2. Питие единого Духа выражет также ту мысль, что Дух проник в верующего совне, а не является чем-то природным или естественно свойственным человеческому существу; 3. Необходимость жизни в Духе сравнивается с постоянной потребностью организма в воде; 4. Единство верующих есть единство в одном Духе, обитающем в каждом из них; 5. Вместе с тем мы здесь видим яркую параллель с иоанновской традицией (Ин 4:13-14; 7:37-39, Откр 22:17), в которой Дух обозначается под образом воды живой. Дух сообщает верующему усыновление - ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии (Рим 8:14); а как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче! (Гал 4:6). Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! (Рим 8:15). Здесь “дух рабства” - риторическая формула, основанная на параллелизме “Духу усыновления” . В Рим 8:14 Дух снова действует в отношении ко Христу, совершая усыновление, которое естественно Христу, потенциальной реальностью в жизни верующих. Настоящее время в ст. 14 и 16 показывает, что смысл усыновления это прежде всего настоящая реальность, а не только упование о будущем (Рим 8:23) или воспоминание о прошедшем акте принятия (Рим 8:15) . Действием Духа Святого усыновление становится субъективной действительностью. В Рим 8:23 говорится, что мы имеем начаток Духа, начаток - первый плод, приносимый в жертву. В переносном смысле самое лучшее, самое первое, также начало, основа; имеет и непосредственное значение предварительного жертвоприношения (состоявшее в том, что сжигался пучок волос со лба животного). Начаток подразумевает усилия со стороны самого человека по преумножению данной благодати и принесению плода Духа, который состоит во всякой благости, праведности и истине (Еф 5:9, см. также Гал 5:22); так верующие соделываются соучастниками (metohoi) Духа Святого (Евр 6:4). Противопоставление “плоть-дух” встречается уже в Ветхом Завете: и египтяне - люди, а не Бог; и кони их - плоть, а не дух (Ис 31:3, см. также Зах 4:6), но ап. Павел развивает это дальше, противопоставляя как два взаимоисключающих способа бытия: " по Духу " и “по плоти”. Бытие “по Духу” проистекает из постоянного пребывания Духа: но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас (Рим 8:9).

http://pravoslavie.ru/1519.html

Таким образом, христианское общество, сохраняя в себе Духа Божия, Божественную благодать и имея внешнее устройство, должно сохранять чистоту истинной веры и правильное понимание Слова Божия; в этом обществе верующим должна подаваться благодать Божия для укрепления и поддержки их благочестивой жизни; это общество должно быть надлежащим и надежным руководителем своих членов в их религиозно-нравственной жизни. Но, чтобы христианское общество могло достигать этих целей, оно само должно быть недоступно для зла, оно должно быть гарантировано от воздействия на него сатаны. И Господь Иисус Христос создал это общество, назвав его Церковью. Он сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Так как «врата» по библейскому употреблению ( Быт.24:60 ; Суд.5:8 ) означают власть, могущество; а «ад» – представитель самой крепкой и злостной силы (Песн. Песн. 8:6 ), то Церковь , созданная Господом, по Его же словам, не уступит никакой разрушительной враждебной силе, будет стоять непоколебимо и непрерывно. Апостол Павел говорит, что « Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» ( 1Тим.3:5 ). «Столпом» на языке Священного Писания нередко называется башня, укрепленное место, крепость ( Иер.31:38 ; Зах.14:10 ; 2Пар.26:9 ; Пс.47:13 ; Ис.30:25 ), а «утверждением» называется прочное основание, надлежащий фундамент. Таким образом, по мысли апостола Павла, Церковь есть надежная защита и твердое основание для истины. Таким образом, Христианская Церковь есть Богом установленное, вполне соответствующее состоянию и потребности человеческой природы, совершенно необходимое средство спасения людей. Учение о Церкви излагается в 9-м члене Символа веры так: «(верую) в единую, святую, соборную и апостольскую Церковь ». Имя «Церкви» Христовой употребляется в разных, более или менее обширных смыслах. Самый обширный из них есть тот, по которому Церковью Христовою называется общество всех разумно-свободных существ, то есть ангелов и людей, верующих во Христа Спасителя и соединенных в Нем, как единой Главе своей. В таком смысле понимает слово Церковь апостол Павел, когда говорит, что Бог «положил в устроение полноты времени все небесное и земное соединить под Главою Христом, посадив Его одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, и господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:10, 20–23 ; ср. также Евр.12:22–23 ; Кол.1:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

К постановлениям и законам, о которых. говорится во всей книге Второзакония святые пророки и ветхозаветные праведники прибавили очень многое, но не были за это наказаны Богом. Так, напр., пророки Гад, Нафан и Давид ввели при богослужении в доме Господнем игру на цитрах и кимвалах ( 2Пар. 296 25); Соломон поставил в выстроенном им храме много такого, чего не было в скинии Моисея, напр., изображения пальм, гранатовых яблок, львов и волов ( 3Цар. 7:29, 36 и 42), и Господь освятил этот храм (гл. 9:1–3). Гораздо позже Моисея установлены некоторые посты и праздники (Есфирь 9:20–22. 24–28. Неем. 10:34 . Зах. 8:19 . 1Мак. 4:59 см. Ин. 10:22 и др.), о которых нет и помину в Моисеевом Законе. б) Здесь говорится не о св. Предании и даже не о всем Св. Писании, а только об одной книге Откровения св. Иоанна, ибо книг в Библии несколько десятков (см. заглавие ее: «Библии, или книги Св. Писания»«первая книга Моисеева»«вторая книга Моисеева» и т. д.), а здесь сказано об одной книге – об «Откровении», что не должно ни уменьшать, ни прибавлять новых пророчеств о конце видимого мира, кроме тех, какие записал в эту книгу св. Иоанн. Если же толковать это место по-сектантски, то выйдет, что сами сектанты не избегнут язв, написанных в Откровении, ибо они не только признают, кроме Откровения, и другие священные книги Библии , но имеют еще и свои ими выдуманные «псалмы», например «Гусли» имеют «катихизисы», в которых изложены правила их веры и проч. 8) Сектант: Никакого предания не нужно достаточно для веры и одного Писания, ибо Апостол пишет Тимофею: «Ты из детства знаешь священныя писания, которыя могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления в праведности» ( 2Тимоф. 3:15–16 ). Объяснения православного: Прежде всего нужно заменить, что Тимофей из детства мог знать одни лишь ветхозаветные писания, которых не достаточно для полного познания Христа и спасения. Затем, если св. Апостол говорит, что Писание полезно, то это еще не значит, что он признает Предания вредным. Так, если кто скажет, что хлеб человеку полезен, то это не будет значить, что он признает воду для человека вредной. Если бы Апостол признал Предание ненужным, то он прямо так и сказал бы. Но Апостол, напротив, сам требует, чтобы христиане держали предания так же, как и Писания: «стойте и держите Предания», учит он ( 2Фес. 2:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

И под небесным Престолом Господа следует понимать Его царствование в невидимом мире. В своем Послании к Колоссянам апостол Павел упоминает ангельские чины, между прочих – и престолы: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Кол. 1: 16). Престолы – это святые бесплотные духи, которые относятся к третьему по старшинству ангельскому чину. Согласно православной традиции, Господь Вседержитель «восседает на них как на троне или престоле» . Во фразе «на жребяти на земли носимый» показывается власть Иисуса Христа над земным миром и передается смысл Его намерений. Она отсылает всех православных христиан к словам пророка Захарии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9: 9). Поясняя эти слова пророка, блаженный Феодорит Кирский пишет: «Сие ясно истолковано самыми событиями; пришел предреченный пророком Царь, и Своею праведностью истребил грех, Своею кротостью сокрушил гордыню диавола» . Избрание Господом осленка для Своего входа в Иерусалим показывает всю сакральность Его земного служения. В Ветхом Завете ослы использовались в ходе обряда помазания на царство Во-первых, в Ветхом Завете ослы использовались в ходе обряда помазания на царство. Например, царь Давид приказал поданным посадить на мула своего сына Соломона для совершения этого священнодействия (см.: 3 Цар. 1: 32–40). Во-вторых, передвижение на осле было характерным для еврейских раввинов – учителей. В-третьих, евангелисты подчеркивают: на осла до Христа никто никогда не садился, что означает чистоту животного и возможность ритуального принесения его в жертву Богу (прообраз самой жертвы Христа). Таким образом, мирный характер вступления Иисуса Христа в Иерусалим понимался всеми присутствующими как вход истинного Царя, Учителя и Мессии в свой град . Осанна в вышних

http://pravoslavie.ru/145704.html

11 . Некоторые из них, созерцая Его во славе, видели славное Его положение одесную Отца, иные [видели] Его грядущего на облаках, как Сына Человеческого, и говоря о Нём: «Узрят Того, Кого пронзили» ( Зах.12:10 ), возвещали [второе] Его пришествие, о котором Он Сам говорит: «думаешь ли, что когда придёт Сын Человеческий, найдёт веру на земле?» ( Лк.18:8 ), о котором и Павел говорит: «ибо праведно пред Богом оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам оскорбляемым – отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба с ангелами силы Его и в пламенеющем огне» ( 2Сол.1:6–8 ). Другие, называя Его Судиею и день Господний как бы горящею печью, «Который собирает пшеницу в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым» ( Мф.3:12 ; Лк.3:17 ), угрожали неверующим, о которых и Сам Господь говорит: «Идите от Меня проклятые в огонь вечный, который Отец Мой приготовил диаволу и ангелам Его» ( Мф.25:41 ), и апостол также говорит: «Которые подвергнутся наказанию, вечной погибели от лица Господа и от славы силы Его, когда Он придёт прославиться во святых Своих и явиться дивным для верующих в Него» ( 2Сол.1:9–10 ). Некоторые говорят: «Ты прекраснее видом сынов человеческих», и: «Бог, Бог твой помазал Тебя елеем радости больше соучастников Твоих», и: «препояшь меч Твой по бедру Твоему, Сильный, красотою Твоею и добротой Твоею, иди вперёд и успевай, и царствуй ради истины, кротости и правды» ( Пс.44:3–5:8 ): сими и другими подобными изречениями о Нём они означали красоту и блеск Его царства и Его преславное возвышение над всеми, Им обладаемыми, дабы слышавшие пожелали обрестись там, делая угодное Богу. Некоторые говорят: «Он человек, и кто узнает Его?» ( Иер.17:9 ), и: «Я пришёл к пророчице, и она родила Сына, и имя Ему наречено – Чудный Советник, Бог сильный» ( Ис.8:3, 9:6, 7:14 ), и возвещая Его Эммануилом от Девы, они открывали соединение Слова Божия с Своим созданием, именно, что Слово будет плотью и Сын Божий Сыном Человеческим, – Чистый чисто открывая чистую утробу, возродившую людей в Бога, которую Он сам очистил, – и, сделавшись тем, что и мы, Он есть Бог сильный и имеет неизреченное рождение. Иные говорят: «Господь в Сионе говорил и дал голос Свой из Иерусалима» ( Ин.3:16 ), и: «Бог ведом в Иудее» ( Пс.75:2 ), и этим означали Его пришествие в Иудее. А говорившие: «Бог грядёт от юга и от тенистой и густо заросшей горы» ( Авв.3:3 ), возвещали Его пришествие от Вифлеема, – как я показал в предшествующей книге, – откуда и приходит Князь и Пастырь народа Отца Своего, и Те же, которые говорят, что в Его пришествие «хромой будет скакать как олень, и язык немых будет [говорить] ясно, и глаза слепых откроются, и уши глухих будут слышать» ( Ис.35:3, 5–6 ), и что «ослабленные руки и слабые колена укрепятся», и что «мёртвые, находящиеся во гробе, восстанут» ( Ис.26:19 ), и что Он «примет на Себя наши немощи и понесёт болезни» ( Ис.53:4 ), – возвещали бывшие от Него исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

б) наличием во гробе погребальных одежд; Сама по себе пустота гроба не была бы серьезным аргументом в пользу Воскресения, если бы во гробе не осталось погребальных одежд. Погребальные обряды иудеев были таковы, что снять погребальные одежды с тела умершего было практически невозможно. Вероятно, именно это обстоятельство заставило ап. Иоанна Богослова уверовать в действительность Воскресения (Ин. 20, 6-8). в) явлениями Воскресшего ученикам. В книгах Нового Завета описывается десять явлений Воскресшего ученикам. Кроме того, говорится о явлениях ученикам в течение сорока дней по Воскресении с целью научения их тайнам Царствия Божия (Деян. 1, 3). ГЛАВА VII О ШЕСТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ 1.1. Свидетельство Священного Писания о Вознесении Господа Вознесение Христово было предсказано в Ветхом Завете: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицем Иерусалима к востоку» (Зах. 14, 4). Об исполнении этого пророчества говорят евангелисты Марк и Лука: «…Господь, после беседования с ними, вознесся на небо» (Мк. 16, 19). «И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24, 51). «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1, 9). О событиях Вознесения, несомненно, знали и другие ученики: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин. 3, 13). «Он же есть и восшедший превыше всех небес» (Еф. 4, 10). 1.2. Значение события Вознесения в деле Искупления Вознесение, конечно, означает не телесное переселение Господа в какие-то сферы видимого неба, а возведение Спасителем человеческого естества в состояние непосредственной близости к Богу. В Священном Писании не уточняется, что именно есть то небо, в которое вошел Христос (Евр. 9, 24), но скорее под небом следует понимать состояние бытия, в котором жизнь всецело наполнена Богом (1 Кор. 15, 28), нежели некоторое конкретное место во Вселенной. Своим Вознесением Господь открывает путь на небеса всем уверовавшим в Него. Именно так учил о Вознесении Сам Господь:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2444...

– Служит ли: разумеются многоразличные служения в Церкви, и особенные и общие (ст. 10). По силе: по мере силы, не леностно, не зарывая талантов в землю, как приточный ленивый раб ( Мф. 25:24–30 ; см. прим.). Силы разумеются как духовные, так и телесные. Цель всех таковых и подобных нравственных действий верующих в отношении друг к другу (ст. 7–11) – та, чтобы во всем, что бы ни делали верующие, прославлялся Бог чрез Иисуса Христа: все блага свои верующие получили от Бога чрез Иисуса Христа; все должны они и отдавать Богу чрез Него же для прославления Бога ( Мф. 5:16 ; см. прим.).– Которому, то есть Иисусу Христу, слава и держава. Подобное славословие Сам Господь возносил Богу Отцу Своему ( Мф. 6:13 ; см. прим.). Апостол таковое славословие возносит Самому Господу Иисусу Христу, указывая тем, что Он есть Бог, равночестный Отцу Своему Небесному (ср. 1Пет. 5:11 ; 2Пет. 3:18 ). «К этому, говорит, убеждаю вас для того, чтобы Бог прославлялся во всех, будут ли то язычники или близкие ваши» (Феофилакт). 12 Возлюбленные! огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, 13 но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. 12–13. Возлюбленные (как и 1Пет. 2:11 : выражение сердечного сочувствия к читателям в виду того, о чем говорится далее), огненного искушения не чуждайтесь: то, что переведено словами – огненное искушение, у апостола выражается одним словом, означающим воспламенение, пожар. Нет оснований в связи речи понимать это слово в собственном значении; в переносном же смысле оно означает бедствия, скорби, невзгоды ( Апок. 18:9 ; 2Пет. 3:12 ; Зах. 13:9 ); эти бедствия и скорби, вероятно, – главным образом, многообразные преследования от язычников и неверующих иудеев, – и разумеются здесь под этим словом. – Для испытания: собственно – для искушения (ср. 1Пет. 1:7 ; Иак. 1:2 ), следовательно – не в наказание, не для погибели, а для усовершенствования в добродетели и для спасения вашего, вам посылаемого, то есть от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Весть Иоанна, обращенная к этим церквам, могла достигнуть не только жителей Малой Азии, но и других церквей, рассеянных по всему миру. Образ семи золотых светильников (12) вызывает ассоциации с семисвечником в святилище ( Исх. 25:31 ; Зах. 4:2 ); но здесь семь золотых светильников – это единый народ Божий, посреди которого стоит воскресший Господь. Таким образом, вся церковь представлена поместными церквами, конкретными общинами, каждая из которых находится в братском общении с Искупителем. Описание воскресшего Господа в ст. 13–16 созвучно с образами «Ветхого днями» в Дан. 7:9 и сильного «мужа» – ангела ( Дан. 10:5–6 ), которые призваны показать, что Господь владеет славой небес и обладает Божественной природой. Выражение подобного Сыну человеческому восходит непосредственно к Дан. 7:13 (а не к Евангелиям), где говорится, что «Ему дана власть, слава и царство» и Он, таким образом, представляет одновременно Бога и Его народ. Одежда, в которую Он облачен, – подир, опоясанный золотым поясом, – характерна для первосвященника (такую одежду носили израильские первосвященники; Исх. 28:4 ), хотя подобного рода облачение носили и высокопоставленные чины. Фраза глава Его и волосы белы, как белая волна вызывает прямую ассоциацию с описанием Бога в Дан. 7:9 . Применение к Христу атрибутов Бога – характерная особенность книги Откровение. Очи Его – как пламень огненный – прямая реминисценция, указывающая на фразу «очи Его как горящие светильники» в Дан. 10:6 и трогающая до глубины сердца, будучи проникновенным эпитетом Того, Кто судит мир. Голос Его – как шум вод многих – именно так сказано в Иез. 43:2 о вызывающем благоговейный ужас голосе Бога. Острый с обеих сторон меч, выходящий из Его уст, иллюстрирует, что Господь исполняет роль Судьи всего человечества, слово Которого обладает неодолимой силой. Таков Господь, Который держит в Своей правой руке семь звезд, то есть церквей; Он имеет власть не только судить зло, но и поддержать Свой народ (ср.: ст. 20). Чувства, которые испытал Иоанн, узрев в видении Господа во славе, подобны чувствам тех, кто пережил подобный опыт (ср.: Ис. 6:5 ; Иез. 2:1 ; Дан. 7:28 ). Я есмь Первый и Последний, и живой – раскрытие формулы «Альфа и Омега» в ст. 8 (ср. также: Ис. 44:6; 48:12 ), но применяется к Христу в свете Его смерти и воскресения. «Первый и Последний» воплощается, и умирает, и воскресает, и как живой Бог имеет власть над смертью и «адом», открывая двери вечного царства для всего человечества.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Подошедши к нему, она рассматривала великолепие зданий и расположение оного, и с благовейным дерзновением сказала своему наставнику: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк.13:1)    АНГЕЛ. Ты благовременно обратила свое внимание на этот святой храм, который напоминает об устроении в душе Богу невидимого храма. Ибо ношением креста совершается и то, что душа человеческая, как некое святое селение, освящается для престола Божия.    Удивляясь этому, Ставрофила воззвала: «я ли в себе и из себя возмогу создать храм Богу? Какая эта тайна?»    АНГЕЛ. Ты сама пребываешь в прекрасной храмине, сооруженной для тебя Богом. Это я говорю о плоти твоей, которая так привольно и стройно сотворена и украшена, чтобы душа твоя в ней пребывала с отрадой и утешениями. Но и для тела твоего Бог сотворил обширнейший и великолепный храм, сей видимый мир, в котором ты живешь. Итак если Бог Сам сотворил для тебя такое обширное вместилище для временного твоего пребывания, то справедливо ли будет, если ты откажешься быть храмом для Вечного Бога? И потому, не давай сна «сна очам моим и веждам моим — дремания, доколе не найду места Господу, жилища — Сильному Иакова» (Пс.131:4, 5).    СТАВРОФИЛА. Но где же находится достойное место для сего созидания, и кто может быть строителем его? Ибо «Всевышний не в рукотворенных храмах живет» (Деян.7:48). Какой созижду храм Тому, Который глаголет: «Не наполняю ли Я небо и землю?» (Иерем. 23:24).    АНГЕЛ. А разве ты не читала, что Господь сказал в Евангелии о том, кто соблюдает заповеди Его? — «(Я и Отец Мой) придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоан. 14:23). Итак, тебе известно, где должно устроить храм Богу. Бог нигде не вмещается, как только в душе, возданной по образу Его. И потому потщись украсите чертог души твоей, «ибо Господь благоволит к тебе, и земля твоя сочетается» (Ис.62:4). «Ликуй от радости, дщерь Сиона» (Зах. 9:9), воцарится в тебе Господе твой.    АНГЕЛ. Веруешь ли, Ставрофила, Писанию? — Знаю, что веруешь. Что же значит сказанное: «вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас» и: «храм Божий свят; а этот храм — вы» (1Кор.3:16—17)? Это значит, что храм Божий, который всякий должен созидать, не есть здание из камней и брения, а сам человек, носящий в себе образ Божий.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

8.1. Вернемся, однако, к нашей теме. Валаам докучает Богу, и тот, к которому пришел Бог , добивается у Него позволения пойти и проклясть сынов Израилевых и призвать демонов. Он седлает ослицу свою (ср. Чис.22:21 ), но его встречает ангел, охраняющий Израиля, о котором, как написано, Господь говорит Моисею: «Ангел Мой пойдет пред тобою» ( Исх.32:34 ). Итак, упорствующему позволено идти, но на пути его ослица сокрушает его; чародей видит демонов, но не видит ангела; а ослица видит (ср. Чис.22:23 ). Не то чтобы ослица достойна видеть ангела, ибо она недостойна, но чтобы сдержать Валаама, как сказано в другом месте Писания, «бессловесная ослица, проговорив человеческим голосом, остановила безумие пророка» ( 2Пет.2:16 ). 8.2. Много уже было сказано об историческом повествовании, и поэтому в заключение скажем немного и об иносказании. Если увидишь, что противная сила воюет против людей Божиих, то поймешь, кто есть сидящий на ослице; а если размыслишь, как демоны склоняют людей ко злу, то уразумеешь, что это за ослица. Ибо так и в Евангелии ты поймешь, что Иисус посылает учеников за ослицей привязанной и молодым ослом с нею, и они отвязывают и приводят ослицу, чтобы Он сел поверх нее (ср. Мф.21:2 и далее). И, возможно, эта ослица, то есть Церковь , прежде несла Валаама, теперь же – Христа, ибо она отвязана учениками и освобождена из сковывавших ее цепей. Таким образом, Сын Божий восседает на ней и вместе с ней входит в небесный Иерусалим (ср. Евр.12:22 ), и так исполняется сказанное в Писании: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на подъяремном животном и на молодом осле» ( Зах.9:9 ). Подъяремным животным, то есть ослицею, пророк, без сомнения, называет уверовавших из иудеев, а молодым ослом – тех язычников, кто уверовал (ср. Деян.21:25 ) во Христа Иисуса Господа нашего, «Которому слава и держава во веки веков. Аминь» ( 1Пет.4:11 ). Гомилия XIV. Еще о Валааме 1.1. Еще много остается нам объяснить из чтения о Валааме и его ослице; но так как длительность проповеди , которую читают в церкви для наставления слушающих, ограничена, то нам не хватит времени истолковать слова Писания так, чтобы ничего не осталось нерассмотренным, и все подробно объяснить, ибо такой подход скорее свойственен письменному толкованию. Поэтому мы снова обратимся к тому, что заслуживает изучения, и, размышляя о том, что мы можем истолковать, попытаемся разобрать его и вынести на широкое обсуждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010