Первое слово I. Нам, сознающим 1 свои недостатки, конечно, следовало бы всегда хранить молчание и исповедовать перед Богом свои грехи; но так как все прекрасно в свое время, а Церковь , которую Бог создал «на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным кам­нем» ( Еф.2:20 ) Сыну Его, – я вижу, – поражается как бы морскою бурею, слишком высоко подни­мается следующими друг за другом волнами, при­водится в беспорядок и потрясается вследствие несноснейшего дуновения злых ветров, свыше со­тканное одеяние Христа, которое «сыны» нечести­вых упорно старались разорвать, раздирается, те­ло Его, которое есть Слово Божие, разрывается на различные части, также и искони крепко хра­нимое Предание церкви 2 , – то я не счел разум­ным молчать и наложить на язык узы, боясь с угрозою произнесенного определения, говорящего: «Если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя» ( Евр.10:38 ). И: Если увидишь «идущий меч» и не предостережешь ( Иез.33:6 ) брата твоего, «кровь его взыщу от руки твоей» ( Иез.33:8 ). По­этому, поражаемый невыносимым страхом, я ре­шил говорить, не ставя величия царей выше ис­тины 3 . Ибо Давид, – слышал я, – вещал: «Буду го­ворить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь» ( Пс.118:46 ), напротив, этим сильнее побуждаемый к речи. А ведь слово царя имеет большую силу для склонения на свою сторону подданных; поэтому из живших с самого начала людей, которым было известно, что земной царь подчинен высшей власти и что над царями гос­подствуют законы, пренебрегли царскими прика­заниями немногие. II. Итак, прежде всего утвердив как бы неко­торый киль, или основание, для размышления – сохранение церковного законодательства, при по­средстве которого обыкновенно происходит спа­сение 4 , я снял преграду у слова и выпустил его, как хорошо взнузданного коня, из загородки. Ибо в самом деле я счел ужасным, даже более чем ужасным, чтобы Церковь , блистающая столь ве­ликими преимуществами и искони украшенная преданиями благочестивейших мужей, возвраща­лась опять к немощным и бедным ( Гал.4:9 ), где нет страха, и как бы не знающая истинного Бога, – боялась впадения в идолослужение, и даже хоть в весьма малой степени лишалась совершен­ства, как бы на средине очень прекрасного лица имея некоторый постоянно остающийся след, пор­тящий всю красоту своею неуместною прибавкой. Ведь малое, когда оно приводит к великому, не есть малое, так как есть лишь добавочная черта; чтобы издревле получившее силу Предание Цер­кви было поколеблено – не малое, потому что осуждены прежние наши «наставники», взирая на образ жизни которых должно было бы подражать вере [их].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Показание содержащихся в сем втором томе поучительных слов Приношение Ее Императорскому Величеству 1. Слово на Новый 1766 год без темы о том, какое есть сходство между течением времени и течением наших лет и дел? Сказывано в придворной церкви. 2. При погребении господина Генерал-фельдмаршала, Сенатора, Действительного Тайного Советника и обоих Российских орденов, Белого Орла и святой Анны Кавалера, бываго Канцлера, Графа Алексея Петровича Бестужева-Рюмина, из темы: блажени мертвии умирающии о Господе отныне: ей глаголет Дух да почиют от трудов своих. Откр. 14: 13 . о том, что мы чрез смерть теряем в жизни сей и что приобретаем в жизни будущей? Сказывано в Невском монастыре Апреля 15 дня 1766 года. 3. В неделю Вайи из темы: рцыте дщери Сионове се Царь твой грядет тебе кроток. Мф. 21:5 . о том, какое есть свойство или характер Евангелия? Сказывано в придворной церкви 1766 года Апреля 16 дня. 4. О содеявших в 1754 году убийство над материю и сестрою своими, а ныне преданных церковному покаянию пред народом, 6ез темы, сказывано в Москве в притворах церквей, куда преступники приводимы были, 1766 года в Мае. 5. В день святых Апостол Петра и Павла и тезоименитства Его Императорского Высочества из темы: блажен еси Симоне Вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе: но Отец мой, иже на небесех. Мф. 6:17 . о том, какое блаженство Спаситель присвояет Петру и оное относит не до явления плоти и крови, но до явления небесного Отца. Сказывано 1766 года Июня 29 дня. 6. В день рождения Его Императорского Высочества из темы возмогайте о Господе, и в державе крепости его. Еф.6:10 . о том, в чем состоит истинное мужество? Сказывано в придворной церкви в Санктпетербурге 1766 года Сентября 20 дня. 7. При первом случае прихода в Лавру 6ез темы о том, какое в древние времена было, и какое ныне должно быть начало или побуждение к монашескому житию? Сказывано в Лавре февраля 4 дня 1767 года. 8. В неделю сыропустную без темы о том, что лицемерие мечем слова Божия истребляется. Сказывано февраля 18 дня 1767 года в Святотроицкой Сергиевой Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

Проповеди на евангельские темы И воссиял над миром свет Христов Слово на Евангелие от Матфея, гл. 4, стих 16 Пришел Иисус Христос к жителям страны Заиорданской, к жителям земли Невфалимовой и Завулоновой, бывшим в то время язычниками, и «народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» ( Мф. 4:16 ). Эти слова относятся и к вам, ибо много лет были вы лишены богослужения, Таинств Христовых, не слышали проповеди Евангелия, церковного пения и молитв. Выросло уже новое поколение молодых людей, которые совсем не знают Христа, и которым никто не проповедовал веры христианской, Его учения. И эти несчастные дети подобны народу, населявшему страну Завулонову и сидевшему во «тьме и тени смертной». И воссиял над ними свет Его, когда милостью Божией открылись храмы, ибо Господь наш Иисус Христос есть единственный и истинный свет. Так говорит о Нем святой Иоанн Богослов в первой главе своего великого Евангелия, которую читают один раз в году на Пасхальной утрене: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» ( Ин. 1:4–5 ). Ныне к вам, как к древним христианам, можно обратиться словами апостола Павла: «Вы были некогда тьма, а теперь» – «свет в Господе; поступайте, как чада света» ( Еф. 5:8 ). Только в свете Христовом можем мы пройти наш земной путь. Источники света бывают разные – яркие, как солнце, луна и звезды; слабые, как коптящая свеча или лампа; малые искры, светящиеся слабым светом. Но все же это свет, все же это благословение от Бога. Всякий малый свет угоден Богу, и таким малым светом может светить каждый из вас в окружающей тьме. Своей добротой, своей лаской и приветливостью, своим милосердием, святой любовью своей и благочестием вы можете и должны светить в этом мире, ибо вы – «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, чтобы возвещать совершенство Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» ( 1Пет. 2:9 ). Так высоко ценит вас святой апостол Петр. Не нужно быть ученым проповедником, обладающим красноречием, нужно иметь сердце, озаренное светом Христовым. Всякая простая старушка, ничему не учившаяся, может быть ярким светильником Божиим, если в ее сердце горит свет кротости, любви и смирения, если она любит всех окружающих и старается всем, чем может, помочь.

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Разделы портала «Азбука веры» Господь обещал апостолу Петру: « На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее » ( Мф. 16:18 ); « слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » ( Еф. 3:21 ). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов ( Ин. 15:16 ), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: « Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви » ( Деян. 14:23, 6:6 ), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: « через возложение рук апостольских подается Дух Святой » ( Деян. 8:18 ). « Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства » ( 1Тим. 4:14 ). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: « Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » ( Тит. 1:5 ); « Рук ни на кого не возлагай поспешно » ( 1Тим. 5:22 ). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы. В итоге апостолами было основано 4 главных Поместных Церкви, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь. 1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов ( Деян. 2:1-41 ). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви. Список апостольской преемственности Иерусалимской Православной Церкви 2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел. Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви 3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

Скворцов В. М. Отдел IV. Православному мирянину, живущему среди отпадших от церкви а) Святоотеческие наставления о православных догматах веры и обрядах церкви Не всегда и не всякий может рассуждать о Боге (Из творений Св. Григория Богослова ) Говорить о Боге – великое дело, но гораздо больше – очищать себя для Бога, потому что в злохудожну душу не внидет премудрость ( Прем.1:4 ). Нам повелено сеять в правду и собирать плод живота, чтоб просветиться светом видения ( Ос.10:12 ). И Павел хочет, чтоб мы, по любви нашей к Господу, были познаны от Господа ( 1Кор.8:3 ), а чрез это познание и сами научились ( 1Кор.13:13 ); а такой путь ведения почитает он лучшим, нежели надменное мнение, которое кичит. Учить – дело великое, но учиться – дело безопасное. Для чего представляешь из себя пастыря, когда ты овца? Для чего делаешься головой, когда ты нога? Для чего берешься предводительствовать войском, когда поставлен в ряду воинов? Для чего гоняешься на море за великими, но сомнительными, выгодами, когда можешь безопасно возделывать землю, хота и с меньшим приобретением? И если ты о Христе муж ( Еф.3:14 ), чувства у тебя обучены ( Евр.5:14 ), и имеешь ясный свет ведения, то вещай Божию премудрость, глаголемую в совершенных и в тайне сокровенную ( 1Кор.2:6–7 ) и притом, когда откроется случай и будешь на это иметь поручение. Ибо что имеешь сам от себя, чтобы тебе не было дано, или чего бы ты не получал ( 1Кор.4:7 )? Если же ты еще младенец, если долу влачишься умом и не имеешь сил взойти к познаниям высшим, то питайся млеком. Для чего требуешь твердой нищи, которую члены твои, по немощи, не в состоянии еще употребить и сделать питательною? Говори, когда имеешь нечто лучше молчания; но люби безмолвие, где молчание лучше слова: ты знаешь, что похвально заповедать чин устам ( Прит.31:26 ), об ином говорить, иное только слушать, иное одобрять, а другое отвергать, но без огорчения. По мне, смиренномудр не тот, кто о себе говорит мало, при немногих и редко, и не тот, кто униженно обращается с низшим себя; но тот, кто скромно говорит о Боге, кто знает, что сказать, о чем помолчать, в чем признать свое неведение кто уступает слово имеющему власть говорить и соглашается, что есть люди, которые его духовнее и более преуспели в умозрении.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

Слово 14. О любви к бедным 98 1. Братия и соучастники бедности (ибо все мы бедны и имеем нужду в благодати Божией, хотя и кажется один превосходнее другого, когда измеряем людей малыми мерами)! Примите слово о любви к бедным, не с бедным, но с щедролюбивым расположением духа, да наследуете богатство Царствия. А вместе помолитесь, чтобы и я мог предложить вам богатое слово, мог напитать им ваши души и раздробить алчущим хлеб ( Ис. 58:7 ) духовный, или подобно древнему Моисею низводя, как дождь, пищу с неба ( Исх. 16:4 ) и подавая хлеб ангельский ( Пс. 77:25 ), или насыщая немногими хлебами в пустыни многие тысячи, как после Иисус – истинный хлеб ( Ин. 6:32 ) и истинной жизни Виновник. Нелегко найти превосходнейшую из добродетелей и отдать ей первенство и преимущество, подобно как и на лугу многоцветном и благовонном не вдруг можно выбрать прекраснейший и благовоннейший из цветов, когда то тот, то другой привлекает к себе обоняние и взор и прежде всех заставляет сорвать себя. По моему разумению, различные добродетели можно сравнивать и рассматривать так. 2. Прекрасны вера, надежда, любовь, три сия ( 1Кор. 13:13 ). Веры свидетель – Авраам, оправданный верой; надежды – Енос, который прежде всех упова призывати Господа ( Быт. 4:26 ), и все праведники, которые, одушевляясь надеждой, претерпевали бедствия. Любви свидетель – божественный Апостол, осмелившийся и на самого себя произнести приговор для спасения Израиля ( Рим. 9:3–4 ), и Сам Бог, Который называется любовию ( 1Ин. 4:16 ). Прекрасно страннолюбие. Свидетель сего между праведниками – Лот содомлянин, но не содомлянин по своим нравам ( 2Пет. 2:8 ); а между грешными – Раав блудница, но не блудница по расположениям сердца, за страннолюбие удостоившаяся похвалы и спасения ( Евр. 11:31 ). – Прекрасно братолюбие: свидетель – Иисус, не постыдившийся не только назваться братом нашим ( Евр. 2:11 ), но и пострадать за нас. Прекрасно человеколюбие: свидетель – Он же, Иисус, Который не только сотворил человека на дела благая ( Еф. 2:10 ) и сочетал с плотью Свой образ, показывающий путь ко всему наилучшему и возводящий нас, странников, к горним благам, но и Сам соделался ради нас человеком.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

Страстная седмица — осмысление Христова креста Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 4 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 53, 2008 Спасение Все мировые катаклизмы, человеческие беды, нестроения и сама смерть — это не случайность, не результат несовершенства материи и плохого мироустройства, а следствие грехопадения. Быть с Богом, жить Богом Адам не захотел. Но жизнь — только в Боге и от Бога. Без Бога — бывание, прозябание, смерть, в конечном счёте абсолютное ничто. По причине разобщённости человека с Богом человеческая природа стала смертной; в силу же неразрывной связи человека с космосом тление и смерть вошли и в мироздание. Дар свободы, который призван был осуществлять богоуподобление, привёл к последствиям, граничащим с небытиём… Однако и в грехопадении мироздание не погибло, человеку оставлена надежда на спасение. Творение было переведено в более глубинный экзистенциальный план бытия, именуемый спасением. Человеческая свобода осталась включённой в него. Спасение, или искупление — тайна от вечности сокрытая в Боге (см. Еф 3:9). Однако тайна эта просвечивала в мироздании: Откровение упоминает Агнца, закланного от создания мира (Откр 13:8), чем свидетельствуется Его Божественная сущность. Задолго до свершения искупления оно раскрывалось перед человечеством в символах; вспомним хотя бы медного змия в пустыне, спасающего от укусов. Здесь сокровенная спасительная Премудрость Божия указывала на Себя прообразом; будучи же вознесённой на шесте, приуготовляла Израиль к приятию грядущего вознесения Своего на Голгофский Крест. Христос открывает Израилю путь, который надлежит Ему пройти: И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому (Ин 3:14). Другой символ — жертвенное животное, без пролития крови которого не могло быть очищения. Нам, согласно апостолу Павлу, ясно, что невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи (см. Евр 10:4). Если же такое совершалось, значит, вся суть в грядущей Жертве, ознаменованием Которой и служили животные. Так что и здесь перед нами символическое соответствие Агнца, закланного от создания мира, и исполнения этого прообраза на Голгофском Кресте.

http://pravmir.ru/strastnaya-sedmitsa-os...

Том 2 → Аудио «Быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем.» Еф. 2:20 . «Чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины.» 1Тим. 3:15 . «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они.» 1Иоан. 4:1 . Содержание Введение. § 1. Долг православно-догматического Богословия. § 2. Понятие о христианских догматах, как предмете пра­вославно-догматического Богословия. § 3. Происхождение и раскрытие догматов в Церкви: источ­ники и образцы православно-догматического Богословия. § 4. Разные деления догматов и значение этих делений в православно-догматическом Богословии. § 5. Характер, план и метод православно-догматического Богословия. § 6. Первый период православно-догматического Богословия. § 7. Второй период православно-догматического Богословия. § 8. Третий период православно-догматического Богословия. Часть 1. О Боге в самом себе и общем отношении его к миру и человеку. 1. О Боге в самом себе. § 9. Степень нашего познания о Боге, по учению Православной Церкви. § 10. Сущность и разделение православного учения о Боге в самом Себе. Глава 1. О Боге, едином в существе. § 11. Состав и порядок исследования. 1. О единстве Божием. § 12. Учение церкви и краткая история догмата. § 13. Доказательства единства Божия из Священного Писания. § 14. Доказательства единства Божия логические, какие употребляли святые Отцы и учители Церкви. § 15. Нравственное приложение догмата. 2. О существе Божием. § 16. Краткая история догмата, учение о нем Церкви и состав этого учения. § 17. Понятие о существе Божием: Бог есть Дух. § 18. Понятие о существенных свойствах Божиих, их число и разделение. § 19. Свойства существа Божия вообще. 1. Беспредельность. 2. Самобытность ( αυτοσια, aseitas). 3. Независимость. 4. Неизмеримость и вездесущие. 5. Вечность. 6. Неизменяемость. 7. Всемогущество. § 20. Свойства ума Божия. 1. Всеведение. 2. Высочайшая премудрость.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ СПАСЕНИЯ 1. Вера Вера есть первое из условий, необходимых для оправдания; она есть начало спасения людей, основание всего оправдания. Без веры невозможно угодить Богу ( Евр. 11:6 ). Благодатию вы спасены через веру ( Еф. 2:8 ). Все, еже не от веры, грех есть ( Рим. 14:23 ) 4]. «Оправдываемся не сами собой, и не своей мудростию, или разумом, или благочестием, или делами, в святости сердца нами совершаемыми, но посредством веры, которой Вседержитель Бог от века всех оправдал». Св. Климент, епископ Римский 63]. «Вера не в том только состоит, чтобы несомненно веровать, что благодатию Божию верующему во Христа прощены грехи ради заслуг Его, но вера оправдывающая состоит в искреннем принятии всех истин откровения, как преподает и разумеет их вселенская Церковь . В особенности необходимо веровать, что есть Бог, Милосердый Отец и Верховный Судия всего. Веровати подобает приходящему к Богу, яко есть, и взыскающим Его мздовоздаятель бывает ( Евр. 11:6 ). Также необходима вера в таинства Пресвятой Троицы и воплощения. Се есть живот вечный, да знают Тебе, единого истиннаго Бога, и егоже послал еси, Иисуса Христа ( Ин. 17:3 ). Несть иного имени под небесем, данного в человецех, о нем же подобает спастися нам ( Деян. 4:12 ) 4]. «Везде нам, возлюбленное, нужна вера». «Вера – мать всех благ, врачество ко спасению». «Как змий ничего не бережет, и когда само тело его рассекают на части, не сильно защищается, чтобы соблюсти голову; так и ты все отдай: и имение, и тело, и самую душу, чтобы сохранить веру. Ибо вера есть глава и корень, если ты сохранишь ее, то, хотя бы и все потерял, опять все приобретешь с большей славой». Святитель Иоанн Златоуст 14]. «Ни одно дело не может быть совершено надлежащим образом без благочестивой веры во Христа. Человеческие намерения в рассуждении доброго дела не совершаются без помощи свыше. Для совершения добродетели должны соединиться и человеческое усердие, и помощь, приходящая по вере свыше». Святитель Василий Великий 490]. «Кто, не имея истинной веры, совершает некоторые добрые дела, тот подобен черпающему воду и вливающему ее в худой сосуд». Преподобный Иоанн Лествичник 14].

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

Яблочный холивар, «язычники» в сетях и Христос Преобразившийся Всех, у кого «яблочный спас» – всех отфренживаю, язычников! 21 августа, 2015 Всех, у кого «яблочный спас» – всех отфренживаю, язычников! «Яблочный Спас – языческий праздник, а у нас Преображение» — утверждают некоторые особо ревностные пользователи соцсетей. Насколько оправдана категоричность в этом вопросе – размышляет  Ольга Шульчева-Джарман. День Преображения Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа был омрачен «френдоцидом» в социальных сетях. Суровая женская рука выводила постинги: «Всех, у кого «яблочный спас» – всех отфренживаю, язычников!». И язычники отфренживались. Кто-то каялся, что размещал в постингах яблоки. Кто-то, стоя на виртуальных коленях, умолял пощадить яблоки и просил вспомнить, как бабушка их водила в детстве в церковь с большой корзиной душистого белого налива, а потом пекла вкуснейшие пироги. Но – тщетно! Никакой жалости к «яблочным язычникам», замаскированным под православных христиан! Сказал – «Яблочный Спас», значит, смерть тебе. Виртуальный Иеффай спустя тысячелетия снова – на тропе священной войны. «…И перехватили Галаадитяне переправу чрез Иордан от Ефремлян, и когда кто из уцелевших Ефремлян говорил: «позвольте мне переправиться», то жители Галаадские говорили ему: не Ефремлянин ли ты? Он говорил: нет. Они говорили ему «скажи: шибболет», а он говорил: «сибболет», и не мог иначе выговорить. Тогда они, взяв его, закололи у переправы чрез Иордан. И пало в то время из Ефремлян сорок две тысячи…» (Суд. 12:5-6). Но то были суровые времена Судей, когда и сам Иеффай свою дочь принес в жертву. А в христианские времена, когда Христос Бог открыл людям Любовь Божию? «Вот что стесняло и возмущало мою душу; вот отчего ходил я, плача и сетуя, – писал свт. Григорий Богослов, – виноград истинный, прекрасно очищенный добрым делателем и приносивший добрые плоды в божественные точила, превратился для меня в горечь (Иер. 2:21)… Из сильной любви к Богу и ко Христу мы разделили Христа; из-за Истины (Ин. 14:6) стали лгать друг на друга; ради Любви (1 Ин. 4:8) поучались ненависти; из-за Камня (1 Кор. 10:4) поколебались; из-за краеугольнаго Камня (Еф. 2:20) рассыпались; сверх нужды ратовали из-за Мира; были низлагаемы из-за Вознесенного на древо; подвергались смерти из-за Погребенного и Воскресшего. Так было прежде!»

http://pravmir.ru/yablochnyiy-holivar-ya...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010