В церкви царствует Бог и Христос, и в ней богопротивные силы принципиально лишены своей разрушительной власти. Христиане из всех народов уже введены в священническое и царственное достоинство. Но активное со-царствование со Христом предстоит только в будущем. Об этом будет, например, сказано в Откр.5:10 : «Ты сотворил из них [то есть из всех народов] царство и священников Богу нашему, и они будут царствовать на земле» 10 . Это произойдет только после Второго Христова пришествия. На возглас предстоятеля весь собравшийся народ отвечает подтверждающим «Аминь». Сейчас это во время богослужения делает хор. Если в возгласе Откр.1:5–6 взор был устремлен на достигнутое во Христе спасение, то в 1:7 взгляд направлен в будущее. Звучит гимн пророческого характера: 7 Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь. Возможно, этот гимн пел хор, но возможно, что этот стих произносил церковный пророк (вспомним при этом, что все чтения и пророчества, вообще говоря, не «произносились», а пелись). Пророческий гимн открывается пророческим же словечком «се». Что это означает по-русски, вряд ли кому-нибудь сейчас понятно. Однако здесь, как и во множестве других мест Нового Завета, где в Синодальном переводе стоит маловразумительное «се», в греческом тексте стоит слово idou, которое всегда означает призыв к вниманию, ибо сейчас последует какое-то откровение свыше. Буквально переводится: «смотри, гляди!» Следующий за этим призывом гимн использует два пророчества Ветхого Завета: Дан.7:13 и Зах.12:10–14 . Книга пророка Даниила вообще является одним из основных источников апокалиптических образов. В этой книге говорится о том, что в конце веков, после крушения всех боговраждебных «звериных» царств земли, настанет Царство Божье, которое принесет на землю «грядущий с облаками небесными» Мессия=Сын Человеческий: 13 Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

«Пришельцем» () назывался иностранец, проживающий в чужой стране и пользующийся покровительством ее законов, – в отличие от или , бесправного чужеземца (ср. Втор.14:21 ; 2Цар.1:13 ; Быт.23:4 ). Изредка называются этим именем путешественники, останавливающиеся на ночлег в изв. месте ( Иер.14:8 ; Иов.31:32 ). Обычно же это – название живших среди израильтян лиц не-израильского происхождения ( Исх.12:48; 22:20; 23:9 ; Лев.16:29; 17:8; 19:38 сл.; Чис.9:14; 15:14 ; Втор.10:19 ; Иер.7:6 ; Зах.7:10 ; Иез.14:7; 47:28 ; ψ.93:6; 2Пар.2:16 ). В законе даже есть специальное выражение – «пришелец, который в воротах (==«в жилищах») твоих» (ср. Исх.20:10 ; Втор.5:14; 14:21; 24:14 ). Они обязаны били соблюдать субботу, но могли есть и запрещенную евреям мертвечину. Закон о пришельцах: «пришельца не обижай; вы знаете душу пришельца, потому что сами были пришельцами в земле Египетской» ( Исх.28:9 ; ср.22:21); «не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих; в тот же день отдай плату его, чтобы солнце не зашло прежде того, ибо он беден, и ждет ее душа его; чтобы он не возопил на тебя к Господу, и не было на тебе греха... не суди превратно пришельца ( ), сироту и у вдовы не бери одежды в залог; помни, что и ты был рабом в Египте, и Господь освободил тебя оттуда: посему я и повелеваю тебе делать сие» ( Втор.24:14–15, 17–18 ); повелевалось оставлять им часть жатвы, масличного и виноградного урожая (ib. ст. 19–21). Превратный суд пришельца состоял, вероятно, ближайшим образом в третировании его, как бесправного чужака – , а затем – в отказе ему в юридической защите его интересов или в пристрастном решении его тяжб с иудеями. § 136. ==«и Меня не боятся» (==3 л. мн. ч. perf. каль от +суф. 1 л. ед. ч.). Вместо причастия мы имеем здесь verbum finitum, – случай довольно обычный: причастная конструкция речи весьма нередко продолжается в форме verb. fin. с или без оного, при чем пред гл. приходится в переводе вставлять местоимение «который ( – ая, – ое и т. п.)», входящее в понятие предшествующего причастия (ср. Ис.14:17 – ; 43:7; Иез.22:3 ; ψ.135:13 сл.; Притч.2:17 : Ис.5:8 – ; 5:23; 46:6; Притч.7:8 ) 1831 . Переводим: «и тех, которые Меня не боятся».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Вложу внутрь вас дух Мой (Иез. 36, 27). А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: " Авва, Отче! " (Гал. 4, 6). Дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви (2 Тим. 1, 7). Нам Бог открыл (это) Духом Своим (1 Кор. 2,10). Одному дается Духом слово мудрости... иному вера, тем же Духом (1 Кор. 12, 8-9). Устрояетесь в жилище Божие Духом (Еф. 2,22). И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце платяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих (Иез. 36,26-27). Господь... образовавший дух человека внутри него (Зах. 12,1). Рожденное от Духа есть дух (Ин. 3, 6). Не мерою дает Бог духа (Ин. 3, 34). Он дал нам от Духа Своего (1 Ин. 4, 13). Кто Духа Христова не имеет... (Рим. 8, 9). Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога (1 Кор. 2, 12). Сергей 30 ноября 1999, 00:00 Благодарю автора за статью, соответствующую православному преданию. Многие миряне не знают нашего православного, т.е. истинного, совершенного, сокровища и легко поддаются лжехристианским учениям, либо инославным, которые своей секулярностью создают в голове кашу и отдаляют от пути спасения. Вера 1 марта 2009, 23:39 Согласна с Александром! Знать бы о Господе нашем раньше, столько грехов удалось бы избежать:(.. Но лучше поздно, чем никогда, как говорится. Теперь так ясно чувствуется разница, что значит жить без Бога и с Богом. Спаси Господи за статью! Саша 1 марта 2009, 16:38 Статья действительно полезная и нужная. Спаси Господи! Мария 1 марта 2009, 03:25 Очень полезная статья!Спасибо, Вам большое! Спаси,Вас, Господи! Ксения 26 февраля 2009, 11:54 Тридцать лет жила без Бога в душе, страдания приносили такие житейские мелочи, о которых говорить даже стыдно. Сегодня стараюсь жить в ежедневной борьбе с грехами, не всегда получается, но светлое чувство Веры в Христа ПОМОГАЕТ. Жить по законам Господа - счастье. И не только в будущей жизни, а и здесь на земле. Александр Сергеевич Евстратов 25 февраля 2009, 19:44

http://pravoslavie.ru/29431.html

Святая Церковь посвящает настоящую неделю воспоминанию последнего суда Божьего. Заботясь о нашем спасении, она желает пробудить в нас раскаяние в грехах наших и подкрепить слабое усердие к спасительным подвигам. Последуем ее голосу. Выслушаем слова Божьи о суде великом, о суде страшном. Подвигнем сердце наше к сокрушению. О, как велик сей день — день гнева и отмщения Божьего! Пусть не обольщают себя мечтами, пусть не питают в душе греха своевольными помышлениями о несбыточности грозного будущего. На погибель себе говорит своеволие: «где есть обетование пришествия Его?» Неверно слово человеческое, но верно слово Божье: придет день страшного явления Христова, день откровения суда Божьего, день великий, день последний, после которого не будет дней (Рим. 2:5; Матф. 13:40. 49 ). Пусть не спешат грешить, a поспешат каяться. Жизнь — поле, где растет пшеница, растут и плевелы. Не вырывают плевелов, по осторожному снисхождению. Придет время жатвы, тогда не пощадят плевелов (Матф. 13:39–40). Не медлит Господь с исполнением обещания; Он только терпит и ждет, не придут ли люди в себя, не одумаются ли, не решатся ли оплакать грехи свои горькими слезами раскаяния? Будет суд. Бог сказал о том. Небо и земля пройдут мимо. Не пройдет слово Божье. Пророки Божьи возвещали о суде всеобщем (Ис. 34:1–6; 66:16–21; Иоан. 3:7–17; Дан. 7:9–10; Малах. 3:14–18 ). Псалмы поют о суде вселенной: « Он будет судить вселенную по правде » (9:9; 93:23 ). Апостолы проповедовали: « ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово » (2 Кор. 5:10). Сам Сын Божий, столько полный любви и милости к нам, повторял много раз « тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою » (Матф. 16:27; 10:15 ). Страшен будет этот день для всех, страшен особенно для отвергших Христа или не исполнивших верности своей Ему. Кто будет судьей на том суде? Господь наш, Иисус Христос. Он, Который пролил за нас кровь Свою, вытерпел столько мук за грехи наши, чтобы мы более не жили для греха, Он, Которому обязались служить мы от купели до гроба. О, как страшно будет предстать перед Ним нам, столь неблагодарным к Нему! Каково бы то ни было явление Его, оно уже само по себе будет грозно обличать бесчувствие христиан. « Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою » (Матф. 24:30). « Воззрят на Того, Которого про нзили» (Иоан. 19:37; Зах. 12:10 ).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

В третьей (пророческой) части ( Зах 9–14 глл.) содержатся пророчества о будущих судьбах языческого мира, избранного народа, о Мессии и Церкви. Обозначений времени получения откровений и упоминаний имени пророка, первосвященника Иисуса и Зоровавеля в этой части книги нет. На этом основании библейская критика 9–14 главы книги приписывает другому пророку, условно называя его Второ-Захарией. Из мессианских пророчеств этой части особенной ясностью отличаются пророчества о последних днях жизни Спасителя, которые излагаются с такими подробностями, каких нет у других пророков, например, о входе Господнем в Иерусалим ( Зах 9:9 ), о предании Его за 30 сребренников и употреблении этих денег ( Зах 11:12–13 ), о прободении ребра Спасителя ( Зах 12:10 ), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада ( Зах 13:7 ). Пророчество о торжественном входе Господнем в Иерусалим и мирном характере Его духовного царства ( Зах 9:9–11 ). В Зах 9:1–8 излагаются грозные пророчества против язычников, затем в Зах 9:9–11 возвещается пришествие Мессии-царя. Пророк от лица Божия приглашает жителей Иерусалима (дщерь Сиона) к радости и ликованию по поводу вступления в него Царя – праведного, спасающего верных Ему, в знак смирения и миролюбия восседающего не на коне, а на молодом ослёнке: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах.9:9 ). По свидетельству всех евангелистов, это пророчество буквально исполнилось на Иисусе Христе, когда за несколько дней до Своих страданий и крестной смерти Он действительно воссел на ослёнка, при громких восклицаниях народа вступил в Иерусалим ( Мф 21:4–5 ; Мк 11:1–10 ; Лк 19:29–40 ; Ин 12:14–15 ). В Зах 9:10 о мирном и духовном характере царствования Спасителя. Завоевательные устремления настолько чужды будут Ему, как Царю мира, что Он уничтожит военные колесницы, конницу и всякое бранное оружие и «возвестит мир народам». Владычество же Его распространится «от моря до моря и от реки до концов земли» ( Зах 9:10 ), т.е. до пределов вселенной. Владычество это будет, конечно, духовное: под ним следует понимать всепобеждающую силу евангельской проповеди мира и любви, которая апостолами и их преемниками имела быть распространённой по всей Земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/proroch...

Ибо «Враги мои, – говорит Давид, – сказали обо мне злое: когда он умрет и погибнет имя его?» ( Пс.40:6 ), «Надо мной смеялись сидящие в воротах, и обо мне пели пьющие вино» ( Пс.68:13 ). Так много, однако же, сделав у них – не так, как пророки, бывшие рабами, но как Бог, имеющий власть, – Он глядел на них как на неразумных, ничем не лучших скота по состоянию, ни пророческих слов не разумеющих, ни по сверхъестественным делам разума Его не постигающих, и, предоставив им радоваться, старался довести до конца прореченное о Нем. И, входя с учениками из Галилеи в Иерусалим, Он сказал: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и передадут его язычникам, и будут бичевать Его, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его, и в третий день воскреснет» (ср. Мк.10:33,34 ). Испытав от этих слов страдание, ученики последовали за идущим на смерть Учителем до самого конца. И, когда они были вблизи Иерусалима, Он послал двух Своих учеников, и они привели осла, сев на которого, Он вступил в город и был всеми, особенно же незлобивыми детьми, всячески восхваляем и воспеваем. Ибо все, идя толпой впереди, по сторонам и сзади, восклицали: «Благословен идущий во имя Господне, осанна в вышних, царь Израиля, мир на небесах и слава в вышних» (см. Мф.21:7–9 ; Мк.11:1–10 ; Лк.19:37 ; Ин.12:12–14 ). Это – то, что и ангелы возглашали при божественном Его Рождестве. Тогда сбылось пророчество Давида: «Из уст младенцев и сосунков Ты обрел хвалу» ( Пс.8:3 ). Ведь Того, Кому завидовали отцы, воспевали дети. Сбылись и слова Иакова: «Привязывающий к виноградной лозе осла своего и к лозе жеребенка осла своего» ( Быт.49:11 ); а с ним и Захарии: «Ликуй от радости, дочь Сиона, возвещай, дочь Иерусалима: вот, сам Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидя на подъяремном животном и на юном жеребце; тогда истребит Он боевые колесницы у Ефрема и коня в Иерусалиме» ( Зах.9:9–10 ). Это был намек на то, что Христос очистит все неразумие народов, исправит крестом и смертью их непокорность и своенравие и, восполнив честь, которую, имея, мы отринули, о которой и Давид говорит: «Человек, в чести будучи, этого не уразумел; присоединился к скотам несмысленным и уподобился им» ( Пс.48:21 ), – порадуется о погибших и восстановит их в прежнем достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Если Апостол Петр говорит ( 2Пет.2:10–11 ) об ангелах вообще, что они, при всем превосходстве над людьми, не дерзают произносить укоризненного суда на власти и начальство, то Ап. Иуда это же утверждает, частнее, об одном Архангеле Михаиле (ср. Дан 12:1 ), при этом указывая на один лишь определенный случай – спор Архангела с диаволом о теле Моисея, когда Архангел проявил достойную подражания людей кротость (ср. Зах.3:1–4 ). Сказание о споре Архангела Михаила с диаволом о теле Моисея (причем, по сказанию, диавол пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина), по свидетельству Климента Александрийского , Оригена , св. Афанасия Великого , имелась в апокрифической книге «Восхождение» или «Вознесение Моисея» (A­ νβασις или A­ νληψς Μωυσως). Но вообще предание о необычайной смерти и погребении великого вождя и законодателя Израиля широко было распространено в иудейском предании, как устном, так и письменном (мидраши). Поэтому можно думать, что Ап. Иуда взял приводимое сказание из устного предания. Приводит же его с тою целью, чтобы – от противного – лучше показать дерзость лжеучителей в их воззрениях и суждениях. Во второй половине ст. 12 ( Иуд.1:12 ) и в ст. 13 ( Иуд.1:13 ) Апостол для характеристики лжеучителей употребляет ряд сравнений: «это – безводные облака, носимые ветром, осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенившиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которыми блюдется мрак тьмы на веки».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   8) Поэтому говорит Господь: «входите тес­ными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф 7:13—14).    Почему многие ходят широким путем? По­тому что каждый хочет в пространстве воли и похотей своих жить. Почему мало кто обретает тесный путь? Потому что мало кто хочет сми­ряться, волю свою пленять и воле Божией по­корять, и терпеть то, чего тесный путь требует.    Почему тесный путь «ведет в жизнь ?» Пото­му что ходящие этим путем истинно каются, смиряются, Бога боятся, терпят и последуют Христу смирением, терпением, любовью и прочими добродетелями. Ибо Христос только последующих Ему вводит в жизнь, а не укло­няющихся от Него.    Почему «пространный путь ведет в поги­бель?» Потому что ходящие по нему воли Бо­жией противятся, не хотят смириться, истин­но каяться, прекратить греховную жизнь и возненавидеть то, что воля Божия ненавидит. Потому говорит Господь: «Не всякий, говоря­щий Мне: «Господи!Господи!», войдет в царство небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21). И еще: «что вы зовете Меня: «Господи! Господи!» — и не делаете того, что Я говорю» (Лк 6:46)?    9) Вот тебе позорище всемирное! Видишь и совершающих путь, но не равно, и каждый к своему центру стремится. Почести и венцы принимают только те, которые тесным и при­скорбным, крестным и христианским путем идут (см. 2 Тим 2:12; Иак 1:12). Апостол Хри­стов велит нам так идти, чтобы получить: «так бегите, чтобы получить» (1 Кор 9:24). На сие позорище не земной царь и сыны века сего смотрят, но Царь Небесный с избранными Своими, Ангелами и всеми святыми «взирает с неба(»Пс 10:4—5; 32:13, 15; 13:2; 2 Пар 16:9; Зах 9:1; Иер 32:19; 16:17). Взирает Царь Небес­ный, и хвалит только тех, которые путем за­поведей Его и терпения идут, несут благое иго Его; и венцы им не увядающие, но неувядаю­щие, и почести не временные, но вечные го­товит, а с пространного пути всех отзывает, и призывает на путь тесный. «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найде­те покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф 11:28—30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

3. В специальном богословском значении - «обрести спасение в Боге» - глагол σζω употребляется в разговоре между Иисусом Христом, богатым юношей и учениками (Мф 19. 25). В этом смысле он является синонимом др. евангельских выражений, таких как «наследовать жизнь вечную», «войти в Царство Божие»/«Небесное» (Мк 10. 17, 23-26; ср.: Мф 19. 16, 23-25; Лк 18. 18, 24-26; ср. также: «...неужели мало спасающихся (σζμενοι)» - Лк 13. 23 и «...чтобы они не уверовали и не спаслись» - Лк 8. 12). Подобным образом в истории с Закхеем говорится, что «Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Лк 19. 10). Глаголом σζω выражается цель мессианского служения Господа: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин 3. 17), «...Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин 12. 47), «...говорю это для того, чтобы вы спаслись» (Ин 5. 34). Понимание этого глагола в духовном значении предполагается также в словах Иисуса Христа: «...кто хочет душу свою сберечь (σσαι), тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее» (Мф 16. 25; пар. Лк 9. 24), «кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет (σσει) ее» (Мк 8. 35). tab Существительные, образованные от глагола σζω, также могут служить для выражения идеи спасения. Σωτρ - «Спаситель» появляется в хвалебной Песни Пресв. Богородицы (Лк 1. 47). Спасителем называет Иисуса Христа ангел Господень, явившийся пастухам при Его рождении (Лк 2. 11). Уверовавшие самаряне, прославляя Иисуса Христа, исповедуют Его Спасителем мира (Ин 4. 42). Σωτηρα - «спасение» употреблено в словосочетании «рог спасения» (здесь в значении «спасающая мощь Божия»; «рог» в евр. языке символизирует силу (3 Цар 22. 11), не только физическую, но и гордость, жизненную энергию, мощь Божию (Зах 1. 18-21)) в молитве Захарии (Лк 1. 69; ср.: 2 Цар 22. 3), к-рый далее говорит о ныне свершившемся возвещенном пророками спасении (σωτηραν) от врагов (Лк 1. 71; в синодальном переводе: «...что спасет нас от врагов наших»). Иоанн Креститель выступает на проповедь, чтобы «дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их» (Лк 1. 77). По словам Самого Христа, Его посещение мытаря Закхея принесло «спасение дому сему» (Лк 19. 9). Др. греч. слово, обозначающее «спасение»,- σωτριον встречается в молитве Симеона Богоприимца (Лк 2. 30) и в Лк 3. 6, где цитируется пророчество из Ис 40. 5: «И узрит всякая плоть спасение Божие».

http://pravenc.ru/text/344423.html

10:19–20, Откр.9:20 ). Господь от лица Иудеев говорит: мы знаем, чему кланяемся. Это означало, как мы уже отметили, что израильтяне в храме через изображения херувимов воздавали хвалу Богу. То есть, они покланялись всем духовным существам, находившимся на небе в Ветхом Завете: Богу и ангелам. Они знали, что херувимы, как и все ангелы – это не выдуманные, а реальные небесные духи, призванные служить Богу: Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий ( Пс.103:4 ). По велению Божию, ангелы не раз являлись видимым образом людям, которые кланялись им, и Бог не гневался за это на людей. Так, ангелу поклонился Лот ( Быт.19:1 ), Валаам ( Числ.22:31 ), Маной ( Суд.13:20 ), Даниил ( Дан.10:9 ). И Богу было угодно, чтобы иудеи преклонялись перед иконами ангелов в храме, тем самым воздавая честь ангелам и Самому Господу, поскольку ангелы молятся Богу за людей, и Он являет Свою милость, внимая этим молитвам: И отвечал Ангел Господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему  со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные ( Зах.1:12,13 ).  Богу, восседающему на херувимах ( Пс.79:2 ), прежде всего, покланялись в Ветхом Завете, но не изображали, потому что Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ( Ин.1:18 ). И если мы верим, что Бог явился во плоти , значит, верим, что Он был видим, следовательно, Его возможно было изобразить средствами искусства. И если в Ветхом Завете Бог определил поклоняться Ему в храме в присутствии изображений херувимов, то тем более уместно поклонение Богу после совершившегося Искупления в присутствии изображений Его Единородного Сына – Спасителя человеческого рода. И если среди многочисленных изображений на стенах и завесах ветхозаветного храма не было изображений усопших праведных людей, которых мы видим в Православных храмах, то лишь потому, что праведники тогда не пребывали ещё с Богом на небесах, но ожидали своего избавления, изведения из ада, где они находились в лоне Авраамовом ( Лк.16:22 ), и которое совершено нисшествием в ад и воскресением Христовым ( Мф.27:52-53 ).

http://azbyka.ru/bibliya-o-svyashhennyh-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010