#lx_718113 #lx_718113 .lx_home_button #lx_718113 .lx_home_button svg #lx_718113 .lx_home_button svg path #lx_718113 .lx_home_button:hover #lx_718113 #lx_718113 .lx_close_button #lx_718113 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718113 .lx_no_click #lx_718113[data-height="" ] .lx_close_button @import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть Вышла историческая атомная бомба, способная уничтожить укрорейх Переиздан «Синопсис» 1674 года, написанный наместником Киево-Печерской Лавры архимандритом Иннокентием (Гизелем) Кирилл Фролов   18:10 05.12.2023 625 Фото: Из личного архива автора 1 декабря в книжном магазине русских правых «Листва» состоялась презентация переизданного издательством «Алейтейя» киевского «Синопсиса» 1674-го года – учебника русской истории, написанного наместником Киево-Печерской Лавры и ректором монастыря – Академии св. Петра (Могилы) архимандритом Иннокентием (Гизелем). В «Синопсисе «ясно сказано, что в Киеве и Москве живёт один русский народ, просто русские, даже без минимального разделения на великороссов и малороссов, святой князь Владимир является «первым Российским Самодержцем», Москва – наследник древнерусского государства, русские воссоединились в 1654-м году. Как отметил редактор переиздания и автор предисловия Дмитрий Степанов, «Синопсис» является венцом череды произведений киевских, львовских и других православных авторов Юго-Западной России, которые доказывали, что они и русские Москвы являются одним русским народом, который должен воссоединиться. Наиболее известные из них – это «Патерикон Киево-Печерский» предшественника Иннокентия (Гизеля) киево-печерского архимандрита Иосифа (Тризны), и его предшественника киево-печерского архимандрита Захарии (Копыстенского) «Палинодия, или Книга Обороны». Эти труды не могли быть инспирированы Москвой, потому что во времена Захарии Москва была ещё слишком слаба после отопления Смуты. Эти труды свидетельствуют об общерусском самосознании киевлян той эпохи, что никакого украинского самосознания, никакой украинской идеи и в помине не было. Импульс воссоединения с Москвой исходил из Киева, а украинство является великой ложью нашего времени.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/05/vy...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КНИГА О ВЕРЕ» («Книга о вере единой истинной православной». М., 8 мая 1648), рус. авторский сборник 40-х гг. XVII в., посвященный вопросам защиты Православия, полемике с католиками и униатами. Издание апологетической «К. о в.» было осуществлено в Москве после выхода в свет другого полемического сборника - «Кирилловой книги» (М., 1644). «К. о в.» представляет собой компиляцию в 30 главах. Сборник открывается авторскими предисловиями (виршевым и 2 прозаическими), в к-рых указаны цель и обстоятельства создания компиляции: православная вера - единственный путь спасения, поэтому следует «познати истинную православную веру»; ныне же, «веры не познавши», многие от «правоверия на зловерие уклоняются»; здесь же указан основной источник компиляции - соч. «Палинодия» Захарии (Копыстенского) , текст к-рого автор для лучшего понимания «мало облегчих». Структурно сборник по наименованиям глав представляет 2 части: сначала идут главы исторические, излагающие сюжеты по истории восточнославянского христианства в его взаимосвязи с мировым христианством («Веры истинное учение откуда изыде» (1), «О крещении Руси» (3) и др.), догматические и нравственно-дидактические («О святой Церкви» (2), «О Пречистых Таинах» (5), «О Пречистой Крови» (6), «О святых иконах» (10), «О душах святых, о рае и Царствии Божии» (11), «О святом посте» с особым разделом «О омраченном пьянстве» (15), «О пении церковном» с защитой единогласия (16) и др.); затем следует ряд историко-полемических антипротестант. и антикатолич. глав («О Флорентийском соборе» (18), «О римской власти» (20), «Об отступлении римлян» (21), «Об униатах» (23) и др.). Особое внимание уделено опровержению положения о главенстве Римского папского престола: «О Вселенских Соборах» (17), «Об осуждении Римских епископов» (22), «О порочных папежах» (27). Собственно авторский текст представляют главы «О душах святых, о рае» (11), «О священном пении» (16), заключительная часть главы «О посте» (15) - раздел «О омраченном пьянстве» и отчасти глава «Об Антихристе» (30), основанная на предисловии к «Палинодии» (1621/22). Остальные главы книги - это переработанные компилятором юго-западнорус. памятники кон. XVI - 1-й трети XVII в.: помимо «Палинодии» Захарии «Апокрисис» Христофора Филалета (М. Броневского) (Вильно, «Книга о вере» Азария (К., 1619/1620), «Книжица в шести отделах» Василия Суражского (Острог, 1598); один фрагмент заимствован из «Синопсиса» (Вильно, 1632). Впрочем, и в этих главах встречаются дополнения составителя, а сами источники отчасти адаптированы для восприятия неискушенным читателем. Все главы книги объединены общими композиционно-стилистическими приемами и имеют внутренние отсылки, что свидетельствует о единстве замысла сборника и его тщательной редактуре по завершении.

http://pravenc.ru/text/1841552.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Петр Киевский, свт. - житие Петр (Могила) (1596 - 1646), митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, экзарх Константинопольского престола, архимандрит Киево-Печерский, святитель. Память 31 декабря Родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции - Мовилэ), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского, так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600-1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году - господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах - в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете. Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование. С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках. Лаврский архимандрит В 1627 году по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

http://pravicon.com/info-3196

Денасий, инок. Обращение и присоединение на Афоне австрийского галичанина униата в Православие и о гонениях на Православие в Галиции или Червонной Руси. Шамордино, Калужской губ., 1913. 12 с. Деяния Собора Греко-католической Церкви во Львове 8– 10 марта 1946 года. Перевод с укр. яз. на рус. канд. богосл. свящ. В. Шоломицкого. Л., ЛДА, 1965. 163 стр. Машинопись. Дiяhhя Собору Греко-католицькоï Церкви. Льbib, 1946. 174 с. Дмитрук К. E. С крестом и трезубцем. М., Политиздат, 1980. 224 с. – [О деятельности униатской церкви на современном этапе США, Канады, ФРГ, Англии]. Документы, объясняющие историю западнорусского края и его отношения к России и к Польше. СПб., 1865. 256 стр. На рус. и фр. яз. Документи poзnobiдaюmь. Ужгород, 1971. Дорош С., Корецькии Д. Крах yhiamcьkoro мiciohepa. – «Людина i cbim», 1980, 1, с. 38–42. Духовно-полемические сочинения иерея Михаила Оросвиговского Андреллы против католичества и унии. Тексты. Praha, 1932. 300 с. Жовнирович Иосиф, священник. Манявский скит в борьбе за Православие в Галиции в XVII–XVIII вв. Курсовое сочинение. Загорск, МДА, 1967. 80 стр. Машинопись. Жукович П. Н. Брестский собор 1596 года (по новооткрытой грамоте, содержащей деяния его). СПб., 1907. 27 с. Жукович П. Н. Об общем положении церковных дел в Галиции. [Пг., 1915]. 24 с. Жукович П. Н. Протестация Иова, митрополита Борецкого, и других западнорусских иерархов. СПб., 1909. 19 с. Жукович П. Н. Сеймовая борьба православного западнорусского дворянства с церковной унией (с 1609 г.). Вып. 1–5. СПб., 1903–1910. Завитневич В. З. О значении западнорусской богословско полемической литературы конца XVI и начала XVII веков и месте, занимаемом в ней «Полинодией» Захарии Копыс тенского. [Б. м. и г.]. 13 с. Завитневич В. З. «Полинодия» Захарии Копыстенского и ее место в истории западнорусской полемики XVI–XVII вв. Варшава, 1883. 400 с. Заметки по поводу празднования в Галицкой Руси 300-летней годовщины Брестской унии. СПб., 1895. 48 с. Западная Русь в борьбе за веру и народность в XVII–XVIII вв. (1654–1795). Т. 1. Киев, 1905. 394 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он стал известен прежде в южнорусской митрополии и был напечатан отдельной книгой в Киеве в 1620 году Памвою Берындой, который приобрел экземпляр его на Афоне, затем издание его было повторено в 1624 под редакцией Захарии Копыстенского и в 1629 году под редакцией Петра Могилы . Из Киева этот номоканон был заимствован в Москву и здесь был напечатан в первый раз при Б. Требнике в 1639 году и потом продолжал издаваться до 1658 года согласно с Киевскими изданиями с незначительными переменами. В этом же году номоканон явился при Требнике в значительно сокращенном виде; в нем опущены: 1) Киевское предисловье Захарии Копыстенского, 2) введение, содержащее в себе наставление духовнику, как принимать к себе кающегося и разрешать от грехов, которое в Требнике; помещено частью в начале, частью в конце чина исповеди, 3) вторая довольно обширная часть номоканона, носившая в прежних изданиях особое заглавье: различные главизны, собранные от иного номоканона. В таком виде издается номоканон при Б. Требнике до настоящего времени, разделяясь на 228 правил. Нужно заметить впрочем, что бывали случаи и опущения этого номоканона в некоторых изданиях Требника. Так он был опущен в изданиях 1651, 1677 г. и в одном из новейших изданий, – в Москве 1889–1894 г. (Алмазов. Закон, при рус. Требнике стр. 125–127). С 1687 г. издается при малом Требнике „Извлечение (из того же номоканона) нужнейших правил в количестве 117. Главное содержание номоканона при Требнике составляют правила о наложении церковной епитимии на кающихся. Правила эти, строже чем в номоканоне Иоанна Постника ; они приближаются по своей строгости к практике древней церкви. Из других правил, содержащихся в номоканоне, обращают на себя наше внимание правила о браке. В числе препятствии к заключению брака указываются кроме родства кровного и свойства, монашеский обет, неправовое и духовное родство. Брак монаха или монахини называется блудом или прелюбодеянием и подлежит расторжению со строгой епитимией (пр. 77). Расторжению также и наказанию подлежит и брак православной жены с латиняном, и на оборот (58).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

Русск. ц. IV, 218). Более важна Палинодия отца Захарии, или «Оборона св. кафолической церкви», писанная 1621 г., Но, к сожалению, доселе остающаяся в рукописях (в Киевской Лавре; у Толстого I, 397; у Царского 287). Это сочинение писано в опровержение Обороны унии Льва Кревзы, униатского игумена, изд. в 1618 г. Здесь отец Захария с силою мысли и теплотою чувства поражает противника на каждом шагу его и предлагает много любопытного о состоянии православной церкви. И из этой книги перенесли несколько статей в Московскую книгу о вере единой, изданную 1648 г., испортив подлинный текст ее бреднями суеверия (Ист. Русск. ц. IV, 218). Сочинение Копыстенского о правдивой единости христиан правоверных, разделенное на три части и сорок глав, в подлиннике служит дополнением к Палинодии (в Лаврск. библиот.; у Царского 286). Известны еще две проповеди отца Захарии: одна говоренная при погребении архим. Елисея Плетенецкого, другая – при годичном поминовении его. Обе изданы в Киеве 1625 года. Последняя пространно рассуждает о поминовении усопших; и а) показывает, что молитвы за умерших установлены в апостольские времена; б) объясняет причины, по которым молятся за усопших в третий, шестой, девятый и сороковой дни после их смерти; в) наконец возбуждает сокрушение об усопших памятью о суде. Пространное предисловие к Беседам Златоустого на послания апостола Павла, изданное в К. 1623 г., писано «меньшим всех иеромонахом Захариею Копыстенским». Он же издавал Беседы Златоустого на Деяния, К., 1624 г. Предисловие и посвящение книги князю Четверетинскому – его сочинения. В предисловии иеромонах Захария предлагает прекрасное увещание духовным и мирянам изучать священные книги. Здесь же пишет, что сперва переводчиком Бесед был «Кир-Гавриил Дорофеевичь, клирик Львовской церкви и примикирий Печерский», занимавшийся этим переводом, как видно из предисловия к Львовскому изданию книги о священстве 1614 года, еще во Львове, по воле епископа Гедеона Болобана; перевод Дорофеевича, говорит далее Захария, поверял по Этонскому изданию Святогорский иеромонах Иосиф, протосинкелл Александрийского патриарха; прочих же делателей да напишет Бог в книге живота».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Книга о вере Критический разбор так называемой «Книги о вере», Григория Дементьева. 1885 г. «Книга о вере», подобно Кирилловой книге, представляет также сборник догматико-полемических статей, составленных главным образом на униатское отступление. Сборник этот составлен в юго-западной России игуменом киевского Михайловского монастыря Нафанаилом, который сам едва не был совращён в иезуитских школах. К своему сборнику Нафанаил присоединил 10 глав из книг Захарии Копыстенского: «Полинодия» и «Книга о вере Азарии или Захарии». От последней книги заимствовано и самое название. Сборник игумена Нафанаила, после перевода на славянский язык, был издан в Москве в 1649 г. царским духовником, протопопом Стефаном Вонифатьевым. Московское издание имеет немало изменений и дополнений против южнорусского подлинника. Так, 30 глава «об антихристе» в московском издании не та, что в книге Нафанаила; последняя статья о крещении, «яко подобает погружати, а не обливати», внесена в Москве с великорусской рукописи. С московского издания «Книга о вере» была перепечатана в Гродно, в 1785 году. Книга о вере в полном своём составе также не может быть признана непогрешительной. В ней встречаются во 1-х погрешности исторические. Так в ней говорится, что Бог Слово Иисус Христос родился плотью в Иерусалиме (л. 10). В главе «О крещении Руси» рассказывается, что русский народ крещён св. апостолом Андреем Первозванным (снес. Полн. собр. летопис. т. 1, 1846 г. стр. 3 и 4). Во 2-х, есть странное объяснение дней поминовения умерших, – почему оное совершается в третий, девятый и сороковой день (т. 111 об). Наконец, в 30 главе повторяется мысль о кончине мира, по истечении 7 тысяч лет и об имеющем последовать отступлении, о явлении антихриста или его предтечи в 1666 году. Это место приводится беспоповцами, и частью поповцами (противоокружниками), в доказательство того, что с 1666 г. наступило царство антихриста. Но наряду с погрешностями, Книга о вере может быть и полезной в борьбе с расколом. В ней есть свидетельства о вечности священства (л. 59) и о необходимости св. причащения (л. 51); особенно же важно в ней свидетельство о православно-греческой церкви (л. 27) и о последовании восточным патриархам (л. 231).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

В такой среде молодой инок Петр завершил свое образование, начатое за границей. Воодушевленный их примером, с благословения митрополита Иова (Борецкого) и архимандрита лавры Захарии (Копыстенского), он на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках. В 1627 году, после смерти архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов, 30-летний Петр был избран архимандритом лавры. Этого звания он не сложил и будучи митрополитом и всегда усиленно заботился о лавре. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь; он же основал Голосеевскую пустынь и на свой счет устроил богадельню. Много сил положил он и на основание высшего духовного училища в Киеве, необходимого для защиты Православия от униатов, получавших высшее образование в Риме и в своих коллегиях. Архимандрит Петр дождался возвращения посланных за границу юношей и поставил их учителями, взял ученых из Львовского братства, организовал в Киево-Печерской лавре училище по образцу тогдашних латинских коллегий, а в 1631 году перевел его в Братский монастырь и соединил с братской школой. Так было положено начало Киево-Могилянской коллегии, которая в 1701 году была преобразована в Киевскую духовную академию. При училище было организовано первое общежитие для бедных учеников. Для содержания училища Петр (Могила) отдал несколько деревень из своего имения и волостей лаврских. Создание этого училища благословил патриарх Константинопольский Кирилл Лукарис, митрополит Киевский Исаия (Копинский, † 1640), письменно одобрили православные епископы и знатнейшее духовенство и братство лаврское. Один из братии подписался так: «Антоний Мужиловский, иеромонах и старец монастыря Печерского, в том кровь свою пролить готов». В 1628 году под руководством архимандрита Петра состоялось осуждение «Апологии» Мелетия Смотрицкого. В 1632 году архимандрит Петр (Могила) был депутатом на сейме в Варшаве, избравшем нового короля польского Владислава IV. В это время усиленными стараниями Петра (Могилы) и других православных депутатов, в первый раз после основания унии, было торжественно признано существование Православной Церкви наряду с униатской. Одним из условий соглашения с польским королем Владиславом IV было отрешение многих прежде избранных епископов и выбор новых. Митрополит Киевский Исаия (Копинский) был признан лишенным сана, а на его место был избран Петр (Могила) с сохранением лаврского архимандритства. Это избрание дало повод для упреков Петру в неблагодарности к своему благодетелю митрополиту Исаии. Но Петр понимал, что борьба с униатами еще только разгорается, что престарелый и слабый митрополит Исаия не может вести ее достаточно энергично; он сам поставил это на вид православным членам сейма и без колебаний принял избрание, а затем и хиротонию.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

святитель Петр (Могила), митрополит Киевский (1596–1647) Догматическое богословие Литургика святитель Петр (Могила), митрополит Киевский Ученый, богослов, выдающийся церковный администратор. Защитник Православия от униатства, восстановитель древних Киевских святынь, основатель крупнейшего на Украине центра просвещения - Киево-Могилянской академии. Автор " Православного исповедания " .  Будущий святитель Петр (Могила) родился 21 декабря 1596 года в Сучаве, третьим сыном в благочестивом семействе высокородных молдавских бояр Могила (в современной румынской транскрипции – Мовилэ), которые в то время занимали господарские престолы Дунайских княжеств. В крещении был наречен в честь святителя Петра Московского , так-как родился в день его памяти. Его отец Симеон Могила был в 1600–1602 годах господарем Валахии, а с 1606 года до своей кончины в 1607 году – господарем Молдавии. В 1612 году Могилам, после поражения их Кантемиром Мурзою, занявшим господарство, пришлось бежать в Польшу, где у них были сильные и богатые родственники. Образование получил во Львовском братском училище в строго православном духе, враждебном унии. Продолжил свое образование путешествием за границу, где слушал лекции в разных университетах – в частности выслушал курс словесных наук и богословия в Парижском университете. Служил в польских войсках и отличился в битве под Хотином. Однако, вероятно, под влиянием Киевского митрополита Иова (Борецкого), решил оставить военную службу и принять духовный сан. Около 1624 года он поступил в Киево-Печерскую Лавру чтобы разделить судьбу гонимых польской властью православных иноков. В то время здесь собралось немало высокообразованных и деятельных монахов, шел перевод святоотеческих книг, составление и публикация трудов в защиту Православия. В такой среде он довершил свое образование. С благословения митрополита Иова и архимандрита Лавры Захарии (Копыстенского), на свои средства отправил за границу несколько способных молодых людей для усовершенствования в науках. В 1627 году, по кончине архимандрита Захарии, по настоянию ученых монахов был избран архимандритом Лавры. Его попечением была обновлена церковь Успения Божией Матери, украшены святые пещеры, возвращен под управление Лавры древний Пустынно-Николаевский монастырь, основана Голосеевская пустынь, на его счет устроена богадельня.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mogila/

Понятие о книгах тогда было иное, нежели теперь, потому что и вид их был иной (в виде отдельных листов, свертывавшихся в свитки). Посему святой Лука называет написанное им Евангелие первым словом. Хотя этим общим и широким наименованием могло называться всякого рода писание, но в то время было и особливое возвышенное значение «слова», как выражения разума, почему это название святой Евангелист Иоанн усвоил даже Самому Иисусу Христу, как Единородному Сыну Божию. И ныне проповеди о Христе именуются «словами». В предисловии к Евангелию святой Лука говорил, что он написал оное, «по тщательном исследовании всего сначала, по порядку» ( Лк.1:3 ). А здесь он свидетельствует, что он там написал обо всем (хотя и не все, ибо это невозможно было, как о сем ясно сказал святой Иоанн в 21-ой главе 25-м стихе своего Евангелия), «что делал и чему учил Иисус от начала». Именуя Спасителя только собственным именем Иисуса, Лука показывает, что он говорит об известном Феофилу лице Христа Великого, их общего Божественного Учителя и Сына Божия. Различая дела Христовы и учение, святой Лука показывает тем, что Он был «силен словом и делом», как обычно различает жизнь Христову и в других местах ( Лк.24:19 ). Святой Иоанн Златоуст замечает, что под «делами» Иисуса Христа нужно разуметь и страдания Его: «внегда бо пострада, сотвори велие и чудное дело оно, смерть разрушив и иные вся соделав» (см. перевод иеромонаха Захарии Копыстенского, изданный в Киево-Печерской Лавре в 1624 году). О святом Феофиле, для которого были написаны Евангелистом Лукою Евангелие и книга Деяний, сказано достаточно в предварительной части. 33 Сказавши о начале жизни Господней на земле, писатель не определил его точно, ибо трудно и определить оное. Имея в виду выступление Иисуса Христа на общественное служение, Апостол Петр определяет это начало выступлением на проповедь Предтечи Господня ( Деян.10:37; 1:22 ). Но Евангелист Лука начинает свое Евангелие сказанием о рождении Предтечи Господня. А окончил он Евангелие свое сказанием о вознесении Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010