К., декорированные драгоценными камнями, стали первой известной формой для вместилища святыни, положив начало традиции создания ставротек. В древнейшем сохранившемся К. имп. Юстина II (Ватиканский крест, VI в., базилика св. Петра в Ватикане) есть вместилище для фрагмента Животворящего Креста, с лицевой стороны - драгоценные камни и надписи, на обороте - медальоны: Христос и Агнец Божий, бюст имп. Юстина с женой Софией. Подражания К. имп. Юстина II создавались и в период развитого средневековья, особенно в Зап. Европе; позднее образцовой формой стал двойной К., напр. Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест (1161). Крест выносной «корсунский». XVII в. (ГММК) Крест выносной «корсунский». XVII в. (ГММК) В рус. церковной практике были унаследованы и развивались типы богослужебных К., принятые в Византии. К. были медными или чаще из дерева, в металлическом (серебряном, позднее с золочением) окладе, украшенном драгоценными камнями, жемчугом и др. вставками. Наиболее крупными размерами отличались процессионные, запрестольные или выносные К. Запрестольные выносные К. в виде 4-конечного К. греч. типа в числе обязательных почитаемых святынь оставались в тех храмах или монастырях, для к-рых они создавались (напр., выносной серебряный К. XI в. из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне). Монументальные К. с изображением Распятия стали частью церковного убранства, вероятно, еще в период раннего средневековья на Западе (К. архиеп. Герона (70-е гг. X в.) в кафедральном соборе Кёльна) и позже в Др. Руси. Нек-рые из них почитаются как чудотворные (Дмитровский К. из Успенского собора Дмитрова, кон. XIV - нач. XV в., ГТГ; К. прп. Трифона Вятского, ок. 1592, КХМ). Древнейшие процессионные К. сохранились в Вел. Новгороде и близки по виду к К. из Великой Лавры св. Афанасия на Афоне той же эпохи: 4-конечные (ветви почти равной длины), с медальонами в перекрестье и на концах, с длинными рукоятями (длина К. до 1,5 м; 2 выносных К. XI-XII вв. из собора Св. Софии в Вел. Новгороде - медный и деревянный в серебряном басменном окладе (с добавлениями XIX в.); деревянный К. XI в. в окладе XIV в. с поздними чинками из ц. арх. Михаила на Михалицкой ул.- оба в НГОМЗ). Подобный тип процессионных К. относится к древнейшим и восходит к К. имп. Константина как протографу.

http://pravenc.ru/text/2459015.html

От редактора Раздел 1. Наследие отечественной ставрографии Н. И. Троицкий. Крест Христа – «Древо Жизни» Г. Д. Филимонов. Значение луны под крестом, по Афонским памятникам севастьяновского собрания Г.Д. Филимонов. «Похвала кресту» по византийским камеям в Париже и в Москве Раздел 2. Современные исследования К.А. Щедрина. «Крест императора Константина Великого» (К вопросу иконографии) Г. А. Романов. Кресты в крестных ходах Древней Руси В. Г. Пуцко. Византийско-русские бронзовые богослужебные кресты XII–XIII веков Д. В. Пежемский. Новгородский серапионов крест И. А. Стерлигова. Священные вложения в новгородских напрестольных крестах XVI–XVII веков В. В. Игошев. Ярославские серебряные и золотые кресты XVI–XVIII веков (к вопросу о типологии церковной утвари) И. Г. Харламова. Запрестольный крест XVI века мастера Салмана из собрания Ярославского музея-заповедника Л. Б. Сукина. «Корсунский» запрестольный крест из Переславского Никольского монастыря О. А. Сухова. Чудотворные Сретенский и Виленский кресты из города Мурома Г. М. Зеленская. Монументальные кресты нового Иерусалима Священник Александр Парфенов. Надписи на подпрестольных крестах из храмов Ростовской округи Раздел 3. Музейные коллекции Г. В. Сидоренко. Коллекция крестов- " корсунчиков» В. Е. Гезе – И. С. Остроухова в собрании государственной третьяковской галереи И. С. Родникова. Напрестольные серебряные кресты из собрания псковского музея И. Д. Костина. Серебряные напрестольные кресты XVIII века с вкладными надписями в собрании музеев московского кремля Н. В. Гаврилова. Серебряные напрестольные кресты XVIII века из собрания саратовского художественного музея имени А. Радищева Н. В. Тютюгина. Серебряные кресты в собрании башкирского государственного художественного музея имени М. В. Нестерова В. Н. Широков. Коллекция выносных крестов в собрании Государственной Третьяковской галереи Раздел 4. Методология ставрографии Д. В. Пежемский. Пути объективизации ставрографических исследований Раздел 5. Разные сообщения А. Б. Пермиловская. Крест из деревни Кушкопала В. Н. Шараев. Крест на волжском берегу Раздел 6. Рецензии и библиография Новая литература по ставрографии за 2000–2002 годы Пуцко В. Г. Белокаменные резные кресты XV–XVIbb. в Поволжье//Сообщения Ростовского музея. Вып. XI. Ростов, 2000. С. 66–82, ил.  

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Святыней П.-З. Н. м. считалась чтимая икона свт. Николая Чудотворца, происхождение и датировка к-рой не установлены ( Меморский. 1851. С. 67; Косаткин. 1906. С. 298; Делекторский. 1904. С. 23). К 2019 г. ее местонахождение неизвестно. В настоящее время чтимой иконой обители является житийный образ свт. Николая кон. XVIII в. Др. святыня - выносной запрестольный Корсунский крест, принесенный, по монастырскому преданию, из Киева в Ростово-Суздальскую землю в кон. X - нач. XI в. Как и когда крест оказался в обители, неизвестно. Скорее всего он появился здесь не ранее кон. XVII в. По художественным особенностям крест относится к памятникам 2-й пол. XVII - нач. XVIII в. ( Сукина Л. Б. «Корсунский» запрестольный крест из переславского Никольского монастыря//Ставрографический сб. М., 2003. Кн. 2. С. 157-163). Из П.-З. Н. м. происходят иконы письма Кирилла (в монашестве Корнилия) Иванова Уланова, с 1926 г. хранящиеся в Переславль-Залесском музее-заповеднике: «Спас Вседержитель на престоле» 1716 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 2529), «Димитрий Прилуцкий» 1719 г. (Инв. 2534), «Богоматерь Владимирская с чудесами» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2530), «Богоматерь Владимирская» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 2531), «Николай Чудотворец» кон. XVII - нач. XX в. (Инв. 5589). В музей из Никольского собора поступили также иконы письма Стефана Довментиева (Дементьева) Нарыкова: «Святые Ирина, Агафья и Иония» 1706 г. (Инв. 1683), «Богоматерь Иверская» 1707 г. (Инв. 1685), «Вседержитель поясной» нач. XVIII в. (Инв. 1658), «Богоматерь Одигитрия» нач. XVIII в. (Инв. 1659). С 2000 г. в монастырском Никольском соборе находятся мощи святых, перенесенные из прежних мест их почитания (Никольской ц. у городских ворот и Смоленско-Корнилиевской ц. Переславля): св. блгв. кн. Андрея Переяславского и прп. Корнилия Переяславского. Библиотека Библиотеку мон-ря составляли книги XVII-XVIII вв.- времени материального благополучия обители. Из П.-З. Н. м. происходят рукописные книги: «Житие Димитрия Прилуцкого» XVII в. (ПЗИХМЗ.

http://pravenc.ru/text/2580000.html

Евангелие, икону Воскресения, диакон – свечу, клирики, два священника, с зажженными свечами, берут запрестольные икону Божией Матери и крест. Настоятель или иерей кадит с диаконом св. престол и алтарь весь (в некоторых местах совершается троекратное каждение только вокруг престола) и по каждении кадило отдает диакону. Затем, при затворенных царских вратах, настоятель со служащими начинают петь: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небеси», и тотчас отворяются царские врата 117 , священнослужащие исходят из алтаря царскими вратами, а певчие продолжают петь: «И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити», и так идут они и народ со свечами северными дверьми храма вокруг церкви, идя к западу, югу, востоку, северу в притвор на паперти, поя с повторением стихиру «Воскресение Твое, Христе Спасе...» Двери храма затворяются. Во время обхождения вокруг церкви бывает звон во вся; по приходе же священнослужащих в притвор звон прекращается. Примечание 1. Если священник один при церкви, то св. Евангелие, икону Воскресения, запрестольные: икону Божией Матери и крест, хоругви и свещники – берут благочестивые миряне, только св. Евангелие и икону Воскресения непременно с пеленой. Иерей же берет в левую руку крест с трикирием, а в правую – кадило, и так совершается ход вокруг церкви. Примечание 2. При настоящем устройстве храмов, в особенности теплых, северных дверей мало где есть, и единственный путь для входа в храм и выхода из него – только западные двери, или притвор; поэтому для обхождения храма вокруг выходят прямо в притвор и оттуда идут вокруг церкви к югу, востоку и северу и приходят опять в притвор. Все пришедшие со св. Евангелием и иконами становятся лицом на запад полукругом, а настоятель и иерей – против их, и кадит св. Евангелие, иконы, клир, народ и диакона, а после сего диакон, приняв кадило от настоятеля или иерея, кадит его, и опять иерей, взяв кадило у диакона, берет его в правую руку, крест с трикирием в левую и, кадя, возглашает: «Слава Святей Единосущней...» Клир: «Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

По форме он напоминает древние новгородские кресты, описанные выше, и, возможно, старообрядцами была использована древняя основа без изображений. Далее были написаны образы в круглых клеймах, а на перекрестьях между медальонами использовались плохо сохранившиеся круглые накладки XVII века. Лицевая сторона 6. Крест Инв. Арх. Др. 90. Начало ХХ века. Дерево, темпера; 150х86 см. Поступил в 1930-е годы из церкви Успения на Апухтинке. Лицевая сторона Оборотная сторона Крест восьмиконечный, запрестольный, выносной, двусторонний. Все изображения на кресте плохой сохранности, кроме вновь написанных, не обладающих особым иконописным мастерством. С лицевой стороны в прямоугольниках на синем и красном фоне – херувимы, центральное изображение – Распятие, в кругах – неизвестные поясные святые. По сторонам от Распятия: слева – Богородица и Мария, справа – Иоанн Богослов и Лонгин сотник. На обороте живопись на старой основе практически не сохранилась, из вновь написанных представлены преподобные без наименований, Стефан архидиакон. Для креста было использовано вертикальное основание восьмиконечного двустороннего выносного креста. К нему было добавлено центральное перекрестие, дописаны изображения. Особенность древней основы та, что ее поверхность покрыта нишами, прямоугольными и круглыми в перекрестиях, что дает некоторые основания предположить, что в этих нишах когда-то находились резные изображения, подтверждением чему может служить прекрасная по исполнению и профессионализму резная плетенка, покрывающая торцы креста. 8. Крест Инв. 24418. Начало ХХ века. Дерево, темпера; 133х95 см. Поступил в 1930-е годы из церкви Успения на Апухтинке. Лицевая сторона             Оборотная сторона Крест восьмиконечный, запрестольный выносной, двусторонний. С лицевой стороны – образ распятого Христа на кресте, на верхнем перекрестии – Спас Нерукотворный. С оборотной стороны в круглых медальонах – поясные двенадцать апостолов. Крест обложен металлической позолоченной басмой, профессионально выполненной со старых матриц, вероятно, в мастерской Якова Мишукова.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Лицевая сторона 17. Крест Инв. 046182. ХХ век. Дерево, темпера; 150х76. Поступил в 1964 году из краеведческого музея города Великого Устюга. Крест восьмиконечный, запрестольный выносной, двусторонний. Его лицевая сторона традиционной иконографии. На обороте в среднике – святой Николай в рост, в круглых клеймах – поясные изображения епископов Карпа, Василия Великого , Мокия, Климента, Тихона Амафунтского, преподобного Кирилла, мученика Никиты. В датировке креста возможны изменения в результате реставрационных работ. Лицевая сторона Оборотная сторона 18 Крест Инв. Др. 55. ХХ век. Дерево, темпера; 116,5х67. Поступил в 1940 году из библиотеки имени В. И. Ленина. Собрание Е. Е. Егорова. Крест четырехконечный, запрестольный выносной, двусторонний. В центральном медальоне креста с лицевой стороны – Распятие с воинами, в клеймах на концах: справа – Богородица с женами, слева – Иоанн Богослов и Лонгин сотник, вверху – Отечество, внизу – образ «Не рыдай Мене Мати», между этими изображениями на осях креста в центре – медальоны с огненными херувимами. С оборота в центре деисусная композиция Спас на троне с предстоящими Богоматерью и Иоанном Предтечей, в клеймах на концах: справа – святые князья Борис и Глеб, слева – мученики Уар и Иоанн Воин, вверху – Троица, внизу – Спас Нерукотворный, в медальонах на осях креста: справа – митрополит Петр, слева – митрополит Алексей, вверху и внизу – огненные Херувимы. Лицевая сторона Крест из собрания Е. Е. Егорова стоит последним в ряду описываемых крестов, и в то же время он перекликается с древними крестами, с которых мы начали описание, так как они близки по форме, только у егоровского креста добавлены медальоны между средником и окончаниями. Завершая обзор крестов собрания Государственной Третьяковской галереи, хотелось бы верить, что этим не исчерпывается научная обработка представленных памятников и они привлекут внимание специалистов и займут достойное место в изучении культуры как раннего, так и позднего средневековья. 513 Статья, в основе которой сообщение на XVIIIMeждyhapoдhoм конгрессе византинистов, проходившем в Москве 8–15 августа 1991 года, была опубликована на английском языке: TheGeze – NewSeries, Supplementum 2.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

Рисунок для иконостаса стоил 200 р., столярная и позолотная работа 3750 р., иконы 1100 р. Церковь освещается вверху 4 большими венецианскими окнами, отапливается 3 унтермарковскими круглыми печами. Снаружи церковь и колокольня разделаны продолговатыми четырехугольниками и окрашены клеевою краскою молочного цвета; крыша и карнизы железные, окрашены медянкою. Престол и жертвенник из березы. Под престолом восьмиконечный деревянный крест. В храме достопримечательны: 1) деревянный крест с мощами Пантелеймона, в серебряной оправе, вделанный в другой, серебряный, вызолоченный, с разноцветными камнями, крест. Крест вложен в икону св. Пантелеймона с «чудесами». По надписи крест пожертвован священником Иоанном Смирницким, в память сына его Пантелеймона, скончавшегося 24 июня 1875 г. и погребенного близ храма. Крест этот был в 1800 г. привезен с Афона Иеромонахом Софронием, в дар Дарье Ефимовне Давыдовой; по смерти ее (1861 г.), крест достался сестрам ее, Марии и Елене, жившим в Царском селе; в 1874 г. Елена Давыдова подарила его священнику Смирницкому; 2) напрестольный крест, сребропозлащенный, с надписью: «внесен сей крест в царскосельскую Казанскую городскую кладбищенскую церковь графом Владимиром Александровичем Стенбок-Фермором, 19 августа 1876 г.»; 3) запрестольный крест, обложенный серебром, дар Василия Никифоровича Привалова, умершего 2 ноября 1847 г. Пред крестом – бронзовый, вызолоченный, семисвечник, приобретенный в 1882 году; 4) священные сосуды, с изображениями креста, Спасителя, Божией Матери и Иоанна Богослова, сделанными из устюжской чернеди. На священных сосудах выставлен год 1788; 5) ковчег, сребропозлащенный, с финифтяными изображениями страданий Спасителя, ап. Петра и Павла. Распятия, Богородицы и Иоанна Богослова. На ковчеге год 1788; 6) две лампады пред местными иконами Спасителя и Божией Матери; весу в них 29 ф. 26 зол.; 7) евангелие в лист (Москва 1854), с серебряными, вызолоченными досками, в корешке из малинового бархата. Иконы Воскресения и евангелистов окаймлены крупными французскими стразами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Формы Н. к., прежде всего как воздвизального, можно проследить также и по композициям «Воздвижение Креста Господня» в средневек. искусстве. В Ватиканском Минологии (Vat. gr. 1613. P. 34, 1-я четв. XI в.) патриарх, стоящий на фоне ниши - алтарной апсиды в окружении диаконов со свечами, поднимает перед собой 6-конечный крест, вертикальная мачта к-рого длиннее 2 перекладин, а верхняя перекладина короче средней. На миниатюре из Евангелия (Ath. Dionys. 587. Fol. 119v, 3-я четв. XI в.) подобного размера крест в руках патриарха имеет 2 белые точки-«жемчужины» на пересечении обеих перекладин с мачтой. На миниатюре из Евангелия афонского Пантелеимонова мон-ря (Ath. Pantel. 2. Fol. 189v, XII в.) иерей поднимает крест большого размера, приближающийся по пропорциям к запрестольному кресту. На фреске в притворе мон-ря Высокие Дечаны (1350) патриарх держит в руках крупный 6-конечный Н. к. в золотом или золоченом окладе, с драгоценными камнями и жемчугом, в т. ч. на концах, образующих тройные завершения. На иконах Воздвижения Креста Господня разных типов и размеров встречаются различные виды креста. На Софийской иконе-таблетке работы новгородского мастера (кон. XV в., НГОМЗ) или на оборотной стороне 2-сторонней запрестольной иконы (XVI в., НГОМЗ) изображен 8-конечный тонкий крест с веточками над главой патриарха; такой же крест можно видеть на иконе письма Гурия Никитина (1681 г., ЯХМ). На фреске (1546/47) работы мастера Феофана Критского в кафоликоне мон-ря Ставроникита на Афоне крест, стоящий на амвоне, высотой с самого архиерея. Крупный крест изображен на иконе «Воздвижение Честнаго Креста Господня», написанной 2 июля 7088 (1580) г. по заказу архим. Феодора (Сизова): патриарх Макарий Иерусалимский с помощью 2 диаконов поддерживает 8-конечный деревянный крест размером в свой полный рост (Icona, Volto del Mistero/A cura del Centro Studi Russia Cristiana in collab. con il Centro di Restauro Scientifico I. Grabar di Mosca. Mil., 1991. Tav. 18); такой же крест повторяется в невьянской иконе и др. произведениях Нового времени. В поздний период при изображении алтаря мастера писали на нем и Н. к. в его исторической форме, традиционной для служебных предметов той эпохи: на фреске ярославской ц. во имя прор. Илии (1680-1681) в алтарной апсиде на престоле рядом с Евангелием лежит 8-конечный Н. к. с узкими ветвями, он образует центр композиции и самого алтарного пространства ( Игошев. 2003. С. 134). В позднейшей иконописи XIX в. Распятие Господне на одноименной иконе могло иметь вид иконописного Н. к., так что образы предстоящих кресту повторялись на ветвях креста в центре и по его сторонам (икона Палехская, Худож. галерея Я. Морсинка, ок. 1800 г.).

http://pravenc.ru/text/2564676.html

В горизонтальную ось креста и нижнюю часть помещены частицы мощей изображенных святых. 14. Крест Инв. 14889. Начало XIX века. Палех (?) Дерево, темпера; 109х80 см. Поступил в 1935 году из антирелигиозного музея искусств. Крест восьмиконечный, запрестольный, двусторонний. С лицевой стороны креста изображение Распятия занимает практически всю плоскость, слева и справа – поясные Богоматерь и Иоанн Богослов, в верхнем перекрестии – Господь Саваоф, Святой Дух, летящие Ангелы, солнце и луна. Оборот посвящен страстной теме: вокруг центральной композиции Воскресения (Сошествия во ад), сверху вниз раскрывается хронологический ряд евангельских событий: Моление о чаше, Умовение ног, Тайная вечеря, Лобзание Иуды, Приведение Господа к первосвященнику Анне, Приведение Христа к Каиафе, Приведение Христа к Ироду, Умовение Пилатом рук перед народом, Бичевание Христа, Возложение тернового венца, Несение креста, Снятие со креста, Положение во гроб, Жены мироносицы у Гроба Господня. Лицевая сторона        Оборотная сторона 15. Крест Инв. 20877. Конец XIX – начало XX века. Палех (?) Дерево, темпера; 49х33 см. Поступил в 1930-е годы из фонда московского отдела народного образования. Крест восьмиконечный, запрестольный, двусторонний. С лицевой стороны практически идентичный по иконографии кресту инв. 14889. На обороте композиции: Тайная вечеря, Моление о чаше, Умовение ног, Лобзание Иуды, Несение креста, Снятие со креста, Положение во гроб. Лицевая сторона                   Оборотная сторона 16. Крест 588 Инв. Др 1841. XVIII век. Дерево, темпера; 188х151. Поступил в 1966 году из села Горицы Горьковской области. Крест четырехконечный, односторонний. Особенностью креста являются фигурные завершения его сторон, напоминающие трехлепестковые разветвления. Центральному изображению Распятия Христа на кресте предстоят в рост слева Богоматерь и Мария Клеопова, справа – Иоанн Богослов и Лонгин сотник, вверху – Господь Саваоф. По пробам, сделанным на кресте, его возможно датировать концом XVIIbeka, но окончательные выводы можно будет делать только после раскрытия.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

вм. Димитрия Солуньского, лучшей византийской работы X века; святой представлен стоя, с молитвенно воздетыми руками, как предстатель и ходатай. 16 . Крест выносной серебряный, чеканный; древко крыто гладким серебряным листом; имеет в вышину 0,30 м; сион под крестом в вышину 0,15 м; на сторонах сиона изображения Иоанна Предтечи и святителя, двух святителей, Богородицы, Петра и Павла. Работа XIV–XV в. 17 . Крест выносной, одинакового размера, подобным же образом украшенный, по сторонам креста собраны камни; работы того же времени. 18 . Патриарший посох, XVIII века, резной. 19 . Крест запрестольный, серебряный, чеканный, наиболее грубой работы XVII века (рис. 22). Крест запрестольный в Гелати Надпись его: «Боже, сотворивший вся, прославь венчанного Тобою царя Абхазов, Картвелов, Кахов и Леков Давида, – солнце христианства, аминь». Палеографический характер этого письма тождествен с характером письма эпохи Давида Возобновителя в надписи на иконе Спаса 24 и, конечно, настоящая надпись имеет в виду никого другого, как Давида Возобновителя (1089–1125 г.), тем более, что эпитет в ней, ему приписываемый, ни одному из царей грузинских, царствовавших под именем Давида, не может быть присваиваем. Указывают предания, по которому крест этот Давид Возобновитель постоянно носил при себе в походах и битвах; но работа его груба и, очевидно, принадлежит позднейшему времени. Видно, надпись попала на настоящий крест от древнего креста. Нередки подобные случаи в монастырях Грузии: древние надписи и на стенах их и даже на предметах церковной утвари и убранства в эпоху полного упадка в XVI–XVII веках служили для целей орнаментальных или декоративных. 20, 21, 22, 23. Четыре рипиды (рис. 23, 24) серебряные, чеканные, древко крыто гладким серебром, с яблоками, в вышину с древком 1,10 м, без древка – 0,30 м, с изображениями в кругах архангелов служащих – Гавриила и Михаила, окруженных херувимами и серафимами, также святителей: в среднем кругу Кирилла и Петра Александрийского , или же Григория Богослова и Иоанна Златоуста , Сильвестра, Василия Великого и Афанасия, Иоанна Предтечи крылатого и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010