Да и то сказать - миновало ли лихо? Гляжу вокруг - и думы горькие, безотрадные теснятся в уме, поражая сердце печалью и болью... Страна моя, Русь моя - что с тобой стало? " Разинули на тебя пасть свою все враги твои, свищут и скрежещут зубами, говорят: " поглотили мы его, только этого дня и ждали мы, дождались, увидели!.. " Зову друзей моих, но они обманули меня... Об этом плачу я; око мое, око мое изливает воды... " (Плач Иер. 2: 16; 1: 19, 16). Так сетовал некогда древний пророк, рыдая меж развалин разоренных святилищ. Сии слова Священного Писания прообразуют и наши нынешние скорби.      Но не обилие скорбей, не число врагов, не тяготы предстоящей брани страшат меня, нет! Страшит меня, что на нелегком пути искреннего и глубокого воцерковления поджидает нас сегодня множество ловушек и препятствий. Вразуми нас, Господи, - сподоби найти слово сильное и властное, дабы убедить людей раскаяться в нерадении своем, оторваться от ядовитой мути современной бездуховности, лукавых лжедуховных подделок и припасть к живоносному церковному источнику веры истинной, спасительной, Православной!..      Глубина падения нашего такова, что мы чуть ли не полностью утратили " образ здравых словес " , то есть само понимание, какова должна быть здоровая, неискаженная жизнь души человеческой. Чувствуя всю неестественность, весь ужас нынешнего положения вещей, многие вполне благонамеренные люди просто не знают, не чувствуют - куда же надо идти, в какую сторону выбираться из той смрадной трясины, где мы оказались?      Нам предстоит заново учиться жить. Учиться понимать самих себя и смотреть на мир, свергнув с души отвратительную коросту атеизма, " плюрализма " , гордостного высокоумия, безумного самолюбия, нелепой самоуверенности. Жизнь человеческая - ее смысл и течение - есть тайна Божия, хранимая в благодатных недрах Церкви Христовой, открывающаяся лишь благоговейному трудолюбивому искателю.      Начать ее постижение должно с того, чтобы в окружающем нас вихре событий и явлений, громогласных призывов и разнообразных влияний научиться отличать истину от лжи - настоящую, спасительную духовность от неумелого подражания или злонамеренной подделки.

http://zavet.ru/book/ioanns06.htm

С кон. IV в. постоянная угроза нападений варваров делала важнейшим вопросом развития К. совершенствование его оборонительных укреплений. Одновременно, поскольку продолжался быстрый рост населения города, было необходимо расширение его территории. Т. о. крупнейшим событием в истории К. в V в. стало строительство новой сухопутной зап. стены, к-рая получила название по имени правившего в то время имп. Феодосия II. Строительство стены было начато ок. 413 г., при префекте К. Анфимии, частично с использованием ранее существовавших здесь местных укреплений (CTh. XV 1. 151; Socr. Schol. Hist. eccl. VII 1). К 422 г. башни и стены уже были готовы для использования их гарнизоном, т. е. работы в значительной мере были завершены (CTh. VII 8. 13). Стена располагалась в 1,5 км к западу от старой стены Константина, пересекала сухопутное пространство от сев. берега Мраморного м. до предместья Влахерны на юж. берегу Золотого Рога, имела общую протяженность 5,7 км (после строительства стены вокруг Влахерн в VII в.- 6,7 км). Оборонительный пояс, частично сохранившийся до наст. времени, состоял из 2 линий стен ( M ü ller-Wiener. 1977. S. 286-295). Передовая стена (ξω τεχος) имела высоту 8 м и была укреплена стрельницами той же высоты. Позади нее на расстоянии 10-15 м находилась главная стена (σω τεχος, μγα τεχος) высотой 11 м и толщиной 4,8 м, укрепленная 96 башнями квадратной и многогранной формы на расстоянии 70-75 м друг от друга. В 15 м перед стенами также располагался укрепленный каменной кладкой ров (περβολος) шириной в 18 и глубиной до 7 м. Укрепления, сложенные из каменных блоков и рядов кирпича в римской технике opus mixtum, отличаются высоким качеством постройки. В стенах предусматривались гражданские ворота для повседневного использования, а также специальные военные калитки и двери для вылазок гарнизона во время осады или для переброски отрядов между стенами и по разным их участкам. Было построено 9 главных ворот с севера на юг: Харисийские, Адрианопольские, или Полиандрия (Χαρσα πλη, θρα τς Αδρανουπλεως, Πολυανδρου; ныне Эдирнекапы), Пятые военные (πλη το πμπτου; Орюлюкапы), Романовы (πλη το γου Ρωμνου, близ церкви св. Романа; ныне Топкапы), Четвертые военные (πλη το τετρτου), Рисиевы (πρτα το Ρησου; ныне Ени-Мевлевиханекапы), Третьи военные (πλη το τρτου), Пиги (Живоносного Источника; πλη τς ζωοδχου πηγς; ныне Силиврикапы), Вторые военные, или Ксилокерка (πλη το δευτρου, Ξυλοκρκου; ныне Белградкапы), Золотые.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Правда, этот риторический прием лишает нас не особенно многого, так как позднейшие описания византийцев в большинстве лишены привычки называть вещи своими именами и говорить о том, что стоит перед глазами. Все, что узнаем из упомянутого сочинения, касается лишь храма Льва, который имел будто бы четыре стои или портика, два на Восток и два на Запад, покрытые в средине куполом; поверхность его была украшена подобно небу, а весь храм изображениями всякого рода, и образами Христа и Богородицы, исполненными мозаикою. В самой средине храма, там где крыша устроена над храмом «orofov kajòstatai t%y ne%y), мастер (собственно лепщик – pléasthv) отлично нарисован (diéegraye) самый Живоносный источник собственными руками (?), прекраснейшего Младенца и Превечного, как некую прозрачную и сладкую воду, живую и текущую, из недр (лона) струящуюся (éanamormuro%usan); ты подумал бы, будто видишь самое облако, проливающее сверху тихий и бесшумный дождь – воду небесную, и оно сверху взирает на воду – дело свое, как бы прикрывая ее (epwéazousan) и возбуждая ее целительность (kaì géonimon paristéanousan), как будто дух принес зрителю сияние божества, несущееся по воде; а именно, стоя с другой стороны покрывающего поток кивория (morf%hv omfalo%u), видишь, как в зеркале, вместе с текущим источником, самое Богоматерь плывущую по воде и испускающую от себя сверхъестественное сияние, так что удивляешься и не знаешь, чему верить, от воды ли этот образ наверху начертывается, или образ, сверху падая на воду, затем как в зеркале отражается». Таково единственное, нами извлеченное из книги любопытное место (есть много других, но они касаются иной области), которое, однако же, мы не можем себе вполне и разъяснить. Очевидно, что дело идет о большом кивории, внутри которого мозаическое изображение Богородицы с Младенцем на руках, представлявшее образ Живоносного Источника, освещалось снизу отражением текущей воды, равно как и само в ней отражалось. Из ворот св. Романа ныне Топ – Капу или Пушечных, хотя наиболее знаменитых и в то же время наиболее бесспорных, славных своею памятью о последнем павшем с честью императоре Византии, мы совершим лишь одну и близкую экскурсию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Возможно же, что была и иная, некая скрытая причина, которую ведали и сознавали въ древности учителя сей Церкви, каковую причину мы, не стыдимся явно признать, что мы ее не знаемъ. Богъ же даруетъ и ее намъ узнать, какъ мы въ этомъ совершенно уверены, ради самой пользы для васъ, которые Ему. Итакъ, есть ли что, для насъ более возвышенное, чемъ эти блаженные праздники? Есть ли для насъ что–нибудь въ более священное, чемъ эти торжества? Или ужели намъ не радоваться и не ликовать, празднуя эти празднества? — и светлое Кресту. Они — для насъ трофеи всего нашего Они, освободивъ насъ отъ смерти и страстей и отъ злостнейшаго вреда со стороны бесовъ, снова возвели насъ къ нашему Владыке, упразднивъ все гнедущее и скорбное и намъ светъ радостей. Не живоносное ли даруетъ намъ въ безсмертную жизнь? Или не воздвиженный ли Крестъ пораждаетъ для насъ отъ и страстей? Потому что, по–истине, они явили насъ снова причастниками насъ Богомъ, чемъ и вызваны были они и ради чего произошли для всехъ насъ, сущихъ на земле. Итакъ, познавъ таинственное ихъ и по какой степени они были благотворны для насъ и какихъ стали они для насъ источниками, такимъ образомъ будемъ праздновать ихъ прекрасно (свято) и благочестиво, какъ и самые эти праздники имеютъ своей целью: Не и не и завистью, не грабежами и неправдами (Рим. 13, 13). Умалчиваю отъ остальнаго. Потому что я дерзаю сказать, и участники той же нашей веры и теми же духовными плодами, что хотящаго праздновать такъ эти праздники, т. е. не съ а въ духе техъ пороковъ, которые упоминаетъ апостолъ, они не только не и не допускаютъ къ себе, но и отвращаются отъ такого и гнушаются имъ, какъ человекомъ ведущимъ жизнь не достойную ихъ и делающаго то, что ненавистно имъ. Поэтому я прошу и увещеваю васъ ненавидеть оные пороки и отвращаться отъ нихъ, какъ отъ нарушающихъ наши праздники; соблюдать же и делать то, что мы сознаемъ, какъ угодное имъ. А мы знаемъ, что угодно и имъ то, что соделывателя сего ведетъ ко и путеводитъ въ жизнь вечную. Не нескончаемою ли жизнью и не немеркнущимъ ли светомъ они озарили насъ, после того, какъ отъ Христа для людей? Итакъ, изменимъ и сами мы наше и, совлачившись прежняго образа жизни, какъ вреднаго и губительнаго, потецемъ путемъ новой жизни.

http://predanie.ru/book/68036-tvoreniya/

Наслаждаясь трапезою ведения от Божественного ведения, изнесем – подобно источнику – глас радования в гимнах хваления, прославим благостное могущество Божественного Слова! Вместе с радостным ликованием исповедания, достойно восхвалим Божественную благость! Ибо и земля, и море, и вся тварь (ср. Псал. 95:11 ), видимая и невидимая, благословляют и прославляют любовь Бога к человеку, поскольку слава Его была среди нас (ср. Ин. 1:14 ). Будучи Богом, Он явился во плоти и, приняв крайнее уничижение, родился от Пресвятой Девы, дабы опять обновить омертвевшего непослушанием. Обратитесь, братие, и приступите! Будем хвалить Рожденного от Девы! Ибо, будучи славою и образом Божества (ср. Евр. 1:3 ) прежде век, Он сделался сострастным немощи нашей; будучи безмерно великою силой и образом Божиим, Он принял зрак раба ( Флп. 2:6, 7 ). Одеяйся светом, яко ризою ( Псал. 103:2 ), сожительствует с людьми, как уничиженный. Воспеваемый херувимами и тьмами ангелов, на земле пришельствует. Прежде всех воззвавший к жизни всякую тварь, от Пресвятой Девы рождается, дабы паки оживить первозданного. Христос, Бог наш, начинает жить, как человек, хотя соучаствует в безначальной жизни Бога Отца, дабы вознести падшего человека к безначальному началу Божества. От Пресвятой Девы Он воспринимает зрак раба, дабы призвать нас к прославленному Владычнему образу. Он облекается во образ перстного, дабы соделать нас участниками небесного зрака. Он возлежит на лоне Пресвятой Девы, дабы нас приискренне посадить одесную Отца Своего. Он – в бренном теле и в нем полагается во гроб, дабы провозгласить нас наследниками вечной жизни. Необъятный, Он вмещается во чреве Пресвятой Девы, дабы обновить Адама, поврежденного грехом. Сила Отчая и Источник жизни, Христос, Бог наш, Он есть живоносное таинство, в которое мы веруем по Его животворному гласу. Бесконечная жизнь, – Он добровольно награждает надеющихся на Него и Духом Благим просвещает все племена. От сего Источника, живого, приснотекущего и сладостного, напаяется и насыщается всякий, кто жаждет с верою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

И даже избранный апостол Пётр, которому были даны «ключи Царства Небесного» ( Мф. 16:19 ) скажет: Уйди от меня, Господи, ведь я человек грешный ( Лк. 5:8 ). То есть порой человек хочет, чтобы Бог куда-нибудь удалился и не смотрел на него тем взором, которого человек не может вынести. Это постоянное присутствие Бога – могущественное и постоянно вторгающееся в то, что человек считает своим личным пространством, – всё время напоминает о некогда живоносном, а ныне, как кажется, и не очень-то и нужном источнике инаковой свободы. При непосредственном соприкосновении с Тем, кто является средоточием истинной жизни, человек обнаруживает, что его собственная жизнь не только коротка и конечна, но ещё и чрезвычайно уязвима. 81 При таком положении вещей даже самый талантливый художник не способен сколь-либо точно отобразить в образе хотя бы некоторые истинные черты первообразного. Реалистичный портрет невозможен, если смотреть на портретируемого через целую систему искажающих фильтров. А взгляд человека на Бога после грехопадения таков и есть – многократно искажённый, а потому не истинный. Понятия «субъект» (лат. subjectum – подлежащее) и «объект» (лат. objectum – предмет) относятся к философским категориям. Первоначально (напр., у Аристотеля) понятие «субъект» обозначало носителя свойств, состояний и действий и в этом отношении было тождественно понятию «субстанция». 82 Начиная с XII века понятие «объект», как и соотносительное с ним понятие «субъект» стало употребляться в гносеологическом смысле. Под субъектом ныне понимается активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. Объект – это то, на что направлена познавательная и деятельность. 83 Рассмотрим, чем является в своей сущности идолопоклонство с точки зрения упомянутых понятий для человека, далёкого от Бога. Идолопоклонство есть не что иное, как попытка изменить отношение субъекта к объекту: поменять сущностные роли Бога и человека, когда Бог по своей природе является субъектом, а человек – объектом.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

Начался снова крестный ход. По прежнему Особы Царской Фамилии несли гроб... По прежнему плакал, рыдал стоявший по сторонам народ... Время от времени на святые мощи кидались из среды народа, несмотря на все предупреждения, холст, пряжа, полотенца... Во время крестного хода, на этот раз направившегося вокруг соборов Успенского и Живоносного Источника, совершался молебен преподобному. Закончился же молебен уже в Успенском соборе молитвою Угоднику, выслушанною коленопреклоненно. Далее... многолетия... Между прочим подробность... Государю многолетствовали, как «веры Христовой покровителю, защитнику»... И какой глубокий смысл был в этом многолетии после Саровских торжеств! Их Величества и Их Высочества прикладывались ко кресту, к св. мощам. Владыка-Митрополит всех Их благословил иконами преподобного Серафима. Раздалось могучее «ура...» Это – Государь идет среди народа к Себе во дворец. Торжество прославления Угодника Божия таким образом закончилось. Всюду общее ликование, сердечные поздравления и – даже христосование... Сегодня же, в 2 часа дня (а литургия с крестным ходом закончилась к 12 час.) обитель Саровская гостеприимно предложила своим гостям праздничную трапезу. Трапезу удостоили своим посещением Их Величества и другие особы Императорской фамилии. Присутствовали на трапезе все лица Государевой свиты. Всех приглашенных было 300 человек, очень симпатичным казалось то, что Саров и здесь себе верным оказался... К роскошному обеду не было подано никакого вина (хотя кухмистер почему-то посуды соответствующей и понаставил). Вместо вина в сосудах из белого железа были наставлены на столах монастырские квасы и меды. Тарелки под этими сосудами, вазы для фруктов, перечницы, солонки, – все из дерева, местного Саровского приготовления. Обед прошел прекрасно. Полагать можно, что обед обители стоил не малых денег. «Ничего, батюшка, угодничек пошлет обители», – так говорил мне пред обедом о. игумен... Кончается обед и все узнают, что Государь изволил пожаловать на нужды обители 20.000 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Вот ныне я отхожу от тебя и предъиду пред тобою к Богу. Телом отхожу от тебя, но дух мой будет неразлучен с тобою, дабы мне сподобиться с тобою припасть к престолу Христову, хвалясь пред Ним твоими страданиями и венчаяся твоими подвигами». Таким образом блаженная мать целый день пред святою своею кончиною наставляла своего сына.  Припоминается мне сравнение мыслей человека с воздухом. От того, каким воздухом (чистым или испорченным) дышит человек, зависит его здоровье или нездоровье; от того же, какие мысли чаще появляются в сознании человека, зависит здоровье или нездоровье (направление) его духа.  Говоря так, мы вовсе не желаем защищать или оправдывать указанные и другие, могущие встречаться в наших храмах и в отправлении нашего Богослужения, недостатки. Долг родителей и старших сознав эти недостатки, если возможно, сплотившись вместе, всеми силами стараться устранить их, но из-за них отнюдь не отказываться от существенно важного средства религиозного воздействия.  В наше время много говорят о трудности соблюдения постов. В видах этого считаем не лишним упомянуть о практикуемых в семьях приемах отмечать в сознании детей постные дни помимо воздержания от известного рода пищи: так у одних принято в посты одевать детей в более скромную одежду; другие не позволяют в эти дни светского пения, игры на рояле, танцев п проч., некоторые в постные дни отказывают детям в сладком блюде и лакомствах.  Особенно советуют внедрить в детских душах любовь к Спасителю. А. В. Горский называет любовь к Иисусу Христу морем всех добродетелей. Погружайтесь в него, сколько хотите, говорит он, вы не коснетесь его дна; не постигнете его глубины, не измерите всех вод его. Это ключ неистощимый всякого духовного совершенства; поелику в струях его отражается образ живого Бога всесовершенного: каждый приступай к нему, и в каждом — струи его будут иметь свое действие: в одном из вкусивших от сего живоносного источника вы увидите— кротость, в другом — ревность к славе Божией; в том — глубочайшее самоотвержение, в том — любовь к братии положившего за нас душу свою: одним словом — аще какая добродетель или аще какая похвала — все отсюда, из любви к Иисусу Христу истекает. История Евангельская изд. 1883 г., стр. 665 и 666. Ещё статьи о воспитании Духовное развитие Душевное развитие Физическое развитие Насущное Сейчас в разделе 228  чел.

http://azbyka.ru/deti/enciklopediya-seme...

Ибо человеколюбивый Спаситель наш всех, всех грешников с любовью приемлет и всех кающихся прощает, каковы бы ни были их грехи, как Сам Он уверяет: не приидох призвании праведника, но грешника на покаяние, ( Мф.9:13 ). В-третьих, жаждущие суть те христиане, кои, не видя в себе ничего истинно доброго, ни любви к Богу и ближним, ни должного усердия и теплоты в молитве, ни кротости и смирения, ни твердой решимости удаляться от греха и жить по заповедям Божиим, остаются недовольны собою и потому желают и жаждут жить истинно христиански, возжечь в своем сердце любовь к Богу и ближним, полюбить молитву, удаляться от всякого греха и утвердиться в добродетели. Христиане, томящиеся сею спасительною жаждою благочестия и добродетели, вонмите! – не вас ли особенно и зовет ныне к Себе Спаситель, чтобы утолить вашу духовную жажду? Расширьте жаждущие уста души вашей и спешите к живоносному источнику, Сладчайшему Иисусу, и чрез причащение тела Его и крови пейте из Него обильные воды благодати Св. Духа, Который укрепит на всякое добро ваши слабые силы, воспламенит ваше сердце любовью к Богу и ближним, возжет в вас дух неослабной молитвы и даст вам крепость к преодолению всякого греха. И так все, все жаждущие, – жаждущие утешения в горести жизни, жаждущие очищения своих грехов, жаждущие благочестия и добродетели, все приидите к Спасителю своему, ныне призывающему вас к Себе, и приими те от Него, в слезной вашей молитве – благодать утешения в скорбях ваших; в искреннем вашем покаянии, – благодать очищения грехов ваших, и в святом причащении – благодать освящения, укрепления и любви и добродетели. Аще кто жаждет, да приидет ко Мне и пиет. (См. Поуч. прот. А. Флегматова, изд. 1898 г.) 5. Пример любви к правде 29 Закон Божий повелевает нам сохранять правду во всех наших словах и действиях, не лгать и не обманывать ни при каких случаях. Правда, водворяемая в обществе человеческом, упрочивает его благосостояние. Она порождает взаимное доверие, питает любовь и, возбуждая силы к единодушному действованию, приводит к желанному успеху все наши начинания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

108. Если, — после того, как вверено нам будет служение в божественных вещах, и мы потрудимся в нем достохвально, — направлены мы будем Духом перейти на другое служение, или делание, или дело, — да не сопротивляемся. Ибо Бог не хощет ни того, чтоб мы были праздны, ни того, чтоб оставались на одном и том же делании, с котораго начали; но хощет, чтоб преуспевая, все более и более подвигались к достижению лучшаго, не своею однакож, но Божиею руководясь в сем волею. 109. Старающийся умертвить свою волю, должен творить волю Божию, — вместо своей воли вводить в себя волю Божию, насаждать и внедрять ее в сердце свое. И при этом тщательно смотреть, прорастает ли насаждаемое и внедряемое, пустив в глубь корни; если проросло и дало ствол, то ствол сей, будучи надрезан для принятия прививка, сросся ли с сим прививком и стал ли в одно с ним древо, — затем вырос ли прививок, расцвел ли и дал ли плод прекрасный и сладкий, — чтоб не неведомы были ему и земля, прежде приявшая в себя семя, и корень, на котором глубоко утвердилось сие непостижимое и неизреченное живоносное растение. (Перифраз; место очень темно). 110. Кто страха ради Божия отсекает свою волю, тому Бог, неведомо для него, так что он не знает, как то бывает, дарует Свою волю и соделывает ее неизгладимою в сердце его, открывая при сем очи сердца его, чтоб он познал ее (т. е. что это Божия воля), и силу подавая исполнять ее. Творит же сие благодать Святаго Духа, а без нея ничего не бывает. 111. Если ты получил прощение всех своих грехов, просто ли только чрез таинство покаяния и исповеди, или с приятием при сем и святой ангельской схимы; то какой любви, какого благодарения и смирения должно быть сие для тебя источником, — что, будучи достоин безчисленных мук, ты не только избавлен от этого, но еще удостоиваешься сыноположения, славы и царства небеснаго? Обращая сие в уме своем и всегда помня, будь готов и преднастрояйся к тому, чтоб не обезчестить собою Сотворшаго тебя и почтившаго и безчисленныя простившаго тебе согрешения, но всеми делами своими прославить Его и почтить, — чтоб и Он тебя, почтеннаго Им паче всякой видимой твари (в творении), еще паче почтил в воздаяние за то (во благодати), — и другом Своим искренним наименовал тебя.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=680...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010