«И в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста» ( Еф.1:22, 23; 2:13, 16 ). «Разумение тайны Христовой, чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело» ( Еф.3:4, 6 ), «потому что мы члены Тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф.5:30 ). «Не держась Главы, от которой все тело, составами и связями, будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим» ( Кол.2:19 ). Эта «присущность» (φ σνδεσμος) в теле Христа считается ап. Павлом конечною и венчающею благодатью искупления: всевозможные духовные и вечные блага и духовное родство с Богом и ближними суммируются в ней ( Еф.1–3 гл.гл.; Кол.1–2 гл.гл.). Это начальная благодать: все крещенные предполагаются общниками ее, и она дается для того, чтобы действием своим предохранять их от совершения грехов и утверждать в исполнении христианских обязанностей и в добродетельной жизни. Если христианин предостерегается от впадения в грехи своего прежнего языческого состояния, то этим предполагается, что однажды уже сделался членом Христа ( 1Кор.6:15 ). Отсюда – побуждение к христианским добродетелям: смирению, миролюбию, прощению, долготерпению и дружелюбию ( Рим.12:3, 4, 5 ; Кол.3:15 ; 1Кор.12:27 ), а также к тому, чтобы он был хорошим мужем ( Еф.5:25 ) и правдивым членом христианской общины ( Еф.4:25 ). Теперь мы пришли к вопросу: чему соответствует состояние, обозначаемое выражением «во Христе»? Самый факт соединение со Христом Крещением предполагает, что мы прежде находились в каком-то другом состоянии, противном нашему пребыванию «во Христе». Нам не трудно разрешить это. Выражение «во Христе» соответствует выражению «в Адаме» ( Рим.5:12–21 ; 1Кор.15:21, 22 ; Еф.4:11–32 ; Кол.3:9–11 ). Аналогия между Адамом и Христом помогает нам усвоить истину таинственного сообщения естества Второго Адама тем, кто пребывает в Нем. Мы согрешаем, потому что мы действительно причастники плотского и духовного существа первого Адама; но и наше единение со Христом, как оно изображается в Св. Писании Н.Завета, указывает на действительное, хотя и таинственное, сообщение нам Его естества; напр.: мы называемся «членами Тела, плоти и костей Его» ( Еф.5:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

«и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). 5, 22 слл. Много параллелей с практической частью Кол. 6, 18 «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых». «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5, 17). Параллелизм с Кол. Особый параллелизм, который лишь отчасти отражен в приведенной таблице, заметен с Посланием к Колоссянам, причем и в богословской, и в практической частях. Чем объясняется такой параллелизм или парность? Сам по себе подобный феномен не является чем-то совершенно неожиданным и необъяснимым для Павла, как, кстати, и для любого другого пишущего или проповедующего человека. Нельзя не вспомнить, как не просто созвучны, а во многом дублируют друг друга, при этом сильно разнясь в эмоциональном тоне и степени развернутости, два других, бесспорно аутентичных послания ап. Павла — к Галатам и к Римлянам. Парными же являются и 1 и 2 Фес., хотя их парность не всегда отмечают из-за того, что 1 и 2 Фес. «и так парны» в силу одного адресата. Парными будут, как мы увидим, и 1 Тим. и Тит. Так что, повторим еще раз, сам по себе факт параллелизма Еф. и Кол. не добавляет никаких аргументов в дискуссии об аутентичности Еф. Все же примем во внимание, что гипотеза о написании Еф. верным последователем ап. Павла после его смерти в качестве богословского итога включает в себя необходимым пунктом, что за основу взято Кол. Здесь даже заключительные пожелания по поводу подателя письма, Тихика, почти буквально повторяют Кол.: Еф. 6, 21 «А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель, 22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши». Кол. 4, 7 «О мне все скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе, 8 которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши». Теперь, наконец, можно остановиться на некоторых важных идеях Еф., неизбежно отмечая при этом параллели с Кол. 79. Основные важные темы Еф. Христология Христология — этот центральный пункт, «фокус» всего богословия ап. Павла, определяющий и екклезиологию, и сотериологию, — в Еф. уточняется и углубляется еще дальше. Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его (Еф. 1, 17).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Таким образом, вопрос об аутентичности Еф. можно поставить как вопрос о том, насколько прямо следует понимать в принципе несомненное человеческое авторство непосредственно апостола Павла. Сомнения в прямой принадлежности Еф. апостолу Павлу можно разбить об один-единственный простой и очевидный довод, который вольно или невольно выдвигают все ученые, в том числе и те, кто сомневаются в аутентичности Еф. Все говорят о Еф. как о «венце Павлинизма». Если принять такую высокую оценку Еф. (а она принимается всеми!) и при этом сомневаться в прямом авторстве Павла, то получается странность, если не абсурд: Послание к Ефесянам написано не Павлом, а богословом, который ни в чем ему не уступал по уровню, но имени которого мы почему-то не знаем . И уж «бремя доказательств должны нести те, кто пытается отвергнуть предание» , т. е. оспорить авторство Павла. Лексико-стилистическое своеобразие Еф. Отметим своеобразие лексикона Еф. Здесь мы встречаем, как и в Кол., большое количество hapax legomena («36 слов, нигде больше Павлом не употребляемых, и 39 слов, вообще не встречающихся в других книгах Нового Завета» ). Однако это не так уж необычно при сравнении с аналогичным показателем бесспорно Павловых посланий. Стиль отличается сложностью и некоторой неспешностью. Много длинных синтаксических периодов, обильно и плотно укомплектованных придаточными предложеними с причастными и деепричастными оборотами. Часто повторяются ряды родительных падежей («по благоволению воли Своей» — 1, 5, ср. ст. 11; «могуществом силы Его» — 6, 10 и мн. др.). Например, одно (!) предложение, включающее семь придаточных предложений (одно — с союзом «так как», два — с союзом «чтобы/дабы», и четыре — с местоимением «который/каковой»), одним причастным и двумя деепричастными оборотами, занимает целых восемь стихов: 3 Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, 4 так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, 5 предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа, по благоволению воли Своей, 6 в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном, 7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, 8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, 9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, 10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом (Еф. 1, 3-10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Скачать epub pdf I. Экклезиология Святые Апостол Павел часто обращается к своим адресатам, называя их «святыми» ( Еф.1:1 ). Это обращение заимствовано из Ветхого Завета, где так именуется Израиль как целое. Соответственно и в посланиях Апостола Павла это имя прилагательное никогда не встречается в единственном числе, применительно к отдельному христианину. «Святые» – это святой народ Божий. Святыми ефесские христиане именуются, во-первых, в молитвах. Апостол благодарит Бога за славу, какой Он наделил Свой народ, уделив ему богатое наследство, «богатство славного наследия Его для святых» ( Еф.1:18 ). Великое преимущество быть среди святых подчеркнуто также в напоминании о языческом прошлом ефесских христиан в контрасте к их настоящему. Прежде они были бездомными странниками, чужаками для Израиля. Ныне они «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» ( Еф.2:19 ), то есть народ Божий. Во-вторых, святыми христиане называются в увещательной части послания. Их целью является состояние нравственного совершенства, к которому их ведут поставленные Христом служители Его Слова: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых» ( Еф.4:11–12 ). Напоминание о статусе святых служит также мотивации достойного поведения: «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым» ( Еф.5:3 ). В-третьих, слово «святые» употребляется там, где необходимо подчеркнуть принадлежность местной христианской общины к широкому Церковному контексту. Говорится «о любви ко всем святым» ( Еф.1:15 ), о постижении «со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота…» ( Еф.3:18 ), о молитве за всех святых ( Еф.6:18 ). Церковь Само слово ekklesia используется в послании к Ефесянам очень часто. В греческом языке это слово означает «собрание», но в LXX оно переводит еврейское qahal, обозначающее народ Завета, собрание Израиля перед Господом. Хотя апостол Павел и раньше иногда использовал слово Церковь применительно к христианству в целом, Послание к Ефесянам в этом отношении сделало решающий шаг.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

3 . Отныне Христос обитает в наших сердцах в Святом Духе; Его приношение Отцу (см. Ин.17:19 ) продолжается в нашем приношении ( Еф.3:1617 ). Мы, в свою очередь, становимся храмом Святого Духа ( 1Кор.3:16–17; 6:19 ), «домом духовным, приносящим духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Пет.2:5 ; Рим.15:16 ; Флп.3:3 ). Самое глубокое почитание Христа возможно через страдания за Имя Иисуса, ибо тогда Дух Христов почивает на нас ( 1Пет.4:14 ). 4 . Излияние Святого Духа в Пятидесятницу завершает дело Спасения, совершенное Иисусом Христом, оно неотделимо от Него. «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего... дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!»» ( Гал.4:4–6 ). «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, даруемым нам. Ибо Христос... в определенное время умер за нечестивых ( Рим.5:5–6 ; 2Кор.1:21–22 ; Еф.1:13–14 ; 2Сол.2:13–14 ; 1Сол.5:18–19 ). 5 . Таким образом, Тот же Дух, в Котором совершается дело Спасения («Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» ( Лк.12:49 ), положит начало восхождению возрожденного человечества к Отцу ( Еф.2:18 ; см. восхождение Христа к Отцу, 1Кор.12:4–6 и Еф.3:14 ). 6 . В естественной динамике молитвы хвала и исповедание Бога имеют подлинно троичное измерение ( Еф.5:18–20 ; ср. Еф.1:3 ; 1Пет.1:2 ). 7 . Часто действие Святого Духа подразумевается в совместном действии Небесного Отца через Христа Иисуса ( 1Кор.8:6 ; 2Кор.1:3 ). «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божьей, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием... так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании» ( 1Кор.1:4–5, 7 ); «Благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал.1:3 ; Еф.1:2 ; 1Кор.1:3 ; Рим.1:7 ; Флп.1:2 ). 8 . Необходимо отметить, что троичный ритм в тех отрывках, которые имеют троичную структуру в посланиях апостола Павла, не всегда явно выражен (например, Рим.11:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

Или другой пример: 1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (2, 1-7). Кстати, подобные же характерные особенности — и словаря (не эти, так другие hapax legomena), и стиля, — можно найти и в бесспорно Павловых посланиях. Разве что количественно таких особенностей в Еф. существенно больше , из чего и делаются выводы о пост-павлинистском происхождении послания, которые в любом случае гипотетичны. В Еф. есть и характерные для Павла «парадоксальные антитезы (ср. 6, 15. 20), свободные цитаты из Ветхого Завета (4, 8-10; ср. Рим. 10, 6-8) и адаптация ветхозаветного языка (1, 22; 2, 13. 17; 4, 25; 5, 2; 6, 1-3; ср. 1 Кор. 3, 9)» . Сравнительно б ольшая сдержанность и спокойствие стиля Еф. в сравнении с острой полемичностью и экспрессивностью ранних посланий тоже могут иметь простое объяснение: «Так как Павел находился в темнице, то у него несомненно было время для размышлений, и этим объясняется столь созерцательный характер послания наряду с отсутствием какой-либо полемики» . Еф. — итог богословского пути ап. Павла Гораздо интереснее обратить внимание на богословский аспект. Общее главное наблюдение: характерные для предыдущих посланий ап. Павла мысли бесспорно предстают в новом осмыслении. Углубляются темы, для Павла всегда центральные: христология и екклезиология. Характерно то, что при внимательном чтении Еф. одна за другой возникают ассоциации порой с самыми разными отрывками других посланий ап. Павла. Такое ощущение, что Еф. — действительно некая конспективная summa всего, что Павел уже написал. Это-то и навело ряд исследователей на вывод о том, что Еф. написано кем-то из последователей апостола, подытоживая и обобщая его богословское наследие .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Или другой пример: 1 И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, 3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, 4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены, – 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе, 7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (2, 1–7). Кстати, подобные же характерные особенности – и словаря (не эти, так другие hapax legomena), и стиля, – можно найти и в бесспорно Павловых посланиях. Разве что количественно таких особенностей в Еф. существенно больше 570 , из чего и делаются выводы о пост-павлинистском происхождении послания, которые в любом случае гипотетичны. В Еф. есть и характерные для Павла «парадоксальные антитезы (ср. 6, 15. 20), свободные цитаты из Ветхого Завета (4, 8–10; ср. Рим. 10, 6–8 ) и адаптация ветхозаветного языка (1, 22; 2, 13. 17; 4, 25; 5, 2; 6, 1–3; ср. 1Кор. 3, 9 )» 571 . Сравнительно большая сдержанность и спокойствие стиля Еф. в сравнении с острой полемичностью и экспрессивностью ранних посланий тоже могут иметь простое объяснение: «Так как Павел находился в темнице, то у него несомненно было время для размышлений, и этим объясняется столь созерцательный характер послания наряду с отсутствием какой-либо полемики» 572 . Еф. – итог богословского пути ап. Павла Гораздо интереснее обратить внимание на богословский аспект. Общее главное наблюдение: характерные для предыдущих посланий ап. Павла мысли бесспорно предстают в новом осмыслении. Углубляются темы, для Павла всегда центральные: христология и екклезиология. Характерно то, что при внимательном чтении Еф. одна за другой возникают ассоциации порой с самыми разными отрывками других посланий ап. Павла. Такое ощущение, что Еф. – действительно некая конспективная summa всего, что Павел уже написал. Это-то и навело ряд исследователей на вывод о том, что Еф. написано кем-то из последователей апостола, подытоживая и обобщая его богословское наследие 573 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

Она есть, таким образом, то же самое, что возвещенное Христом Спасителем Царство Божие, что и видно, как из замены слова „ Церковь “ словом „Царство“ ( Деян.19:8, 20:25, 28:23 . Кол.1:13 ), так равно из уподоблений ее, совершенно одинаковых с уподоблениями, данными Христом Спасителем Своему Царству. Она есть, по их учению, тело Христово, глава которого Сам Христос, а члены – верующие в Него ( 1Кор.12:27 . Еф.5:23–30 ). Она есть здание или храм, краеугольный камень которого Христос, строители·– Апостолы и учители, а камни, составляющие здание, – верующие ( Еф.2:20–22 . Сравн. 1Пет.2:4–7 ). Она есть поле, или нива Божия, на которой один насаждает, другой поливает, а произращает все Бог ( 1Кор.3:6–9 ). Все такие уподобления, почти тождественные с уподоблениями Христа Спасителя, показывают, что и Апостолы, как и Христос, понимали под Церковью общество, имеющее основателем своим Христа Сына Божия и стоящее в самых близких отношениях как к Нему, так и к Богу Отцу, и к Богу Духу Святому. То же самое видно и из тех названий, какие усвоились ими Церкви. Она есть Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею ( Деян.20:28 ). Она есть Церковь Христова ( Еф.5:25–27 ), жилище Святого Духа ( 1Кор.3:16 ), единая по единству духа, веры, крещения и Бога Отца всех ( Еф.4:4–6 ), святая и непорочная ( Еф.5:27 ), столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ). Будучи открыта каждому, кто призовет имя Господне ( Рим.10:13 ), будет ли он Иудей или Еллин, раб или свободный ( Кол.3:11 ), она, по учению Апостолов, имеет назначением своим то же самое, какое указано Христом Спасителем в притче о лозе виноградной ( Ин.15:5 ), а именно: освящение человека чрез приобщение его жизни Божественной и взаимную поддержку одного члена другим и особенно младшего старшим. Христос, говорит апостол Павел, возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее ( Еф.5:25–26 ). Он поставил, говорит тот же апостол по поводу руководства, одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова ( Еф.4:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Еф.5:3.   А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. «Блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым» . Достаточно показал отвратительность исчисленных пороков, повелев и самые наименования их истребить из памяти. Еф.5:4.   Также сквернословие и пустословие и смехотворство не при­личны вам, а, напротив, благодарение. «И сквернословие, и буесловие, или кощуны, яже неподобная, но паче благодарение» . Изгоняет из собрания благочестивых и неумеренный смех, потому что его порождают буесловие и кощунство. Еф.5:5.   Ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. «Сие бо да весте, яко всяк блудник, или нечист, или лихоимец, иже есть идолослужитель, не имать достояния во Царствии Христа и Бога» . То же сказал и в Послании к Коринфянам (1 Кор. 6:9—10). Идолослужением же назвал любостяжание, по слову Господнему. Ибо сказано: «никтоже может двема господинома работати» , и: «не можете Богу работати и маммоне» (Мф. 6:24). Еф.5:6.   Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления. «Никтоже вас да льстит суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокоривыя» . Поелику последующие эллинским учениям делали все исчисленное выше, то повелевает не слушать сих учений, потому что делателям лукавства угрожает наказание от Бога. Еф.5:7.   Итак, не будьте сообщниками их. «Не бывайте убо сопричастницы сим» , то есть тем, которые порабощены злочестию. Еф.5:8.   Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света. «Бесте бо иногда тма, ныне же свет о Господе» ; потому что озарились Божественным светом. «Якоже чада света ходите» . Поелику назвал их светом, светом же истинным нарицается Господь, то нарек их и чадами света. Еф.5:9.   Потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. «Плод бо духовный есть во всяцей благостыни и правде и истине» . Кто приобщается Всесвятого Духа, тот да приносит плоды Духа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2903...

Это новое человечество объемлется личностью Иисуса Христа. Здесь можно вспомнить те места из других посланий апостола Павла, где развивается параллель ветхого и нового Адама ( 1Кор.15:22,45–49 и проч.). Церковь – новое творение, которое заступает на место ветхого разделенного человечества. Новый человек – не просто механическое соединение старых элементов. В нем преодолеваются прежние этнические и религиозные категории. Церковь – новое единство, в котором упраздняется фундаментальное деление мира старого мира, и которое по своей природе воплощает в себе сам принцип единства. Единство Существенное единство Церкви подчеркнуто всем контекстом высказываний о том, что Христос – «соделавший из обоих одно» ( Еф.2:14 ), чтобы «в одном теле примирить обоих с Богом» ( Еф.2:16 ), так что «через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе» ( Еф.2:18 ). В начале увещаний эта мысль о единстве подкреплена впечатляющим рядом из семи восклицаний, напоминающих читателям о фундаментальных единствах, на которых основано существование Церкви: «Одно тело и один Дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех» ( Еф.4:4–6 ). Апостол Павел желает поддержать в читателях чувство единства и их отличительной идентичности. Именно в единстве Церкви ключ к пониманию того, что сказано о высокой роли, отведенной Церкви в откровении Божественного замысла космическим «начальствам и властям» ( Еф.3:10 ). Не столько своей проповедью или богослужением, сколько самим своим существованием как единого нового человечества, состоящего из иудеев и язычников, Церковь показывает враждебным силам, что их разделяющей власти приходит конец, что во Христе космос восстановлен в своем единстве ( Еф.1:10 ). Место Церкви в этом космосе Космос в Церкви, в своей части, начинает свое преображение. В Послании к Ефесянам космос (ta panta) состоит из двух основных частей – неба и земли. Об этом напоминает формулировка: «чтобы все (ta panta) соединить во Христе, небесное и земное, в Нем» ( Еф.1:10 , по критич.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010