Сын Божий принял человеческое естество от Духа Святаго и Марии Девы. Евангелист Лука благовествует, что на недоумение Её, како будет сие,идеже мужа не знаю,Архангел сказал Ей: Дух Святый найдет на Тя, и сила Вышняго осенит Тя: темже и рождаемое свято, наречется Сын Божий ( Лук. 1:34–35 ). Житие Пресвятой Девы Марии известно из Священного Предания. Родители Её, Иоаким и Анна, происходили из рода Авраама и дома Давидова, из племени которых, по обетованию Божию, надлежало произойти Спасителю мира. С трехлетнего возраста Дева Мария воспитывалась при храме. Здесь Она возросла и дала обет Богу пребывать всегда девою. Для Её охранения Она обручена была Иосифу, старцу из того же рода. Как давшая обет девства, Пресвятая Дева всегда и пребыла Девою и прежде рождения Спасителя, и во время рождения, и после рождения, так что справедливо называется Приснодевой.Кроме этого, святая Церковь именует Её и Богородицей. Основанием для такого наименования служат известные слова св. пророка Исайи: се Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог ( Ис.7:14 ). И праведная Елисавета назвала Её Матерью Господа, что совершенно однозначуще со словом Богородица И откуду мне сие, да приидет Мати Господа моего ко мне ( Лк. 1:43 ). Хотя Иисус Христос родился от Пресвятой Девы Марии не по Божеству Своему, а по человечеству, однако достойно и праведно именовать Её Богородицей, потому что Родившийся от Неё в самом зачатии и рождении от Неё был, как и всегда есть, истинный Бог . Как воистинну Богородица, Пресвятая Дева благодатью и приближением к Богу превосходит всякое сотворенное существо. Значит, правильно св. Церковь ублажает Её честнейшею Херувимов и славнейшею Серафимов, как стоящую по благодати превыше их. Рождение Пресвятой Девой Спасителя мира, Богочеловека, было свято и чуждо греха, следовательно, и безболезненно, хотя в числе наказаний за грех Господь Бог и определил Еве в болезнех родити чада. Приготовляя людей к принятию Спасителя рода человеческого, Господь Бог даровал им знаки, по которым они могли узнать Грядущего Избавителя, а именно: точные предсказания о различных обстоятельствах Его рождения и земной жизни. Из многих мы укажем некоторые: пророк Исайя пророчествовал, что Спаситель родится от Девы ( Ис.7:14 ). Пророк Михей провозвестил, что Он родится в Вифлееме иудейском («И ты, Вифлеем, земля иудина, ничем не меньше воеводств иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля»), и иудеи понимали это предсказание ранее, чем узнали о самом событии ( Мф.2:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Преподобный Роман, именуемый сладкопевец, смолоду начал угождать Богу, живя в девстве и целомудрии. Он был пономарем в Софийской церкви г. Константинополя. Хотя св. Роман и не знал книжного писания, но был премудр добрыми делами, которыми превосходил премудрых книжников. Он был один из тех, о которых сказал апостол Павел: Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых ( 1Кор.1:27 ). Патриарх Евфимий полюбил Романа за его добродетельное житие и, видя труды его по церкви, давал ему равную часть с клириками. Между тем последние стали роптать на патриарха, говоря: «невежду сравнял с нами!» Поэтому ненавидели св. Романа и причиняли ему всевозможные огорчения. Однажды, в навечерие праздника Рождества Христова, когда был в церкви сам царь, а Роман ставил в церкви свечи, вдруг клирики схватили Романа и потащили на амвон, со словами: «равной части ты с нами удостоен, так, взошедши на амвон, воспой богохвальную песнь, подобно тому, как и мы». Это они сделали из зависти, желая посрамить его, потому что знали, что Роман, как необразованный, не может сделать того. Роман, получивши такое оскорбление при царе и при всем народе, горько заплакал. По окончании пения, когда все вышли из церкви, св. Роман упал на колени пред образом Богоматери и с плачем и рыданием долго молился. Потом, когда, пришедши домой, он немного уснул, явилась ему во сне Пресвятая Владычица Богородица, Которая есть утешение всем скорбящим, и, держа в руке маленький книжный свиток, сказала ему тихим голосом: «открой уста!» Когда он открыл уста, Владычица вложила свиток и сказала: «проглоти его!» Роман проглотил хартию (бумагу) и тотчас же проснулся и никого уже не видел. Сердце же его исполнилось неизреченной сладости и утешения, а в уме своем ощутил книжное разумение, какое сообщила ему Дева Богородица. Св. Роман, исполненный премудрости, стал со слезами воздавать благодарение своей Учительнице за то, что Она в малое время научила его более, чем кто через много лет разумеет. Когда настало время всенощного бдения (под Рождество Христово), то он с радостью пошел в церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Преподобный Никон родился в Киеве от родителей знатных родом и богатством и пострижен в Киево-Печерской обители. В 1096 году, во время нападения хана Боняка с Половцами на Киев, в числе других попался в плен к Половцам и преподобный Никон 167 . Добрый Киевлянин, выкупив многих пленников, не выкупил Никона, но рассказал об нём богатым сродникам его. Те явились к Половцам с выкупом за него. «Не тратьтесь для меня, сказал Никон; если бы Господу угодно было, чтобы я был свободен, Он не отдал бы меня в руки беззаконных; приняв приятное от руки Господней, почему не стал бы я терпеть горькое?» – Не получив выкупа. Половцы стали мучить Никона. Три года они мучили его, то жгли на огне, то резали ножами. Скованный по рукам и ногам, он был опаляем солнцем и истаевал от голода и жажды; зимой выталкивали его на стужу. По два и по три дня, а иногда и более, оставляли его без пищи. И за всё это Никон благодарил Бога и молился. Половец употреблял все меры жестокости, чтобы вынудить выкуп за Никона. Никон сказал: «Христос избавит меня от рук ваших безденежно: я получил известие о том. Мне явился брат мой, которого вы продали жидам на распятие, и сказал мне: в третий день ты будешь в Печерском монастыре, по молитвам св. Антония и Феодосия и прочих черноризцев». Думая, что Никон хочет спасаться бегством, Половец подрезал ему жилы и стал зорко стеречь его. Почувствовав себя сильно больным, жестокий Половец отдал приказание: «распять пленника над моей могилой»; а Никон помолился за него, и Половец встал здоровым. На третий день, когда сидели около Никона, в самый полдень, он вдруг исчез, и в то время, когда братия пели причастен, он явился в Печерской церкви. Никон сам не рассказывал о случившемся с ним. Но тяжёлые железа, бывшие на нём, неизцельные раны, гноившееся от них, ещё облитое кровью тело заставили его рассказать правду. Он не хотел расстаться со своими оковами; но игумен убедил его снять их. «Если бы угодно было Господу, сказал игумен, чтобы ты носил оковы, то Он не освободил бы тебя из плена». С Никона сняли оковы и перековали их на вещи нужные для церкви. Довольно времени спустя пришёл в Киев Половец, у которого Никон был в плену. Увидав преподобного в живых, он рассказал всё, что было с Никоном, и не возвратился более на житие в Половецкую землю, но крестился со всем своим родом; он и со сродниками своими постригся в монашество и окончил жизнь свою в Печерской обители, служа своему прежнему пленнику. «Сей Никон называется сухим в памятнике (Печерском) оттого, что истёк он кровью и сгнил от ран».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Явился мне, – говорил он, – брат мой Евстратий, которого вы предали жидам на распятие 8322 ; за это они осуждены будут вместе с отцами своими, некогда кричавшими: «Кровь Его на нас и на детях наших» 8323 . Вы же, нечестивые, будете мучиться вместе с Иудою, предавшим Господа на крестные страдания. Явившийся же мученик сказал мне, что на третий день, по молитвам святых отец Антония и Феодосия и прочих Печерских угодников, я буду возвращен в обитель Печерскую. Услыхав это, половчанин, взявший преподобного в плен, подумал, что он хочет убежать, а потому подрезал ему жилы под коленами, чтобы он не мог уйти и кроме того стал бдительнее стеречь его. И вот на третий день, в шестом часу дня, в то самое время, когда вся стража окружала преподобного с оружием в руках, блаженный узник стал невидим, а стерегшие его услышали только его голос, воспевавший: «Хвалите Господа с небес»! Так чудесно и ни для кого невидимо святой перенесен был в Печерскую церковь Пресвятой Богородицы в то самое время, когда на Божественной литургии стали петь запричастный стих. И тотчас вокруг него собралась вся братия и стала вопрошать его, каким образом он попал сюда. Сначала он хотел было скрыть это дивное чудо, но все окружавшие его, видя его связанным тяжелыми цепями, с неизлечимыми ранами, гнойными струпьями, покрывшими всё тело его, а особенно при виде крови, струившейся из разрезанных голеней, всячески заставляли его поведать истину. Поэтому, вопреки своему желанию, он, наконец, рассказал им всё, как было, но не позволял снять оковы с рук и ног своих. На это игумен сказал ему: – Брат! Если бы Господь желал сих уз твоих, то не освободил бы тебя от плена, а потому покорись нашей просьбе. После сего, сняв с преподобного оковы, братия перековали их на вещи, необходимые для алтаря. Спустя немного времени, когда уже с Половцами заключен был мир, прибыл в Киев тот самый половчанин, который держал блаженного Никона в плену. Прибыв в Киев, он вошел в Печерский монастырь. Увидав здесь своего бывшего пленника, блаженного Никона, он узнал его и рассказал о нем всё подробно игумену и братии и уже не возвратился обратно в страну свою, но, умилившись от всего происшедшего, принял святое крещение и вместе с другими своими родичами – половцами, также пришедшими в Киев, сделался иноком и вместе с ними окончил жизнь в покаянии в том же Печерском монастыре, служа пленнику своему – блаженному Никону.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

И вечером Евфимиан говорит сыну своему: “Войди, дитя, взгляни на невестку мою и супругу твою”. И, вошед в брачный покой, юноша увидел ее сидящей в кресле. И он взял свой золотой перстень и поясную пряжку, завернутые в пурпурного цвета покров, и отдал ей, и сказал: “Прими это и береги, и Господь да будет между мною и тобой, пока на то воля Его”, и сказал ей и другие сокровенные слова. И, выйдя из брачного покоя, удалился в свою спальню. И, взяв долю от богатств своих, ночью покинул дом и, придя к пристани, увидел корабль, готовящийся плыть на восток. Он взошел на этот корабль и прибыл в Магналию, город Лаодикии сирийской. 406 Сойдя на берег и помолившись Господу, Алексий сказал: “Господь Бог, сотворивший небо, землю и море и спасавший меня от чрева матери моей, спаси и ныне от суетной жизни сей и удостой меня вкусить благ Твоих со всеми угодниками Твоими, ибо Ты милостивый, Спаситель, и мы славим Тебя во веки веков”. И, встав с молитвы, он в тот же час встретился с погонщиками ослов, и следовал за ними до тех пор, пока не пришел в Эдессу месопотамской Сирии. 407 Там находится нерукотворная икона святого и царственного образа Господа нашего Иисуса Христа, которую он дал Авгарю, 408 когда во плоти пребывал на земле. И, войдя в город, Алексий продал все, что у него было, и роздал деньги бедным. И, облекшись в нищенское рубище, сел, прося подаяния, в притворе 409 храма во имя владычицы нашей Пресвятой Богородицы. Он наблюдал строгий пост и еще более строгое бдение. Ибо от воскресенья до воскресенья причащался святых и чистых тайн Христовых. Ел же две унции хлеба, а две унции 410 воды были ему питьем, и всю неделю он жил в воздержании, а ночи проводил бодрствуя. Все, что ему подавали, Алексий раздавал нищим. И лицо свое преклонял к руке, а сердце пребывало постоянно с Господом. Мать его с самого дня свадьбы затворилась в спальне своей и, оставив открытым только одно оконце для света, постелила себе на полу вретище, посыпала его пеплом и, так лежа, говорила: “Я не встану отсюда, пока не узнаю, что сталось с моим единственным сыном”.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Во ад сошел Ты, Спаситель мой,/и врата его сокрушив, как Всемогущий,/как Творец умерших воскресил с Собою,/и жало смерти уничтожил, (Христе),/и Адама от проклятия избавил, Человеколюбец./Потому все мы восклицаем Тебе:/“Спаси нас, Господи!” Кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 4 Фарисеева убежим высокоглаголания,/и мытареве научимся высоте глагол смиренных,/покаянием взывающе:/Спасе мира,/очисти рабы Твоя. Избегать будем фарисеева велеречия/и научимся высоте слов мытаря смиренных,/покаянно восклицая:/“Спаситель мира,/будь милостив к рабам Твоим!” Другой кондак Недели о мытаре и фарисее, глас 3 Воздыхания принесем мытарская Господеви,/и к Нему приступим, грешнии, яко Владыце:/хощет бо спасения всех человеков,/оставление подает всем кающимся,/нас бо ради воплотися/Бог Сый Отцу Собезначальный. Подобно мытарю стенания принесем Господу,/и припадем к Нему, грешные, как к Владыке:/ибо желает Он спасения всех людей,/прощение подает всем кающимся;/ведь ради нас Он воплотился,/Бог, Отцу Собезначальный. Начиная с первой подготовительной Недели о мытаре и фарисее и до воскресенья пятой недели поста на утрене после песнопения «Воскресение Христово видевше» поются покаянные тропари «Покаяния отверзи ми двери» : Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко храму святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен; но яко щедр, очисти благоутробною Твоею милостию. На спасения стези настави мя, Богородице, студными бо окалях душу грехми и в лености все житие мое иждих; но Твоими молитвами избави мя от всякия нечистоты. Множества содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу страшнаго дне суднаго, но надеяся на милость благоутробия Твоего, яко Давид вопию Ти: помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости. Чтение Евангелия: Евангелие от Луки, глава 18, стихи 10–14 Читать отрывок 10  два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.  11  Фарисей, став, молился сам в себе так: " Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:  12  пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю " .  13  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: " Боже! будь милостив ко мне грешнику! "   14  Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

http://foma.ru/nedelja-o-mytare-i-farise...

Снова Пречистая Богородица является ему во сне, говоря так: “Нищий, который сидит при дверях этого храма моего,– се человек Божий”. Просмонарий тотчас входит в притвор, и, увидев его, берет за руку, и вводит в храм, и с того времени служит ему, и весьма чтит его. И молва о жизни человека Божия Алексия прошла по всей той земле. Когда Алексий понял, что святость его открылась всем, он бежал из города Эдессы, и, придя в Лаодикию, взошел на корабль, и задумал отправиться в киликийский город Тарс, 412 ибо там его никто не знал. И вот на корабль налетел бурный ветер, и по смотрению Божию корабль занесло в Рим. 413 Выйдя на берег, Алексий сказал: “Жив Господь Бог мой. Никому более я не буду обузой, но приду в дом отца моего, ибо домашние меня не признают”. И вот он встретил отца своего (тот учреждал в доме своем столы для нищих), который шел из дворца со свитой своей, и приветствовал его, говоря: “Раб Божий, окажи милость захожему нищему и дай мне угол в доме твоем, чтобы мне питаться крохами, падающими от стола рабов твоих, и Бог благословит дни твои, и дарует тебе Царствие Небесное, и кровным твоим, пребывающим в странствии, пошлет благословение Господь мой Иисус Христос, и исполнит тебя надеждой о них”. И, услыхав о кровных на чужбине, Евфимиан тем горячее пожелал принять такого нищего, ибо вспомнил про единственного сына своего. Он привел нищего в дом и, созвав всех своих рабов, сказал им: “Кто из вас хочет услужать ему? И, жив Бог, он получит свободу и наследует от имения моего. Дайте нищему место в сенях дома моего, чтобы, входя и выходя, я мог видеть его, еду и питье носите ему от моего стола и не обижайте его, если ему что понадобится, но с готовностью следуйте приказанному вам”. И Алексий оставался на месте, отведенном ему. А когда наступил вечер, рабы стали мучить его, посмеиваясь над ним и глумясь. И одни толкали его ногами, другие били, третьи выливали ему на голову помои. Человек Божий Алексий, прозрев в этом диавольское наущение и злобу ненавистника добра, принимал все с радостью, готовностью и смирением, повторяя про себя слова: “Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Он же не мог ослушаться молений их и, не желая, повинуется и по святительскому благословению начальствование принимает. Начальствование дивный муж принял и большие подвиги показал, всем образцом себя являя, к большим и совершеннейшим добродетелям восшел. Постом вооружился, чтобы страсти плотские духу покорить молитвою. Каждый день собеседником Богу был. Более же всего смирение стяжал. Добродетели и многое трудолюбие каждый день являл. Иноки же, видя его таким, радовались и великую хвалу Христу Богу воссылали, что такого благодатного пастыря им даровал. Богомудрый же Филипп, так правя, немало лет провел. Также совещается с иноками о деле благом, чтобы поставить церковь каменную драгоценного Успения Пречистой Богородицы. Прекрасную воздвиг церковь в похвалу Божией Матери, рядом же с ней и святому Иоанну Предтече храм присоединил же и трапезу огромную, имеющую внутри 12 сажень и одностолпную, особо же и другие многие строения. О его трудах если мы умолчим, то дела его объявят о себе: ибо горы великие прокопал, долины избороздил, воду из озера в озеро направил, к двадцати озерам пятьдесят озер и два источника присоединил, и под монастырь в озеро привел от озера же, воду внутрь обители провел, жернова и мельницу для удобства братьев устроил. Хотя оскудение было в казне, но на милость Божию уповал и Пречистую Его Матерь призывал с основателями Зосимою и Савватием, чтобы помогли делу – воздвигнуть величайшую церковь из кирпича во имя Преображения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа там, где видел луч светлого сияния Божества руководитель и отец, наставник и чудотворец, преподобный Зосима. И открыл братьям мысль свою к Богу о построении церкви. Они же, услышав, в недоумении пребывали, но не смели препятствовать доброй его заботе, тихо беседовали и кротко говорили, приводя слово из самого Писания: «Если кто, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек, имеет ли он, что нужно для совершения ее, дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться» 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Слава, глас 3: Твоих благодеяний и даров туне/яко раби непотребнии, сподобльшеся Владыко/к Тебе усердно притекающе благодарение по силе приносим/и Тебе яко благодетеля и Творца славяще, вопием/слава Тебе Боже прещедрый. И ныне, глас 2: Всея твари Содетелю/времена и лета во Своей власти положивый/благослови венец лета благости Твоея Господи/сохраняя в мире нас и град Твой/молитвами Богородицы, и спаси ны. Чтец: Прокимен, глас 4-й: Воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго. Стих: Возрадуется сердце мое о спасении Твоем. Апостол к Тимофею: Молю убо прежде всех творити молитвы, моления, прошения, благодарения за вся человеки, за царя и за всех, иже во власти суть, да тихое и безмолвное житие поживем во всяцем благочестии и чистоте: сие бо добро и приятно пред Спасителем нашим Богом, иже всем человеком хощет спастися и в разум истины приити. Едиин бо есть Бог , и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус, давый Себе избавление за всех: Емуже честь и слава во веки веков, аминь. Чадо Тимофее, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог , един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Ему честь и слава во веки веков. Аминь ( 1Тим. 2:1–6 ) Евангелие от Луки: Во время оно, прииде Иисус в Назарет, идеже бе воспитан. И вниде, по обычаю Своему, в день субботный в сонмище, и воста чести. И даша Ему книгу Исаии пророка, и разгнув книгу, обрете место, идеже бе написано: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищым, посла Мя исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение и слепым прозрение, отпустити сокрушенныя во отраду, проповедати лето Господне приятно. И согнув книгу, отдав слузе, седе, и всем в сонмищи очи беху зряще Нань. И начат глаголати к ним, яко днесь сбыстся писание сие во ушию вашею. И вси свидетельствоваху Ему, и дивляхуся о словесех благодати, исходящих из уст Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Двинемся чуть дальше и рассмотрим, что же Бог обещает Авраму. Можно насчитать семь обещаний, которые Бог дает ему: Относятся ли эти обетования только к Аврааму или и к его потомкам? Судя по последнему благословению, и к потомкам. Более того, с точки зрения апостола Павла, все верующие во Христа — духовные потомки Авраама (Гал 3:7), и все эти обетования относятся и к нам. Лучше всего это можно увидеть, посмотрев на отца и молитвенника земли Русской, преподобного Сергия Радонежского. Он монах, но сколько у него появилось духовных чад — еще при его жизни они основали более 70 монастырей! Он был особенно благословен своей близостью к Богу, Богородице и прожил необычайно насыщенную жизнь. Вероятно, нет ни одного русского человека, который бы не знал о преподобном Сергии, его имя стало одним из самых любимых. Он действительно был благословением для своих близких, и его общества искали князья и митрополиты. А сколько миссионеров вышло из его учеников, которые и словом, и кистью поныне свидетельствуют миру о красоте Божьего мира и Его любви… Но все эти благословения не появились в его жизни сразу и автоматически. Житие преподобного Сергия свидетельствует и об испытании одиночеством, и голодом, и ропотом братьев, — прежде чем все вышесказанное сбылось. В. М. Нестеров. Труды преподобного Сергия. Триптих. Средняя часть. 1897 Так и Аврааму (на образ которого, по-видимому, ориентировался составитель жития преподобного Сергия) придется пройти через многие испытания, прежде чем эти обетования исполнятся. В частности, ему предстоит долгий путь: И взял Аврам с собою Сару, жену свою, Лота, сына брата своего, и все имение, которое они приобрели, и всех людей, которых они имели в Харране; и вышли, чтобы идти в землю Ханаанскую; и пришли в землю Ханаанскую. И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал [он] там жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой [так, что от него] Вефиль [был] на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа.

http://blog.predanie.ru/article/prizyv-a...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010