Завершим наш очерк молитвенным назиданием современного учителя кротости, преп. Силуана Афонского: «Душа смиренного, как море; брось в море камень, он на минуту возмутит слегка поверхность, и затем утонет в глубине его. Так скорби утопают в сердце смиренного, потому что с ним сила Господня. Где ты обитаешь, смиренная душа; и кто в тебе живёт; чему уподоблю тебя? Ты горишь ярко, как солнце, и не сгораешь, но теплом своим согреваешь всех. Тебе принадлежит земля кротких, по слову Господа. Ты подобна цветущему саду, в глубине которого прекрасный дом, где любит обитать Господь. Тебя любят небо и земля. Тебя любят святые Апостолы, Пророки, Святители и Преподобные. Тебя любят Ангелы, Серафимы и Херувимы. Тебя смиренную любит Пречистая Матерь Господа. Тебя любит и радуется о тебе Господь» («Преп. Силуан Афонский », стр. 130). Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся Все мы заботимся о хлебе насущном, дабы поддержать наши физические силы. Но голодный думает о хлебе постоянно, всюду его ищет. Истомившийся от жажды готов что угодно променять на стакан холодный воды, готов заплатить любую цену за глоток свежей воды. Точно так же должен христианин искать небесный хлеб и воду живую, которая навсегда духовно утолит его духовную жажду. Вся жизнь человека должна состоять из искания, — алкания и жажды правды, и через это искание обретёт он праведность. Принимая крещение от Иоанна Предтечи, Христос назвал правдой исполнение Закона Божия, т.е. того, в чём заключается истина: Но Иисус сказал ему в ответ: не удерживай, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его ( Мф.3:15 ). В четвертой Заповеди Блаженства Христос обещает блаженства тому, кто мучительно негодует на всякую неправду (грех) и пламенно ожидает торжества истины. Он грехи наши Сам вознёс телом Своим на древо, дабы мы, избавшись от грехов, жили для правды ( 1Пет.2:24 ). …Не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? - наставляет Спаситель Своих последователей, — потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам ( Мф.6:31-33 ).

http://azbyka.ru/blazhenstva-evangelskie...

«Иисус Христос. Жизнь и Учение». Избранные главы Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» 18 мая, 2017 Из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь» «Правмир» продолжает серию публикаций избранных глав из новой книги митрополита Илариона (Алфеева) «Нагорная проповедь», которая является второй в серии под общим названием «Иисус Христос. Жизнь и Учение». Вторая заповедь Блаженства, возможно, имеет параллель в Книге пророка Исаии — в том самом отрывке, который Иисус прочитал в Назаретской синагоге (Лк. 4:16–20). Приведем его по версии Септуагинты: «Дух Господень на Мне, ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем… утешить всех плачущих (παρακαλσαι πντας τος πενθοντας) , дать плачущим (πενθοσιν) Сиона славу вместо пепла, елей радости плачущим, одежду славы вместо духа уныния» (Ис. 61:1–3). Словесное сходство двух греческих переводов — книги пророка Исаии и слов Иисуса — очевидно; подобным же сходством должен был, вероятно, обладать и еврейский оригинал. Слова Иисуса содержат прямую аллюзию на текст Исаии . Тот факт, что Иисус в Назаретской синагоге применяет эти слова пророка к Самому Себе, свидетельствует о том, что именно Себя Он видит источником радости: именно Он призван «утешить всех плачущих». Это утешение сфокусировано в Его личности, подобно тому, как Царствие Небесное, обещанное нищим духом, также имеет Его своим источником. Христоцентризм обеих заповедей очевиден. Иисус не только заявляет о блаженстве людей, обладающих теми или иными качествами: Он Сам и является подателем этого блаженства. Здесь уместно вспомнить слова Иисуса о скорби и радости, обращенные к ученикам на Тайной вечере: «Вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет» (Ин. 16:20). Скорбь учеников при разлучении с Ним Иисус сравнит со страданиями женщины при родах, а радость о Его воскресении — с радостью о рождении ребенка. Опять же, источником радости оказывается Он Сам: «Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16:22). Утешение, о котором Иисус говорит в заповедях Блаженства, и радость, о которой будет говорить ученикам на Тайной вечере, имеют вечный, вневременной характер и проистекают от встречи с Ним — Богом воплотившимся.

http://pravmir.ru/iisus-hristos-zhizn-i-...

Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей ( Пс. 118:123 ). Правда Твоя – правда вечная, и закон Твой – истина... Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить ( Пс. 118:142, 144 ). Таким образом, правда в Ветхом Завете выступает как одно из качеств Самого Бога. Человеческая же праведность является отражением этой божественной правды. Правда Божия имеет вневременной, вечный характер, но она отражена в заповедях, которые Бог дал людям, живущим во времени. В данном контексте алчущие и жаждущие правды – это те, кто горячо стремятся исполнять заповеди Божии. Можно также сказать, что алчущие и жаждущие правды – это те, кто всем сердцем ищут Бога, потому что Бог – источник всякой правды. Будучи Богом и человеком одновременно, Иисус являет Своей жизнью и правду Божию, и праведность человеческую. В Его опыте эти два понятия становятся нерасторжимыми. Подлинный смысл четвертой заповеди Блаженства, как и других заповедей, раскрывается через Иисуса. Григорий Нисский подчеркивает теоцентризм и христоцентризм этой заповеди: «Истинная добродетель, добро без примеси злого... это Сам Бог Слово... И весьма справедливо ублажены алчущие этой Божией правды; ибо подлинно вкусивший Господа, как говорит псалмопение ( Пс. 33:9 ), то есть принявший в себя Бога, наполняется тем, чего жаждал и алкал» 130 . 5. «Блаженны милостивые» Пятая заповедь Блаженства говорит еще об одном важнейшем человеческом качестве, являющемся отражением одного из свойств Божиих: Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут ( Мф. 5:7 ). Уже в Ветхом Завете Бог назван милостивым и милосердным: Моисею на Синае Бог является с именем Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный ( Исх. 14:6 ). Эти слова почти буквально повторяются в 85-м псалме: Но Ты, Господи, Боже щедрый и благосердный, долготерпеливый и многомилостивый и истинный ( Пс. 85:15 ). В 102-м псалме говорится: Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ( Пс. 102:8 ). Подобные выражения мы встречаем и в книгах пророков: Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии ( Иоил. 2:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Мф.6:26 И об ________________ что заботитесь? Посмотрите __________________________, как они растут: ______________,____________. Если же траву полевую… Бог так одевает, ___________, мало ____________! Мф.6:28–30 3 . Бог знает вас так хорошо, что даже______________ на ______________все ____________. Итак не бойтесь: вы дороже многих ____________________. Лк.12:7 Есть ли между вами такой человек , который когда сын его попросит у него____________, подал бы ему _________________? И когда попросит _______________, подал бы ему змею? Итак если вы, будучи грешным, умеете даяния благие давать ________________ вашим. Будьте уверены, _______________ Небесный даст блага просящим у Него. Мф.7:11 Господь возвещает о Своем Царстве Иисус Христос обошел всю Галилею, уча в синагогах и благовествуя о Царствии Небесном. Он лечил всякую болезнь и немощь человеческую. Слава о Нем распространилась далеко за пределы Палестины. Народ вел к нему недужных, паралитиков, эпилептиков и других болящих. И всех Он исцелял. Огромные толпы следовали за Ним из Галилеи и Десятиградия (область южнее Галилеи), из Иерусалима, Иудеи и из-за Иордана. Заповеди блаженств Однажды, когда Спасителя окружала огромная толпа, Он взял с Собой учеников и, взойдя на гору, сел и стал учить. Вы сами можете прочитать в пятой главе Евангелия от Матфея (ст. 3– 12) те воистину прекрасные слова, какие Иисус Христос сказал тогда народу. Его заповеди на поминают нам, как мы должны жить. В них непреложная основа основ христианской жизни. Поэтому и поются они каждый день на Божественной Литургии (только в великие праздники Господни слова заповедей блаженств заменяются праздничными стихами из Псалтири, возносящими славу и хвалу Господу). Заповеди блаженств поются и на заупокойной службе, провожая к Богу душу усопшего. По мере того, как Спаситель открывал людям смысл каждой заповеди, он помогал им понять, как сделаться ближе к Богу. Каждая заповедь Христова состоит из двух частей. В первой части ее Спаситель напоминает нам о высоком духовном состоянии и праведном образе жизни, о том, чего Бог ожидает от нас. Господу угодно, чтобы мы были смиренны духом, милосердны и сострадательны к другим, готовы примирить ссорящихся, и готовы были претерпеть страдания за добро и правду, не взирая на ложь и клевету. Поступая по заповедям Божиим, мы становимся к Нему ближе и постигаем дивную красоту и величайшее счастье, открывая сердце свое Христовой любви ко всем людям. Соль земли и свет мира

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

На примере этого юноши видно было, как сильно богатство может препятствовать вступлению в царствие Христово. С печалью Иисус посмотрел на уходившего молодого человека, которого Он полюбил, и сказал ученикам Своим: «истинно говорю вам: трудно богатому (который надежду свою полагает на богатство свое и привязывает к нему свое сердце) войти в царствие Божие. И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в царство Божие». Ученики устрашились этих слов и робко спросили: «так кто же может спастись?» Иисус же, знаменательно посмотревши на них, подтвердил их мнение словами: «человекам это невозможно, но, и этим Он опять утешает их – Богу все возможно». (См. кн. «Земная жизнь Господа Иисуса Христа» перев. с нем. свящ. Орды). 2. Что нужно делать, чтобы унаследовать живот вечный? Чтобы верно знать, что нам должно делать для получения вечного живота, или вечного блаженства, без сомнения всего надежнее обратить внимание на то, что признавал или предъявлял нужным для получения вечного блаженства Сам Иисус Христос. а) Иисус Христос предъявлял нужною для получения живота вечного, или вечного блаженства, веру в Него. Ибо так сказал Никодиму: якоже Моисей вознесе змию в пустыни, тако подобает вознестися Сыну человеческому: да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный. Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй в Он, не погибнет, но имать живот вечный ( Ин.3:14–16 ). б) Иисус Христос объявлял нужною для получения жизни вечной любовь к Богу и ближнему, именно: когда спрашивал Иисуса Христа законник: «что сотворив живот вечный наследую?» и когда Господь спросил его: «в законе что написано?» а тот отвечал: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближнего своего яко сам себе: тогда Господь ему сказал: сие сотвори, и жив будеши ( Лк.10:25–28 ). в) Иисус Христос предъявлял нужным для получения живота вечного соблюдение всех заповедей Божиих, именно: когда некоторый юноша, подобно означенному законнику, спрашивал Господа: что благо сотворю, да имам живот вечный? тогда Господь ему сказал: аще ли хощеши внити в живот, соблюди заповеди ( Мф.19:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Но, будучи кроток и смирен сердцем, Он предложил учение Свое об этих подвигах не повелевая, а ублажая тех, которые свободно примут и будут исполнять его. Господь призывает нас, братие, к исполнению учения Своего не как рабов, боящихся господина своего, а как детей, любящих родителей своих. «Все, водимые Духом Божиим», писал ап. Павел христианам, «суть сыны Божии. Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» ( Рим.8:14–16 ). Посему, братие, и будем исполнять учение Спасителя так, как дети исполняют желания своих любимых родителей. В дальнейших беседах мы и рассмотрим с вами, братие, какие Господь указал нам подвиги в Своих изречениях о блаженстве, чтобы затем приложить их к делу, исполнить в жизни своей, и быть таким образом творцами слова, а не точию слышателями ( Иак.1:22 ). Спаситель ублажает не слушающих только слово Божие, но и исполняющих его. Блажени, говорил Ои, слышащие слово Божие, и хранящии е ( Лк.11:28 ). Так как Господь в Своих изречениях, ублажая исполняющих Его учение, обещает и особую награду за исполнение, то в каждом изречении о блаженстве мы, братие, будем рассматривать во-первых, учение или заповедь; во-вторых, ублажение или обещание награды. Аминь. Беседа XVI. О первой заповеди блаженства Первая заповедь блаженства читается так блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное. Этими словами Господь научает нас, братие, что желающие блаженства должны быть прежде всего нищими духом. Быть нищим духом значит иметь духовное убеждение, что мы ничего своего не имеем, а имеем только то, что дарует Бог, и что ничего доброго не можем сделать без Божией помощи и благодати; и таким образом вменять себя за ничто и во всем прибегать к милосердию Божию. Кратко, по изъяснению святого Златоуста, нищета духовная есть смиренномудрие. Таким образом те люди, которые имеют сердце сокрушенное и смиренное, которые сознают, что они сами по себе ничто, а все, что имеют и что делают доброго, приписывают божественной помощи, и суть нищие духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

«Посему, как чист Сам Бог, очисти храм Его, чтоб Он возжелал вселиться в нем ... Тогда облако Славы Его приосенит душу, и свет величия Его возсияет внутри сердца» (пр. Исаак Сир., Добротол.). 249. Каков путь для достижения чистого сердца? Некоторые избранные Богом люди одарены от природы сердечной чистотой. Другие – достигают очищения сердца от греховной нечистоты долгими упражнениями и Божией благодатью, об этом нам говорят жития святых. Очищение сердца достигается: от святых таинств Церкви ; непрестанным творением молитвы; постоянным изучением слова Божия; от своего неустанного духовного труда, который заключается в отгнании греховных прилогов, в терпении скорбей, принимая их как целительныя средства; исполнением пяти предшествующих заповедей Блаженства . «Царствие небесное силою берется» ( Mф. XI, 12 ). »Да будут слова уст моих и помышления сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и избавитель мой« ( Nc. XVIII, 15 ). 250. Что значит зреть Бога? Чистые сердцем иногда видели телесными очами знамения, которыя указывали на явления им Бога, напр.: патр. Авраам – в лице трех странников (Быт. XVIII, 2–4), прор. Илья – в тихом веянии прохлады ( 3Цap. XIX, 12 ). Но эти явления Бога чрез знамения были только образы по сравнению с тем раскрытием Бога, которого удостоятся чистые в их святости, в Вечной Жизни, когда будут видеть очами духовными. В Священном Писании имеются указания, что под словом око надо разуметь не телесный глаз, но способность сердца восприять святейшия свойства Божии: »... и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» ( Eф. I, 17, 18 ); «Но к Тебе Господи, Господи, очи мои; на Тя уповаю, не отрини души моей» ( Nc. CXL, 8 ), то же – Mф. VI, 22, 23 . Уразуметь – как велико блаженство духовного зрения Бога в будущей жизни можно, хотя бы отчасти, потому – что испытали апостолы во время Преображения на Фаворской горе (Мф. XVII, 4). «Очисти сердце и надейся соединиться с Господом на безконечные веки» (Свят. Иоанн Кроншт., Моя жизнь во Христе, т. II, стр. 365). § 32. О седьмой заповеди блаженства

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Слова за Акафистом Преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу О первых трех заповедях блаженства Радуйся, смирением возвышаемый, в вечныя кровы возлетевший! (Акафист Преподобному Сергию, Икос 8) Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие во Христе братия и сестры, Господь говорит во Святом Евангелии: Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю ( Лк. 6:46 )? И еще: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ( Мф. 7:21 ). Этими изречениями Господь показывает нам, что все внимание наше должно быть обращено на исполнение воли Божией, на исполнение нравственного закона Божия. Без исполнения нравственного закона и молитва наша окажется неугодной Богу, она будет бездушной, неприемлемой Богом. Это положение подтверждается и другим изречением из Евангелия, в котором Господь обличал фарисеев и еврейский народ за их бездушную молитву, говоря: Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим ( Мф. 15:8–9 ). Но на исполнение каких христианских правил должно быть обращено все наше усердие, чтобы подъятый подвиг действительно был угоден Богу, послужил к нашему духовному усовершенствованию и мы могли бы надеяться на спасение? Правила эти Спаситель преподал всем христианам в Нагорной Своей проповеди, в так называемых заповедях Блаженства, еще в самом начале Своего общественного служения человеческому роду. Необходимо сказать, что, преподавая заповеди Блаженства, Господь призывает Своих последователей к исполнению их не под страхом угроз и наказаний, но по доброй воле, по любви к Нему. Здесь же Господь сообщает верующим и утешительные обетования, причем за каждый подвиг обещана Им награда. Низлагая душепагубную страсть – гордость, Господь начинает Свое учение ублажением нищих духом: Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное ( Мф. 5:3 ). Как через гордость прародители пали в раю и лишились общения с Богом, так посредством смирения Господь возводит нас в первобытное состояние. Ублажая нищих духом, Господь говорит, что для достижения Царства Небесного необходимо иметь нищету духовную. Но что такое нищета духовная и кто может быть назван нищим духом? Нищие духом – это смиренные духом люди, смиренно думающие о себе в глубоком убеждении, что у человека ничего нет собственного, а все, чем пользуется он, есть дар Божий; что силы душевные и телесные мы имеем от Бога и поэтому без Бога, без Его благодатной помощи не можем исполнять и заповедей Божиих, не можем делать добро, не можем быть угодными Ему. Так сознающие свою зависимость от Бога ничего себе не присваивают, но все свои преимущества, внутренние и внешние, приписывают Богу и, благоговея пред Ним, Подателем всех даров, самих себя почитают за ничто.

http://azbyka.ru/otechnik/arhimandrit_Ki...

Состояние душ умерших до всеобщего суда. Души умерших праведных людей до всеобщего воскресения находятся в свете, покое и в предначатии вечного блаженства. Иисус Христос в притче о богатом и Лазаре говорит, что Лазарь был несен Ангелами на лоно Авраамово, т.е. удостоился получить Царство Небесное; а души грешных людей будут находиться в муках. Богатый воззвал к Аврааму: «Отче Аврааме! пошли Лазаря, чтобы он омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, потому что я мучаюсь в этом пламене» ( Лк. 16:19–31 ). Молитвы за умерших. Православная Церковь заповедует молиться за умерших и подавать милостыни. Особенно бывают действенны молитвы за умерших, которые возносятся верующими перед великой жертвой Тела и Крови Иисуса Христа во время Литургии. Что будет с теми, которые останутся в живых до пришествия Господа? Тела тех людей, которые останутся в живых до второго страшного пришествия Иисуса Христа, изменятся и будут такими же духовными и бессмертными, как и тела умерших людей. Двенадцатый член Символа веры И жизни будущаго века. Аминь. В двенадцатом члене говорится о будущей жизни, которая наступит после воскресения мертвых и всеобщего суда Иисуса Христа. Будущая жизнь для людей праведных будет в высшей степени блаженная, а грешники будут осуждены на вечные мучения вместе с дьяволом . Степени блаженства будут различны. Чем более человек на земле старался делать добрых дел, тем высшую степень блаженства он получит в будущей загробной жизни. Часть вторая. О молитве. Понятие о молитве. Молитва есть усердное обращение человека к Богу. Три главных рода молитвословий. В молитвах мы должны 1) прославлять Бога за Его Божественные совершенства; 2) благодарить Его за все те благодеяния и милости, которые мы получаем от Него, и 3) наконец, просить Его о своих нуждах. Поэтому три главных рода молитвословий: 1) славословие, 2) благодарение и 3) прошение. Исцеление десяти прокаженных. Пример славословия и благодарения показал самарянин, исцеленный Иисусом Христом от проказы. Однажды Иисус Христос встретил десять прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом взывали: «Иисус, Наставник, помилуй нас!». Иисус Христос сжалился над ними и сказал: «пойдите, покажитесь священникам». Когда они шли, то очистились. Один из исцеленных – самарянин – возвратился, громким голосом прославляя Бога. Он припал к ногам Иисуса Христа и благодарил Его. Иисус Христос спросил: «не десять ли очистились, где же девять? Почему они не пришли воздать славу Богу?». И сказал самарянину: «встань, иди, вера твоя спасла тебя» ( Лк. 17:11–19 ) 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gorodcev...

Страшно было наказание за преступление заповеди Божией; но как милосердный Отец, Бог не оставил Своих согрешивших чад без утешения, и тогда же дал им обетование, которое светлой надеждой на восстановление потерянного блаженства должно было поддерживать их унылый дух в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Это именно обетование о Семени жены, которое долженствовало стереть главу змия, т.е. окончательно победить разрушителя блаженства людей, и восстановить людям возможность достигать блаженства и жизни вечной на небе. Это было первое обетование о Спасителе мира, и в знамение Его пришествия установлено жертвоприношение животных (видимо, уже теперь разделенных на два класса – чистых и нечистых), заклание которых должно было предзнаменовать заклание великого Агнца за грехи мира. Сделав Адаму и жене его Еве (матери живущих, как назвал ее теперь Адам) кожаные одежды (из убитых для жертвоприношения животных) и научив их одеваться, Господь изгнал их из рая, «и поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни», которого они чрез свой грех сделались теперь недостойны. С изгнанием людей из рая у них среди трудов и невзгод греховной жизни изгладилась с течением времени самая память о точном его местонахождении, у разных народов мы встречаем самые смутные предания, неопределенно указывающие на восток, как место первобытного блаженного состояния. Более точное указание находится в Библии , но и оно настолько неясно для нас при теперешнем виде земли, что по нему так же невозможно с географическою точностью определить местоположение Едема, в котором находился рай. Вот это библейское указание: «И насадил Господь Бог рай в Едеме, на востоке. Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. Имя одной Фисон; она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото, и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. Имя второй реки Тихон (Геон): она обтекает всю землю Куш. Имя третьей реки Хиддекель (Тигр); она протекает пред Ассириею.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010