Пусть делают те и другие, умные и неразумные, возражения против настоящего догмата веры. Пусть с насмешкой говорят: «разве кто возвращался с того света?» Пусть шутят над адом и огнём адским, называя всё это верованием одних простолюдинов и сами хвалясь какой-то неустрашимостью. Но истина, которая столько раз и в столь ясных словах проповедана в слове Божием и изъяснена св. отцами, останется непреложной истиной: она ничего не потеряет от неправильных толкований, разных смягчений, от острот и шуток. За это-то самое, т. е. что некоторые не верят ей и таким образом без всякого страха Божия проводят здешнюю жизнь, и постигнет неверующих вечный огонь. – Другие нарочито отдаляют от себя мысль об аде, чтоб совсем не беспокоить себя. Но это значит повторять ропот нечистых духов, которые говорили к Иисусу Христу в бесноватом: пришел еси семо прежде времени мучити нас 822 . Это значит тем скорее дойти до вечного беспокойства, потому что тот только менее грешит каждый день, кто предполагает о каждом своём дне, что это может быть последний день в его жизни, что затем настанут для него суд и вечность. – Третьи хоть и не уклоняются от размышления о будущей участи грешника, но таят в душе своей сожаление, что Бог слишком правосуден. Так и жена Лотова хоть боялась содомского пламени, но ещё не всем сердцем отверглась Содома, ещё сердце её стремилось к Содому, и – за это самое превратилась в соляной столп. Нет, дорогой читатель, мы должны здесь обратить своё сожаление только на то, что нераскаянностью-то своей навлекаем на себя вечный гнев Божий. Б. Изображение ада и будущих мучений в нём грешника Представьте себе самую широкую, обрывистую пропасть 823 , представьте её с таким глубоким дном, что и ничего не может быть глубже 824 , что и немыслимо выйти из неё. Или представьте себе самой огромной величины горящую печь, у которой вместо стен кругом были бы высочайшие горы. Ещё ближе сказать, вообразите себе целое озеро 825 , только наполненное не водой, а огнём: из этого огненного озера пламень со страшным рёвом взвивается клубами в воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

820 . Bezdechi S. Un ms. inédit de Nicéphore Grégoras//Universitates din Cluj, Publicatiile lnstitutului de Studii clasice 4, Anuarul pe anii 1928–1932. 1933. 2. 38–47. 821 . Lilla S. Eine neue (zum Teil eigenhändige) Handschrift des Nikephoros Gregoras//JÖB 1991. 41. 277–282. 822 . Paparozzi M. Nota sul perduto codice escorialense degli «Antirrhetici posteriores» di Niceforo Gregoras//Aev 1974 (magg.-ag.). 48:3–4. 371–376. 823 . Pérez-Martin I. El Escurialensis X.I.13: una fuente de los extractos elaborados por Nicéforo Gregorás en el Palat. Heidelberg, gr. 129//BZ 1993–1994. 86–87:1. 20–30. (Taf. 1–6). 824 . Ševenko I. Some autographs of Nicephorus Gregoras//ZRVI 1964. 8:2. 435–450. Перечень соч. (занимает целый столбец PLP): см. в предисл. Буавена к боннскому изд. Истории 6 .825). 44–58, в монографии Гийана 6 .882). XXXI-XXXV и в статье DThC. Привед. ниже список не является полным, библиогр. описания приведены выборочно (подробней см. в указ. соч.). Исторические соч. Издания 825 . Historia Romana/Ed Schopen L., Bekker I. Nicephori Gregorae historiae Byzantinae. Bonn. 1 (1829)-3 (1855). 1829–1830. 1–2: Cum annotationibus Wolfii H., Ducangii G., Boivini L., Capperonnerii G., cura Schopeni L. 1855. 3: Nicephori Gregorae Historiae Byzantinae libri postremi/Ab Bekkero I. Nunc primum editi. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae. 19, 38). [Текст: 1: 3–568; 2: 571–1146; 3: 3–567 (=TLG 4145/1)]. Nikeforou tou Gregora Romaikes historias logoi LZ=Nicephori Gregorae Byzantinae historiae libri XXXVII/Accurante et denuo recognoscente Migne J.-P. Lutetiae Parisiorum. 1–2 (1865). 2: Accedunt Nili Cabasilae Thessalonicensis Metropolitae... opuscula, epistolae. 1865. (PG 148–149). Нем. пер.: 826 . Nikephoros Gregoras. Rhomäische Geschichte. Historia Rhomaike/Übers., erl. Dieten J.-L. van. Stuttgart. 1 (1973)-2(1979); Entstehung und Überlieferung der Historia Rhomaike des Nikephoros Gregoras: insbesondere des ersten Teiles: Lib. I-XI/Hrsg. Dieten J.-L. van. Koeln 1975. 202. [Кар. VII-XI]: Schreiner P.//BZ 1982. 75. 20; Leroy-Molinghen A.//Antiquité classique. 1983. 52. 502; Gouillard J.//RHR 1976. 189. 233; Schreiner P.//BZ 1976. 69. 74; Capizzi C.//OCP 1977. 43. 240–241; Opelt l.//Gnomon. 1976. 48:4. 408. 2. Teil (Кар. VIII-XI), 1. u. 2. Halbband. Opelt l.//Gnomon. 1981. 53:6. 601. Rhomäische Geschichte IV. Historia Rhomaïke. Vierter Teil (Кар. XVIII-XXIV, 2). Übers., erl. Dieten J.-L. van. Stuttgart 1994. 369. [Библ. греч. лит-ры. 39].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

31:1–12. Мадианитяне. Мадиам занимал территорию, расположенную к востоку от залива Акаба в северо-западной Аравии, но в различные периоды мадианитяне продвигались на запад, в сторону Синайского полуострова, и на север, в Трансиорданию. Несмотря на то что в древнейший период своей истории они вели полукочевой образ жизни, археологические исследования обнаружили селения, укрепленные города и обширную оросительную систему, существовавшие уже в конце бронзового века (исход и начало периода судей). Но сведения о мадианитянах в древних источниках пока не найдены. 31:6. Священные предметы. Почти все армии древнего Ближнего Востока располагали жрецами и предсказателями (о чем свидетельствуют тексты из Мари), пророками ( 4Цар. 3 ) и переносными святынями (ассирийские анналы Салманасара III (858–824 гг. до н. э.)). Это давало возможность советоваться с богами на поле битвы или призывать богов вести воинов к победе. Так и священные сосуды, взятые на войну Финеесом, сыном первосвященника, вселяли в воинов уверенность в присутствии Бога. 31:6. Трубы. Когда большое войско разворачивается на обширной территории, пронзительные звуки труб не только устрашают неприятеля, символизируя Божий глас (см.: Суд. 7:17–22 ), но и подают сигналы различным воинским подразделениям (см.: 2Пар. 13:2 ). Обычно для подачи сигналов применяли shofar, или горн ( Суд. 3:27; 6:34 ; Неем. 4:18–20 ), однако здесь использовано древнееврейское слово, означающее металлическую трубу, сделанную из бронзы или серебра и способную издавать четыре или пять звуков. Трубы использовались в Древнем мире как в военной, так и в ритуальной обстановке. Об этом свидетельствуют египетские рельефы, а также музыкальные инструменты, найденные, например, в гробнице Тутанхамона (серебряная труба длиной около 2 футов). 31:17,18. Обоснование расправы. Критерии определения тех, кто подлежал истреблению, были таковы: 1) все дети мужского пола должны были умереть для предотвращения военной угрозы в будущем; 2) все женщины, утратившие девственность, должны были умереть, так как осквернились половыми отношениями с преступниками. Девственницы, будучи «нетронутыми», могли войти в израильское общество через замужество (см.: Суд. 21:11,12 ). Не исключено, что они были порабощены или использованы в качестве наложниц. Очевидно, эти молодые женщины не участвовали в совращении израильтян на поклонение Ваал-Фегору( Чис. 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

—201— на человека небом – „этой головокружительной громадой беспредельности и вечности, распростертой в высотах звездной ночи“ 823 … И вот, в поисках истины, астроном не боится написать и выпустить в свет сочинение, цель которого, по словам самого автора, состоит в том, чтобы доказать, что „человеческая душа существует, как независимая от тела сущность, и что она живет и после разрушения нашего тела“ 824 . Автор прекрасно знает, что неверующие люди отнесутся к этой задаче лишь с недоверием и насмешками; но это не останавливает его. Всегда среди людей находятся недоверчивые люди, которые, раз укрепившись в каком-нибудь убеждении, остаются глухи ко всему для них новому и всё считают или обманом, или нелепостью, кроме того, во что они верят сами. Фламмарион приводит любопытные факты подобного умственного окостенения. Когда в древней Греции впервые была высказана мысль о том, что смена дня и ночи происходит вследствие вращения земного шара вокруг своей оси, то эту мысль не могли принять ни знаменитый философ Платон, ни столь же знаменитый математик Архимед. Мало того: даже сами астрономы Гиппарх и Птоломей отнеслись лишь с насмешкой к новому учению о том, что земля наша вертится вокруг своей оси! Но, может быть, это неудивительно: было так давно, когда еще наука была в младенчестве. В таком случае, вот факт – недавний, из истории французской Академии наук. Это было 11 марта 1878 года. Только что был изобретен Эдиссоном фонограф т.е. прибор, схватывающий звуки и затем передающий их после вполне сходно с оригиналом. В заседании Академии 11 марта 1878 года и был показан фонограф одним из агентов Эдиссона. И вот, когда фонограф стал повторять сказанную фразу, один из академиков, почтенных лет муж, вознегодовал на такую дерзость, бросился на представителя Эдиссона и схватил его за горло со словами: „Несчастный! нас не одурачит чревовещатель“! И даже шесть месяцев после того, тот —202— же академик всё еще заявлял, что в фонографе он видит не более, как обман слуха и что „металл не может заменить благородного аппарата человеческой речи“ 825 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ибо первый корень и природа интеллектуальности есть простота. Доказывается это так: во-первых, простое и тождественное всецело возвращается к самому себе, всецелому, полным возвращением, и поэтому, согласно Книге о причинах, познает самого себя и все [сущее] в его сущности»]. 823 В наши дни тезис об «идеализме» Майстера Экхарта вновь развивали (после J. Bach, 1864, и A. Lasson, 1868) два автора: Barthold Peters, Gottesbegriff Meister Eckharts, diss., Hamburg 1936; Ernst von Brackens, Meister Eckhart und Fichte, Würzburg 1943. Эта последняя работа была проанализирована и подвергнута критике Хансом Хофом: H. Hof, Scintilla animae, Lund-Bonn 1952, SS. 29–47; 124–133. – Через год после того, как Лонпре и Грабман открыли и опубликовали «Парижские вопросы», E. Hirsch уже говорил: «Здесь фактически царит не что иное, как нечто вроде немецкого идеализма» (Theologische Litteraturzeitung, 53, 1928, S. 43). Х. Хоф хорошо показал в своей превосходной работе, насколько поверхностны подобные суждения. 824 Согласно принципу «omne agens agit sibi simile» [«Всякий деятель производит себе подобное»], который сам по себе недостаточен, ибо речь идет об аналогической причине. 826 Serm. lat. XXIX, LW IV, pp. 263–270. См.: Гл. 3, раздел 12 (Intelligere et esse ( Мышление и бытие)), и выше, гл. 4, раздел 5 (Противопоставление между «intelligere» и «esse»).. 828 Напомним все то, что было сказано о «редупликации» и роли этого inquantum [«поскольку»]: см.: гл. 3, раздел 4 (Reduplicatio [удвоение]). 829 См. конец Вопроса I (LW V, pp. 47–48), где Майстер Экхарт резко переходит к классическим выражениям «отрицательного богословия», ссылаясь на св. Иоанна Дамаскина . Аналогическая атрибуция бытия Богу становится возможной потому, что отрицание бытия принимает смысл превосходящего утверждения. 831 Ibid. Ср.: Exp. in Gen.,ed. I, LW I, p. 71, n. 112; Exp. in Sap., in: Archives... III, p. 345. 836 Ibid., p. 46, n. 10. Отметим выражение ipsum intelligere, которое здесь придает ipsum esse зависимый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

166 П. С. Лет. VIII, 215. Эта ред. в Милют. ч. мин. май, л. 1078, о вторичном перенесении л. 1082. 167 Ник. IV, 65. Фотий умер в июле 1431, а мощи обретены в мае. Поэтому мы считаем более вероятным 1431 год обретения, принимаемый арх. Филаретом (Р. Свят., февр., стр. 116), чем 1439, принимаемый преосв. Макарием на основании Питиримской службы (Ист. P. Ц. V, 239). 169 Этим опровергается мнение преосв. Макария, что служба составлена Питиримом тотчас по открытии мощей (Ист. Р. Ц. IV, 255): 3-я редакция сказания прямо говорит, что явление Алексия было «времени уже не малу мимошедшу» по обретении. 171 Макар, ч. мин. по усн. сп. февр. стр. 824–826. II. С. Лет. VIII, 26–28. Оба списка представляют разные рецензии; первоначальная из них по-видимому в летописи. Нач. по сп. Мак. миней: «Сей убо преп. отец наш Алексий митрополит беяше родом болярин, славных и нарочитых боляр». Позднейшая переделка этой ред. в печатном московском прологе 1641 г. с ошибками. 172 О начале княжения Uoahha II житие говорит: «сам князь в орду отходит к царю, якоже есть обычай, взяти великое княжение!» В Чудовом мон. Алексий поставил «трапезу велик) камену и погребы камены, еже есть и доныне: Но в 1483 была заложена новая трапеза, о которой летопись говорит: «того же лета заложи чудовский архимандрит трапезу камену, а старую разруши». II. С. Лет. IV, 235. 173 Так по сп. службы в минее 2-й полов. XV в., рук. Тр. Серг. л. 528, и в волокол. сб. Моск. д. акад. нач. XVI в. 634. Такая же заметка и в заглавии пахомиевского жития Алексия. 174 Милют. ч. мин. май, л. 1087: «по преставлении св. Алексия минувшим летом мало имее седмидесятим паки (после Питирима) составися повесть сия еромонахом Пахомием… благословением Ионы митрополита». Этим объясняется происхождение двух сказаний Пахомия о обретении: первое, пространное, вносившееся в списки жития с особым заглавием, написано раньше жития; второе без особого заглавия, не отделяемое от жития, составлено одновременно с ним и есть только сокращение первой редакции, в которое Пахомий вставил приведенное известие Питирима о 60 годах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Будем же праздновать этот праздник, в который воскрес Господь. Он воскрес и воскресил вместе с Собой вселенную. Сам Он воскрес, расторгнув узы смерти, и нас воскресил, расторгнув сети наших грехов… Не будем же неблагодарными к такому Благодетелю, и потому, что прошел пост, не будем нерадивы, но теперь еще больше, нежели прежде, будем пещись о душе, чтобы она в то время, когда утучняется плоть, не сделалась немощной, чтобы нам, заботясь о рабе, не пренебрегать госпожой. Что пользы, скажи мне, расторгаться от пресыщения чрез меру и преступать пределы потребности? Это и телу вредит, и душу лишает благородства. Будем довольствоваться умеренным и потребным, чтобы и душе, и телу доставлять столько, сколько нужно, чтобы вдруг не растратить всего добра, приобретенного постом. Не запрещаю ли я наслаждаться пищей и отдохновением? Я не запрещаю этого, но увещеваю ограничиваться потребностью и избегать великой роскоши, чтобы, преступая меру, не повредить здравию души. Ведь тот, кто преступает пределы потребности, потом уже не в состоянии будет вкушать удовольствие; это особенно хорошо знают те, которые сами испытали это, получив себе чрез это бесчисленные виды болезней и подвергшись многим страданиям. Страницы греческого текста 768 Страницы русского текста 823, 824 89. Приличие внешнее Должно всячески воздерживаться и от непристойного смеха, и походку иметь тихую и спокойную, и одежду скромную, и вообще во всем нужно благоустроять себя вступившему на поприще добродетели, потому что благопристойность внешних членов есть некоторое выражение внутреннего состояния души. – Страницы греческого текста 772 Страницы русского текста 826 Spuria. Беседы на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа 90. Пасха. Воскресший дарует нам мир от Своего лица Дверем заключенным…, прииде Иисус и ста посреде и глагола им: мир вам (ср.: Ин. 20:19 ). Часто преподавался людям мир от Бога, но через ангелов, пророков, судей. Только Спаситель, явившись, преподал мир от Своего лица. Дан был мир Даниилу, но через Ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

II, 77 из «О любви» (PG. Т. 90. Col. 1009). Имеется несколько разночтений, и самый конец ее отличается от текста в «Патрологии». 14 . «Максима Черноризца. Чей образ держит соборная церквы» (л. 217г-218в) Это сильно отличающаяся от «Патрологии» часть 24-й главы «Мистагогии» (PG. Т. 90. Col. 705–709).Именно относительно данной части высказывалось сомнение в подлинной принадлежности ее Максиму Исповеднику и предполагалось, что она написана одним или несколькими позднейшими схолиастами 1269 . В Коаленов- ском списке и в «Изборнике» представлена более краткая редакция этой части; здесь, например, отсутствует характерное противопоставление γενικς – δικς и τν πρακτικν – τν γνωστικν. Не исключается возможность, что эта редакция отражает более аутентичный текст данной главы «Мистагогии». Но вполне возможно и совершенно противоположное предположение: в подлинный текст главы внесены купюры, как это наблюдается относительно других фрагментов Максима Исповедника в «Изборнике». Более вероятным нам представляется второе предположение, хотя окончательное суждение на сей счет можно вынести лишь после детального анализа всей рукописной традиции «Мистагогии». 15 . «Максимово о различии суштия и естества по внешним» (л. 222г-223б) Эту статью Б. Пейчев неверно отождествляет с сочинением Максима Исповедника , адресованным Феодору Монаху (PG. Т. 91. Col. 276) 1270 , хотя даже при самом беглом взгляде на «Патрологию» ясно, что перед нами два совершенно различных текста. На самом деле статья есть небольшое сочинение, частично фигурирующее в конце «Вопросов и ответов» преп. Анастасия Синаита (PG. Т. 89. Col. 824). В полном виде оно вошло во флорилегий конца VII – начала VIII века «Учение отцов о Воплощении Слова» 1271 . Здесь это сочинение дано без имени автора, но, указывает Ф. Дикамп, в одном греческом манускрипте (Cod. Venet. Marc. 498) оно приписывается Максиму Исповеднику . Однако подлинность его вызывает некоторые сомнения. Сочинение представляет собою небольшой философско-логический трактат, посвященный определению понятий «сущность» и «природа» и их различию согласно «внешним» (то есть языческим) философам.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Cp. Xp. Чт. 1891, I, 314 прим. 33. – В apparatus criticus стоит: «imperitorum de Pramö imperamorum Pb», m. e. в [единственном для Chronica] cod. Palatin. Vatican. 824 и зависящем от него editio princeps 1556 г. читается «imperatorum»; но yжe de Ргато в 1741 г. предложил чтение «imperitorum», которое предпочел рукописному u Halm.Дeйcmbumeльho, «imperatorum» – не в стиле Сульпиция, который знает только одного «Constantius imperator» или даже и «rex». – Во fragmenta Иллария нет параллельного места к imperatorum; а для impetitorum источником могли быть слова indoctorum simplicitas» в пр. 28, стр. 313. 37 fr. 2,18. Superest, ut quid de Marcello et Pliotino gestum sit, paucissimis dicam, n. 19. Photinus sirmiensis episcopus fuit a Marcello imbutus – – – α) Igitur ad, tollendum ex episcopatu Photinum, qui ante biennium jam in mediolanensi synodo erat haereticus damnatus, ex plurimis provinciis congregantur sacerdotes,  β) hoc magis solliciti atque anxii, turbari rursum miscerique omnia, quod jam pridem plures episcopos reos vel falsorum in Athanasio judiciorum vel communionis baeresis arianae, ab ecclesia fuerat necesse resecare,  γ) Quam opportunitatem nacti Ursacius et Valens, romanae plebis episcopum adeunt, recipi se in ecclesiam deprecantur et in communionem per veniam admitti rogant. Iulius ex consilio veniam quam orabant impertit: ut cum lucro catliolicae ecclesiae vires quoque detraheret arianis...  δ) Exemplum epistolae, quam – in urbe Roma holographa manu Valens perscripsit et Ursacius subscripsit. Domino beatissimo papae Julio Valens et Ursacius S.  ε) Quoniam constat, nos antehac multa gravia de nomine Athanasii litteris nostris insinuasse, atque litteris sanctitatis tuae conventi, ejus i ei, de qua significavimus, non praestitisse rationem: profitemur apud sanctitatem taam, cunctis praesentibus presbyteris fratribus nostris, omnia – antehac – falsa a nobis esse insinuata atque omnibus viribus carere... Haereticum vero Arium, sed et satellites ejus – sicut per priorem libellum nostrum, quem apud Mediolanum porreximus, et nunc et semper anathematizasse, hac manu nostra, qua scripsimus, profimemur. He нелишне отметить, что письменный вызов от Юлия Урсакий и Валент получили очевидно до сердикского собора (после собора письменные сношения с отлученными были прерваны – прим.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Вчера, после стола у Государя Императора, и Государыня Императрица и Великие Княгини изъявили желание быть в Лавре. Готовьте в Лавре, как можно более помещений. Комната о. ректора для кого-нибудь понадобятся. Если Богу будет угодно, чтобы Высочайшее посещение совершилось: то, вероятно, по отбытии Государя Императора и Государя Наследника, в южную сторону, следственно 3 или 4 сентября. Но теперь вот надобность. Государыня Цесаревна ищет и не находит образа Равноапостольной Княгини Ольги, чтобы благословить им новорожденную. Если бы в вашей мастерской нашелся: поспешите прислать мне. Или же, нельзя ли приготовить к Их прибытию. Август 27-го 1851. Шесть часов утра. 823 Ведомо буди отцу наместнику, что, вероятно, 3 дня сентября посетит Лавру Государыня Императрица, вероятно с Великою Княгинею Ольгою Николаевною. Желаю упредить:, но в присутствии Государя Императора отлучиться надобно не без ведома Его. Его разрешения еще не имею. Августа 31-го 1851. 824 Отцу наместнику и братии мир. Не все сказали вы об освящении церквей, не сказав о времени. Мне желательно приехать в Лавру 21 дня. Можно ли 22 ехать поутру в Махру, и 23 в воскресенье совершить освящение? Если можно: то надобно предварить строителя. Погода переменяется, и клонится к дождю. Но и углубляться далее в осень надежно ли? Рассудите о сем благовременнее моего приезда. Сентября 18-го 1851. 825 Отцу наместнику и братии о Господе радоватися. Извещаю, что достиг я Москвы благополучно, благодаря долготерпению Божию, не преломляющему трости сокрушенны, не лишившему меня, при немощи моей, утешения соборных молений. Только и могу сказать, находясь в осаде от многих людей и дел. Октября 2-го 1851. Благодарю вас, отец наместник, и за дела службы, и за попечение о моей немощи. 826 Отцу наместнику и братии мир от Господа. Здравствуйте много. Мы помалу здравствуем. Игумения Хотьковская сделала мне новое предложение для Зачатейского монастыря. Предложила себя. Но это уже не благовременно, чтобы свободно обдумать. И, кажется, это значит сделать из одного затруднения два.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010