М., 1915. С.81. Ливанова Т. История западноевропейской музыкию. М-Л., 1940. С.52. Шестаков В.П. От этоса к аффекту. Музыка. М., 1975. С.79. Металлов В., протоирей. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. С.20. Шестаков В. От этоса к аффекту. М., 1975. С.80. Там же, С.80. Металлов В. протоиерей. Очерк истории православного церковного пения в России. М., 1915. С.30. Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и возрождения. М., 1966. С.315. Шестаков В.П. От этоса к аффекту, Музыка. М., 1975. С.86. Ливанова Т. История западноевропейской музыки. М-Л., 1940. С.73. Ливанова Т. История западноевропейской музыки. М-Л., 1940. С.93. Там же, С.163-164. Шестаков В. От этоса к аффекту. М., 1975. С.176. В гомофонно-гармонической музыке основная мелодия проводится в каком-нибудь одном голосе, другие голоса-партии гармонически поддерживают течение этой мелодии. Реформа было осуществлена в рамках камераты Барди-Корси (небольшой кружок философов, поэтов, певцов, композиторов). В реформе они опирались на музыкальную эстетику Платона, полагавшего в основании музыки прежде всего слово, затем ритм, потом звук. Характерно, что члены камераты обращались к идеям античности, ведь и оперу они создавали под непосредственным влиянием древнегреческой трагедии. В этом можно усмотреть контрреформационный мотив - желание вернуться к доварварской эпохе и там отыскать истоки собственной культуры (без влияния протестантствующих). Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII веков. М., 1971. С.85. Там же, С.141. Там же, С.156. Музыкальная эстетика России XI - XVIII веков. М., 1973. С. 73, 75. Вопросы теории и эстетики музыки. Л., Вып.13. С.66. Орлова Е. Лекции по истории музыки. М., 1977. С.138. Теоретические наблюдения над историей музыки. М., 1978. С.226. Ливанова Т. Очерки и материалы по истории русской музыкальной культуры. М., 1938. С.84. См. Успенский Н.Д. Русский церковный раскол XVII века как следствие коллизии двух богословий. - Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата.

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/26/...

В рус. зарубежье в 20-х гг. возобновилось издание «Литовских ЕВ» (1922-1923, в 1923-1940 в Каунасе выходил «Голос Литовской православной епархии»). Традиции дореволюционной епархиальной прессы в какой-то степени продолжались в «Церковном вестнике Западноевропейской епархии» (Париж, 1927-1940, 1946-1959), «Вестнике Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» (Париж, 1947-1989), неск. епархиальных журналах РПЦЗ. По образцу Е. в. в Австро-Венгрии издавались униат. журналы (с 1886 - в Перемышльской и Станиславовской епархиях, с 1889 - во Львове), нек-рые из них продолжали выходить в межвоенной Польше, напр. «Nepeмucьki enapxiяльhi biдoмocmi» (1919-1939). После присоединения униатов к правосл. Церкви во Львове выходил журнал правосл. Львовско-Тернопольской епархии bichuk» (1946-1948, с 2 за 1948 «Православний bichuk», с 1968 изд. в Киеве). Др. попытка издания епархиального журнала в СССР была недолговечной: в 1948-1950 гг. вышло 4 номера ж. «Вести: Бюллетень Рижской епархии». После возобновления епархиальной издательской деятельности РПЦ в кон. 80-х гг. XX в. появились и периодические издания епархий, среди к-рых многие назывались Е. в. и даже указывали на преемственность традиций дореволюционных журналов. Первыми в 1989 г. были «Самарские ЕВ», «Вестник Рижско-Латвийской епархии» и «Минские ЕВ». В 1990 г. появились «Воронежский епархиальный вестник», «Вестник Белорусского Экзархата» , «Московские ЕВ», «Благовестник Пермской епархии», «Санкт-Петербургские ЕВ», «Тверские ЕВ» и газеты «Вятский епархиальный вестник», «Православный вестник Свердловской епархии», «Благовест» (Кострома), «Курские ЕВ», bichuk» (Мукачево, Тернополь), «Омские ЕВ», «Ведомости Тобольско-Тюменской епархии», «Рязанский церковный вестник» (с 1992 журнал), «Пензенские ЕВ» (с 1998 журнал). Впосл. ежегодно начинали выходить новые издания. В наст. время почти в каждой епархии выходят церковные периодические издания под эгидой епархиального управления или с его участием. Из них более 25 называются Е. в. («Брестские ЕВ», «Липецкие ЕВ», «Новогрудские ЕВ», «Саранские ЕВ», «ЕВ» (Сыктывкар)).

http://pravenc.ru/text/190001.html

И вот, такая особенная, элегантная девушка с магнитофоном встает во время проповеди Владыки как можно ближе к нему. Как это «считывает» простой советский верующий человек? «Вот они! Добрались и сюда». В более поздние годы вокруг Тани собирались ребята, чтобы не дать разгневанному народу отнять у «кэгэбэшницы» технику… Так что даже запись бесед Владыки была проявлением героизма. Но дальше происходила та часть деятельности, которая уже просто подпадала под 70-ю статью УК — «Изготовление, хранение и распространение клеветнических, заведомо ложных измышлений, порочащих Советский Союз», а именно — распространение проповедей владыки Антония. Таня записывала, расшифровывала, Алена помогала, распространяла. Как? До сих пор я не знаю, кто были те люди, которые развозили уже готовые проповеди владыки Антония. Таня и Алена делали закладку — пять экземпляров, потом вторую, дальше это распространялось «само», в геометрической прогрессии. Алена была прикована к Лавре, к Загорску. Курсировала между Москвой и Посадом, в основном, Таня. Если Владыка отправлялся куда-нибудь в другой город — в Тулу, в Ленинград, в Киев, — она пыталась ехать с ним, но это не всегда получалось. Вновь эмиграция Потом она уехала. Связано это было с тем, что Владыку стали очень редко пускать в СССР. Между 1974 и 1982 годом он почти не бывал здесь, (ненадолго приезжал в 1978 на похороны митр. Никодима ), и Танина миссия не могла осуществляться. Таня восстановила свое французское гражданство, сохраняя и советский паспорт. Она стала работать в Париже в канцелярии Экзархата, издавала «Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата» и продолжила записывать владыку Антония. Также предпринимала попытки переехать в Лондон, чтобы быть ближе к нему. Этот переходный период был временем нашей наибольшей дружбы с того момента, как во Францию переехали мы. Долгие эмигрантские годы Татьяна Майданович была моим единственным другом. У Тани не было ничего: не было жилья, не было имущества. При этом она всегда выглядела необыкновенно изящно, носила ослепительно белые водолазки. Как-то я пришла к ней, и она стала вручать мне другую ослепительно-белую водолазку со словами: «Это тебе, мне подарили». Я в ответ: «Пусть у тебя будет сменная». На что услышала: «У меня не два тела». У нее ничего сменного не было, только ее ежедневно стираемое.

http://pravmir.ru/okno-mitropolita-anton...

Мониторинг СМИ Русский экзархат больше не хочет и не может медлить Архиепископия в Западной Европе стремительно теряет свои приходы 18.07.2019 15:17 Глава бывшего Западноевропейского экзархата архиепископ Хариупольский Иоанн (Реннето) 5 июля с.г. разослал подчиненным ему приходам русской традиции письмоуведомление, что очередная Генеральная ассамблея духовенства и мирян архиепископии состоится в начале сентября. Планируется, что именно на этом заседании окончательно решится их судьба. «Сегодня речь идет не более и не менее как о выживании нашей архиепископии. Медлить нельзя, и вы это знаете. Верный принятому мной обязательству собрать вас снова, я созываю 7 сентября 2019 года новое чрезвычайное общее собрание на основе 34-й статьи устава архиепископии. Таким образом, мы проголосуем за наше будущее и, если это приведет к изменению канонической принадлежности, немедленно назначим время, чтобы соответствующее изменение устава было принято в ближайшие месяцы на новом чрезвычайном собрании», – говорится, в частности, в документе. Напомним, что 27 ноября 2018 года Вселенский патриарх Варфоломей отозвал томос от 1999 года, согласно которому архиепископия имела отдельный территориальноправовой статус экзархата и находилась в канонической юрисдикции Константинополя. Фанар при этом рекомендовал приходам влиться в греческие митрополии тех стран, в которых расположены. Поскольку предложение Варфоломея означало самоликвидацию и утрату русской идентичности, священнослужители и миряне бывшего экзархата от него отказались и вынуждены теперь самостоятельно определять свое будущее. 23 февраля с.г. в Париже прошла Генеральная ассамблея приходов русской традиции, на которой большинством голосов (93%) было решено во что бы то ни стало сохранить архиепископию. 11 мая состоялось и общее епархиальное собрание духовенства, однако договориться клирики между собой пока так и не смогли. Среди вариантов, которые рассматриваются сейчас: вернуться под омофор московского патриарха, как это было у архиепископии до 1931 года; последовать указаниям Вселенского патриархата и войти в юрисдикции греческих митрополий; никому не подчиняться и ни под чей омофор больше не входить.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Эта кампания была рассчитана на международный пропагандистский эффект, чтобы представить нацистский режим защитником правосл. Церкви (в отличие от СССР, где религ. орг-ции преследовали). В соответствии с политикой унификации РКМ считало недопустимым существование в Германии неск. юрисдикций рус. правосл. приходов. К 1935 г. в стране действовал 1 приход Московского Патриархата, 4 прихода РПЦЗ, 9 зарегистрированных и 4 незарегистрированные общины подчинялись митр. Евлогию (Георгиевскому) , главе Западноевропейского Экзархата русских православных приходов (в юрисдикции К-польского Патриархата). В целях объединения рус. приходов в рамках одного церковно-адм. округа с осени 1935 г. нацистские ведомства приступили к их унификации на основе Германской епархии РПЦЗ. Главным объектом воздействия стали приходы, подчинявшиеся митр. Евлогию. Герм. ведомства не устраивала их организационная связь с парижским центром Экзархата. С окт. 1936 г. нацистские ведомства подталкивали их к переходу в юрисдикцию РПЦЗ. После оккупации Чехии викарий митр. Евлогия Пражский еп. Сергий (Королёв) и Берлинский архиеп. Серафим (Ляде) 3 нояб. 1939 г. заключили соглашение о том, что оставшиеся у евлогиан 5 общин (3 в Германии и 2 в Чехии) подчинялись еп. Сергию и в то же время входили в епархию РПЦЗ. В 1938-1940 гг. РКМ приступило к реализации идеи распространения юрисдикции Германской епархии РПЦЗ на все контролируемые рейхом территории. В подчинение к архиеп. Серафиму постепенно перешли правосл. общины в Австрии, Чехии, Бельгии, Люксембурге и Лотарингии, а также в союзных рейху Словакии и Венгрии. Др. нацистские ведомства выступили против стратегической линии РКМ на создание в Германии одного из влиятельных центров Православия и сделали невозможным ее осуществление. В этом плане показательна неудача попытки организации в Берлине Православного Богословского ин-та. С началом войны против СССР обозначился отказ от прежнего курса РКМ на распространение юрисдикции Германской епархии РПЦЗ на все попадавшие в сферу нацистского контроля области с перспективой создания в будущем самостоятельной Германской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/165043.html

В отличие от Русской Зарубежной Церкви митрополит Евлогий (Георгиевский) согласился дать подписку о прекращении антисоветской деятельности, оговорив свое понимание этого обязательства – не превращать амвон в политическую трибуну. Московскую Патриархию это устроило. С 1927 по 1930 г. митрополит Евлогий пребывал в подчинении митрополиту Сергию, хотя довольно скоро убедился в сложности своего положения. Любое осуждение атеистической политики большевиков становилось известно в Москве и приводило к нареканиям со стороны заместителя. Из ектений пропали поминовения о смерти «за царя», а жертв советского режима нельзя было именовать «невинно убиенными». Вскоре митрополит Сергий написал митрополиту Евлогию, чтобы он в печати осудил убийство русскими эмигрантами Войкова, известного своим участием в цареубийстве, и Воровского, прославившегося своей борьбой с Церковью. В 1930 г. терпению митрополита Евлогия пришел конец. Иерарх посетил Англию, где принял участие в молитве о страждущей Русской Церкви. Из Московской Патриархии поступило требование к митрополиту Евлогию осудить свои действия и подтвердить обещание не вмешиваться в политику. Архипастырь выполнять эти требования отказался и в декабре 1930 г. был уволен Московской Патриархией со своего поста. Власть над западноевропейскими приходами была передана митрополиту Литовскому Елевферию (Богоявленскому). Сам митрополит Евлогий обратился в Константинополь и 17 февраля 1931 г. был принят в подчинение патриархом Фотием II в качестве экзарха. 30 апреля 1931 г. Московская Патриархия вынесла решение о запрещении митрополита Евлогия в священнослужении. Однако прещения были проигнорированы Константинопольской Патриархией, а также другими Поместными Церквами, которые продолжали сослужение с клиром Западноевропейского экзархата. Из викариев митрополита Евлогия на все требования Москвы согласился лишь епископ Вениамин (Федченков) . Он остался в подчинении Патриархии и создал в Париже Трехсвятительское подворье, где и стал настоятелем. Однако последователей Московской Патриархии в Европе было немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Симеон (1–я пол. XV в.) — архиепископ Фессалоникийский, возглавлял оборону Салоник при турецкой осаде. Известен своими трудами по осмыслению церковного богослужения, в частности «Толкованием на Литургию», «Книгой о Храме». Изд.: Писания св. отцев и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного богослужения. Т. 2. СПб., 1856. ( < < back) < >< back) > < >< back) > См.: История Византии. В 3–х т. М., 1967. Т. 2. С. 49–79; Успенский ЛЛ. Богословие иконы Православной Церкви. Изд. Западноевропейского экзархата Московского патриархата, 1989. С. 71—117; Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991. С. 155–231; Ostrogorsky G. Studien zur Geschichte des byzantinischen Bilderstreites. Breslau, 1929 (repr.: Amsterdam, 1964); Der byzantinische Bilderstreit. Leipzig, 1980; Stein D. Der Beginn des byzantinischen Bilderstreit und seine Entwicklung bis in die 40–er Jahres des 8. Jahrhunderts. Munchen, 1980; SuttnerE. Chr. Die theologischen Motive im Bilderstreit//La Legittimita del culto delle icone. Bari, 1988. P. 53–70; TMmmel H.G. Bilderlehre und Bilderstreit. Arbeiten zur Auseinandersetzung uber die Ikone und ihre Begrimdung vomehmlich im 8. und 9. Jahrhundert. Wurzburg, 1991; Thummel H.G. Die Friihgeschichte der ostkirchlichen Bilderlehre. Berlin, 1992. ( < < back) Цит. по: Правила Православной Церкви с толкованием Никодима, епископа Далматинско–Истрийского. СПб., 1911. Т. 1. С. 596. ( < < back) < >< back) > Об иконоборчестве см.: Alexander P. J. The Iconoclastic Council of St. Sophia (815) and its Definition//OOP. 1953. 7. P. 35–66; Der byzantinische Bilderstreit. Gutersloh, 1968; Textus byzantinos ad iconomachiam pertinentes/Ed. H. Hennephof. Leiden, 1969. ( < < back) См.: Mansi XIII36C; Vita Stephani//PG 100,445D–446A, 454D; Лазарев B.H. История византийской живописи. М., 1947. Т. I. С. 66–67; Cormack R. The Arts during the Age of Iconoclasm//Iconodasm. Birmingham, 1977. P. 103–111. В храмах допускалась даже светская развлекательная музыка; см.: Mansi XII978B.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=184...

—696— нравы здешних торговцев. Здесь торгуют разные национальности: турки, арабы, евреи, армяне, немцы, французы и др., и все имеют комиссионеров, зазывающих прохожих в свою лавку. Но, Боже сохрани, к чему-нибудь прицениться, – комиссионер будет сопровождать вас по всему базару до тех пор, пока вы не купите вещь. Запрашивают продавцы в десять раз дороже стоимости вещи, и после продолжительной торговли уступают. Крайнюю неустойчивость цен и сравнительную дешевизну вещей здесь объясняют тем, что в Константинополь, где не существует фабричного производства, свозится нераспроданный бракованный товар с западноевропейского рынка и находит хороший сбыт среди неприхотливых турок. Наша многолюдная компания обращала на себя внимание, и по базару то и дело раздавались возгласы: „москов карош, заходи, братушка, братушка сюда, стой, стой братушка, entrée, monsieur“. На базаре народу немного и, как вероятно везде, преобладают среди покупателей женщины, даже турчанки, которым сам Коран разрешает показываться публично на торге. Приказчик из французского магазина, где мы что-то покупали, провожал нас по всему базару и даже в мечеть султана Баязета, куда мы зашли с базара, причем обязательно объяснил имаму, отворявшему мечеть, что здесь: „буюк-папа (большой священник) и notabler personnages“, в силу чего имам был с нами особенно любезен. В этот же день утром Преосвященному представилась болгарская депутация, приветствовавшая его от имени болгарского экзарха Иосифа и благодарившая за заботы о воспитании болгарского юношества, учащегося в Московской академии. В числе депутации был протосинкел Мелетий, окончивший курс Киевской семинарии, и Протасий Пампулов, кандидат Московской академии. Преосвященный поручил депутации выразить благодарность экзарху за такое внимание его, а вместе и сожаление, что он по причинам, вызванным известными историческими обстоятельствами, не может лично посетить его. В ответ на благодарность за воспитание болгарского юношества, Преосвященный сказал, что наша Академия, равно как и другие русские учебные заведения, с радостью открывают двери свои для единоплеменных и единоверных юношей, относясь к

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Приведенный пример помощи евреям со стороны духовенства русского ЗападноЕвропейского экзархата во Франции является далеко не единственным. Так, например, протоиерей Борис Георгиевич Старк (2 июля 1909, Кронштадт – 11 января 1996, Ярославль), служивший в 1941–1952 гг. помощником настоятеля русской Успенской церкви при кладбище и Свято-Николаевской церкви при русском старческом доме в г. Сент-Женевьев-де-Буа, в своих воспоминаниях об отце Димитрии Клепинине писал: «Вечная память незабвенному о. Димитрию. Запомнился мне очень один с ним разговор... Мы шли из церкви РСХД по улице Оливье-де-Серр (РСХД – это Русское Студенческое Христианское Движение, к которому до войны мы оба были очень близки). Отец Димитрий говорит мне: “Ты видишь, какие начинаются гонения на евреев? Еще нет того, что делается в Германии, но надо ждать, что и у нас будет нечто подобное, и мы заранее должны знать, что нам делать!” Мы оба были убеждены, что в случае нужды надо будет помогать евреям, как крещеным, так и некрещеным, но ищущим нашей помощи. Мне, как живущему в Русском Доме Сент-Женевьев-де-Буа, меньше было поводов и возможностей это намерение применить в жизнь (хотя и в Сент-Женевьев кое-что делалось в этом плане), а вот о. Димитрий, живший в центре Парижа и служивший в церкви общежития “Православное Дело”, основанного матерью Марией, был в самой гуще событий, и ему с матерью Марией пришлось не только много делать, чтобы спасать евреев во время оккупации, но и погибнуть за это» 231 . К сожалению, отец Борис скромно умолчал, в чем конкретно заключалась его деятельность по спасению евреев в Сент-Женевьев-де-Буа. Об участии в спасении еврейской семьи в оккупированной Франции говорится в воспоминаниях протоиерея Олега Болдырева. В июне 1939 г. он был назначен митрополитом Евлогием настоятелем русского прихода в Дайв-Кобурге, осенью призван во французскую армию и летом 1940 г. попал в немецкий плен, из которого вышел на свободу 31 марта 1941 г. Вскоре Владыка Евлогий назначил отца Олега служить в домовой церкви Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Генеральная ассамблея Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе отказалась выполнить решение Константинополя о самороспуске 24 февраля, 2019. Новостная служба Из 206 голосовавших 15 проголосовали за роспуск, 191 — против 24 февраля. ПРАВМИР. Генеральная ассамблея Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе отказалась выполнить решение синода Константинопольского патриархата об упразднении Западноевропейского архиепископата. Такое решение принято на внеочередном епархиальном собрании православных приходов русской традиции в Западной Европе, сообщает  Orthodoxie.com . В собрании приняли участие все клирики Архиепископии, а также делегаты от мирян, избранные приходами и общинами. Из 206 голосовавших 15 проголосовали за роспуск, 191 — против. Решение о выборе юрисдикции будет принято в июне. 29 ноября 2018 года Синод Константинопольской Церкви отменил томос 1999 года, который Патриарх Варфоломей предоставил Архиепископии православных русских церквей в Западной Европе. Руководство экзархата не было поставлено об этом в известность. В Архиепископии  заявили , что дадут ответ Патриарху Варфоломею после общего собрания духовенства и делегатов от мирян. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 марта, 2013 5 апреля, 2013 28 ноября, 2018 27 февраля, 2024 18 марта, 2022 17 февраля, 2022 11 ноября, 2021 28 мая, 2021 26 мая, 2021 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/generalnaya-assambleya...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010