80 Халев и Иисус Навин – единственные иудеи, которым посчастливилось войти в землю обетованную, т.к. все остальные евреи старше 20 лет были наказаны Богом, потому что роптали на Него. После покорения Ханаана Иисус Навин, ставший вождем после Моисея, разделил землю между двенадцатью коленами Израиля. Получил и Халев, сын Иефоннин, происходивший из колена Иудова, свою долю: город Аврок, родовой город Енака. Затем он попытался завоевать Давир, и сказал Халев, что отдаст в жены дочь свою Ахсу тому, кто овладеет городом Давир. И овладел им Гофониил, сын Кенеза. И когда привел её отец к Гофониилу, она крикнула с осла, на котором сидела, и Халев спросил, чего она хочет. Тогда она ответила: «Дай мне благословение, ты дал мне землю полуденную, дай мне и источники вод». И дал ей Халев источники верхние и источники нижние ( Нав. 15:13–20 ). 82 По монашеским канонам, отрекшийся от мира должен забыть всё, что связывает его с миром, в том числе родителей и близких. Подразумевая это, Господь сказал ученику, просившему отпустить его на похороны своего отца: «Оставьте мертвым погребать своих мертвецов» ( Мф. 8:22 ). В другой раз, беседуя с апостолами, сказал: «Кто любит отца или матъ более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10:37 ). 83 Речь идет о грешнице, которая за два дня до Пасхи пришла в дом прокаженного Симона в Вифании, где был Иисус Христос с учениками. Она принесла алавастровый сосуд чистого и многоценного мира и вылила его на главу Господа ( Мк. 14:3 ; Ин. 12:1–3 ). Другой женщиной в доме была Мария, сестра Лазаря, которая помазала ноги Господу миром в своём доме за 6 дней до Пасхи. 84 Подразумевается посланная Богом в наказание десятая и последняя язва фараона, когда Ангел Господень поразил в одну ночь всех первенцев у египтян за то, что фараон не отпускал израильтян из Египта в землю обетованную. И сделался великий вопль (во всей земле) Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца (Исх. гл. 12). Читать далее Источник: Монах Павел Евергетинос. Благолюбие в 2 кн. (4 тома), Святая Гора Афон, Келья во имя рождества Иоанна Предтечи Хиландарского монастыря, Свято-Троицкое издательство, 2010. Том 2. ISBN: 978-5-904878-01-6, 978-5-904878-03-0

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

  Подлинность книги подтверждается многочисленными цитатами и в Ветхом, и в Новом Завете. Подсчитано, что в Новом Завете книга цитируется более 90 раз. Книга по содержанию делится на несколько частей. Первая — это вступительная речь Моисея (с 1 по 4 главы). Включает в себя обзор истории Израиля.   «И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; Господь, Бог отцов ваших, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные; Господь, Бог ваш, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам» . (Втор 1:9–11) Это увещевание. Затем — призыв к послушанию, последние слова Моисея (главы с 27 по 34). Здесь говорится о жертвенниках, о проклятии и благословении, о возобновлении союза и о последних днях Моисея. Перед нами образ Моисея, который мы видим на протяжении нескольких библейских книг. Тот факт, что Моисей не вошел в Землю Обетованную, имеет символическое значение. Моисей согрешил, и Господь сказал, что в Землю Обетованную он не войдет, а только увидит ее. Что и произошло он увидел ее с горы Нево и благословил народ израильский, но в землю не вошел. Вышли из Египта и вошли в землю Израильскую лишь Иисус Навин и Хал ев.   Моисей является воплощением закона, а закон не может принести нам избавление, ибо «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошла от Иисуса Христа», — говорит нам евангелист Иоанн Богослов (Ин 1:17). Еще один символ: земля Ханаанская — это земля покоя, покоя веры прежде всего. Об этом говорит апостол Павел. Второе: эта земля — владение, и Господь дарует нам все, что нам нужно во владение. Эта земля изобилие, и в земле Ханаанской изобилует благодать Божия. Эта земля победы символизирует победную жизнь через веру и глубокий молитвенный подвиг. Жизнь в Ханаане для израильтян, так же, как и наша жизнь сегодняшняя, не свободна от затруднений, нестроений и различных искушений. Это была жизнь борьбы, усилий и труда. Это мирная жизнь среди трудностей, когда искушения, время от времени, одолевают людей, но тем не менее люди находят в себе силы вернуться на путь правый, на путь спасения. Т. е. жизнь, исполненная подвига и усилий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Давным-давно среди людей жили исполины. Предания о них хранят все народы мира; хранит такое предание в своих сказаниях и песнях и сербский народ. Исполины всегда представляются нам как мифологические герои, обладающие сверхчеловеческой силой. Мы могли бы сомневаться в существовании этих исполинов, несмотря на множество легенд и песен, если бы о них не свидетельствовало Священное Писание. Но и в Священном Писании встречаются упоминания и описания исполинов, однако уже не как мифических существ, а как реальных людей, которые действительно существовали как исторические личности. В Библии указаны земли, в которых они жили, описываются их внешний облик и подвиги, а некоторые даже называются по имени: это так называемые дети Енаковы.Впервые евреи о них узнали от посланников Моисея, которых он направил высмотреть землю [ 1 ] обетованную. Было это так.На своем пути из Египта евреи остановились в пустыне Фаран. Народ был недоволен и роптал на Моисея за то, что он увел их из страны Египетской и привел в пустыню. Чтобы утешить и поддержать народ, доказать ему, что он ведет его в страну, которая лучше Египетской, Моисей по Промыслу Божию избрал по одному человеку из двенадцати колен Израилевых и послал в землю Ханаанскую, землю обетованную, которая простиралась перед ними, чтобы они осмотрели ее и рассказали о ней. Ушли двенадцать посланцев в землю Ханаанскую и оставались в ней сорок дней, затем, вернувшись в пустыню Фаран, рассказали обо всем, что видели и узнали: они говорили о богатстве той земли, ее плодородии и обилии земных плодов в ней; говорили, что в ней подлинно течет молоко и мед [ 2 ]. Но с великим страхом говорили они о гигантах, живущих в той земле: но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там [ 3 ]. В Хевроне они встретили несколько известных сынов Енаковых, которых они называют по именам: Ахиман, Сесай и Фалмай. Но и в других местах они видели исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их (Чис.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1303...

Мы вполне можем допустить, что книга написана или продиктована Моисеем, а последнюю главу мы можем рассматривать как дополнение, приложенное, вероятно, Иисусом Навином. Однако в самой книге Моисей упоминается как пишущий закон и псалмопевец (31,9 и 21-24). А знаменитый Иосиф Флавий говорит о том, что Моисей описал свою смерть, прежде чем взошел на гору Нево, где умер. С точки зрения духовной жизни нет ничего особенного и необычного в том, что Господь открывает своему избраннику и пророку место и дату его смерти и то, что будет после смерти. Мы знаем из житий святых, что Господь часто открывает это святым — например, Илие пророку было открыто, что он будет взят на небо. Подлинность книги подтверждается многочисленными цитатами и в Ветхом, и в Новом Завете. Подсчитано, что в Новом Завете книга упоминается более 90 раз. Книга по содержанию разделяется на разделы. Первый — это вступительные речи Моисея (с 1 по 4 главы). Включает в себя обзор истории Израиля. «И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные; Господь, Бог ваш, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам». (Втор. 1, 9—11) Это увещевание. Затем — призыв к послушанию, последние речи Моисея (главы с 27 по 34). Здесь говорится о жертвенниках, о проклятии и благословении, о возобновлении союза и о последних днях Моисея. Перед нами образ Моисея, который мы видим на протяжении нескольких библейских книг. Тот факт, что Моисей не вошел в Землю обетованную, имеет символическое значение. Моисей согрешил, и Господь сказал, что в Землю обетованную он не войдет, а только увидит ее. И он увидел ее с горы Нево и благословил народ израильский, но в землю не вошел. Вышли из Египта и вошли в землю Израильскую Иисус и Халев. Моисей является воплощением закона, а закон не может принести нам избавление, ибо «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошла от Иисуса Христа», — говорит нам евангелист Иоанн Богослов (Ин. 1, 17). Еще символика: земля Ханаанская — это земля покоя, покоя веры прежде всего. Об этом говорит апостол Павел. Второе: эта земля — владение, и Господь дарует нам все, что нам нужно во владение. Эта земля — изобилие, и в земле Ханаанской изобилует полностью благодать Божия, все изобилует и духовно и телесно. Эта земля победы символизирует победную жизнь через веру и глубокий молитвенный подвиг.

http://sedmitza.ru/lib/text/432111/

Мы вполне можем допустить, что книга написана или продиктована Моисеем, а последнюю главу мы можем рассматривать как дополнение, приложенное, вероятно, Иисусом Навином. Однако в самой книге Моисей упоминается как пишущий закон и псалмопевец (31,9 и 21–24). А знаменитый Иосиф Флавий говорит о том, что Моисей описал свою смерть, прежде чем взошел на гору Нево, где умер. С точки зрения духовной жизни нет ничего особенного и необычного в том, что Господь открывает своему избраннику и пророку место и дату его смерти и то, что будет после смерти. Мы знаем из житий святых, что Господь часто открывает это святым – например, Илие пророку было открыто, что он будет взят на небо. Подлинность книги подтверждается многочисленными цитатами и в Ветхом, и в Новом Завете. Подсчитано, что в Новом Завете книга упоминается более 90 раз. Книга по содержанию разделяется на разделы. Первый – это вступительные речи Моисея (с 1 по 4 главы). Включает в себя обзор истории Израиля. «И я сказал вам в то время: не могу один водить вас; Господь, Бог ваш, размножил вас, и вот, вы ныне многочисленны, как звезды небесные; Господь, Бог ваш, да умножит вас в тысячу крат против того, сколько вас теперь, и да благословит вас, как Он говорил вам». ( Втор. 1, 9–11 ) Это увещевание. Затем – призыв к послушанию, последние речи Моисея (главы с 27 по 34). Здесь говорится о жертвенниках, о проклятии и благословении, о возобновлении союза и о последних днях Моисея. Перед нами образ Моисея, который мы видим на протяжении нескольких библейских книг. Тот факт, что Моисей не вошел в Землю обетованную, имеет символическое значение. Моисей согрешил, и Господь сказал, что в Землю обетованную он не войдет, а только увидит ее. И он увидел ее с горы Нево и благословил народ израильский, но в землю не вошел. Вышли из Египта и вошли в землю Израильскую Иисус и Халев. Моисей является воплощением закона, а закон не может принести нам избавление, ибо «закон дан через Моисея, благодать же и истина произошла от Иисуса Христа», – говорит нам евангелист Иоанн Богослов ( Ин. 1:17 ). Еще символика: земля Ханаанская – это земля покоя, покоя веры прежде всего. Об этом говорит апостол Павел. Второе: эта земля – владение, и Господь дарует нам все, что нам нужно во владение. Эта земля – изобилие, и в земле Ханаанской изобилует полностью благодать Божия, все изобилует и духовно и телесно. Эта земля победы символизирует победную жизнь через веру и глубокий молитвенный подвиг.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Несмотря на то что рассказы о ропоте израильтян в Числ 10-36 во многом дублируют аналогичные рассказы из Исх 15-18, между книгами Исход и Числа есть важное отличие: в Исх 15-18 (т. е. до заключения завета) Бог прощает израильтянам их ропот; в Числ 10-36 (т. е. после заключения завета) Бог гневается и строго карает их за неверие и ропот. В Числ 14. 22-23 Бог говорит израильтянам: «...все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их». Этот же мотив о том, что все израильтяне (за исключением Халева и Иисуса Навина), ушедшие вместе с М. из Египта, обречены за свое маловерие погибнуть в пустыне, звучит в ряде мест книг Второзаконие и Иисуса Навина. Запрет М. и Аарону входить в землю обетованную в Пятикнижии объясняется по-разному. В Числ 20. 12 Бог говорит М. и Аарону: «...за то, что вы не поверили Мне, чтоб явить святость Мою пред очами сынов Израилевых, не введете вы народа сего в землю, которую Я даю ему». Однако история, рассказанная непосредственно перед этим (о том, как М. вывел для ропщущих израильтян воду из скалы - Числ 20. 2-11), не поясняет, в чем именно заключалось неверие М. и Аарона. Догадки ранних комментаторов (Бог велел М. приказать скале дать воду, а М. вместо этого ударил жезлом по скале; или М. ударил дважды, как будто одного удара жезлом было недостаточно; или М. выразил свои сомнения, обратившись к народу в Числ 20. 10) не имеют обоснований. Возможно, текст Числ 20. 12 вообще не связан непосредственно с контекстом и эта история содержит лакуны ( Gray G. B. A Critical and Exegetical Comment. on Numbers. N. Y., 1903. P. 262). Иное объяснение дается во Втор 1. 37: Бог прогневался на М. за неверие израильтян в то, что они смогут завоевать землю обетованную; во Втор 3. 26 также говорится, что Бог гневался на М. не из-за его поступков, а из-за неверия израильтян. Нельзя, впрочем, исключить и того, что тема Божия гнева здесь вторична: М. и Аарон не фигурировали в преданиях о завоевании Палестины; данный мотив давал возможность объяснить, почему вождь и законодатель Израиля не вошел в землю обетованную (см. также: Coats G. W. Legendary Motifs In The Moses Death Reports//CBQ. 1977. Vol. 39. N 1. P. 34-44).

http://pravenc.ru/text/2563952.html

11) Что должны были делать священники и левиты? 12) В чем состояла главная часть Богослужения? 13) Как совершались (в чем состояли) жертвоприношения? 14) В чем состояли кровавые и безкровные жертвы? 15) В чем состояли молитвы евреев? 16) Какие праздники были у израильтян при Моисее? Гробы прихоти 1) Куда пошли израильтяне от горы Синайской? 2) На что возроптали израильтяне? 3) Что сказал Господь Моисею? 4) Как наказал Бог прихотливый народ? Осмотр Ханаанской земли и осуждение евреев на сорокалетнее странствование. Этой истории дети в 7 классе не учили; я им буду сама рассказывать. Евреи прошли пустыню Фаран и остановились у границы Ханаанской земли. Моисей, по повелению Божию, выбрал 12 человек, по одному из каждого колена, чтобы они осмотрели землю Ханаанскую и сказали, как удобнее пройти в нее. Посланные ходили 40 дней и возвратились к народу, принеся с собой виноградную ветвь с одной кистью ягод, которую несли на шесте двое, и еще другие плоды земли Ханаанской. Все они говорили, что эта земля чрезвычайно плодородна, но 10 из них прибавляли, что народ, живущий в ней, очень силен, города укрепленные и большие, что они не могут идти против этого народа, потому что он сильнее их. Эти рассказы испугали евреев, и они начали снова роптать на Моисея, зачем он вывел их из Египта. Напрасно двое из посланных, Иисус Навин и Халев, уговаривали народ успокоиться, надеяться на помощь Божию. Евреи хотели побить камнями Моисея, Аарона, Иисуса Навина и Халева, и, выбрав нового начальника, возвратиться в Египет. Но Господь не допустил этого. Он сильно разгневался на народ свой и сказал Моисею, что поразит весь народ язвою и истребит его, а от него, Моисея, произведет новый народ, который будет многочисленнее и сильнее этого. Но Моисей стал горячо молить Господа простить народ. Господь сказал Моисею: «Я прощаю их по молитве твоей». Но Господь осудил евреев за ропот на сорокалетнее странствование по пустыне, по числу 40 дней, в которую осматривали обетованную землю, и сказал при этом, что все, имеющие двадцать лет и более, умрут в пустыне, кроме Иисуса Навина и Халева, и что в землю обетованную войдут только дети их.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1)  Единство писателя и систематичность повествования книги Иисуса Навина подтверждается основною идеей и планом, объединяющим все отдельные повествования книги. Идея и план книги ясно раскрываются в начале ее, в 1:1–9 ст. Здесь священный историк, как во вступлении ко всему дальнейшему повествованию, излагает Господни повеления, данные Иисусу Навину при его назначении вождем иудейского народа после Моисея. Здесь читаем: «по смерти Моисея сказал Господь Иисусу Навину: Моисей, раб мой, умер; итак, встань, перейди через Иордан, ты и весь народ сей, в землю, которую даю сынам Израиля. Всякое место, на которое ступят стопы ног наших, Я даю вам, от пустыни и Ливана до реки Ефрата…и до великого моря к западу будут пределы ваши. Никто не устоит перед тобою, и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою… будь тверд и мужествен, ибо ты народу сему передашь во владение землю… Только тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, не уклоняйся от него ни направо, ни налево, поучайся в сей книге закона день и ночь, дабы в точности исполнять все, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих… и Я буду с тобою» (1:1–9). Итак, на Иисуса Навина возлагаются три обязанности: перейти через Иордан и занять обетованную землю, передать ее во владение Евреям и строго исполнять все частные повеления и весь закон Моисея, поучаясь ему день и ночь. Соответственно этим повелениям, священный историк излагает повествуемые события и разделяет свою книгу на три части: 1– переход через Иордан и завоевание обетованной земли (1–12 гл.); 2– разделение обетованной земли (13–21 гл.); и 3 – исполнение Иисусом Навином Моисеева закона, увещание к тому же исполнению Евреев и исполнение Евреями закона Моисеева (22–24 гл., особ. 22:1–34;23:6;24:22–27). Изложенные во вступлении повеления и обетования Господни Иисусу Навину отразились и на всем характере повествования свящ. историка. Так, он очень часто замечает и всюду оттеняет точное исполнение Иисусом Навином повелений Господних, а равно повелений ему Моисея и всего Моисеева закона (1:12–18;8:27; особ.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

—266— IV Евр.4:1 . Посему будем бояться также и мы, чтобы не оказался кто из нас 2690 отставшим и чтобы нам, благодаря нашему нерадению, не лишиться возможности войти в покой, – не в ту землю обетования, но в истинный покой Божий, который есть царство небесное. Евр.4:2 . Ведь и мы имеем обетование чрез веру и духовное житие войти в царство, как и они получили заповедь чрез закон, чтобы таким именно образом могли овладеть данною им землею тою: но не принесло им пользы слово закона слышанное, поскольку не было растворено 2691 верою слышавших. Евр.4:3 . Мы же 2692 войдем 2693 в самый покой. – Мы, уверовавшие 2694 во Христа и наделенные дарами (благодати) Его. Они же не вошли в этот покой, согласно клятве, которую дал Он чрез Давида, говоря: Я поклялся в гневе Моем, не войдут в покой Мой ( Пс.94:11 ). Евр.4:4–5 . Суббота же и есть тот именно покой, о коем возвещено, ибо, когда в день седьмой совершены были все дела, сказано: покоиться заставил Бог в день седьмой дела все. 2695 Поэтому, если Евреи не упокоились, как и дела их, в седьмой —267— день, то очевидно о них сказано: не войдут в покой Мой. Евр.4:6 . Но субботний покой Апостол поставил прообразом истинного и вечного покоя, почему и сказал: остается некоторым войти в него, то есть уже не в тот покой (субботний), который служил преходящим прообразом, но в тот истинный покой, который прообразовательно был благовествован евреям, но они не вошли, поскольку не уверовали. 2696 Евр.4:7 . А что должны быть две субботы, одна – прообраз, а другая – истинная, это видно из слов: опять другой день определяет выражение «ныне» в устах Давида, говорящего после столького времени от того времени, когда дана первая суббота: ныне когда глас Его слышите, не ожесточите сердец ваших, как те, кои погибли в пустыне и не вошли в покой Его. Евр.4:8–10 . Ведь если бы Иисус сын Нави, давший им наследовать землю (обетованную), устроил бы их и дал бы им покой, то теперь (при Давиде) никоим образом не следовало бы говорить еще о покое какого-то другого дня: ибо вот Иисус дал им упокоение, введши их в обетованную землю, а между тем они не успокоились на этом совершенно, как Бог совершенно почил от дел Своих, если они находились в больших трудах и должны были долго воевать. Итак, если покой

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XXVII. Иисус Навин; завоевание земли обетованной По смерти Моисея, было слово Господне к служителю Его, Иисусу Навину: «Моисей, раб мой, скончался, востань, перейди Иордан, ты и весь народ с тобой, в землю, которую Я дам; вашим будет каждое место, где только ступит нога ваша, и пределами вам будет пустыня и Антиливан, море и великая река Евфрат. Как был Я с Моисеем, так буду с тобой; мужайся, ты разделишь землю сию народу; но соблюди все заповеди Мои; поучайся днем и ночью в книге закона, – тогда успеешь во всех путях твоих и Бог твой будет с тобой!» Иисус собрал народ и велел ему запастись пищей, чтобы чрез три дня перейти Иордан; он напомнил Рувиму, Гаду и полуплемени Манассии, обещание, данное ими Моисею, идти сражаться вместе с братьями, и услышал от всех единодушное слово, о повиновении, если только Господь будет с ним, подобно как с Моисеем. Тогда вождь Израиля послал двух соглядатаев в Иерихон, осмотреть незнакомую землю; достигла весть о том до Царя Иерихонского, и он потребовал их из дома Раавы, у которого остановились; но Раав укрыла пришельцев и уверила посланных, что они уже оставили город, а соглядатаям сказала: «знаю, что Господь предал вам землю сию, ибо страх напал на всех её обитателей, и мы слышали, как иссушил Бог пред лицом вашим море Чермное, и как поразили вы Царя Амморейского за Иорданом. Ужас объял нас, ибо один Господь ваш Бог на небе и на земле! – поклянитесь же Богом вашим, что окажете мне милость, подобно как и я вам её оказала, и пощадите дом мой и всех моих близких.» Соглядатаи поклялись спасти дом её, при разрушении города, и дали её багряную вервь, чтобы привязала на окно, в час приступа; тогда спустила их Раав в корзине, по городской стене, над которой стоял дом её, и велела укрываться три дня в горах, доколе не возвратятся посланные за ними в погоню; – так достигли они невредимо своего стана и возвестили вождю, о ужасе Хананейских племен. На утро поднялся весь стан и ополчился при Иордане: чрез три дня глашатаи объявили людям, чтобы шли за Левитами, когда поднимут они кивот завтра, но не дерзали бы приближаться к святыне. – Иисус велел очиститься народу, в ожидании чудес Божьих, ибо Господь сказал ему: «ныне начну возвышать тебя пред сынами Израилевыми, дабы познали, что Я с тобой, как некогда был с Моисеем.» Тогда велел жрецам вступить, с кивотом завета, в волны Иордана, наполнявшего берега свои от полноводия весеннего; но едва омочились ноги жрецов, внезапно стали воды, текущие свыше, огустев как стена, а воды, бывшие ниже, стекли к морю Мертвому, так что осушилось русло; священники остановились посреди реки, с кивотом, доколе народ по суху переходил Иордан.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010