Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14     Сведения о жизни и деятельности пророка Захарии. Имени пророка Захарии были усвояемы различные значения; по мнению большинства новейших исследователей, имя Zekharjah обозначает: «(тот, о ком) помнит Иегова» (Keif, F. В. Meyer, Bredeukamp, Smith Farrar и др.). – Захария дважды называет по именам своих предков: было слово Господне к Захарии, сыну Варахиину, сыну Аддову ( Зах. 1:1, 7 ). Соответственно другим генеалогическим указаниям, встречающимся в книгах Свящ. Писания, можно полагать, что отец пророка именовался Варахиа, а дед – Аддо. Но ввиду того, что евр. ben употребляется для обозначения не только сына, но и вообще потомка, нельзя решительно утверждать, что пророк Захария приводит имена своих ближайших предков. Оттого мы не встречаем у св. Отцов, толковавших книгу Захарии, согласия в понимании приведенного указания на родопроисхождение пророка. По толкованию св. Кирилла Александрийского Захария родился «от отца своего Варахии по плоти», но он вместе с тем и сын Аддо – пророка по духу и «был воспитан, как надо думать, в нравах этого последнего и сделался подражателем таковых же подвигов добродетели» (Творения Св. Кирилла Алекс., Ч. XI. Сергиев Посад, 1893. С. 2). Преосв. Палладий, упомянув об этом мнении св. Отца, заметил что «достоверно неизвестно воспитывал ли Аддо Захарию» (Палладий, еп. Сарапульский, Толкование на книги св. пророков Захарии и Малахии. Вятка, 1876. С. 1, пр. 2). К мнению св. Кирилла близко подходит объяснение одного из позднейших исследователей, который указывает на возможность левирата, по которому мать пророка, после смерти ее мужа Варахии, от его брата Аддо (Иддо) родила Захарию: только при таком понимании, Аддо – отец Захарии по плоти, а Варахия – по закону (Dr. L Bertholdt, Historischkritische Einleitung... Schriften des alien und neuen Testamente. 4 – ter Theil, Erlangen, 1814. S. 1698). Блаж. Иероним отождествляет Аддо книги Захарии с упоминаемым в 2Пар.12:15 и 2Пар.13:22 ; а этого последнего считает тем человеком Божиим, о котором повествует в 3Цар.13:1–6 (Творен.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 2 3 4 5 6 7 8 9     Введение Краткое сведение о св. пророке Амосе, время его пророческого служения, содержание книги. За восемь веков до рождения Христа Спасителя в Иудее, в городе Фекоа 1 , жил человек по имени Амос. До призвания своего к пророческому служению св. Амос был простым, обыкновенным пастухом. Сам он так говорил о себе идольскому жрецу города Вефиля: „я не пророк и не сын пророческий; но я пастух и возделывал сикоморы 2 . Но, Иегова взял меня от стада овец, и сказал мне Иегова: „поди, пророчествуй народу моему Израилю“. ( Ам.7:14 ). И так, св. Амос 3 был пастухом и возделывателем сикоморов, которые со стадами доставляли нужное пропитание, а избрание его самим Господом на дело пророчества само собою говорит, что св. Амос был вполне достоин сего высокого призвания, был чтитель Иеговы и святого закона Его, человек был святой и Богобоязненный. Тихо, в мирных занятиях, протекала жизнь св. пророка Амоса, как вдруг он услышал глас с неба от Господа: иди и прорцы на люди Моя Израиля ( Ам.7:15 ). Это было, говорит св. Амос, прежде двою лет труса. За неимением исторических сведений, неизвестно, в каком именно году было землетрясение; но можно думать, что это землетрясение было то самое, о котором говорит св. прор. Захария: «и побежите вы, говорит он о поражении Иудеев врагами, так, как бежали вы от землетрясения во дни Озии царя Иудина». ( Зах. 14:5 ). Св. пр. Амос говорит, что он пророчествовал в царствование Иудейского царя Озии и Израильского Иеровоама, сына Иоасова. т. е. Иеровоама 2-го. Но Иудейский царь Озия вступил на престол уже в 27 год царствования Иеровоама 2-го 4 ; потому с вероятностью можно полагать, что к пророческому служению св. Амос был призван в начале царствования Озии, и в конце царствования Иеровоама второго. Блаж. Феодорит опровергая мнение тех, которые думали, что землетрясение, упоминаемое свят. пр. Амосом, было по кончине Иудейского царя Озии, говорит: „самое время делает явным, что предречения бож. Амоса изречены в начале царствования Озии; потому что дарование пророчества Амос принял, по сказанному им еще при жизни и в царствование Иеровоама“, т.е., значит, в конце сего царствования. Сей же бл. учитель уверяет, что св. пр. „Амос жил в одно время с чудными оными Осиею и Иоилем“, а по свидетельству св. Василия Вел. „при царе Озии пророчествовали Исаия, Осия и Амос“.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Толкование Надписание книги пр. Иоиля (1. 1.) Книга пр. Иоиля начинается надписанием: „Слово Господне, еже бысть ко сыну Вауилеву“ (с евр.: „слово Господне, которое было к Иоилю, сыну Петуэля“). Отрицать происхождение этой надписи от самого пророка нет никаких оснований; напротив, ее простота и краткость ясно указывают на ее достоверность и подлинность. Слово Господне: Иоиль смотрит на свое пророчество как на Божественное ему откровение; так должен был смотреть и народ, к которому было обращено это пророчество. Оно не было поэтическим творением самого Иоиля, но было вдохновлено в него Духом Божиим, было „словом Иеговы“; пророк являлся только провозвестником воли Божественной и истолкователем ее. Слово, евр. здесь употреблено в смысле „слово Божественного Откровения“, бывшего пр. Иоилю. Так, употребляется и в других местах Библии , как в соединении со словом ( 1Пар.28:8 ; Иер.1:4, 11, 2:1, 13:8 ; Иез.3:16, 6:1, 7:1, 11:14 ; Ос.1:1 ; Ион.1:1 ; Мих.1:1 ; Соф.1:1 ; Агг.1:1 ; Зах.1:9, 10 ; Мал.1:1 ), так и без такого соединения ( Иов.4:12 ; Ам.1:1 и др.). Еже бысть ко . Имя „Иоиль“ понимают различно. Одни думают, что оно означает „крепость Господня“ 38 , т. е. сложено из и , сила. Но это едва ли верно, потому что, хотя и означает „сила“, но в именах собственных, обыкновенно, имеет значение „Бог“, напр., , „богоборец“ ( Быт.32:29 ); , „услышанный Богом“ ( 1Цар.1:20 ); „кто, как Бог“ ( Дан.10:13 ) и пр. Иные дают слову значение: αϑαρετος σχς „добровольная сила“ 39 ; но и это несправедливо, потому что непонятно, как в слове может соответствовать греческому αϑαρερος. Неудачно также объясняют как Κυρου γαπητς (см. Вюнше. S. 68), так как греческое γαπητς ничему не может соответствовать в еврейском . Бл. Иероним (р. 77) говорит: „Иоиль у нас означает „incipiens“ или „est Deus“; т. е. слово он или считает происходящим от imperf. jussiv., формы гиф. глагола – , , что и будет означать „да начнет“ 40 ; или принимает это слово за сложенное из и , „Иегова-Бог“. Из этих двух объяснений Иеронима должно отдать предпочтение последнему, потому что вероятнее, что часто встречающееся в Библии и, следовательно, любимое древними евреями имя было сложено из двух имен Божиих, нежели имело неясное значение – „начинающий“.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

60. Библейские тексты о падших ангелах Глава падших ангелов – диавол, или сатана: а) согрешив пред Богом, свержен с неба с соучастниками своими: «сначала диавол согрешил» ( 1Ин. 3:8 ). (Господь) сказал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» ( Лк. 10:18 ). – «Низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» ( Апок. 12:9 ); б) есть начальник мира (греховного): «ныне князь мира сего изгнан будет вон» ( Ин. 12:31 ). «Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего» ( Ин. 14:30 ). «Князь мира сего осужден» ( Ин. 16:11 ); в) владеет царством смерти: «как дети причастны плоти и крови, то и Господь также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола ( Евр. 2:14 ); г) есть виновник нашего падения и искушения ( Быт. 3:1–6 ). «Боюсь, чтобы, как змей хитростью своею прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» ( 2Кор. 11:3 ). – «Кто делает грех , тот от диавола» ( 1Ин. 3:8 ). – «Я... послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель» ( 1Сол. 3:5 ): д) противится делу Божию: " показал Ангел Захарии Иисуса, великого иерея, стоящего пред Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему» ( Зах. 3:1 ). – «Мы, я Павел (и Силуан и Тимофей) и раз и два хотели придти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» ( 1Сол. 2:18 ). «Произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них " ( Апок. 12:7 ); е) препятствует Евангелию и похищает слово Божие из сердца: «у неверующих... бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа» ( 2Кор. 4:4 ) – «Ко всякому, слушающему слово о Царствии и неразумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его» ( Мф. 13:19 ). – " Посеянное при дороге означает тех, в которых сеется слово, но к которым, когда услышат, тотчас приходит сатана и похищает слово, посеянное в сердцах их» ( Мк. 4:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 1 1–2. Посольство пророка Ионы в Ниневию, 3. его попытка уклониться от этого посольства и 4–16. Наказание Божие за это. Ион.1:1 .  И было слово Го­с­по­дне к Ионе, сыну Амафиину: «И было» (vajehij) – так начинаются многие книги В. Зав. ( Нав 1.1 ; Руфь 1.1 ; Суд. 1.1 ; 1Цар 1.1 и др.) и на основании такого начала неправильно делают предположение, будто книга пророка Ионы представляет собою не цельное произведение, а отрывок. «Слово Господне» – обычное обозначение в Библии божественного откровения, сообщаемого именно пророкам ( Ис. 2:1, 51:16 ; Иер. 1:1, 2:1, 7:1, 13:3 ; Ос 1.1 ; Соф. 1.1 ; Мих 1.1 ; Агг 1.3 ; Зах. 1:9 , 7и др.). Что касается формы этого откровения, то на нее в данном случае нет никаких указаний. По аналогии с другими местами Библии, в которых употребляется это выражение, можно представлять это слово простым внутренним влечением, которое человек сознает не как свое собственное, а как приходящее к нему извне, от высшей силы, именно от Бога. Если, таким образом, бывшее пророку Ионе откровение не сопровождалось никакими чрезвычайными знамениями, а происходило всецело внутри его, то станет удобопонятным, каким образом пророк решился ослушаться «слова Господня». «К Ионе, сыну Амитая» (слав. Амафии). Имя пророка – «Иона» (от глагола janah в страдат. значении – быть угнетаемым) по объяснению блаженного Иеронима означает существо угнетенное, стенящее, а затем стонущего голубя. Сыном Амитая он, несомненно, называется по отцу, а не в нарицательном смысле – «сын истины» (amitai с евр. знач. истина), как это объясняется раввинами (Д. Кимхи, И. Абарбаналем), чтобы подтвердить иудейское предание, отождествляющее Иону с сыном Сарептской вдовы, воскрешенным пророком Илией ( 3Цар 17.17–23 ). Ион.1:2 .  встань, иди в Ниневию, город великий, и про­поведуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня. «Встань, иди в Ниневию…». Посольство еврейского пророка с проповедью в языческую Ниневию многим кажется событием беспримерным в истории еврейского профетизма, противоречащим самому назначению пророческого служения, учрежденного для охранения истинной религиозной жизни в одном еврейском народе, а потому даже невероятным. Нельзя отрицать, конечно, что ближайшая задача ветхозаветных пророков состояла в том, чтобы «быть стражами дома Израилева» ( Иез 3.17 ), но в соответствии с тем, что еврейский народ имел мировое назначение, и пророческое служение должно было осуществлять не национальные только, а и универсальные задачи. И мы можем указать не мало примеров того, что слово пророческое было обращено прямо к языческим народам и призывало их к исправлению и участию в спасении. ( Ис. 13:1–24:1 ; Иер. 46:1–51:1 ; Иез. 25:1–32:1 ). Если так, то в посольстве Ионы в Ниневию нет ничего странного, когда другие пророки пророчествовали об Египте, Едоме, Моаве, Сирии, Вавилоне и даже о той же самой Ниневии ( Наум. 1:1–3:1 ; Соф.2:13–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

прот. Иоанн Козлов Греческая церковь – православна а) «О правдивой единости» Зах. Копист., л. 6 об.: «Все народы под небом живущии тогда то ведают, иже греки правоверныи христиане, и иные все народы... были и суть в правдивой и во святой единости веры, единой святой соборной апостольской церкви, яко то аравляне, сиряне, египтяне, асиане, греки премудрейшии... и премногий род великой и малой России... а той же яко от Иисуса Хряста избавителя нашего и от святых его апостолов приняли веру и однаково за вся верили и веруют, кождых отмен и новин не вносят и не припущаючи... выклад (изложение) вер и догмата святых отец неотменне держат... соборов святых (вселенских) уставы и хвалы... и до порядков церковных належащии целе и верне сохраняют». – л. 17 об., гл. 5: «Святая Божия соборная ап. церковь речь правдивая же восточную разумети имеем, которая и по сей день держит веру и уставы, того шестого собору, яко то суть греки и россы и прочие с ними». – л. 20, об. и 21: «иже на тех святых местах такая же вера суть, какую греки и мы россы познаваем». – гл. 10, л. 30 об . (о том же). – гл. 37. л. 110: «Святую кафолпческую и апост. церковь святой Афанасий называет ту, в которой он сам жил, начал и патриархом был, а та есть на востоку и такою есть и доныне находится столица его александрийская». – гл. 4. л. 9: « Церковь тож наша восточна правдиве есть та, которая в символион веры есть описанная, и мы греки и россы и ины с нами посполу (вкупе) бываючи народы есте мы в той церкви». – гл. 40. л. 127 об. – 128: «Нельзя тако отступити нам, так велии важными свидетельствы освидетельствующей веры и нельзя отступити богословов наших грецких... яко святый Дионисий Ареопагита , Афанасия патр. Александрийскаго, Василия Великаго ... Иоанна Хрисостома, Кириллов Александрийскаго и Иерусалимскаго... в конце и всех соборов икуменицких (вселенских) и поместных, на которых всех веру познаваемо, так ныне грекове и россове познавают... нельзя и неподобно нам отступити... изычмо (желая) себе в церкви святой иерусалимской жити и умирати зычимо (желать) и прагнемо (любить) с христианы грецкими и верити, и со оными живота вечнаго доступити».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Геннадий Фаст Видение нового Иерусалима " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 5  голосов:  4.8 из  5) “И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет” ( Апок.21:1 ). Здесь святой Иоанн Богослов указывает не на уничтожение твари, но на обновление ее к лучшему, как говорит апостол: “сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих” ( Рим.8:21 ). И божественный псалмопевец говорит: “как одежду. Ты переменишь их и изменятся” ( Пс.101:27 ). Ибо обновление обветшавшего означает не уничтожение сущности, но освобождение от ветхости и морщин. …Нужно заметить, что о небе и земле сказано: “миновали” вместо “изменились”, как мы изменимся, как бы за некоторого рода смерть почел он изменение прежнего состояния и перемену к лучшему. О море же сказал: “и моря уже нет”. Ибо какая нужда в море, когда не будет у людей нужды плавать по нему или перевозить по нему в отдаленные места произведения земли? К тому же если море означает бурную и волнующуюся жизнь — и тогда не будет в нем нужды. Ибо во святых не останется тогда никакого возмущения или страха. Подтверждает же это мнение и Василий Великий , объясняя изречение Исаии: “Который бездне говорит: “иссохни!” и реки твои Я иссушу” ( Ис.44:27 ). “И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего” ( Апок.21:2 ). Он видел Святой Иерусалим новым; новизна — знак изменения к большей светлости, которую получит вышний Иерусалим, от высших бесплотных Сил нисходящий к людям, поскольку общая глава обоих есть Христос Бог наш. Самый же город составляется из святых, о которых написано: “подобно камням в венце, они воссияют на земле Его” ( Зах.9:16 ), имея краеугольным камнем Христа. Называется он городом как обитель Царственной Троицы, ибо в нем обитает и ходит Она, по обетованию ( 1 Кор.6:16 ). Невестой же называется как прилепляющийся Владыке и соединяемый с Ним высшим и нерасторжимым соединением. Украшенной же именуется как внутри себя имеющая, по Псалмопевцу ( Пс.44:10 ), славу и красоту в разнообразии добродетелей.

http://azbyka.ru/apokalipsis/protoierej-...

Скачать epub pdf Май Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Захарию [Зах.11:9–12:4]/Пер. П.И. Казанского; под ред. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1898. Т. 2. 5. С. 161–176 (1-я пагин.). (Продолжение.) —161— ста, в этом удостоверит написанное: не оскудеет князь от Иуды, и вождь от чресл его, дóндеже приидут отложеная ему: и той чаяние языков ( Быт.49:10 ). Следовательно: если пришло, наконец, и родилось чаяние языков, то есть Христос, то необходимо оскудел князь от Иуды и вождь от чресл его. Итак, три пастыря, как говорил я, суть священники и судьи и законоучителя, кои и остались при своей власти, то есть при должности и месте, и до времен пришествия (Христова). Они погибают, и весьма справедливо, в один месяц. Так как они убили Начальника жизни, то посему и истребляются, и как бы в один месяц, в который понес за нас заклание Еммануил. Правда, и после крестной смерти Спасителя оставались еще управляющие Израилем, пока Вседержитель Бог долготерпел, сострадал к ним и призывал к покаянию; однако, что касается данного о сем определения Божия, то мы утверждаем, что они погибли в то именно время, когда, как я сказал, предали крестной смерти Спасителя и Искупителя всех. Итак, они погибли в один месяц. В этих словах – о судьбе пастырей. К самим же пасомым относится определение: не имам пасти вас и: если решатся снедать и угрызать друг друга; 835 ибо без всякой пощады и сами снедали друг друга, и желающим похищать были отданы, как самая легкая добыча. Сказал также, и весьма справедливо, о трех пастырях, погибших в один месяц, что отягчает душа моя на ня, то есть пошлю на них тяжкое наказание, – и что души их рыкаху на мя, ибо ничем не отличаясь от диких —162— зверей, они постоянно преследовали Христа и, наконец, привели к Пилату, говоря: возми, возми, распни Его. Напоминает об этом и устами Иеремии, говоря: оставил дом мой, оставих достояние мое, дал возлюбленную душу мою в руки врагов ея. Бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве, даде противу мене глас свой: сего ради возненавидел е ( Иер.12:7–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Часть вторая. Пророческие речи св. Захарии о временах благодатного царства Мессии Речь первая а) Предсказания о великих государственных переворотах, имеющих в видах, приготовления людей к достойному вступлению в духовное царство Мессии, совершиться в мир перед Его пришествием на землю (Гл. 9) Тяготеет 166 слово Иеговы над землею Хадрах 167 , и Дамаск есть покой его 168 ; ибо око Иеговы на человеков и на все колена Израиля ( Зах. 9:1 ). Настает время, когда дары благости Божией одинаково будут ниспосылаться на все человечество, так же, как и на израильтян. Господь предвозвещает через пророка об этом времени с тем, конечно, чтобы и язычники могли потом узнать его и, если вожделенно для них это время, приготовиться к нему, очистившись от мерзостей идолослужения 169 . Но нелегко бывает человеку расставаться с тем, с чем он давно сроднился. А потому, это блаженное время водворения царства Божия на земле будет бременем для земли Хадраха, – будет ли это бремя состоять в тягости, какой, первоначально, будет казаться закоренелым язычникам закон Божий, или же в лишении благодати Божией, отвергающихся ее, – пока, наконец, самый Дамаск, столица земли, войдет в состав царства Божия 170 . Распрострется это бремя и на Емаф, город смежный, и на Тир с Сидоном, потому что он очень умудрился; Тир обстроил себя крепостями, и набрал серебра, как песку, и золота, как грязи на улицах (ст. 2–3). Емаф 171 , и, в особенности, Тир с Сидоном 172 , как города, при своей изобретательности чрезвычайно богатые 173 , слишком самонадеянны для того, чтобы смиренно покориться водительству промысла Божия. В частности, Тир, как более других богатый и чрезвычайно укрепленный город, более других был и самонадеян 174 . Но вот, Господь сделает его, наравне с другими богатыми и, потому, самонадеянными городами, нищим, укрепления его повергнет в море, и сам он будет пожран огнем (ст. 4), чтобы почувствовал, наконец, слабость силы человеческой, не вспомоществуемой Богом 175 , и тем, послужил уроком для других самонадеянных городов 176 . В особенности, говорит пророк, увидит Аскалон и ужаснется; и Газа, и сильно вострепещет, и Екрон, потому что посрамилась надежда его 177 : города эти, находясь в союзе с богатым и, по-видимому, непреоборимым Тиром, и себя считали безопасными от всякого внешнего врага 178 . Но вот, падет опора филистимских городов, и они уже не в состоянии будут защищаться одной собственной силой, – они падут: и не будет царя в Газе, и Аскалот будет необитаем. – Чужестранцы поселятся в Азоте; и гордость филистимлян разрушу (ст. 5–6), говорит Господь 179 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Obrazcov...

Глава 14 1–5. Последнее нападение язычников на Иерусалим, явление Господа и дарование оставшимся после разгрома города чудесного средства спасения. 6–11. Изменение порядка мировой жизни и воцарение Господа над всею землею; значение Иерусалима, как центрального, возвышающего над всею окрестностью пункта. 12–19. Окончательное поражение народов, воевавших против Иерусалима; обращение язычников и наказание коснеющих в неверии. 20–21. Наступление времени всеобщего освящения. Зах.14:1   Вот наступает день Го­с­по­день, и раз­делят награблен­ное у тебя среди тебя. Зах.14:2   И соберу все народы на войну про­тив Иерусалима, и взят будет город, и раз­граблены будут домы, и обесчещены будут жены, и по­ловина города пойдет в плен; но остальной народ не будет истреблен из города. В гл. XIV, в первых стихах, подробнее развиваются мысли Зах.14:7–9 предыдущей главы. Наступит день для обнаружения могущества и Правосудия Божия и для окончательного испытания оставшейся третьей части иудеев, когда Иерусалим сделается добычею врагов на глазах побежденных распоряжающихся их собственностью. Все народы соберутся на войну против Иерусалима; взятый город будет разграблен, женщины будут обесчещены, и целая половина населения пойдет в плен; однако, истребление не будет всеобщим и окончательным: часть жителей Иерусалима уцелеет. Зах.14:3   Тогда выступит Го­с­по­дь и ополчит­ся про­тив этих народов, как ополчил­ся в день брани. Зах.14:4   И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая перед­ лицем Иерусалима к востоку; и раз­дво­ит­ся гора Елеонская от востока к западу весьма большою долиною, и по­ловина горы отойдет к северу, а по­ловина ее – к югу. Зах.14:5   И вы по­бежите в долину гор Мо­их, ибо долина гор будет про­стираться до Асила; и вы по­бежите, как бежали от землетрясе­ния во дни Озии, царя Иудейского; и при­дет Го­с­по­дь Бог мой и все святые с Ним. Тогда Господь, защитник Своего народа, выступит против его врагов и сразится с ними Сам, как Он делал это неоднократно, чудесным образом поражая восстающих на Израиля. Кроме того, жителям Иерусалима будет дана возможность спасения посредством бегства. Господь станет на Горе Елеонской, расположенной на востоке от Иерусалима; гора раздвоится (по Феодориту с. 122 гора разделится на четыре части) по направлению от запада к востоку, так что ищущим спасения, по образовавшейся между двумя половинами горы долине, легко будет убегать от врагов, ратующих против Иерусалима. Асия (Синод.)., или Ацал (Венск.) – селение на востоке от горы Елеонской; но некоторые понимают el» azal и в смысле «близ», «около» (Кир. 206, Иер 170, Keil 649–650, Kohl. Sach. 9–14, Ss. 255–257). – Бегство своею поспешностью будет напоминать известный факт бегства от землетрясения, бывшего в царствование Озии ( Ам.1:1 ; Alliati II, 1094, 2). При этой чудесной защите народа Божия от врагов, Господь явится окруженный ангельскими силами.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010