Она уже давно встретилась с католичеством и с трудом в постоянной борьбе отстаивала свою веру и народность. Католичество кладет вскоре свою печать и на народное образование. Особенно это католическое влияние на западнорусское просвещение усиливается с начала 16-века. С Запада надвигался на католичество Западной Руси враг в лице реформации, и католическая иерархия начинает устраивать для отражения этого врага школы. Вызваны были так сказать янычары католичества – отцы иезуиты. Папский нунций убеждал польского короля устроить в своем государстве иезуитские коллегии, quasi praesidia religionis, как крепости веры. 2591 И вот в течение 16-го века Западная Русь покрывается целою сетью иезуитских коллегий во главе с Виленской академией. Во всех этих школах обучались и православные. Иезуитская педагогика была поставлена так, что большинство воспитанников совращались в католичество. На их глазах католичество торжествовало победу повсюду: и в богослужении, и в догматике, и в полемике, и на примерных диспутах, где вооруженные блестящей диалектикой иезуиты победоносно —102— опровергали все не католическое. 2592 Но даже и тогда, когда воспитанник иезуитской школы оставался верен православию, он выходил из школы пропитанный католическим духом, особенно в области богословия. И как могло быть иное, если при изучении богословия его руководил doctor angelicus Фома Аквинский со своей Summa totius theologiae! В 1592 году киевский митрополит Михаил Рагоза писал в своем окружном послании: «учение святых писаний зело оскуде; паче же Словенскаго Российскаго языка, и вси человецы приложишася простому несъвершенному Лядскому писанию, и сего ради в различныа ереси впадоша, не въдуще в Богословии силы съвершеннаго грамматическаго Словенскаго языка». 2593 Митрополит указывает на недостаток национального православного образования и на вред для православия от обучения «Лядскому писанию». Недостаток православного образования пытались возместить устройством православных школ западнорусские братства.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Владыка Митрофан (Зноско-Боровский), несколько лет прожил в Марокко с 1948 по 1959. В сане протоиерея он возглавлял русскую православную общину в Касабланке. С его именем связан определенный период расцвета в деятельности колонии наших соотечественников, второй эмигрантской волны, если можно применить это слово, к духовной жизни вынужденных страдальцев-изгнанников. Родился отец Митрофан в 1909, в западнорусской духовной семье, его отец служил священником в г. Брест-Литовске. М. Зноско-Боровский, для получения образования поступил на богословский факультет Варшавского университета. В 1932 переехал в Белград, как стипендиат Сербского патриарха Варнавы для учебы на богословском факультете университета. Затем, по возвращении в Польшу, Зноско-Боровский преподавал и с 1935 служил диаконом, а с 1936 священником в Никольской Братской церкви Бреста, где ему пришлось пережить советскую, затем немецкую оккупацию. Вместе с отступавшими немецкими войсками, перед угрозой Красной армии, протоиерей вместе с семьей ушел на Запад. В августе 1944 Германский митрополит Серафим (Ляде) выдал отцу Митрофану удостоверение о принятии в клир РПЦЗ. Зноско-Боровский с семьей проживал в это время в Вене, откуда по субботам и воскресеньям ездил в лагерь фирмы " Лейхметалл " в Берг-Энгерау, где опекал угнанных на принудительные работы соотечественников. В 1947 он оформлял документы для выезда в США, готовился принять приглашение на должность разъездного миссионера. Однако, как сообщает он в своей автобиографии: дело закончилось отказом, в июне того же года архиепископ Виталий ответил, что, к сожалению, не может выписать в Америку, ибо ему трудно обеспечить содержание такой большой семьи. Митрополит Анастасий (Грибановский) получил в апреле 1947 от владыки Нафанаила (Львова) письмо, в котором последний просил о назначении протоиерея Зноско-Боровского в Марокко. Таким образом, была решена судьба священника и вместе с тем наметились последующие страницы касабланской русской церковной истории. Прот. Митрофан прибыл в Марокко в 1948, и оставался здесь до 1959, когда выехал в США (в 1989 протоиерей овдовел и с 1992 призван к архиерейскому служению). Преосвященный владыка Митрофан был епископом Бостонским, викарием Нью-Йоркской и Восточно-Американской епархии, преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Скончался владыка в 2002 г. О времени проведенном в Марокко, Зноско-Боровский достаточно подробно излагает в своей книге " Хроника одной жизни: К 60-летию пастырского служения IX.1935-IX.1995 " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/402/...

В грамоте следует особо выделить установление, что в случае смерти владыки имущество кафедры должны взять в управление члены клироса вместе с православной шляхтой и мещанами Львова и передать это имущество новому Львовскому епископу. В Польском королевстве в 1-й пол. XVI в. обычной практикой была передача такого имущества в управление старосты - представителя гос. власти. Несмотря на сложную ситуацию, в к-рой находился М., он вместе с клиросом выступил против подобной практики. В этом установлении как важные дружественные силы выступают правосл. шляхта и правосл. мещане Львова, поддерживавшие в предшествующие годы буд. епископа. Отношения новой епархии с митрополичьей кафедрой были урегулированы на Соборе епископов Киевской митрополии в Новогрудке. 22 февр. 1540 г. М. дал митрополиту «присяжную грамоту», скрепленную печатями епископов и светских лиц - участников Собора. В грамоте М. признал себя «дворным» епископом, поставленным митрополитом, и обязался ежегодно после Пасхи отправлять митрополиту половину собранных доходов. В грамоте указывалось, что даже надписи на антиминсах должны были делать от имени митрополита. В соответствии с этим в исходивших от него грамотах М. выступал как «наместник митрополита». В случае нарушения изложенных в грамоте установлений епископ должен был утратить свой сан и уплатить 1 тыс. злотых королю и 500 злотых митрополиту. Т. о., в отличие от других епархий Западнорусской митрополии , чья зависимость от центра часто была формальной, новая Львовская кафедра оказалась достаточно жестко подчинена митрополичьей кафедре. Согласие М. на такие условия было связано с тем, что епископ и православные во Львовской епархии нуждались в поддержке митрополита. Так, известно, что в 1547 г. М. и львовские мещане просили митрополита организовать сбор пожертвований на строительство новой каменной Успенской ц. во Львове. Ко времени образования Львовской епархии, вероятно, относится составление т. н. Лукашевичской редакции Кормчей книги: данная редакция в XVI-XVII вв. неоднократно переписывалась на территории Львовской епархии. Материал, почерпнутый гл. обр. из Волынского извода Русской Кормчей, был пополнен заимствованными из разных источников полемическими антилат. текстами.

http://pravenc.ru/text/2561406.html

История епархиальной подведомственности русских городов в XVI–XVII вв., не говоря о более раннем периоде, совсем не уяснена и автору также не всегда удавалось воспроизвести ее, почему иногда приходилось признавать только большую вероятность принадлежности известного города к той или иной епархии, напр., г. Самары к Казанской епархии, Чернавска к Крутицкой. Географическая путаница в распределении городов по епархиям, вносившая чрезполосицу в епархиальные территории, значительно затрудняла дело. Как о составе городов, так точно о количестве монастырей и церквей в каждой отдельной епархии сведений не встречается почти до самого конца XVII в. От начала XVII в. имеются обстоятельные сведения лишь о городах и церквах Патриаршей области. Довольно обстоятельные сведения можно собрать о Сибирской епархии. Меньше всего пришлось встретить географических и статистических данных при историческом обзоре епархиального устройстквае Киевской митрополии со времени разделения. Поэтому I и II главы второй части представляют собой краткий церковно-исторический очерк почти без географии и статистики. Раньше было замечено и теперь можно повторить, что более или менее обстоятельное исследование вопроса о территориях и составе западнорусских епархий до присоединения Киевской митрополии к Московскому патриархату заслуживает внимания местных специалистов, – им доступны местные архивы. При недостаточности необходимых данных предлагаемое исследование является лишь посильной попыткой фактически проследить постепенное увеличение пределов русской церкви, показать исторический ход образования и территориального устройства русских епархий, а вместе с тем уяснить старинное георграфическое деление на епархии русской церковной территории и, насколько возможно, указать область ведения и владений русских епархиальных архиереев, долго напоминавших древне-русский удельный строй. Автор осмеливается обратиться к местным географам-археологам с просьбой указать в исследовании неточности, ошибки или географические несообразности. Эти недостатки могут касаться времени основания городов, их точной топографии (на карте), досадного искажения географических терминов и собственных имен, напр., р. Макыч, вм. Маныч, г. Боровок, вм. Боровск, Пурчасов, вм. Турчасов, Яреичский, вм. Яренгский и некот. др. (см. опечатки). Полезные замечания и поправки в предлагаемом исследовании для автора очень желательны. При выпуске II тома на них можно будет обратить внимание читателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

У. б. в его спорах с епископом. Положение изменилось, когда митрополит в 1594 г. присоединился к сторонникам унии: при посредничестве кн. Константина Константиновича Острожского в 1595 г. состоялось примирение еп. Гедеона и братства, и они совместно выступали против унии; окончательное примирение состоялось в 1602 г. Благодаря содействию Л. У. б. Львовскую кафедру после смерти еп. Гедеона (февр. 1607) занял Иеремия (Тиссаровский) , который при своем поставлении дал обязательство поддерживать «науки школьные» и братскую типографию. Еп. Иеремия впоследствии неоднократно жертвовал братству деньги. Братство сотрудничало с еп. Арсением (Желиборским) . По его инициативе в 1642 г. в типографии братства были напечатаны такие важные для церковной жизни сочинения, как «О тайнах церковных» Сильвестра (Косова) и «Поучение новопоставленному иерею». 27 дек. 1667 г. Л. У. б. выдвинуло кандидатом на Львовскую кафедру Е. Свистельницкого (см. Иеремия (Свистельницкий) ) в противовес кандидатуре Шумлянского (см. Иосиф (Шумлянский) ), к-рого подозревали в склонности к унии. 30 апр. 1668 г. в братской Успенской ц. Иеремия (Свистельницкий) был хиротонисан во епископа Львовского. Вслед. давления польск. властей еп. Иеремия был изгнан и Львовскую кафедру занял Иосиф (Шумлянский), противник Л. У. б. Л. У. б. приняло активное участие в обсуждении способов исправления церковной жизни, развернувшемся в Западнорусской митрополии в кон. XVI в. Переписка в 80-90-х гг. XVI в. членов Л. У. б. с вост. патриархами, К-польскими Феолиптом II и Иеремией Ii, Александрийскими Иоакимом и Мелетием I Пигасом , свидетельствует о наличии глубокого и давнего конфликта между западнорус. епископатом и мирянами, добивавшимися искоренения пороков в церковной жизни и реформ. Письма львовских братчиков содержат жалобы на епископов, в деятельности к-рых миряне видели основной источник неблагополучия в Киевской митрополии. Братчики писали о том, что Киевский митр. Онисифор и епископы - «двоеженцы и блудодеи», за деньги они поставляют во иереи недостойных людей и им покровительствуют, не заботятся о просвещении паствы, об устройстве школ и типографий, выступают против «учения и учащих».

http://pravenc.ru/text/2561012.html

Послание великого князя Василия Васильевича Константинопольскому патриарху Митрофану, об отступлении от православия митрополита Исидора, с требованием согласия на поставление другого митрополита, по избранию и рукоположению русских епископов//Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1: Памятники XI–XV в./[ред. А. С. Павлов]. Санкт-Петербург: Тип. М. А. Александрова, 1908. С. 525–536. Послание Российского духовенства Углицкого князю Дмитрию Юрьевичу 1447 года, декабря 29//Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссией (АИ). Т. I: 1334–1598. Санкт-Петербург: Тип. Экспедиции заготовления Государственных бумаг, 1841. С. 75–83. Послание царя Ивана Васильевича к Александрийскому патриарху Иоакиму с купцом Василием Позняковым и Хождение купца Познякова в Иерусалим и по иным святым местам 1558 года/предисл. И. Е. Забелина. Москва: Изд. Импер. О-ва Истории и Древностей Росс. при Москов. Ун-те, 1884. Русские повести XV–XVI вв. Москва; Ленинград: Гослитиздат, 1958. Русский хронограф. Ч. II. Хронограф западнорусской редакции. Петроград: Тип. М. А. Александрова, 1914. (ПСРЛ; т. 22). Симеоновская летопись. Санкт-Петербург: Тип. М. А. Александрова, 1913. (ПСРЛ; т. 18). Слово о Куликовской битве Софония Рязанца//Воинские повести Древней Руси/под ред. В. П. Адриановой-Перетц. Москва; Ленинград: Изд. Академии Наук СССР, 1949. С. 31–41. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. I. Москва: Тип. Лазаревых Института Восточных языков, 1833. Собрание актов, относящихся к обозрению истории армянского народа. Ч. II. Москва: Тип. Лазаревых Института Восточных языков, 1838. Софийская первая летопись по списку И. Н. Царского. Москва: Наука, 1994. (ПСРЛ; т. 39). Софийская первая летопись старшего извода. Москва: Языки русской культуры, 2000. (ПСРЛ; т. 6. Вып. 1). Софийские летописи. Санкт-Петербург: Тип. Эдуарда Праца, 1853. (ПСРЛ; т. 6). Судные списки Максима Грека и Исака Собаки: [тексты и исследования]/подгот. Н. Н. Покровский; под ред. [и с предисл.] С. О. Шмидта; Главное архивное управление при Совете Министров СССР; Ин-т истории и философии Сибирского отд-ния АН СССР; Археографическая комиссия АН СССР. Москва: [Тип. ГАУ при СМ СССР], 1971.

http://bogoslov.ru/article/6192778

Епископ Митрофан (Зноско-Боровский) Владыка Митрофан (Зноско-Боровский), несколько лет прожил в Марокко с 1948 по 1959 гг. В сане протоиерея он возглавлял русскую православную общину в Касабланке. С его именем связан определенный период расцвета в деятельности колонии наших соотечественников, второй эмигрантской волны, если можно применить это слово, к духовной жизни вынужденных страдальцев-изгнанников. Родился отец Митрофан в 1909 г., в западнорусской духовной семье, его отец служил священником в г. Брест-Литовске. М. Зноско-Боровский, для получения образования поступил на богословский факультет Варшавского университета. В 1932 г. переехал в Белград, как стипендиат Сербского патриарха Варнавы для учебы на богословском факультете университета. Затем, по возвращении в Польшу, Зноско-Боровский преподавал и с 1935 г. служил диаконом, а с 1936 г. священником в Никольской Братской церкви Бреста где ему пришлось пережить советскую, затем немецкую оккупацию Вместе с отступавшими немецкими войсками, перед угрозой Красной армии, протоиерей вместе с семьей ушел на Запад. В августе 1944 г. Германский митрополит Серафим (Ляде) выдал отцу Митрофану удостоверение о принятии в клир РПЦЗ. Зноско-Боровский с семьей проживал в это время в Вене, откуда по субботам и воскресеньям ездил в лагерь фирмы " Лейхметалл " в Берг-Энгерау, где опекал угнанных на принудительные работы соотечественников В 1947 г. он оформлял документы для выезда в США, готовился принять приглашение на должность разъездного миссионера. Однако, как сообщает он в своей автобиографии: " дело закончилось отказом, в июне того же года архиепископ Виталий ответил: " что, к сожалению, не может выписать вас в Америку, ибо ему трудно обеспечить содержание такой большой семьи, как ваша " Митрополит Анастасий (Грибановский) получил в апреле 1947 г. от владыки Нафанаила (Львова) письмо, в котором последний просил о назначении протоиерея Зноско-Боровского в Марокко. Таким образом была решена судьба священника и вместе с тем наметились последующие страницы касабланской русской церковной истории. Прот. Митрофан прибыл в Марокко в 1948 г., и оставался здесь до 1959 г., когда выехал в США (в 1989 г. протоиерей овдовел и с 1992 г. призван к архиерейскому служению). Преосвященный владыка Митрофан был епископом Бостонским, викарием Нью-Йоркской и Восточно-Американской епархии, преподавал в Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. Скончался владыка в 2002 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/403/...

На это я ему ответил: наш пастырь не знает ни о каких обидах, учиненных не униатам, и не получал ни откуда никакой жалобы, никакого донесения, 926 а тем менее поручал их делать; напротив, если бы была какая-либо жалоба, то он, наверное, не нарушил бы справедливости; если же без ведома его сделана какая-либо обида, то он желает, чтобы точно были указаны лица, места и дела. На это князь ответил: «созову протопопов, прикажу списать все обиды, сделанные не униатам, и пошлю их в Варшаву, а копию их перешлю митрополиту.» Сушицкий завел длинную речь о королевской подати, взимание которой особенно сердило Любомирского, и очевидно надоел ему. Любомирский замолк, а за тем его призвали в заседание собравшиеся у него члены комиссии о разграничении его имений, после которого сели обедать. «После обеда, – продолжает Сушицкий, – я пришел к князю, у которого застал большое собрание гостей, именно: судью Букара, подсудка (того же подстаросту) Пилявского, старосту Осветинского, мечника Завадынского, старосту Попела, Прилуцкого, Недведского, Юковского, Поляновского, Штейна, Проскуру и других. С некоторыми из них беседовал подстароста (Пилявский), с другими – я. Добыть теперь же засвидетельствование (невинности митрополита) очень трудно, потому что эти лица уехали вместе с князем, а, спустя некоторое время, может быть, добудем (wystaramy) его; в этом деле особенно сумеет услужить корсунский благочинный. Я просил князя написать ответ. Он вышел из общества гостей в прихожую и, прислонившись к стене, очень долго думал, а затем, войдя в комнату и, схватив шапку, ушел в особую комнатку и начал было писать ответ (как говорил мне секретарь князя), но ему помешали вошедшие с другой стороны официалы, а также года Бадини, шамбелян 927 Пивницкий, юристы и другие лица, участвовавшие в составлении акта комиссии. Все соединились в одно общество и гуляли целую ночь.» 928 На следующий день Сушицкий долго не мог видеть Любомирского, наконец, ему удалось поговорить с ним и получить краткий ответ на письмо митрополита.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1022 Ленинский даже старался объяснить себе поражавшую его дружбу Потемкина с иезуитами и нашел следующую разгадку этой дружбы: «род Потемкина, – извещал он Смогоржевского, – много обязан иезуитам; говорят у них окончила жизнь и его бабка на devocyi» (приготовление к исповеди в монастыре). 989 – письмо, от 5 августа 1783 года.  1026 Арх. ун. м., 990. Левинский говорит, что сообщивший ему об этом проект, читал его у Виктора Садковского. 1036 Левинский любил искажать фамилии нелюбимых людей, когда из этого мог выйти каламбур. Шатковский – Szadkowsky вместо Садковский – Sadkowski ближе к слову – szatan (сатана). Холмского епископа Максимилиана Рылло, как его все называли, и он сам подписывался, Левинский называл не Рылло, а Рыло и иногда пояснял: «наше Рыло все изрыло.» 1038 Там же, – письмо от 19 Февраля. В позднейших письмах (от 19 июля 1785 г., 991 и от 19 сентября 1768 г., 992), Левинский говорит, что учреждение православной епископии последовало без сношений с польским правительством. Это как будто подтверждает и Смогоржевский в письме к Левинскому, от 28 июня 1785 года 991), когда говорит, что «польскому двору следовало бы уговориться с Россией, чтобы она свои проекты прежде (их исполнения) сообщала ему (польскому двору), и после надлежащего рассмотрения дела получала справедливое удовлетворение своих желаний, потому что если все будет удаваться Москве, то нет сомнения, что мы, говорит Смогоржевский, навеки потеряем и веру, и отечество.» 1039 Арх. св. с., д. 1785 г., 98; Собр. законов 16, 173. В том же указе, в пункте 3 определено жалованья новому епископу 1.200 p.; на стол и другие надобности 1.000 p.; на содержание положенных при архиерейском доме и при консистории разных членов и служителей по 3.700 p., а всего по 5.900 р. Кроме того в пункте 4 сказано, что на проезд ему до места и на заведение дома жалуется 3.000 р. Пункты указа мы привели в подлинном виде, но не в том порядке, в каком они изложены в нем. 1043 Annexa, 95–100, 101 и 104. Например, мысль о том, чтобы Виктор был коадьютором киевского митрополита, о кротком управлении паствой, устранении притязания униатского митрополита на православные

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

1161 По крайней мере со времени публикации Тейнера (Vetera monumenta Poloniae et Lithuaniae. Ed. A. Theiner. Т. 3. P. 41–42). 1164 D[omi]nus Iudex districtus Brestensis schysmaticus quidem, sed auctoritate, doctrina atque rerum usu non vulgari vir, quique omnium eorum quae ad religionem spectant, scientissimus inter suos esse videatur " ( MUH. Т. 1. P. 68). 1165 MUH. Т. 1. P. 69. («Dicebat ille providentia imprimis ас dispositione divina esse factum, quod patriarcha Constantinopolitanus in has oras venerit. Addebat curandum esse magis cum Graecis colloquium, quam vel scriptiones contra Russos editas, vel refutationes illorum, quae publice a nostris in concionibus fiunt. Sive enim admiserit sive resusaverit oblatum colloquium patriarcha, si quidem Romana Ecclesia veritate nititur, facilius Ruthenos ad ineundam nobiscum unionem invitatum iri»). 1166 «...post habitos cum Patre Societatis qui hic mecum degit, de religione nonnullos sermones, haustaque fortasse quoquomodo veritatis luce, semel atque iterum quasi data opera ad me venit.» (MUH. Т. 1. P. 68). Имени этого иезуита мы не знаем. В. Собеский предполагает в нем Каснера Нагая (Sobieski W. Jezuita tatarzyn (na marginesie swiezej ksiazki о unii Brzeskiej)//Sobieski W. Trybun ludu szlacheckiego. Pisma historyczne. Wyd. St. Grzybowski. W., 1978. S. 324). К. Нагай в 1584, 1585, 1590 гг. был во Львове при Соликовском; в 1592 г. он основал резиденцию иезуитов в Луцке, при Мацеевском. И. Крайцар вопроса о контактах иезуитов с Потеем в 1588 г. не касается (Krajcar J. Jesuits and the Genesis of the Union of Brest//OCP. 31 (1978). P. 131–153); Халецкий пишет о проекте 1588, но вопрос о роли иезуитов в его выдвижении не ставит (Halecki 1968. Р. 225 passim). 1169 MUH. Т. 1. Р. 70 («Il modo di ragunar vescovi et arcivescovi a disputare con costoro, a me non mi e parso che sia cosa da mettersi mano, non apartenendo a concilii provinciali»), 1172 Флоря Б.Н. Комментарии// Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви. Кн. 5. Период разделения Русской Церкви на две митрополии. История Западнорусской, или Литовской, митрополии (1458–1596). Под ред. Б.Н. Флори. Москва, 1996. С. 472.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/mezh...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010