7 февраля 1997 г. Священный Синод Русской Православной Церкви постановил в связи с исполняющимся в 1997 г. 40-летним юбилеем дарования автономии Китайской Православной Церкви в более полной мере осуществлять попечение о пастве Китайской Автономной Православной Церкви. Принято было также решение о том, что впредь до избрания Поместным Собором Китайской Автономной Православной Церкви своего Предстоятеля каноническое попечение о приходах на территории КНР осуществляется Патриархом Московским и всея Руси. Последующими определениями Синода Русской Православной Церкви попечение о пастве Синьцзяна поручалось Казахстанской митрополии, а об общинах Внутренней Монголии — Читинско-Забайкальской епархии Русской Православной Церкви. Существенное значение для нормализации положения приходов Китайской Автономной Православной Церкви имеют контакты между Русской Православной Церковью и Китайской Автономной Православной Церковью, официальные контакты с Государственным управлением по делам религий при Госсовете КНР, развитие контактов с китайскими учеными, занимающимися исследованиями Православия. Для принятия верных решений о путях помощи Православной Церкви в Китае важно понимать суть того сложного комплекса социальных, экономических и политических процессов, в которые вовлечен сегодня Китай. Китай сегодня находится в особенном для себя периоде развития — на фоне разрушения идеологического фундамента атеизма и сложного переходного периода в развитии экономики и социума в стране наступил духовный вакуум. За последнее тнидцатилетие численность христиан в Китае выросла многократно (католиков — в 4 раза с 1949 года, протестантов — в 20 раз за тот же период времени по самым консервативным оценкам). За эти годы, которые уже принято называть «золотым веком христианства в Китае», открыты десятки тысяч католических и протестантских приходов по всей стране. Появилось даже выражение «христианская лихорадка», которое обозначает безудержный процесс роста числа христиан в Китае в наши дни. Религиозный ренессанс в Китае в период эпохи проведения политики «реформ и открытости» коснулся всех религиозных течений. Это — сложный феномен, связанный прежде всего с фактическим коллапсом идеологии атеизма. Свою роль играют здесь ослабление репрессивных мер со стороны властей, возросшая социальная мобильность населения, а также все возрастающие возможности коммуникации с внешним миром. Есть и ряд специфических внутренних причин, способствующих росту религиозного сознания среди народа. Прежде всего, отметил бы приверженность китайских верующих исповедуемым ценностям — даже и перед страхом гонений и репрессий во многом они явили пример исповедничества, что во многом стало почвой для религиозного возрождения в стране.

http://patriarchia.ru/db/text/1327791.ht...

LII. Донесения, представления, рапорты Иннокентия, архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Святейшему Синоду 1) Донесение, касательно обстоятельств При–Амурских мест в духовном отношении об определении туда особого священника и о прочем. ( Якутск, 10 сентября 1854 г. ) Господин Генерал Губернатор Восточной Сибири, отношением своим от 1 сентября сего года, за (при сем в копии прилагаемом), уведомляя меня о похвальных действиях находящегося в Амурской экспедиции священника Гавриила Вениаминова сообщая мне, между прочим, что между туземцами При-Амурских мест проявляется счастливое направление к принятию Святого Крещения, – просить меня принять сии места в мое ведение и распоряжение. При том он прилагает подлинное донесение Фрегатского священника Василья Махова о крещении Гиляков (также при семь прилагаемое в копии). Принимая во внимание настоящие обстоятельства При-Амурского края и сведения, сообщенные мне г. Генерал-Губернатором, я, основываясь на том, что вследствие Высочайшего повеления назначить особого священника для исполнения духовных треб в морских командах, находящихся в При-Амурских зимовьях, Святейший Синод предписал назначить туда мне, а не Иркутскому Преосвященному, к епархии которого принадлежит весь Забайкальский край, – не мог отказаться от принятия в свое ведение новозанятых на устье Амура мест, впредь до особого по сему предмету предписания Синода, о чем, между прочим, н сообщил ему отношением моим. Имея в виду указ Святешего Синода, от 24 января 1852 года. коим дано знать, что на учреждение миссии в земле Гиляков не последовало Высочайшего соизволения, я, при определении священника Вениаминова к настоящей должности, не мог дать ему разрешения действовать в том крае как миссионеру; но так как желающих креститься из тамошних туземцев является более и более, а главное потому, что их крестят и помимо священника Вениаминова, как напр., сделал священник Фрегата «Диана» Махов, без всякого сношения со священником, которого можно считать местным, а быть может, он, при втором своем посещении тех мест, сделает и еще; а потому я решился дать дозволение и священнику Гавриилу Вениаминову, поколику дозволяют ему настоящие его обязанности, действовать в отношении туземцев вполне как миссионеру, т. е., кроме, беседований и наставлений, как он делал поныне, сподоблять Святого крещения всех тех из туземцев, кои изъявят искреннее желание принять христианскую веру, и это желание станут доказывать своими поступками, но входя в дальнейшее разбирательство, кто откуда просящий крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Но, по соображении всех обстоятельств, оказывается, что: а) лишнего времени потребуется не более 1 1 / 2 месяца, ибо, чтобы прибыть на Аян из Якутска благовременно, надобно отправиться не иначе, как зимним путем, т. е., не позже половины марта, а чтобы ехать чрез Иркутск, можно отправиться из Якутска не ранее десятого февраля. б) Прогонных денег (при экономии) потребуется очень немногим более того, сколько нужно на совершение, пути из Якутска чрез Аян, и оттуда подле берега, чрез Удское, и обратно тем же путем; потому что на проезд чрез Иркутск двойных прогонов не нужно, достаточно будет и ординарных; на проезд чрез Иркутскую епархию, – на расстоянии не менее 3-х тысяч верст, прогоны должны быть не на 12 лошадей, а на 10. И по сему расчету – денег будет нужно на проезд, из Якутска чрез Иркутск, на устье Амура и оттуда, чрез Удское в Аян и далее, не более 2000 рублей серебром, полагая с Амура до Якутска почти на, все расстояние двойные прогоны; а чтобы совершить путешествие из Якутска на Амур, чрез Аян и Удское, и по Амуру до Кизи и обратно в Якутск, надобно проехать почти 5 тысяч верст, и на это употребить прогонных денег не менее 1750 рублей. Следовательно, проезд мой чрез Иркутск будет стоить казне дороже от 200 до 300 рублей серебром. Но зато я буду иметь возможность осмотреть все При-Амурские места и собрать полные сведения, необходимые мне для безошибочного управления тамошними местами, которые при настоящем положении Амурских дел, простираются вверх по Амуру, можно полагать далее устья реки Зеи, а главное для решения вопроса о месте, где основать кафедру Камчатской епархии, и где она должна граничиться с Иркутской в Забайкальском крае и проч. Честь имея донести о вышеизложенном, я покорнейше прошу Святейший Правительствующий Сунод дозволить мне совершить мое путешествие на устье Амура чрез Иркутск по Амуру, (а оттуда чрез Удское или прямо чрез Аян в Якутск) и на путешествие это истребовать на платеж прогонов и прочие расходы 2000 рублей серебром и, во всяком случае о решении, какое последует на сию мою покорнейшую просьбу, приказать, кому следует, дать знать мне как можно ранее, дабы я сообразно с оным мог благовременно расположить моими поездками.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Цель программы — поддержка гражданских инициатив через разностороннее сотрудничество между Церковью, общественностью, предпринимателями и государственными структурами. С 2010 по 2018 гг. участие церковных организаций в конкурсе увеличилось с 14% до 30%. За это время конкурс «Православная инициатива» стал организовываться в нескольких форматах: ежегодный конкурс «Православная инициатива» («большой конкурс»); конкурсы малых грантов «Православная инициатива»; региональные конкурсы «Православная инициатива». С 2011 по 2018 гг. финансирование во всех видах грантового конкурса получили 3042 заявителя. Региональные конкурсы проведены в Забайкальской (2015 год), Вологодской (2016 год), Марийской (2017 год), Новосибирской (2017 год), Пензенской (2017 год), Чувашской (2018 год), Бурятской (2018 год) митрополиях Русской Православной Церкви. В настоящее время в составе экспертов конкурса «Православная инициатива» — 209 человек. Они делятся на несколько категорий: члены Единого экспертного совета (19 человек); члены четырех экспертных советов по направлениям конкурса (132 человека); члены экспертных советов региональных конкурсов (на время проведения региональных конкурсов, — 58 человек). Эксперты конкурса «Православная инициатива» зарекомендовали себя как специалисты высокой квалификации. По данным исполнительной дирекции, 40 из них также входят в состав экспертных советов Фонда Президентских грантов; 13 — также входят в состав региональных конкурсов на распределение субсидий и грантов местных правительств и министерств; 6 — также входят в состав иных федеральных грантовых программ (например, Росмолодежь, Российского национального банка); 5 — также входят в состав конкурсных программ г. Москвы. В настоящее время епархиальные координаторы, ответственные за участие церковных организаций в различных грантовых программах, назначены в 143 епархиях, расположенных в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Благодарить основателей Международной грантовой программы «Православная инициатива», а также членов исполнительной дирекции одноименного грантового конкурса за многолетние труды.

http://patriarchia.ru/db/text/5330863.ht...

Μ.М. [Макарий-миссионер] Инородческий вопрос на Алтае 140 С развитием миссионерства в пределах Восточной Сибири ежегодно возрастающий христианский элемент инородцев возбудил антагонизм в язычествующих их родовичах. Фанатично охраняя свой национальный культ язычества, опасливо сторонясь от влияния православно-русской цивилизации и ревниво оберегая свои личные интересы, родовые старшины иркутских и забайкальских бурят воздвигли систематическое преследование на христианство, в единоплеменной им среде возникать начавшее. Бесконтрольность власти этих старшин, в силу национальной изолированности своей мало поддающейся прокурорскому надзору, с одной стороны, с другой – бесправность и беззащитность преследуемых ими новокрещеных поставили последних в невыносимо тяжелое положение, заставившее одних – слабых в вере – скрывать от родовичей свое христианство, других – искать защиты и покровительства у миссионеров как естественных посредников между ними и гражданской властью, доступ к которой помимо своих волостных старшин они по многим причинам не могли иметь. Между представителями миссии и местной администрацией началась переписка, породившая социально-вероисповедный вопрос, из провинции перешедший в столицы и ставший предметом разноречивых суждений и правительственных лиц, и разных органов печати. Газеты антицерковного направления вместе с некоторыми представителями сибирской администрации стали на сторону инородцев-язычников. Другие же, иного направления, вместе с представителями миссии и лицами, специально посвятившими себя изучению крещеноинородческого вопроса, высказались за покровительство тем инородцам, которые в христианском просвещении и русской цивилизации ищут единения с русской семьей. В сферах министерства решение вопроса то склонялось на сторону последних, то опять останавливалось, оставляя положение дела status quo ante 141 , смотря по тому, какого мнения в данное время держались администраторы, стоявшие во главе сибирских управлений. После многих видоизменений инородческий вопрос последней фазы, заключавшей в себе мероприятия по ограждению новокрещеных инородцев от притеснений со стороны языческих их властей, имел такое надписание: «О допущении к инородным управам и родовым управлениям представительства от инородцев-христиан».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

еп. Маловишерский, вик. Новгородской епархии; † в окт. 1927. Серафим (Виноградов) в 1917 г. хирот. во еп. (кафедра неизвестна); с 1927 г. еп. Колымский, вик. Якутской епархии; с 1929 г. еп. Якутский и Вилюйский; Серафим (Гачковский) 13.12.1975 хирот. во еп. Алмаатинского и Казахстанского; † 14.04.1982. Серафим (Голубятников) с 1917 г. на покое (б. еп. Екатеринбургский); † 1921. Серафим (Зализницкий) 1.08.1994 хирот. во еп. Белоцерковского и Богуславского. Серафим (Зборовский) 3.05.1931 хирот. во еп. Покровского, вик. Саратовской епархии; с 3.09.1931 еп. Пугачевский, вик. Саратовской епархии; c 27.07.1932 на покое; с 19.10.1932 еп. Мелекесский, управ. Ульяновской епархией; с 29.06.1934 управ. Чувшско-Чебоксарской епархией; с 22.11.1934 еп. Читинский и Забайкальский; с 17.01.1935 уволен от управ.; с 9.09.1935 еп. Красноярский и Ачинский; с 1.04.1936 на покое; с сент. 1936 еп. Актюбинский и Кустанайский; с 4.09.1937 сведений нет. Серафим (Звездинский) 15.12.1919 хирот. во еп. Дмитровского, вик. Московской епархии. Серафим (Игнатенко) после 1917 г. хирот. во еп. Новооскольского, вик. Курской епархии; после 1927 г. епархией не управ. Серафим (Кокотов) 17.12.1934 хирот. во еп. Гомельского, но епархией не управ.; с 27.05.1935 еп. Томский; с 31.05.1936 на покое; расстрелян 3.04.1938. Серафим (Коровин) 5.04.1925 хирот. во еп. Кунгурского, вик. Пермской епархии обновленческими архиереями старого поставления; с 1927 г. после покаяния назначен еп. Ялуторовским, вик. Тобольской епархии; † 8.08.1932. Серафим (Лукъянов) с 11.08.1917 врем. управ. Финляндской епархией; с 17.01.1918 еп. Финляндский и Выборгский; с 1920 г. в сане архиепископа; с 1921 г. глава автономной Православной Церкви в Финляндии; с 1923 г. сведен с кафедры за нежелание переходить в юрисдикцию Константинопольской Церкви; с 1927 г. в РПЦЗ; 31.08.1945 воссоединился с МП; с 9.08.1946 экзарх Западной Европы в сане митрополита; с 15.11.1949 на покое; † 18.02.1959. Серафим (Мещеряков) с 11.12.1915 на покое (б. архиеп. Иркутский и Верхоленский); с 1922 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Вскоре после этого письма, преосвященный Дионисий, воспользовавшись советом митрополита Иннокентия, начал хлопотать об отпуске и, получив Всемилостивейшее соизволение, уехал весной 1879 года в Забайкальскую область на минеральные воды. На обратном пути его в Якутскую епархию по окончании курса лечения, его застигла страшная буря на реке Лене в Олекминском округе. Об опасности, которая угрожала епископу Дионисию, вот что пишет камчатский священник, Стефан Попов. 42 «С первых чисел июля мы нетерпеливо ожидали встретить доброго и благосердного нашего архипастыря, преосвященнейшего Дионисия, возвращавшегося в свою епархию с забайкальских минеральных вод. Но ожидания наши долго не исполнялись, по случаю обозрения преосвященным приисковых церквей по Витимской системе; и только 6 июля мы известились о скором прибытии нашего владыки. Того же числа я, как живущий выше г. Олекминска в 40 верст., на острове Кыллахе, что на р. Лене, немедленно отправился навстречу его преосвященства до Бирюкской станции, за 25 верст от острова. Здесь, 7 числа июля, часу в 9-м утра поднялись громовые тучи с юго-западной стороны, с той, именно, стороны, с которой и ожидали, преосвященного. Не прошло и часу, как тучи эти разразились громом, молнией и проливным дождем с ветром. Все это продолжалось не более часу и утихло. Но не прошло и пяти минут после этого, как прискакал с Черендейской станции ямщик и передал, что «преосвященный проплыл эту станцию и теперь, вероятно, по случаю проливного дождя и ветра, придержался к островам». Предположение ямщика оправдалось в точности. – И вот, при небольшом попутном ветерке, недалеко за островами, мы увидали два шитика, 43 плывшие на связке. Ямщики Бирюкской станции поплыли навстречу к приближающимся шитикам для смены Черендейских ямщиков. Видя, что преосвященный не намерен приставать к берегу, я последовал примеру ямщиков и поплыл на своей небольшой открытой лодке на средину реки, по направлению к плывшим шитикам его преосвященства. По прибытии к шитикам, моя лодка была принята с кормовой стороны и прибуксирована к большому шитику, занимаемому владыкою. Здесь, на кормовой части шитика я удостоился принять от владыки архипастырское благословение и лобзание. Преосвященный, большею частью, говорил со мною по-якутски. Все шло благополучно; попутный ветерок дул по-прежнему. Я кстати предложил свой небольшой парус, взятый мною на всякий случай. Владыка одобрил мое предложение, и парус тотчас же был поднят и укреплен. Наши шитики поплыли шибче, ветер начал усиливаться crescendo, мы уже не плыли, а летели на крылах ветряных.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Таким знамением было появление на новоучрежденных ими трех кафедрах достойных святителей, из которых Селенгинский Вениамин (Благонравов) оказался достойным современником апостола Дальнего Востока Иннокентия (Вениаминова) , который в одни с ним годы святительствовал в Благовещенске. Бывший профессор Казанской духовной академии, прошедший пятилетнюю школу труда по духовно-учебной части, Вениамин был хиротонисан 5 февраля 1862 года и вступил на Селенгинскую кафедру в тридцатидевятилетнем возрасте с запасом сил, знаний, энергии, апостольского воодушевления и с выдающимся литературным талантом. После шестилетней службы в Селенгинске он святительствовал пять лет в Камчатской области, затем около двадцати лет в Иркутске. За тридцатилетний период он обстоятельно изучил дальневосточные окраины как святитель-миссионер и как ученый, вдумчивый и проникновенный наблюдатель всего, что ему встречалось на трудном, ненастном пути. Его путешествия по реке Ангаре и ее притокам, в Тункинский край, по Якутскому тракту, реке Лене и ее притокам, по Аларскому и Илимскому трактам, по Забайкалью, по Иркутскому, Балаганскому и Якутскому округам, описанные в «Иркутских епархиальных ведомостях» за 1874–1877, 1882-й, 1884 годы, полны удивительных картин и сведений, которые представляют научную и бытовую ценность. В его подробнейших описаниях о состояниях Забайкальской, Амурской и Камчатской духовных миссий за время с 1862-го по 1872 годы каждый миссионер найдет готовое жизненное руководство, на что именно следует обращать внимание, какие нужды и явления должно подмечать и как надо действовать при тех или иных обстоятельствах, чтобы миссионерский труд имел положительные результаты (см.: «Иркутские епархиальные ведомости» за 1863–1864, 1866–1868 и 1872 годы и «Духовную беседу» за 1865-й и 1867 годы). Особенно выдающимися являются повествования Преосвященного Вениамина о деятельности Камчатской миссии и о Камчатке, а также о пребывании между коряками (см.: «Иркутские епархиальные ведомости» за 1872–1873 годы, «Домашнюю беседу» за 1873 год, «Миссионер» за 1874 год и «Православное обозрение» за 1880 год). Сделанное им всестороннее исследование о гольдах, ороченах, гиляках, корейцах, чукчах и коряках, напечатанное в 16 «Московских церковных ведомостей» за 1881 год, обратило на себя внимание всего ученого мира. Возбужденное Владыкой Вениамином «Дело о препятствиях, чинимых Камчатской миссии с целью своекорыстного противодействия обращению камчадалов в православную веру», опубликованное в 26–27 «Иркутских епархиальных ведомостей» за 1874 год, заключает в себе неопровержимое доказательство того, что неукротимая вражда против Божественного Православия кроется не в дикости инородцев, а в грубости нравов самих их цивилизованных опекунов. Владыке Вениамину принадлежит слава крещения и просвещения аларских бурят, проживавших по реке Ирети в степи между Московским трактом и Саянским хребтом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Священный Синод также принял ряд решений об управлении епархиями Русской Православной Церкви. Было постановлено почислить митрополита Орловского и Болховского Симона на покой по состоянию здоровья, согласно поданному им прошению, определив ему местом пребывания г. Мурманск. «Преосвященным Орловским и Болховским, главой Орловской митрополии, Священный Синод постановил быть архиепископу Южно-Сахалинскому и Курильскому Тихону, выразив ему благодарность за понесенные архипастырские труды в Южно-Сахалинской епархии, а преосвященным Южно-Сахалинским и Курильским — епископу Нерченскому и Краснокаменскому Аксию. Временное управление Нерченской епархией поручено преосвященному митрополиту Читинскому и Петровск-Забайкальскому Димитрию», — сообщил В.Р. Легойда. «Архиепископу Пинскому и Лунинецкому Стефану, подавшему прошение о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия, определено продолжить управление Пинской епархией», — добавил он. Члены Священного Синода также имели суждение о замещении вакантных кафедр. «Преосвященным Уржумским и Омутнинским определено быть епископу Домодедовскому Иоанну, викарию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, преосвященным Североморским и Умбским — епископу Великоустюжскому и Тотемскому Тарасию с выражением благодарности за архипастырское окормление Великоустюжской епархии. В свою очередь, преосвященным Великоустюжским и Тотемским постановлено быть епископу Мценскому Алексию, викарию Орловской епархии. Преосвященным Троицким и Южноуральским — епископу Чистопольскому и Нижнекамскому Пармену. Временное управление Чистопольской епархией было решено поручить преосвященному митрополиту Казанскому и Татарстанскому Феофану», — отметил В.Р. Легойда. Кроме того, Священный Синод постановил быть Преосвященным Корейским архиепископу Кызыльскому и Тувинскому Феофану, поручив ему временное управление Кызыльской епархией. В рамках заседания также были рассмотрены вопросы, связанные с порядком распределения выпускников духовных учебных заведений Русской Православной Церкви и подготовкой кандидатов к принятию священного сана и становления недавно рукоположенных священнослужителей.

http://sinfo-mp.ru/zasedanie-svyashhenno...

Прочитавши примечания Аскоченского 254 , я тогда же подумал и другим высказал, что за них его потянут в суд. Предчувствие мое оправдалось; я прочитал уже в «Домашней Беседе» заявление его о примирении. Но предчувствую, что и тут еще не конец. В. И–ч 255 действительно поступил неосторожно, хотя бы и по суду обнаружилось пройдошество Малькова. Бурачек мне перестал писать и я теперь не знаю ничего ни... (пропуск). Летом он писал мне, что против него восстали некоторые члены совета, чтобы выжить его из совета, но, дескать, недостояли против него(?)... Теперь вероятно оппозиции против него усилятся, когда protege его Мальков, которого он величал святым мужем... (опять пропуск)... Удастся ли вам поездка в Петербург? Будете ли из Петербурга ждать разрешения на выезд, или поедете с разрешения своего Владыки? Также, как влияет на это Петербургский митрополит? Бурачек обер-прокурора считает покровителем Совета, только св. синод не по нем. Из монгольской библиотеки готов вам выслать все возможное, переводы прежних алтайских миссионеров за Байкалом и преосвященного Нила 256 . Но о последних я должен сказать: увы! никуда не годны. Казем-Бека 257 не понимают татары, потому что Алтайск улаи(?), а преосвященного Нила не могут понять буряты, потому что сделал перевод неумело. Переводы сделаны на древний книжный язык, который понимают только ученые буряты, и при том со множеством ошибок не только против чтения, но и против грамматики бурятского языка. А между тем преосвященный Нил жалуется на нас святейшему синоду, что не вводим его монгольского богослужения. Он удивляет нас своим самолюбием. Так он чрез Доржеева ходатайствовал пред святейшим синодом, чтобы ему, Доржееву, предоставлено было управление Иркутскою и Забайкальскою миссиею, так что преосвященный Парфений и я как бы совсем устранялись от этого дела. Святейший синод, разумеется, на это не согласился, но на введение перевода в богослужение настаивает. Но я держусь такого правила, что если новокрещенные понимают по-русски, то не навязывать им монгольского. Пусть скорее обрусеют: это лучше утвердит их в вере, а дети их не будут знать ничего бурятского, ни веры, ни языка. А если оставить их бурятами, то для каждого нового поколения нужны будут новые миссионерские действия. Примерь – казанские крещеные татары. И здесь есть язычники – потомки некогда ревностных христиан-бурят, только не обрусевших. Вводить монгольское богослужение для бурят, понимающих по-русски, значит искусственно поддерживать в них привязанность к всему бурятскому со всеми предрассудками и суевериями. По-бурятски у нас стал служить только Доржеев и это служит только курьезом для русских и обрусевших инородцев – богохульным, а для настоящих бурят непонятным.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010