес моли ха//бга да спасетъ дша нша. Далее на той же кайме идет вкладная надпись: повелниемъ блгов(р)наго гдр цр кн(з)//алекс всеа руси его блгврны(е) и гдрни цры марь(и) (з)дла(н) си(и) покро(в) в собо(р)ную ц(р)ко(в) успени пр(с)ты(е) бцы чюдотво(р)ца московскаго все руси на пок(р)овение его чюдотво(р)ны(х) лта ,зр… Песнопение святому начинается на верхней кайме, переходит на левую, затем нижнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Директор Санкт-Петербургского детского хосписа протоиерей Александр Ткаченко награжден знаком отличия «За благодеяние» 1 августа, 2014. Новостная служба Я искренне рад, что Русская Православная Церковь смогла дать пример достойного ухода за детьми с тяжелейшими заболеваниями и их родителями. 1 августа. ПРАВМИР. Президент России Владимир Путин в Кремле 31 июля наградил знаком отличия «За благодеяние» директора Санкт-Петербургского детского хосписа протоиерея Александра Ткаченко. Об этом сообщается на сайте Санкт-Петербургской митрополи и. Глава государства отметил деятельность священноначалия Русской Православной Церкви в помощи больным и нуждающимся. «Глубокоуважаемый господин президент! Я очень тронут и как человек, и  как гражданин, и как священник. Жизнь — это величайший дар Божий. Врачи могут сделать многое и, действительно, спасают жизни, но бывает, что болезнь победить невозможно. Тогда очень важно сохранить качество жизни, сделать ее достойной, избавить человека от душевных и физических страданий. Благотворительный проект, начатый 12 лет назад в Санкт-Петербурге, стал новым направлением в отечественной медицине — детской паллиативной помощью. Благодаря лично Валентине Ивановне Матвиенко первый в России детский хоспис был построен именно в северной столице. Теперь подобные учреждения создаются по всей стране. Я искренне рад, что Русская Православная Церковь смогла дать пример достойного ухода за детьми с тяжелейшими заболеваниями и их родителями. Награда священнику всегда воспринимается как знак признательности, внимания к  той большой социальной деятельности, которую ведет вся Русская Православная Церковь. Мы помогаем нуждающимся, строим больницы, мы собираем средства, чтоб помочь людям, попавшим в тяжелые жизненные ситуации. Большое Вам спасибо за оценку наших трудов!», — сказал отец Александр в ответном слове. Знак отличия «За благодеяние» появился в наградной системе России в мае 2012 года с целью поощрения благотворительности в Российской Федерации. Знаком отличия «За благодеяние» могут быть награждены граждане России и других государств за активную деятельность в сфере благотворительности, защиты прав человека, развитии науки, культуры, образования и здравоохранения.

http://pravmir.ru/direktor-sankt-peterbu...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010