II глава Христос Господь не только Сам основал Церковь Свою, но Сам же есть Глава ее и оживляет ее благодатию Святого Духа. Это видно из Священного Писания . Сам Христос сказал: «Я есмь пастырь добрый», всех же, которые по Его призыву имеют прийти во двор овчий, наименовал единым стадом Своим ( Ин.10:11, 16 ). Он Сам сказал, что не оставит сиротами Своих исповедников, но будет всегда пребывать с ними и подкреплять их ( Ин.14:18, 27, 28 ; Мф.28:20 ), что Его именем они будут преодолевать все препятствия и невозможное делать действительным ( Мк.16:17–18 ). Хотя власть учительства Он поручил апостолам и их преемникам, но верховным учителем, невидимо через них поучающим верующих, повелел называть одного Себя ( Мф.23:8 ), и поэтому сказал: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Равным образом, хотя власть совершать священнодействия для освящения верующих Христос поручил церковным пастырям, но Сам остается верховным «Первосвященником», Который «имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» ( Евр.7:24–25 ); Сам невидимо совершает чрез пастырей святые таинства; Сам невидимо предстоит и приемлет покаяние грешника, исповедующего грехи свои пред священником; Сам есть приносящий и приносимый в таинстве Евхаристии или Причащения. Апостолы передали это, как истину Божию, со всею ясностью. Так, апостол Павел пишет: Христос «есть глава тела Церкви» ( Кол.1:18 ); Бог «поставил Его (Христа) превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:21–23 ); «Христос – глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф.5:23 ). От Него, как от главы, Церковь получает крепость и возраст ( Кол.2:19 ; Еф.4:16 ); Он защищает ее от врагов ее ( 1Кор.15:25 ; Евр. 10:13 ). Посему апостолы считали себя только слугами и посланниками Христовыми; что они ни делали, что ни установляли, делали от Его имени, как от имени Верховного Правителя Церкви, и так повелевали делать преемникам своим. «Мы – посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас, от имени Христова просим: примиритесь с Богом» ( 2Кор.5:20 ); «в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:4–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

II. Итак, Слово Бога, Бог, Сын Божий, Который вначале был у Бога, через Которого все начало быть и без Которого ничто не начало быть (Ин.1,1-3), вочеловечился для избавления человека от вечной смерти и так без умаления величия преклонил Себя до восприятия нашей ничтожности, что, [всегда] оставаясь тем, чем Он был, и принимая в Себя то, чем не был, сочетал в Себе истинный образ раба (Флп.2,7) с тем образом, в котором Он равен Богу Отцу; и таким союзом соединил обе природы, что как прославление не исчерпало низшую из них, так и присоединение не умалило вышнюю. Таким образом, поскольку не повреждены свойства обеих природ, в одном Лице сошедшихся, то величие воспринимает уничиженность, сила - немощность, бессмертие - смертность, ради нашего искупления нерушимая природа соединяется с природой, подверженной страданию, и Бог Истинный и человек истинный сочетаются в единстве Господа Иисуса Христа так, что Он, единственный Посредник между Богом и людьми (1Тим.2,5), исцеляя нас, мог умереть как человек и воскреснуть как Бог. Итак, Рождение Спасителя нисколько не нарушило непорочности Девы, ибо стражем целомудрия стало рождение Истины. Такое Рождество, возлюбленные, подобало Божией силе и Божией премудрости - Христу (1Кор.1,24), и оно как соответствовало нам человеческими свойствами, так и отличалось Божественностью. Ибо, если бы не был Бог истинный, то не даровал бы нам искупления, а если бы не был человек истинный, то не преподал бы нам примера. Поэтому, когда рождается Господь, ликующими Ангелами воспевается: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! (Лк.2,14). Ибо видят они, что Небесный Иерусалим создается из всех народов мipa. Сколь же великое ликование об этом неописуемом деянии Божественной любви следует питать уничиженности человеческой, когда ему так радуются небесные Ангелы! III. Итак, возлюбленные, через Сына возблагодарим в Духе Святом Бога Отца (Кол.1,12), Который по великому милосердию Своему возлюбил нас (Еф.2,4) и сжалился над нами, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом (Еф.2,5) так, чтобы быть нам в Нем новой тварью (2Кор.5,17) и новым образом. Сложим с себя ветхого человека с делами его (Еф.4,22) и, став соучастниками рождения Христа, отречемся от дел плоти (Гал.5,19). Осознай, о христианин, знание свое и, соделавшись причастником Божественного естества (2Пет.1,4), недостойным образом жизни не возвращайся к ветхой ничтожности. Помни, Чьей Главы и Чьего Тела являешься частью (1Кор.6,15). Вспомни, что, исторгнутый из власти тьмы, перенесен ты в свет и Царство Божие (Кол.1,13). Через Таинство Крещения стал ты храмом Духа Святого (1Кор.6,19). Не изгоняй из себя Обитателя дурными действиями и не ввергай себя снова в рабство диаволу, ибо цена [твоего искупления] есть Кровь Христова (1Кор.6,20), и в истине тебя будет судить Тот, Кто в милосердии тебя спас. Он же с Отцом и Духом Святым царствует во веки веков. Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/6...

В особенности сердце, – как это принято и в нашем образе выражения –служит у Ап. Павла седалищем чувства (аффекта) – этого непосредственнейшего обнаружения, основной функции внутренней жизни. Так, в нем находит выражение чувство печали Рим.9:2 : «великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему». Равно также выражается в сердце и противоположное чувство – чувство радости Еф.5:19 : «исполняйтесь духом... поя и воспевая в сердцах ваших Господу» ср. Кол.3:16 , Чувство утешения находит свое седалище здесь же Еф.6:22 : «послал к вам Тихика..., чтобы он утешил сердца ваши» ср. Кор.2:2, – равно также и чувство мира Кол.3:15 : «да владычествует в сердцах ваших мир Божий» ср. Флп.4:7 . В сердце обитает и чувство любви 1Тим.1:5 : «цель увещания есть любовь от чистого сердца». Рим.10:1 : «благоволение (εδοκα) моего сердца» (если слово εδοκα здесь перевести «благоволение» Ср. 2Сол.3:5 ). Предмет любви тоже пребывает в сердце 2Кор.7:3 : «вы в сердцах наших», ср. Флп.1:7 , и остается в сердце вопреки пространственному отдалению Сол.2:17: «мы братие, были разлучены с вами на короткое время лицом, а не сердцем». Радостные аффекты расширяют сердце 2Кор.6:11 : «сердце наше расширено», – печальные чувства сжимают его 2Кор.2:4 : «от великой скорби и стесненного сердца я писал вам». Также локализируется в сердце воля, близко стоящая к чувству, бесспорно тесно связанная с аффектами чувства 1Кор.4:5 : Бог «обнаружит сердечные намерения». В Рим.1:24 употреблено выражение «похоти сердец». Твердая, по одному направлению неуклонно стремящаяся воля обозначается как «твердость», «непреклонность сердца», – как «ожесточение», если направляется на зло Еф.4:18: «были отчуждены от жизни Божией – по причине... ожесточения сердца их», между тем о твердой воле, стремящейся к добру, говорится в 1Сол.3:13 : «чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне». В 2Сол.2:17 сказано: «да утешит ваши сердца и утвердит во всяком слове и деле благом». О человеке, который уже твердо стоит в добром направлении воли, говорится 1Кор.7:37 : «кто непоколебимо тверд в сердит своем... тот хорошо поступает».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

Разделы портала «Азбука веры» священника Константина Пархоменко Древняя реклама дома терпимости  …Напротив публичного дома – библиотека. Повернешь направо – попадешь в библиотеку, налево – в другое место… Говорят, ефесские мужья обманывали своих жен и, обещая пойти в библиотеку, сворачивали в другую сторону. Не отсюда ли выражение «ходить налево»? Проституция была не просто социальным явлением, подобно тому, как она существовала в других городах, а религиозным культом (вспомним, что Артемида считалась богиней плодородия). Естественно, что христиане, живя в такой среде, не могли остаться не затронутыми развратом, имевшим место в Ефесе. Это объясняет такое изобилие мест в Послании Апостола Павла к Ефесянам, обличающих их половую нечистоту. «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви… и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом… и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» ( Еф. 2, 1–6 ). «Знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» ( Еф. 5, 5 ). Это про дела некоторых ефесян Апостол пишет: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф. 5, 11–12 )… (Некоторые любопытные люди пристают с вопросами: «Батюшка, а что это они там делали?..») Из сочинений античных авторов мы узнаем, как проводили время знатные ефесяне. Свободное время они проводили в пирушках, праздных разговорах, шутовстве. В Послании Ап. Павла к Ефесянам (5, 4) мы встречаемся со словом “евтрапелия”, которое современные переводчики переводят именно как шутовство, а древние авторы – как забавность в разговорах и поступках. Аристотель считал евтрапелию особой добродетелью. Как видим, Апостол Павел считает, что христиане не должны тратить время и опустошать душу через это бессмысленное и душевредное времяпрепровождение: «Также сквернословие и пустословие и смехотворство (в оригинале – евтрапелия) не приличны [вам], а, напротив, благодарение». Благодарение – значит Евхаристия. Все фотографии галереи Самое популярное Сейчас в разделе 6  чел. Всего просмотров 2.7 млн. Всего записей 151 ©2024 Фоторассказы священника Константина Пархоменко к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/parkhomenko/foto/palomn...

   Если бы Господь Иисус не был истинным человеком, то как мог Он умереть и пролить Свою кровь для спасения людей (Рим.5:6—10; ср.: Еф.1:7, 2:13—16; Кол.1:14, 20, 22; Евр.1:3, 2:9—10, 9:12, 15, 17, 27, 10:12; 1Пет.1:18—19; 1Ин.1:7, 2:2)? Господь наш Иисус Христос — столь же подлинный и реальный, человек, как и Адам; и как через Адама грех вошел в мир и через грех — смерть, так «по благодати одного Человека, Иисуса Христа» изобильно излилась на многих Божия благодать и вечная жизнь (Рим.5:12, 15, 19, 21). Если Господь Иисус — не истинный человек, то ложна и Его смерть, ложно и Его Воскресение; а если ложна Его смерть, то ложно и крещение в Его имя, ложно и спасение (ср. Рим.6:3—5, 8, 10:9). Будучи истинным человеком, Господь Христос «и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми» (Рим.14:9; ср.: 2Кор.6:16; 1Фес.4:14).    Если Господь Иисус не умер и не воскрес как истинный человек, то тщетна вера наша: мы еще во грехах, и никто из нас не может спастись (ср. 1Кор.15:14—18). Как через человека Адама была смерть, так через человека Иисуса — воскресение мертвых (1Кор.15:21). «Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба» (1Кор.15:47). Если бы Господь наш Иисус Христос не был совершенным человеком, то разве могло быть человеческим новозаветным идеалом — «прийти в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф.4:13; ср.: Флп.3:8—14; Кол.1:28). Если Господь Иисус — не истинный человек, то разве мог бы богомудрый Павел написать Тимофею: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5)?    Тайна Христовой Личности заключается в том, что Он — Бог во плоти (Θες ν σαρ), в истинной плоти (1Тим.3:16). Как люди «причастны плоти и крови», так и Сын Божий «воспринял оные», сделался истинным человеком, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр.2:14; ср.: Евр.2:16—18). Так как Он истинный человек, Господь Иисус был, как и мы, искушен во всем, кроме греха, поэтому Он может «сострадать нам в немощах наших и искушаемым помочь» (Евр.4:15, 2:18, 5:7—9). Если бы Господь наш Иисус Христос как Начальник и Совершитель веры не претерпел добровольно Крест за спасение мира, то разве люди с радостью устремлялись бы на борьбу с грехом и смертью и переносили бы за Него самые лютые страдания (ср. Евр.12:1—4; 1Пет.2:21, 23, 24, 3:1, 13; 2Пет.3:15)? Особо подчеркивая реальность и истинность человеческого естества Спасителя, святой Сын громов свидетельствует, что это то, что Апостолы видели своими глазами, слышали своими ушами и осязали своими руками (1Ин.1:1), и потому — от антихриста всякий отвергающий пришествие Господа Иисуса Христа во плоти: «Всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста» (1Ин.4:3; ср.: 2Ин.7).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

2 . От страха Твоего, Господи, – восклицает Исаия, – мы зачали во чреве, и мучились, и родили дух спасения, которым беременели на земле ( Ис. 26:17–18 ). Опять же и у Екклесиаста написано, что как образуются кости во чреве беременной, так и пути ветра, то есть Духа ( Еккл. 11:5 ). В самом деле, как Сама Святая Дева носила Его во плоти, так и принявшие Благодать Святого Духа носят Его в сердце своем, по слову Апостола, говорящего о вселении Христа по внутреннему человеку через веру в сердца наши, чтобы, укорененные и утвержденные в любви, мы смогли встать рядом со всеми святыми ( Еф. 3:16–18 ); и еще: Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыток силы шел от Бога, а не от нас ( 2Кор. 4:7 ). Если сбылось в тебе слово сие, что преображаемся в тот же образ от славы в славу ( 2Кор. 3:18 ); если исполнилось на тебе речение Апостола, гласящее: Да владычествует мир Божий в сердцах ваших ( Кол. 3:15 ) и в уме вашем (который есть Иисус Христос); если ты достиг ступени, когда из тьмы свет озарил наши сердца познанием славы Божией ( 2Кор. 4:6 ); если исполнилось в тебе слово о том, что да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи, и будьте как слуги, ожидающие своего господина, когда он возвратится с брака ( Лк. 12:36 ), да не заградятся уста твои, не найдя никакого оправдания, среди святых; если знаешь, что есть масло в сосуде твоем, как у мудрых дев, и не будешь ты оставлен вне дверей, но войдешь в брачный чертог вместе с женихом ( Мф. 25:4 ); если почувствовал, что дух твой и душа твоя и тело твое достигли беспорочного единения и воскреснут в день Господа нашего Иисуса Христа незапятнанными; если безупречным и неосужденным стал ты перед своей совестью и младенцем, по слову Спасителя, сказавшего: не препятствуйте детям прийти ко Мне; ибо таковых есть Царствие Небесное ( Мф. 19:14 ), – если поистине ты стал Его невестой и Его Дух Святой принял часть в тебе, сущем еще в теле, то ожидай Царствия; если же нет, то жди скорби и стенаний, потому что стыд и срам постигнут тебя пред лицом святых. Знай одно, что как какая-нибудь девица в мире сем, просыпаясь каждый день утром, ни за какое дело не берется, пока не приукрасит себя для жениха своего, осмотрев себя многажды в зеркале, нет ли изъяна на лице ее, – ибо имея изъян она не будет угодна жениху своему, – так великая забота есть у святых и ночью и днем, исследовать свои помышления и понимать, ходят они под игом Святого Духи или нет. Борись же, брат, ревностно в труде сердца и уст, в ведении, чтобы овладеть тою вечной радостью, ибо редки удостоившиеся ее, приобретшие меч духовный ( Еф. 6:17 ) и направившие души свои к преуспеянию и освободившие все чувства свои от всякой скверны страстей так, как сказал Апостол: чтобы, истинствуя в любви, мы постоянно возрастали в Том, Кто наша глава, во Христе ( Еф. 4:15 ). И Его святое Имя способно помочь нам в слабости нашей ( Рим. 8:26 ), чтобы мы сподобились соединиться со всеми святыми Его. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

А посему кто не внушит, что приобщение Тела и Крови Христовых, а равно, присовокупим от себя и крещение, необходимо каждому человеку, стремящемуся к небесной жизни? Посему со всею уверенностью будем причащаться сего, как Тела Христова и как Крови Христовой; потому что под образом хлеба дается тебе Тело и под образом вина дается тебе Кровь, чтобы, причастившись Тела Христова и Крови Христовой, соделаться тебе стелесником и единокровным Христу. Так делаемся мы Христоносцами; потому что Тело и Кровь Христовы сообщены нашим членам. Так, по словам блаженного Петра бываем Божественного причастницы естества» ( 2Пет.1:4 ). (См. Слова огласительные. Изд. второе стр. 293). Отсюда становятся вполне понятными и имеют свой глубокий смысл выражения ап. Павла: « Церковь есть Тело Христово, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:23 ); «Дабы мы истинною любовию все возращали в Того, который есть глава, Христос» ( Еф.4:15 ); «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак, отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет!» ( 1Кор.6:15 ), а равно и следующие слова, указывающие на теснейшее единение наше с Телом Иисуса Христа: «Мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» ( Еф.5:30 ). Все это возможно, все это понятно, если Господь наш Иисус Христос соединяется с нами в святых таинствах всею Своею Богочеловеческою природою. III. Возрождение, рождение от воды и Духа Соединение со Христом, привитие к Нему, как Лозе Истинной, совершается в Церкви Христовой чрез возрождение в таинстве крещения. Благодать возрождения в царстве Божием есть то, что соответствует первородному греху в царстве греха. Как первородный грех есть причастие естеству Адама, так возрождение есть причастие естеству Христову. Нам предстоит теперь рассмотреть способы сообщения этого дара человеку и отличие его от всех других благодатных даров, получаемых человеком в святых таинствах Церкви Христовой. Но прежде чем приступить к рассмотрению способов, которыми мы получаем этот дар Божий – благодать возрождения, вспомним, каким образом мы сделались причастниками ветхого естества греховного и смертного, противоядием которому долженствует служить возрождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

В надписании псалма сказано: о наследствующем. Кто же это наследствующий? Церковь и все члены ее; о ней говорит Павел: « обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою » (2 Кор. 11:2); и Иоанн: « имеющий невесту есть жених » (Ин. 3:29). Но у жениха обыкновенного после первых дней брака ослабевает сила любви, а наш жених остается непрестанно любящим нас и непрестанно усиливает свою любовь. Выражая это, Иоанн и называете его женихом, так как у жениха любовь бывает особенно сильна. И Церковь он назвал невестою не поэтому только, но и потому, что желает всем нам быть одним телом и одною душою, по добродетели и любви. И как невеста все делает для угождения жениху, таковы должны быть и мы во всю жизнь. Как невеста с того самого дня, как поселится в брачном чертоге, заботится только об одном, как бы угодить жениху, так точно и мы в продолжение всей настоящей жизни должны заботиться об одном, как бы угодить Жениху и сохранить благонравие невесты. Об этой невесте упоминает и Давид, когда говорит: « стала царица одесную Тебя в Офирском золоте; одежда ее шита золотом » (Пс. 44:10, 14). Хочешь ли видеть и обувь ее? Послушай Павла, друга женихова, который говорит: « и обув ноги в готовность благовествовать мир » (Еф. 6:15). Хочешь ли видеть и пояс ее, составленный из правды? Он же научит тебя: « препоясав чресла ваши истиною » (Еф. 6:14). Хочешь ли видеть красоту ее? И это можешь узнать от него: « не имеющею пятна, или порока » (Еф. 5:27). Послушай, что говорит о ней и Премудрый: « вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе! » (Песн. 4:7). Хочешь ли видеть и ноги ее? « Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое! » (Рим. 10:15). И то поистине дивно и поразительно, что Он, украсив ее таким образом, не пришел во всей своей славе, чтобы преизбытком своей красоты не поразить и не изумить ее, но приходит, облеченный в ту же одежду, какая у невесты, « также воспринял оные » такой же « плоти и крови », какая у нее (Евр. 2:14), и не ее призывает горе, но Сам свыше приходит к ней, соблюдая и здесь закон, по которому жених приходит к невесте.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Вопрос. Что должно заключить из вышесказанного? Ответ. Указание штундистов на невидимую Церковь есть плод их изобретательности: им они желают прикрыть несостоятельность своей религии, вопреки ясному свидетельству Св. Писания и здравому смыслу. 2) Существенные свойства истинной Церкви Христовой а) Церковь – едина Вопрос. Какие существенные свойства истинной Церкви Христовой? Ответ. Следующие четыре, указанные в Символе веры : «верую во единую, святую, соборную и апостольскую Церковь». Вопрос. Почему Церковь есть едина? Ответ. Потому что она есть одно духовное тело, имеет одну главу Христа и одушевляется одним Духом Божиим. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах. Ап. Павел говорит об Иисусе Христе, что Бог Отец поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота, наполняющая все во всем ( Еф.1:22, 23 ). «Одно тело и один дух, как и вы призваны к одной надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крешение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех и во всех нас» ( Еф.4:4–5 ). «Чрез Него и те и другие имеем доступ к Отцу в одном духе» ( Еф.2:18 ). Вопрос. Как согласить с единством Церкви то, что есть многие церкви отдельные и самостоятельные, например: Иерусалимская, Антиохийская, Александрийская, Константинопольская, Российская? Ответ. Это суть частные церкви, ила части единой вселенской церкви. Отдельность видимого устройства их не препятствует им быть великими членами единого тела Церкви вселенской, иметь единую главу Христа и единый дух веры и благодати. Единство сие выражается видимо одинаковым исповеданием веры и общением в молитвах и таинствах (Простр. Катихиз. стр. 48). Вопрос. Иисус Христос учил ли, что Церковь Его должна быть едина? Ответ. Господь Иисус Христос желал создать только одну Церковь ( Мф.16:15 ) и изображая ее в притчах, говорил только об одном стаде, об одном овчем дворе ( Ин.10:16 ), об одной виноградной лозе ( Ин.15:1–7 ), об одном царстве небесном на земле ( Мф.13, 24, 47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Если воля находится под господством одного определенного мотива, то сердцу приписывается простота Еф.6:5 : «рабы повинуйтеся господам своим по плоти со страхом и трепетом в простоте сердца вашего, как Христу». Равно также сказано в Кол.3:22 . Противоположностью к этому состоянию «простоты» является такое состояние сердца, когда воля человеческая, кроме внешне обнаруженных, видимых мотивов, имеет еще какие-то скрытые, неблагородные мотивы – в приведенных нами обоих местах – лесть и стремление понравиться людям Еф.6:6 : «повинуйтесь господам... не с видимою только услужливостью, как человекоугодники», Кол.3:22 : «не в глазах только служа им (господам), как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога». Собственно существует один мотив, под влиянием которого находится воля всех людей – именно божественный закон, вложенный в человека от природы и назначенный от Бога быть господином его воли. Об этом мотиве говорится, что он написан в сердце человека Рим.2:15 : «они (язычники) показывают, что дело закона у них написано в сердцах». Совершенно отступая от нашего словоупотребления, Ап. Павел, как и все свящ. писание, переносит в сердце и интеллектуальную деятельность. Вопрошающая мысль возникает из сердца Рим.10:6 : «не говори в сердце своем: кто взойдет на небо?» В Рим.1:21 говорится: «омрачилось несмысленное (σνετος) их сердце». Σνεσις, интеллектуальная способность понимания, стало быть есть дело сердца. Об иудеях, которые не понимают ветхого завета в его более глубоком смысле, указывающем на Христа, говорится в 2Кор.3:15 : «покрывало лежит на сердце их». Как органу познания, сердцу приписываются глаза Еф.1:18 : «просветил очи сердца вашего, чтобы вы познали». Что сердцу приписывается такая важная роль во внутренней жизни, – что все функции душевно-духовной жизни перенесены сюда, – это не есть произвол слововыражения, но есть, результат, естественно выросшей психологии, построенной на наблюдении. При чувствовании и желании, особенно в моменты сильного возбуждения, мы ясно чувствуем сильное биение сердца или по крайней мере замечаем, что внутреннее созвучие телесных явлений в области сердца – своего рода резонанс необъяснимо сообщает силу и крепость нашим чувствованиям и волевым импульсам.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/psih...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010