Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Димитрий (в миру — Даниил Андреевич Сеченов; 1709–1767) — митрополит Великоновгородский и Великолуцкий с 1762 г. Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708–1771) — архиепископ Крутицкий и Можайский с 1764 г. Амвросий (в миру — Андрей Степанович Зертис-Каменский; 1708–1771) — архиепископ Крутицкий и Можайский с 1764 г. Пс. 40:10. Пс. 40:10. Афанасий (в миру — Петр Волховский; 1712–1776) — епископ Тверской (1758–1763), затем Ростовский (1763–1776). Афанасий (в миру — Петр Волховский; 1712–1776) — епископ Тверской (1758–1763), затем Ростовский (1763–1776). Арий (256–336) — пресвитер александрийской церкви, богослов, в 325 г. был осужден вселенским собором как еретик. Арий (256–336) — пресвитер александрийской церкви, богослов, в 325 г. был осужден вселенским собором как еретик. Гавриил (в миру — Георгий Федорович Кременецкий; 1708–1783) — архиепископ Петербургский с 1762 г. Гавриил (в миру — Георгий Федорович Кременецкий; 1708–1783) — архиепископ Петербургский с 1762 г. Гедеон (в миру — Криновский; 1726–1763) — епископ Псковский (а не архиепископ Крутицкий) с 1761 г. Гедеон (в миру — Криновский; 1726–1763) — епископ Псковский (а не архиепископ Крутицкий) с 1761 г. Фрагмент со слов «Арсений предстал на суд» поданное место — раскавыченные цитаты из книги: Снегирев И. М. Арсений Мациевич. М., 1862. С. 23–24. Фрагмент со слов «Арсений предстал на суд» поданное место — раскавыченные цитаты из книги: Снегирев И. М. Арсений Мациевич. М., 1862. С. 23–24. Иона (в миру — Сысоевич; ок. 1607–1690) — митрополит Ростовский с 1652 г. Иона (в миру — Сысоевич; ок. 1607–1690) — митрополит Ростовский с 1652 г. Авессалом — в Библии третий сын царя Давида. Спасаясь после поднятого им против отца неудачного восстания, он запутался своими длинными и густыми волосами в ветвях дуба и был убит. Авессалом — в Библии третий сын царя Давида. Спасаясь после поднятого им против отца неудачного восстания, он запутался своими длинными и густыми волосами в ветвях дуба и был убит.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

Несколько лет спустя, в 1747 году в Донской монастырь из Заиконоспасской обители была переведена Славяно-греко-латинская академия. Несмотря на процветание, общественные потрясения также не обошли стороной Донскую обитель. В 1771 году в воротах монастыря был убит Московский архипастырь, архиепископ Амвросий (Зертис-Каменский). Архиепископ Амвросий (в миру Андрей Степанович Зертис-Каменский) родился 17 октября 1708 года в городе Нежине. Рано лишившись отца, остался на попечении своего дяди по матери, старца Киево-Печерской Лавры Владимира (Каменского), фамилию которого он присоединил к своей при поступлении в Киевскую духовную академию. В 1728 году переехал для продолжения образования в Польшу, в Львовскую духовную академию, в которой он обучался риторике и философии. С 1733 года начал слушать богословие в Московской Славяно-греко-латинской академии у известного сперва префекта, а потом ректора академии Стефана Калиновского, который и убедил своего ученика принять монашеский постриг. С переходом Стефана из Москвы в Петербург, в архимандриты Александро-Невского монастыря, переезжает туда, в 1736 году, и Андрей Каменский. Он поселяется «для восприятия монашеского пострижения» в Невском монастыре. Пострижение это, впрочем, несколько замедлилось, так как Каменский получил разрешение Св. Синода принять монашество только в конце 1738 года. Вместе с тем он состоял преподавателем Александро-Невской духовной семинарии, а с 1742 года – и ее префектом. В 1743 году Амвросий назначается, как опытный строитель и знаток церковной архитектуры, архимандритом Воскресенского Новоиерусалимского монастыря с целью восстановления его запущенных зданий. Ознаменовал свою деятельность в этом монастыре рядом величественных построек. В 1753 году архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Переславль-Залесского и Дмитровского с оставлением в должности архимандрита Новоиерусалимского монастыря до окончательного восстановления обители. 7 марта 1761 года переведен на Сарскую и Подонскую кафедру (с 1764 года Крутицкая и Можайская).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Первым настоятелем Н. В. м. в 1656-1658 гг. был игум. Стефан (с 18 окт. 1658 архимандрит), до назначения состоявший в клире патриарха Никона, являвшийся в 1658-1660 и 1666-1679 гг. архиепископом Суздальским и Тарусским. Среди настоятелей обители в XVII в. выделяется любимый ученик и постриженик патриарха Никона архим. Герман (управлял Н. В. м. с окт. 1680, архимандрит в 1681-1682) - крупнейший представитель музыкально-поэтической школы, сложившейся в обители. К той же школе принадлежал архим. Никанор (настоятель в 1686-1698) - автор пространной «Летописи» о строительстве Воскресенского собора, написанной акростихом (высечена на белокаменных плитах, предваряет вход в кафоликон). В 1722-1723 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Лаврентий (Горка; впосл. епископ). Сменивший его архим. Киприан (Скрипицын; 1723-1727) в 1719-1723 гг. был архимандритом ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря , а позднее - настоятелем дмитровского во имя святых Бориса Глеба мужского монастыря (1727-1732), московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря (1732-1733), Андроникова в честь Нерукотворного образа Спасителя мужского монастыря (1733-1736) и Чудова в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужского монастыря (1736-1737), затем епископом Вятским и Великопермским (1737-1739), Коломенским и Каширским (1739-1740), членом Синода (с 4 марта 1739). В 1727-1736 гг. Н. В. м. возглавлял архим. Мелхиседек (Борщов), бывший ранее игуменом Клобукова мон-ря в Кашине (см. Клобуков кашинский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь ; 1715-1717), архимандритом старицкого в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря (1717-1722), дмитровского Борисоглебского (1722-1723) и Иосифова Успенского (1723-1727) мон-рей. В 1735 г. он был взят в Тайную канцелярию по доносу Феофана Прокоповича в связи с делом еп. Корельского и Ладожского Маркелла (Родышевского); в 1744-1748 гг.- настоятель Крестовоздвиженского Бизюкова мон-ря. В 1737-1742 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Карион (Голубовский), в 1734-1737 гг. состоявший архимандритом Преображенского мон-ря в Ярославле, в 1743-1752 гг.- Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря . В 1742-1744 гг. мон-рь возглавлял архиеп. Петр (Смелич), в 1744-1748 гг.- архим. свт. Иларион (Григорович; впосл. епископ). Деятельность настоятелей Н. В. м. в 1748-1765 гг. Амвросия (Зертис-Каменского ; с 1753 епископ, с 1764 архиепископ), и в 1765-1771 гг. его родного брата Никона (Зертис-Каменского) была в основном направлена на реставрацию обители. Н. С. Зертис-Каменский еще в 1748-1756 гг. находился в Н. В. м. «при строении в должности живописного искусства надзирателя». В 1756 г. он пострижен в монашество с именем Никон, в 1761 г. был архимандритом переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря , а в 1761-1765 гг.- Саввина Сторожевского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Амвросий, архиепископ Московский и Калужский (Зертис-Каменский Андрей Степанович) Родился 17 октября 1708 года в Нежине. С 1720 по 1728 годы находился в школе Киевского Богоявленского монастыря и Киевской духовной академии. С 1728 по 1733 год продолжал образование в Львовской духовной академии. С 1733 года – слушатель богословия в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1739 году пострижен в монашество и определен учителем в Александро-Невскую духовную семинарию. С 1742 года – префект семинарии. С 5 апреля 1748 года (по РБС с 1743 года) – архимандрит Ново-Иерусалимского монастыря и член Святейшего Синода. 17 ноября 1753 года хиротонисан во епископа Переславльского и Дмитровского. С 1761 года – епископ Сарский и Подонский. В 1764 году возведен в сан архиепископа Крутицкого. 18 января 1768 года назначен архиепископом Московским. Убит 16 сентября 1771 года в Московском Донском монастыре. Амвросий был опытный строитель и знаток церковной архитектуры. Назначение его архимандритом Воскресенского монастыря, называемого «Новый Иерусалим», имело своей целью восстановление запущенных зданий этого исторического памятника. В 1768 году под его руководством были восстановлены некоторые храмы в Московском Кремле: Успенский, Благовещенский и Архангельский. При устройстве и отделке зданий Чудова монастыря Амвросий употребил много своих личных средств. Преосвященный Амвросий был образованным человеком своего времени. Он знал несколько иностранных языков: латинский, греческий, еврейский – и занимался главным образом переводами. Амвросий был участником суда, на котором был лишен сана митрополит Арсений (Мацеевич) . Преосвященный Амвросий был убит при следующих обстоятельствах. В Москве свирепствовала эпидемия чумы. Многие больные приходили на поклонение к чудотворному образу Божией Матери на Варварских воротах и жертвовали много денег. Как человек благоразумный, желая избежать дальнейшего распространения эпидемии, владыка Амвросий дал указание запечатать кассу, чтобы затем деньги употребить для благотворительных целей, а икону временно велел тайно скрыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Кременецкий Григорий, в 1739 году принявший монашество с именем, Гавриила; в следующем году он назначен был ректором семинарии и в этом звании оставался до 1748 года. Скончался в 1783 году в сане, митрополита Киевского 261 ). Зертис-Каменский Андрей, сын греческого купца из Нежина, в 1739 году принявший монашество с именем Амвросия; в 1740 году он назначен был префектом семинарии и оставался в этой должности до 1748 года. Скончался мученически в 1771 году в сане московского архиепископа 262 ). В 1748 году Кременецкий и Зертис-Каменский перевели на русский язык «Зерцало историческое государей Российских» Адама, в православии Никодима Селлия 263 ). 7) Иркутская семинария. Начало Иркутской школе положено в 1721 году. В этом году архимандрит Антоний Платковский, воспитанник Московской Академии, еще до открытия Иркутской епархии, задумал завести при Вознесенском Иркутском монастыре школу славянскую и мунгальскую и действительно вскоре учредил ее. Он отбыл в Пекин в 1728 году; но его дело продолжал св. Иннокентий Кульчицкий, первый епископ Иркутский, который собирал учеников в эту школу и поддерживал ее. В 1785 году ученики этой школы были распущены по домам. В 1739 году в Иркутской архиерейской школе училось 26 человек, и из них 20 букварю и 6 человек пению 264 ). Много сделал для этой школы бывший профессор Киевской Академии архимандрит Платон Малиновский, в качестве ее учителя, в 1740–1 году 265 ). 8) Белогородские школы и Харьковский Коллегиум. В 1722 году преосвященный Белогородский и Обоянский Епифаний Тихорский, воспитанник и бывший учитель Киевской Академии, основал в Белгороде славяно-русскую архиерейскую школу; но в 1726 году эта школа, по желанию и настоянию главнокомандующего на Украине князя Мих. Мих. Голицына и при его содействии, перенесена была в Харьков и преобразована в Коллегиум, с полным курсом наук, по богословие включительно 266 ). 16 марта, 1731 гола Коллегиуму пожалована была Высочайшая грамота 267 ). В этом году всех школьников в епархии было 260 человек 268 ). Один из преемников преосвященного Епифания архиепископ Петр Смелич учредил в своей епархии малые школы в Белгороде, Старом Осколе и Курске 269 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Сохранились сведения, что у Климентовской церкви был конкретный заказчик –коллежский асессор, фабрикант и купец первой гильдии К. Матвеев, храмозданная грамота была выдана ему еще 24 июля 1762 г. Но Матвеев не мог быть автором программы. Составить столь сложную, продуманную схему должен был человек специально образованный, хорошо знакомый с современной практикой выполнения подобных иконостасов. Таким мог оказаться преосвященный Амвросий (Зертис-Каменский, 1708–1771) – составитель «Расписания» для двух упомянутых храмов, выстроенных в Москве по указу императрицы в 1767 г. Именно Амвросий был в годы работы К.И. Бланка в Новом Иерусалиме настоятелем монастыря. Возможны и другие авторы программы. Это современник Бланка – архиепископ Московский Амвросий Зертис-Каменский или те, кто его сменил в 1770-е гг.: Геннадий (Драницын), Самуил (Миславский), Платон (Левшин). Первые подходы к рассмотрению нашего иконостаса показывают, что его особенности интересно будет сопоставить с известными памятниками, близкими ему по отмеченным выше художественным приемам. Среди них мы предполагаем привлечь для сравнения иконостасы Горицкого монастыря в Переславле-Залесском, Успенского собора во Владимире, церкви Св. Николая Чудотворца в Ростове Великом, Петропавловского собора в Санкт-Петербурге, храма святителя Димитрия Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове, Андреевского собора в Киеве, Сергиево-Казанского собора в Курске и других. Схожее архитектурное решение демонстрирует, например, сохранившийся иконостас, выполненный по проекту Д.В. Ухтомского или А.П. Евлашева, происходящий из разрушенной церкви Св. Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (сейчас он установлен в Смоленской церкви Троице-Сергиевой Лавры), а так же иконостас Храма Никиты Мученика на Старой Басманной. Плодотворным может оказаться и сопоставление нашего иконостаса с иконостасом Петропавловского собора, так как над тронными образами Богоматери и Спасителя в церкви Климента точно так же, как и в Петропавловском соборе, расположены иконы «Рождество Христово» и «Рождество Богоматери». Центральный образ иконостасов обеих церквей – «Воскресение Христово» в иконографии «Восстания от гроба», над которым помещена икона «Спаса Нерукотворного». Помещение в качестве центрального образа деисусного чина восставшего от гроба Спасителя было также впервые исполнено в Петропавловском соборе Петербурга. Нельзя не обратить внимания, что в этом храме впервые сложилась киотная структура иконостаса, присутствующая и в Свято-Климентовской церкви, где она вызвана необходимостью охватить единым иконостасом пять престолов. Это позволяет предположить, что автор нашего иконостаса использует как прототип и образец иконостас Петропавловского собора или последний, по крайней мере, хорошо знаком ему и заказчикам.

http://sobory.ru/article/?object=02177

1) Амвросий (Андрей) Зертис-Каменский, вступил в монашество в 1739 г., а в 1740 г. наименован префектом семинарии. Трудолюбивое исполнение обязанностей звания, особенное искусство в проповедании Слова Божия и добродетельная жизнь сделали его достойным высших наград. В 1748 г. Государыня Императрица Елизавета Петровна Высочайшим указом, данным св. Синоду, повелела посвятить его в сан архимандрита ставропигиального Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, с пожалованием в члены св. Синода. В 1753 году Амвросий рукоположен в епископа Переяславской епархии, ближайшей к Воскресенскому монастырю, в котором он остался настоятелем, для приведения к концу монастырских построек; в 1761 г. переведен на епархию Сарскую и Подонскую, октября 7 пожалован архиепископом; а в 1768 г. переведен в Москву, где принял мученическую смерть от изуверной черни во время моровой язвы, 16 сентября 1771 г. 2) Сильвестр (Симеон) Страгородский, родился в 1725 г. от священника придворной Благовещенской церкви в Царском Селе Игнатия Гаврилова. Императрица Елизавета Петровна, бывшая тогда Великою Княжною, воспринимала его от купели. В 1736 г. он был отдан в Александроневскую семинарию и, по смерти родителя, содержался на скудные средства матери, получая небольшую помощь от префекта Амвросия Зертис-Каменского. К этой скорби присоединилась глазная болезнь, которая заставила его в 1743 году, до окончания курса, выйти из семинарии 50 . Получив малое облегчение, он опять вступил в семинарию, был в ней учителем низших классов и дошел до риторики; в 1748 г. при пострижении в монашество наименован Сергием, но после из признательности к С.-Петербургскому архиепископу Сильвестру Кулябке, который был к нему очень расположен, принял его имя; в 1753 г. определен префектом семинарии, а в 1756 – ректором. 3) Иоанникий Святковский, иеромонах, из учителей здешней семинарии, с 1756 г.; в 1758 г. произведен в архимандрита Новгородского Вяжицкого монастыря; отсюда переведен в Юрьев, где и скончался. 4) Гавриил Огинский, иеромонах, в 1758 г. синодальным членом Сильвестром, архиепископом С.-Петербургским, вызван из Черниговской семинарии, в которой был десять лет учителем и проповедником, и определен на класс философии; в 1760 назначен префектом семинарии; в 1762 г. января 16 произведен в архимандрита Антониева Сийского монастыря (Арх. губерн.), определен ректором семинарии и присутствующим в консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Еще до открытия мощей в Троицком (Зачатьевском) соборе Спасо-Яковлевского монастыря, где погребли святого, был устроен надгробный комплекс. Для дальнейшего развития культа Димнтрня Ростовского необходимо было создание Службы святому и его Жития. С момента обретения мощей святителя Димитрия и до конца XVIII века были написаны четыре Службы, а также две полные и две краткие редакции Жития. Авторы этих текстов в основном были лицами духовного сана. Вонифатий Борецкий (?–1761), архимандрит Ярославского Толгского монастыря, написал две Службы святому; игумен Спасо-Яковлевского монастыря Лука (?–1763) был автором одной из редакций краткого Жития Димитрия Ростовского ; Дмитрий Михайлов, священник Кашинского Воскресенского собора, создал акафист митрополиту Димитрию; Арсением Мацеевичем , митрополитом Ростовским и Ярославским (1697–1772), при котором произошло открытие мощей святителя Димитрия, было написано в 1757–1758 годах первое полное Житие святого, а известным церковным деятелем и писателем Амвросием Зертис-Каменским (1708–1771), архиепископом Московским, в 1756 году, еще до канонизации свт. Димитрия, создано Краткое житие, а затем написана и Служба «новоявленному чудотворцу». Отметим, что племянник Амвросия Зертис-Каменского, русский историк, археограф и издатель Н. Н. Бантыш-Каменский, в 1774 году участвовал в издании «Диариуша» – дневника Димитрия Ростовского . К плеяде авторов, создававших в XVIII веке агиографические и гимнографические тексты, посвященные Димитрию Ростовскому , присоединяются и светские лица. Так, в 1798 году была написана Служба Димитрию Ростовскому с акафистом князем Гавриилом Петровичем Гагариным (1745–1808). К сочинениям духовного содержания, созданным Г. П. Гагариным, кроме Службы святителю Димитрию, относятся также «Акафист святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову» (1798) и «Служба преподобному Феодосию Тотемскому с Житием и чудесами» (1798). Служба святителю Димитрию Ростовскому была дважды издана Московской Синодальной типографией: в 1798 году (на средства самого князя Г. П. Гагарина) и в 1799 году (на средства Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Евгения, которые он употребил для усиления преподавания и разработки истории русской церкви собственно в наших духовноучебных заведениях. Наши духовноучебные заведения до настоящего столетия не могли похвалиться научной разработкой истории отечественной церкви. Церковная русская история не только не разрабатывалась в них, но и не преподавалась. Если между духовными и встречались иногда люди, занимавшиеся русской историей; то своими сведениями они обязаны были не духовным школам, но или собственным трудам, или, больше всего, трудам иностранцев и русских, но учившихся в светских школах и под влиянием иностранцев. Адам Селлий, учивший в Александро-Невской школе в начале прошлого столетия, первый после Феодора Поликарпова начал собирать сведения по русской церковной истории. Но Селлий был родом иностранец, учившийся за границей и в невской школе совершено не читавший церковной истории. Рукописные труды Селлия перешли к Амвросию Зертис-Каменскому, который также собирал сведения по русской церковной истории. Часть записок Амвросия Зертис-Каменского погибла в Москве во время чумы 1771 г. Преподававшаяся же в духовных школах история излагала по преимуществу факты истории западной церкви; так как последняя достаточно была разработана в заграничных школах, у нас же она читалась в самом сжатом виде и в общих чертах. Оттого в половине XVIII в. мы встречаемся со следующим фактом. Нужно было приступить к новому изданию четьи-миней св. Димитрия Ростовского и киевского патерика; св. синод предписал найти между духовными ученых людей «и в св. писании и в церковных историях искусных», которым бы можно было поручить осмотреть эти книги, и «ежели что в них, как св. писанию, духовному регламенту (даже в богословских речениях против велико российских книг) противное сыщется, так и не достоверное и церковными учителями и историками веры достойными неутвержденное, но весьма сомнительное окажется, то такую сомнительную и вероятия недостойную историю отметить в конце жития святого, о котором идет история, или, ежели возможно будет, исправить».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Успехи оспопрививания уже были известны в Петербурге и императрица с удовольствием приняла предложение Димеделя. Первый опыт оспопрививания совершён был над двумя кадетами. Хотя бедняги от страху захворали, но когда все окончилось благополучно, то императрица приказала привить оспу себе, наследнику престола и его супруге. Подражая императрице, привили оспу все придворные. Мало по малу оспопрививание распространилось в народе. Оспенная эпидемия потеряла острый характера и оспенные церкви, оспенные причты уничтожились 9 . 4) Перевод преосв. Гавриила Кременецкого в Киев митрополитом 1770 года, 8-го июня, скончался киевский митрополит Арсений Могилянский. Императрица давно желала приблизить к себе тверского епископа Гавриила Петрова и теперь воспользовалась случаем очистить для него петербургскую кафедру. 29-го сентября, в день коронации, императрица повелела: архиепископу с.-петербургскому Гавриилу Кременецкому быть в Киеве митрополитом. Вместо него в С.-Петербург переведен тверской епископ Гавриил Петров, с возведением в сане архиепископа. Вместе с тем, епископ псковский Иннокентий Нечаев возведен в сан архиепископа. Архиепископом в Тверь назначен архимандрит Платон Левшин . 5) Пребывание митр. Гавриила в Киеве и его кончина. Не легко было высокопреосвященному Гавриилу оставлять Петербург, где провел он лучшие годы своей жизни, не легко было отправляться и в зачумленный Киев. В Киеве в 1770 году свирепствовала чума (Аскоченский говорит, что чума открылась в Киеве 3-го сентября). (См. Киев и академия т. II, стр. 138). В половине сентября город был уже оцеплен. К половине ноября в одном Подоле (часть Киева), умерло до 6 тысяч человек. Народ бунтовался. Чума на зиму затихла, но с весною 1771 года опять проявилась. И странное совпадение! Кременецкий и Амвросий Зертис-Каменский оба учились в киевской академии, оба вызваны были в Петербург учредителями александро-невского училища (теперь академии), оба приняли монашество, достигши высоких иерархических степеней и оба попали в зачумленные города – Кременецкий в 1770 году в Киев, Зертис в 1768 году в Москву.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010