Может быть, причиной таких размолвок было не только это стремление Аллы Сергеевны обратиться к своей родословной. Это было довольно распространённое явление, когда супруги, прожившие вместе довольно долгую жизнь, вдруг на старости лет начинали конфликтовать и даже расставаться, разводиться. Психологи и врачи даже говорят о том, что в таком возрасте, когда заканчивается физическое влечение друг к другу, окончательно проясняется, была ли между ними действительно любовь или же только совместное проживание. Печально, конечно, что это обнаруживается столь запоздало, когда ни начать заново, ни уже что-либо изменить и поправить невозможно… В самый разгар этих странных препирательств и споров пожилых супругов Алле Викторовне пришло по почте извещение. Её приглашали в Федеральную службу безопасности, для ознакомления со следственным делом её деда Малыш Фёдора Васильевича. На следующий день ранним рейсовым автобусом ей предстояло ехать в Краснодар, в грозное ведомство, где, наконец-то, как она полагала, узнает всю правду о своём деде. И, как она думала, справедливость, пусть и столь запоздало, будет установлена. Она, по сути, не спала всю ночь. Какое-то, неведомое ранее волнение и беспокойство охватывало её. Наконец, она вспомнила, что этот такой важный для неё день приходится на 25 августа. Это был знаменательный для кубанцев день, когда предки их, верные черноморцы по повелению императрицы Екатерины Великой переселились на берега Кубани, где им предстояла стража пограничная от набегов народов закубанских. Такое совпадение ей представилось добрым знаком, и она впала в забытье, пока третьи петухи не пробудили её. Олег Иванович тоже не спал. Ворочался, вставал, выходил во двор, в сереющий рассвет. Нервно закуривал, хотя последнее время пытался воздерживаться от сигарет. Собираясь, Алла Сергеевна, видимо, желая хоть как-то примириться с мужем, сказала: может быть, удастся заодно посмотреть дело и твоего деда. Как его – Захар Гаврилович Бережённый? Он родился, кажется, на хуторе Ангелинском? И был репрессирован позже моего деда? Олег Иванович ответил утвердительно, ничем не выказав своего отношения к этому, вроде бы доброму намерению жены.

http://ruskline.ru/analitika/2021/10/02/...

Константинов отправил к нему списки со всех бумаг, присланных Стахиевым, исключая предложения Порты уступить ей очаковские земли, чтоб этою неприятною бумагою не усилить ханской болезни. Шагин-Гирей, прочтя бумаги, заметил хитрость Порты, которая нигде не упомянула ни слова о народах черкесских и абазинских и о крепостях, лежащих между ними на берегу Черного моря, Суджаке, Сухуме и прочих, имея постоянно в виду обладать этими народами и крепостями; равно и буджакская орда хотя и помещена в титуле ханском, но не упомянуто, будет ли она переселена в крымские владения, или удержит ее Порта за собою. Константинов отвечал, что тем лучше, что о закубанских пределах умолчено; черкесы и абазинцы, не бывши никогда под игом турецким, теперь еще больше станут им гнушаться; время открывает хану все способы к привлечению их на свою сторону. Но необходимость отвечать о буджакских татарах заставила Константинова открыть присланному ханом приближенному чиновнику о турецком требовании очаковских земель. Резидент изложил дело так, что уступка этого лоскутка земли ничего не значит в сравнении с утверждением хана на престоле. Это объявление действительно усилило болезнь Шагин-Гирея; но Константинов торопил хана исполнением всего условленного в конвенции относительно Крыма, причем советовал Шагин-Гирею послать султану в подарок черкесскую красавицу, что произведет особенно благоприятное впечатление. Шагин-Гирей не долго дожидался исполнения своих опасений. В Суджук-Кале приехал турецкий ara Сулейман, объявляя, что цель его прибытия – починка крепости Суджук и постройка вновь трех крепостей на Кубани; к абазинским племенам разослал письма: «Вы невольные, принадлежите Порте и должны помогать мне в починке крепости Суджук». Абазинцы не тронулись, и Сулейман начал работы одними своими средствами. Константинов написал Стахиеву: «Нельзя ли благомудрию вашему сей камень претыкания изъять из среды, ибо не только этою крепостцою, но если в руках Порты останется Сухум-Келенджик и Аланджик, то она будет владеть всем Кавказом, и, чем долее будет тянуться дело, тем больше надобно ожидать замешательств в том краю, а потом и здесь по неразрывной связи этих народов».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

«Время лихое, шагание великое и в людях смута», – замечает современник 356 . Когда начались преследования раскольников гражданской властью, особенно в патриаршество Иоакима–грекофила, с 1674–1690 г. 357 , и староверы запечатлели свои национально–патриотические убеждения мученичеством, тогда шатание умов еще более увеличилось: появились зловещие толки о пришествии антихриста, который воцарился в русской церкви и государстве с 1666 г., а за этими толками последовали еще более зловещие для церковной и гражданской жизни побеги раскольников на окраины государства: на юг в степи и на север в олонецкие и вологодские леса и болота и самосожигательства, которые наэлектризовывали массу, создавали в простом народе нервное, психозное настроение. Раскол в последнее десятилетие XVII века В последнее десятилетие XVII века, в патриаршество Адриана, раскольническое движение не сокращалось, а разрасталось. В конце же XVII в. найдено было ревнителями старины даже реальное воплощение антихриста в лице Петра I. В первые годы патриаршества Адриана, как свидетельствуют исторические акты и памятники, раскольники продолжали убегать на северную и южную окраины русского государства и даже передавались на сторону врагов Руси. Так, в 90–х годах XVII века казаки–раскольники ушли к врагам России кавказским и крымским татарам. «Как нам на Дону жить, – рассуждали эти изменники церкви и государству в 1693 г., – старую веру ныне выводят, а держат новую и крестное сложение не так, как прежде бывало, и для той новой веры с Дону у нас к Москве забрали людей, добрых и заслуженных, Корнея Матвеева с товарищи и показнили неведомо за что, и нам на Дону поэтому жить нельзя»... Казаки–раскольники эти вредили после русскому государству. В июне 1693 г. они сделали набег на русские владения в Астраханском крае. Закубанские же раскольники собирались в то же время, соединясь с крымскими мурзами, «большим собранием» идти для воровства под Царицынскую заставу к Волге реке, на рыбные ватаги и к Черному Яру 358 . На севере в это же время появились новые раскольническия общины и даже монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во 2-й пол. XIX в. старообрядческие об-ва имелись в следующих станицах: состоящие из последователей Белокриницкой иерархии - в станицах Прочноокопской, Кавказской, Усть-Лабинской, Владимирской, Григориполисской, Константиновской, Вознесенской, Ханской, Переправной, из беспоповцев, преимущественно поморцев,- в станицах Лабинской, Кавказской, Темижбекской, Тифлисской, Казанской, Гиагинской, Белореченской, Губской, Келермесской, Кубанской. В 40-60-х гг. XIX в. кубанские старообрядцы активно участвовали в колонизации передовых рубежей Кавказа. Это стало причиной образования старообрядческих центров на Новой (Лабинской) линии и в Закубанье. В некоторых закубанских станицах старообрядцы составляли значительную долю населения: в Воскресенской - 17%, в Переправной - 15, в Белореченской - 12, в Константиновской - 10, во Владимирской - 7%. С завершением колонизации Кубани к кон. XIX в. определились основные старообрядческие центры, к-рые располагались в Лабинском, Майкопском и Кавказском отделах. До посл. четв. XIX в. старообрядчество на Кубани было представлено гл. обр. казачеством. К 1880 г. иногородние старообрядцы по отношению к казакам в Кубанской обл. составляли уже 10,2%. В дальнейшем наблюдался численный рост иногороднего старообрядчества, особенно среди беспоповцев. В духовной жизни казаков-поповцев была очень велика роль мирян. Казачьи офицеры в К. к. играли в жизни старообрядчества ту же роль, что и зажиточное купечество в центральных областях России. Так, инициатива учреждения на Кавказе старообрядческой епископии принадлежала 2 прочноокопским офицерам: войсковому старшине Д. Нефедьеву и сотнику Г. К. Захарову. В крупных старообрядческих общинах Кубани большинство хозяйственных и дисциплинарных вопросов решалось духовными советами, в к-рые входили, как правило, пожилые казаки и офицеры. В ведении совета состояли наложение епитимии на провинившегося общинника, наказание духовных лиц, заключение и расторжение браков и т. п. Мн. чинопоследования до нач. ХХ в. у казаков-поповцев совершались уставщиками-мирянами. Так, в ст-це Прочноокопской полного чина церковного погребения с участием священника удостаивались только наиболее влиятельные лица. Похоронами рядового общинника занимался уставщик. Во внутриобщинных спорах священники выступали, как правило, в роли представителей противоборствующих сторон мирян.

http://pravenc.ru/text/2458947.html

Накануне воссоединения в 1867 году в епархии числилось 167 церквей, из которых 67 подчинялись непосредственно Екатеринодарскому Духовному Правлению. Теперь к Кавказской епархии сразу присоединились 220 церквей. Эти цифры свидетельствуют о бурном развитии на Северном Кавказе нового церковного строительства, что в первую очередь было связано с интенсивным заселением Закубанского края. В течение нескольких лет здесь возникли десятки новых станиц. Уже в самом начале массового заселения Закубанского края военные власти принимали в расчет угрозу активизации фанатически настроенных элементов сектантства и старообрядчества среди жителей новых казачьих станиц в случае длительного отсутствия в них православных священников и церквей. Это обстоятельство заставило на этот раз военное начальство позаботиться, чтобы в каждой новой станице непременно был священник, который, кроме совершения треб, следил бы за упрочением нравственности среди жителей и наблюдал за устройством молитвенного дома. Генерал Евдокимов, излагая эти соображения штабу Кавказской армии, считал необходимым, чтобы на каждые 200 душ переселенцев в обязательном порядке назначался один военный священник. Первоначально, по его мнению, эти священники должны были назначаться из числа охотников по вызову из других епархий, а если их, паче чаяния, окажется недостаточно, то посылать на Кубань окончивших курс семинаристов. Для «охотников» намечалось установить денежное пособие и ряд льгот. План Евдокимова предусматривал для всего без исключения духовенства, назначаемого на службу в Закубанский край, в течение трех лет выплачивать офицерское жалованье, а также единовременное пособие: священникам по 200 руб., а причетникам по 50 руб. Все эти предложения были приняты, и Закубанское духовенство после этого поступило в подчинение главного священника Кавказской армии протоиерея С. Гумилевского. Таким образом, процесс создания духовенства в Закубанском крае должен был складываться совершенно иначе, нежели это было за 70 лет до того в Черномории, где оно выбиралось из среды самих казаков.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Чтобы неудовольствие войска, обнаруженное при Перекопе, не распространилось навсегда и не произвело даже мщения за погубленных Самойловичей. О которых многие в войске сожалели и явно за них роптали, а из доносчиков их нашлись некоторые тайно умерщвленными, и для того учредил он особую гвардию свою: три полка пехотные сердюцкие, батальон жолдаков и полк конных компанейцев, названных компанией Надворной корогвы. И все сии войска вызвал из охотников, а паче из заднепровцев и всякой сволочи, и содержал их на жалованье в городе Батурине в околичных селениях, окружающих его резиденцию. Они были у Мазепы его ангелами-хранителями и духами, исполняющими самые мановения гетманские, и горе человеку, впавшему в их руки! Лучшие чиновники содрогались, увидев у себя в доме кого-либо из сих гвардейцев, за ним присланного. Чернью играли они, как мячом, почему и ненавидел их народ, а войска национальные едва терпеть могли, и при их падении и разрушении были они притчей в людях, так что, которые из них не избиты при перемене, те питались заработками самыми низкими и презренными, как-то: в народных банях, винокурнях и поденщиках. В 1690 году налетела в Малороссию в первый еще раз зловредная сарана и истребила все произрастания и засевы хлебный до их корня. Она взялась из Закубанских и Черкасских степей. От Персии в бывшие в том году великие бури, т.е. сильные ветра восточные. Перенеслась через Крымские степи и пала в Восточной и Полуденной Малороссии, а оттоль распространилась во всю сию страну. Полет ее представлял страшные тучи, затмевающий солнце так, что в полдень казалась тьма ночная и в тех местах, где она опускалась, съела все произрастающее, даже самые древесный листья и погоны, оставляла землю черной, обнаженной и как бы сильным пожаром опустошенной. В иных местах, где недоставало земного корму, ела людскую цветную одежду, т.е. зеленую, красную и что было сверху крашенное: шапки, пояса и каштаны. Полет ее сопровождался страшным смрадом, наполняющим воздух на далекое расстояние, а паче по ветру.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Войска и народ малороссийский, от времен Выговского и Мазепы, видевшие столько обманщиков, сколько видела Великороссия самозванцев, весьма презирали сумасбродства Орликовы и ни мало не внимали его льщениям и затеям, а были привержены непоколебимо к законному своему начальству. И только одни запорожцы, были от многих лет становищем или Сечью в середине почти степей татарских, т.е. в устье Днепра и Буга, не знали, кому достаются они, и пристали к Орлику. А с ним и татарами крымскими и бессарабскими делали многие набеги и разорения в Малороссии, а паче в Заднеприи, мстя народу за его им непослушание и сопротивление. Руины шведские и погибшие в нем многие тела человеческие, худо похороненные или разнесенные зверями и птицами на поверхность земную, изринули в 1710 году страшную в Малороссии моровую язву. Она началась из Полтавщины и протянулась в Польшу и Галицию, от чего весьма много померло людей везде. А паче в Киеве и других лучших городах, в которые, обыкновенно, во время руин стекается народ со всех разоренных селений и приносит с собой бедность, отчаяние, болезнь и самую смерть. Сему губительству народному сопутствовало другое его несчастье, равнявшееся почти первому. Зловредная сарана, налетавшая, как грозные тучи, из обыкновенного отечества своего, Персии и Закубанских степей, напала на Малороссию и съела до корня засевы хлебные и все произрастающее. Народ, пораженный такими двумя страшными ударами, думал в отчаянии, что пришла уже кончина мира, упражнялся в молениях и приготовлениях к смерти, мало заботясь о своей жизни несносной. Но голод и постояльцы, вошедшие на зимовье, разогнали мрак отчаяния народного и понудили его пещись о пропитании себя и сих гостей и избывать на то последнее свое имущество. Правительства народные не властны были тогда облегчить состояние своих подчиненных, ибо все-то отняли у них постояльцы и их начальники, и они сами представляли один ноль, ничего незначащий. Между тем король шведский, пребывая в Бендерах, подвигнул турков в Царьград объявить в пользу его войну России, и поход армии российской в Турцию открыть в начале 1711 года, весной.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Синода, от 18 мая 1840 г., определенный в Закубанское Абинское укрепление, в ведомство Черноморской кордонной линии. Прибыв к месту своего служения, о. Паисий тотчас же вступил в отправление обязанностей отрядного священника. О. Паисий не потерялся в этом первоначально бывшем для него чуждом обществе и скоро освоился со своим положением. Вместе со своим отрядом в 1841 г. он находился в движении от Ольгинского до Абинского укрепления, за Кубань и обратно, в 1842 г. сделал такой же путь; в 1844 г. так же; в 1849 г. два раза ходил за Кубань. Опасности, которым подвергался весь отряд вообще, и иеромонах Паисий в частности, были далеко не шуточными. На рассвете одного дня черкесы напали на укрепление и забрали вместе с другими в плен и о. Паисия. Выведя его за укрепление, обобрали дочиста и заставили нести на гору десять русских ружей. На горе сели отдыхать. Один черкесский князек, потерявший в схватке своего сына, стал рубить пленных русских. Одинаковая участь ожидала и о. Паисия: князек уже поднял над ним шашку; но Промысл Божий бдел над достойным иноком: один из черкесов, проникнувшись состраданием к нему, защитил о. Паисия от нападения разъяренного отца и взял его к себе в плен, как часть военной добычи. У него и был иеромонах Паисий целых полгода, по истечении которых был выкуплен русскими за сравнительно незначительную цену. Возвратился иером. Паисий к церкви своего отряда окруженный ореолом страдальца. Это, само по себе печальное событие в его жизни, послужило впоследствии даже к его личной пользе. Он сделался известным самому наместнику Кавказа, светлейшему князю Воронцову, не говоря уже о других высокопоставленных лицах, с которыми завязалось знакомство о. Паисия в это именно время, и которое так пригодилось ему впоследствии, в период его управления Чуркинской пустынью. Впрочем, и сам иером. Паисий своею ревностью, своим всегдашним усердием в исполнении лежавших на нем обязанностей, соединенным с примерным иноческим благоповедением, заслуживал всеобщей к нему любви и расположенности, которыми действительно и пользовался.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Церковью. Касается законодательное постановление, конечно же, и Михайловского монастыря, как его уже принято с любовью называть и в наши дни многочисленными паломников и местным населением, казачеством Краснодарского края. И прозвище «Казачьей Лавры» с прошлого века так и осталось за пустынью. В монастыре постепенно идет восстановление утраченного. Капитально реставрирован Свято-Троицкий храм, трапезная под ним. Выстроены жилой корпус для братии монастыря, храм в честь Архистратига Михаила, игуменский корпус с редчайшим для России храмом в честь прп. Александра, игумена обители Неусыпающих, в конце нынешнего лета освящен новый Успенский храм, в котором уже год как идут службы. Строятся храмы и на подворьях, и в скиту монастыря как в Адыгее, так и на территории Краснодарского края. Недалеко от монастыря в станице Сахрай создан скит Свято-Михайло-Афонской Закубанской общежительной пустыни, построен храм в честь св. Пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя. Подворье Свято-Михайло-Афонской Закубанской пустыни во имя свв. мучеников Гурия, Самона и Авива расположено в пос. Хамышки. На подворье имеется главный храм в честь свв. мучеников Гурия, Самона и Авива. Храм освящен Архиепископом Майкопским и Адыгейским Пантелеймоном 01.07.2004 года. На краснодарском подворье монастыря, неподалеку от Геленджика, в пос. Береговое строится капитальный каменный храм во имя святителя и чудотворца Николая, где, кроме еженедельных и праздничных служб, молебнов святителю, раз в месяц Литургию служит иеромонах Флегонт (Токарев) на древнегреческом языке. Самое главное для восстановления монастыря – это восстановление его духовной силы и значимости для населения – самих монашествующих и жителей округи. В пустыни игуменом Герасимом (Буняевым) и братией поддерживается Богослужебный устав Святой Афонской горы. Монастырь поддерживает тесную связь с афонским русским монастырем во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона: братия уже неоднократно посещала этот монастырь. Мечтают братия и игумен Герасим построить вновь на горе Физиабхо храм в честь Преображения Господня.

http://bogoslov.ru/article/2982262

Потом в его жизни случилась описанная выше встреча, и в 1877 году Указом по Кавказской Духовной Консистории от 19 сентября он был уполномочен принять землю под устройство новоучрежденной Закубанской Михайловской Пустыни. 27 октября 1877 его перемещают в Кавказский Архиерейский Дом и 8 декабря назначают «заведывающим местом, отведенным под устройство новоучрежденной Михайловской Пустыни». Наконец, 8 августа 1878 г. он получил «благословение Святейшего Синода на благополучное ведение дела по устройству новоучрежденной Михайловской Пустыни» и 16 октября 1878 г. утвержден в должности ее строителя. Уже в следующем году (3 ноября 1879 г.) «за понесенные труды по устройству Закубанской Михайловской Пустыни» архимандрит Мартирий награждается набедренником. И еще ему предстоит трудиться долгих 30 лет, пока зимой 1909 г. при возвращении из Майкопа в родную обитель не встретится его возок со стаей волков на лесной дороге. Лошади понесут, спасаясь от волков, но разобьют возок и седока о ствол дерева. Проболев несколько дней, архимандрит Мартирий отойдет ко Господу… Сейчас монастырь готовится канонизировать своего первого строителя и настоятеля, положившего все имение свое и самую жизнь на создание обители. А по молитвам к о. Мартирию многие паломники (в том числе автор статьи) и жители окрестностей получают просимое… Второму афонскому иеромонаху – Геннадию (в миру Герасиму Кулакову) в 1880 г. было 34 года. Он происходил из крестьян Ставропольской губернии, женат не был, в 19 лет (в 1865 г.) уехал на Афон и поступил в Андреевский скит послушником. Грамоте учился сначала дома в сельском училище, затем на Афонской Горе – в греческом училище читать и писать по-гречески. В 1868 г. в Андреевском скиту принимает монашеский постриг, 5 июля 1874 г. рукоположен во иеродиакона, 19 декабря 1876 г. – во иеромонаха. Желая положить свои силы и жизнь на восстановление православия и монашества на родном Кавказе, он 5 февраля 1880 г. согласно прошению определен в Закубанскую Михайловскую Пустынь, но «в качестве послушника; послушания хорошего, поет и читает». Афонский иеромонах становится русским послушником. С чем это было связано, мы не знаем. Из документа Святейшего Правительственного Синода об устроении обители мы видим, что иеромонаху Мартирию поручалось известить афонских братий, желавших поступить в обитель на Кавказе, чтобы они шли с прошениями к Преосвященному Герману и с соответствующими документами [xviii] . Возможно, у иеромонаха Геннадия просто не сохранилось каких-либо документов…

http://bogoslov.ru/article/2343352

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010