«Это свойство можно бы назвать отсутствием “просвета в вечность”, отсутствием того “четвёртого измерения”, которое сквозит, например, в каждом самом “натуралистическом” описании Бунина и как бы освещает каждую фразу изнутри. Этого у Осоргина нет. Его литературное мастерство— родственно мастерству живописцев-”передвижников”. Оно так же “честно” и точно так же ограничено “непреображённым” бытом» 29 . То есть: крепкий критический реализм, не претендующий на духовные стремления.   Немалые усилия по собиранию и изучению русской эмигрантской литературы предпринял А.Н.Стрижев. Некоторые итоги своего труда исследователь любезно предложил нашему вниманию.   «Заметный след в духовной литературе оставил видный церковный деятель князь Николай Давыдович Жевахов (1874-1947). По отцовской линии он происходил из грузинского княжеского рода, а мать его была из знатной черниговской фамилии Горленко, славной святителем Иоасафом, чудотворцем Белгородским. Юрист по образованию, Николай Давыдович долгие годы служил чиновником в Государственной канцелярии, одновременно глубоко интересуясь православной жизнью России. В августе 1916 г. князь Жевахов назначен товарищем обер-прокурора Св.Синода, оставаясь на этом посту вплоть до начала Февральской революции. После ареста и допросов над ним нависла угроза тюремного заключения. Лишь по милости Божией Николай Давыдович избежал узилища. Начались горестные скитания по стране. Одно время князь нашёл себе приют на Монастырщине, под Киевом. Но и сюда докатился погром. В середине января 1920 г. Николай Давыдович вместе с беженцами отплыл на пароходе “Иртыш” в Константинополь. Но жить возле Святой Софии пришлось недолго, в феврале 1921 г. он переехал в Сербию, где и обосновался. Сербский период жизни Жевахова отмечен значительным творческим взлётом— здесь он написал три тома своих воспоминаний. К сожалению, напечатаны из них только два: “Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода”. T.I. Мюнхен, 1923; T.II. Новый Сад, 1928. В его книгах с убедительной полнотой отражена церковно-общественная жизнь России в период перед началом Первой мировой войны, во время войны, а также в пору революционного лихолетья, когда страна подверглась жертвенному уничтожению. Перед читателем предстал не просто свидетель трагических событий, а ревностный защитник веры православной, инициативный государственник и бесстрашный разоблачитель врагов Отчизны. “Воспоминания” князя Жевахова— один из самых ярких документов эпохи. Вместе с тем, его книги— подлинная сокровищница образов, включая Государя, Государыни, церковных деятелей и духоносцев. Несколько незабываемых страниц автор посвятил Оптиной Пустыни, её подвижникам, сострадавшим народному горю и молитвенно звавших Россию на путь спасения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖЕВАХОВ Николай Давидович (24.12.1874, Полтавская губ.-1946, Закарпатье), кн., политический и церковный деятель, мемуарист. Происходил из груз. княжеского рода, брат сщмч. Иоасафа (Жевахова) , еп. Могилёвского. До 1917 г. владел имением (386 дес.) в Пирятинском у. Полтавской губ. Ж. обучался во 2-й киевской гимназии, затем в Коллегии П. Галагана. В 1898 г. окончил юридический факультет Киевского университета св. Владимира. Будучи студентом, принимал участие в проведении 1-й всеобщей переписи населения России в 1897 г. Начал службу в нояб. 1898 г. младшим кандидатом на должность в судебном ведомстве при Киевской судебной палате. 14 нояб. 1900 г. переведен в штат канцелярии киевского, подольского и волынского генерал-губернатора. В мае 1902 г. назначен земским начальником 1-го участка Пирятинского у. Полтавской губ. В 1904 г. в ж. «Гражданин» печатались его «Письма земского начальника». 11 авг. 1913 г. избран почетным мировым судьей Пирятинского судебно-мирового округа, 13 февр. 1915 г. утвержден почетным попечителем церковноприходских школ 3-го благочиннического округа Пирятинского у. 26 апр. 1905 г. Ж. был переведен в С.-Петербург, служил в отделении свода законов Гос. канцелярии. 6 апр. 1909 г. получил должность старшего делопроизводителя Гос. канцелярии (сверх штата), 18 июля 1912 г. включен в штат. 24 янв. 1914 г. вошел от Гос. канцелярии в образованное при Святейшем Синоде Междуведомственное совещание для обсуждения проекта изменения штата церковно-учительных школ. 6 мая 1914 г. получил звание камер-юнкера двора, 1 янв. 1915 г. получил чин статского советника. 20 июля того же года стал помощником статс-секретаря Гос. совета (сверх штата) с оставлением в придворном звании, а 22 дек. помимо этого введен в совет Главного управления по делам печати (сверх штата). После того как Ж. провел авг. 1906 г. в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре , у него появилось желание стать монахом. Он не создал семью, но до конца жизни так и не принял постриг. С 1906 г. собирал сведения для жизнеописания свт. Иоасафа (Горленко) , еп. Белгородского, к-рый был дальним родственником Ж. и очень почитался в семье Жеваховых. Подробные материалы в 3 т. были опубликованы в Киеве в 1907-1909 гг., в издание вошли сведения о предках свт. Иоасафа, его жизни, чудесах, а также его сочинения. Весной 1909 г. по указу Святейшего Синода была создана комиссия для рассмотрения вопроса о канонизации святителя, которую возглавил Ж. В кон. 1909 г. он направил в Синод доклад, в к-ром обосновывалась необходимость церковного прославления свт. Иоасафа. Канонизация состоялась в 1911 г. Благодаря этой деятельности Ж. сблизился с Курским архиеп. Питиримом (Окновым) .

http://pravenc.ru/text/182211.html

Ефрем (Рязанов Василий Николаевич; 1817–1891), епископ. В 1871 г. хиротонисан во епископа Березовского, викария Тобольской епархии. С 1874 г. епископ Тобольский и Сибирский, с 1880 г. Белгородский и Курский. С 1883 г. Пермский. В 1888 г. уволен от управления епархией и назначен управляющим Белгородским Св.-Троицким монастырем Курской епархии. Жевахов Николай Давидович (1874–1938), князь, камер-юнкер Высочайшего Двора. Составил жизнеописание своего предка свт. Иоасафа (Горленко), которое послужило основанием для канонизации святителя. Член совета Санкт-Петербургского отдела Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В 1916–1917 гг. товарищ обер-прокурора Св. Синода. Эмигрировал. Жил в г. Бари (Италия) и в Королевстве СХС (с 1929 г. Югославия). В 1920 г. председатель Русско-сербского общества в Югославии. Заведующий подворьем свт. Николая в г. Бари. Жуч Александр Михайлович , священник. В 1936 г. диакон в Пророко-Ильинской церкви на Пристани в Харбине. За отказ принимать участие в японских государственных религиозных церемониях отправлен японскими властями в тюрьму, где скончался. Зинаида (Бриди, Бридди; Елизавета Петровна; 1889–1956), монахиня. Родилась в Эдинбурге в семье нефтепромышленника. Ребенком была привезена в Санкт-Петербург. Окончила Московские высшие женские курсы. В 1909 г. вышла замуж за Г. Г. Бриди, чиновника Министерства народного просвещения. После смерти мужа в 1910 г. переехала из Санкт-Петербурга в Москву, работала в госпитале. В 1914–1917 гг. медицинская сестра на Кавказском фронте. В январе 1918 г. переехала в Маньчжурию. Организовала языковые курсы в Харбине. В 1943 г. перешла из англиканской церкви в православие. В 1946 г. была пострижена в монашество Владыкой Нестором. Приняла советское подданство. 5 июля 1948 г. была арестована китайскими властями. Передана советским органам контрразведки. Проходила по одному делу вместе с митрополитом Нестором, протоиереем В. Герасимовым и Е. Н. Сумароковым. Приговорена к десяти годам ИТЛ за «активную враждебную деятельность против СССР». Скончалась в Особом лагере «Дубравный» (Дубравлаг).

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Как-то во время операции (вправляла вывих), мои четки, надетые за локоть, показались из-под халата. Сестры заметили, но не показали вида, а сами после этого все считали меня монахиней. Войно-Ясенецкий Валентин Феликсович (1877–1961) — будущий святитель Лука. Хирург, автор знаменитых «Очерков гнойной хирургии», за которые был удостоен Сталинской премии (1946). Несколько лет работал земским врачом, из села Любажи уехал в 1909 г. В 1921 г. рукоположен во иереи, с 1923 г. — епископ Ташкентский и Туркестанский, с осени 1942 г. архиепископ Красноярский, с 1944 г. архиепископ Тамбовский и Мичуринский, с 1946 г. архиепископ Симферопольский и Крымский. Неоднократно подвергался арестам, пыткам, ссылкам (ниже матушка Амвросия описывает встречу с архиеписком Лукой в ссылке). За три года до смерти владыка полностью ослеп. Умер и похоронен в Симферополе. Канонизирован в 1996 г. Память 29 мая. Иоанникий (Ефремов, 1863–1914) епископ Белгородский, викарий Курской епархии (хиротонисован в 1905 г.). Много трудился в деле прославления свт. Иоасафа Белгородского. В ноябре 1913 г. уволен на покой, согласно прошению, в связи с болезнью (острой формой неврастении). Скончался на покое в Молченском монастыре в г. Путивле. Лечивший еп. Иоанникия проф. Анфимов полагал, что владыка погиб в припадке бурной предсердечной тоски, свойствен меланхолии. Ср. с ответом владыки Феофана (Быстрова, 1874–19 на вопрос о загробной участи епископа Иоанникия, «которого нашли повесившимся в уборной. Погибла ли его душа? Владыка сказал, что этот епископ не погиб. Он не сам себя повесил, но это совершили бесы. Оказывается, что архиерейское подворье перестраивалось. Строители кощунственно соорудили уборную в том месте, где в прежнее время помещался алтарь домовой церкви и стоял престол. Когда оскверняется священное место или там, где совершается убийство или самоубийство, оттуда отходит благодать Божия, и в этом месте поселяются бесы. Неизвестно какой мере этот епископ был виноват в столь недопустимо недосмотре, но он оказался жертвой» (воспоминания В.Д. Жевахова, записанные Е.Ю. Концевич)//Неизвестный Т. 2. М., 1995, с. 336.

http://azbyka.ru/fiction/istorija-odnoj-...

Из-за длительного периода почитания И. в его иконографии сформировалась небольшая группа т. н. портретов-икон (созданных до канонизации, но близких к иконописному стилю и технике памятников). Особый интерес к личности И. и уподобление его изображений иконам усиливались в связи с возбуждением в Святейшем Синоде дел об открытии мощей святителя: в 1817-1819 гг. по ходатайству архиеп. Феоктиста (Мочульского), в 1874 г.- архиеп. Варлаама (Успенского), в 1907 г.- прот. А. И. Маляревского. Так, курский прот. Николай Праведников, еще будучи семинаристом, купил «писанное на дереве» изображение И., а в кон. 70-х гг. XIX в., служа священником, после чуда с домашним образком «настоял приобрести и для церкви изображение св. Иоасафа во весь его рост, где оно и по настоящее время находится в трапезной»; впосл. при каждом новом назначении он «прежде всего заботился о приобретении» образа И. (Белгородский чудотворец. 1997. С. 103-105). В 1881 г. свящ. Иоанн Феофилов, повествуя об исцелении умиравшего сына-первенца Александра, заметил, что теперь тот «любит в особенности целовать святые иконы и портрет преосвященного Иоасафа» (Там же. С. 107-109). Опубликованы портреты-иконы И., написанные в нач. XIX в., еще до 1-го ходатайства о прославлении святого. На ростовом изображении святителя в клобуке и мантии, принадлежавшем Е. И. Булюбаш, урожд. графине Капнист, внизу подпись: «Святый Иоасаф Белгородский Чудотворец. Написан в 1807 году Ноября 19» ( Жевахов. 1907-1909. Т. 2. Ч. 2. Вкл.), т. е. И. поименован «святым», хотя нимб отсутствует. По аналогии с нек-рыми надписями на портретах текст помещен возле нижнего края, образ скорее всего исполнен маслом на деревянной основе в традициях иконописания местного региона. Подобные произведения, очевидно утраченные, представляют разные иконографические типы и варианты (по облачениям, позам, жестам, атрибутам) и восходят, несомненно, к ранним портретам. В надписях, даже при указании на святость, нередко приводится фамилия И. На др. портрете-иконе И. показан в рост, вполоборота вправо, без нимба, в саккосе, омофоре и митре, с благословляющей десницей, в левой руке - жезл (Там же. Т. 3. Вкл.). Образ был написан в 30-х гг. XIX в. для Т. И. Ловейковой, а после ее смерти принадлежал Н. И. Ребининой. К иконным элементам относятся слово «святитель» в надписи, образ Иисуса Христа в облачном сегменте, клеймо справа внизу с изображениями мц. Таисии, тезоименитой святой заказчицы, и покровителя сирот прп. Зотика. Судя по особенностям живописи, произведение могло быть выполнено мастерами слободы Борисовки на р. Ворксле Курской губ., владения графов Шереметевых. Сходен по стилю письма традиц. поясной образ И. в богослужебном облачении, принадлежавший А. А. Горленко и находившийся в имении Заезды Полтавской губ. (вокруг головы святителя небольшое высветление фона; см.: Там же). Аналогичное изображение И. из собрания Е. Н. Гейцыг - образец «весьма распространенной иконы на жести, писанной масляными красками» (Там же. Т. 2. Ч. 1. Вкл.).

http://pravenc.ru/text/578038.html

Русская революция и ее происхождение. -Хорват.» Загреб. 1925 стр. 194. История России. «Серб . Бл. стр. 300. Чехословацкая история. Серб». Бл. 1930. На прелому. Серб. Скоплье. 1933. стр. 80. История Полыпы. Серб . Скоп. 1933. стр. 112. Русская социальная мысль XIX века. «Сер. Бл. 1934. стр. 100. Современная Чехословакия. «Сер.» Скоп. 1938. стр. I19. Мат. Биб. I. Бл. 1931 и II. Бл. 1941. ЕЛЬЧАНИНОВ. Протоиерей Александр Викторович. (1881–1934) Родился I марта в Николаеве. Сын офицера. Окончил исторический факультет Петербургского университета. Отказался от академической карьеры и поступил в Московскую Духовную Академию. Секретарь Московского Религиозно-Философского Общества имени Вл. Соловьева 1905 г. Преподавал в гимназии Левандовского в Тифлисе. Покинул Россию в 1921 г. Поселился на юге Франции. Был руководителем Русского Студенческого Христианского Движения. Принял священство. Умер в Париже 24– августа. Памяти отца Александра Ельчанинова . П. 1935. Записи. П. 1935. 1962. Нем. пер. 1964. The Diary of a Priest. L. 1967. 255 pp. ЕЛЪЧАНИНОВ, Кирилл Александрович. (1923) Родился 1 апреля в Ницце. Сын священника. Окончил Богословский Институт в Париже в 194–6 г. Преподаватель философии и апологетики в Институте с 1952 г. Секретарь юношеского отдела Русского Студенческого Христианского Движения 1949. Генеральный секретарь Р.С.Х.Д. —1953—. Редактор журнала. «La Jeunesse Orthodoxe.» ЖАБА, Сергей Павлович. —1894— Родился 25 февраля в Минске. Студент юридического факультета Петербургского университета. Член Соц.-Револ. Партии, 1915. Заключен в тюрьму за защиту академического свободы против ленинистов, 1920–1921 бежал из России 1922. Журналист, живет во Франции. Петроградское студенчество в борьбе за свободную школу. П. 1923. стр. 62. Русские мыслители о России и человечестве. П. 1954. стр. 288. ЖЕВАХОВ. Князь Николай Давидович Товарищ Обер-Прокурора Синода, 1916–1917. Жил в Бари и в Югославии. Накануне второй мировой войны переехал в Карпатскую Русь и там умер. Воспоминания Обер-Прокурора Синода, т. I. М. 1923. т. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Август 1985. Сергей Нилус и Государь. Сорадование в Духе Прежде чем стать взыскателем Града Небесного, Сергей Александрович Нилус прошёл мучительный путь от унизительного пленения властью греха и суеты, через теплохладность — эту вязкую неопределённость и нерешительность воли — к внутреннему устроению и благоутишию, постепенно восходя к праведности. На момент первой встречи с Государем Нилус — всё ещё мценский помещик, но он уже научился почерпать силы в молитве, рассматривая её как умное низведение неба в душу, а в Божественном устроении мира прозревать приснотекущий неизреченный Первоисточник. В разумном бытии уже была посрамлена держава вражия. Эта первая встреча с Государем Николаем Александровичем произошла 5 мая 1904 года на перроне Мценского вокзала, где собралась депутация местного дворянства, чтобы приветствовать Боговенчанного Помазанника Божия, следовавшего проездом через Мценск в сторону Орла, Курска, далее к другим городам в сторону Юга России для преподания монаршего благословения войскам, отправлявшимся на войну против Японии. На перроне Нилус стоял рядом с участником Севастопольской обороны, Владимиром Васильевичем Хитрово. Ветеран был в парадной военной форме и при орденах. Государь заметил доблестного защитника Отечества, подошёл к нему и стал ласково расспрашивать Хитрово о его прежней службе. Спустя два десятилетия Сергей Нилус вспоминал о том дне так: «Тут я и имел радость, более того, восторг видеть глаза и взгляд Государя. Передать выражения ни словами, ни кистью невозможно. Это был взгляд Ангела-небожителя, а не смертного человека. И радостно, до слёзного умиления радостно, было смотреть на него и любоваться им и… страшно, страшно от сознания своей греховности в близком соприкосновении с небесной чистотой» . Заметим, что запись эта сделана Нилусом на зачумлённой советским безумием Украине, после перенесенных жесточайших гонений, допросов, тюрем и пересылок. Сожжена домашняя катакомбная церковь, устроенная Сергеем Александровичем в Линовице, невдалеке от Прилук Черниговской губернии. Но Господа не отнять! Нилус неустанно молится об избавлении России — Великой, Малой и Белой, и иных её земель от владычества агентов антихриста, о примирении разъярённых российских людей с Богом. Ближайший друг писателя князь Владимир Давидович Жевахов (1874–1938), владелец Линовицы, как раз в эту пору примет монашеский постриг, умножив терпящее жесточайшую брань воинство Христово. В монашестве его нарекут Иоасафом, в память светоча Православной Веры святителя Иоасафа Белгородского и Обоянского (Горленко, 1705–1754), отдалённым потомком которого он был (да и родом из тех же черниговских Прилук).

http://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie...

Несмотря на «охранительные» меры, свидетельства многочисленных чудес и исцелений, связанных с И., распространялись по России. Напр., в 1905 г. белгородская мещанка католич. исповедания А. И. Резок, узнавшая об И. из сонного видения, после молитвы у его мощей получила исцеление от 30-летних мучительных головных болей. Посещавшие Белгород в окт. 1817 г. имп. Александр I и в сент. 1832 г. имп. Николай I поклонялись мощам святителя. Имп. мч. Николай II, прибывший в Белгород для напутствия 5-й батареи 31-й артиллерийской бригады, отправлявшейся на фронт во время русско-япон. войны, 4 мая 1904 г. долго молился перед гробом И. Материалы к канонизации и ходатайства о причислении И. к лику святителей готовили мн. архиереи и клирики Белгородской (начиная с 20-х гг. XIX в.- Курской) епархии. Пребывавший в 1872-1876 гг. в белгородском Троицком мон-ре на покое архиеп. Варлаам (Успенский) составил жизнеописание И., в 1874 г. отправил в Синод необходимые материалы к его канонизации. Однако Синод оставил ходатайство без удовлетворения как «не заключающее в себе никаких новых обстоятельств». В дек. 1904 г. в связи со 150-летием со дня кончины И. сторонники его прославления активизировали деятельность. В 1907 г. в С.-Петербурге по инициативе кн. Н. Д. Жевахова был организован общественный кружок по содействию прославлению святителя. Жевахов собрал и опубликовал наиболее подробные материалы о жизни И., его предках, свидетельства чудес, сочинения святителя. Одновременно в Белгороде было создано специальное хранилище, а в Курске - историко-археологическая комиссия для сбора и издания документов, относящихся к служению святителя. В дек. 1910 г. Синод принял решение о канонизации, ссылаясь на 54 достоверных свидетельства «чудесных действий», совершенных по предстательству И., и на нетление мощей, засвидетельствованное 19-25 мая того же года Киевским митр. Флавианом (Городецким) и Курским архиеп. Питиримом (Окновым) . 10 дек. того же года (день кончины святителя) Николай II наложил на доклад Синода следующую резолюцию: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепляется в Державе Российской преданность праотеческому Православию, ко благу всего народа русского. Приемлю предположения Святейшего Синода с искренним умилением и полным сочувствием». При этом император назначил и дату канонизации - 4 сент. 1911 г.

http://pravenc.ru/text/578038.html

66 Филоненко Фёдор Дмитриевич (1869–?), прот. – депутат IV ГД (фракция националистов), член Синода (1917), член Поместного Собора 1917–1918. 67 28 апреля 1917 вышло Определение Синода 2458: «Предоставить всем священнослужителям, которые были лишены священного сана за их политические убеждения, войти в Святейший Синод с ходатайством о пересмотре их дел». Свенцицкий оценил его так: «Синодская амнистия! Она так же бессильна, как и все церковные акты революционной эпохи. В ней нет главного: решения вопроса о лишённых сана!» (МГ. 1917. 3 мая. 101). Таковых лиц, в т. ч. митр. Арсения (Мациевича) и священника Григория Петрова , реабилитировал Поместный Собор 1917–1918. 69 Рассказ Свенцицкого полностью подтверждает история Туапсинской Иверско-Алексеевской женской общины, которую подробно изложил прот. Георгий Голубцов, председатель комиссии, проводившей там ревизию в 1914; об о. Сергии Краснове он отозвался как о «в высшей степени порядочном и честном человеке и примерном священнике», доказал, что перечисленные далее лица обогащались за счёт обители и «в конец растлевали души» послушниц (Российская Церковь в годы революции (1917–1918). M., 1995. С. 169–180). Жевцов (Софроний) Сергей П. (1860–?) – выдавал себя за келейника прп. Амвросия Оптинского . Макаровская Мавра Степановна (1875–1929) – в 1906 пострижена в рясофор с именем Мариам, в 1914 отстранена от управления общиной за хищения её имущества и денежных средств. Палкин Фёдор M. (1882–?) – усыновлён родителями Мавры и получил их фамилию. Жевахов Николай Давидович (1874–1946) – князь, товарищ обер-прокурора Синода (1916), протеже Распутина, противник восстановления патриаршества, призывал «очистить Новый Завет от примесей Ветхого», приветствовал приход к власти А. Гитлера; протопр. Георгий Шавельский считал его беспринципным карьеристом и лицемером. В 1915 безуспешно пытался оказать давление на епископат, защищая безобразное трио и охаивая его «гонителей»; в феврале 1917 забрал все материалы следственного дела из Сухумской епархии, но в Синод не передал.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Николай Японский (Касаткин Иван Дмитриевич; 1836–1912), святой равноапостольный, архиепископ. В 1860 г. рукоположен во иеромонаха. По собственному желанию вызвался ехать в Японию для служения в русской посольской церкви. В 1869 г. организовал православную миссию с центром в Токио. В 1880 г. хиротонисан во епископа. С 1906 г. архиепископ. В 1878 г. православная японская община насчитывала свыше 4 тысяч человек, а к концу жизни святителя свыше 33 тысяч. Причислен к лику святых в 1970 г. Никон (Рклицкий Николай Павлович; 1892–1972), архиепископ. Воевал в составе Добровольческой армии. В 1921 г. эмигрировал в Королевство СХС (с 1929 г. Югославия). Был близок к митрополиту Антонию (Храповицкому) . С 1928 г. выпускал «Царский вестник» – «орган народного движения за восстановление Престола Православного Царя Самодержца». В 1941 г. пострижен в монашество. Служил полковым священником в Русском охранном корпусе. В конце войны возведен в сан игумена. Переехал в Швейцарию. Был личным секретарем митрополита Анастасия (Грибановского) . В 1948 г. хиротонисан во епископа Флоридского. Возведен в сан архиепископа Вашингтонского и Флоридского. Автор «Жизнеописания блаженнейшего Антония, митрополита Киевского и Галицкого " (Нью-Йорк, 1956–1963. В Ют.). Нил (Исакович Николай Феодорович; 1799–1874), архиепископ. В 1835 г. хиротонисан во епископа Вятского и Слободского. С 1838 г. епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский. С 1840 г. архиепископ. Его трудами в южном предгорье Саянского хребта (в центре бурятских поселений) в 1851 г. создана Нило-Столбенская пустынь. С 1853 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Переводил священные и богослужебные книги на монгольский язык. Построил около 75 храмов. В Ярославле много трудился над возвращением в лоно православной церкви раскольников-старообрядцев. Нилус Сергей Александрович (1862–1929), духовный писатель. В 1907–1912 гг. проживал в Оптиной пустыни под окормлением преп. Варсонофия, где написал большинство своих книг. После революции до 1923 г. проживал в родовом имении князей Жеваховых Линовице Пирятинского уезда Полтавской губ., где была устроена домашняя церковь . Неоднократно арестовывался. После выселения в 1923 г. из Линовиц проживал в Киеве, Москве и Чернигове. Умер в канун дня памяти преп. Серафима Саровского .

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010