15:27–31 Факей, убив Факию, воцаряется над Израилем. В царствование Факея ассирийцы вторглись в Израиль и захватили часть его территории. 15 В пятьдесят второй год Азарии. Т.е. в 740 г. до Р.Х. царствовал двадцать лет. Факей царствовал в Израиле с 740 по 732 г. до Р.Х. 15 не отставал от грехов Иеровоама. См. ком. к З Цар. 12,31. 15 Феглаффелласар. Т.е. Тиглатпаласар III. Судя по перечисленным в данном стихе топонимам, ассирийцы захватили северную часть Израильского царства. В ходе кампании 733–732 гг. до Р.Х. Тиглатпаласар также вторгся в Сирию и разграбил ее столицу Дамаск (16,9). переселил их в Ассирию. Господь продолжает «отрезать части от Израильтян» (10,32), уменьшая как территорию, так и население страны. 15 в двадцатый год Иоафама. Т.е. в 732 г. до Р.Х. Осия. См. 17,1–6. 15 в летописи царей Израильских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15 Во второй год Факея. Т.е. в 750 г. до Р.Х. 15 Двадцати пяти лет был он. По всей видимости, в течение десяти лет Иоафам являлся соправителем своего отца Озии, иначе называемого Азарией (см. ком. к ст. 2). шестнадцать лет царствовал. Иоафам царствовал с 750 по 735 г. до Р.Х. 15 Он делал угодное в очах Господних. Иными словами, Иоафам твердо хранил верность завету (см. ком. к 3Цар. 2,2–4 ). 15 Только высоты не были отменены. См. ком. к 3Цар. 3,2 . верхние ворота при доме Господнем. Эти ворота, называемые также «верхними воротами Вениаминовыми при доме Господнем» ( Иер. 20,2 ), располагались в северной части храмового комплекса и были обращены в сторону владений колена Вениаминова. 15 в летописи царей Иудейских. См. ком. к 3Цар. 11,41 . 15 Рецина, царя Сирийского. Рецин был последним сирийским царем. Образовав союз против Ассирии, Сирия и Израиль стремились силой заставить Иудею примкнуть к этому союзу (см. ком. к ст. 29 и 30; 16,5–12). Глава 16 16 В семнадцатый год Факея. Т.е. в 735 г. до Р.Х. Мнения исследователей относительно хронологии царствования Ахаза и ее соотнесенности с хронологией царствований израильских, а также иудейских царей в значительной степени расходятся между собой (ср. 15,33.37; 17,1; 18,1; см. также: Третья книга Царств. Введение: Характерные особенности и темы).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

29:10–19 Давид благодарит Бога за все, что Он позволил ему совершить (29,10–13), и просит о продолжении Божественной поддержки Израилю и Соломону (29,14–19). 29 Твое, Господи, величие... великолепие. Это, вероятно, источник традиционного окончания молитвы Господней ( Мф. 6,13 ). 29 имя. См. ком. к 13,6. 29:14–16 Хотя Давид и положил все силы на приготовления к строительству Соломоном храма, он осознает, что все, сделанное им, на самом деле было подано ему всесильной рукой Господа. Про себя же Давид знает, что без Божиего благословения, он был бы бессилен ( 2Пар. 1,9; 20,6.12 ). 29 кто я..? См. ком. к 17,16 и 2Пар. 2,6 . 29 имени. См. ком. к 13,6. 29 сохрани... сие расположение мыслей сердца народа Твоего. Эти слова Давида как будто обращены к современникам летописца, которым надлежит помнить о необходимости бескорыстных пожертвований храму. 29 чтобы соблюдать заповеди Твои. См. ком. к 16,40. 29:21–25 Рассказ о передаче Давидом престола Соломону летописец завершает описанием праздничных жертвоприношений (29,21), всенародного пира (29,22) и установившейся с воцарением Соломона гармонии в жизни Израиля (29,22–25) (см. ком. к 23,1). 29 в другой раз. Это выражение отсутствует в некоторых версиях Септуагинты (греческого перевода ВЗ) и в Пешитте (сирийском переводе ВЗ), поэтому его можно считать позднейшим добавлением. Но возможно, однако, что летописец помнил о первом, не упомянутом им помазании ( 3Цар. 1,32–36 ). И Саул ( 1Цар. 10,1; 11,14.15 ), и Давид ( 1Цар. 16,13 ; 2Цар. 2,4; 5,3 ) получали помазание не один раз. воцарили Соломона... а Садока во священника. Свои надежды на будущее Израиля летописец связывал с тесным сотрудничеством царей из рода Давидова и священников из числа потомков Садока (см. ком. к 6,1–53). 29 какой не имел прежде его ни один царь у Израиля. Летописец считал царствование Соломона более славным, нежели царствование Давида, и, в частности, потому, что именно при Соломоне был построен храм. 29:29.30 в записях. В своем труде летописец опирался, кроме книг Царств, на многие другие письменные источники (см. Введение: Автор).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

ком. к 11,1; ком. к 2Пар. 10,1 и 29,24). Он излагает свои представления о том, что есть народ Божий. С одной стороны, это все те, кто был отпущен и возвратился из вавилонского плена. В качестве таковых следует рассматривать возвратившихся в землю обетованную представителей колен Иудина, Вениаминова, Ефремова и Манассиина (см. ком. к 9,3). Они избранный народ, сыгравший ключевую роль в восстановлении царства Израильского. С другой стороны, народ Божий отождествляется со всем коленами Израиля (см. ком. к 2,3 9,1). До тех пор, пока некоторые из колен оставались за пределами обетованной земли отделенными от царского рода Давида и от храма в Иерусалиме, восстановление Израиля не могло считаться законченным. Поэтому автор включает в составленное им родословие представителей колен и севера, и юга (2,3 9,1), что соответствует идеалу объединенного царства, осуществившемуся при Давиде и Соломоне (см. ком. к 11,1), и описывает деяния Езекии по объединению Божиего народа Северного и Южного царств (см. ком. к 2Пар. 29,1 36,23). Возвратившиеся из плена представлял собой остаток народа Божиего. 2. Царь и храм. Согласно точке зрения летописца, Бог сплотил Свой народ вокруг двух основополагающих установлений: трона Давида и его потомков и Иерусалимского храма. Эти установления политическое и религиозное легли в основу существования Израиля. Поэтому в приводимом им родословии летописец особое внимание уделил линии Давида (2,10–17; 3,1–30), а также генеалогии священников и левитов (6,1–24). Он подчеркивает, что Давид и его потомки были избраны Богом вовеки царствовать над народом (гл. 17; 2Пар. 13,5; 21,7; 23,3 ). Утверждение трона Давидова явилось выражением Божиих любви благоволения к Израилю (14,2; 2Пар. 2,11 ). Храм же для летописца это прежде всего место пребывания имен Божиего ( 2Пар. 7,12.16; 33,7 ). На протяжении всего повествования он неоднократно говорит о важности для богослужения возвышенной и величественной музыки (см. ком. к 6,31–47; 9,15.16; 13,8; 15,16–24; 16,4–6; 23,5; 25,1–31; 2Пар. 5,12.13; 7,6; 23,13; 29,25–30; 34,12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

15 был одет в виссонную одежду, а также и все левиты. Виссонная одежда, как и льняной ефод, была обычным облачением священников ( 1Цар. 2,18; 22,18 ). Давид был облачен в священнические одежды, в такие же, как и у всех левитов, являя себя, тем самым, в образе царя-священника. Распространенное заблуждение, будто Давид во время церемонии был полуобнажен, полностью опровергается данным свидетельством летописца (см. ком. к 15,29). 15 весь Израиль. См. ком. к 11,1. при звуке рога... и цитрах. См. ком. к 15,16–24. 15 Мелхола, дочь Саулова. Дочь Саула не разделяла радости народа, левитов и самого Давида. Летописец не говорит об упреке Мелхолы в адрес царя ( 2Цар. 6,20 ) потому, вероятно, что опасается вызвать какие-либо сомнения в чистоте соблюдения Давидом принятого порядка поклонения Богу. Глава 16 16 именем Господа. См. ком. к 13,6. 16:4–6 поставил на службу... некоторых из левитов. Летописец обращает внимание на сделанные Давидом назначения левитов (см. ком. к 6,1–53). 16 славословили, благодарили и превозносили Господа. Это три основные темы, определяющие содержание всех псалмов. 16 для игры на кимвалах. См. ком. к 15,16–24. 16:7–36 Летописец приводит псалом славословия Давида, текст которого отсутствует в книге Царств. Можно предположить, что псалом составлен из разных текстов, содержащихся в Псалтири (ср. 16,8–22 с Пс. 104,1–15; 16,23–33 с Пс. 95; 16,34–36 с Пс. 105,1.47.48 ). Давид славит перенесение ковчега в Иерусалим как великое деяние Божие, но слова его обращены и к членам восстановленной общины, т.е. к тем, кому летописец адресовал свое произведение. В приведенном им псалме Давид призывает славить Господа (16,8–13), напоминает об обетовании народу земли Ханаанской и о Божественной защите, окружавшей его на пути к ней 16,15–22). В завершение Давид снова призывает вознести хвалу Господу 16,23–34) и просит Его о защите и избавлении от язычников (16,35). Именно такая помощь от Бога требовалась восстановленной общине. В 16,36 народ присоединяется к благословению в Его адрес.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1:3–8 Смертность вынуждает людей вновь и вновь повторять то, что уже другими делалось до них, никогда не получая полного удовлетворения. 1 пользы. См. 2,10.11. под солнцем. Ср. Гал. 1,4 . Усилия человека, направленные на созидание земных царств, бесполезны для Царства Небесного ( Мк. 8,36 ). 1 проходит ... приходит. Люди постоянно начинают все сначала (подобно солнцу, ст. 5), в то время как земля (в которую человек возвращается после смерти), в противоположность этому, остается неизменной. 1 кружится, кружится. Фрагмент 1,4–8 образно передает смысл постоянно повторяемого Соломоном рефрена «все суета и томление духа» и служит моделью циклической структуры книги. 1 море не переполняется. Жизненный опыт человека никогда не приносит ему полного удовлетворения, точно так же, как реки, впадающие в море, никогда не переполняют его. 1:9–11 Ничто в этом мире не может изменить вечный процесс, в ходе которого люди вновь повторяют труды своих предшественников, затем умирают в забвении. 1:12–18 Плоды праведного труда и истинной мудрости обесцениваются смертью. 1:12–15 Соломон утверждает, что человеческая цивилизация несовершенна и движется в ложном направлении. 1 царем... в Иерусалиме. См. Введение: Автор. 1 мудростью. Усилия мира сего выйти из-под Божия предопределения ( Быт. 3,16–19 ) тщетны и безрезультатны. тяжелое занятие. Человеческое существование связано с тяжелым бременем, на человека возложенным Богом (ср. 1,15 и 7,13; Быт. 3,16–19 ; Рим. 8,22.23 ). Иисус дает силы нести его ( Мф. 11,28–30 ). Бог. Личное имя Бога завета Яхве не встречается в этой книге. 1 Видел я все. Соломон был наделен даром Божиим ( 3Цар. 3 ) предвидеть будущее и проникать в тайны прошлого. 1 Кривое... чего нет. Т.е. результаты не только сотворенного людьми зла, но также и Божия проклятия (7,13; Быт. 3,16–18 ). 1 мудрости. Возрастая в подлинной мудрости, человек отчетливее различает губительные последствия греха, даже такие, которые проявляются не сразу. всех, которые были прежде меня над Иерусалимом. Соломон подразумевает царей Иерусалима древнего, доизраильского периода ( Быт. 14,18 ; Нав. 10,1 ). Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1:5–6 Серия цитат начинается примерами из Псалтири (ст. 5, см. Пс. 2,7 ), пророков (ст. 5, см. 2Цар. 7,14 ; в еврейской Библии книги пророка Самуила Первая и Вторая книги Царств относятся к пророческим Писаниям) и закона (ст. 6, см. Втор. 32,43 ). 1 Ты Сын Мой. Именно провозглашением Мессии Своим Сыном Бог воздает Ему величие, превосходящее величие ангелов. Хотя Иисус предвечный Сын Бога ( Мк. 1,11 ; Ин. 3,16 ), объявление о сыновстве, провозглашенное пророком ( Пс. 2,7 ), относится ко времени, когда вочеловечившийся Сын завершает Свою искупительную миссию. Верующие не обретают божественности и не разделяют со Христом Его предвечного сыновства, но их усыновление Богом подразумевает, что они становятся причастны к сыновству Христа через соединение с «вождем спасения» (2,10; ср. 3,14 и ком.; Рим. 8,29 ). 1 вводит... во вселенную. Когда Сын снизошел к принятию человеческой природы, ангелы также служили Ему ( Лк. 2,13.14 ). Первородного. Как и в Пс. 88,27 , это слово выражает понятие «высший над всеми», но не «первый среди равных». В Исх. 4,22 это слово означает «избранный», «возлюбленный» ( Кол. 1,15 ). 1 духов. Использованное в оригинале греческое слово может означать также «ветер». Слово «огонь» ассоциирует ангелов с чем-то изменчивым, в то время как Сын пребывает вечно и остается неизменным (ст. 10–12). служителями. В отличие от Сына, ангелы только слуги в доме Отца. 1:8–9 См. Пс. 44,6.7 . Сын есть Бог, однако он отличается от Отца ( Ин. 1,1 ). 1 возлюбил правду. О покорности и праведности Сына см. 4,15; 5,8; 7,26. 1:10 О Сыне как Творце см. ст. 2 и ком. 1 Ты пребываешь. Божественная предвечность и неизменность Сына лежат в основе Его первосвященнического достоинства (7,3.23.24), благодаря чему наследие верующих также является вечным и неизменным (10,34; 12,27.28; 13,14). 1:13–14 Положение Сына на небесах (ст. 3; 8,1) противопоставляется положению ангелов как слуг тех, кто наследует спасение, т.е. получает наследство Христа как сонаследник с Ним, см. ст. 2,5; 2,10; 6,12; ср. 8,17.29. Ангелы служат Христу и Его народу, получающему спасение через единение с Ним. В этом смысле Его народ стоит выше ангелов (ср. 2,16; 1Кор. 6,3 ). Глава 2

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

6 несшие ковчег Господень. Вторая попытка перенесения ковчега совершалась с соблюдением всех предписаний закона Моисеева (см. ком. к ст. 3 и 7). проходили по шести шагов. Т.е. жертва была принесена только после первых шести шагов. он приносил в жертву. Эта жертва, по всей видимости, была принесена Давидом в благодарность за то, что процессия благополучно началась (были сделаны первые шесть шагов), и одновременно ею сопровождалась просьба о столь же благополучном завершении перенесения ковчега. 6 льняной ефод. См. ком. к 1Цар. 2,18 . 6 Мелхола, дочь Саула. Напоминание о том, что Мелхола была дочерью Саула, в данном контексте звучит весьма уместно, поскольку она, как прежде ее отец ( 1Пар. 13,3 ), выказывает явное пренебрежение к ковчегу Божиему. 6 всесожжения... и жертвы мирные. См. ком. к 1Цар. 10,8 . 6 как отличился сегодня царь Израилев. Древнееврейское слово, которое переводится здесь как «отличился», может иметь также и значение «прославлен», «окружен почестями»; это слово, чья основа соединяет в себе значения «вес» и «почести», является одним из ключевых в первых двух книгах Царств (см. ком. к 1Цар. 2,29 ). Обращенные к Давиду слова Мелхолы звучали в высшей степени саркастически, однако тот сумел обратить их в свою пользу (ст. 22). обнажившись. По случаю церемонии переноса ковчега в Иерусалим Давид снял свое царское облачение и остался только в льняном ефоде (ст. 14). 6 пред Господом. Давид отклоняет упрек Мелхолы, заявляя, что все, что он делал во время церемонии, совершалось им не «пред глазами рабынь рабов» (ст. 20), т.е. не для их удовольствия, а «пред Господом». 6 я еще более уничижусь. В отличие от Илия и его сыновей (см. 1Цар. 2,29.30 ), а также Саула (см. 1Цар. 15,12.30 ), Давид всегда готов унизить себя с тем, чтобы Господу в полной мере были оказаны подобающие почести. пред служанками, о которых ты говоришь, я буду славен. В завершение своего ответа Мелхоле Давид фактически повторяет ее собственные слова (ст. 20), лишая их, однако, первоначального саркастического звучания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Царствование Давида вошло в нормальное русло лишь после того, как были подавлены два восстания, одно из которых поднял его сын Авессалом, а другое Савей, сын Бихри.Главы 21–24, взятые вместе, образуют своего рода эпилог, тематически завершающий повествование первых двух книг царств. Композиционным центром этого отрывка являются две песни Давида, в которых он восхваляет Господа за исходившее от Него спасение и за «завет вечный», который Господь заключил с ним (23,5). Песни Давида обрамляются перечислением выдающихся воинов, т.е. тех, кто на человеческом уровне обеспечил торжество царя Давида, и описанием их подвигов. Рассказы же, свидетельствующие о греховности обоих царей как Саула (гл. 21), так и Давида (гл. 24) приводятся для напоминания, что суть различия между отвергнутым Богом царем и царем благословенным состоит не в том, что один из них грешник, а другой праведник, ибо известно, что оба они за свою жизнь не раз творили беззаконие. Разница между ними обусловлена скорее тем, что различным было их отношение к вере и покаянию, и тем также, что Саул был возведен Богом на престол в ответ на требование народа Израиля, тогда как Давид явился «мужем по сердцу» Его. Содержание I. Бог возводит Давида на престол в Иудее и в Израиле (1,1 5,5) А. Давид становится царем над Иудеей (1,1 2,7) 1 . Давид отмщает за смерть Саула и Ионафана, и оплакивает их (1,1–27) 2 . Бог воцаряет Давида над Иудеей (2,1–7) Б. Давид становится царем над Израилем (2,8 5,5) 1 . Авенир делает Иевосфея царем над Израилем, и между домами Саула и Давида вспыхивает конфликт (2,8–32) 2 . Авенир входит в соглашение с Давидом, но Иоав убивает его (3,8–32) 3 . Иевосфея убивают его же военачальники, и Давид воцаряется над Израилем (4,1 5,5) II. Давид обосновывается в Иерусалиме и получает обетование вечного царствования его рода (5,6 10,19) А. Давид делает своей столицей Иерусалим (5,6 6,23) 1 . Давид завоевывает Иерусалим и побеждает филистимлян (5,6–25) 2 . Давид переносит ковчег Господень в Иерусалим (6,1–23) Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

5 заключил с ними царь Давид завет. См. 3,21. Завет с Давидом и подчинение его царской власти не искоренили чувства обособленности, испытывавшегося как северными, так и южными племенами. О том, сколь сильным оставалось это чувство, явственно свидетельствуют восстание Савея (20,1) и последовавшее в царствование Ровоама разделение единого царства на Иудею и Израиль ( 3Цар. 12,16 ). помазали Давида в цари. См. ком. к 2,4. 5:4–5 В ВЗ хронология жизни и царствования того или иного царя часто предваряет повествование о его царском служении (см., напр., 2,10; 1Цар. 13,1 ; 3Цар. 14,21; 22,42 ). В данном случае эти сведения о Давиде знаменуют собой его воцарение над всем Израилем. 5 Иерусалим. Иерусалим был населен уже в третьем тысячелетии до Р.Х. Географически он располагался на территории, которая во времена Давида принадлежала колену Вениаминову. В то же время поблизости от Иерусалима проходила северная граница владений колена Иудина, которое и прежде на некоторое время завоевывало город ( Суд. 1,8 ), однако, как и Вениамин, не смогло на сколько-нибудь продолжительный срок вытеснить из него иевусеев ( Нав. 15,63 ; Суд. 1,21 ). Делая Иерусалим столичным городом, Давид мог принять во внимание его стратегически выгодное местоположение, а также достаточно неопределенный статус, что также было немаловажно, ибо в результате такого выбора ни одному из колен не отдавалось предпочтение и, следовательно, не было обиженных. Иерусалим: «город Давидов». но они говорили Давиду. Слова иевусеев можно понимать как насмешку или же как выражение решимости сражаться до последнего (даже если в их рядах останутся только слепые и хромые). По-видимому, иевусеи уже давно враждовали со своим вифлеемским соседом Давидом в ст. 8 явно звучит намек на такую застарелую вражду (см. ком. к 1Цар. 17,54 ). 5 крепость Сион. Данное упоминание о Сионе первое в Библии и единственное в первых двух книгах Царств. Первоначально этим словом, происхождение которого неясно, обозначался укрепленный холм, в настоящее время занимающий юго-западную часть Иерусалима. Со временем оно стало употребляться во все более и более широком смысле, означая целиком весь Иерусалим (напр., 4Цар. 19,21 ; Ис. 2,3 ) и даже весь народ израильский (напр., Пс. 149,2 ; Ис. 46,13 ). Сион также осмысливался как место, на котором свершается суд Божий и творится дело спасения (напр., Пс.13,7 ; Ис. 4,4 ; Плач 4,11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

24 возношу душу мою. Душа псалмопевца возносится к Богу в молитве. 24 да не постыдятся. Обратившись к Господу, псалмопевец проникается уверенностью в Божественном заступничестве за праведников, и тотчас его страхи отступают. 24:5 См. статью «Понимание Слова Божиего». 24 Вспомни щедроты Твои... и милости Твои. На милости и щедрости Господа зиждется завет, упование на который поддерживает псалмопевца в его несчастье. Грехов юности моей. Давид сознается в чем-то таком, что не нашло отражения в библейских текстах, если только он не имеет в виду события своей юности, описанные во Второй книге Царств. 24 направляет кротких. Ср. Мф. 5,3–10 . Псалмопевец знает, что путь к истине лежит через кротость и смирение. 24 к хранящим завет Его. Священное Писание учит, что спасение даруется Господом исключительно по Его милости. Однако псалмопевец, следуя Втор., гл. 27; 28 и Книге Притчей Соломоновых, предостерегает от самонадеянной, мертвой веры. 24 боящийся Господа. Ср. Притч. 1,7 и Еккл. 12,13 . Бояться Господа значит испытывать священный трепет перед Ним. Страх Божий не имеет ничего общего с обычными нашими страхами. 24 наследует землю. Благословения и проклятия Втор., гл. 27; 28 говорят о том, что израильтяне будут владеть землей, дарованной им Господом, если сохранят верность завету (ср. ст. 10). 24 завет Свой Он открывает им. Иллюстрацией к этому стиху может служить история Авраама: всякий раз, когда Авраам сомневался в способности Господа исполнить обещания, данные Им ранее ( Быт. 12,1–3 ), Господь являлся ему и возобновлял завет (Быт., гл. 15; 17). 24:18–19 призри на страдание мое... прости все грехи мои... Посмотри на врагов моих. Псалмопевец сознает, что его страдания являются результатом как собственных грехов, так и нападений извне. Глава 25 Пс. 25 Характер псалма трудно определить точно: это может быть молитва о допущении в святилище, или, возможно, псалом упования, поскольку Давид просит у Господа защиты от ложных обвинений. 25 я ходил в непорочности моей. Поскольку далее, в ст. 11, Давид говорит, что нуждается в милосердии Господа, то едва ли в этих словах следует видеть утверждение совершенной его непорочности. Тут, скорее, в несколько гиперболизированной форме выражено стремление Давида к непорочности. Он взывает к Божественному милосердию, прося прочесть в его сердце благие побуждения и деяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010