При строительстве дворцовой капеллы архит. Одон из Меца ориентировался на ряд раннехрист. центрических построек - от ротонды Воскресения в Иерусалиме (IV в.) до ц. Сан-Витале в Равенне (сер. VI в.). Строительные работы велись в 796-800 гг.; в 805 г. капеллу освятил папа Лев III. Ансамбль включал обширный атриум с фонтаном по образцу рим. раннехрист. базилик. В плане капелла представляет собой восьмигранник, вписанный в шестигранник, с квадратной апсидой (позднее перестроена в готическом стиле). От своего непосредственного образца - ц. Сан-Витале в Равенне - капелла отличается организацией внутреннего пространства: в отличие от визант. атектонического образца, где опоры замаскированы под участки стен, здесь 8 мощных многогранных столбов открыты взгляду, арки подчеркнуты 2-цветным декором в виде полос. Капелла была облицована мрамором, а ее купол украшен мозаикой со сценой «Поклонение Агнцу» (утрачена в XVI в.). На западе вход в капеллу оформлен 2-этажной пристройкой, которую Э. Панофский сравнивает с рим. городскими воротами ( Панофский. 1998. С. 45). Это вестверк (зап. пристройка) с 2 лестничными башнями для подъема на верхний ярус, где находилась имп. ложа с мраморным троном, открытая в капеллу. На 2-м ярусе на фасаде была ниша, как во дворце остгот. кор. Теодориха Великого в Равенне, чтобы император мог обращаться к народу по окончании службы. Оформление лестничными башнями западного фасада впосл. станет традиционным для романской архитектуры. Помимо атриума и нартекса к храму примыкали 2 пристройки - с севера и юга, видимо служившие библиотекой и ризницей. Благодаря им ансамбль имел форму латинского креста. Снаружи здание было облицовано мрамором и украшено коринфскими пилястрами классических пропорций. В 814 г. в капелле был похоронен имп. Карл Великий. Западный фасад церкви мон-ря Корвей. 844 г. О строительстве базилик в эпоху Карла Великого известно лишь из описаний и археологических данных, т. к. практически все базилики того времени были впоследствии перестроены.

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Трактат сразу стал популярен, его копии имеются во мн. средневек. б-ках (известно более 90 копий первоначальной редакции; в нек-рых копиях автором ошибочно указан блж. Августин - см.: Bouhot. 1977). Вторая редакция текста была создана в 843-844 гг. и посвящена кор. Карлу Лысому (сохр. в единственной ркп.: Paris. lat. 2855). В ней появились новое поэтическое посвящение (инципит: Audenter non nunc gelida) и пролог с обращением к кор. Карлу Лысому, также были сделаны дополнения в 14-й и 19-й главах. Вероятно, король посетил мон-рь Корби в один из больших праздников. Новоизбранный аббат не только преподнес ему в дар свои труды, но косвенно сделал и политическое заявление. Трактат П. Р., изначально написанный для дочернего мон-ря Корвей, к-рый после Верденского раздела в 843 г. остался на территории, подконтрольной кор. Людовику Немецкому, имел цель доказать Карлу Лысому, что утрата единства империи является бедствием, политическое единство должно быть восстановлено, подобно единому Телу Христову. Третья редакция появилась ок. 875 г., уже после смерти П. Р. ( Bouhot. 1976). Она содержит поэму и пролог из 1-й редакции, но основной текст - из 2-й редакции. В XI-XII вв. имел хождение еще один вариант текста с интерполяциями в главах 6, 9, 14, 21 и 22. К трактату примыкает «Послание к Фредугарду» (Epistola ad Fredugardum; изд.: PL. 120. Col. 1351-1366; CCCM. Vol. 16. P. 145-173; Wilmart A. Reg. lat. 73 (fol. 38-42): Un développement patristique sur l " Eucharistie dans la lettre de Pascase Radbert à Fredigard//Analecta reginiensia: Extraits des manuscrits latins de la reine Christine conservés au Vatican/Ed. A. Wilmart. Vat., 1933. P. 267-278. (ST; 59)). Хотя нек-рые исследователи считали адресатом этого послания Фредигарда, монаха аббатства Сен-Рикье, скорее всего им был Фредугард, монах Корби ( Bouhot. 1976). Фредугард обращался к П. Р. дважды. Первый ответ П. Р. (CCCM. Vol. 16. P. 169-173) содержал дополнительные аргументы в пользу учения о тождестве Тела Христова в Евхаристии и рожденного от Девы, а также призыв не следовать учению Амалария Мецского о трехчастном Теле Христа (имя Амалария при этом не называлось). К ответу прилагались выписки из творений отцов Церкви (Ibid. P. 162-169). Второй ответ П. Р. (Ibid. P. 145-153) касался обсуждения 2 мест из сочинений блж. Августина, о которых Фредугард, вероятно, узнал из трактата Ратрамна. К этому ответу прилагалась гомилия с толкованием П. Р. на Мф 26. 26 (Ibid. P. 153-162), в к-рой рассматривались установительные слова Христа.

http://pravenc.ru/text/2579153.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Иоанн Чешский. Икона. XX в. (частное собрание) [Пустынник; чеш. Ivan eský, ctihodný poustevník] (IX в.), прп. (пам. 24 июня и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе всех Чешских святых). Достоверные биографические сведения об И. Ч. отсутствуют. Сведения, сообщаемые поздними Житиями, ненадежны (см. ниже), их историчность признается спорной (Bohemia Sancta. 1989. S. 52). Наиболее обстоятельная, но при этом сугубо гипотетическая реконструкция биографии И. Ч., базирующаяся во многом на излишне вольном толковании созвучных разноязычных имен и топонимов, принадлежит чеш. богослову и филологу Й. Вашице . До него общепринятой была версия хорват. происхождения И. Ч., основанная на том, что в наиболее распространенной легенде св. пустынник называет себя сыном хорват. кор. Гестимула. Принимая во внимание, что в IX в. в хорват. княжеских семьях имя Иоанн не встречается, Вашица предположил, что упомянутый в предании отец отшельника кор. Гестимул в действительности князь ободритов (бодричей) Гостомысл, к-рый (по сообщению «Фульдских анналов» и «Ксантенских анналов») погиб в 844 г. в битве с кор. Людовиком Немецким (см., напр.: Историки эпохи Каролингов. М., 1999. С. 146). После этой битвы пленные ободриты были отданы в мон-рь Корвей Новый в Вестфалии. Вашица полагал, что среди пленных мог быть и И. Ч., «Иван Корвейской», т. е. Иван из Корвейского мон-ря. Поэтому фразу слав. повести «Аз есмь Иванъ Корвацкой» он считал искаженной. В сохранившихся списках братии этой обители, относящихся к 856-877 гг., среди выходцев из ободритов упоминается и некий Unwanus (Unuvanus). Насельники Корвейского мон-ря являлись миссионерами в слав. среде. Вашица полагал, что И. Ч. попал в Чехию именно как миссионер. Однако эта версия противоречит преданию, согласно которому И. Ч. был строгим отшельником, избегавшим человеческого общения ( Мельников, Турилов. 2006. С. 118). Жития Древнейший из дошедших до наст. времени источников о жизни И. Ч.- «капитульная легенда», лат. текст, сохранившийся в 3 списках, старший из к-рых датируется 1465 г. Название памятник получил от б-ки Святовитского капитула в Праге (ныне Архив Пражского града), в к-рой он хранился. По всей видимости, текст был создан с полемическими целями в эпоху гуситских войн и направлен против чашников, выступавших за причащение под двумя видами. На это указывает заглавие памятника: «Sequitur historia beati Ivani, qui communicatus est a Paulo, cappelano beate Ludmille corpore Domini sub una specie, pro confirmatione fidelorum» (Следует история блаженного Ивана, который от Павла, капеллана блаженной Людмилы, принял Тело Господне под одним видом, к утверждению верных).

http://pravenc.ru/text/471553.html

2013. Bd. 99. N 1. S. 1-71). В 831-833 гг. по просьбе Варина, аббата мон-ря Корвей, Пасхазий Радберт составил 1-й в истории лат. богословской лит-ры трактат, специально посвященный таинству Евхаристии,- «О Теле и Крови Господних». На Рождество 843 или на Пасху 844 г., уже будучи аббатом, он опубликовал этот трактат и посвятил его кор. Карлу Лысому. Главный вопрос, к-рый рассматривал Пасхазий,- соотношение евхаристического Тела Христова и «исторического» Тела Иисуса Христа. Он доказывал, что Тело и Кровь Христовы в Евхаристии суть То же Самое Тело Христово, Которое родилось от Девы, страдало и теперь пребывает на небесах ( Paschas. Radb. De corp. et sang. 2, 4). В 846-847 гг. Пасхазий принял участие в совещании епископов в Париже и добился подтверждения права К. на свободное избрание аббата (MGH. Conc. T. 3. P. 144). Епископы узаконили привилегии К. и анафематствовали того, кто попытается стать аббатом путем подкупа. В этот период аббатство оказалось центром споров о предопределении. На Соборе в Кьерзи (849) по настоянию архиеп. Гинкмара Реймсского был осужден Готшальк , который провел нек-рое время в К. и был другом ученого мон. Ратрамна († 868). Трактат, написанный Ратрамном в защиту Готшалька, привел к разделению франк. богословов на 2 лагеря, т. к. Ратрамн пользовался благосклонностью Карла Лысого. В 851 г. с согласия Пасхазия аббатом К. стал Одон, а Пасхазий (видимо, из-за сложных отношений с Карлом Лысым) удалился на покой в аббатство Сен-Рикье, где вскоре скончался (до 860). Одону удалось добиться привилегии иммунитета от папы Бенедикта III (7 окт. 855) ( Jaff é . RPR. N 2663; подлинник папской грамоты изд.: Bulle sur papyrus de Benoît III pour l " abbaye de Corbie (855)/Éd. C. Brunel. Amiens; P., 1912). В 863 г. привилегия была подтверждена папой Николаем I ( Jaff é . RPR. N 2717). В 859 г. аббат Одон возглавил отряды, противостоявшие набегам викингов, а в 861 г. был возведен на епископскую кафедру в Бове. В 859 г. Ратрамн спровоцировал новую волну богословских споров. В ответ на вопросы Карла Лысого он написал трактат с тем же названием, что и Пасхазий,- «О Теле и Крови Господних», в к-ром утверждал, что хлеб и вино и Тело и Кровь Христовы - это одно и то же ( Ratramnus Corbeiensis. De corpore et sanguine Domini. 16//PL. 121. Col. 134-135), при этом субстанция хлеба и вина сохраняется и после освящения гостии (Ibid. 54//PL. 121. Col. 152). Возможно, Ратрамн спорил не столько с Пасхазием, сколько с кем-то из его последователей. На стороне Ратрамна выступили Рабан Мавр , Валафрид Страбон и Флор Лионский; учение Пасхазия защищали Гинкмар Реймсский, св. Гаймон , еп. Хальберштадтский, и Ремигий Осерский (подробнее см.: Bouhot. 1976). К. в X-XII вв.

http://pravenc.ru/text/2057224.html

Ок. 810 г. двоюродный брат Карла Великого (800-814) св. Адальхард I ( Адальгард; † 826), аббат Корби (780/1-814), игравший важную роль при дворе императора, предпринял попытку основать дочерний мон-рь с целью христианизации региона, завоеванного в ходе войн с саксами, в к-рых участвовал брат Адальхарда св. Вала († 836). По просьбе Адальхарда местный аристократ Теодрад выделил для мон-ря землю в Хетисе (это место отождествляют с совр. Нойхаус-им-Золлинг; по др. версии, Хетис находился у скал Экстернштайне близ совр. г. Хорн-Бад-Майнберг - Teudt. 1936; Matthes. 1982). Однако основание дочерней обители было отложено, т. к. Карл Великий назначил Валу регентом при кор. Италии Бернарде (812-818). После смерти Карла Адальхард, Вала, их брат Бернхарий и сестра Гундрада попали в опалу, т. к. имп. Людовик Благочестивый (814-840) опасался интриг с их стороны. Адальхард был вынужден отправиться в мон-рь Нуармутье, а Вала принял монашество в Корби и вскоре стал препозитом при аббате Адальхарде II (814-821) (см.: Ganz. 1991. P. 25-26). На имперском съезде в Падерборне (815) Адальхарду II удалось убедить Людовика Благочестивого и еп. Хатумара в необходимости основать обитель в Хетисе. Первым настоятелем К. стал Хукберт (епископ Мо в 823-853). Монахами монастыря являлись представители саксонской знати. При обители была создана школа для мальчиков по образцу школы, существовавшей в Корби. В первые годы монашеская община испытывала экономические трудности (Translatio S. Viti. 3). Ситуация изменилась в 821 г., после возвращения из ссылки Адальхарда I, к-рый вновь стал аббатом Корби и предоставил монахам К. денежную помощь. Тем временем Адальхард II получил согласие императора на перенос мон-ря на новое место, расположенное близ Хёкстера, к-рый являлся частью королевского домена (по-видимому, эта идея принадлежала препозиту К. Адальберту). 6 авг. 822 г. монахи разметили землю для монастырских зданий, а 25 авг. епископ Падерборна освятил место для строительства и дал обители название Нов. Корби. Монастырская церковь, строительство которой завершилось в 844 г., как и одна из церквей аббатства Корби, была посвящена св. Стефану. После того как Хукберт занял епископскую кафедру Мо, аббатом К. стал св. Адальхард I (Ibid. 4).

http://pravenc.ru/text/2057232.html

Евангелиарий из Вернигероде. Скрипторий мон-ря Корвей. 3-я четв. X в. (New York. Pierpont Morgan Lib. 755. Fol. 16v) Евангелиарий из Вернигероде. Скрипторий мон-ря Корвей. 3-я четв. X в. (New York. Pierpont Morgan Lib. 755. Fol. 16v) По всей видимости, уже в IX в. в К. появилась б-ка, основой к-рой могли быть рукописи, привезенные из Корби. Аббатство стало центром лит. деятельности. Так, ок. 876 г. мон. Агий написал Житие св. Хатумоды († 874), которая возглавляла общину канонисс в Гандерсхайме, что свидетельствует о связи мон-ря с жен. аристократическими каноникатами. Отождествление с Агием анонимного автора, по всей видимости, жившего в К. и известного как Саксон Поэт, перу к-рого принадлежит «Хроника деяний императора Карла Великого» (Annales de gestis Caroli Magni imperatoris libri V), не имеет достаточных оснований. Мон. Видукинд Корвейский († после 973) был автором неск. несохранившихся агиографических произведений, а также одного из важнейших памятников историографии X в. - соч. «Деяния саксов» (Rerum Gestarum Saxonicarum libri III), в к-ром описана история саксон. народа до смерти имп. Оттона I Великого в 973 г. Произведение было посвящено дочери императора, аббатисе Кведлинбурга Матильде († 999). В «Деяниях саксов» Видукинд доказывает легитимность династии Оттонов и подчеркивает универсальный характер власти Оттона I. Особое место в сочинении занимает описание борьбы саксов с соседними народами. Аббату Бовону II (900-916) принадлежит комментарий к сочинению Боэция «Об утешении философией» (De consolatione Philosophiae). В К. хранился единственный дошедший до наст. времени манускрипт с текстом первых 6 книг «Анналов» рим. историка Тацита (Laurent. Plut. 68. 1). Эта рукопись, датируемая IX в. ( R ö mer. 1991. S. 2300-2302), была приобретена папой Римским Львом X (1513-1521) и в наст. время хранится во Флоренции. В аббатстве велись «Корвейские анналы»; в них описываются события с 658 по 1148 г. В период Тридцатилетней войны мн. книги были утеряны; большая часть сохранившихся манускриптов в наст. время находится в Академической б-ке архиеп-ства Падерборн; среди них - т. н. Евангелиарий из Корвея (ок. 840; Ms. Hux. 21a). Новая б-ка, построенная при аббате Максимилиане фон Хоррихе (1714-1721), была закрыта во время секуляризации 1803 г., книги переданы в различные хранилища. В XIX в. на территории бывшего аббатства была создана частная княжеская б-ка, фонд к-рой насчитывает 74 тыс. томов. Значительную часть коллекции составляют издания XVIII-XIX вв. на англ., нем. и франц. языках. Важный вклад в формирование б-ки внес нем. поэт А. Г. Гофман фон Фаллерслебен (1798-1874), в последние годы жизни исполнявший обязанности библиотекаря в К. К наст. времени проведена значительная работа по оцифровке книг из б-ки аббатства. Архитектура

http://pravenc.ru/text/2057232.html

«Толкование на Псалом 44» (Expositio in Psalmum XLIV; изд.: PL. 120. Col. 993-1060; Paschas. Ratb. Expositio in Psalmum XLIV/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1991. (CCCM; 94)) в 3 книгах было составлено П. Р. по просьбе аббатисы Теодрады, но завершено уже после ее кончины, во время пребывания П. Р. в добровольном изгнании в Сен-Рикье. Пс 44 был избран для толкования по той причине, что стих из него открывает текст Устава св. Бенедикта. Возможно, актуальность комментария была связана с распространением бенедиктинского устава в рамках каролингской монашеской реформы в тех обителях, где прежде действовали смешанные правила (regula mixta) ( Zola. 2008). Текст псалма использовался также в чине посвящения дев (consecratio virginum), поэтому имел большое значение именно для жен. монашества ( Matis. 2016). П. Р. рассматривал псалом как брачную песнь-эпиталамий, подобную Песни Песней, а образ девы в нем - как образ невесты Христовой. Трактат «О вере, надежде и любви» (De fide, spe et caritate; изд.: PL. 120. Col. 1387-1490; Paschas. Ratb. De fide, spe et caritate/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1990. (CCCM; 97)) в 3 книгах был составлен между 840 и 856 гг. для новициев мон-ря Корвей по просьбе аббата Варина (в начале сочинения помещен гекзаметр-посвящение с акростихом Radbertus Levita). П. Р. последовательно анализирует все места из НЗ, где встречаются вынесенные в заглавие понятия. Соч. «О благословениях праотцев Иакова и Моисея» (De benedictionibus patriarcharum Iacob et Moysi; изд.: Paschas. Ratb. De benedictionibus patriarcharum Iacob et Moysi/Ed. B. Paulus. Turnhout, 1993. (CCCM; 96)) было обнаружено П. Бланшаром в рукописи XII в. из Рединга ( Blanchard. 1911). Лексически и стилистически текст имеет много общего с толкованием П. Р. на Евангелие от Матфея. Толкование посвящено Гунтланду, монаху Сен-Рикье, но поскольку работа над произведением началась по просьбе Маркварда, аббата Прюмского мон-ря, к-рый не дожил до ее завершения (скончался в 853), то адресатом стал и его преемник, аббат Эйгил (по имени не назван). П. Р. рассматривал пророчества о 12 коленах Израилевых в Быт 49 и Втор 33, сравнивая тексты в свете новозаветного откровения. Агиографические

http://pravenc.ru/text/Пасхазию ...

Число присоединившихся к конгрегации мон-рей постоянно росло. Важным было присоединение майнцского мон-ря св. Иакова (1450) и эрфуртского мон-ря св. Петра (1449-1451). Со вступлением в конгрегацию в 1469 г. мон-ря Хирзау союз впервые распространился за р. Майн. В 1469 г. конфедерация охватила монастыри в Нидерландах (Устбрук), в 1488 г.- в Дании (Воре), в 1505 г.- на территории совр. Бельгии (Жамблу), а в 1506 г. к Б. к. присоединилось мюнстерское аббатство. Все же приоритетными считались северогерм. территории между реками Везер и Эльба (в 1505 присоединился мон-рь Корвей). К 1517 г. в Б. к. входили 94 мон-ря. Б. к., во главе к-рой находился ежегодный генеральный капитул, представляла собой союз сохранявших автономию мон-рей, чьи аббаты были обязаны участвовать в работе капитула. Им принадлежала законодательная и адм. власть, принятые ими законы были обязательны для выполнения всей конгрегацией, а не отдельными мон-рями. До сер. XVII в. аббат Бурсфельдского мон-ря являлся президентом конгрегации. Важными также были функции кураторов (обычно аббатов соседних мон-рей), следивших за соблюдением устава конгрегации и за выполнением решений капитула. При реформе мон-рей (новые не основывались) конгрегация действовала в согласии со светскими князьями и местными епископами. Б. к. имела под своим управлением свыше 60 жен. монастырей, однако инкорпорированными были только 2 из них (Кларватер и Силу). Как полагают исследователи, Б. к. находилась под значительным влиянием движения за духовное обновление в XV в. (см. Devotio moderna ) и ордена картузианцев , но воспринималась как бенедиктинская разновидность нидерландско-бельг. реформатского движения. Лютеранская Реформация оказала сильное влияние на Б. к., с нач. XVII в. должность аббата Бурсфельдского мон-ря стали занимать протестанты, т. о. мон-рь утратил связь с католич. орденом бенедиктинцев, однако название «Б. к.» еще оставалось для сохранявшегося союза мон-рей. В 1803 г. в результате проводимой политики секуляризации конгрегация прекратила свое существование.

http://pravenc.ru/text/153675.html

Вероятно, ок. 802 г. Адальхард вступил в полемику со св. Бенедиктом Анианским по вопросам монашеской дисциплины, за которыми скрывалась проблема введения единого устава во всех франк. мон-рях. Так, Адальхард полагал, что мирянин, желающий стать монахом, должен получить тонзуру до истечения 1-го года жизни в мон-ре (желательно в течение первых 2 месяцев) и только после этого проходить новициат, тогда как Бенедикт Анианский требовал, чтобы новиций получал тонзуру только через год и более пребывания в мон-ре. Адальхард разрешал бедным разделять трапезу с монахами в рефектории, но запрещал входить туда богатым мирянам (они вкушали пищу с аббатом); по мнению Бенедикта Анианского, в рефектории могли находиться только монахи. Адальхард допускал утренний сон после окончания вигилии; он считал запрещенной для монахов пищей не только мясо животных, но и жиры животного происхождения. Ритуальное омовение ног братии, по мнению Адальхарда, должно было совершаться в полном молчании. В 809 г. вместе с Бернхарием (Бернардом) Вормсским и аббатом Смарагдом Адальхард доставил в Рим акты Ахенского Собора, на котором обсуждался вопрос об исхождении Св. Духа от Отца и Сына (Annales regni Francorum. a. 809//MGH. Script. Rer. Germ. T. 6. P. 129). В 811 г. его назначили регентом при Бернарде, буд. короле Италии (Die Translatio S. Viti martyris. Münster, 1979. S. 36-37), для к-рого Адальхард, вероятно, написал трактат «De ordine palatii», впосл. положенный в основу одноименного сочинения архиеп. Гинкмара Реймсского. После смерти Карла Великого в 814 г. по неясным причинам (видимо, из-за дворцовых интриг или династических споров) Адальхард был сослан в мон-рь Нуармутье ( Paschas. Radb. Vita Adalhardi. 32//MGH. SS. T. 2. P. 527). Его братья и сестра также были отправлены в ссылку в мон-ри: Вала стал препозитом в К., Бернхария отправили в аббатство Лерен , а Гундраду - в жен. мон-рь Св. Креста в Пуатье. Несмотря на ссылку Адальхарда, имп. Людовик Благочестивый грамотой от 29 янв. 815 г. подтвердил привилегии К. Преемником Адальхарда I стал Адальхард II (814-821), к-рый выступил инициатором основания мон-рей в Саксонии для более успешной христианизации этого региона (подробнее см. в ст. Корвей ).

http://pravenc.ru/text/2057224.html

и формированием независимых церковных княжеств в составе империи (архиепископства Зальцбург, Трир, Майнц, Кёльн, Магдебург, Бремен, некоторые епископства), с другой - с увеличением влияния Римских пап на поставление нек-рых герм. епископов, что в XIII-XIV вв. приняло форму т. н. права резерваций (монополии Римских пап назначать епископов некоторых диоцезов). В Священной Римской империи с XIII в. и до нач. XIX в. епископы и настоятели некоторых крупных мон-рей - имперские прелаты (Reichprälaten) - имели правовой статус имперских чинов (Reichsstände), закрепленный в судебниках (прежде всего в Саксонском и Швабском зерцалах). Наряду с имперскими князьями, баронами, представителями др. сословий и городов прелаты заседали в ландтагах и рейхстагах, платили налоги и участвовали в военных походах императора. Епископы и имперские прелаты вводились во владение регалиями, принадлежавшими их еп-ствам и мон-рям, королевской (имп.) инвеститурой скипетром. Три крупнейших церковных князя (архиепископы Майнца, Трира и Кёльна) были членами коллегии курфюрстов - выборщиков императора и занимали должности имперских канцлеров в королевстве Германия (архиепископ Майнцский), в королевстве Арелат (архиепископ Трирский) и в королевстве Италия (архиепископ Кёльнский) (Bulla Aurea Karoli IV. I 9-12, 15-16; II-IV//MGH. FontIur. T. 11. P. 49-59). К имперским прелатам принадлежали настоятели основных мон-рей бенедиктинцев, цистерцианцев, премонстрантов, каноников-августинцев, францисканцев, кафедральных и коллегиальных капитулов, главы рыцарских орденов. В XVI-XVIII вв. епископы и имперские прелаты входили в состав одной из 3 палат рейхстага - Совета имперских князей (Reichsfürstenrat), образуя курию церковных князей. Мон-ри Фульда, Кемптен, Вайсенбург, Мури, Элльванген, Мурбах, Корвей, Ставло-Мальмеди, Берхтесгаден и Прюм, подобно епископам, имели статус князей империи и обладали правом отдельного голоса. Остальные имперские прелаты были распределены по рейнской и швабской коллегиям, каждая из к-рых обладала только правом коллективного голоса. В имперском военном регистре (Reichsmatrikel) 1521 г. перечислено 83 имперских прелата (из них 14 жен. мон-рей и представители Тевтонского (Немецкого) ордена и ордена иоаннитов), к кон. XVIII в. их число сократилось до 40. В 1806 г., после упразднения Священной Римской империи герм. нации, большинство имперских мон-рей было закрыто, их имущество секуляризировано.

http://pravenc.ru/text/389517.html

  001     002    003    004    005    006    007