Разделы портала «Азбука веры» Господь обещал апостолу Петру: « На сем камне (апостольской веры) Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее » ( Мф. 16:18 ); « слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века » ( Еф. 3:21 ). Непрерывность Церкви выражается в непрерывности цепи пресвитерских рукоположений. Христос избрал апостолов ( Ин. 15:16 ), апостолы же рукополагали на служение Церкви своих преемников: « Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви » ( Деян. 14:23, 6:6 ), через которых и ныне передается вся полнота благодати, полученная Церковью в день Пятидесятницы: « через возложение рук апостольских подается Дух Святой » ( Деян. 8:18 ). « Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе… с возложением рук священства » ( 1Тим. 4:14 ). Апостолы и далее заповедовали передавать этот дар священства достойным преемникам: « Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров » ( Тит. 1:5 ); « Рук ни на кого не возлагай поспешно » ( 1Тим. 5:22 ). К концу первого века христианские общины всех более или менее значительных городов возглавлялись рукоположенными апостолами пресвитерами, которые являлись носителями всей полноты апостольской благодати, полученной в день Пятидесятницы. В итоге апостолами было основано 4 главных Поместных Церкви, ставших патриархатами, составляющих Единую Святую Соборную Апостольскую Церковь. 1) Иерусалимская Поместная Церковь основана в день Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов ( Деян. 2:1-41 ). Первым епископом Иерусалимской Православной Церкви является апостол Иаков, который является и автором первого чина Литургии, которая до сих пор служится в Иерусалимской Православной Церкви. Список апостольской преемственности Иерусалимской Православной Церкви 2) Антиохийскую Поместную Церковь основали апостолы Петр и Павел. Список апостольской преемственности Антиохийской Православной Церкви 3) Александрийскую Поместную Церковь основал апостол Марк в 42 году.

http://azbyka.ru/shemy/spiski-apostolsko...

Скачать epub pdf I. Основные богословские положения I.1. Церковь как собрание верующих I.1.  Церковь  есть собрание верующих во Христа, в которое Им Самим призывается войти каждый. В ней «все небесное и земное» должно быть соединено во Христе, ибо Он – Глава «Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» ( Еф.1:22–23 ). В Церкви действием Святого Духа совершается обожение творения, исполняется изначальный замысел Божий о мире и человеке. Церковь являет результат искупительного подвига Сына, посланного Отцом, и освящающего действия Духа Святого, сошедшего в великий день Пятидесятницы. По выражению святого Иринея Лионского , Христос возглавил Собою человечество, стал Главою обновленного человеческого естества – Его тела, в коем обретается доступ к источнику Святого Духа.  Церковь  – единство «нового человека во Христе», «единство Божией благодати, живущей во множестве разумных творений, покоряющихся благодати» (А.С. Хомяков). «Мужчины, женщины, дети, глубоко разделенные в отношении расы, народа, языка, образа жизни, труда, науки, звания, богатства… – всех их Церковь воссоздает в Духе… Все получают от нее единую природу, недоступную разрушению, природу, на которую не влияют многочисленные и глубокие различия, которыми люди отличаются друг от друга… В ней никто отнюдь не отделен от общего, все как бы растворяются друг в друге простой и нераздельной силой веры» (святой  Максим Исповедник ). I.2. Церковь как богочеловеческий организм I.2. Церковь есть богочеловеческий организм. Будучи телом Христовым, она соединяет в себе два естества – божеское и человеческое – с присущими им действованиями и волениями. Церковь связана с миром по своей человеческой, тварной природе. Однако она взаимодействует с ним не как сугубо земной организм, но во всей своей таинственной полноте. Именно богочеловеческая природа Церкви делает возможным благодатное преображение и очищение мира, совершающееся в истории в творческом соработничестве, «синергии» членов и Главы церковного тела.

http://azbyka.ru/otechnik/dokumenty/osno...

Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1987) 29 ноября 1987 г. В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова, с которыми св. апостол Павел обратился в послании к верующим церкви Ефесской: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» ( Еф. 4:1 ). Слова эти имеют непреходящее значение: они обращены и к нам, к каждому верующему во Христа-Спасителя человеку. В мире, где Церковь Христова призвана осуществлять свое святое служение, есть много разного рода званий – почетных, воинских, ученых и других. Каждое из них, как правило, присваивается за те или иные заслуги и соединено с определенными гражданскими правами и обязанностями его носителей. Апостольское слово говорит нам, что и в самой Церкви есть некое свое особое звание, высокое и святое, даруемое свыше, без всякой заслуги, – звание, которое тот же Апостол в другом месте называет «званием небесным» ( Евр. 3:1 ), которого все мы являемся носителями и которого должны стараться быть достойными. Звание это – х р и с т и а н и н, верный апостольскому учению последователь Господа Иисуса Христа. Оно – это звание – высоко и свято потому, что соединено с великой надеждой на то, что если мы действительно окажемся его достойными, если оправдаем его всей своей жизнью, то нам «откроется свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» ( 2Пет. 1:10–11 ). Мы получили это звание тогда, когда, после данного нами или за нас нашими восприемниками обета верности Христу и обещания следовать Его учению и примеру, над нами были совершены таинства святого крещения и миропомазания. «Крестясь во имя Св. Троицы, – говорит святитель Тихон Задонский , – «вновь рожденный», восстановленный человек «записывается в службу Христову и обещается Ему, с Отцом и Духом, верно работать (ЖМП, 1975, 1, 75). Когда нас обводили или обносили на руках вокруг крещальной купели, в храме звучала священная песнь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» ( Гал. 3:27 ). Это значит, что мы стали «Христовыми» ( 1Кор. 3:23 ), соделались членами Его Церкви или, как говорит Апостол, «все мы одним Духом (Духом Святым) крестились в одно тело (тело Христово) ... и все напоены одним Духом» ( 1Кор. 12:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

“Мы должны молиться за всех людей” Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 7 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 17, 1998 1 Спасение мира по учению старца Силуана “Любите все создание Божие”, — говорит старец Зосима в “Братьях Карамазовых” Тварный мир образует неделимое целое, и, как следствие этого, спасение каждого конкретного человека неразрывно связано со спасением всего человечества и, более того, всей вселенной в целом. Нужно понимать в наиболее широком смысле утверждение апостола Павла, что мы члены друг другу (Еф 4:25). Мы, человеческие существа, не только зависим друг от друга, но и связаны кровными узами с животными, деревьями, растениями, камнями, землей, воздухом и водой. Мы живем в них, и они живут в нас. Всеобщее заступничество Преподобный Силуан Афонский говорит именно об этом все­ленском единстве: “Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир” (с. 153) 2 . В первую очередь старец Силуан твердо убежден, что Бог призывает каждого человека ко спасению. Затем перед ним складывается картина “всецелого Адама” с идеей, на которой он настаивает: мой ближний — это я сам. Наконец, он уверен, что в Божественный замысел входит спасение и преображение не только людей, но и всего мира. Как пишет отец Софроний, одной из характеристик старца Силуана было то, что он молился за умерших, томящихся в аду, в удалении от Бога (см. с. 23). Это всеобщее заступничество, о котором проповедует преподобный Силуан, нельзя назвать ни сентиментальным, ни утопическим. Напротив, оно основывается на очень ясном библейском изречении: [Бог] хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины (1 Тим 2:4). Это самое место арминиане в XVII веке предъявляли кальвинистам в качестве опровержения учения последних о двойном предопределении 3 ; этот текст вдохновлял на проникновенную проповедь миссионера XVIII века Джона Уэсли 4 ; наконец, это постоянно держат в уме афониты XX века. Итак, преподобный Силуан говорит: “Желает душа моя, чтобы вся вселенная спаслась Любовь Божия всем хочет спастись ” (с. 117, 138).

http://pravmir.ru/myi-dolzhnyi-molitsya-...

  разделы   рассылка  распечатать Священник Димитрий Выдумкин " Изволися Духу Святому и нам " Часть 1 Источник:  Православие. ру Господь наш Иисус Христос, оставляя на земле Свою Церковь, попечения Своего о ней не оставил и ниспослал в день Пятидесятницы на учеников и апостолов Святого Духа, Который должен был напомнить ученикам все, что говорил им Христос, и наставить их на всякую истину. Со времени сошествия Святого Духа в Церкви всегда жила вера в то, что Сам Господь является Главой Своей Церкви (см.: Еф. 5: 23; Кол. 1: 18) и управляет Ею посредством Святого Духа. Но так было угодно Господу, что в деле устроения Церкви на земле, как и в деле спасения каждого человека, должен осуществляться принцип " синергии " (от греч. " вместе действующий " ), то есть взаимодействия Божественного и человеческого начал. Вселенская Церковь – богочеловеческий организм и, помимо Своего Единого Главы Христа, имеет власть, осуществляемую земной инстанцией. В первые века христианства носителем такой власти был апостольский сонм – ближайшие ученики Христа, составлявшие костяк первой христианской общины, и их ученики. Для обсуждения наиболее важных для Церкви вопросов апостолы собирались и выносили решения, которые считались происходящими не только и не столько от волеизъявления самих участников Собора, но более от внушения Святого Духа. В послании Апостольского Собора 51 года в Антиохию (см.: Деян. 15: 23-29) отражено понятие о Соборе как о богочеловеческом организме, жизнедеятельность которого воодушевляется Святым Духом, осеняющим решения членов Собора. " Угодно Духу Святому и нам " (Деян. 15: 28) – такими словами предваряет Собор апостолов изложение своих решений, указывая на их богодухновенность и на свое согласие с внушением Святого Духа. И принцип, выраженный в этих словах, незыблемо соблюдается с тех пор в управлении Церковью уже дальними учениками и преемниками апостолов – епископами Вселенской Церкви. Поместные Соборы Сами апостолы, распространяя Евангелие в различных уголках Римской империи, поставляли для них епископов как своих полномочных представителей, имеющих власть управлять Церковью своей области.

http://religare.ru/2_61828.html

Диспут (собеседование) с баптистами 5. «Личные взаимоотношения со Христом православного христианина и баптиста» Источник Скачать epub pdf Доклад баптиста (пастор Сергей Антонович Дидовец) Баптист (докладчик): Наша тема сегодня «Личные взаимоотношения со Христом», то есть, как православные люди общаются с Иисусом и как – баптисты. Я хочу прочитать два кратких текста из Евангелия. Первый записан в 1Ин.1:3 : О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. И второй текст, 1Кор.1:9 : Верен Бог , Которым вы призваны в общение Сына Его, Иисуса Христа, Господа нашего. Итак, Павел и Иоанн пишут о факте общения со Христом. Иоанн даже призывает и других верующих, чтобы они присоединились к этому общению. Он говорит: приходите в общение с нами, а наше общение с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. Общение со Христом ведет нас к общению с Богом. Без Иисуса Христа общение со Святым Богом невозможно. Почему? Потому что Бог Святой, а мы грешны, и святость с грехом несовместима. Но когда пришел Иисус Христос на землю, Он как раз и пришел решить проблему греха. Он взял наш грех на Себя и зашел на крест. В теле Иисуса Христа совершилось наказание Божие, потому что написано: возмездие за грех – смерть ( Рим.6:23 ). Бог наказал грех в одном Человеке. Чтобы не наказывать всё человечество за грехи людей, умер Божий Сын Иисус Христос . Можно так сказать, что это был удар Божиего правосудия по телу Иисуса Христа, и Христос там, на Голгофе, принося Себя в жертву, сгорел под ударом Божиего гнева, испустил дух и на третий день воскрес. Иисус Своей жертвой также не только решил проблему греха, но и разрушил стоявшую посреди преграду. Об этом мы читаем в Еф.2:14–18 . Там говорится о том, что мы были врагами Богу, и язычники с евреями враждовали. Вот эта вражда между людьми и между Богом была устранена телом Иисуса Христа. Там прямо говорится, что в одном теле Христос примирил обоих, то есть и язычников, и евреев, с Богом. Поэтому с того момента, когда Христос умер на кресте, появилась возможность иметь тесные взаимоотношения с Богом через Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

«Изволися Духу Святому и нам». Часть 1 Святые отцы Первого Вселенского Собора Господь наш Иисус Христос, оставляя на земле Свою Церковь, попечения Своего о ней не оставил и ниспослал в день Пятидесятницы на учеников и апостолов Святого Духа, Который должен был напомнить ученикам все, что говорил им Христос, и наставить их на всякую истину. Со времени сошествия Святого Духа в Церкви всегда жила вера в то, что Сам Господь является Главой Своей Церкви (см.: Еф. 5: 23; Кол. 1: 18) и управляет Ею посредством Святого Духа. Но так было угодно Господу, что в деле устроения Церкви на земле, как и в деле спасения каждого человека, должен осуществляться принцип «синергии» (от греч. συνεργα – «вместе действующий»), то есть взаимодействия Божественного и человеческого начал. Вселенская Церковь – богочеловеческий организм и, помимо Своего Единого Главы Христа, имеет власть, осуществляемую земной инстанцией. В первые века христианства носителем такой власти был апостольский сонм – ближайшие ученики Христа, составлявшие костяк первой христианской общины, и их ученики. Для обсуждения наиболее важных для Церкви вопросов апостолы собирались и выносили решения, которые считались происходящими не только и не столько от волеизъявления самих участников Собора, но более от внушения Святого Духа. В послании Апостольского Собора 51 года в Антиохию (см.: Деян. 15: 23–29) отражено понятие о Соборе как о богочеловеческом организме, жизнедеятельность которого воодушевляется Святым Духом, осеняющим решения членов Собора. «Угодно Духу Святому и нам» (Деян. 15: 28) – такими словами предваряет Собор апостолов изложение своих решений, указывая на их богодухновенность и на свое согласие с внушением Святого Духа. И принцип, выраженный в этих словах, незыблемо соблюдается с тех пор в управлении Церковью уже дальними учениками и преемниками апостолов – епископами Вселенской Церкви. Поместные Соборы Сами апостолы, распространяя Евангелие в различных уголках Римской империи, поставляли для них епископов как своих полномочных представителей, имеющих власть управлять Церковью своей области.

http://pravoslavie.ru/29055.html

Нередко приходится слышать такие слова: «В Бога я, конечно, верю, но не верю в Церковь и духовенство». Такую веру можно называть какой угодно, но только не христианской – по той простой причине, что христианства не существует без церковного единства и истинный христианин не может существовать вне Церкви. Апостол Павел учит нас, что «Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), что Главою Церкви является Сам Христос Спаситель, Которого Отец «поставил выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1: 22–23). Из Евангелия мы знаем слова Самого Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18). И вот, зная обо всех этих евангельских истинах, о высоком происхождении и назначении Церкви, возможно ли, чтобы человек именовался христианином и вместе с тем был вне Церкви, возможно ли принятие учения Христа и одновременно отвержение утвержденной Христом Церкви? Нет, это невозможно. Подобная «вера» является таким же ненормальным явлением, как и всякий грех. Важно понять, что является питательной средой этого вида греха, который заставляет человека, именующего себя христианином, отказываться от Церкви. Причин много, но их можно разделить на две группы: с одной стороны, это наследие советских времен, когда отрицание Церкви и борьба против нее проводились на государственном и общественном уровнях, а с другой стороны, это отпадение от Церкви по субъективным, личным причинам. О борьбе против Церкви на государственном и общественном уровнях хорошо известно. Эта борьба имела своей целью максимальное сужение прав Церкви и пределов ее деятельности как через принятие соответствующих государственных законов, так и посредством идеологической войны против Церкви, причем для того, чтобы дискредитировать Церковь и священнослужителей, использовались искусство и культура: создавались фильмы, спектакли, теле- и радиопередачи и литературные произведения антирелигиозного содержания. Так в сознании человека сеялось злое семя безверия, зарождалось сомнение в Церкви и духовенстве, а это способствовало постепенному отдалению христианина от церковной среды и в конце концов к полному отчуждению от нее. В течение многих десятилетий в сознание людей искусственно насаждались карикатурные представления о Церкви и духовенстве. И сегодня мы должны понимать, что если у многих наших соотечественников мы видим неверие и даже ненависть к Церкви и иерархии, то во многом эти негативные чувства направлены против тех карикатурных представлений, которые укоренены в их сознании предшествующей антицерковной пропагандой. На самом же деле, к великому сожалению, эти заблудшие люди совершенно не знают, что в реальности представляет собой святая Церковь.

http://pravoslavie.ru/43158.html

О ВТОРОМ ПРОШЕНИИ МОЛИТВЫ ГОСПОДНЕЙ Да приидет Царствие Твое! 1. Обяснение второго прошения молитвы Господней В этом прошении под словом «Царство» разумеется Царство двоякое: Царство благодати и Царство славы. Того и другого Царства христианин, по наставлению Спасителя своего, непрестанно должен испрашивать себе молитвою у Отца Небесного. I. Необходимость Царства благодатного. Если человек, по падении своем, находится в состоянии такого бессилия по духу, что не может сам собою ни «мыслить» ( 2Кор.3:5 ), ни творить что-либо благое без Бога ( Ин.15:1–5 ), – если душа его, как сухая ветвь, не может приносить сама собою никакого плода, когда не будет на Животворной Лозе – Иисусе Христе; то очевидно, что только одно содействие благодати Божией может и руководствовать человека к добродетельной жизни, и созидать все возможное его благополучие в сем месте странствования, и вести его к приобретению вечного блаженства. Очевидно, сколь необходимо и спасительно для человека благодатное в нем воцарение Божие. II. Возможность приобрести Царство благодати. Но сколько необходимо для нас Царство благодати, столько же возможно и прибрести его, ибо – и Сам Всевышний благоволит жить не столько в «рукотворенных церквах» ( Деян.7:48 ), сколько «внутрь» нас ( Лк.17:21 ), избирая обителью Своею сердца, любящие Его ( Ин.14:23 ); и преграждавшая стена, вражда между Господом и нами, ныне разрушена ( Еф.2:14 ), так как умилостивлен к нам ныне Отец Небесный посредством крестной жертвы Агнца Божия, Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, – да и Сам Искупитель наш, по воскресении Своем возносясь на небо, дал последователям Своим обетование послать «иного Утешителя, да будет с ними, вовек, Духа истины» ( Ин.14:16–17 ). Это обетование Иисуса Христа, во-первых, исполнилось в день Пятидесятницы над первыми последователями Его; исполнение его продолжалось и потом во все веки, продолжается ныне и будет продолжаться до скончания мира. Никто не должен сомневаться в том, что и в наше время Дух Святой сообщается достойным христианам, т. е. всем православно верующим и проводящим истинно христианскую жизнь, ибо и пророческое слово об этом предмете весьма ясно: «излию от Духа Моего на всяку плоть» ( Иоил.2:28 ); и Сам Богочеловек столь же ясно говорит об этом во Св. Евангелии: «аще убо вы зли суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим: кольми паче Отец, Иже с небесе, дает Духа Святаго просящим у Него» ( Лк.11:13 ). Средствами же к приобретению даров Духа Святого могут служить: усердная молитва и Таинства. (См. «Простран. христ. катехизис»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Обстоятельства написания послания к Титу. Освободившись из Римских уз, св. Апостол Павел, вместе с Ап. Тимофеем ( Еф. 3:23 ), как обещал Филиппийцам (1:25), прибыл на Восток морем. На пути он остановился на острове Крите, где был раньше мимоездом, когда узником был отправлен в Рим ( Деян. 27:7 ). Ему сопутствовал и Тит. Пробывши на Крите около года, Ап. Павел вместе со своими сотрудниками обратил здесь многих ко Господу (1:5), так что явилась необходимость во многих пресвитерах и епископах, которым и поставил Павел Тита (как свидетельствуют о сем Апостольские постановления и Амвросиаст ), поручив ему поставить повсюду пресвитеров. Сам Ап. Павел отправился в Малую Азию, решившись зимовать в Никополе (Киликийском – недалеко от своего родного города Тарса). Вскоре Павел пожелал видеть у себя Тита, чтобы преподать ему, как новоначальному епископу, разные наставления и правила церковной жизни. Но так как для скорого путешествия время было неблагоприятное, то он написал Титу послание, в котором преподал неотложные руководственные указания, соответственные религиозно-нравственному состоянию Критской паствы и тому положению, в котором находился св. Апостол Тит среди Критян, из коих одни были христиане, а другие оставались язычниками, нередко продолжавшими влиять на христиан в их настроенности и жизни, еще не получившей твердости. Кроме обычных трудностей служения в новоучрежденной Церкви, молодой епископ Критский поставлялся в затруднительное положение еще и тем, что вскоре же здесь явились лжеучители и еретики, сродные по духу и направлению с теми, которые явились около того времени в Ефесе, при епископе Тимофее, как видно это из посланий к нему. Все это, взятое вместе, а также и желание придать больший вес своему ученику и ставленнику, и побудило Павла поспешить составлением послания к Титу. Послание было отправлено с Тихиком и Артемою (3:12–13.). Эти лица могли помочь и отчасти заступить Тита. Поэтому Апостол просит Тита, по прибытии посланных, поспешить к нему в Никополь. Из 2-го послания к Тимофею, писанного немного позже, видно, что Тит не только явился к Апостолу, но был с ним и опять в Риме, откуда был отправляем в Далмацию ( 2Тим. 4:10 ), а потом прибыл снова в Крит, чтобы в полноте совершить то устроение Церкви Критской, которое заповедал ему Апостол 167 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010