Напротив праведники, хотя бы здесь терпели бесчисленные бедствия, питаются добрыми надеждами, вкушая удовольствие чистое, постоянное, непоколебимое; а после получат бесчисленные блага, как и этот Лазарь. Не говори мне, что он был в ранах, но обрати внимание на то, что он имел душу драгоценнее всякого золота, или лучше сказать, имел не только душу такую, но и тело; потому что доблесть тела состоит не в тучности и дородности, но в перенесении многих и столь тяжких страданий. Не тот достоин отвращения, кто имеет на теле такие раны, но тот, кто, имея на душе бесчисленные язвы, нисколько не заботится о них, каков был и тот богач, внутренне весь изъязвленный. Как у Лазаря псы лизали раны его, так у богатого демоны — грехи его; и как первый жил в алчбе пищи, так последний — в алчбе добродетели. 12. Зная все это, будем любомудрствовать и не станем говорить, что, если бы такого–то Бог любил, то не попустил бы ему быть бедным. Это самое и служит величайшим доказательством любви Его: « Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает » (Евр. 12:6). И еще: « Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд» (Сир. II, 3:1–2). Отвергнем же, возлюбленные, те негодные мысли и те простонародные слова: « сквернословие », говорит апостол, «пустословие и смехотворство, никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших » (см. Еф. 5: 34; 4:29). Не будем и сами произносить их, а если увидим, что другие произносят их, заградим и им уста, сильно восстанем против них, удержим их бесстыдный язык. Если бы ты увидел, что какой–нибудь предводитель разбойников бегает по дорогам, нападает на проходящих, похищает находящееся на полях, зарывает золото и серебро в пещерах и подземельях, и запирает там много стад, одежд и рабов, приобретая их своими набегами; то скажи мне, стал ли бы ты называть его блаженным за это богатство, и не назвал ли бы несчастным по имеющему постигнуть его наказанию? Хотя он еще не схвачен и не предан в руки судии, и не попал в темницу, и не обвинялся, и не осужден приговором, но веселится, пьянствует, наслаждается великим достатком; однако мы не считаем блаженным за настоящее и видимое, но называем несчастным по ожидающему его будущему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но не следует и таким присутствием накладывать даже малейшего пятна на великую нашу Русскую церковь , ибо присутствие ее представителей в еретическом и масонском обществе, хотя бы в качестве наблюдателей, будет в известной мере, иметь характер общения с таким обществом. Между тем и к нашей Русской церкви вполне применимы слова апостола Павла: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее... чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф.5:25–27 ). Поэтому не будем иметь абсолютно никакого общения с экуменическим движением. Будем в данном случае руководствоваться словами Священного Писания : «Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света со тьмою? Какое согласие между Христом и велиаром? Или какое соучастие верного с неверными?» ( 2Кор.6:14–15 ). «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» ( Пс.1:1 ). 2 УМСА (Young Men’s Christian Assosiation) – надконфессиональная молодежная организация, возникшая в XIX в. с целью внедрения надконфессиональной экуменической идеологии среди христианской молодежи. Для осуществления своей деятельности она пользуется финансовой и политической поддержкой масонства, широко пропагандируя его принципы: 1) равноценность всех вероисповеданий; 2) отрицание Божественного естества Спасителя и объявление Его обыкновенным человеком; 3) объединение всех людей в единую религию; 4) осуществление «царства Божия» на земле, в искаженном светском смысле, т. е. установление царства антихриста – прим. ред. 13 Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви восточной. Часть I. СПб., 1840. Ответ на вопрос 105, с. 80. 14 Митрополит Makapiй. Догматическое богословие. Т. II. СПб., 1868, с. 348–352; Митрополит Филарет. Пространный xpucmuahckiй катихизис, с. 54; Еп. Феофан. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904, с. 248; Св. Маркъ Подвижник и св. иноки Каллист и Urhamiй. М., 1889, с. 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

О Б. как нетварной Божественной силе говорил апостолам Иисус Христос: «...вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян 1. 8). Как сила понимается Б. ап. Павлом : «...Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2 Кор 12. 9). Природе Божественной силы много внимания уделяется в «Ареопагитиках» ( Areop. DN II 4-5, 7, 11). Эта сила называется также «энергиями» (см. Нетварные энергии ), «Божественной славой», «лучами Божества», «божествами», «нетварным светом» (см. Фаворский свет ) и свидетельствует о различении между сущностью Бога и Его действованиями. С учетом апофатизма и антиномизма правосл. учения о Божественных энергиях эту силу можно определить как проявление Божественной природы. Поэтому ею обладают все три Лица Св. Троицы, независимо от их ипостасных свойств, что дает основание ап. Павлу приписывать ее любому Божественному Лицу. Так, он определяет ее как Б. Бога Отца (Еф 1. 6), называет «благодатью Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 16. 20), призывает на христиан «благодать... и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа» (1 Кор 1. 3). Не употребляя словосочетания «благодать Святого Духа», апостол вместе с тем постоянно говорит о «силе Духа Божия» (Рим 15. 19), живущей в христианах, укрепляющей их и помогающей им приносить свои молитвы Богу (Рим 8. 26; и др.). Лица Св. Троицы проявляют Б. в совместном тройческом действовании. «Действие несозданной сущности,- пишет свт. Кирилл Александрийский ,- есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу, так что по триипостасности действие относится к каждой из них, как свойство совершенного Лица. Итак, Отец действует, но через Сына в Духе. Сын действует также, но как сила Отца, поскольку Он от Него и в Нем по собственной Своей ипостаси. И Дух действует также, ибо Он - Дух Отца и Сына, Дух всемогущий и сильный» ( Суг. Alex. De S. Trin. 6). При общности тройческого действования в тайне домостроительства тем не менее можно усмотреть различные модусы благодатного проявления каждого Лица.

http://pravenc.ru/text/149313.html

Об этом поручении, возложенном на Петра и апостолов, а также на их преемников – пастырей и учителей, рассуждает апостол Павел. Апостол народов пишет христианам Ефеса, что Христос – …поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями (poimnaς) и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова ( Еф.4:11-12 ). Лука передает слова, которыми Павел обратился к ефесским пастырям при прощании с ними: Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (piskópouς), паст и Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. Посему бодрствуйте ( Деян.20:28-31 ). Эти епископы чуть выше названы пресвитерами, что опять же свидетельствует о неустоявшейся еще в апостольский век иерархической терминологии: епископы в то время могли называться пресвитерами. Эта терминологическая путаница исчезнет уже в начале II века. Так, в посланиях священномученика Игнатия Антиохийского († 107 г.) за каждой из иерархических степеней четко закреплено одно название. 2.3. Пастырские послания апостола Павла Обратимся теперь к новозаветным посланиям, которые в церковной традиции получили название «пастырских» (1Тим., 2Тим., Тит.). Их авторство и датировка дискутируются, но на этих проблемах мы не будем сейчас останавливаться. Послания вошли в корпус Нового Завета и издревле были единодушно приняты всеми поместными Церквами как части новозаветного канона. В этих посланиях «епископ» и «пресвитер» – синонимы (ср., напр., Тит.1:5-7 ): как отмечалось выше, в ту пору еще не выкристаллизовалась четкая иерархическая терминология. Но и Тимофей, и Тит, и поставляемые ими «пресвитеры» – это епископы уже в нашем понимании этого термина, они – представители и преемники апостольской власти. Эта власть, переходившая к ним как к преемникам апостолов, в дальнейшем будет принадлежать председателю совета пресвитеров, ставшему епископом в нашем понимании этого слова.

http://azbyka.ru/biblejskie-osnovy-episk...

»...Он (Христос. – О. Д.) поставил одних Апостолами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения...» ( Еф. 4:11–12 ). Непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов являются епископы. Апостолы передали им все благодатные дары, необходимые для иерархического служения 423 . Епископы поставляют на служение пресвитеров и диаконов. Учитывая особую важность епископского служения, Церковь всегда тщательно следила, чтобы сохранялась преемственность епископата, восходящая к апостолам, чтобы не было самосвятства. Сщмч. Ириней Лионский во второй половине II в. писал: «Мы можем перечислить тех, кто от апостолов поставлен епископами в Церквах и их преемников даже до нас» 424 . Высшим священноначалием, которое может простирать свое действие на всю Кафолическую Церковь , является Вселенский Собор 425 . 4. Необходимость принадлежать к Церкви для спасения Священное Писание говорит, что спасение возможно только во Христе: «ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» ( Деян. 4:12 ). Без соединения со Христом невозможно принести добрый плод. Поучение о лозе и ветвях Господь заканчивает словами: «без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет» ( Ин. 15:5–6 ). «Поскольку Иисус Христос, по изречению Апостола Павла, есть глава Церкви, и Той есть Спаситель тела, то дабы иметь участие в Его спасении, необходимо нужно быть членом Его тела, то есть Кафолической Церкви» 426 . Таким образом, спасение осуществляется не на основании индивидуального «контракта» о спасении, но через вхождение в Вечный Завет между Богом и человеком, однажды установленный Иисусом Христом в собственной Его Крови. Христос спасает не отдельных людей, а Церковь как единое целое, как Свое тело. И каждый человек спасается в той мере, в какой он принадлежит этому телу. Утверждая, что спасение возможно только в Церкви, невозможно не задаться вопросом о судьбе людей, находящихся вне Церкви. Очевидно, что находящиеся вне Церкви не являются некой недифференцированной массой, существуют различные категории таких людей, и говорить о судьбе принадлежащих к каждой из них следует отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (2 Кор 10:3-5); и что пророк воспел: Вот Он даст гласу Своему глас силы. Царства земные, пойте Богу, воспойте Господу, восшедшему на превысшее небо, на восток. Вот Он дал гласу Своему глас силы. Воздайте славу Богу (Пс 67:33-35). Двадцатое. Святая Церковь, по всей вселенной рассеянная, пророческие и апостольские писания за истиннейшее слово Божие, которое Он устами этих священных органов благоволил сказать и в нем Себя и волю святую нам открыть, признает несомненно, верует и благодарит Его за небесный сей дар, и им чад себе духовных рождает, и пищей его воспитывает, доколе все придут в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:13). Его держимся неуклонно и мы. Да будет и нашим ногам светильник закон Его и свет путям нашим (Пс 118:105), и да поучаемся в нем день и ночь (Пс 1:2), да принесем плоды, какие небесное и Божественное сие семя рождает. Аминь. Размышления и замечания из текстов   Размышление I (На слова 1-го псалма: Блажен муж, который не пошел на совет нечестивых, и на путь грешных не встал, и на седалище губителей не сел, но в законе Господнем воля его, и в законе Его поучится день и ночь) . Если и мы хотим быть участниками блаженства, то будем отвергать от себя советы нечестивые и будем поучаться в законе Господнем день и ночь. Усиленно размышляй об этом стихе и обо всем этом псалме и рассматривай себя. Ибо чем более мир к концу приближается, тем более нечестивых умножается. Берегись их, как змиев. Святое Писание, всегда и прилежно читаемое, всему тебя научит с помощью Того, Который издал его через рабов Своих. Спасайся.   Размышление II Послушаем, чем заключил святую песнь свою Давид. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет (Пс 1:6). Чему здесь учимся у святого песнопевца? Ответ.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Поэтому справедливо я радуюсь и сорадуюсь тебе, почтеннейший отец. А что, как говорят, стократные удары, подобно дождю, [сыпались на тебя] и жестоко истерзали тело, это еще большая радость. Не без страдания перенес я весть об этом и заочно. Впрочем, слава прославившему тебя Богу. Быть битым по спине от нечестивых это вечная слава твоя, священное страдание твое, утверждение таких же исповедников, ободрение православных, поражение еретиков, созидание Церкви Божией. Камение свято валяется на земли, как говорит пророк ( Зах.9:16 ). Для чего это? Для распространения благочестия, для построения Церкви. Один из всех и ты, Духом Святым связываемый и соединяемый с Краеугольным Камнем (ср. Еф.2:20 ). Поминай же, святейший, и нас, грешных, в молитвах своих, чтобы нам не отпасть от этого построения, но где-нибудь поместиться, хотя бы в виде кремня, благодатию и человеколюбием Благого Бога нашего. 392. К братствам рассеянным (II, 48) 1095 Феодор всюду рассеянным братствам, с подвизающимися в исповедании Христовом, радоваться. Всякую радость можно находить, братия мои, в настоящих скорбях, ибо ради Христа и гонение гонимых, и заключение заключенных; прибавлю еще и бичевание бичуемых. Поэтому я не перестану и всем вместе, и каждому порознь взывать, внушать, напоминать, хотя я знаю, что вы тверды в вере и внутри себя имеете убеждение и внушение. Однако я, грешный, должен [Col. 1253] привнести нечто и от себя, в особенности когда и любовь побуждает к тому. Ибо я ревную о вас ревностью Божиею ( 2Кор.11:2 ); не имея в себе, чем бы хвалиться, хвалюсь вашими исповедническими добродетелями. Вы для меня радость и венец, опора и непреоборимая сила. Итак, прошу и увещеваю оставаться непоколебимыми, со всем благодушием и бодростью. Всегда радуйтесь, говорит божественный апостол, непрестанно молитесь, за все благодарите ( 1Фес.5:16–18, 18 ). И подлинно не радость ли это и веселие? Если только с Ним страдаем, с Ним и прославимся. Если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; если терпим, то с Ним и царствовать будем, как написано ( Рим.8:17 ; 2Тим.2:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

При всем несовершенстве нашего общения и при всей глубине наших разногласий мы признаем, что есть лишь одна Церковь – Церковь Христа, потому что Христос един, а Церковь – Его Тело. И как бы ни был труден путь, мы признаем, что призваны Богом осуществить наше единство в Теле Христа. Наше единство в истине, которая заключается в следующем: «Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» ( Еф.4:5–6 ). Мы совместно исповедуем, что христиане должны жить в послушании богодухновенному Священному Писанию , которое является безошибочным Словом Божьим, и учить ему. Мы также утверждаем, что Христос даровал Своей Церкви Святого Духа, Который наставит нас на всякую истину в понимании и учении Священного Писания ( Ин.16 ). Мы совместно признаем, что Святой Дух руководил Своей Церковью в прошлом, и это проявилось, например, при формировании канона Священного Писания и в реакции православной церкви на великие разногласия по поводу учения о Христе и Троице на заре христианства. С полным доверием следуя руководству Святого Духа, Церковь сформулировала Апостольский символ веры , который, по нашему взаимному убеждению, является точным изложением библейской истины: «Я верю во всемогущего Бога Отца, Творца неба и земли. Я верю в Иисуса Христа, Его единородного Сына, нашего Господа, зачатого через Духа Святого, рожденного девой Марией, пострадавшего от Понтия Пилата, распятого, умершего и погребенного. Он нисходил в ад, но на третий день воскрес из мертвых. Он вознесся на небо и воссел одесную всемогущего Бога Отца. Он придет опять судить живых и мертвых. Я верю в Духа Святого, в святую вселенскую Церковь , в единство святых, в прощение грехов, в телесное воскресение мертвых и в вечную жизнь. Аминь». II. Мы совместно надеемся Мы совместно надеемся, что все люди уверуют в Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Эта надежда влечет за собой необходимость активной миссионерской деятельности церкви. «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?» ( Рим.10:14–15 ). Повсеместно и во все времена Церковь по своей природе – Церковь свидетельствующая. На миссионерскую деятельность нас вдохновляет открытое нам желание Бога, чтобы «все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.2:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ostorozh...

Приведу уже цитировавшиеся слова бл. Августина: Итак, мы становимся подлинно свободными, когда Бог создает нас, т. е. образовывает и творит не так, чтобы мы были людьми, это Он уже сделал, но чтобы были добрыми людьми, что делает Он теперь Своей благодатью, чтобы мы были новой тварью во Христе Иисусе (Гал. 5:16), сообразно чему сказано " сердце чистое сотвори во мне, Боже " (Пс. 50:12) (Энхиридион, гл. 31). Как говорят отцы II Аравсийского собора: О восстановлении свободной воли. Свобода воли в первом человеке ослабленная, не может восстановиться, кроме как через благодать; " ибо упущенное, не может быть возвращено, кроме как Тем, Кто мог его дать раньше. Посему Истина сама глаголет: " Если вас Сын освободит, тогда истинно будете свободны " [Ин 8, 36] (Аравсийский собор, кан. 13). Свобода падшего человека — это свобода от праведности, свобода для гибели: Ибо, когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь; потому что конец их — смерть (Рим. 6:20-21). Напомню аргументы, которые уже были приведены, когда мы говорили об ответственности падшего человека. Обычно " свобода " понимается как " свобода поступать по своей воле, без внешнего принуждения " . В таком, внешнем, смысле падший человек, в определенных пределах, свободен. Человек действует по своей, никем извне не принуждаемой воле, но эта воля настолько разрушена грехом, что человек не знает и знать не желает Бога (Рим. 3:11), избирает грех и погибель (Еф.4:19) до тех пор, пока благодать Божия не восстановит в нем подлинную свободу, свободу пребывать в любви Божией: Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец — жизнь вечная (Рим. 6:22). Напомним, что свобода в библейском понимании — это не свобода выбирать между грехом и праведностью, но свобода от греха (Лк. 4:18; Ин. 8:31-36; Рим. 6:22-23). Свободно служит тот, кто охотно исполняет волю своего господина. А потому, кто — раб греха, тот и свободен для того, чтобы грешить. Поэтому для делания правды он будет свободен только в том случае, если, освободившись от греха, станет рабом правды. Это и есть — истинная свобода, так как правое дело совершается с радостью, это же, вместе с тем, благоговейное рабство, так как сохраняется подчинение закону (бл. Августин. Энхиридион, гл. 30).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Смерть! где твое жало? Ад! где твоя победа? ( – 13, 14). Поглощена смерть победою (Ис. XXV:8).    Примеч. Что такое ад? Ад, по-еврейски шеол, означает такое место, которое всех требует к себе, всх поглощает, ничем не насыщается (Притч. XXVII, 20; Авв. II:5); греческое слово ад (a_i="" part_52652 " > Шестой член символа веры    (Верую в Господа нашего Иисуса Христа) и восшедшего на небеса и седяща одесную Отца. 1. Событие вознесения Иисуса Христа на небо, предсказанное пророками.    И. Христос в 40-й день после воскресения Своего, как повествует евангелист Лука, вывел учеников Своих из Иерусалима до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их, и когда благословлял, стал отдаляться от них и возноситься на небо, и поднялся в глазах их от земли, и облако взяло Его из вида их (Лук. XXIV, 50, 51; Деян. I:9). Вознесся И. Христос человечеством, а Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах. О вознесении И. Христа на небо предсказывал еще пророк Давид. Возьмите, восклицал он, врата князи ваша, и возьмитеся врата вечная, и внидет Цар славы – (Пс. XIII, 7 – 10). Пророк Захария предсказал даже о горе, с которой Иисус Христос имел вознестись на небо. И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской, которая пред лицом Иерусалима, с востока, говорит он (Зах. XIV:4). Сам Иисус Христос пророчествовал о Своем вознесении: узрите, сказал Он, Сына человеческого восходяща, идеже бе первее – (Иоан. VI:62). Никто же взыде на небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, Сый на небеси, говорит Господь Никодиму (Иоанн. III, 13). Истину вознесения И. Христа на небо прославляет апостол Павел, говоря: сшедый, Той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая (Еф. IV:10).   2. Вознесение Господа нашего Иисуса Христа    Господь наш И. Христос, по Своем воскресении, „неоднократно являлся апостолам и учил их тайнам царствия Божия. В сороковый день Он явился им в последний раз в и в последний раз прошел по улицам этого несчастного города, вышел за его ворота и направился к горе Елеонской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010