Таким образом, согласно суждениям авторов „Живой этики“, человек подвержен двоякому слежению в одно и то же время: с одной стороны, его духовные отправления безусловно контролируются следящим сознанием Учителя, с другой – он подпадает под механизмы слежения космического, от которого уже совершенно некуда скрыться… Согласно Рерихам, „Хула на Учение хуже смерти духа, ибо тем самым человек исключает себя из сотрудничества и обрекает на Сатурн“ (Живая Этика. – М., 1992, с. 140). Можно, конечно, только догадываться об особенностях существования человеческой души на этой планете и о переносимых ею тяготах, однако не лишне будет заметить, что материализация потусторонних обстоятельств, актуализированная как самая что ни на есть конкретная жизненная возможность («материальность того света!“ – как сказал бы черт у Ф. Достоевского), в действительности отзывается феноменально инфернальным, ужасным до безобразия духовным парадоксом, отвращающим от себя каждого нравственно здорового и психологически целостного человека… Как это ни парадоксально, но именно для этого учения, пожалуй, более чем какое бы то ни было другое вещавшего о необыкновенной возвышенности приемов своей духовной пропаганды, исключительно характерна душная, подлинно сектантская атмосфера моральной принудительности к единому нормативно-обязательному типу поведения в общине: жесточайшая селекция людей на темных и светлых, больных и здоровых (т.е. в сущности по принципу разделяющих или не разделяющих учение) и наконец, декларирование всеобщего и абсолютного контроля за духовным миром прозелитов весьма различными способами – от утонченнейшего психоэнергетического воздействия на их сознание до самого что ни на есть вульгарного эмпирического слежения. Последний момент духовного влияния теософов на самосознание человека особенно интересен и в психологическом, и в моральном отношениях. Управление людьми с помощью психотехники составляет, быть может, самую радикальную задачу этого мистического учения, декларируемую ее авторами с фанатизмом, явно достойным лучшего применения“.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

978 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 273. 979 Письма Елены Рерих 1929-1938. Т. 2, с. 12. 980 Рерихианец развивает мысли Елены Ивановны: «Любовь или Притяжение – сила, действующая изнутри всех форм сущего. Действие энергии Любви проявляется в Космосе на всех уровнях – как физическое притяжение в элементарных частицах и атомах, как половой инстинкт в животных, как буддхическая Мудрость в духовно просветленном человеке» (Шаров Д. А. Живая этика Н. К. и Е. И. Рерихов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. – М., 1994, с. 119). Из его слов, однако, следует, что Ненависть столь же природна и неотвратима, ибо в мире атомов есть не только притяжение, но и отталкивание, и у животных есть не только эрос, но и поедание друг друга. Так что если люди ненавидят друг друга – это все то же действие Космического магнита, который ведь не все притягивает к себе, но сродное способен и отталкивать. 981 Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991, с. 114. 982 Бердяев Н. А. Учение о перевоплощении и проблема человека.//Переселение душ. Сборник. – М., 1994, с. 259. 983 Oldenberg H. Die Lehre der Upanischaden und die Anfange der Buddismus. 1915, s. 113. Цит. – Франк С. Л. Учение о переселении душ.//Христианство и индуизм. – М., 1992, сс. 13-14. 984 Рерих Е. И. Огненный опыт. с. 63. 985 см. Лосский Н. О. Учение о перевоплощении. Интуитивизм. – М., 1992, с. 122. 986 Дагпо Лхадже Гамбопа. Драгоценные четки. Цит. по: Дэви-Неел А. Посвящение и посвященные в Тибете. с. 187. 987 Исключением является разве что доктрина орфиков, настойчиво стремившихся «вырваться из многострадального, мучительного круга». Но в этом, кстати, заключается разительное отличие орфической традиции от пифагорейской, питавшей весьма мало интереса к «конечному освобождению» (см. главу «Метемпсихоз. Орфизм и пифагореизм» в книге Л. Я. Жмудя «Наука, философия и религия в раннем пифагореизме» – СПб., 1994.) 988 Цит. по: Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. – Пг., 1916, с. 543.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В книге «Коррекция кармы», имитирующей брошюру С. Н. Лазарева, яснее, чем в иных изданиях, видна логика оккультного христоборчества. С одной стороны, как и положено рерихианке, Н. Ф. Лазарева утверждает: «Нет такого понятия, как прощение или смывание того злого и безнравственного, что уже содеяно, другим способом, кроме соответствующего наказания грешника… Раскаяние удержит человека от повторения ошибок, но оно не может спасти его или других от последствия уже совершенного и, что абсолютно точно, настигнет его в этой жизни или в следующем воплощении» 1123 . При этом возникает вопрос: а о чем тогда вся остальная книга? Зачем в таком случае все эти кармические целители занимаются лечением кармических болезней? Если человек должен сам выстрадать ту меру болезней и несчастий, которые он накопил на свою голову в прежних жизнях, то зачем же облегчать его страдания? Не станет ли хуже участь «исцеленного» в будущем еще и от того, что он отказался нести кармическую ношу в этой жизни и прибег к магической «коррекции кармы»? Более тонко разбирающийся в кармических проблемах Махатма Ганди, если верить Борхесу, возражал против открытия больниц на том основании, что благотворительность лишь оттягивает искупление грехов 1124 . Некий дух Рамфа, сильно покровительствующий движению New-Age, учил своих контактеров быть элементарно последовательными в своих кармических взглядах: «Каждый, кто голодает и страдает, сам выбрал свой опыт (по закону кармы), оставьте их одних и позвольте им развиваться в соответствии с их желаниями и потребностями» 1125 . Алиса Бейли с позиций кармической диалектики увидела положительный момент в катастрофах Первой мировой войны: она усмотрела в ней «опыт Арджуны» и позитивно расценила то, что многие в страданиях войны расплатились со своими кармическими долгами 1126 . Елена Рерих с позиций кармической же мудрости оправдывала Большой Террор: «Не будем думать, что Россия в терроре. Смерть висит над теми, кто причинил ее другим. Так действует Высшая Справедливость» 1127 . Как говорит «Живая этика», облеченный этой мудростью «йог проходит мимо кажущегося несчастья, ибо ему ясны причины и следствия случая» (Агни Йога, 187).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

В России, действительно, культурология стала особой дисциплиной. Строго говоря, сначала научной школы никакой не было, просто люди себя так назвали. Но это оказалось хорошо, потому что в этой оболочке они выработали общие языки. Отсюда вышел целый пучок разных концепций. Я не сомневаюсь, что это и есть наш сегодняшний ресурс. То, как эти люди относились к европейскому началу, уже адаптированный для наших условий урок. Здесь не было притяжения или отталкивания, а была работа живого организма со средой, в которой можно чужое перерабатывать в свое. Студентам ПСТГУ даже проще это понять, потому что они, в каком-то смысле, находятся во враждебной среде и должны решать прикладные задачи, пользуясь теорией. Ситуация почти фронтовая: сейчас обостряются конфликты религий, мировоззренческие конфликты, стали сомнительными такие прежде аксиоматические вещи, как право и этика. — Что бы Вы посоветовали читать начинающему культурологу? — Пожалуй, С.С. Аверинцева, если дело касается студента-христианина. Аверинцев — выдающийся христианский мыслитель. Он решал именно те задачи, о которых мы говорили, и много об этом писал. Особенно это видно, когда собрано вместе все, им написанное. Это идеальный учебник для студента-христианина. Хотя тут необязательно на конфессиональное родство ориентироваться. Я бы еще прибавил сюда Г.С. Кнабе, он, кажется, нейтрален как религиозный мыслитель. Его идея — энтелехия культуры, внутренняя живая форма, которая что-то осуществляет в истории, — может оказаться очень полезной. Есть также Серебряный век. Хотя там много ядовитых продуктов, которые я бы своим ученикам не посоветовал. Но они же взрослые и должны научиться различать, что можно глотать, а что нельзя. С книгами сейчас хорошо, читай — не хочу (в частности, благодаря многотомной серии, изданной С.Я. Левит). Для культурологии есть все, что нужно. Беседовала  Александра Забродская Юрий Крижанич (ок. 1617-1693) — хорватский богослов, философ, писатель, автор многочисленных трудов по самым разным отраслям знания. Крижанич всю свою жизнь посвятил идее славянского единения. В 1659 г. прибыл в Москву, пропагандировал идею славянского единства, выступал за присоединение Украины к России. В 1661 г. был обвинен в поддержке униатов и отправлен в ссылку в Тобольск, где провел 16 лет и написал свои основные труды: «Политика», «О божественном Провидении», «Толкование исторических пророчеств», «О святом крещении», «Грамматическое изыскание о русском языке (идея всеславянского языка)».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1210624...

Христиане исповедуют, что все люди равны перед Богом, что ценность всякой человеческой жизни одинакова. «Живая этика» включает в себя идею членения человечества на оккультные расы, полагая при этом, что члены так называемой «шестой расы» во всех смыслах выше всех остальных людей. «Да, во всех теософических книгах можно найти указание, что шестая раса собирается в Америке» (Письмо Е.Рерих от 18.6.36). Е.Рерих приводит пример из проповеднических упражнений одного своего американского последователя: «Один фабрикант и большой благотворитель шел по дороге, впереди него, заплетаясь ногами, передвигался пьяный нищий, из-за поворота неожиданно вывернулся автомобиль и смял пьяницу. Вопрос — должен ли был фабрикант броситься спасать нищего и рисковать при этом жизнью или же он был прав, воздержавшись от возможности самоубийства. Учитель-американец утверждал, что фабрикант, несший на себе ответственность за существование множества рабочих, поступил правильно, охранив свою жизнь. Но в обществе поднялась буря негодования и утверждалось, что человек не должен рассуждать, но обязан жертвовать собою ради ближнего. Но, конечно, подобные сознания еще не вышли из приготовительного класса и не могут понять, что каждая жертва должна быть осмысленна. Было бы тяжкою утратою для всего человечества, если бы люди, несущие благо всему человечеству, безрассудно рисковали своею жизнью. Но если мы будем говорить массам, то мы должны сказать, что человек всегда и во всем должен спешить на помощь своему ближнему» (Письмо Е.Рерих от 8.3.38). Христиане исповедуют, что сатана (Люцифер) противоборствует Христу и спасению людей. «Агни-йога» склонна с воодушемением говорить о Люцифере: «Люцифер, настает время, когда обновить лампу твою!» (А.Клиэовский. т.1.). «Дар распознавания был жертвенно дарован Силами Света. Потому первоначальное имя такого Вестника и было Люцифер-Светоносен. Но с веками на Западе великий смысл этой легенды был утерян. Он остался лишь в сокровенных Учениях Востока. В «Сокровенном Учении» есть место, поясняющее этот смысл.

http://sueverie.net/rerixovskoe-dvizheni...

Страничка, логичная с точки зрения пантеизма, может противоречить с другой страничкой, которая логична с точки зрения буддизма. Внутри себя каждая из страниц логична – но между собой они будут несовместимы 333 . Поэтому позволим себе до поры до времени не обращать внимания на те многочисленные теософские декларации, в которых теософы отрицают религиозность своего мировоззрения. Посмотрим – не существуют ли в теософской традиции какие-то иные свидетельства, на основании которых исследователь может самостоятельно определить отношение теософии к миру религий. Так что не все те, кто называют себя учеными, действительно логичны. Не все те, кто трубит о своей «терпимости», действительно таковы, когда речь заходит о Церкви. Не все те, «кто обеспокоен торжественностью утверждений» 334 , считают необходимым быть честными. «Открытое общество», в которое нас «перестроили» – это очень сложный организм. И в нем есть свои раковые клетки. Лев Гумилев называл их «антисистемы». Один из критериев антисистемы – это внутреннее разрешение на ложь. Если внутренние инструкции некой структуры разрешают и даже предписывают на публику говорить одно, а внутри исповедовать совершенно иное – от этой организации лучше держаться подальше. Тем более, если эта организация прямо заявляет в своем журнале: «Живая Этика может и должна стать новой идеологией России» 335 , а экс-премьер и кандидат в президенты присягает: «Я думаю, что всем нам, кто любит Рерихов, кто понимает их значение в мировой культуре, необходимо сделать всё, чтобы и следующие поколения относились к Рерихам так же, как относимся к ним мы» (Примаков Е. М) 336 . 184 Г.К.Честертон. Небесная стрела.//Избранные произведения в 4-х томах. т.2. М., 1994. с.40 187 Последнее издание писем Е. Рерих, воспроизводящее рукописные оригиналы, а не редактуру, сделанную Е. Рерих для прижизненной публикации, подтверждают этот вывод: там, где в первых изданиях стояли ««фанатики и ханжи», в оригинале и в самом деле – «церковники» (Рерих Е. И. Письма. Т.3. 1935, М., 2001, с. 268).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

В отличие от этой («мужской») универсальности борьбы за власть, полагающейся на этическую фигуру женщины как природного исключения, («женский») этический жест включает как раз–таки приостановку этого исключения: он имеет место на пересечении этики и политики, в жуткой области, где этика, в конечном счете, «политизируется», где авантюру радикальных непредвиденных решений уже нельзя рассматривать с точки зрения преданности какой–то предсуществующей причине, поскольку пересматриваются сами условия существования этой причины. Короче говоря, два противоположных способа прочтения отношений этики и политики здесь в точности подпадают под лакановскую оппозицию между мужскими и женскими «формулами сексуации»: само вознесение женской позиции до аполитичного этического уровня, спасающее мужской мир политики борьбы за власть от криминальных эксцессов, по сути своей носит мужской характер, поскольку «женский» этический акт включает отмену этой границы, т. е. имеет структуру политического решения. Да, поступок Сете становится чудовищным из–за «приостановки действия этического порядка», и эта приостановка является «политической» в смысле глубинного избыточного жеста, который не может укорениться в «общечеловеческих основаниях». В своем прочтении Антигоны Лакан подчеркивает, как после изгнания с родины Антигона попадает в область невыразимого ужаса «между двумя смертями», еще живая, но вырванная из символической общины. Разве не то же самое происходит и с Сете? Моррисон сама говорит в одном из интервью, что она, так сказать, переступила черту Ее поступок можно понять, но все же это уж слишком. Жители Цинциннати отреагировали не на ее глубокую печаль, но на ее гордыню. Они бросили ее на произвол судьбы, поскольку чувствовали ее гордость. То, что ценно для нее, становится проклятьем тому, что ценят они. У них тоже бывали утраты. Они понимают, что своим нежеланием покаяться она лишь подчеркивает, что убила бы свое дитя в такой ситуации еще раз. Это и проводит черту между ней и остальными членами общины  .

http://predanie.ru/book/216410-hrupkiy-a...

Но это еще не все! Оказывается, если верить махатмам и рерихам, Христос имел отрицательные программные установки, «минусовую карму». «Минусовая карма», согласно «учению», это — «тщеславие, предательство, непротивление злу, садизм, разврат, пьянство, ложь и прочие пороки, порицаемые современной моралью». Вот вам, утверждают рериховцы, и ваш Господь Иисус Христос! Подобных «откровений» можно процитировать множество. Таким же образом идет явно сатанинская подмена слов Пресвятой Богородицы: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем» ( Лк.1:46—47 ) на нечто новое: «И возрадовался дух мой о Боге, Спасе твоем». И это не просто демократическая терпимость, признание чужих верований, как утверждается в «Учении». Ибо далее предлагается: «…и обменявшись (?!) Господом, пойдете к Единому» («Озарение»). Какой это «обмен» предлагают авторы «Агни-Йоги»? Не является ли этот «обмен» явным богоотступничеством? Христопродавством? Далее мне было небезынтересно узнать, что так называемая «огненная болезнь» (читай: беснование) Е. И. Рерих называется оккультной лихорадкой («…явление, знакомое нам», «Зов»). Но оккультизм, как известно, есть стремление падшего, греховного, бездуховного человека проникнуть в тайны мира независимо от воли Творца, стать богом без Бога, получить сверхъестественные, сверхчувственные (экстрасенсорные) способности при содействии нечистой силы (сатаны) и воздействовать на окружающих людей и стихии мира. Так совсем неожиданно для себя самого я пришел к заключению, что «Живая Этика» — это оккультное, явно сатанинское учение. Учение «Учителя Мории», мага из озера Нагов, в сети которого была уловлена и сама Е. И. Рерих. В «Учении» есть много информации о психической энергии и о том, как ее накапливать. Постулаты этого «Учения» даны в сжатом, концентрированном виде, подаются в поэтической, завлекательной форме. Местами текст вырастает в молитву, духу тьмы, местами в притчу. Но чаще всего — это «короткие, энергичные афоризмы, призывы, резкие, как удар молнии». Тексты «Агни-Йоги» суть внушение, суггестия. Они несут большой заряд отрицательной демонической энергии ее «Учителей». Эту сатанинскую энергию я почувствовал на себе, получив экстрасенсорные способности, что льстило мне, подогревая тщеславие и гордыню. Я стал одержимым. Что же касается якобы духовного роста, то «Учение» не имеет четкого стержня, кодекса, заповедей. Рассуждения о духовном — это красивые слова и не более, некая видимость духовного роста, самообман.

http://sueverie.net/v-setyax-agni-jogi.h...

Осуждение и хула на Владыку непоправимы. Каждый осуждающий Иерарха должен помнить, что его легкомыслие и преступление на много веков засоряет его карму»). Таким образом, согласно суждениям авторов «Живой этики», человек подвержен двоякому слежению в одно и то же время: с одной стороны, его духовные отправления безусловно контролируются следящим сознанием Учителя, с другой – он подпадает под механизмы слежения космического, от которого уже совершенно некуда скрыться... Согласно Рерихам, «Хула на Учение хуже смерти духа, ибо тем самым человек исключает себя из сотрудничества и обрекает на Сатурн» (Живая Этика. – М., 1992, с. 140). Можно, конечно, только догадываться об особенностях существования человеческой души на этой планете и о переносимых ею тяготах, однако не лишне будет заметить, что материализация потусторонних обстоятельств, актуализированная как самая что ни на есть конкретная жизненная возможность («материальность того света!» – как сказал бы черт у Ф. Достоевского), в действительности отзывается феноменально инфернальным, ужасным до безобразия духовным парадоксом, отвращающим от себя каждого нравственно здорового и психологически целостного человека... Как это ни парадоксально, но именно для этого учения, пожалуй, более чем какое бы то ни было другое вещавшего о необыкновенной возвышенности приемов своей духовной пропаганды, исключительно характерна душная, подлинно сектантская атмосфера моральной принудительности к единому нормативно-обязательному типу поведения в общине: жесточайшая селекция людей на темных и светлых, больных и здоровых (т.е. в сущности по принципу разделяющих или не разделяющих учение) и наконец, декларирование всеобщего и абсолютного контроля за духовным миром прозелитов весьма различными способами – от утонченнейшего психоэнергетического воздействия на их сознание до самого что ни на есть вульгарного эмпирического слежения. Последний момент духовного влияния теософов на самосознание человека особенно интересен и в психологическом, и в моральном отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

В книжных магазинах можно порой увидеть особые отделы, посвященные учению «Новый век» («Нью Эйдж»). Но это ведь тоже оккультное движение? Да, оно носит ярко выраженный восточно-мистический характер, с уклоном в сторону индуизма, и впитало в себя многие древние оккультные учения. Его идеологи, например, утверждают, что черная магия – одна из величайших возможностей человеческого развития. Я бы сказал, движение «Нью Эйдж» – не что иное, как популяризация магии, спиритизма, астрологии, всевозможных гаданий, экстрасенсорики и, конечно же, теософии – учения Блаватской и Рерихов. Кстати, это учение как раз и явилось основой для многих доктрин «Нового века». А между тем даже среди школьных учителей, Владыко, некоторые почитают Рерихов и увлекаются «Живой этикой». Приверженцы «Живой этики» искренне думают, что она совместима с христианством, но это совсем не так. Только внешне все выглядит благопристойно: вроде бы Рерихи учили духовности, красоте, призывали к терпимости и уважительному отношению ко всем религиям, единство которых проповедовали. Они призывали жить в гармонии с природой и Космосом. Казалось бы, что в этом плохого? Однако помимо призывов к миру, добру и любви в учении Рерихов есть и другая сторона. Это суждения и советы, оценки и предсказания, которые уводят от Бога в мистицизм и каббалу. Можно сказать, что учение Рерихов – это яд в красивой упаковке. В письмах, например, Елена Рерих признается, что христианство для нее – «сектантское воззрение». «Страшными кощунственными явлениями» называет она то, что Крестная смерть Христа спасла человечество от первородного греха, а грехопадение Адама и Евы считает «величайшим позитивным событием в истории человечества». Учение Агни-йоги («Живая этика») – главный труд Елены Рерих, который, по словам супругов, возник в процессе их «бесед» с «Великим Учителем». То есть трактаты цикла Агни-йоги они писали под диктовку – записывали «космический диктант». Есть такой феномен автоматического письма, когда сам человек находится в медитации, то есть в состоянии полубессознательном, а карандаш пишет сам по себе, исполняя волю некоего духа, вышедшего на контакт.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010