Евстратий (Подольский) Евстратий (Подольский Сергей), еп. б. Сумский. Окончил Одесскую духовную семинарию и рукоположен во священника. Перед хиротонией во епископа был Епархиальным секретарём Кировоградской епархии. Указом Святейшего Патриарха и Священного Синода от 21 октября 1949 года архимандрит Евстратий назначен епископом Кировоградским, вик. Херсонским и Одесским с поручением ему управления Николаевской епархией. Хиротония совершена 20 ноября 1949 года в Киеве. Чин хиротонии совершали: Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, епископ Херсонский и Одесский Никон, епископ Уманский Иларион. 17 марта 1950 года утверждён епархиальным епископом с титулом Кировоградский и Николаевский. С 27 дек. 1951 года – епископ Сумский. С 13 июля 1958 г. на покое по болезни. Местожительство г. Сумы. Литература «ЖМП» 1949, 12, стр. 14. 1950, 4, стр. 5. 1952, 1, стр. 12 «Журнал Засед. Св. Син.» 17 от 21.10.1949 г. 6 от 17.03.1950 г. 12 от 27.12.1951 г. 13 от 31.07.1954 г. 13 от 31.07.1958 г. Исправл. и дополн. A.A. Geboren 1887 im fr. D Elisavetgradka, jetzt obi. Kirovograd, sein Vater war Priester. 1909 Abschluß des GS Odessa. Von 1910 bis 1919 war er Lehrer und Aufseher an der Geistlichen Schule in Elisavetgrad, Gouv. Odessa, danach wurde er Priester. Von 1945 bis 1949 war er Priester an der Mariä-Geburt-Kathedrale in Kirovograd und Sekretär des dortigen Bischof s. Nach der Mönchsweihe und Erhebung zum Archimandriten wurde er am 21.10.1949 В von Kirovograd, V der Ep. Odessa und zugleich Vw der Ep. Nikolaev. Er war ein ausgezeichneter Administrator, feinfühlig gegenüber dem Klerus, nahm sich besonders der Kranken und Hilfesuchenden an. Während des Ruhestandes besuchte er so oft er konnte die Il’ij-Kirche in Sumy und empfing die Sakramente. In der letzten Zeit hinderte ihn die Krankheit am Kirchenbesuch. Gestorben am 30.07.1972 in Sumy (Nekrolog: MP 1973, 1:21). Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Досифей (Иванченко) Досифей (Иванченко Михаил), епископ Бруклинский. Родился 21 ноября 1884 года в Харьковской епархии. В 1910 году поступил на математический факультет Харьковского университета, а в 1914 году, после окончания университета, получил назначение на учительскую должность в Уфимскую мужскую гимназию. В г. Уфе он принял священство. В 1927 году в г. Харькове занимается научной работой при математической кафедре университета, а затем, в звании профессора математики в Харьковском электротехническом институте. В 1941 году возвращается к пастырской деятельности. В мае 1943 года, потеряв жену и двух сыновей; погибших на фронте, он принимает монашество в г. Киеве с именем Досифея и с возведением в сан архимандрита. Дальнейшее служение архим. Досифея проходило в приходах гг. Львова и Криницы. Затем в результате военных действий он попадает в Германию, где в г. Гейдельберге в 1945 году основывает православный приход. С 1951 года служил в приходах Экзархата Русской Православной Церкви в США: в г. Лопез (штат Пенсильвания), в Балтиморе, в Филадельфии, в Сан-Франциско. 25 декабря 1958 года назначен настоятелем Свято-Николаевского кафедрального собора в г. Нью-Йорке. 9 мая 1959 года хиротонисан во епископа Нью-Йоркского в Свято-Николаевском соборе г. Нью-Йорка. Чин хиротонии совершали: архиепископ Канадский Пантелеймон, епископ Агафоникский Орест, и епископ Румынский Православной Церкви в Америке Андрей. 22 февраля 1963 года назначен епископом Бруклинским. 15 октября 1964 года увольняется на покой, согласно прошению, с определением ему пенсии, однако уволен не был, и с 5 февраля 1965 года оставлен епископом Бруклинским, вик. Нью-Йоркской епархии. Труды Речь при наречении его во епископа Нью-Йоркского Pamjati Protoiereja K.V. Popova MP 1966, 4, 18–19 Литература «ЖМП» 1959, 6, стр. 28. 1959, 10, стр. 11. 1959, 11, стр. 17. 1963, 6, стр. 10. 1964, II, стр. 3. 1965, 3, стр. 6 Ein Ukaz vom Februar 1955 ordnete seine Weihe zum В an, doch konnte diese wegen des Todes von EB Adam Filipovskij nicht stattfinden (Diakonia 1971, 1:55).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В дальнейшем большую поддержку славянскому христианству оказал князь чешский св. Вячеслав и его бабушка Людмила. Православная традиция жила в чехах еще долго, особенно известен скончавшийся в начале XI века преп. Прокопий Сазавский. Известен также более ранний преп. св. Иван Чешский (любопытно, что его называют «Иван», а не «Ян», как здесь принято). Вот это приблизительно и все православные святые этих стран... Но неудовлетворенность католическим пониманием христианства долго оставалась здесь. Сам известный проповедник Ян Гус имел скорее протестантские тенденции, но один из его единомышленников Иероним Пражский питал определенные симпатии к православию, с которым он встретился в Вильне... Он, так же как и Гус, был предан сожжению... Еще в 15 столетии из Чехии направилась в Константинополь делегация с просьбой принять их церковь в свое ведение, но взятие К[онстантинополя] турками положило конец переговорам. Посылаю Вам фотографию, к сожалению очень неясную, иконы в правосл[авной] Церкви г. Оломоуца. По правую руку Христа стоят: св. Вячеслав и Людмила, св. Прокопий (кланяется) и св. Иван, по левую: Мефодий, Кирилл и пять вышеназванных их последователей. Кроме того здесь изображены чешские деятели (не святые) по правую руку: Ян Гус и Юрий Подебрадский, по левую: Амос Каменский с мальчиком. Внизу подпись: «Через них и мы были приведены к Православному учению и прияли от Бога благодать» (skrze ne i my przivedeni jsme byli k ucheni pravoslavnimu a prijali od Boha milost). На других фотографиях изображены: св. Вячеслав, Людмила, преп. Прокопий Сазавский, св. Кирилл и Мефодий, а на 3-й преп. Иван Чешский. Мне очень совестно, что я так мало собрал для Вас материала по интересующему Вас вопросу. Но у меня слишком мало свободного времени, и мне трудно заняться этим делом. Здесь выходит 4 раза в год журнал на русском языке «Православная мысль». Я постараюсь выписать этот журнал для Вас, там иногда бывают статьи как раз по интересующему Вас вопросу. В 1956 г. в этом журнале была моя статья: «Небо видимое и небо духовное». В ней я старался оградить данные веры от сомнений, возникающих от псевдонауки. Я по образованию астроном, и этот вопрос мне близок... Я попросил свою сестру Татьяну Викторовну прислать Вам этот номер для ознакомления и очень прошу Вас дать мне подробный разбор этой статьи, так как заметка, помещенная в «ЖМП» (1957. 7, стр. 74), меня не удовлетворила. Большое Вам спасибо за фотографию иконы «Всех святых, в земле Российской просиявших», также за присылку «ЖМП» и календарь на 1958 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Его доброта, его нестяжательность были поразительны. В книге Вышеславцевой рассказаны несколько случаев, когда он, придя причастить больного, незаметно оставлял где–нибудь под салфеткой деньги. Приходившие к нему давали ему иногда и много денег, и он не отказывался, но тут же все раздавал нуждающимся. «Духовная забота о людях была у него как бы укрепляема или подтверждаема заботой материальной. Я знаю и по себе и по другим, как щедро он помогал в материальной нужде людям». ( С. Фудель ). А семья о. Николая жила очень скромно; все годы своего священства он проходил в одном и том же зимнем пальто, купленном за 600 (т.е. 60) руб. Весной и осенью он носил старенький синий плащ, летом – светлый китель, под которым умело прятал полы подрясника. Зимнюю шапку неизменно сменяла серая кепка, с которой он не расставался даже когда работал в своем саду, и которая иных людей шокировала (что за священник в кепке?). Нищие не расходились, пока Батюшка не выйдет из храма. Он всем подавал, но и просил их молиться – называл имена. Он любил животных -– воробьи слетались тучей, когда он выходил, и он их кормил. У него было живое чувство юмора – о. Николай мог и добродушно пошутить, и посмеяться, как дитя. Несмотря на крайнюю занятость пастырскими трудами, о. Николай находил время и для дорогих его сердцу занятий богословием и духовной литературой. Возможно, что с желанием помочь своему брату – епископу Сергию в его работе над темой Рублевской «Троицы» и сам о. Николай погрузился в эту тематику, и в 1956 г. составил труд в 28 страниц под названием «Опыт догматического истолкования иконы Андрея Рублева «Св. Троица». 298 В 1958 г. появился значительно расширенный и переработанный вариант (оглавление + 98 стр. + заключ., 3 стр.) под названием «Размышления зрителя иконы «Св. Троица» Андрея Рублева» (Опыт раскрытия идейного содержания и символики...) В 1960 г. им был составлен и сокращенный вариант под названием «Пресвятая Троица и домостроительство. Размышления «Зрителя» у иконы...» М. 1956–59. в 58 страниц в машинописи (без оглавления), отсюда фрагменты были напечатаны на 6,5 страницах в ЖМП 7 за 1960 год.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

Служили литургию три архиерея: Митрополит Питирим, архиепископ Одесский и Херсонский Борис и епископ Дмитровский Киприан (Зернов). На отпевание вышел взволнованный, с покрасневшими веками Патриарх – его долго готовили к известию о смерти его долголетнего – в течение 40 лет – сотрудника, с которым его связывали сложные отношения, и еще несколько архиереев. Народ стоял с зажженными свечами, в притворе было много венков. Патриарх сказал несколько взволнованных слов, прочел разрешительную молитву, и потянулась длинная очередь к гробу для последнего прощания. В Патриархии после устранения Митрополита Николая не было ни одного человека, который был способен хотя бы шевельнуть пальцем в защиту Церкви. Дело здесь было не столько в невозможности, сколько в нежелании. Митрополит Николай, как известно, играл большую роль в борьбе за мир в послевоенное время. В его деятельности имелись некоторые ошибки (не ошибается тот, кто ничего не делает), но в целом она имела положительный характер. Во всяком случае, несомненно, она была очень полезна даже с государственной точки зрения. (Канцлер Аденауэр назвал Митрополита «ледоколом, который взломал лед недоверия и враждебности между государствами»). Все выступления Митрополита Николая на международных ассамблеях имели широчайший резонанс и сплачивали религиозных людей в борьбе за мир. При этом надо сказать, что Митрополит работал совершенно один, имея при себе лишь двух-трех технических работников. Во время начавшегося в 1958 г. нажима на Церковь Митрополит Николай занял независимую позицию и поплатился за это своим высоким положением. А. Э. Краснов ЖМП, 1960, 3, стр.34 35. 9 «Несмотря на все, Церковь Христова, полагающая своей целью благо людей, от людей же испытывает нападки и порицания, и тем не менее она выполняет свой долг, призывая людей к миру и любви. Кроме того, в таком положении Церкви есть и много утешительного для верных ее членов, ибо что могут значить все усилия человеческого разума против христианства, если двухтысячелетняя история его говорит сама за себя, если все враждебные против него выпады предвидел Сам Христос и дал обетование непоколебимости Церкви, сказав, что и врата адовы не одолеют Церкви Его».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Yarush...

Исайя (Ковалев Владимир Димитриевич), еп. Угличский, вик. Ярославской епархии Родился в 1882 году в г. Угличе Ярославской области. В 1903 году окончил Рыбинское речное уч-ще. С 1903 по 1946 гг. трудился на речном транспорте. 9 июня 1946 года рукоположен во диакона Вознесенского храма г. Спасска Рязанской области. 10 июня 1946 года пострижен в монашество. I фев. 1947 г. рукоположен во иеромонаха. В декабре 1947 года награжден наперстным крестом. В 1949 году получил сан игумена, а в 1951 году – сан архимандрита. С января 1951 года эконом и казначей Ярославского архиерейского дома. С 13 июня 1952 г. – настоятель Федоровского кафедрального собора г. Ярославля. 28 ноября 1954 года хиротонисан во епископа Угличского. Хиротония состоялась в Богоявленском Патриаршем соборе. Чин хиротонии совершали: Святейший Патр. Алексий, митр. Коломенский и Крутицкий Николай, Экзарх Украины митр. Киевский и Галицкий Иоанн, архп. Алеутский и Северо-Американский Борис, еп. Куйбышевский и Сызранский Иероним и еп. Псковский и Порховский Иоанн. Управлял Ярославской епархией. Скончался 21 окт.1960 г. в г. Ярославле. Труды: Речь при наречении его во епископа. «ЖМП ” 1955, I, cmp.II. Литература: «ЖМП» 1955, I, cmp.II-12. -»- 1957, стр.10. -«- 1958, I, стр.26. -»- 1958, 9, стр.7. -«- 1959, I, стр.33. -»- 1959, 5, стр.9. -«- 1959, 12, стр.9–10. -»- 1960, I, стр.33. - " - 1961, 2, стр.21–23 (Некролог и фото). «Журнал Засед. Св. Син.» 16, от II.XI.1954 г. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иларион (Кочергин) Иларион (Кочергин), еп. б. Хмельницкий и Каменец-Подольский. Окончил Киевскую духовную семинарию и Киевский университет по историко-филологическому факультету. В 1941 году рукоположен во священника к Вознесенской церкви на Сталинке в г. Киеве. Одновременно состоял преподавателем Киевской духовной семинарии. Овдовел, принял монашество. 13 ноября 1949 г. хиротонисан во епископа Уманского, вик. Киевской епархии. Хиротония состоялась в г. Киеве. Чин хиротонии совершали: митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, епископ Херсонский и Одесский Никон и епископ Черниговский и Нежинский Иаков. С 17 марта 1950 г. поручено временное управление Мукачевско-Ужгородской епархией. С 22 июля 1950 года утверждён епископом Мукачевским и Ужгородским. С 5 сент. 1956 г. – епископ Хмельницкий и Каменец-Подольский. 14 авг. 1961 г. освобождён от управления Хмельницкой епархией. Уволен на покой. Скончался 24 ноября 1965 года. Литература «ЖМП» 1949, 12, стр. 14. 1955, 4, стр. 7. 1956, 4, стр. 3–4. 1958, 11, стр. 16. 1959, 2, стр. 30. 1960, 1, стр. 31. 1960, 6, стр. 29. 1961, 9, стр. 5 «Журнал Засед. Свящ. Син.» 17 от 21.10.1949 г. 7 от 17.03.1950 г. 10 от 22.07.1950 г. 19 от 31.10.1950 г. 9 от 5.09.1956 г. Исправления и дополнения A.A. F. Heyer Die orthodoxe Kirche 238 Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

1970. 10. С. 72. 405 Архим. Амвросий. Св. Марк Ефесский и Флорентийская уния. Нью-Йорк, 1963. С. 226. 406 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 407 ЖМП. 1970. 10. С. 73. 408 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 409 ЖМП. 1970. 10. С. 72. 410 ЖМП. 1972. 12. С. 58. 411 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 218–219. 412 Воронов, цит. статья. С. 73. Затем эту мысль как свою повторил митр. Никодим. 413 ЖМП. 1968. 8. С. 64. 414 Путь. 1929. 16. С. 80. 415 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Экзарха­та. 1955. 23. С. 219. 416 Okumenische Rundschau. 1969. Hf. 3. S. 369. 417 См. речь дра Юджина Блейка, генерального секретаря ВСЦ, на 25м заседании Центрального комитета ВСЦ в Утрехте//ЖМП. 1972. 11. С. 55. 418 Св. Феодор Студит . Огласительныя поучения. М., 1872. С. 265. 419 Блаж. Феофилакт, Архиепископ Болгарский. Толкования на Но­вый Завет. СПб., 1911. С. 1010. 420 Ortodoxie heute. Dflsseldorf. 1972. N 40–41. S. 20. 421 The Old Calendarist. London, 1972. N 23. 422 The Old Calendarist. London, 1972. N 23. 423 ОТ. 16.6.1989. 842. С. 1. Кол. 1–3. 424 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Эк­зархата. 1973. 83–84. С. 243–244; 249–250. 425 Вестник Русского западно-европейского Патриаршего Эк­зархата. 1973. 83–84. С. 243–244; 249–250. 426 Там же. С. 251–252. 427 Там же. С. 251–252. 428 Там же. С. 251–252. 429 ОТ. 16.12.1983. н 585. С. 1. 430 См. Деяния Совещания глав и представителей автокефальных Православных Церквей. М., 1949. Т. II. С. 364–386 и особенно С. 373. 431 Там же. С. 436 432 ЖМП. 1958. 6. С. 69. 433 Возможность православным участникам Эванстонской ассамб­леи 1954 г. составить свою декларацию оказалась лишь хитрой уловкой и дипломатическим маневром с целью убедить ревни­телей Православия, что у них есть свобода высказывания. 434 ЖМП. 1958. 6. С. 71. 435 ЖМП. 1961. 8. С. 7. 436 Там же. С. 5. 437 ЖМП. 1961. 7. С. 55. 438 ЖМП.

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

К.- доктор honoris causa Софийской ДА (1952), МДА (1954) и ЛДА (1968), академик Болгарской АН по Отд-нию исторических и педагогических наук (1970). Был зам. председателя Болгарского национального комитета защиты мира и членом Всемирного совета мира. Награжден 2 орденами «Народная Республика Болгария» 1-й степени, орденом Кирилла и Мефодия 1-й степени. Народный деятель болгарской культуры (1969). Похоронен в соборе Бачковского мон-ря. Соч.: Църква и синагога в първите два века. София, 1934; Вяра и възраждане. София, 1938; При извора. Пловдив, 1943; Човекът и неговият труд. Пловдив, 1947; Гости на Руската Църква. Пловдив, 1949; Война и мир//ЖМП. 1950. 5. С. 30-31; Незабываемое гостеприимство//Там же. 1951. 8. С. 25-26; Поучительное общение//Там же. 1954. 9. С. 11-13; Слово на живота. София, 1953; Блистательное сияние шипкинской эпопеи: (Слово, произнесенное в храме-памятнике «Рождество Христово» на Шипке 12 сент. 1957 г.)//ЖМП. 1957. 10. С. 70-71; Път господен: (Слово и речи). София, 1957-1969. 6 т.; Граф Н. П. Игнатиев и бълг. църковен въпрос. София, 1958; Отклики участников церковных торжеств в честь 40-летия восстановления Патриаршества в РПЦ//ЖМП. 1958. 7. С. 69-71; Българомохамедански селища в Южни Родопи (Ксантийско и Гюмюрджинско): Топонимно, етнографско и историческо изследване. София, 1960; Принос към българския църковен въпрос: Док-ти от австрийското консулство в Солун. София, 1961; Католическата пропаганда сред българите през втората пол. на XIX в. София, 1962; Един кодекс на Александрийската патриаршеска б-ка//ДК. 1963. Год. 43. Кн. 7/8. С. 1-6; Авксентий Велишки: По случай 100 години от смъртта му 1865 г. София, 1965; За някои икуменически въпроси//ДК. 1965. Год. 45. Кн. 11. С. 1-12; Икуменизмът като дълг на християнските Църкви//Там же. С. 1-4; Принос към униатството в Македония след Освободителната война, 1879-1895. София, 1968; О Сеятеле и семени//ЖМП. 1969. 1. С. 39-40; 1100 годовщина кончины св. Кирилла//Там же. 6. С. 38-48; Надгробное слово [на похоронах патр. Алексия]//Там же. 1970. 6. С. 50-51; Българското население в Македония в борбата за създаване на екзархията. София, 1971.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

пер.: Искупление и обожение/Пер.: В. А. Рещикова//ЖМП. 1967. 9. С. 65-72; англ. пер.: Redemption and Deification//Sobornost. Ser. 3. 1947. N 2. P. 47-56); L " Apophase et la Théologie Trinitaire. P., (рус. пер.: Апофаза и троическое богословие//БТ. 1975. Сб. 14. С. 95-104); Domination et Règne: Étude eschatologique//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 43-55 (рус. пер.: Господство и Царство: (Эсхатол. этюд)//БТ. 1972. Сб. 8. С. 205-214; англ. пер.: Dominion and Kingship: An Eschatological Study//Sobornost. Ser. 3. 1953. N 14. P. 67-79); Le dogme de l " Immaculée Conception//ВРЗЕПЭ. 1954. 20. С. 246-251 (рус. пер.: Догмат о непорочном зачатии//БТ. 1975. Сб. 14. С. 121-125); Les éléments de «Théologie négative» dans la pensée de St. Augustin//Augustinus Magister: Congrès international augustinien. P., 1954. T. 1. P. 575-581 (рус. пер.: Августин учитель: Элементы отрицательного богословия в мышлении блж. Августина/Пер.: В. А. Рещикова//БТ. 1985. Сб. 26. С. 173-180); Introd.: [ Serge, Patriarche de Moscou. L " Église du Christ et les communautés dissidentes]//ВРЗЕПЭ. 1955. 21. С. 9-10; La notion théologique de la personne humaine//Там же. 24. С. 227-235 (рус. пер.: Богословское понятие человеческой личности//БТ. 1975. Сб. 14. С. 113-120); К вопросу об исхождении Св. Духа//ВРЗЕПЭ. 1957. 25. С. 54-62; Le Problème de la «Vision face à face» et la tradition patristique de Byzance//Papers presented to the 2nd Intern. Conf. on Patristic Studies held at Christ Church, Oxf., 1955/Ed. K. Aland, F. L. Cross. B., 1957. Vol. 2. P. 512-537. (StPatr; 2); Образ и подобие//ЖМП. 1958. 3. С. 53-64; La Théologie de l " Image//ВРЗЕПЭ. 1959. 30/31. С. 123-133 (рус. пер.: Богословие образа//БТ. 1975. Сб. 14. С. 105-113; англ. пер.: The Theology of the Image//Sobornost. Ser. 3. 1957/1958. N 22. P. 510-520); La Tradition et les traditions//ВРЗЕПЭ. 1959. 30/31. С. 101-121 (рус. пер.: Предание и предания/Пер.: В. А. Рещикова//ЖМП. 1970. 4. С. 61-76; англ. пер.: Tradition and Traditions/Transl. G. E. H. Palmer, E.

http://pravenc.ru/text/2110739.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010