Мало обратив внимания на предшествовавшее и современное Евгению состояние русской исторической науки, проф. Николаевский тем самым не совсем рельефно оттенил значение его работ и не отмежевал им достойного места в нашей историографии. He будем отмечать других, детальных пробелов в статье о. Николаевского, – скажем лишь, что она не в состоянии удовлетворить того, кто хотел бы знать покойного Киевского митрополита, как церковного историка. Между тем высокопреосв. Евгений вполне заслуживает, чтобы его знали главным образом с этой стороны, так как он в своей научной деятельности был историк русской церкви по преимуществу. Имея в виду пополнить этот пробел в нашей ученой литературе, мы первее всего поговорим о тех влияниях, под которыми из Евгения вышел историк вообще и историк русской церкви в частности, и с этою целию коснемся обстоятельств нескольких первых годов его жизни. Было бы напрасною попыткою искать зародыша в Евгении интереса к истории во влиянии на него семьи, в среде которой он прожил всего лишь 9 с небольшим лет (1767–1777 гг.) и глава которой, священник Алексей Андреевич, едва ли и сам был любитель истории, – по крайней мере об этом мы не имеем свидетельств ни в одной биографии Болховитинова. Едва ли также можно категорически утверждать, что история обратила на себя серьезное внимание маленького Евфимия (мирское имя будущего митрополита) за время его семилетнего пребывания в духовной Семинарии родного Воронежа, где он начал обучаться прямо со 2-го – синтаксического – класса в январе 1778 г. Утверждение или отрицание в данном случае возможно было бы только при существовании архивных известий о занятиях Болховитинова в эту школьную пору. Но таковых до нас не сохранилось 14 . История, однакож, преподавалась в Воронежской семинары. Ей учился Евгений у иеродиакона Транквиллина в синтаксическом классе. Но что это был за курс истории, того мы не знаем. Одно можно сказать, что то не был курс церковной истории, преподававшейся в тогдашних семинариях только в богословском классе 15 ; да не был курс и русской гражданской истории, в то время еще неизвестной нашим семинариям; остается общая гражданская история, которую, вероятно, и изучали воронежские семинаристы.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

591 С. И. Пономарев. Критические статьи по поводу Филаретовского «Обзора» («Духовный Вестник» за 1862 г., т. III, стр. 521.). Статьи эти написаны сгоряча и заманчиво, но тем не менее в высшей степени основательны. 592 Сообщим, кстати, несколько подобных случаев из биографической части. В статье о м. Платоне Левшине Филарет неверно выставил 1775 г., как год возведения его в митрополита (стр. 403), – таковым следует считать 1787 г. (Сл. II, стр. 179 Снегирев, – «Жизнь и труды м. Платона», M 1857 г. стр. 82). Год смерти еп. Симона Лагона 1804-й) правильнее указан м. Евгением (II., стр. 224; и неверно (1803-й) пр. Филаретом (стр. 387). В статье о св. Тихоне (Соколове) Болховитинов ошибочно сказал, что он занял Воронежскую епископскую кафедру в 1767 г. (вм. 1763 г); ошибка эта сразу заметна для читателя, так как на другой же строчке говорится уже, что 17 дек. 1767 г. Тихон уволен на покой (II, 266); Филарет повторил ошибку, да еще и не указал года отправления святителя на покой (стр. 353). Иногда Филарет, поправляя Евгения, не подтверждает ничем своего мнения и потому читатель затрудняется верить ему. Так у него годом смерти Арсения Мацеевича почему-то выставлен 1772 г. (стр. 343), а у Евгения 1780 (Сл. I т., стр. 57). Вениамин, архиепископ Нижегородский, носил, по Евгению, фамилию Краснопенкова (т. I, стр. 74), а по Филарету, – Румовского (стр. 400). См. еще статьи о Феофилакте Русанове (Сл. т. II, стр. 333; Обз. стр. 428), Сильвестре Старогородском (Обз. стр. 385) или Строгородском (Слов. т. II, стр. 207) и др. 593 Невольно припоминается нам при этом эпиграф, избранный Бекетовым к изданному им в 1801–1802 г.г. «Пантеону российских авторов»: «Душа писателей в творениях видна, «Но самый образ их бывает нам приятен». 594 «Справочный Словарь о русских писателях и ученых, умерших в XVIII и XIX ст.». 1876 г. О нем Венгеров говорит ранее. 596 Эта параллель г. Венгерова дала нам случаи припомнить другую параллель, именно, П. М. Строева, который Н. М. Карамзина и м. Евгения еще в 1823 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Ученые и подвижники. Часть 1 Митрополит Евгений (Болховитинов) История Русской Церкви как отдельная отрасль исторической науки начинается в XIX веке. В Древней Руси, с ее специфическим летописным взглядом, история церковная не отделялась от гражданской, а XVIII столетие, с его огромным интересом и весьма серьезными трудами по светской истории, не внесло существенного вклада в разработку истории церковной в значительной мере из-за своего рационалистического пафоса. Отдельные исследования как русских, так и иностранных ученых, сохранившиеся в рукописях, остались известны лишь узкому кругу специалистов. Первой систематической работой на эту тему в России была «Краткая российская церковная история» митрополита Московского Платона (Левшина), изданная в 1805 году. Несомненными достоинствами ее были критическое отношение к достоверности исторических источников и особый дар исторического прозрения у автора. Следующим крупнейшим трудом по истории Русской Церкви стала работа, не утратившая своего значения вплоть до недавнего времени. Это «История Российской иерархии» (М., 1807–1815), задуманная замечательным деятелем русской церковной историографии митрополитом Евгением (Болховитиновым), осуществленная его энергичным и деятельным помощником, префектом Новгородской семинарии иеромонахом Амвросием (Орнатским), впоследствии епископом Пензенским, а затем, после смерти последнего, вновь отредактированная и частично переизданная самим митрополитом Евгением. Митрополит Евгений (Болховитинов) родился в 1767 году в Воронежской губернии, в семье бедного священника. Оставшись в 10 лет сиротой, Евфимий, как его звали в миру, поступил в архиерейский хор, затем в Воронежскую семинарию. В 1785 году он был послан в Москву, в Славяно-греко-латинскую академию. Хотя академия тогда и входила в единую систему духовных школ вместе с Московской духовной семинарией, но, будучи исторически первым высшим учебным заведением России, сохраняла некоторую широту и универсальность образования, а также традиции классической школы, заложенные еще братьями Лихудами.

http://pravoslavie.ru/30861.html

Книги эти энергичный автор частию мог находить в Воронеже, где существовал тогда литературный кружок, некоторые, вероятно, привез с собою из Москвы по окончании курса и во время поездки туда в 1792 г. 38 и некоторые получал оттуда же чрез Б.-Каменского и Селивановского. Так, Селивановский в августе (3 числа) 1793 г., исполняя просьбу своего приятеля, посылает ему какие-то три книги «Продолжения Вивлиофики», выходившего, как мы уже упоминали, с 1786 по 1801 г. Он же, очевидно хорошо знавшие вкусы бывшего своего товарища, по академии, без всякой просьбы со стороны последнего, отправляет к нему около того же времени Никоновскую летопись, издававшуюся, в 8 ч., с 1767 во 1792 г.; но Болховитинов предупредил его, успев приобрести даже самую последнюю часть летописи (может быть, во время поездки в Москву) 39 , – так он дорожил новыми историческими материалами. Однако, как им горячо молодой историк взялся за свою работу, он все-таки ее не кончил 40 , – мало того, навсегда покинул ее и более уже к ней не возвращался. Очень может быть, что некоторою причиною этого послужили недостаток материалов и нужных пособий и положение провинциального работника: если при настоящих путях сообщения и при нынешних удобствах передвижения всевозможных книг и пользования ими в многочисленных, обширных и упорядоченных библиотеках зачастую не бывает возможности провинциальному историку воспользоваться всеми нужными источниками и пособиями, то нечего уже и говорить про конец прошлого столетия в этом отношении. И как в наше время некоторые историки, живущие в провинциях, находят для себя более удобным разработывать местную истории, так и Болховитинов от «Российской истории вообще обращается к истории Воронежского края и его деятелей, не переставая, впрочем, работать и по части преподаваемых им предметов. Теперь-то (и только еще теперь) и начинается ряд трудов Евгения по истории русской церкви («Российская история» – истории гражданская, а не церковная). 19 апр. 1794 г. ему пришлось говорить «слово» над гробом своего епископа Иннокентия (Полянского), которое он вскоре и отпечатал «с присовокуплением (к нему) краткого летописца преосвященных воронежских» (М.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Евфимий Алексеевич Болховитинов – сын священника во­ронежской Входоиерусалимской церкви, родился 18 декабря 1767 г. Образование получил в Воронежской семинарии и Московской ду­ховной академии, куда поступил в 1785 г., окончил философский и богословский классы, сверх того обучаясь греческому и французскому языкам. Это было время процветания Московской академии под покровительством митрополита Платона: значительно расши­ряется кругозор изучаемых наук, усиливается обучение греческому языку и литературе, вводится обучение европейским языкам и за­падная литература. Воспользовавшись разрешением ректора, Бол­ховитинов посещает лекции в Московском университете по всеоб­щей нравственной философии и политике, опытной физике и французскому красноречию. Там же он познакомился с Н.И. Нови­ковым и участвовал в просветительской деятельности новиковского кружка, занимаясь переводами иностранных книг и изучением исторических документов (этому много способствовало также зна­комство Болховитинова с историком Н.Н. Бантыш-Каменским – знатоком и любителем русской старины). Первые литературные опыты Евгения в студенческие годы в Москве – «столице русской литературы» – были не бесполезны и не безынтересны: перевод «Краткого описания жизней древних философов,... сочиненный г. Фенелоном» 15 , «Похвальное слово чему-нибудь...» 16 , «Парнасская история» 17 , «Удовольствие от способности воображения» 18 и другие. Выбор книг говорит о стремлении будущего богослова к достаточно светским сочинениям. Переводческая деятельность его продолжается и по окон­чании академического курса. Болховитинов преподаёт в воронеж­ской семинарии, создаёт свой литературный кружок, куда входят образованные воронежцы: Д.П. Бутурлин, П.И. Литке, В.И. Маке­донец. Продолжая исторические исследования, к 1792 г. он вчерне закончил работу над I и II частями «Российской истории», но на окончательную обработку труда не хватало документов, знаний и времени. Отказавшийся от слишком широких планов написания полной российской истории, Евфимий Алексеевич задается более скромной и реальной целью – изучение тех исторических древно­стей, которые уцелели в его родном Воронеже, собирает и записы­вает местные предания старины. Результатом его работы было «Полное описание жизни святителя Тихона Задонского » 19 и «Ис­торическое, географическое и экономическое описание Воронеж­ской губернии» 20 , а также «Рассуждения о том, что алтарные ук­рашения Российской церкви сходны с древними восточными» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Буди Господи милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя! – Третье: благодетелям моим, которые мене при нужде и немощи моей не оставляли, но по своей любви и милости, благими своими снабдевали; много благодарствую. Да воздаст им Господь в день он, в котором всем по делам их воздастся! – Четвертое: всем, которые меня как-нибудь обидели, простил я и прощаю; да простит им и Господь Бог Своею благодатию! Прошу и меня простить, ежели кого чем обидел, яко человек. Оставите и оставится вам, глаголет Господь. – Пятое: пожитков, как у меня не было, так и не осталось по мне. Прошу убо с тех, которые при мне жили и служили мне, ничего не взыскивать. Простите, возлюбленнии, и Тихона поминайте». На подлинном подписано собственноручно: Ваш доброжелатель Тихон, недостойный Епископ. Во время чтения сего завещания, и сам читавший, и слушатели прерывали оное рыданием, а при начавшемся после чтения последнем целовании тела, народ поднял плач и вопль. Потом тело преставленного, на Священнических руках вынесено в, находящийся под алтарем Соборной церкви, погреб, где поставлено в обложенный камнем в земле склеп, глубиною не более одного аршина, и заложено, по надлежащему, с выводом томбы над оным. Сей погреб, усердием поминающих почтенную память сего добродетельного Пастыря, и тщанием Задонского Игумена Тимофея обделан и расписан благолепно: а на томбе положена медная доска 17 с надписью, сочиненной Преосвященным Тихоном 3-м, заключающейся в следующих строках: Здесь скончался, 1783 года Августа 13 дня Преосвященный Тихон, Епископ прежде бывший Кексгольмский, а потом Воронежский, рожденный 1724 года, Епископствовавший с 13 Мая 1761 года, пребывавший на обещании с 1767 года по смерть, показавший образ добродетели словом, житием, любовью, духом, верою, чистотою, 1783 года Августа 20 погребен здесь. Многие из почитателей преставившегося, сочиняли, также по усердию, надписи ему, хотя и нигде они не помещены. Из оных предлагается одна следующая, сочиненная Господином П. Читатель! Монумент сей гроб в земле скрывает, В котором Пастырь стран сих телом почивает, А духом о Христе благ горних ко странам С надеждою отшел, пример оставив нам, Да и в след Христов течем; творя любви законы, Прслестну мира сласть, и плоть презрев с препоны.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Лучшие в городе улицы суть Площадная и Дворянская. Через реку Воронеж 1768 года был мост и плотина, на место коих в 1786 году начат новый мост и гораздо прочнейшая широкая и прямая плотина длиной в 700 сажен, над коей работали четыре уезда за штраф в недоимках. Для сей плотины срублено на фашинник и прочее хвороста до 2.400.000, и возвышение сделано таково, чтобы никакая полая вода не занимала оную и тем не препятствовала сообщению с городом. Плотина сия доныне цела, но мост в 1789 году весь разнесен полой водой и ныне ежегодно строится на партикулярном содержании. Другой такой же мост через реку наводится ниже города. Несмотря на мосты сии есть при них и паромы; но они больше употребляются только в полую воду. Земли под городом заселенной 501 десятина 1634 сажен, а не заселенной 685 десятин и 1767 сажен. Что касается до числа жителей, то из оных в городе ныне купцов мужеска 1172, женска 1117: из них первой гильдии мужеска 7, женска 4; второй гильдии мужеска 88, женска 81; третьей мужеска 1070, женска 1466; мещан мужеска 1770, женска 1291; духовных мужеска 183, женска 195; цеховых разного мастерства мужеска 157, женска 150; из коих портного мастерства мужеска 45, женска 41; шапочного мужеска 50 женска 53; кузнечнаго мужеска 10, женска 14; столярного мужеска 22, женска 15; сапожного мужеска 18, женска 17; шубного мужеска 12, женска 10; покупных к фабрикам мужеска 18, женска 16; приписных к фабрикам мужеска 318, женска 302; однодворцев мужеска 1817, женска 1962; их крестьян мужеска 23, женска 30; ямщиков мужеска 153, женска 179; помещичьих крестьян мужеска 431, женска 651; подданных черкас мужеска 18, женска 8; а всего в городе Воронеже по пятой ревизии считается, кроме дворян, мужеска 6065 аженска 6342, обоего же пола 12.407 душ. По исповедным же духовным ведомостям, сочиненным за 1798 год, значится уже мужеска 6869, женска 7851, а обоего пола 14.720 душ. По некрологической же ведомости за тот же 1798 год оказалось, что от помянутого числа родилось обоего пола 786 душ, а умерло разными смертями 690 душ; из них от 60 до 70 лет 19 человек, от 70 до 75 лет 9 человек; от 76 до 80 лет 7 человек, от 80 до 90 лет 3 человека. Браком сочетавшихся было 134 пары.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

27 Hear. Gunth. Thulemarii Tractatio seu commentaries de aurea Bulla Imperatoris Caroli IV. Anni 1356, edit. Heidelberg 1682 in 4, cap. 3. 28 Судебник Царя Ивана Васильевича, изд. С примеч. Татищ. Моск. 1786, стр. 231 и Продолж. Древн. Росс. Вивлиотики Часть V, изд. С. П. Б. 1789, стр. 244. 29 Ioan. Oirych Szanecki Jctus Polonus de linguae Bohemicae f. Czachicae in Polonia ufu diplomatico et forensic, cum aliis quibusdam notitiis, edit. In Miscellaneis Cracoviensibus, fascic. 11 pag. 105. Шанецкий там приводит в свидетельство грамоты 1593 г. 12 июня 1603 г. 20 октября и 1649 г. 14 ноября. 34 Древняя Р. Вивл., изд. 2, Часть 1, стр. 4 и след. и Продолжение Древ. Росс. Вивлиотики, Ч. III,cmp. 80 и след. 38 Ibid. pag. 272. В Договоре великого князя Святослава с греками в 971 году упомянуто, что славяно-руссы тогда со своей стороны к мирной записи приложили печать. См. Нестерову Летоп. по Кенигсбергскому списку, издан. В С. П. Б. в 1767, стр. 65. 39 Gatterer ibid. Образцы бывших у нас свинцовых печатей частных людей при завещательных и купчих грамотах XIV века, писаных на пергамене, можно видеть в IV части Путешественных записок академика Лепехина стр. 428 и след., а также в Собрании государственных грамот и договоров, изданном на иждив. Его Сиятельства графа Н. П. Румянцева в М. 1812 году, Часть I. 41 Polydor. Virgilii de rerum inuentoribus libr. VIII, cap. 2. Но Гаттерер в Сокращении своей дипломатики, изданном Гертнером pag. 149, употребление золотых печатей приписывает еще константинопольским императорам с Юстиниана I в VI, а из западных императоров первому Карлу Плешивому в IX веке. 44 Описание всех этих княжеских и архиерейских печатей почерпнуто, частью, из Древней Российской Вивлиотики и ее Продолжения, а частью, с самих подлинных печатей. О различии же епархиальных печатей см. особенно Продолжение Др. Росс. Вивлиотики, изданное в С. П. Б. Часть VII, стр. 134 и 158. К тому же, смотри Татищева Росс. Истор. Книгу I, Часть 2, гл. 46. 45 Смотри грамоту, данную Соловецкому монастырю в половине XV века от всего Новгорода, напечат. в Описании Белого моря и во 2й Части Истории Российской Иерархии, стр. 386 и след.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

199 . Парнасская история, заключающаяся в двух книгах, из которых первая содержит описание горы Парнасса, находящихся на нем строений, окрестных потоков, источников, болот, лесов и обретающихся там животных, а вторая – жителей, правления, чинов, судилищ, жертвоприношений, праздников и торгов парнасских/Пер. ... – М.: Тип. Пономарева. 1788. – IV. 72 с. 200 . Тихон (Задонский). Остальные сочинения преосвященного Тихона, бывшего прежде епископа Кексгольмского и Ладожского, а потом Воронежского и Елецкого: Для удовольствия и душевные пользы благочестивых читателей, а особливо для любителей памяти сего преосвященника/Собр. и изд. ... – СПб.: Иждивением И. Глазунова, Имп. тип., 1799. -XV, 336 с. 201 . Эйкесайд М. Удовольствия от способности воображения: Английская поэма в 3-х песнях/Соч. г. Акенсида; С фр. на рос. яз. пер. – М.: Тип. Гиппиуса, 1788. – XIV, 151с. Литература о жизни и деятельности 202 . Бычков А.Ф. О словарях русских писателей митрополита Евгения: Чтение А.Ф. Бычкова. – СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1868. – 72 с. – Из: Сб. ст., читанных в Отд-нии рус. яз. и словесности Имп. Акад. наук. – 1868. – Т. 5. – Вып. 1. 203 . Введенский С.Н. Личность и ученая деятельность митрополита Евгения Болховитинова : (Речь, произнесенная на торжественном заседании Воронежской ученой архивной комиссии 26 февр. 1912 г.). – Воронеж: Типо-лит. Кравцова, 1912. – 31 с. 204 . Высокопреосвященный Евгений, митрополит Киевский и Галицкий: Сб. материалов для биографии митрополита Евгения, изданный в память 100-летия юбилея его рождения, 18 дек. 1767– 1867 г. – СПб.: Тип. «Обществ, польза», 1871. – XXXII, 201, V с., 1 л. портр. – (Евгеньев. сб.; Вып. 1). – Загл. обл.: Материалы для биографии митрополита Евгения. 205 . Грот Я.К. Несколько заметок на письма митрополита Евгения к Македонцу и Н.Н. Зиновьева к его сыну. – М.: Тип. Мамонтова, 1870. – 16 с. – Из: Рус. архив. – 1870. – Тетр. 10. 206 . Деятельность митрополита Евгения по управлению Киевской епархиею. – Киев: Унив. тип., 1868. – 55 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из представленного перечня литературных статей о м. Евгении видно, как ограничены наши сведения не только об общем состоянии церковно-исторической жизни нашего общества в первую половину настоящего столетия, но и о трудах отдельных ее исторических деятелей. Во всех почти указанных статьях о м. Евгении выражается жалоба на недоступность материала, нужного для истории, на разбросанность этого материала по рукам частных лиц и по архивам правительственных учреждений и ученых обществ, – указывается настоятельная и неотложная необходимость приступить к изданию особых сборников сочинений и писем м. Евгения, тем более, что печатные его сочинения становятся библиографической редкостью; люди, лично его знавшие, которые могли бы проверить сообщаемые о нем сведения, сходят в могилу, а собственноручные письма и тетради м. Евгения попадаются уже на толкучих рынках среди бумажного хлама. Евфимий Болховитинов (так звали митрополита Евгения до пострижения в монашество) родился 18-го декабря 1767 года и на 10-м году жизни лишился своего отца, священника в Воронеже. Певческий архиерейский хор, куда он принят после смерти отца, дал ему первую возможность ознакомиться с грамотой и поступить в местную семинарию. Здесь обратил на него свое внимание воронежский преосвященный Тихон III Малинин и с семинарского курса философии прямо отправил его в московскую духовную академию под покровительство м. Платона. Счастливая тогда была пора для московской академии; м. Платон, признанный протектором академии и пользовавшийся милостями двора, имел все средства дать академии лучшее устройство и в материальном и в учебном отношениях. В ней были собраны лучшие наставники и ученики. М. Платон сам следил за преподаванием и во всем давал свои советы. Пятилетнее пребывание в московской академии дало Евфимию Болховитинову возможность приобрести лучшее по тому времени богословское образование, изучить древние классические языки, приучить себя к тому точному и строгому анализу мысли и критики, какой он обнаружил впоследствии в своих исторических и археологических исследованиях.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010