Последний повелел пресвитера Валентина, Марина, его жену и сыновей отделить от прочих, а Астерия и домашних его связанными послал в город, называемый Остией [ 11 ], чтобы там они были подвергнуты суду и наказанию. Святой Астерий и все бывшие с ним приведены были в город Остию и отданы судье, по имени Геласию, который, увидев их, повелел всех бросить в темницу. По прошествии двадцати дней он приказал привести их на суд и сказал им: — Знаете ли вы, что повелел император и все советники [ 12 ] его? — Не знаем, — отвечали святые. — Повелено, — сказал судья, — чтобы те, кто поклоняется богам, жили и были свободны, а те, которые не желают им поклоняться, после различных мучений были казнены. На это святой Астерий сказал судье: — Пусть покланяются богам те, кто им подобны, и пусть с ними погибнут, а мы кланяемся Единому истинному, всемогущему Богу, живущему на небесах, и Ему приносим себя в жертву. От этих слов судья пришел в гнев и немедленно повелел повесить святого Астерия и мучить его, а всех прочих — без пощады бить палками. Подвергши святых мучеников в этот день таким мучениям, судья повелел снова бросить их в темницу и при этом сказал: — Следует приготовить для них более жестокие мучения. После этого он сделал распоряжение, чтобы на следующий день было приготовлено зрелище и был собран весь народ. Когда наступило утро, Геласий прибыл на зрелище, сел на особом месте для суда и, приказав привести святого Астерия вместе с другими мучениками к себе, сказал ему: — Оставь свое суетное безумие и дай обещание принести жертву богам, чтобы не погибнуть в мучениях тебе и тем, которые находятся с тобою. — Мы все желаем умереть за Христа, — отвечал на это святой Астерий, — как и Он умер за нас грешных, чтобы очистившись от скверн мира сего, удостоиться перейти к желанному для нас Царствию небесному. От такого ответа Геласий пришел в сильный гнев и повелел Астерия и всех, бывших с ним, отдать на растерзание зверям. После сего святые мученики были отведены на место, находившееся вблизи золотого капища и называвшееся звериным, так как там содержались звери.

http://predanie.ru/book/216280-zhitiya-s...

Когда путники дошли до пустыни, было уже поздно; наступала ночь. Устроив на земле небольшое возглавие из песка, старец сказал Таисии: — Усни здесь под покровом благодати Божией. Затем, оградив ее крестным знамением, отошел от нее на небольшое расстояние. Сотворив обычные свои молитвы, старец лег на землю и уснул. Когда наступила полночь, старец пробудился, так как увидел свет на небе. Подняв свои очи кверху, старец увидел огненную полосу, шедшую с неба по направлению к Таисии. От сего видения Иоанн пришел в ужас. Посмотрев же пристальнее на Таисию, он заметил, что ангелы Божии возносили к небу по пути тому душу Таисии. Иоанн взирал на это дивное видение до тех пор, пока оно не скрылось от глаз его. Затем, встав, Иоанн пошел к Таисии; подойдя к ней, он толкнул ее рукой, но увидел, что она умерла Тогда старец в страхе и трепете упал ниц на землю. И был к нему глас с неба, говоривший: «Покаяние ее, принесенное в один час, для чего приятнее покаяния, продолжающегося долгое время; потому что в последнем случае не бывает у кающихся такой теплоты в сердце». Старец пробыл в молитве до самого утра. Затем, предав земле честное тело блаженной Таисии, он пришел в скит, где и поведал отцам о всем бывшем. Узнав обо всем происшедшем, иноки прославили и возблагодарили Христа Бога за Его великое милосердие. Ему — Богу истинному — воссылается слава во веки. Аминь.  Житие преподобного Симона, епископа Владимирского и Суздальского То, что сказал Иисус, сын Сирахов, о Симоне, сыне Ониине «великий священник, при жизни своей исправил дом и во дни свои укрепил храм» (Сирах.50:1); и еще: «как утренняя звезда среди облаков, как луна полная во днях, как солнце сияющее над храмом Всевышнего, как радуга, сияющая в величественных облаках» (Сирах.50:6–7), — это самое мы должны сказать и о преподобном отце нашем Симоне, епископе Владимирском и Суздальском, свидетеле и спасателе житий угодников печерских, втором летописце по блаженном Несторе Поистине, он хорошо построил дом Божий и укрепил Церковь примером жития своего и назидательными повествованиями о житии святых, как один из тех добрых пастырей, о которых Господь обещал пророку Иеремии, говоря: «дам вам пастырей по сердцу Моему и будут пасти вас со знанием и благоразумием» (Иер.3:15). Поистине все наименования, относимые к Симону, доброму пастырю и хранителю закона Иудейского, могут быть отнесены и к сему преподобному Симону, архипастырю Владимирскому и Суздальскому.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Но не без связи между всеми этими добродетелями старайся исполнить эти три условия, но, поверх всех их, приобрети любовь, которая есть совокупность совершенства ( Кол.3:14 ). Желая же приобрести ее, послушай того, кто сказал: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» ( Евр.12:14 ) потому что миром ты приобретешь любовь к ближнему, святынею же любовь к Богу. Ищи же, брат, мира и любви к ближнему, подражая блаженному Титу, иноку и пресвитеру Печерскому, покаявшемуся, и охраняй себя всячески от вражды, не давай власти бесу гнева, но скорей поклонись враждующему с тобою брату; ибо сказано: «Солнце да не зайдет во гневе вашем». И так ты не будешь предан на поражение немилостивому ангелу, как гневающийся Евагрий, дьякон Печерский, но сохранит тебя Господь, как блаженного Тита пресвитера. В святости же и любви к Богу подражай блаженному епископу Нифонту и будь тверд в православии, храня все заповеди Господни и предания святой Его Восточной Церкви, ибо в том состоит любовь к Богу, чтобы соблюдать Его заповеди ( 1Ин.5:3 ), и от такой любви Божией да не разлучит тебя, брат, ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни беда, ни меч что все любящим Бога идет во благо. Итак, ты, неразлучно со всеми прежде угодившими преп. отцами Печерскими, сподобишься быть возлюбленным Богом, нераздельным в Троице, Которому слава и ныне и присно, и во веки веков. Аминь. Жития самих составителей этой книги, преподобных отцов Нестора, летописца Российского, Симона, епископа Владимирского и Суздальского и Поликарпа, архимандрита Печерского Житие преподобного отца нашего Нестора летописца Российского Он написал жития святых и преподобных отцов наших Печерских, помещенных выше Всякая вещь, если она не будет запечатлена писанием, будет забыта и неизвестна. Так, если бы Моисей не был бы научен Богом о самом начале и первом строении мира, и о первом родоначальнике нашем Адаме, и не оставил бы нам всего этого в своих книгах все бы то продолжительность времени покрыла как тьма и привела бы в неизвестность.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ему, как безгрешному и Самому бывшему Законодателем, не нужно бы и претерпевать того болезненного законного обрезания; но так как Он пришел взять на Себя грехи всего мира и Бог, как говорит апостол, не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех (2 Кор.5:21), то Он, будучи без греха, претерпевает обрезание, как бы грешник. И в обрезании Владыка нам явил большее смирение, нежели в рождении Своем. Ибо в рождении Он принял на Себя образ человека, по слову апостола: «сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Флп.2:7); в обрезании же Он принял на Себя образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех. И в чем не был виновен, за то Он страдал как невинный, как бы повторяя с Давидом: «чего я не отнимал, то должен отдать» (Пс.68:5), т. е. за тот грех, коему я непричастен, принимаю болезнь обрезания. Обрезанием, им принятым, Он предначал Свои страдания за нас и вкушение той чаши, которую Он имел испить до конца, когда, вися на кресте, произнес: «Совершилось» (Иоан.19:30)! Он изливает теперь капли крови от крайней плоти, а затем она потоками будет истекать впоследствии из всего Его тела. Он начинает терпеть в младенчестве и приучается к страданию, чтобы, став мужем совершенным, быть в состоянии вынести более лютые страдания, ибо к подвигам мужества следует приучаться с юности. Жизнь человеческая, полная трудов, подобна дню, для которого утро составляет рождение, а вечер кончину. Итак, с утра, из пелен, Христос, обожаемый человек, выходит на дело свое, на труды — Он в трудах с самой юности Своей и на работу свою до вечера (Пс.103:23), того вечера, когда солнце померкнет и по всей земле будет тьма, до часа девятого. И возглаголет Он иудеям: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Иоан.5:17). Что же соделывает нам Господь? — Наше спасение: «устрояющий спасение посреди земли» (Пс.73:12). А чтобы сделать это дело вполне совершенно, Он принимается за него с утра, от юности, начиная претерпевать телесную болезнь, а вместе и сердечно болезнуя о нас, как о Своих чадах, доколе не изобразится в нас Сам Он — Христос [ 7 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Известно нам, что Господь дал язык на учение, чтобы знать время, когда подобает возвещать слово. Сей-то мудрости, сей-то соли евангельской, сего-то духа разума – когда, кому, что, где и как проповедовать нужно – и недостает ныне. А посему какая польза в том, что гремит во многих устах ко многим сердцам проповедь Иоанна: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 )? Ей, избранные, приблизилось Царство Небесное, и внутри нас оно пребывает; но проповедь истинная, какую жизнью надо проповедать, далеко от нас удалилась и редко где слышима. Если кто речет верное слово проповеди, то многие не хотят его и послушать, и тот, кто проповедует, неприятен им. А иные ищут и души того, кто возвещает Слово Божие, а не свое. Сего ради, человек Божий, кто бы ты ни был, если можешь, проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням ( 2Тим.4:2–4 ). И действительно, ныне христиане уклонились к «бабьим басням» (ср. 1Тим.5:7 ) и сказкам, кои у Штиллинга и подобных ему находятся» 81 . В некоторых местах жития святителя Иннокентия находятся еще более грозные выпады против современных ему мистиков. Автор жития архим. Фотий приводит следующие слова, якобы сказанные преосв. Иннокентием: «Где ни послушаешь – везде тот говорит о Христе, Сыне Божием, как о немного большем себя, а сей безумно говорит, что в себе Духа Божия имеет; тот богохульствует, что послан проповедать с неба от Бога, а сей творит неподобное; тот думает пророчествовать, как обезьяна бесовская, а сей слывет духовидцем; тот как юродивый бесов собирает себе, а сей как бес кружится и бичами бьет себя; тот хвалится, что слышит вести от Сиона, а сей Бога в себе имеет; тот сказки и бредни бабьи лобзает, а сей – Слово Божие предлагает; тот брешет как пес, что ныне будто бы внешний храм Божий не нужен, а сей думает возвещать о стяжании какого-то внутреннего храма в себе; тот славит безумных еллинских витий и софистов, а сей клянет святых; тот хулит святыни, мощи святых презирает, иконоборствует, а сей глотает, как кал свиней, бесовские предания, чарования, гадания».

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pen...

Итак, начну рассказ о достохвальной и поучительной жизни преподобного с самого младенчества его. Сей славный и блаженный муж родился и жил в Египте, где некогда родился и великий во пророках боговидец Моисей, который, как об этом повествует нам Священное Писание, весьма превознесся своею близостью к Богу и своими великими чудесами. Но не менее прославился Египет и вторично, – жизнью преподобного Паисия, который в нем родился и обогатил его честным своим именем и многоразличными добродетелями. Родители блаженного Паисия были людьми истинно верующими и боящимися Господа. Они непорочно проводили свою жизнь в исполнении заповедей Божиих и старались всевозможными благими делами угождать одному только Господу. Они имели семь человек детей и всех их воспитывали в добром послушании, стараясь, чтобы они во всем подражали им, – родителям своим. Родители преподобного имели во всем достаток и раздавали милостыню всем нуждавшимся. Их руки всегда были простерты к воздаянию, и то, что они отдавали нищим, – это воздавалось им с избытком от божественных даров. Но так как никто из людей не может быть непричастным смерти, то и родитель преподобного преставился от жития сего, оставив честной жене своей попечение о детях; из них самым меньшим по летам был отрок Паисий, и из-за него особенно много печали пришлось перенести матери. Однажды ночью, когда мать отрока уже спала, было ей такое видение: явился Ангел Господень и сказал: – Бог, Отец сиротствующих, послал меня к тебе спросить, зачем ты так печалишься о детях своих, и постоянно находишься в столь великой заботе о них? Разве ты одна об них печешься, а Бог и не думает об них? Итак, отныне оставь свою печаль и посвяти Богу вышнему одного из сыновей твоих, – чрез него прославится пресвятое и приснославимое имя Господне. Мать преподобного на это ответила Ангелу: – Все сыновья мои принадлежат Господу, и если который из них угоден Ему, пусть Он возьмет его к Себе. Тогда Ангел, взяв Паисия за руку, сказал: – Сей угоден Богу. – Возьми лучше кого-либо из старших, – проговорила тогда старица.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Кто подобен ей? Варвара великомученица . Заключенная в высокую башню, преданная размышлениям, она удивлялась красоте мира, сиянию звезд и переменам дня и ночи. Рассматривание природы привело ее без всяких книг к первичному Богопознанию. Об этом тоже говорит апостол: «вечная сила Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20) А что значит принять веру, но жить почти в полном духовном одиночестве среди народа непросвещенного, погрязшего в язычестве? Не есть ли это подобие жизни Лота в Содоме, когда «сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные» (2 Петр.2:8). Очевидно, Ольга жила надеждой. Она молилась Богу о даровании Света веры своему народу и, не зная, как именно это будет, доверяла Премудрому Промыслу. Не иметь, но ожидать и верить в исполнение горячо желаемого, не есть ли это подобие жизни всех праотцев и пророков? Ведь и о них говорит Писание, что они «умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле» (Евр. 11:13). И то, что не сын, но внук Ольги исполнил волю Божию о народе Русском, тоже знаменательно. Внуки более любимы, чем дети, поскольку к моменту рождения внуков мудреют люди и понимать начинают значительно больше. С внуками потому и общаются больше, им отдают сердце, их и вере учат, если веру имеют. Так было, например, с апостолом Тимофеем. Хваля его нелицемерную веру, Павел вспоминает, что такая же вера «прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике» (2 Тим. 1:5). Так, словно через сообщающиеся сосуды, может по воле Бога в людском родстве вера переходить от человека к человеку, умножаясь и усиливаясь. Наконец, управляя народом, решая тяжбы, взимая налоги, обуздывая непокорных, должна была Ольга по необходимости носить в груди дух сильный и твердый, подобный духу Деборы, Иудифи и иных жен, не раз спасавших Израиль. Жития святых связаны со всей Священной историей, со всеми библейскими книгами. Воплощенным Евангелием называют иногда эти жития, поскольку в них видим повторение великих дел Божиих, описанных в Писании, на других людях и в другие времена.

http://pravmir.ru/svyataya-knyaginya-olg...

– Я для того и пришел сюда, – отвечал Даниил игумену, – чтобы жить для Христа и умереть для мира; если бы даже от совершеннейших иноческих подвигов мне пришлось и умереть, то всё же это несравненно лучше, чем уйти отсюда ни с чем, и – скажу словами Евангелия – «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк. 9:62 ). Игумен снова долго увещевал Даниила отказаться от своего намерения, но и от него услышал много возражений. Наконец, будучи не в состоянии отговорить Даниила от его намерения и усмотрев в нем твёрдую решимость и искреннюю любовь к Богу, игумен созвал братию и советовался с нею, можно ли принять в монастырь столь юного отрока. Братия, удивляясь мужеству отрока и твёрдости его духа и усматривая в нем призвание Божие, соизволили принять его в сожительство с собою. Даниил же пламенел духом, преуспевал в добродетели и жизни по Боге. Между тем, по прошествии некоторого времени, родители Даниила узнали, что он находится в том монастыре. Они возрадовались, но вместе с тем и удивлялись тому, что столь юный отрок сам себя отдал на служение Богу. Отправившись к нему и увидевши его еще не постриженным и ходящим среди иноков еще без иноческого одеяния, они стали просить игумена о том, чтобы он постриг их сына на их глазах и облёк бы его в одежду иноческую. В воскресный день, после совещания с братией, игумен постриг Даниила в иноческий чин, причём не велел родителям приходить к сыну часто. После этого они с радостью возвратились в свой дом; блаженный же Даниил преуспевал и укреплялся духом, возрастая не только летами, но и добродетелями. Началом досточудного сего жития и источником всех происшедших отсюда последствий было следующее. Сердце Даниила воспылало божественною любовью и он возымел непреодолимое желание поклониться святым местам, где пострадал за нас Господь наш Иисус Христос, где Он был погребен и воскрес и откуда Он вознесся на небеса. Вместе с тем он горел духом увидать великого подвижника того времени – святого Симеона Столпника .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Цель, к которой эта мудрость ведет человека, есть Бог и вечное блаженство. Ибо как она сама происходит от Бога, так к Богу и обращается и любящих своих к Нему приводит ( 104, 1155 ). Истинная христианская премудрость в том, чтобы побеждать природное злонравие, то есть гордость, высокоумие, гнев, злобу, зависть, ненависть, нечистоту, сладострастие, сребролюбие, скупость, невоздержанность и прочее, и следовать примеру святого жития Христова, то есть Его смирению, любви, милосердию, терпению, кротости и прочим Его прекрасным божественным одобродетелям. К этому Его святые апостолы увещевают и этому учит Сам Христос: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ( Ин. 8, 12 ). Отсюда следует, что ходит во тьме и заблуждается тот, кто не следует примеру жития Христова ( 104, 1156–1157 ). Средства, при которых мы приходим к духовной мудрости, есть: 1) Святое слово Божие с помощью Духа Святого. Ибо Священные Писания, по слову апостола, «могут умудрить... во спасение верою во Христа Иисуса» ( 2Тим. 3, 15 ). 2) Искренняя молитва. Так говорит апостол: «Если же у кого из вас недостает мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, – и дастся ему. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь» ( Иак. 1, 5–6 ). Поэтому и Соломон говорит: «Познав же, что иначе не могу овладеть ею (премудростью), как если дарует Бог, – и что уже было делом разума, чтобы познать, чей это дар, – я обратился к Господу и молился Ему» ( Прем. 8, 21 ). Догматам духовной мудрости научаемся не в книгах мудрецов века сего, но в книгах пророческих и апостольских и обучаемся ей в школе Святого Духа, Который посредством Своего святого слова умудряет сердца верных. Поэтому христианам, если хотим обрести духовную мудрость, нужно прилежно поучаться день и ночь в слове Божием и усердно молиться Подателю премудрости – Богу. Святитель Тихон Задонский ( 104, 1158 ). Духовный разум – в познании Истины верой Духовный разум состоит в познании Истины верой. Сперва приобретается познание веры; вера, усвоившись христианину, изменяет его разум откровением ему Истины, которая – Христос ( 109, 138 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

С утра Он начинает сеять Своею кровью, чтобы к вечеру собрать прекрасный плод нашего искупления. Обожаемому Младенцу было наречено при обрезании имя Иисус, которое было принесено с неба Архангелом Гавриилом в то время, когда он благовестил о зачатии Его Пречистой Деве Марии, прежде чем Он зачат был во чреве, т. е., прежде чем Пресвятая Дева приняла слова благовестника, прежде чем сказала: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему!» (Лк.1:38). Ибо, при этих словах Её, Слово Божие тотчас стало плотью, вселившись в пречистую и пресвятейшую Её утробу. Итак, пресвятейшее имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия, дано было при обрезании Христу Господу, что и служило извещением о нашем спасении; ибо имя Иисус значит — спасение, как объяснил тот же ангел, явившись во сне Иосифу и говоря: «наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф.1:21). И святой апостол Петр свидетельствует об имени Иисусовом такими словами: «нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Сие спасительное имя Иисус прежде всех веков, в Троическом Совете, было предуготовлено, написано и до сего времени было хранимо для нашего избавления, теперь же, как бесценный жемчуг, принесено было из небесной сокровищницы для искупления человеческого рода и открыто всем Иосифом. В этом имени открыты истина и мудрость Божия (Пс.50:8). Это имя, как солнце, озаряло своим сиянием мир, по слову пророка: «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды» (Малах.4:2). Как благовонное миро, оно напоило своим ароматом вселенную: разлитое миро — сказано в Писании — от благовония мастей твоих (Песн.1:2), не в сосуд оставшееся миро — имя Его, но вылитое. Ибо пока миро хранится в сосуде, до тех пор и благовоние его удерживается внутри; когда же оно прольется, то тотчас наполняет воздух благоуханием. Неизвестна была сила имени Иисусова, пока скрывалась в Предвечном Совете, как бы в сосуде. Но как скоро то имя излилось с небес на землю, то тотчас же, как ароматное миро, при излиянии во время обрезания младенческой крови, наполнило вселенную благоухаем благодати, и все народы ныне исповедуют, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца [ 8 ].

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010