перевод Жития св. Андрея Юродивого представлен в южнослав. рукописях только выписками и компиляциями ( Сперанский. Рус. памятники. 1960. С. 94-97; Молдован. 2000. С. 19-20, 46-49). Разные серб. списки «Повести об Акире» (напр., о связи старшего - в сб. посл. четв. XIV в. мон-ря Савина, 29 - с древнерус. версией можно лишь догадываться) и чудес свт. Николая Чудотворца отличаются степенью удаления от восточнослав. архетипов ( Сперанский. К истории взаимоотношений. 1960. С. 46-49; он же. Рус. памятники. 1960. С. 97-101). В специальном исследовании нуждается вопрос о времени и месте создания епитимийно-канонических подборок правил, дошедших в составе болгарских Берлинского сборника и Порфириевского Номоканона (РНБ. Q. II. 90) и содержащих выписки из Ответов Киевских митрополитов Георгия и Иоанна II. Распространение Пролога в южнослав. традиции XIII-XIV вв. не ограничилось списками этого календарного житийного сборника. Тексты из него (в качестве чтений по 6-й песни канона) в разном количестве включались в большинство южнослав. служебных Миней до сер. XIV в. и в значительное число Миней Праздничных (в древнерус. традиции подобная практика отсутствует). Известны случаи включения проложных житий этой редакции в перевод Миней служебных по Иерусалимскому уставу (НБС. Рс 5, 2-я четв. XIV в.). В отдельных случаях (напр., в «Минее попа Гюрга» на май-июнь (БАН. 4.5.10), в Минее на сент.-нояб. из собр. Hieros. Part. Slav. 4; обе сербские, раннего XIV в.) в службы могут включаться все жития, приходящиеся на этот день (что, возможно, отражает более раннюю практику), но преимущественно помещается одно житие, не всегда того святого, к-рому посвящена служба. В XIV в. известен случай совмещения в одном кодексе (Пролог на сент.-дек.: Черногория, мон-рь Николяц. 34, 3-я четв. XIV в.) чтений стишного и нестишного Прологов ( Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра (XIV-XV в.): Археография, текстология и изд. на проложим стихове. Пловдив, 2000. С. 27-36). В месяцесловах южнослав.

http://pravenc.ru/text/180423.html

Икона «сделана из березового дерева, имеет вышины 141/8, ширины 9 вершков; в эту доску врезан крест вышиною 77/8, в поперечнике 57/8 вершка. На нижнем краю доски церковнославянскими буквами начертано: «вде 7043» (т. е. 1535 г.), на обороте доски вырезано: «Крест Христов Павловы пустыни»» (Николаевский Коряжемский мон-рь. 1901. 5. С. 126). Рядом с гробницей прп. Лонгина хранились его власяница и фелонь, в ризнице - пелена с образом прп. Лонгина, вышитым в полный рост; ею накрывали бронзовую раку с мощами святого. Считается, что пелену изготовила М. Ф. Строганова ( Ноговицын. 2003. С. 164-165). Почитался и колодец, выкопанный основателями мон-ря. В обители хранились деревянный посох и схима Вятского еп. Александра. В Христофоровой пуст. почиталась икона Божией Матери «Одигитрия», к-рую, по преданию, принес с собой прп. Христофор. Впосл. икона оказалась в К. м. Библиотека В описании Сольвычегодского у. 7133 (1625) г. содержится опись имущества К. м., в т. ч. книжного собрания (РГАДА. Ф. 1209. Кн. 446. Л. 807-808). В б-ке помимо богослужебных книг («2 Устава писменые в десть, да 6 Псалтыри, 3 печатных, а 3 писменые... да 2 Охтая на 8 гласов, книга Треодь посная, да 5 Минеи месячных... да 2 Псалтыри с следованым... книга Синоксарь... книга Часословец... 4 книги Служебников... 2 Треоди посных, Треодь цветная... да книга Устав печатной в десть... два Ермолая [Ирмология], два сенника [синодика]... книга Потребник, да семь Чесовников печатных и письменых») имелись библейские книги и толкования на них (Апокалипсис, 2 рукописных толковых Евангелия, толкования на Деяния св. апостолов, «книга Григорья Богослова», «книга Шеснатцать слов толковых, писменая в пол-десть, полуустав», «книга Златоуст»), житийная и аскетическая лит-ра (Патерик скитский, Патерик Киево-Печерский, «книга Ондрея уродивого», «книга Стефана Пермского», «книга Федор Едескои», «книга Федора Студиского», «книга Соловецких чюдотворцов», «книга Ефрем Сирин», «книга Дорофеи», 2 списка «Лествицы»). В К. м. имелись четьи сборники различного состава: «книга Четыредесятница» (чтения на время Великого поста), «Матица жемчюжная», «книга Иасафа царевича», «Шестодневец», «Пчела» и др.

http://pravenc.ru/text/2458767.html

В 1911 г. Л. защитил магист. дис. «Первоначальный славяно-русский Типикон: Историко-археологическое исследование» (опубл.: СПб., 1911), за к-рую был удостоен премии АН и премии митр. Макария (Булгакова). Рецензенты - М. Н. Скабалланович и И. А. Карабинов - опровергли 2 главных тезиса Л.: господство в первые века истории рус. богослужения Устава Великой церкви (под которым Л. понимал не устав к-польского собора Св. Софии, а «устав апостольских... и кафедральных церквей», т. е. древнейшую универсальную кафедральную традицию - Лисицын. Ответ. 1913. С. 122) и противопоставление появившегося здесь в 60-х гг. XI в. Студийско-Алексиевского устава собственно Студийскому (Л. определял первый исключительно как «ктиторский», подразумевая под этим термином авторскую компиляцию из разных источников без преобладания к.-л. из них). По мнению Карабинова, основной недостаток книги Л.- «не совсем ясное различение второстепенных и существенных сторон вообще церковного устава, а отсюда - и недостаточно твердое понимание отличий обследуемых им уставов» ( Карабинов. 1916. С. 316). Также он отмечал, что особенности, к-рые Л. считал принадлежностью Устава Великой церкви, могли проникнуть на Русь уже в составе Алексиевского устава (Там же. С. 328-329). Карабинов указал на упущение Л. таких важных источников, как южнослав. и древнерус. Апостолы, Евангелия и Паремийники, древнерус. житийная и учительная лит-ра, на ошибки диссертанта при описании и анализе рукописей и исследований своих предшественников - прот. А. В. Горского и К. И. Невоструева , архиеп. Сергия (Спасского) , И. Д. Мансветова (Там же. С. 320-321, 329-333). В качестве причины ошибочных выводов Скабалланович назвал недостаточное внимание к описываемому в древнерус. литургических памятниках строю суточного богослужения и избыточное - к редким обрядам и частностям; ценность работы Л. он видел в привлечении, разработке и группировке обильного материала, а также во введении в научный оборот новых источников - 2 фрагментов Устава XIII в.- ГИМ. Хлуд. 16 и РНБ. Погод. 48 (последний был обнаружен Л.), характер к-рых он в отличие от Л. определял как «Студийский тип богослужения в более раннюю эпоху его развития по сравнению с той, которая представлена в Алексиевском уставе...» ( Скабалланович. 1912. С. 17).

http://pravenc.ru/text/2110556.html

междунар. научн. конф., 18-20 мая 2001 г. Вел. Търново, 2005; Радославова Д. Култът към св. Иван Рилски, отразен в бълг. ръкописи от XVII в.//Там же. 2005. Кн. 33/34. С. 247-262; Тодорова Г. Св. Иван Рилски: Вяра и победа. Вел. Търново, 2006; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 27-30. К. Иванова, Д. Чешмеджиев,А. А. Турилов Иконография Самое раннее изображение И. Р. сохранилось на фреске в юж. аркосолии притвора Боянской церкви (1259), напротив образа прп. Пахомия Великого: святой представлен как преподобный в монашеских одеждах (мантии, аналаве), старцем с высоким лбом, густыми седыми волосами и недлинной заостренной бородой; правая рука сложена в молитвенном жесте перед грудью с ладонью развернутой вовне, в левой - раскрытый свиток. Возможно, на иконографию этого изображения оказал влияние образ прп. Иоанна Лествичника, к-рому И. Р. уподоблен ( Пенкова Б. Образът на св. Йоан Рилски в Боянската църква//Старобългарска лит-ра. София, 2009. Кн. 39/40. С. 163-183). С крестом и свитком святой изображен на фреске 3-й четв. XIV в. в ц. ап. Иоанна Богослова Земенского мон-ря (на юж. стороне юго-зап. столба); во фрагментарно сохранившейся росписи кон. XIV - нач. XV в. в мон-ре прор. Илии (Илиенском) близ Софии (на сев. стене наоса); на фреске XV в. в ц. Петра и Павла в Велико-Тырнове. Большинство икон и фресок с образом И. Р. и сценами Жития находятся в Рильском мон-ре. Фрагмент самого раннего житийного цикла дошел до нас во фресках Хрельевой башни (1335-1343). Фрески иллюстрируют 3 эпизода Жития святого, посвященные его отношениям с царем Петром (927-969): царь посещает отшельника и подносит ему дары; И. Р. отвергает дары и отказывается видеть царя; И. Р. передает через послов царя указания, как им увидеть друг друга (царь должен установить палатку на вершине горы, а святой сотворит туман - царь увидит туман, а И. Р.- палатку). Прп. Иоанн Рильский. Роспись ц. ап. Иоанна Богослова Земенского мон-ря, Болгария 3-я четв. XIV в. Прп. Иоанн Рильский. Роспись ц.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Б. владел также собранием старинных книг кириллической печати и богатой коллекцией икон на досках и шитых икон. Большую ценность имеет принадлежавшая Б. шитая икона «воздух» с изображением Нерукотворного образа Спасителя, предстоящих, ангелов и избранных святых, изготовленная в 1389 г. Б. располагал также небольшим собранием книжных гравюр, к-рое он составил гл. обр. путем изъятия их из ветхих и дефектных экземпляров печатных книг, поступавших к нему в антикварную лавку. Это собрание Б. продал исследователю печатной графики Д. А. Ровинскому . Во 2-й пол. 40-х гг. Б. активно способствовал признанию рус. старообрядцами-поповцами новоучрежденной Белокриницкой иерархии , сам присоединился к белокриницкому согласию. Б. похоронен на Рогожском кладбище (могила не сохранилась). После Октябрьской революции 1917 г. антикварная фирма Большаковых закрылась, последним ее владельцем был Н. С. Большаков († после 1938), внук Б. С. Т. Большаков. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) С. Т. Большаков. Фотография. Нач. ХХ в. (РГБ) После смерти Б. его сын Сергей Тихонович предложил отд-нию рукописей и старопечатных книг новообразованных Московского Публичного и Румянцевского музеев приобрести у него собрание рукописей отца, причем часть рукописей отдавалась бесплатно. Хранитель отд-ния А. Е. Викторов отобрал 435 номеров рукописей, к-рые и были приобретены музеями и получили первые номера Музейного собрания славяно-русских рукописей (1-435). В 1953 г. фонд Б. был выделен из Музейного собрания, в 1982 г. к фонду дополнительно были присоединены 3 рукописи, зарегистрированные ранее в Музейном собрании. Древнейшими рукописями фонда Б. являются 2 пергаменных списка Евангелия-апракос XIV в. 17, 434). Ок. 1/4 фонда составляют богослужебные книги XIV-XIX вв., свыше 1/3 богослужебных книг - нотированные, большинство имеет крюковую нотацию, древнейшая - Ирмологий XV в. 386). Наиболее замечательной рукописью житийного раздела и всей коллекции в целом является уникальное лицевое житие свт. Николая Мирликийского 15, XVI в.), к-рое в 1882 г. было издано ОИДР. В собрании Б. находится множество житий севернорус. святых. В составе фонда имеется большое количество оригинальных и переводных повестей, сказаний, ряд рус. летописей и хронографов, сочинения прп. Максима Грека, в т. ч. с его правкой 285), и др. церковных писателей. В фонде содержится немало апокрифических сочинений. Значительное место в собрании занимают архивные материалы XVII-XVIII вв.: документы вологодского архиерейского дома и вологодских мон-рей, земельно-имущественные материалы отдельных рус. помещиков XVII в. и др. Богато представлена богословско-учительная лит-ра (в списках XV-XIX вв.). К числу древнейших рукописей этой группы относятся «Лествица» Иоанна Синайского 289, 1412 г.) и Слова Исаака Сирина 424, XV в.). В собрании имеется множество старообрядческих рукописей, в основном XVIII в., рукописей учебного и научного характера, преимущественно XVII-XVIII вв., сборников смешанного содержания XV-XX вв.

http://pravenc.ru/text/149709.html

Новым явлением в Польше стала Ж. л. на народном языке, важность употребления которого подчеркивалась в постановлениях ряда провинциальных синодов XIII в. В 1285 г. Гнезненский архиеп. Якуб Свинка предписал назначать на приходы только знающих польск. язык, чтобы священники произносили по-польски проповеди и некоторые литургические молитвы. На рубеже XIII и XIV вв. доминиканец Перегрин из Ополе составил сборник проповедей (Sermones de tempore et de sanctis), получивший широкую известность (с 1475 неоднократно изд.). Опираясь на «Золотую легенду», Перегрин включил в сборник проповеди о святых Адальберте, Станиславе и Ядвиге. По свидетельству историка Яна Длугоша (1415-1480), уже в XIV в. существовали польск. варианты «Vitae patrum» и «Золотой легенды» Иакова из Варацце. В нач. XV в. были составлены «Гнезненские проповеди» (Kazania gnienieskie), куда вошли 95 лат. и 10 польск. текстов. На рубеже XIV и XV вв. создавались эпические песни на сюжеты Житий святых Алексия, Иова, Доротеи, Екатерины, Христофора. Распространение получили религ. лирика, апокрифические произведения. Одновременно развивалась и «ученая» лат. лит-ра. В 60-х гг. XV в. краковский каноник Длугош в ряду др. агиографических сочинений составил пространное Житие св. Станислава. В рассказе о св. Адальберте, включенном в «Историю Польши» (1455-1480), Длугош писал о превосходстве поляков над чехами, к-рые причинили святому немало бед, а также сообщил о том, что Адальберт, «архиепископ Гнезненский», якобы предсказал учреждение в Кракове митрополии, независимой от Гнезно (это произошло лишь в 1925). Под 1253 г. Длугош подробно описал канонизацию Станислава, приведя соответствующие документы. В 1454 г. в краковском соборе были открыты мощи еп. Иоанна (Яна) I Прандоты (1242-1266), одного из инициаторов канонизации св. Станислава. В 1454-1456 гг. в процессе подготовки к канонизации (несостоявшейся) Иоанна Прандоты было составлено подробное описание 54 чудес от мощей, снабженное краткой биографией епископа (Miracula venerabilis patris Prandothe episcopi Cracoviensis).

http://pravenc.ru/text/182317.html

в чест на Е. Коцева. София, 2008. С. 105-122; Λμπρου Σ. Η οσα Παρασκευ η Επιβατην: Ιστορα και γραμματεα. Θεσ., 20072; Иванова. Biblioth. hagiogr. 2008. С. 246-249; Радославова Д. Службата за прп. Петка в бълг. ръкописи от XVII в.//Християнска агиология и народни вярвания. 2008. С. 123-133; Чистякова М. Проложное житие святой Параскевы Эпиватской по списку НБКМ 167//Palaeobulgarica. София, 2009. Год. 33. Кн. 2. С. 39-50; она же. Минейное житие Параскевы Тырновской на рус. мове (BN 12188 I Нац. б-ки в Варшаве)//Старобълг. лит-ра: Списание. 2013. Кн. 47. С. 240-249; Цибранска-Костова М. Светци и памети в сб. «Различни потреби»: Венеция (1571-1572)//Palaeobulgarica. 2011. Год. 35. Кн. 3. С. 45-73; Vicovan I., Adumitroaie C. Cuvioasa Parascheva, sfânta popular a Ortodoxiei, în istoria i în evlavia poporului român. Iai, 2011; Giosanu I. Cultul sfintei cuvioase Parascheva în Ortodoxie: Cercetare hagiografico-liturgic. Roman, 20152. К. Иванова, Е. Минева, М. Антон,А. А. Турилов Прп. Параскева. Икона. Сер. XVI в. (ЦМиАР) Иконография святой долгое время была идентична иконографии вмц. Параскевы (Пятницы) Иконийской ( Рогов. 1982. С. 179). Даже в произведениях 1-й пол.- сер. XVI в. ее изображали как св. жену в мафории, из-под к-рого видны головной плат и рукава, с крестом в руке, надписывая «Святая Петка»: поясное изображение П. под 14 окт. в Минее Праздничной, изданной в 1538 г. в Венеции Божидаром Вуковичевым и печатником иеродиак. Моисеем (fol. 46v, см.: Muj Менолог. С. 206); полуфигура П. в составе настенного минология под 14 окт., рядом с Медиоланскими мучениками Гервасием, Назарием и Протасием в центральной травее в притворе/нартексе (1561) соборной церкви монастыря Печи Патриаршей, Печка Патриаршия в Косово. Житийные сцены, раскрывающие историю П., сохранились на неск. иконах XV-XVI вв. из польских музеев - Исторического музея в г. Санок (из древнего села Усьце-Горлицке Малопольского воеводства) и Национального музея Варшавы. На иконе из Усьце-Горлицке святая изображена в красном мафории как вмц.

http://pravenc.ru/text/2578996.html

14; напр., см.: Hieron. Ep. 60. 3; Idem. In Ion. 3. 5; Idem. In Abac. I 1. 15-17; Idem. In Ezech. XIV 47. 15; Idem. Ep. 39. 4; ср.: Gross. 1960-1972. Bd. 1. S. 250-254). Основоположники П., в особенности Руфин Сириец и Пелагий, по-видимому, были хорошо знакомы с сочинениями вост. церковных писателей, хотя доказать это знакомство на уровне текстовых совпадений можно лишь в немногочисленных случаях. Вслед. нравственно-аскетической направленности П. предметом особого внимания могла быть восточная нравоучительная, монашеская и житийная лит-ра, лат. переводы и пересказы которой во 2-й пол. IV - нач. V в. получили широкое распространение на Западе при посредничестве блж. Иеронима, Руфина Аквилейского и др. писателей (подробнее см.: Bonner A. 2018). Напр., ряд показательных смысловых параллелей обнаруживается между взглядами Пелагия и «Житием Антония Великого» (Vita Antonii; CPG, N 2101), написанным свт. Афанасием Великим; в этом сочинении многократно подчеркивается важность человеческой свободы для аскетических подвигов и приобретаемого посредством их духовного совершенства (см.: Bonner A. 2018. P. 31-110). Среди возможных вост. источников П. богословского характера принципиально важное место занимают труды Оригена, к-рые в кон. IV в. широко обсуждались как на Востоке, так и на Западе в связи с оригенистскими спорами . Всплеску интереса к наследию Оригена на Западе способствовали переводы блж. Иеронима и Руфина Аквилейского; в 90-х гг. IV в. на лат. языке появились сочинения «О началах» и «Комментарий на Послание к Римлянам» (In Epistulam ad Romanos commentarii; CPG, N 1457). Как и у большинства их современников, отношение сторонников П. к идейному наследию Оригена было неоднозначным. С одной стороны, в учении о соотношении человеческой свободы и воздействия Бога на человека пелагиане были прямыми наследниками Оригена. В П. было воспринято подробно обоснованное Оригеном в 3-й кн. трактата «О началах» представление, что свобода воли человека является необходимым условием для справедливости определяемых Богом наказаний за грехи и вознаграждений за добродетели (см.: Orig.

http://pravenc.ru/text/2579902.html

пристройки кафоликона. Он перекрыт купольным сводом, имеет небольшой нартекс и 3-апсидный алтарь. Парекклисион в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» (1723) расположен в комплексе построек зап. части мон-ря, слева от коридора, ведущего в трапезную. Это небольшой купольный храм, единственный из парекклисионов Д., имеющий росписи (1744); резной иконостас относится к 1760 г. С правой стороны от того же коридора расположены парекклисионы во имя св. Бессребреников (перекрыт купольным сводом) и под ним во имя Трех святителей. Парекклисион во имя св. Георгия (1792) расположен в юго-зап. углу двора, образованном стенами трапезной и др. построек. В юж. надвратной башне расположен парекклисион в честь Благовещения (1715), в примыкающем к ней с востока корпусе - в честь Успения; на последнем этаже главной вост. башни - во имя св. Архангелов. К юго-востоку от главного входа в мон-рь расположено здание парекклисиона во имя преподобных Онуфрия, Макария и Петра Афонского - купольный храм с небольшим нартексом. Близкое по архитектуре сооружение представляет собой парекклисион во имя св. Николая Чудотворца, возведенный в 1894 г. на кладбище к северо-западу от мон-ря. Наконец, в келлии к юго-востоку от мон-ря устроен парекклисион в честь Преображения Господня (1727), перекрытый купольным сводом. Отрывок из Евангелия. IX в. (Ath. Doch. 13) Б-ка Д. насчитывает 620 рукописей, из к-рых 395 описаны в каталоге С. Лампроса и 87 певч. только упомянуты. Эти и др. певч. рукописи (всего 119) описал Г. Статис. Ок. 190 рукописей Д. не входит ни в один из каталогов. Большинство книг Д. представляет собой бумажные кодексы, но есть 63 пергаменных и даже 2 шелковых. Древнейшая из рукописей относится к IX в., 7 манускриптов - к XI в., 21 - к XII в., 20 - к XIII в., 36 -к XIV в., 20 - к XV в., 30 - к XVI в., 96 - к XVII в., 63 - к XVIII в., 10 манускриптов - к XIX в. По содержанию это гл. обр. используемые в богослужении книги, а также святоотеческая и житийная лит-ра. Из наиболее примечательных книг можно назвать украшенный миниатюрами Минологий XII в.

http://pravenc.ru/text/180375.html

Самым значительным автором вестготской эпохи является еп. Исидор Гиспальский. В его соч. «Этимологии» ( Isid. Hisp. Etymol.) сохранились наиболее важные элементы античной культуры. Гигантский для того времени объем сочинения (448 глав в 20 книгах) охватывает самые разные области знания, что позволяет называть его раннесредневек. энциклопедией. Хотя нек-рые исследователи говорят об «исидоровом ренессансе», расцвет античных традиций носил кратковременный и довольно поверхностный характер. Сочинения большинства греч. и рим. писателей были доступны даже Исидору только в позднеантичных переложениях (напр., известно, что Сенеку он читал в подлиннике, а «Латинскую грамматику» Элия Доната знал скорее всего в переработке североафрикан. грамматика Помпея). С риторикой Цицерона и Квинтилиана вестготы познакомились через посредство творений отцов Церкви, с диалектикой, арифметикой и геометрией - благодаря трудам Боэция, Кассиодора и Марциана Капеллы. Тем не менее даже вестгот. короли были авторами различных сочинений. Так, кор. Сисебуту принадлежат Житие св. Дезидерия ( Sisebutus rex Gothorum. Vita vel passio S. Desiderii//MGH. Scr. Mer. T. 3. P. 630-637) и астрономическая поэма, написанная гекзаметром (CPL, N 1300). Писателями были короли Хинтила, Хиндасвинт, Рекесвинт и Вамба. Историописание в Вестготском королевстве представлено произведениями разных жанров: «Хроникой» Иоанна Бикларийского, охватывающей события 567-590 гг. ( Joannes Biclarensis. Chronicum//PL. 72. Col. 859-870), «Историей готов, вандалов и свевов» Исидора Гиспальского ( Isid. Hisp. Historia de regibus Gothorum, Wandalorum et Suevorum//PL. 83. Col. 1057-1082), его же соч. «О знаменитых мужах» ( Idem. De vir. illustr.) и «Историей короля Вамбы» Иулиана Толетского ( Iulianus Toletanus. Historia Wambae Regis//MGH. Scr. Mer. T. 5. P. 500-535). Христианское богословие развивалось в И. по неск. направлениям. Исидору Гиспальскому принадлежат толкования на книги Свящ. Писания ( Isid. Hisp. Quaest.). Его «Сентенции» ( Idem. Sent.), выдержки из творений блж. Августина, блж. Иеронима Стридонского и Римского папы свт. Григория I Великого, пользовались огромным авторитетом в средние века. Св. Иулиан Толетский был автором сочинения по эсхатологии «Предсказание о грядущем веке» ( Iulianus Toletanus. Prognosticon futuri saeculi//PL. 96. Col. 461-524). В мариологии заметное место занимает произведение св. Ильдефонса Толетского «О приснодевстве Марии» ( Hildef. Tolet. De virginitate perpetua Sanctae Mariae//PL. 96. Col. 53-110). Ему же принадлежит сочинение о богословии таинства Крещения ( Idem. De cognitione baptismi//PL. 96. Col. 111-172). Развивалась житийная лит-ра, самое значительное произведение - Жития Эмеритских отцов ( Paulus Emeritanus. De vita patrum Emeritensium//PL. 80. Col. 115-164).

http://pravenc.ru/text/674995.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010