61:1-2 ). Это пророчество нельзя связать ни с каким формальным моментом, это часть большой заключительной речи, обращения, которым кончается книга пророка Исаия. Еще отрывок из 61й главы. Господь прочел книгу, затем закрыл и сказал: «…ныне исполнилось писание cue, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это…» ( Лк. 4:21-22 ). И все согласились в Назаретской синагоге, что Господь действительно Иисус, плотник, имеет Дух на Себе, помазанник этого Духа (Мессия). Потом, правда. Господь испытал их веру. Соотечественники не выдержали уничижения, которое они услышали от Иисуса Христа, и решили сбросить Его с горы, но Господь ушел от них незамеченным. Важно, что с этого речения Господь начал проповедь у Себя на родине. О том, что свой народ не принял Его, говорит 53я глава пророка Исаии, где говорится об Отроке Господнем, Который страждет: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его» ( Ис. 53:3 ). Косвенно это вспоминает св. Иоанн Богослов: «Пришел к своим, и свои Его не приняли» ( Ин. 1:11 ). Факт этот упоминается при описании страстей Христовых, как презираем был Господь в ту минуту. О торжественном входе Господа в Иерусалим говорит знаменитое место у пророка Захарии: «Ликуй от радости дщерь Сиона, торжествуй дщерь Иерусалима: се, Царь твой грядет к тебе праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» ( Зах. 9:9 ). Захарий пророчествовал после возвращения из плена, т.е. в VI в. до Р.Х. Эти слова Захарий вспоминаются в 21й главе у Матфея при описании входа Господня в Иерусалим. О предательстве – 40й псалом: «Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту» ( Пс. 40:10 ). Цитирует эти слова Давидовы Иоанн Богослов, описывая Тайную Вечерю в 13й главе. О продаже за 30 сребреников говорит пророк Захария: «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников» ( Зах.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

В книге некоего я прочитал, что слова: И совет мира будет между двумя ( Зах.6:13 ) относятся к Отцу и Сыну, ибо [Сын] пришел исполнить волю не Свою, но волю Отца и: Отец в Сыне, а Сын во Отце ( Ин.6:38,14:10–11 ). А знак славы венец, – после увенчания Христа, – обещается тем, которые ожидают Его и понимают пользу некогда [бывшего] плена своего, и познали все тайны Божии, так что находятся во благодати сына Софонии, т. е. посещения Господня. И те, которые восклицали в Вавилоне: На реках Вавилонских, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе: на вербах среди его мы повесили наши органы ( Пс.136:1–2 ), по возвращении в Иерусалим, возьмут псалом и тимпан и будут петь в Церкви Господа, и бывшие вследствие великих грехов вдали от Иудеи долгое время, вследствие искреннего раскаяния, придут и каждым своим преуспеянием в добродетели создадут дом Господень; тогда все единодушно признают, что всемогущий Господь послал к ним пророка. Но все обещанное исполнится в том только случае, если они захотят слушать Господа и, сотворив покаяние, пребудут твердыми в добрых делах. Глава VII Зах.7:1–7 . И было в четвертый год Дария царя. Было слово Господне к Захарии в четвертый день девятого месяца, который есть Каслев. И послали к дому Божию Сарасар и Рогоммелех, и мужи, которые были с ним, для молитвы пред лицем Господа, чтобы сказать священникам дома Господа воинств и пророкам говоря: «Неужели должно плакать мне в месяц пятый, или я должен освящать [его] как делал уже многие годы»? И было ко мне слово Господа воинств, говорящее: «Скажи всему народу земли и священникам, говоря: Когда вы постились и плакали в пятый и седьмой [месяцы] в последние семьдесят лет, то разве для Меня вы постились? а когда вы ели и когда пили, то разве не для себя вы ели и пили? Разве нет слов, которыя говорил Господь в уши [manu] прежних пророков, когда Иерусалим был еще обитаемым и богатым, как он, так и города его [Вульг. без: его] вокруг него и был обитаем к югу и в низменных местах? LXX: И было в четвертый год при царе Дарие.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

— Евангелие от Матфея — самое раннее из Евангелий, и оно теснейшим образом связано со Священным Писанием евреев. Создается впечатление, что Матфей рассказывает не обо всех событиях евангельской истории подряд, но только о тех, которые были высвечены ветхозаветными пророчествами: почти каждый эпизод своего повествования он заключает словами: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит (1, 22), а далее следует цитата из Ветхого Завета. Причем цитаты, которые приводит евангелист Матфей, — это не произвольно взятые места из Ветхого Завета, но именно те, которые уже в эпоху Второго Храма традиционно считались мессианскими, то есть сообщающими о грядущем Мессии. Евангелист как бы хочет показать: смотрите, то, что всеми признается в качестве мессианских пророчеств, оно-то здесь и исполнилось в лице Иисуса Христа. Существовали подборки мессианских пророчеств, так называемые тестемонии; примеры таких тестемоний мы находим в кумранских рукописях. Представляется вероятным, что апостолы и первые христиане, которые следовали за Спасителем, на своих первых собраниях читали мессианские пророчества (либо по книгам Ветхого Завета, либо по тестемониям) и затем комментировали их в свете того нового исторического опыта, который они обрели, следуя за Спасителем. В самом позднем из Евангелий — в Евангелии от Иоанна — трижды говорится о том, что ученики спустя какое-то время после евангельских событий вспомнили их уже в связи с Писанием (и мы можем усматривать здесь ретроспективное указание на самое раннее формирование евангельских рассказов), например: Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано… (12, 16). В данном случае ученики, побуждаемые пророчеством Захарии ( се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий… на молодом осле… — Зах. 9, 9), вспомнили о том, как их Учитель сел на ослика, чтобы следовать в Иерусалим. Нет ни одной новозаветной книги, где не было бы цитат из Ветхого Завета. Есть дословные, вербальные цитаты, но чаще это аллюзии, коннотации… На каждую страницу Нового Завета даются десятки отсылок. Больше всего их, вероятно, в Откровении Иоанна — Апокалипсисе. В нем 424 стиха, и только 126 не имеют отсылок к Ветхому Завету. Но, что интересно, при этом нет ни одной дословной цитаты. Иоанн Богослов нигде не цитирует Ветхий Завет дословно. Он использует ветхозаветные образы. Две маслины и два светильника, стоящие перед Богом земли (Откр. 11, 4), — это образ из Книги пророка Захарии (см.: 4, 3), оттуда же кони Апокалипсиса (см.: Зах. 1, 8). Шестой Ангел выливает чашу в реку Евфрат, и она иссыхает (см.: Откр. 16, 12). Идем по ссылке — пророк Иеремия, 50, 38: засуха на воды его, и они иссякнут . Можно сказать, что не только язык Иоанна, но и его мышление целиком пропитано ветхозаветными текстами, и он не может писать и рассуждать иначе, как на образном языке Ветхого Завета.

http://pravoslavie.ru/56506.html

С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины... и по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос» – Дан. 9:24–27 ); д) указано явление перед Мессией Предтечи ( Ис. 40:3–5 ; Мал. 3:1 ); е) многие частные обстоятельства в жизни Спасителя, а именно: поклонение волхвов ( Пс. 77:2 ), совершение многих чудес ( Ис. 35:3–4 ), вход во Иерусалим ( Зах. 9:9 ), предание Его одним из учеников ( Ис. 40:10 ) и именно за 30 сребреников ( Зах. 11:12,13 ), явление лжесвидетелей на суде ( Пс. 34:11–12; 40:8–9 ), осуждение на смерть ( Пс. 93:21 ): ж) пророк Давид предсказал в 21 псалме о крестных страданиях Спасителя с такой ясностью, как бы сам был у креста ( Пс. 21:2,7–9,15–20 ); с такой-же ясностью предсказывал о них и пророк Исаия («...Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились». (53:2–5 и сл.); з) пророками предсказано было о сошествии Господа во ад, о воскресении Его, вознесении на небо, сидении одесную Вога Отца ( Пс. 15:10; 67:19; 109:1 ). Религиозно-нравственное состояние человеческого рода в конце древнего мира. Всеобщая жажда искупления и спасения. Ожидание Божественной помощи Религиозно-нравственное состояние человеческого рода в конце древнего мира. – В то время, как избранный народ обетованиями, прообразами, жертвами и пророчествами подготовлялся к принятию Мессии, остальную часть человечества Промысл Божий вел к той же цели иными путями. Языческий мир, забывший Единого Бога и лишенный сверхъестественного откровения, должен был пережить и испытать всю глубину нравственного падения, всю глубину заблуждения, чтобы, наконец, подобно блудному сыну в евангельской притче, прийти в себя, раскаяться и почувствовать в полной мере жажду искупления и спасения. История древнего мира показывает, что перед пришествием Христа Спасителя человечество дошло до крайней степени упадка в религиозно-нравственном отношении.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Аввакум, «борец» мужественный и твердый, стоит на страже своей и утверждает ногу на укреплении, чтобы созерцать Христа на кресте и сказать: «Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля. Блеск ее – как солнечный свет; от руки Его лучи, и здесь тайник Его силы!» ( Авв.3:3–4 ). Софония – «созерцатель» и познатель тайн Господних, слышит вопль у ворот рыбных и плач в другой части города и большое разорение на холмах. Он также заповедует рыдать обитателям лощины, потому что замолк весь народ Ханаана, погибли все, навьюченные серебром. Аггей – «торжественный» и радостный, сеявший слезами, чтобы пожать радостию, обновляет разоренный храм и вводит Господа Отца, говорящего: «Еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами» ( Агг.2:6–7 ). Захария, «помнящий Господа своего», многообразный в пророчествах, созерцает Иисуса, облеченного «в запятнанные одежды», и камень, на котором «семь очей» ( Зах.3:3, 9 ), и золотой светильник, и столько же лампад, сколько очей на камне, и две маслины на нем, одна справа, а другая слева ( Зах.4:2–3 ). И после видения коней вороных, белых и пегих, и рассеянных колесниц от Ефрема, и коня от Иерусалима провидит и предсказывает бледного царя, сидящего на жеребяти, сыне подъяремной ослицы. Малахия открыто, в заключение всех пророков, говорит об отвержении Израиля и о призвании язычников: «Нет Моего благоволения к вам, говорит Господь Саваоф, и приношение из рук ваших неблагоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» ( Мал.1:10–11 ). Кто может понять или изложить учения Исайи, Иеремии, Иезекииля и Даниила? Из них первый, кажется мне, писал не пророчество, а Евангелие. Второй видит ореховую трость и котел, кипящий со стороны севера, и барса, лишенного пестрот своих; и различными метрами составляет четырехкратный алфавит [книга плача]. Третий [Иезекииль] в начале и в конце своих пророчеств содержит так много прикровенного, что у евреев эти главы, равно как начало книги Бытия, не позволено было читать до тридцатилетнего возраста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Зах.4:1 . И возвратился Ангел, говоривший во мне, и пробудил меня, как человека, который пробуждается от сна. LXX: И возвратился Ангел, который говорил во мне, и разбудил меня подобно тому, как человек пробуждается от сна. – Куда же удалялся [Ангел], так что возвращается, и особенно тот, который говорил в пророке и не мог быть вне того, в котором он говорил. Но должно верить, что Божия помощь [или: Бог] и [помощь] ангелов Его оставляет нас каждый раз, когда немощь человеческая предоставляется собственному её бессилию. Поэтому пророк, изумленный поразительным видением, как бы совершенно утратил способность мысли и не мог видеть ясного света истины: и вот он пробуждается от прошедшего видения, как бы от сна, чтобы обратиться к другому видению и узреть то, чего не мог видеть закрытыми глазами. Скажем и иначе: в притчах Соломона есть свидетельство: Если будешь сидеть, то будешь без страха, а если будешь спать, то уснешь сладко и не будешь бояться находящаго на тебя ужаса и устремляющихся на тебя нападений нечестивых [людей] ( Прит.3:24–25 ). Кто уснет этого рода сном и услышит о себе то, что мы читаем в написанном о Лазаре: Если спит, то будет здрав ( Ин.11:12 ), тот может петь с невестой: Я сплю, но сердце мое бодрствует ( Песн.5:2 ). Итак посмотрим: для созерцания чего пророк встает как бы от сна? Зах.4:2–7 . И сказал он мне: «Что ты видишь?» И сказал я: «Я видел, и вот светильник весь из золота, и лампада его на верху его и семь светильников его на нем: семь и семь трубочек у светильников, бывших на вершине его. И две маслины на нем: одна с правой стороны лампады, а другая с левой стороны ее». И отвечал я, и говорю Ангелу, говорившему во мне, так: «Что это, господин мой?» И отвечал Ангел, говоривший во мне, и сказал мне: «Разве ты не знаешь, что это?» и сказал я: «Нет, господин мой». И отвечал он мне и сказал так: «Это слово Господне к Зоровавелю, говорящее: Не в воинстве и не в силе, но в Духе Моем, говорит Господь воинств: Кто ты, гора великая? пред лицем Зоровавеля [ты] – равнина. И выведет он камень первоначальнейший и сравнит благодать с благодатию его».

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Иер. 23:3 3. И азъ собер станки стада моег всхъ земель, в нже извергохъ ихъ там, и возвращ ихъ к ихъ, и возрасттъ, и умножатс. 3. И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться. 4. И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и оне уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь. 5. Вот, наступают дни, говорит Господь, и возставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. 5 . От многих пастырей, имеющих пасти возвращенное в родную землю стадо Господне, отличается один Пастырь-Царь, который будет царствовать мудро и сотворитъ сдъ и правд на земл (ст. Ис. 11:4, 5, 42:1, 3, 4 ) и таким образом составит полную противоположность тем царям, которые, подобно Иоакиму, не творили суда и правды, не спасали угнетенных и т. под. (ср. Иер. 22:3, 13, 15 ). Этот Царь называется Отраслию праведною, которую Господь возставит Давиду. И это название указывает в Нем Лицо, тожественное с тем Лицом, о котором Бог говорит у пророка Захарии в Зах. 3:8 : вот, Я привожу раба Моего, Отрасль, и в Зах. 6:12, 13 : вот Муж, – имя Ему Отрасль, – Он примет славу, и возсядет, и будет владычествовать на престоле своем. Эти пророческие изречения Захарии об Отрасли, имеющей воцариться на земле, ясно дают понять, что Отрасль сия есть Лицо не собирательное, но единичное, не собор тех пастырей, о которых речь в Иер. 23:4 , но тот единый Пастырь, которого поставить над овцами своими обещает Господь устами пророка Иезекииля ( Иез. 34:23 ). В каком отношении находится этот Царь мудрый и праведный к пастырям, которые сохранят стадо Господне от расхищения (ср. Иер. 23:4 )? Замечательно, что этому Царю усвояется деятельность, последствием которой будет спасение Иуды и упрочение безопасности Израиля (ср. Иер. 23:6 ). Эти последствия в сущности те же самые, что и последствия деятельности пастырей, обозначаемые словами: овцы не уботс ктому ниж ужаснтс, и ни единъ погибнетъ числа ( Иер. 23:4 ). Дело единого Пастыря и деятельность многих пастырей тожественны по их направлению и последствиям. Если так: то под этими многими пастырями нужно разуметь апостолов, благовестников, пастырей и учителей, которых Христос Спаситель поставил на земле представителями и продолжателями спасительного и благодатного дела, Им начатого ( Еф. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Иисус же, нашед молодого осла, сел на него, как написано: не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле (Зах. 9, 9). Ученики Его сперва не поняли этого; но, когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что так было о Нем написано, и это сделали Ему. Прочие евангелисты говорят, что Господь сказал ученикам: " отвязав, приведите ко Мне " (Мф. 1 21, 2; Мк. 11, 2; Лк. 19, 30). А здесь Иоанн ни о чем этом не упоминает, а просто говорит: " Иисус, нашел молодого осла " . Впрочем, разногласия между евангелистами нет. Прочие сказали пространнее, а Иоанн короче сказал: " Иисус, нашед молодого осла " . Когда ученики отвязали и привели, Иисус нашел его и сел на него. В этом обстоятельстве Он исполнял и пророчество Захарии, который сказал: " Не бойся, дочь Сионова! вот царь твой идет к тебе, сидя на молодом осле " (Зах. 9, 9). Так как цари иерусалимские, по большей части, были несправедливые и корыстолюбивые, то пророк говорит: не бойся, дочь Сиона! Царь, о котором я предсказываю тебе, не таков, но кроток и смиренномудр, и нисколько не горд. Это видно и из того, что Он пришел, сидя на осле. Ибо Он вошел не в сопровождении войска, но приехал на одном осле. Восседание Господа на осле было и образом будущего. Животное это, по закону нечистое, было образом нечистого народа из язычников, на котором Иисус, Слово Божие, восседает, подчиняя Себе этот непокорный и грубый, наподобие осла, новый народ, который Он и возводит в истинный Иерусалим после того, как он стал ручным и покорным Ему. Ибо ужели Господь не совозвел на небо тех язычников, которые стали Его народом и покорились проповеди евангельской? - Пальмы, может быть, означали то, что Он, воскресив Лазаря, стал победителем смерти; ибо пальма давалась на боях победителям. Может быть, ими выражалось и то, что прославляемый есть Существо небесное и свыше пришедшее. Ибо пальма из прочих дерев одна только достигает, так сказать, самого неба, на высоте пускает листья, в листе имеет белые ядра, в стволе же и середине, до верха, шероховата и неудобна для того, чтобы взлезть на нее, так как на ветвях имеет колючки. Так и тот, кто стремится к познанию Сына и Слова Божия, найдет оное не легким, а трудным, восходя трудами добродетели, но, достигнув высоты познания, озарится ярким светом богопознания и откровением неизреченных тайн, как бы белейшими ядрами пальмы. Прошу тебя, подивись евангелисту, как он не стыдится, а открыто говорит о прежнем незнании апостолов. Ученики, говорит, сперва не поняли сего, но поняли тогда, как Иисус прославился. Под славой разумеет вознесение, последовавшее за страданиями и смертью. Тогда-то, без сомнения, по сошествии Святаго Духа, они познали, что это о Нем было написано. Что было это написано, они, может быть, и знали, но что написанное относилось к Иисусу, это от них было сокрыто, и не без пользы. Иначе они соблазнились бы распятием Его, когда так страдает Тот, Кого Писание называет Царем.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1077...

Перейдем к другому свидетельству того же Захарии, которое евангелист Иоанн приводит по еврейскому подлиннику: “Воззрят на Того, Которого пронзили” (Ин 19:37). В Септуагинте вместо этого мы читаем: ka€ prTj me, пп ™nwrc»santo, что по-латыни переведено: “И взглянут на Меня, как на то, что осмеяли”, или “над чем глумились” (Зах 12:10) 19 . И Септуагинта и наш перевод отличаются от текста Евангелиста, но разница в словах примиряется единством духа. И у Матфея мы читаем, как Господь предсказывает бегство Апостолов, приводя в свидетели того же Захарию: “ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы” (Мф 26:31). Но и в Септуагинте, и в еврейском подлиннике это совсем не так: эти слова сказаны не от лица Бога, как у Евангелиста, но пророка, просящего Бога Отца: “Порази пастыря, и рассеются овцы” (Зах 13:7). Я думаю, в этом месте, по высокоумию некоторых, Евангелиста можно обвинить в страшном грехе: он посмел слова пророка приписать Богу!.. Тот же Евангелист рассказывает о повелении Ангела Иосифу взять Младенца и Мать Его и бежать в Египет, и оставаться там до смерти Ирода, дабы исполнилось реченное Господом через пророка: “Из Египта воззвал Я Сына Моего” (Мф 2:15). В наших списках этого нет, но в еврейском подлиннике в книге Осии сказано: “Ибо отрок Израиль, и Я возлюбил его, и из Египта воззвал Я Сына Моего” (Ос 11:1) 20 . Вместо этого в том же месте Семьдесят толковников перевели так: “Ибо мал Израиль, и Я возлюбил его, и из Египта воззвал Я сыновей его”. Неужели их должно совершенно отвергнуть за то, что это место, сокровеннейшее для тайн Христовых, они передали по-другому? Или будем милосердны, помня, что они люди, по слову Иакова: “Все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело” (Иак 3:2). Вот что еще написано у того же Евангелиста: “И пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророка, что Он Назореем наречется” (Мф 2:23). Пусть ответят logoda…daloi 21 и придирчивые оценщики всех толкователей, где они это читали? Пусть знают, что у Исайи.

http://pravmir.ru/pismo-lvii-k-pammaxiyu...

Пророки часто говорили о будущем в прошедшем времени, как уже об исполнившемся, показуя тем непреложность исполнения и потому, что для Бога нет ни настоящего, ни прошедшего, ни будущего, потому и нижеследующее пророчество о Христе Страдальце излагается у Исаии сперва в прошедшем, а потом в будущем времени, и то говорит он как бы от себя, то от лица Божия. Так между прочим Св. Пророк Исаия говорит о Христе: Он взял на себя наши немощи, понес наши болезни; Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились. Как овца веден был Он на заклание и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатаго, потому что не сделал греха и не было лжи в устах Его. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное. Чрез познание Его Он праведник, раб Мои оправдает многих и грехи на Себе понесет (Ис. 53). Пророк Даниил предсказал, что Мессия будет умерщвлен ( Дан.9:26 ), пророк Захария предрек, что Он будет продан за 30 сребренников ( Зах.11:13 ), и что жители Иерусалима воззрят на Него, Которого пронзили ( Зах.12:10 ). Наконец, последний из ветхозаветных пророков и величайший из рожденных женами Святой Иоанн Креститель, вскоре после крещения Господа Иисуса, перстом указуя на Него ученикам своим и народу, как на обещанного Искупителя всего мира, сказал об Нем словами Исаии: се Агнец Божий, который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29,36 ). Таким образом в Ветхом Завете ясно предсказано было троякое служение Спасителя мира – пророческое, первосвященническое в царское. Много употреблено трудов и усилий со стороны неверующих, чтобы перетолковать ветхозаветные пророчества об Иисусе Христе и представать так, что они не относятся к Нему; со своей стороны христианские богословы написали целые книги, в которых ясно показали, что пророчества о Мессии действительно относятся к Господу Иисусу Христу и на Нем исполнились.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010