Соломон говорит: «Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится» ( Притч 13.21 ). Преподобный Исаак Сириянин писал: «Лучше жить со зверями, чем с людьми худого поведения». Основной закон духовного совершенства – «окружение себя обстановкой возвышающей, а не принижающей уровень души». Святые отцы говорили: «С преподобными – преподобен будешь, а со строптивыми – развратишься». Старец Амвросий: «Когда дикая лошадь присмотрится, что прочие лошади идут спокойно, тогда и сама пойдет в ряд. Так и человек». Важнейшим условием для подражания является взаимная связь душ через любовь, симпатию и доверие. Особенно сильное подражание себе могут вызвать люди с сильной целеустремленной волей и яркой индивидуальностью, а для христиан – подвижники, старцы, проповедники, духовные отцы и все праведники. Святые отцы советуют теснейшее сближение с людьми, у которых просвещенные души. Преподобный Иосиф Волоколамский говорит: «Следуй ему во всем, внимай словам его, делай приятное ему. Если ты нашел такого человека, будь покоен: ты нашел ключ к Царству Небесному». По словам архиепископа Антония: «...та духовная сила, которая войдет в нас при общении со старцами, просветит и примирит нас с жизнью... будет заключаться не столько в самом содержании ответа (на наши вопросы), сколько в том обстоятельстве, что светящаяся в облике и речи старца перельется в нашу душу, и мы ощутим в себе совершенно новое, дотоле нам неведомое содержание». Схиархимандрит Софроний оговаривается: «Со святыми жить не всегда легко». Никакой святой не может освободить от необходимости личной борьбы с живущим в нас грехом. Освободить нас от труда и подвига он не может. И потому святой может показаться жестоким. Апостол Павел пишет: «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы» ( 1Кор 15, 33 ). Или: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?.. Какая совместность храма Божия с идолами?» ( 2Кор 6,14,16 ). Господь говорит: «И потому выйдите из среды их и отделитесь... и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» ( 2Кор 6, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Апостол Павел: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно» (2 Фес з.б); и далее: «Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте н.) замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» ( 2Фес 3,14 ). Апостол Павел: «Я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем... или злоречивым... с такими даже и не есть вместе... Итак, извергните развращенного из среды вас» ( 1Кор 5,11,13 ). Симеон Новый Богослов : «Мертв для святых мир и люди мира». Старец Силуан: «Когда духовный человек встречается с недуховным, то обоим скучно и тяжело их общение». Привычки Бойся плохих привычек больше, чем врагов. «Привычка есть вторая натура» – это глубокая истина. Привычка создает святых, но привычка же создаст и осужденных на вечную муку. Закон привычки – это закон духовной инерции. Прочная привычка – это большая сила, которая легко преодолевает препятствия. При наличии прочных привычек действия человеком совершаются очень легко, автоматически, без затраты волевых усилий. Поэтому хорошая привычка есть скопленный духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь. И наоборот, скверная привычка – это яд в крови, который постепенно отравляет человеческую жизнь. Если привыкнешь ко греху, то так и будет постоянно тянуть ко греху, и бесы в том помогают, л если привыкнешь к добру, то Бог в том содействует Своею благодатью. Если привыкнешь постоянно молиться, любить ближнего и плакать в молитве за весь мир, то так и будет влечься душа к молитве, слезам и любви. Если привыкнешь давать милостыню, быть послушным, откровенным на исповеди духовному отцу, то так и будешь всегда делать, и в этом найдешь ты покой в Боге. Древние греки говорили: «Самая большая победа – это победа над самим собой». Для христианина она вполне возможна. Но начинать надо с усиленной о том молитвы. Главное условие успеха: «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». Залог успеха в Божией помощи достигается усиленной молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Епископ Феофан Затворник : «Дух есть душа нашей души, призванный изнутри побуждать, двигать душу, крепко связанную с телом, к миру «горнему», небесному, вечному. Когда дух начинает возрастать и подчинять себе душу, то она сама, по словам преподобного Макария Великого , превращается в дух, становится сопричастной Божества». Есть первое рождение от отца, второе – от Бога, а третье – человек сам себе родитель, чтобы явиться миру благим светом. Это таинственный процесс, как и зарождение физической жизни. Это начало отображения душой христианина Христа при вселении в душу Святаго Духа Божия. Апостол Павел пишет: «Кто во Христе, тот новая тварь» ( 2Кор 5.17 ). Рост «внутреннего», «духовного» человека Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа. 2Кор 3,18 Апостол Павел: «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» ( 2Кор 4,16 ). Постепенно отмирает «внешний», «душевный» человек по мере роста «внутреннего», «духовного». Так изменяется человеческая душа от примитивного животного состояния в невозрожденном человеке до обожения природы святого, уподобившегося Христу. Для христианина важно, чтобы его рост совершался интенсивно, непрерывно, беспрепятственно. Когда растение растет наиболее успешно? Когда корни его будут в земле и когда будет там достаточное количество питательных веществ, когда листья будут поглощать углекислоту, когда не будет вредителей. Имеется аналогия с этим и в процессе возрастания в душе Духа Божия. Господь говорил: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф4,4 ). Итак, истина – слова, идущие от Бога через Иисуса Христа, – и есть наша пища, соки, питающие нашу душу. Истину мы можем черпать из Священного Писания и затем из духовных книг. Поэтому духовное чтение является одним из важнейших условий роста в нас Духа Святаго Божия. Отсюда – читать книги, содержащие истину, надо так же регулярно, как питать пищей наше тело.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Ostapenk...

Также и в 7 песне поет: «Тебе во огни оросившего отроки богословившая, и в Деву нетленну всельшегося, Бога Слова поим, благочестно поюще: благословен Бог отец наших». И в ирмосе 9 песни Сретения: «На Синайстей горе виде Тя в купине Моисей, неопально огнь божества заченшую во чреве, Даниил же Тя виде гору несекомую, жезл прозябший, Исаия взываше, от корене Давидова». И в ирмосе во вторник 6-й седмицы Поста, песнь 2: «Видите, видите, яко Аз есмь Бог ваш, в мори спасый люди и в пустыни препитавый я, и человек быв, да спасу род человеческий». И в ирмосе на предпразднство Рождества Христова, 1-й песни: «Волною морскою Скрывшего древле гонителя мучителя, в яслех сокрываемого, убити ищет Ирод. Но мы со волхвы поим: Господеви воспоим, славно бо прославися». 23 Евангелист Иоанн в начале Евангелия своего говорит: «В начале бе Слово и Слово бе к Богу и Бог бе Слово. Вся Тем Быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть «. Если вся Им, значит, и дело избавления, поэтому в Нем жизнь была, и жизнь была свет человекам. 24 Портик (στοα – греч.), Зенон основал философскую школу – стоицизм, названную так по месту в Афинах, где она первоначально располагалась (прим. перев.). 26 В четвертой книге Царств ( 4Цар.18:9–16 ) говорится: «В четвертый год царя Езекии пошел Салманассар, царь Ассирийский на Самарию, и осадил её, и взял её через три года, и переселил царь Ассирийский Израильтян в Ассирию. В четырнадцатый год царя Езекии, пошел Сеннахирим, царь Ассирийский на города Иуды и взял их. И наложил царь Ассирийский на Езекию, царя Иудейского 300 талантов серебра и 30 талантов золота, и отдал Езекия все серебро, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома Царского». 27 Имеется в виду Навузардан, архиповар Навуходоносора, который «зажже храм Господень и дом царев, и вся домы И ерусалимли и вся домы великия сожже архимагир: и стену Иерусалима и окрест раскопа сила Халдейская»( 4Цар.25:9–10 ). Читать далее Источник: Христология/Святой Нектарий Пентапольский ; Пер. с греч. игум. Илии (Жукова). - Нижний Новгород : Свято-Покровская монашеская община, - 306 с. (Вселенское православие).

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Однажды подходит ко мне духовное чадо и говорит: – Батюшка, можно ли просить у Бога смерти? – А что такое? – спрашиваю. – Мне страшно жить... За все придется отвечать: за каждый шаг, за каждый взгляд, за каждое слово. Лучше сейчас умереть, а то к старости накопится много грехов. – А ты не складывай их в чемодан. Шаг, взгляд, праздное слово – это не смертные грехи. Они страшны только для тех, кто не обращает на них внимания, кто не признает их за грехи, не кается и не исправляется, так сразу же проси у Бога прощения перед своим крестиком, как делала при. Мария Египетская, а потом покаешься отцу духовному и будешь нудить себя к исправлению, то от этих грехов и следа не останется. Для тебя сейчас страшнее умереть, чем жить, потому что к покаянию-то ты пришла, а вот плодов-то покаяния у тебя пока еще нет. А чтобы страшно не было умирать, надо запастись плодами покаяния. Умереть легко. Малодушные даже кончают самоубийством. Это те, кто не желает бороться с трудностями, но такие достойны сожаления и даже презрения. За таких Святая Церковь не молится. Кто нам дал право распоряжаться своей судьбой? Не по своей воле мы родились, не по своей воле должны и умереть! У Бога просить смерти – это дерзость! Это явное доказательство того, что мы не желаем жить по воле Божией. Понятно? – Понятно, батюшка. А что такое плоды, достойные покаяния? – Плоды, достойные покаяния, – это христианские добродетели и добрые дела. В Евангелии много пишется о плодах покаяния. Вот, например, апостол и евангелист Лука пишет: «Сотворите же достойные плоды покаяния» (Лк з, 8), а потом поясняет: «У кого две одежды, гот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» ( Лк 3,11 ). А вот еще плоды духовные: облекаемся, как избранные Божии, в милосердие, долготерпение, благость, смиренномудрие, кротость И любовь (см: Кол. 3, 12–14 ). Основной плод покаяния – любовь (см: Ин 15, 2–16 ). Апостол Павел говорит: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» ( 1Кор 12, 3–8 ). «Так поступайте (то есть творите достойные плоды покаяния), зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна» ( Рим 13.11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сразу ничего не делается, а тем более совершенная молитва . Трудитесь, терпите в молитве, и, быть может, трудиться придется не малое время, но Подвигоположник наш Христос будет взирать на труд ваш и не оставит его втуне (без награды) и в свое время, «даяй молитву молящемуся», даст и вам настоящую, Ему угодную, благодатную молитву излиянием Пресвятого Своего Духа, Который научит вас и миром наполнит ваше посвященное Ему сердце. Сущность монашества Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. Мф 5,48 Девство, нестяжание, пост, труд, деятельная любовь – это орудия, средства, но не само совершенство. Христианское совершенство не заключено в тварной природе человека и потому не может быть достигнуто простым развитием возможностей природы в самой себе, в своей ограниченности. Совершенство наше лишь в самом Боге и есть дар Святого Духа. Страдания человеческие растут – это следствие греха. Все неизбежно страдают. Одни в отрицательном смысле, включаясь в общий поток страстей мира сего; другие – в положительном, то есть в силу любви своей к человечеству. Смысл нашего бытия не в страданиях, а в преодолении их. Православный христианин лишь тот, кто принимает Христа как абсолютную Истину и Правду, кто следует Его учению и идет по Его стопам. «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф п. 27); или: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин и, 6); или: «Если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах своих» ( Ин 8,24 ) – и другие. Заповеди Христа суть отражение в нашем мире Вечной Божественной Жизни – путь к ней. Первая заповедь – «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею...» Вторая, подобная ей – «возлюби ближнего твоего, как самого Себя»... ( Мф 22. 37–39 ). Мужество, долготерпение и смирение, сострадание и милостыня – как выражение любви к Богу и ближнему, вера, как тот же подвиг любви, – все это должно быть разумно свободным подвигом человека, но доколе не придет всеутверждающее действие Божественной благодати, все это остается лишь человеческим действием и, следовательно, – тленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В июне 1957-го Жуков помог Хрущёву одолеть оппозицию – так называемую «антипартийную группировку Молотова, Маленкова, Кагановича и примкнувшего к ним Шепилова». Вместо благодарности Хрущёв – прирождённый политик – немедленно принялся действовать против маршала, продемонстрировавшего волю и силу, которая всерьёз напугала партийную верхушку. В конце октября Пленум ЦК освобождает Жукова от всех должностей с нелестной формулировкой: «Нарушал ленинские принципы». Хрущёв стремился подчинить партии и армию, и органы безопасности – и умело играл на противоречиях, например, на том, что Жуковым были недовольны на флоте. После этого шесть лет маршал пребывал в гнетущей изоляции: он – единственный из маршалов Советского Союза в отставке – не был зачислен в «райскую группу» – группу генеральных инспекторов Минобороны. Что ж, просить чьей-то милости Жуков не привык, в противостоянии с сильными мира сего лица не потерял. Только после отставки Хрущёва опала была снята, хотя на службу Жукова не вернули. Он появился на торжественном заседании в честь 20-летия Победы – и встретили его непритворными овациями. То был рубежный День Победы: праздник сделали красным днём календаря, к ветеранам стали относиться с особым почтением, ввели звание «города-героя», провели парад. Как тут обойтись без Жукова? В книгах, в фильмах Георгия Константиновича уже представляли всенародным героем, крупнейшим советским полководцем. Вышла книга «Воспоминания и размышления» – конечно, пришлось пройти через цензурные придирки, зато каков тираж! Зато – переводы едва ли не на все языки мира. Словом, новый виток заслуженной славы. Но здоровье уже давало сбои… Сказались перегрузки военных лет, когда генерал армии Жуков не спал неделями – как во дни битвы за Москву. Да и «опалы», сопровождаемые предательством соратников, не добавляли здоровья. Сколько раз его «распинали» на пленумах! А посмертного забвенья не было и не будет. После 1985 года Жукова возвели в ещё более высокий ранг национальных героев: подчёркивая его роль в Великой Отечественной, легче было оттеснить Сталина, которого тогда разоблачали рьяно. Но, когда гласность восторжествовала окончательно, появились и другие публикации – с разоблачениями самого Жукова. Это неудивительно: во времена революционных перемен всегда наблюдается бешеный клёв на развенчивание устоявшихся репутаций. Так было после 1905 года, после 1917-го и после 1989-го. Разоблачают в такие времена с перехлёстом, на слово правды приходится пять слов напраслины.

http://pravmir.ru/marshal-na-belom-kone/

Эпоха повторного возвышения Жукова после смерти Сталина была недолгой. В октябре 1957 года Хрущёв, испугавшись популярности маршала, путём коварной интриги избавился от него. В отличие от «тоталитарного диктатора» Сталина, который понизил Жукова до поста командующего военным округом, «демократичный» Хрущёв снял прославленного маршала со всех постов и отправил его на пенсию. Вряд ли стоит сомневаться в том, что слава Жукова как «народного полководца» от этого только возросла. Когда Хрущёва за его «художества» всё-таки отправили на почётный отдых, страна ждала того, что полководцы Великой Отечественной скажут своё правдивое слово о недавней войне. Ведь во времена «оттепели» наряду с Жуковым пострадали и другие знаменитые военачальники и генштабисты: К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, С.М. Штеменко... Новое же руководство страны нуждалось в именах-символах Победы. Прежде всего потому, что собиралось использовать их в целях собственного возвеличивания. И Жукову пришлось, чтобы быть опубликованным, упомянуть Брежнева, которого он, на самом деле, в войну ни разу не видел и о существовании которого тогда даже не знал. Понимающий советский читатель откликнулся на это известным анекдотом, где Сталин, выслушав Жукова, спрашивает: «А что скажет полковник Брежнев?»... Но, как бы то ни было, вторая половина 60-х - первая половина 70-х гг. стали временем информационного прорыва о Великой Отечественной войне, пусть и поставленного в известные цензурные рамки. Мемуары Жукова отвечали не только новой линии партии, но и массовым ожиданиям. Маршал был далёк от того, чтобы делать Сталина единственным ответственным за все неудачи начального периода Великой Отечественной войны. Но он давал понять, что значительная доля вины Сталина в этом есть. Себя Георгий Константинович показал как человека, смело шедшего на конфликт со всесильным вождём в принципиальных вопросах. Это ещё больше укрепляло уже сложившуюся в широких кругах легенду о Жукове как о главном творце Победы. Сам Жуков вовсе не собирался противопоставлять себя Сталину. Но восприятие его книги публикой оказалось обусловлено сложным переплетением официальных стереотипов и народных легенд, взаимодействовавших в общественном сознании на то время.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

13 и 14 августа следователь допросил некоторых жителей села Алексино, из тех, кто враждебно относился к Церкви, начав с председателя сельсовета и члена коммунистической партии Бирюлькина, причем он был допрошен в один день дважды. Сначала он показал: «В селе Алексино проживает монашка Прасковья Жукова, которая с малолетства была в Бородинском монастыре и в Алексино переехала года два тому назад. В настоящее время она является сторожем церкви и лишена избирательных прав. Жукова имеет огромное влияние на женщин села Алексино, многие ходят к ней в дом. Во время хлебозаготовок в 1929 году Жукова была одной из активных участниц срыва таковых; приходившим к ней женщинам она говорила, что советская власть вас обирает, а вы плохо относитесь к религии, надо не слушать лиц, которые к вам приезжают, так как они все врут и возьмут у вас все, что есть. С попом Некрасовым она имеет тесное знакомство, они устраивают чаепития, приглашая некоторых верующих... В июле Жукова после молебна от засухи среди женщин говорила, что “вот помолились, и стал дождь, кроме Бога никто вам не даст дождя, ни колхозы, ни советы”. Жукова ведет систематическую агитацию вместе с попом Некрасовым, и село Алексино поэтому считается самым реакционным селом». На втором допросе он показал: «В селе Алексино, которое я обслуживаю как председатель сельского совета, существует группа духовенства, которая своей работой и агитацией всячески противодействует мероприятиям советской власти... В ноябре 1929 года поп Некрасов в один из праздников призывал верующих “держаться религии и не слушать слуг антихристовых”... Во время коллективизации Некрасов собирал у себя нелегальные собрания. На одном из таких собраний в феврале Некрасов говорил присутствующим, что “в колхоз приходится идти, когда загоняют силой, там будут держать на пайке и морить голодом”... С трудом организованный колхоз вскоре же развалился, благодаря агитации церковников. У верующих Некрасов слывет священником, который говорит трогательные проповеди... Когда на духовенство наложили порядочно налога, Некрасов говорил, что “советская власть совсем нас хочет ограбить”, и ездил жаловаться в Москву, это было в апреле или в мае сего года».

http://fond.ru/kalendar/1425/konstantin/

2. Перед атакой пехоты система огня противника обязательно должна быть подавлена и нейтрализована, для чего каждый командир, организующий атаку, должен иметь тщательно разработанный план уничтожения противника огнем и атакой. Такой план обязательно должен утверждаться старшим начальником, что одновременно должно служить контролем старшего командира. 3. К докладам о потерях прилагать личное объяснение по существу потерь, кто является виновником ненормальных потерь, какие меры приняты к виновным и чтобы не допускать их в дальнейшем. 4. При отделе по укомплектованию фронта создать 5 постоянных разъездных инспекторов для наблюдения за сбережением пополнения и для быстрого выявления причин и виновников чрезмерных потерь пехоты». Повторю, что бессмысленно соревноваться в количестве цитат, пытаясь опровергнуть ту или иную характеристику человека, особенно если оппонент в ней заранее убеждён. На самом деле, о маршале Жукове можно встретить подлинные свидетельства взаимно противоположного характера. Но они кажутся таковыми лишь с узкой обывательской точки зрения, абсолютизирующей, как это сейчас принято, «право человека на жизнь». Полководец действующей армии вынужден применять к людям и их поступкам иной моральный критерий: достижение победы. В такой войне, какой была Великая Отечественная, - любой ценой. «Мы за ценой не постоим», - это был общий настрой всего народа, а не одного маршала Жукова. Критики Георгия Жукова утверждают, что он мог побеждать только при наличии подавляющего превосходства в силах над противником. Да и то не всегда это ему удавалось. Однако советским войскам в ту войну почти всегда приходилось вести наступление на хорошо подготовленную оборону противника. В этих условиях прорвать её можно было только при значительном численном превосходстве. Это было характерной чертой стратегии не одного лишь Жукова. Так были вынуждены действовать все советские военачальники. Более того - все победы англо-американских войск на суше тоже были одержаны благодаря подавляющему численному превосходству над немцами (и японцами), а более всего - благодаря безраздельному господству в воздухе (которого у наших войск всё-таки не было почти до 1945 г.). Сам характер войны не оставлял иного выбора. Обличители Жукова не смогли и никогда не смогут показать альтернатив действиям маршала Жукова при прорыве немецкой обороны. Потому что таких альтернатив попросту не имелось.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/1...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010