2:9), тех, которые не терпят того, чтобы быть пасомыми от Него. Он же сам есть и жезл Ааронов, имевший местом своим Божественную скинию и внесенный во Святая Святых, произросший орехи (Чис. 17:8), что служит знамением воскресения. Ибо ореховое дерево отгоняет сон. А тайна воскресения почтена в церквах Божиих. Посему и блаженный Иаков, назвав «леторасль», тотчас упоминает и об имеющем совершиться в конце домостроительства, и говорит: «возлег уснул еси яко лев» , то есть Ты не невольной подвергся смерти, но, хотя как лев мог схватить и устрашить, и избавиться от руки уловляющих, однако добровольно возлег и не держим был смертию, как думали решившиеся распять Его, но смерть Его была как бы сон, и Он лишь на краткое время смежил очи свои. Итак, «кто поднимет его?» сказано (Быт. 49:9). Это подобно тому, как если бы кто сказал: Он лег добровольно, но только не будет нуждаться в содействии другого кого-либо для восстания. Ибо Он сам всесилен, как сила Отчая; и не имеет недостатка в возможности оживотворить, и весьма легко, храм свой. Об этом Он и говорит, обращаясь с речью к иудеям: «разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его» (Ин. 2:19) Таким образом, что никто не был для сего споспешником Ему, но достаточно было одного Его Самого, как силы Родителя, на это ясно может указывать самое слово Писания. Но и то, какое будет время пришествия Его, уясняет, говоря: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Правили страною иудеи, и вожди у них были из племени Израиля, доколе Ирод, сын Антипатра, палестинянин, не наименован был четверовластником и не получил власть в свои руки. При нем-то и родился Сам Христос, чаяние языков. Что множество язычников спасено, когда Он родился, для доказательства этого не нужно много слов, когда об этом вопиет самое дело. Впрочем тому, что прежде допущен будет чрез веру недавно родившийся от язычников и новый народ, но что после него будет призван и Израиль, Он научил, говоря тотчас же: «привязывает к виноградной лозе осленка своего» (Быт.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3512...

41–50). Для окончательного убеждения недовольных в том, что Аарон с своим потомством избран во священство самим Богом, Господь совершил великое чудо: жезл Ааронов, положенный во святое святых вместе с другими двенадцатью жезлами начальников от всех других колен, в одну ночь «расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали» (гл. XVII). В тоже время Господь подтвердил Аарону, чтобы он с своими сыновьями строго исполняли свои обязанности и не допускали небрежности и неисправности при священнодействиях, а также не допускали ко святилищу и жертвеннику прочих левитов и посторонних, чтобы «не умереть и им, и вам», – сказал Господь: подтвердил Господь также права священников на известные части от жертвенных приношений, на все приносимое к жертвернику и на все заклятое, и права левитов на десятину от всех прибытков Израильтяне, (гл. XVIII). Наконец для очищения от трупного осквернения, чему подверглись очень многие, почти все взрослые Израильтяне, в это страшное время, когда 14.700 человек были мгновенно поражены от Бога, Господь дал «устав закона» о жертве рыжей телицы, пепел которой должен служить к приготовлению очистительной воды (гл. XIX). в) Путешествие от Чермного моря до стана у горы Фасги в земле Моавитской (гл. XX и XXI). – Печальное тридцати-осьми-летнее скитание Евреев вокруг гор Сеирских и пребывание у Чермного моря, куда повелел Господь идти из Кадес-Варни, Моисей проходит молчанием (см. Вт.2:1–3 и Чис.33:36 ). В начале уже сорокового года странствования Евреи пришли в пустыню Син, которая на юге Ханаана и составляет часть пустыни Фаран, и остановились, опять у Кадеса. Здесь умерла Мариам. Здесь же по случаю недостатка воды Израильтяне старого поколения опять роптали на Моисея и Аарона, вспоминая нераскаянно страшные события первого стояния у Кадеса: «о! если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом!» Бог повелел Моисею и Аарону известь воду из скалы при торжественном собрании народа. Но при совершении этого чуда согрешили и святые братья, постоянно смущаемые и раздражаемые упорным во зле и неблагодарным народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

81 . И еще Корей, Дафан и Авирон и с ними двести пятьдесят мужей восстали на Моисея и закон Божий, и земля поглотила их, и огнь попалил их ( Чис.16:135 ). 82 . Из двенадцати жезлов один только жезл Ааронов расцвел, пустил почки, дал цвет и принес миндали, и видели все, что священнодействовать может только тот, кого избрал Господь ( Чис.17:18 ). 83 . Еще был ропот народа у Меривы, когда не было воды. Моисей жезлом ударил в скалу, и потекла вода ( Чис.20:113 ). 84 . Народ возроптал на Бога, и ядовитые змеи жалили народ, и многие умирали. Тогда Моисей сделал медного змея (прообраз Креста Животворящего), и, глядя на него, народ оставался жив ( Чис.21:49 ). 85 . Валаам по велению Божию пророчествовал о Христе Мессии: Возсияет звезда от Иакова, и восстанет Человек от Израиля, и Царство Свое Церковь утвердит по земле ( Чис.24:17 ). 86 . Когда народ стал блудодействовать с дочерями Моава и оставил веру в Истинного Бога, то Господь поразил за это 24000 человек, и только священник Финеес отвратил ярость гнева ( Чис.25:19 ). 87 . За сорок лет странствования в пустыни сложили свои кости все, роптавшие на Бога, и выросли их сыны, и им дано войти в землю обетованную ( Чис.26 ). 88 . Возлюби Господа, Бога Твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всеми силами твоими ( Втор.6:5 ). Храни заповеди Господа и делай справедливое и доброе. 89 . Благословение Господне будет, если послушаешь заповеди Бога; и проклятие, если уклонишься с пути праведного ( Втор.11:27, 28 ). 90 . Если любишь Бога от всего сердца своего, не слушай иное учение, и не ходи вслед идолов ложных, и не твори мерзости на земле ( Втор.6:14; 8:19; 18:9 ). 91 . Будьте святы и любите Бога Всемогущего, ибо сорок лет Бог водил народ по пустыни, и одежда и обувь не обветшали, и хлеба не ели, и вина и сикера не пили, и хранил их Господь ( Втор.29:56 ). 92 . Собирайте народ, мужей, и жен, и детей, и пришельцев, чтобы они слушали и учились правде и боялись Господа Бога и исполняли закон Его. 93 . Имя Господа прославляйте и воздавайте славу Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

VII, 73). При таких условиях собор и приступил к выяснению истины иконопочитания. Приступая к этому делу, Тарасий говорил собору: «пророческое слово заповедует: на гору высоку взыди, благовествуй Сгону, возвыси глас твой, благовествуй Иерусалиму ( Ис. 40:9 ); поэтому мы, священные мужи, последуя этому пророческому повелению, будем проповедывать, возвысив наши голоса, и провозгласим мир кафолической церкви. Но как это сделать? Пусть будут принесены и прочтены пред нами для слушания книги (св. Писания), св. отцов и, черпая из них, пусть каждый напояет свою паству» (Д. VII, 228). Таким образом в противоположность лжевселенскому собору 754 года, который основывал свое учение об отменении икопопочитания по преимуществу на основании соображений разума, Никейский Вселенский собор для уяснения истины обращается к более прочному авторитету богодуховных и святоотеческих писаний. Сначала собор прочитывает и обсуждает те места из священного писания, кои бы могли служить к подкреплению истины иконопочитания. Так прочтены были из книги Исход и Числа заповеди Бога Израилева о том, чтобы в скиние свидения устроены были сделанное из золота очистилище и человекообразные и крылатые херувимы, осеняющие кивот завета ( Исх. 25:1; 17:22 ; Чис. 7:88,89 ). Прочтено было также весьма примечательное свидетельство из книги пр. Иезекииля. Пророк, описывая виденный им в видении таинственный храм, так говорит об украшениях его: «От верха дверей, как внутри храма, так и снаружи и по всей степе кругом, внутри и снаружи были разные изображения. Сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами и у каждого херувима два лица. С одной стороны обращено к пальме лицо человеческое; а с другой к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом. От пола до верха дверей сделаны были херувимы и пальмы, также и по стене храма» ( Иез. 41:16–20 ). Из Нового завета в доказательство истины иконопочитания приведено было собором только одно место, именно из послания к Евреям, в котором упоминается о том, что в святилище и Святом святых в скинии устроены были светильник, трапеза, ковчег завета, херувимы, и что здесь находились стамна с манною, и жезл Ааронов (9, 1–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Архиепископ в опровержение спросил: — Скажи мне, Ерван, зачем Бог дал милоти Илии Свою благодать, которой не дал Елиссею, и предпочел бездушную милоть живому пророку, так как пророк не мог сам перейти через Иордан, но разделил воды милотью и прошел посуху, и какого чуда не мог совершить Елиссей, то могла сделать бездушная милоть (4 Цар.2:13–15). Почему не Моисею, совершавшему чудеса в Египетской земле, но его жезлу Бог даровал чудодейственную силу, и превратил им воду в кровь, разделил море и совершил многие другие, страшные и славные чудеса? Кроме того скиния ковчег Завета золотая стамна с манною скрижали и жезл Ааронов, жертвенник, кадильница и семисвещник все они не имели ли Божией благодати, хотя и были мертвыми, сделанными из видимых и осязаемых вещей человеческими руками? Однако осеняемы были Божией славой, наполняемы и окружаемы облаком и недоступны были никому, кроме священников и левитов, и никто не мог касаться их, так как они были Божественны и святы. Если же так было в Ветхом Завете, то зачем удивляться в Новом Завете благодати, подаваемой святым иконам? Ерван снова возразил: — В псалмах сказано: «А их идолы — серебро и золото, дело рук человеческих» (Пс. 113:12): поэтому и иконы ваши суть идолы, ибо сделаны руками человеческими. Архиепископ возразил: — Я ничего не возражаю против того, что идолы язычников, незнающих Бога — суть идолы, так как они являются подобием тех, которые безбожно во всяких сквернах провели жизнь: волхвы, чародеи, убийцы, любодеи, и все они от такой жизни погибли злою смертию; на память о них некоторые и сделали идолов, а последующий род, прельщенный и ослепленный сатаною, обратил их в богов и кланяется им. Вы то же делали, поклоняясь истуканам, приносили им в жертву сыновей и дочерей, проливали неповинную кровь, кровь ваших сыновей и дочерей, которых приносили в жертву ханаанским истуканам, которые суть идолы. А что мы теперь пишем изображения святых Божиих, то это не идолы, а честные иконы. Мы напишем образ тех, которые знали Бога, веровали в Него, угодили Ему правдою, были мужами честными, святыми и возлюбленными Богом, и совершили Божиею благодатью множество чудес. Они воскрешали мертвых, исцеляли больных, слепых, хромых, расслабленных, очищали прокаженных, изгоняли бесов, кончина их была честна и память вечна и славна: «Дорога в очах Господних смерть святых Его! память во век не поколеблется; в вечной памяти будет праведник» (Пс. 115:6; Пс. 111:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

Бог предал погребению тело Моисеево и сделал неизвестным даже гроб его. А православные выносят мощи из земли для поклонения. 1) Православная Церковь , почитая св. мощи, отнюдь не идолопоклонствует. Церковь не обоготворяет мощи святых, как не обоготворяет солнца, луны, архангелов, ангелов, херувимов, но верит и учит, что должно почитать телеса святых, как членов тела Христова: должно почитать память мученика и св. угодника, которых почтил Сам Господь, о которых сказал апостол Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои " ( 1Кор. 6:19 ). Почитая мощи св. угодников Божиих, мы почитаем ту силу Божию, которая пребывает в них, ту «жизнь Иисуса», которая является в их смертном теле, «ибо мы живые непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтоб и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей» ( 2Кор. 4:11 ). Значит, никакого идолопоклонства в почитании св. мощей нет, если Церковь , почитая их, почитает Духа Святого, живущего в телах святых, и жизнь Иисусову, проявляющуюся в их телах. Что касается слов прор. Давида, в которых будто он учил, что Бог чрез мертвых не подает чудес, то такое сектантское толкование неправильно. Св. пророк Давид совсем не говорит, что Господь чрез мертвых не проявлял чудес. По воле Божией дерево претворило горькую воду в сладкую ( Исх. 15:25 ); «жезл» Ааронов расцвел ( Числ. 17:8 ). Бог может «из камней воздвигнуть детей Авраама» ( Мф. 3:9 ). Зная все это, царь и пророк Давид не мог держаться той мысли, какую ему навязывают сектанты, будто Господь не может творить чудес чрез останки св. угодников Божиих. Ясно, что здесь ( Пс. 87:11 ) идет речь о умерших грешниках, которые не удостоились того, чтобы чрез их тела Господь творил чудеса. Эти умершие грешники находятся во «мраке», «в земле забвенной» ( Пс. 87:15 ). Относительно же праведных угодников Божиих, тот же св. Давид выражается так: «Страшен Бог в великом сонме святых» ( Пс. 88:8 ); «в вечной памяти будет праведник» ( Пс. 111:6 ); «уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки» ( Пс. 144:21 ); «Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится» ( Пс. 33:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

В это время Моисей возвращался с горы. Когда он увидел тельца и пляски вокруг него, то воспламенился гневом и бросил скрижали на землю, так что они разбились. Сойдя с горы, он сжег тельца в пепел, высыпал в воду и велел евреям пить ее, а главнейших виновников идолопоклонства казнил смертью . За измену завету Бог хотел истребить евреев и произвести от Моисея новый многочисленный народ. Но Моисей умолил Господа возвратить милость Своему народу. «Господи», говорил он, «прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги жизни». По повелению Божию, Моисей сделал новые каменные скрижали, подобные разбитым, взошел с ними на гору и снова пробыл там сорок дней и сорок ночей. Здесь он удостоился видеть славу Божию, которая отразилась на его лице. Когда Моисей сошел с горы, сыны Израилевы увидели, что лицо его сияет, как солнце, и не могли смотреть на него, – так что Моисей должен был носить покрывало на своем лице. 31. Скиния Евреи стояли станом у горы Синая целый год. В это время Моисей, по повелению Божию, устроил скинию, или переносный храм. Скиния была устроена из дорогих тканей, привешенных к столбам. Она имела три отделения: двор, святилище и святое святых. Двор назначался для народа; посредине двора стояли жертвенник и умывальница, в которой священники умывали руки и ноги пред принесением жертвы. В святилище могли входить только священники; в нем находился стол с двенадцатью хлебами, светильник с семью лампадами и алтарь кадильный (жертвенник для курения фимиама). В святое святых мог входить только первосвященник, и то только один раз в год. Здесь находился ковчег завета. Это был ящик, сделанный из дорогого дерева и обложенный золотом. В нем хранились скрижали завета, сосуд с манной и жезл Ааронов, на крышке же ковчега были изображения двух херувимов, сделанные из золота. Когда скиния была готова, Моисей приготовил миро из елея и различных благовонных веществ и помазал скинию и все ее принадлежности. При этом слава Господня в виде облака наполнила скинию, так что Моисей не мог войти в нее, и столб, указывавший евреям путь, остановился над нею. Всякий раз, когда этот столб поднимался, евреи отправлялись дальше, и где он спускался, там евреи располагались станом.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollonij_Temn...

Глава IX Преобразовательное значение устройства скинии и ветхозаветного Богослужения (1–10). Исполнение прообразов в первосвященническом служении Иисуса Христа (11–15). Необходимость смерти жертв в Ветхом Завете (16–22). Раз и навсегда принесенная Христом Жертва за всех людей (24–28). В IX-й главе апостол продолжает (к Евр.8:5 ) показывать, как ветхозаветное святилище с его священными принадлежностями и служением бледнеет пред многомилостивым и величественным служением Новозаветного Первосвященника и Его Святилища. При этом он мудро обращает свой взор к скинии и Богослужебным установлениям более давнего времени, как потому, что многих подробностей скинии и Богослужения уже не было в современном иерусалимском храме, так и потому, что таким указанием на старобогослужебную обстановку сильнее всего можно было заинтересовать евреев ввиду беспредельного уважения их ко всему, идущему от времен Моисея. Евр.9:1 .  И первый завет имел постановление о Богослужении и святилище земное: Постановление о Богослужении и святилище земное – в противоположность «нерукотворному небесному» святилищу Христову ( Евр.9:11 и Евр.9:24 ). Евр.9:2 .  ибо устроена была скиния первая, в которой был светильник, и трапеза, и предложение хлебов, и которая называется «святое». Евр.9:3 .  За второю же завесою была скиния, называемая «Святое-святых», Евр.9:4 .  имевшая золотую кадильницу и обложенный со всех сторон золотом ковчег завета, где были золотой сосуд с манною, жезл Ааронов расцветший и скрижали завета, Евр.9:5 .  а над ним херувимы славы, осеняющие очистилище; о чем не нужно теперь говорить подробно. Описание обстановки скинии, согласно с Библейскими данными о ней, ср. Исх 25:37, 9:4 ; Лев.24:6 ; Чис 4:12 ; о Завесе Исх 26:33 ; о прочих предметах скинии – Исх 30:1–3, 25:10–11 ; Чис 17:10 ; Втор 10:1 ; 1Цар 4:22 ; Иез 9:3 ; Исх.40:26 и Исх.40:34 ; Лев.16:14–15 . Обо всем этом, по выражению апостола, «не нужно теперь говорить подробно», потому что все это предполагается само собою хорошо известным читателю, как дорогое и близкое его сердцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Главным содержимым Ковчега были скрижали Завета ( Исх. 25, 21 ). Так же и в Небесном храме Сидящий на Престоле имел в деснице Своей книгу, запечатанную семью печатями, которые снял Агнец закланный ( Откр. 5 ). И от жертвенника Бог открывает Свою волю Ангелам на Небесах ( Откр. 9, 13; 16, 7 ), поэтому в храме на престоле лежит Святое Евангелие – новые скрижали Завета и раскрытая книга судеб Божиих. Перед ковчегом завета в скинии лежал жезл Ааронов, процветший «в знамение для непокорных, чтобы прекратился ропот их на Меня, и они не умирали» ( Чис. 17, 10 ). У нас же на престоле лежит несравненно более великое знамение Сына Человеческого ( Мф. 24, 30 ) –– Животворящий Крест, на котором Сам Бог установил новое священство по чину Мелхиседекову, превзошедшему Аароново священство ( Евр. 7 ). За престолом находится возвышение, называемое горним местом. На нем расположен трон епископа, а рядом седалища священников. Епископское место символизирует престол Бога, а священнические седалища – троны 24 старцев Апокалипсиса ( Откр. 4, 2–4 ). Перед горним местом горит семисвечник – светильник с семью лампадами, изображающий семикратные дары Духа Святого. Апостол пишет: «От престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих» ( Откр. 4, 5 ). Справа от престола (слева от входящих) стоит стол предложения (иногда он еще называется жертвенником). Он символизирует собою Вифлеемские ясли и Голгофу. На этом столе приготовляют хлеб и вино для Причастия и потребляют Святые Дары после Литургии, здесь же читают записки с именами живых и умерших христиан. Рядом находится сосуд с водой для умывания перед Причастием. Он символизирует то «море», которое было в Храме Соломона, и стеклянное море, созерцаемое в Небесах ( Откр. 4, 6 ). Левая сторона алтаря называется диаконником, там хранятся священные предметы: ризы, священные сосуды, напрестольное Евангелие, кресты и т.п. Таково устройство дома Божия, в котором Церковь воссылает молитвы Небесному Отцу, где приносятся словесные и бескровные жертвы Богу, где люди рождаются для небесной жизни. Действительно, храм настолько дорог для христиан, что «один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божием, нежели жить в шатрах нечестия» ( Пс. 83, 11 ). Священнослужители

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Другие аналогии, указываемые между христианскими идеями и сочинениями Лукиана и имеющие собой доказать знакомство его с христианской письменностью, обладают лишь слабой долей вероятности. Обэ останавливает свое внимание на словах, какие Истина говорила во сне Лукиану: «Если ты последуешь мне, то будешь введен в понимание всего достойного знания, и твой ум, благороднейшую часть твоего существа, – я украшу добродетелями самообладания, справедливости, благочестия, смирения, правдолюбия, мудрости, мужества, любви к прекрасному и стремлением к возвышенным благам» 337 , – видит здесь подражание словам ап. Павла в Послании к Галатам («плод же духа: любовь, радость, благость, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал. 5:22–23 ), и тот подъем и потрясение ощущений, какой Лукиан пережил на лекциях Нигрина, сравнивает с композицией св. Иоанна 338 . Некоторые идут еще дальше в своих предположениях. Один из схолиастов к книгам Лукиана «Истинная история» в помещенном здесь описании города блаженных усматривает Иерусалим небесный 339 , манну в пустыне 340 и жезл Ааронов прозябший 341 . «Город на острове блаженных, – описывает Лукиан, – создан из чистого золота и окружен смарагдовыми стенами. Семь ворот его построены из коричневого дерева, и здания всех улиц и общественные места созданы из слоновой кости; там же великие алтари, на которых жертвуются гекатомбы, каждая из неизмеримого смарагда. Кругом города течет источник великолепного мира, и купальни, построенные на нем, представляют собой роскошные палаты, устроенные из кристаллов 342 ... И никогда не бывает у них ночи; нежный свет утренней зари проникает весь остров... там вечная весна и тихий ветер зефир веет над ними» 343 . Апокалипсис ап. Иоанна Богослова: «И вознес меня (Ангел) в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город святый Иерусалим, нисходивший с неба от Бога. Он имеет славу Божию. Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному (21:10–11). ...Стена построена из ясписа, а город был чистое золото, подобное чистому стеклу. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями. Основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое берилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин; каждые ворота были из одной жемчужины; улица города – чистое золото (ст. 18–21). И город не имел нужды ни в солнце, ни в луне, ...ибо слава Божия освещала его, и светильник его – Агнец (ст. 23)».

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010