В период XXIII Международных Рождественских образовательных чтений Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы посетил архимандрит Ириней (Стинберг), директор Института православной теологии имени Святых Кирилла и Афанасия в Сан-Франциско (США) Западно-Американской епархии РПЦЗ. По благословению настоятельницы Зачатьевской обители игумении Иулиании «Монастырский вестник» публикует беседу архимандрита Иринея с сестрами монастыря. Игумения Иулиания: По благословению Патриарха Вы, дорогой отец Ириней, приехали к нам на монашеский симпозиум, чтобы поделиться своими мыслями и мыслями святых отцов о Божественной литургии. «О Едином на потребу. Значение Божественной литургии в жизни монашеского братства» – так назывался Ваш доклад. Вся наша монашеская жизнь строится вокруг Божественной литургии. Мы живем от одной Литургии до другой, и сегодня Господь сподобил нас вместе помолиться. Мы очень рады, что Вы приехали к нам из далекой Америки, из Сан-Франциско, из храма Святителя Тихона Задонского, в котором служил и при котором жил святитель Иоанн Сан-Францисский. Святителя Иоанна почитают во всем мире, к Вам все время стекается народ… Мы были бы очень благодарны Вам, если бы Вы смогли приоткрыть нам какие-то моменты, связанные с жизнью и со служением владыки Иоанна. Архимандрит Ириней: Вначале я хочу сказать большое спасибо Вам, матушка, за приглашение в Россию, в монастырь. Когда мы приступили сегодня к Божественной литургии, кажется, я слышал ангелов, которые и сейчас поют здесь. Не забывайте, что каждый день не только Христос и Богородица, но и все Ангелы – с вами. Такова наша трудная, но радостная монашеская жизнь. Как сказала матушка, я действительно служу в храме Святителя Тихона Задонского. Именно в этом маленьком приходе жил и молился святитель Иоанн Сан-Францисский. В Сан-Франциско уже десять приходов и два больших собора, но этот приход самый-самый маленький. С виду это обычный маленький домик, только внутри в свое время все было переделано под церковь. Я думаю, что у нас единственная церковь в мире, где алтарь и Горнее место находятся там, где раньше был расположен старый камин. Именно в этом доме святитель Иоанн работал и молился каждый день.

http://pravoslavie.ru/77324.html

Завершилась работа международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи» 6 ноября 2018 г. 14:49 2 ноября 2018 года в конференц-зале гостиницы «Semeli» в столице Республики Кипр г. Никосии прошел второй, заключительный день работы международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи». В рамках секции «Светильники духа. Современные подвижники благочестия — хранители духа древних монашеских традиций» участники рассказали о живших в период новейшей истории Церкви старцах и старицах, благодаря которым в сложный исторический период для православных христиан Кипрской и Русской Церквей не прервалась монашеская традиция, кто стал примером для современных иноков. Координатором собрания в этот день выступила игумения Иулиания (Каледа) , заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы. В приветственном слове матушка Иулиания сказала, что это первый опыт проведения международного монашеского форума за пределами территории Русской Православной Церкви и поблагодарила организаторов конференции, особенно митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию за предоставленную возможность поделиться друг с другом опытом монашеского делания. Затем игумения Иулиания попросила митрополита Исаию сделать первый доклад. В своем выступлении «Игумен монастыря апостола Варнавы архимандрит Гавриил Сиокурос (1923-2013): святое лицо кипрского монашества» владыка Исаия отметил, что старец Гавриил был для него образцом. По мнению митрополита Исаии, старец Гавриил возобновил подвиг древних преподобных отцов, сочетавших в себе аскезу, миссионерство и дела милосердия. В последние дни своей жизни он был духовником в Киккском монастыре, где начинал свой иноческий путь глава Тамасосской митрополии, а до того как владыка принял монашеский постриг, руководил духовной жизнью его семьи. По словам владыки Исаии, старцу очень не нравилось, когда его рассматривали как замену Христу.

http://patriarchia.ru/db/text/5297566.ht...

Игумен Никон – афонский монах из Нового скита святого Василия Великого, ученик старца Ефрема Филофейского (Аризонского) недавно побывал в России. В московском Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре состоялась его беседа с игуменией Иулианией, сестрами и гостями обители. Разговор начался с темы исповедничества и мученичества. Послушание – это бескровное мученичество Церковь всегда и везде держится на молитве святых. Мы полюбили Россию по книгам Достоевского, и для нас Россия – это место святых. Промышленность, космические корабли есть и в других странах. Но таких святых мучеников у них нет. Когда я сказал Матушке и сестрам: продолжайте ваш героический труд, продолжайте быть героями, – я не преувеличивал. Понятия мученичества и послушания очень тесно связаны. Это хорошо показал Эль Греко в одной из своих картин. Испанский король Филипп II заказал ему огромное полотно «Мученичество святого Маврикия» 1 для собора Эскориала, но когда картина была готова, она королю не понравилась. Он, очевидно, ожидал увидеть в красках жестокую казнь святого. Вместо этого на первом плане святой Маврикий показан как бы беседующим с сыном и несколькими своими соратниками, и только где-то в глубине картины, вдали, изображены отдельные моменты казни и само шествие на казнь святого Маврикия и тех семидесяти воинов, которые были под его началом и вместе с ним приняли мученическую смерть за Христа. Не реалистические подробности страданий становятся главным в этом изображении, а то духовное состояние, с каким воины пошли на мучение – состояние решимости и совершенной покорности Божией воле. Эти люди на первом плане так спокойны, потому что они уже сделали выбор, и мир Небесной славы (который изображен в верхней части полотна) готов их принять. О телесном мученичестве мы знаем из многих исторических источников. Но душевное мученичество не менее значимо, оно будет так же награждено Богом. Поэтому Авраам – свят, и Исаак – свят: отец согласился принести в жертву сына, а сын согласился на заклание, и оба являются мучениками. Если это не совершилось внешне, то было пережито внутренне. Поэтому мученица – мать, которая переживает за своего ребенка. Мученица – игумения, переживающая за своих сестер. Мученицы – сестры, которые урезают свои желания из-за любви ко Господу. Послушание – это бескровное мученичество.

http://pravoslavie.ru/71800.html

Монахиня Георгия Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 23 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 58, 2010 (Лидия Владимировна Каледа; — †11.06.2010) 11 июня 2010 года на 89-м году жизни закончила свой земной путь насельница московского Зачатьевского ставропигиального женского монастыря монахиня Георгия (в миру — Лидия Владимировна Каледа), дочь священномученика Владимира Амбарцумова, вдова протоиерея Глеба Каледы. Монашеский постриг и мирная кончина увенчали земной путь, отмеченный скорбями, заботами и утратами, но исполненный радостью веры и молитвы, освящённый действием Божественного Промысла. Эта дорога была ясной и прямой; такой же прямой и самоотверженной была сама Матушка. Всю свою сознательную жизнь она знала, куда и зачем идёт, и поэтому старалась идти прямо, сокращая расстояние. Я называю её Матушкой, поскольку так называли Лидию Владимировну многие духовные чада приснопамятного протоиерея Глеба Каледы в течение последних двадцати лет. Для нас, молодых людей, пришедших в Церковь в начале девяностых, Матушка была одним из свидетелей веры, переживших испытания двадцатого века. В её коротких репликах и воспоминаниях нам открывались масштабы этой большой жизни, возникало ощущение чуда и благоговения перед непобедимой Божественной Любовью и несокрушённой человеческой верностью. Матушка жила Церковью. Ей довелось стать свидетелем гонений, закрытия и уничтожения храмов, пережить арест и гибель своего отца и многих близких людей. С 1972 года она вместе со своим мужем в течение 18 лет участвовала в тайных богослужениях в храме, устроенном в их московской квартире. Она увидела и славу Церкви — открытие и строительство новых храмов и монастырей, прославление святых новомучеников и исповедников, причисление к лику святых своего отца. Может быть, поэтому Матушка так любила чтение из паремии в Великую Субботу, где прославляется Бог, “коня и всадника” ввергший “в море” — разве она сама не была свидетелем подобного чуда? Матушка родилась 4 февраля 1922 года в Москве. Её отец — Владимир Амбарцумович Амбарцумов был руководителем Российского христианского студенческого движения (РСХД) и принадлежал в то время к движению Евангельских христиан баптистов. В 1926 году он переходит в Православие, а годом позже становится священником. Его супруга Валентина Георгиевна (Алексеева) скончалась в 1923 году, оставив мужу пятилетнего сына Евгения и годовалую дочь Лидию.

http://pravmir.ru/monahinya-georgiya/

Музейщики против Церкви: преодоление конфликта РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_78434.html 24 августа 2010 Виктор Малухин Музейщики против Церкви: преодоление конфликта Источник:  Newsinfo.ru В российских средствах массовой информации появилась информация о том, что в пространстве под собором в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в московском ставропигиальном (то есть находящемся в прямом ведении Патриарха) Зачатьевском монастыре, будет размещён постоянно действующий археологический музей. Новопостроенный монастырский собор станет уже четвертым по счету на этом месте с XIV века. Будущие посетители соборной крипты, отданной под церковно-археологическую экспозицию, смогут увидеть более тысячи исторических артефактов, относящихся к минувшим столетиям и обнаруженных в ходе раскопок внутри и вокруг древних храмовых фундаментов. Этому сообщению было суждено стать не только завершающим миротворческим аккордом в достаточно острой общественной дискуссии о судьбе православных ценностей, ныне возвращаемых Церкви государством, но и красноречивым жестом, демонстрирующим добрую волю Московского Патриархата в его конфликте с радикальной частью музейного сообщества. Напомним, что 16 июня сего года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу пакет законопроектов, которые должны быть рассмотрены в первом чтении на осенней сессии российского парламента, – " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " и " О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . Этими документами устанавливается порядок передачи имущества религиозного назначения в собственность либо безвозмездное пользование религиозныхорганизаций из федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности.

http://religare.ru/2_78434_1_21.html

поиск:   разделы   рассылка Виктор Малухин Музейщики против Церкви: преодоление конфликта Источник:  Newsinfo.ru В российских средствах массовой информации появилась информация о том, что в пространстве под собором в честь Рождества Пресвятой Богородицы, что в московском ставропигиальном (то есть находящемся в прямом ведении Патриарха) Зачатьевском монастыре, будет размещён постоянно действующий археологический музей. Новопостроенный монастырский собор станет уже четвертым по счету на этом месте с XIV века. Будущие посетители соборной крипты, отданной под церковно-археологическую экспозицию, смогут увидеть более тысячи исторических артефактов, относящихся к минувшим столетиям и обнаруженных в ходе раскопок внутри и вокруг древних храмовых фундаментов. Этому сообщению было суждено стать не только завершающим миротворческим аккордом в достаточно острой общественной дискуссии о судьбе православных ценностей, ныне возвращаемых Церкви государством, но и красноречивым жестом, демонстрирующим добрую волю Московского Патриархата в его конфликте с радикальной частью музейного сообщества. Напомним, что 16 июня сего года Правительство Российской Федерации внесло в Государственную думу пакет законопроектов, которые должны быть рассмотрены в первом чтении на осенней сессии российского парламента, – " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " и " О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием федерального закона " О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности " . Этими документами устанавливается порядок передачи имущества религиозного назначения в собственность либо безвозмездное пользование религиозныхорганизаций из федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации либо муниципальной собственности. И поскольку значительную часть имущества религиозного назначения составляют объекты культурного наследия и памятники истории, то документом предусматривается, что их передача будет осуществляться при соблюдении требований соответствующего законодательства.

http://religare.ru/2_78434.html

Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству возглавил собрание епархиальных ответственных за монастыри 25 января 2022 г. 13:29 24 января 2022 года Синодальный отдел по монастырям и монашеству  провел очередное собрание с участием епархиальных ответственных за монастыри. Собрание было организовано в формате видеоконференции. В Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре  г. Москвы на связи с участниками находились председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник  Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы   митрополит Каширский Феогност  и заместитель председателя СОММ, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа ) . Открывая собрание, митрополит Феогност передал участникам благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и пожелание плодотворной работы. Обращаясь к собравшимся, игумения Иулиания напомнила, что Синодальный отдел по монастырям и монашеству начиная с 2015 года ежегодно проводил подобные встречи, исключением стал лишь минувший год, отмеченный тяжелой эпидемической обстановкой. До начала пандемии епархиальные ответственные за работу с монастырями обычно встречались в конце года, чтобы обсудить итоги регионального этапа Рождественских чтений и подготовиться к Международным Рождественским образовательным чтениям. Матушка Иулиания предложила в подобном формате также провести и предстоящую встречу, напомнив, что в 2022 году чтения будут посвящены 350-летию со дня рождения Петра I. Предваряя работу монашеского направления форума, которое с 2013 года традиционно проходит под названием «Древние монашеские традиции в условиях современности», необходимо обсудить и назревшие вопросы монастырской жизни. С сообщением о круглом столе «Добродетели как средоточие монашеского подвига», прошедшем 14 декабря 2021 года в Екатеринбургской митрополии , выступил игумен Иероним (Миронов), наместник Николаевского Верхотурского мужского монастыря, благочинный монастырей Екатеринбургской епархии . Отец Иероним рассказал, что в форуме, состоявшемся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, приняли участие не только представители Екатеринбургской митрополии, но архипастыри, игумены, игумении, монашествующие 16 епархий и 31 монастыря, расположенных на территории Уральского федерального округа. Общее количество участников составило 389 человек. Приглашение поделиться своим видением того, каков может быть ответ монашествующих на вызовы современного мира, принял митрополит Лимассольский Афанасий ( Кипрская Православная Церковь ). Оргкомитет по подготовке и проведению круглого стола возглавил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений . Мероприятие проводилось в формате видеоконференции.

http://patriarchia.ru/db/text/5890385.ht...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Доклад архимандрита Дамаскина (Лебедя), преподавателя Киевской духовной академии, на XXVI Международных Рождественских образовательных чтениях. Направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» (Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь Москвы, 25–26 января 2018 года) Введение Преподобный Иоанн Лествичник , рассуждая о том, кто такой монах и что такое монашеская жизнь, писал, что «монах есть тот, кто, будучи облечен в вещественное и бренное тело, подражает жизни и состоянию бесплотных» 1 , он отвергает все естественное «для получения тех благ, которые превыше естества» 2 . Данный образ жизни, по замечанию святителя Феофана Затворника , имеет своим источником Самого Спасителя Господа Иисуса Христа 3 . Именно от Спасителя всё приняли святые апостолы, которые передали то своим ученикам, те – ранним подвижникам, а они – первым писателям иноческих уставов – преподобному Пахомию Великому , святителю Василию Великому , преподобным Иоанну Кассиану и Венедикту. Таким образом, «древность передала нам четыре иноческих устава, появившихся не в одно время и не в одних местах, но в совершенно одинаковом духе, и даже в одинаковых выражениях, и одинаковом очертании» 4 . Всё это следует отнести и к тем местам из этих уставов, где говорится о монашеских обетах. Но чтобы увидеть некоторые особенности обетов, причины и предпосылки их формирования, следует обращаться не только к самим уставам, но и к жизни их составителей. Монашеские обеты в уставе преподобного Пахомия Великого Если преподобный Антоний Великий был основателем анахоретского направления монашеской жизни, то преподобный Пахомий Великий был основателем киновийного. За свою небольшую жизнь (приблизительно 57 лет), преподобный Пахомий, глава Тавеннисиотов, основал девять мужских общежительных обителей и две женских и ввел в них свой устав со своими обетами. Изучающий жизнь преподобного «не может не заметить, что, хотя Тавеннисиотские порядки в главном очертились еще при жизни св. аввы, но многие подробности продолжали определяться и при ближайших преемниках его, Орсисии и Феодоре Освященном. Можно положить, наверное, что многие пункты и в устав внесены уже при сих преемниках» 5 . Потому, для полного понимания этого устава и изложенного в нем материала касательно обетов, следует взять во внимание обстоятельства жизни и этих великих авв, с их наставлениями ученикам.

http://azbyka.ru/monasheskie-obety-v-dre...

Руська Православна Церква сайт Московського новини Кирил прийняв митрополита Зарайського Костянтина Кирила з РФ К.А. Чуйченко Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського Кирил з головою Ради конгресу В.П.   14 2011 р. 16:30 Соммер: Наша молодь ознайомилася з життям на [Ihmepb " ю] Заступник голови Синодального РПЦЗ Соммер про недавню групи Церкви в (рос.) 13 2011 р. 19:23 — це духовна прикордонна застава... " ю (Доровських) [Ihmepb " ю] В " ю редактору «Журналу про церковне життя на Далекому Архангельський Холмогорський який керував Курильською в 2001-2010 рр. (рос.) 12 2011 р. 14:00 з почуттям предстояння перед Богом». з Московського Синодального хору Пузаковим [Ihmepb " ю] З 9 по 23 2011 року в Московського будинку музики проходить I Московський фестиваль музики. Про фестиваль, перспективи музики один форуму, заслужений артист Московського Синодального хору Пузаков. (рос.) 5 2011 р. 13:00 У [Ihmepb " ю] стала з перших, де в штат багатьох великих та Про новий етап життя в " ю «Церковному (рос.) 25 листопада 2010 р. 15:16 Интервью митрополита Волоколамского Илариона Эстонской общественной телерадиовещательной компании [Ihmepb " ю] Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью программе «Актуальная камера» Эстонской общественной телерадиовещательной компании. 24 листопада 2010 р. 17:00 Интервью настоятельницы Зачатьевского монастыря игумении Иулиании «Журналу Московской Патриархии» [Ihmepb " ю] Московскому Зачатьевскому ставропигиальному женскому монастырю исполнилось 650 лет. 25 ноября Святейший Патриарх Кирилл освятит вновь построенный собор Рождества Пресвятой Богородицы. О восстановлении обители, археологических раскопках и новом соборе ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» Сергею Чапнину рассказывает настоятельница монастыря игумения Иулиания (Каледа).

http://patriarchia.ru/ua/db/interview/23...

Текут времена и лета во мгновении ока, Солнце скоро шествует к западу с востока. Приидите людии в вере просвещении, Грядите во святый храм кротцы и смирении. Молитву прилежно к Богу воссылайте, На сие писание умильно взирайте. (Из эпитафии Стефана Яворского на гробнице св. Димитрия). Ростовский ставропигиальный первоклассный Спасо–Яковлевский Дмитриев монастырь находится в западном конце Ростова, на берегу озера Неро или Каово. Этот монастырь прежде носил название Зачатьевского по первоначальному деревянному храму, устроенному во имя зачатия св. Анны. Основание же монастырю положил св. Иаков, епископ Ростовский, в конце XIV века. Согласно указаниям летописей, св. Иаков был рукоположен во епископа Ростовского митрополитом Пименом около 1385 года, после епископа Матфея; между тем, местное рукописное сказание говорит, что он был епископом Ростовским после епископа Арсения, в миру Ростовского князя Семена Луговского-Гривы. До этого времени св. Иаков был игуменом маленького монастыря, находящегося в Ростовском уезде, где теперь погост Копыри 1 . Если верить этому сказанию, то спустя 2 ½ месяца после Мамаева побоища, а именно 20-го ноября 1380 г., близ села Деболь и Скнятинова, в древнем городке, обмываемом рекой Сарой 2 , при монастыре св. Марии, происходил съезд Ростовских князей, на котором обсуждались следствия Куликовской битвы, касавшиеся уделов, а вместе с тем происходил и выбор преемника оставившему епархию, Ростовскому епископу Арсению. По предложению Ростовского князя Федора Андреевича Щепина (или князя Андрея Федоровича) Ростовским епископом был избран настоятель обители Копырей св. Иаков. Во время управления своей паствой, св. Иаков много боролся с разными ересями; особенно же восставал он против иконоборства, проповедуемого неким Маркианином, который, благодаря энергии святителя, вскоре был изгнан из Ростова. Рукописные жития передают следующее обстоятельство из жизни св. Иаков, послужившее причиной основания Яковлевского монастыря. Одна из ростовских фрин успела почему-то своим поведением вооружить против себя Ростовского князя Александра Константиновича. Застигнутая однажды на месте преступления и осужденная на смерть, она припала к ногам святителя, умоляя спасти ее от казни. Св. Иаков, следуя примеру Иисуса Христа, велел бросить в нее первый камень тому, кто считал себя безгрешным.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/s...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010