В мифе об Адаеле Чарльс почему-то усматривает египетский миф о мировом яйце (an adaptation of egyptian myth... a modification of the egg theory of the universe , XXV примеч.); оснований к этому мы не видим никаких, и теория Еноха представляется нам достаточно дикою и без этого совершенно излишнего яйца, на которое в тексте нет ни малейшего намека. 511 Ср. Weber, 161 сл.: ангелы состоят наполовину из воды и наполовину из огня сообразно своему небесному месту жительства, ибо твердь есть вода, а звезды состоят из огня. 512 У Charles " a гл. LIX; ср. также LI, 4 и LII, 10 см. Schьrer, III, 212. 514 Everting, 63. 515 А. Ritschi, Rechtfertigung und Versьhnung, II, 246. 516 См. выше, 350–351. 517 Тертуллиан замечает (De prascr. haer. 7): eadem materiae apud haereticos et philosophos volutantur, iidem retractatus impli cantur, unde malum et quare et unde homo et quomodo? То же Евсевий Hist. eccl. V, 27 πολυϑρλητον παρ τος αρεσιταις ζτημα τ πϑεν κακα . 518 В тексте LXX читалось первоначально γγελοι ϑεο . Это чтение сохранилось у Филона (De gig. 2), Амвросия, Евсевия, Августина. 519 Ен. VI сл. (греч. текст Синкелла); согласное с этим повествование у Филона (De gig.), Иосифа (Ant. I, 3, 1); ср. Заветы XII патр. (Рувим и Нефеалим 3); Апок. Баруха (Charles) 56, 11 сл.; Иустина Апол. 1, 5 и др. См. в особенности Тертуллиана De virg. vel. 7; Adv. Marc. 5, 18; De idol. 9; De culmu femin. 1, 2 и 2, 10; об астрологии см. Климента Алекс. Eclogae prophet. (Dindorff), III, 474. 520 См. Енох 6; Заветы XII патр. (Рувим 5); Апок. Баруха 56; история Асмодея в Товите. Ср, Gfrьrer, Jahrhundert d. Heils I, 397–99 и толкование Everling " a на 1 Кор. 11, 10, которое совпадает с толкованием Тертуллиана De virg. velandis cap. 7 «propter angelos» scilicet quos legiraus a Deo et coelo excidisse ab concupiscentia faeminarum и т. д. Ср. также прелестный рассказ гл. 17. 521 Князем власти воздушной (Еф. 2, 2 и 6, 12) Сатана является в Зав. Вениам. (τ ριον πνεμα) и в Asc. Jesaiae 7, 9; 10, 29. 522

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 24 ноября 1 мин., 22.05.2012 Преподобного Феодора Студита, исп (826). Великомученика Мины (304). Мученика Виктора и мученицы Стефаниды (II). Мученика Викентия (304). Блаженного Максима, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1434). Мч. Стефана Дечанского (ок. 1336). Прп. Мартирия Зеленецкого (1603). Сщмч. Евгения пресвитера (1937). Праздник Монреальской Иверской Мироточивой иконы (РПЦЗ). БИБЛЕЙСКИЕ ЧТЕНИЯ 2 Сол., 274 зач., I, 1-10. Лк., 75 зач., XIV, 12-15. Мчч.: Еф., 233 зач., VI, 10-17. Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30. Прп.: Евр., 335 зач., XIII, 17-21. Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12 . ЦИТАТА ДНЯ Бог дал людям слово " любовь " , чтобы они называли этим словом свое отношение к Нему. Когда люди, злоупотребив этим словом, называют им свое отношение к земному, оно теряет свой смысл. свт. Николай Сербский РАДИО ВЕРА Рассказы о святых и датах, которые вспоминает Церковь 24 ноября (аудио + текст): прп. Феодор Студит мч. Викентий Испанский прп. Мартирий Зеленецкий МАТЕРИАЛ ДНЯ 24 ноября 1859 года Чарльз Дарвин опубликовал свою книгу «Происхождение видов». Первое издание книги разошлось за один день. Постулаты, выдвинутые Дарвином в этом труде во многом определили дальнейшее развитие теории эволюции. А как к ней относится Церковь? Протоиерей Николай Емельянов. Эволюционизм и креационизм: научные теории или предмет веры? Сергей Худиев. Эволюция миссионерства Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/calendar-11-24.html

Сравн. ниже гл. 5, прим. III. 219 Смотри гл. 4 и ниже. 220 Смотри ниже, Василий, " О Святом Духе " , 18(ПГ 32, 194С): " Единство (Бога) заключается в кинониа тес теотетос " , Сравни там же, 153А и 156А. Тщательное изучение сочинений Василия показывает, что для него смысл " омоусиос " лучше выражается в таких терминах как пкиа кэ симпсис кэ ахористис кинониа, то есть применение термина " кинониа " ( " О Св. Духе " , 68; " Посл. " 52.3; " Против Евн. " П., 12 и т. д.). Сравни А. Джевтих " Между " никейцами " и " восточниками " " . Кафолическое исповедание св. Василия в " Богословском Ежеквартальнике " сем. св. Владимира " , 24, 1980, 244. Для дальнейшей дискуссии сравн. мою " Учение Второго Ватиканского Собора о Святом Духе в исторической и экуменической перспективе " . 221 Текст канона гласит: " Епископы каждого народа должны знать, кто первый ( " рготоп " ) среди них, и ценить его как свою главу и не делать ничего важного без его согласия; но должен управлять только делами, которые относятся к его собственной епархии и подчиненной ей территории. Но пусть он (то есть первый) не делает ничего без согласия всех других (епископов), ибо только таким образом будет единодушие и Бог будет прославлен через Христа в Святом Духе " . Оригинальный текст у Р. Х. Функа " Дидаскалия и Апостольские Установления " 1905, стр.572–574. 222 Смотри ниже главы 5 и 6. 223 Там же. 224 Аристотелево употребление термина " kaqTlou " в противовес термину " " или " kaq " " существовало во времена первоначальной Церкви в форме прилагательного " kaqolikoj " (смотри, например, у Полибия, VI, 5, 3; у Дионисия Галикарн., Соч., 12; у Филона, " Жизнь Моисея " , II, 32 и т. д.). 225 Такие концептуализации встречаются не только в западном богословии, но и в богословии Православной Церкви, как мы видим, например, в хорошо известной идее соборности, которая появилась в русском богословии девятнадцатого века главным образом благодаря работам Хомякова. Эта идея есть концептуализация, сделанная на основе перевода слова " " в славянском Символе веры словом " соборность " ; это произошло под влиянием философских направлений восемнадцатого века. Было бы очень интересно изучить точный смысл этого славянского термина в период его первого появления, потому что возможно в то время это слово означало именно конкретное собрание вместе, то есть sЪnodoj, но не в техническом смысле соборов, а в смысле " ™pi тХ аЩто " , как это мы находим у ап. Павла (1Кор.11,20 и дал.) и у Игнатия (Еф.5,2–3) и как это явно употреблялось даже во времена Златоуста, когда " sЪnodoj " мог означать просто евхаристическое собрание (смотри у Златоуста " О пророч., " 2, 5, ПГ 56.182; сравни ниже примеч. 22). Если дело обстоит так, то интересно отметить, что не только такие идеи как отождествление " кафолического " с " вселенским " , как это было на Западе, но и идея соборности, как она развивалась на Востоке, только затемняли первоначальный конкретный смысл понятия " ™kklhs…a " . 226

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

   б) лютый, жестокий: Иисус повелел нечистому духу выйти из человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его, но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни (Лук. VIII:29). – Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходить, как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Петр. V:8).    в) убийственный: ваш отец диавол; он был человекоубийца от начала (Иоан. 44).    г) злой: Приходит к слушающим диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись (Лук. VIII:12).    д) злобный: сатана сказал Господу: разве даром богобоязнен Иов? (I, 9). Кожа за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него (II, 4).    е) лукавый: приходит лукавый и похищает посеянное в сердце (слово о царствии) (Матф. XVII, 19). – Избави нас от лукавого ( – VI, 13; Лук. XV:4).    ж) лживый: диавол не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Иоан. 44).    з) могущественный: вы некогда жили по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления (Еф. II:2). – Наша брань против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных ( – VI, 12).    и) хочет, чтоб ему поклонялись: приступил к Иисусу искуситель и сказал: все дам Тебе, если, падши, поклонишься мне (Матф. IV:9).    Нечестивые а) суть дети диавола: Господь сказал иудеям: ваш отец диавол: и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Иоан. VIII:44). – Павел сказал Елиму волхву: сын диавола, враг всякой правды! (Деян. XIII, 10). – Дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего (1 Иоан. III:10).    б) под властию диавола: Господь сказал Савлу: Я посылаю тебя открыть глаза иудеям, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу (Деян. XXVI:18). – С кротостию должно наставлять противников, чтобы они освободились от сети диавола, который уловил их в свою волю (2 Тим. II:26).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   дар Св. Духа: когда же начал я (ап. Петр) говорить, сошел на них Дух Святой, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым. Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, уверовавшим в Господа Иисуса Христа; то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу (Деян. XI:15 – 17)?    доступ к Богу; чрез которого (т. е. И. Христа) верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией (Рим. V:2). – В котором (т. е. И. Христе) мы имеем дерзновение и надежный доступ чрез веру и в Него (Еф. III:12).    духовная жизнь, сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и веруя, имели жизнь во имя Его (Иоан. XX:31). – И уже не я (говорит св. ап. Павел) живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня (Гал. II:20).    спасение; кто будет веровать и крестится, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Марк. XVI:16). – Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную (Иоан. VI:47). – Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой (Деян. XVI:31). – (Ибо) если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься (Рим. X:9). –    вечная жизнь: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную, Верующий в Сына имеет жизнь вечную; а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем (Иоан. III:15, 16, 36). – Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную (1 Иоан. V:13). – 5. Вера производит послушание к Богу: итак, сказали (ученики) Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? Иисус сказал им в ответ: вот, дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал (Иоан. VI:28, 29). – И была рука Господня с ними, и великое число уверовав, обратилось к Господу (Деян. XI:21). –   любовь ко Христу: о сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе, в явление Иисуса Христа, которого не видев любите и которого доселе не видя, но веруя в Него, радуетесь радостию неизреченною и преславною (1 Петр. I:6 – 8). –

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

   Слово Божие названо словом Божиим: вера от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. X:17). – И шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие (Eф.:VI, 17). – Ибо слово Божие живо и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. IV:12).    словом Господним: итак молитесь за нас братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас (2 Сол. III:1). – Слово Господне пребывает в век (Исаии XL, 6 – 8; 1 Петр. I:25).    словом Христовым: слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростию; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу (Кол. III:16).    словом истины: в нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом (Еф. 1:13). – Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. II:15). словом жизни: содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился (Филип. II:16).    словом благодати; и ныне предаю вас, братия, Богу, и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными (Деян. XX:32).    словом веры: но что говорит Писание? Близко к тебе слово, в устах твоих и в сердце твоем то есть слово веры, которое проповедуем (Второзак. XXX:14; Рим. X:8).    словом правды: всякий, питаемый молоком, несведущ в Слове правды; потому что он младенец (Евр. V:13).    словом терпения: и как ты сохранил слово терпения Моего: то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтоб испытать живущих на земле (Апок. III:10).    словом свидетельства: они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти (Апок. XII:11).    словом пророков: и притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день, и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших (2 Петр. I:19). книгою: и в тот день глухие услышат слова книги, и прозрят из тьмы и мрака глаза слепых (Ис. XXIX:18). – Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже (Псал. XXXIX:7, 8, 9; Евр. X:7).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

X:12).    Христос был вознесен на высоту могущества, в славу по Своем вознесении: не так ли надлежало пострадать Христу, и войти в славу Свою? (Лук. XXIV, 26). Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов (Деян. V:31). – Который, восшедши на небо, пребывает одесную Бога, и которому покорились ангелы и власти и силы (1 Петр. III:22).    Христос воссел одесную Бога после Своего вознесения: итак, Господь, после беседования с ними, вознесся на небо, и воссел одесную Бога (Марк. XVI:19). Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Римл. 33, 34). Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога (Кол. III:1). – Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах (Евр. VIII:1).    Цель вознесения была а) ниспослать Духа Святого верным: сие сказал. Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святого, потому что Иисус еще не был прославлен (Иоан. VII:39). – Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам, а если пойду, то пошлю Его к вам (Иоан. XVI:7). – Итак Он, быв вознесен десницею Божиею, и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите (Деян. II:33).    б) получить дары для людей: посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. И Он постановил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями я и учителями (Еф. IV:8, 11).    в) приготовить место для Своих верных: в доме Отца Моего обителей много. А если бы не так; Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам (Иоан. XIV:2).    г) быть Предтечею Своего народа: куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека (Евр. VI:20).    д) ходатайствовать за нас: кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес; Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас (Римл. VIII:34). – Посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них (Евр. VII:25). – Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие (Евр. IX:24).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3077...

Гл. I и VIII. Вы спасены благодатью, не делами ( Еф. 2:8–9 ), но по воле Божией через Иисуса Христа, Который претерпел за грехи наши самую смерть, но Бог воскресил Его, расторгнув узы ада ( Деян. 2:24 ). Будем непрестанно пребывать в нашей надежде и залоге правды нашей – Иисусе Христе, Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо ( 1Пет. 2:22 , 1Пет. 2:24 ); и Который все претерпел ради нас, чтобы нам жить в Нем. Будем подражателями Его терпения; и, если будем страдать за имя Его – прославим Его. Ибо такой образ Он представил нам в Самом Себе, и мы уверовали этому. О воскресении мертвых, будущем суде и воздаянии праведным и грешным Гл. II и VI. Веруйте в Того, Который воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа и даровал Ему славу ( 1Пет. 1:21 ) и престол, одесную Себя, – Которому (Иисусу Христу) все покорено – небесное и земное, Которому, все дышащее, служит, Который придет Судией живых и мертвых и, Которого кровь взыщет Бог от, неверующих Ему. Воскресивший же Его из мертвых, воскресит и нас, если будем исполнять волю Его, поступать по заповедям Его и любить то, что Он любит. Ибо все мы находимся пред очами Господа и Бога; каждый из нас должен предстать пред судище Христово, и каждый за себя дать отчет ( Рим. 14:10 ; Рим. 14:12 ). О том же писал и Игнатий Богоносец : «Отец, воскресивший Его (Христа) из мертвых, подобным образом воскресит и нас, верующих в Иисуса Христа, ибо без Него мы не имеем истинной жизни» (Посл. к тралл. гл. IX; к еф. гл. IX; к магн. гл. IX). Залогом истинности нашего воскресения, по мысли святого Игнатия, служат, с одной стороны – воскресение Христа Спасителя, а с другой, как мы также видели выше, – именно, вкушение животворящих Тела и Крови Христовых в Евхаристии (см., особенно, Посл. к еф. гл. XX). Мы должны поступать, согласно с истиною Господа, Который соделался служителем всех, от Которого, если угодим Ему в нынешнем веке, получим и будущий, так как Он обещал нам, что воскресит нас из мертвых, и что, если будем жить достойно Его и в Него веровать, то будем и царствовать с Ним. Будьте уверены, что все они (апостолы и святые мученики) не вотще (тщетно, напрасно) подвизались, но – в вере и правде, и пребывают в подобающем им месте у Господа, с Которым и страдали (гл. V, IX, см. также о мученичестве св. Поликарпа п.19).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАОДИКИЙЦАМ ПОСЛАНИЕ Раннехрист. апокриф, приписываемый ап. Павлу. Послание, отправленное ап. Павлом лаодикийской христианской общине, упоминается в Кол 4. 16: «Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы». Текст апокрифа известен только на латыни. Несмотря на то что блж. Иероним, еп. Стридонский, уже в IV в. утверждал, что Л. п. отвергается всеми ( Hieron. De vir. illustr. 5), апокриф сохранился в ряде рукописей Вульгаты , датируемых VI-XV вв. ( Lightfoot. 1874. P. 282-286). Руины Лаодикии (совр. Турция). Фотография. Нач. XXI в. Руины Лаодикии (совр. Турция). Фотография. Нач. XXI в. В источниках практически нет сведений о времени и об обстоятельствах написания Л. п. Тертуллиан сообщает, что еретики-маркиониты рассматривали как Л. п. Послание ап. Павла к Ефесянам и что сам Маркион принял такой перенос наименования ( Tertull. Avd. Marcion. V 11. 13 (в рус. пер.: 11. 12); 17. 1); судя по всему, в маркионовском тексте Л. п. не было указания адресата, как и в случае Еф 1. 1 в ряде рукописей ( В Муратори каноне после перечисления Павловых Посланий Л. п. наряду с апокрифическим «Посланием к Александрийцам» отвергаются как неподлинные и написанные «от имени Павла для секты Маркиона» (Fertur etiam ad Laudecenses alia ad alexandrinos Pauli nomine fincte ad heresem marcionis et alia plura quae in chatholicam eclesiam recepi non potest - Can. Murat. II 63-66). Указание Тертуллиана косвенно подтверждает свт. Епифаний Кипрский ( Epiph. Adv. haer. [Panarion]. XLII 9. 4; 12. 3), который приводит схолию из послания, идентифицированного Маркионом как Л. п.: «...один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас» (Ibid. 11. 8; 12. 3). Из этого он заключает, что у Маркиона были «части так называемого послания к Лаодикийцам» и ересиарх намеренно добавил его в свой канонический список как 11-е Послание Павла, проигнорировав тот факт, что те же слова можно найти в Послании к Ефесянам (Ibid. 9. 4; 13. 1-8; ср.: Еф 4. 5-6). Епифаний не уточняет при этом, нужно ли понимать Послание к Ефесянам как Л. п., или в маркионовском каноне помимо Послания к Ефесянам было еще и отдельное Л. п.

http://pravenc.ru/text/2463111.html

Божественная и человеческая слава существенно различны (Ио., V, 41, 44). Христос не ищет человеческой славы и, вообще, не Себя прославляет, но Своего Отца и Своих учеников. «Если Я Сам Себя славлю, то Слава Моя — ничто. Меня прославляет Отец Мой…» (Ио., VIII, 54). Следовательно, тот, кто проявляет свои совершенства, должен это делать не для себя, но для других; преизлияние жизни есть выражение любви… «Славу, которую Ты дал Мне, я дал им» (Ио., XVII, 22). Христиане призваны быть в Славе Божией. Уже здесь, на земле, мы «все открытым лицом, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ, от славы в славу, как от Господня Духа (II Кор., III, 18). «Когда же явится Христос, Жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним в Славе» (Кол., III, 4)… Божественное, Христово бытие должно стать нашим бытием, потому и Слава Божия становится нашей Славой. Бог пребывает в Славе Своей, т. е. в вечном обнаружении и проявлении Своего всесовершенного бытия. И Бог есть Свет. Когда говорится о Славе Божией, говорится и о Свете. Но Свет более чем Слава: свет есть совершенная осуществленность, в которой нет разделения между сущностью и энергией, возможностью и действительностью, явлением и явленным. Свет всецело светел; он есть чистое, всецело явленное бытие (Еф., V, 13). Бог есть Свет Сам в Себе, ибо Он есть чистое, абсолютно прозрачное для Себя бытие. Бог есть Свет и в Своих проявлениях: свет есть жизнь Божия, ибо в ней нет и тени небытия; свет есть истина Божия, ибо в ней нет и тени неразумности; свет есть Слава Божия, ибо она есть совершенное явление совершенства Божия. Учение о Божественном Свете есть и в Ветхом Завете. Бог есть Свет, Источник Жизни и знания (Пс., XXXVI, 10), Свет Израиля (Ис., X, 17). Премудрость Божия есть Сияние вечного Света (Прем., VII, 26) и Мессия — Свет народов (Ис., XLIX, 6). И для Нового Завета «Бог есть Свет и нет в Нем никакой тьмы» (Ио., I, 5). Он живет в Свете (7 ст.). Ап. Павел называет этот Свет неприступным (I Тим., VI, 16), но сам апостол видел Христа в этом свете. Невозможность видения, о которой апостол говорит в том же тексте, относится не к Свету, в котором пребывает Бог, но к Самому Богу… И Сын Божий есть «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был и мир произошел через Него и мир Его не познал. Пришел к своим и свои Его не приняли, а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ио., I, 9–12). «Чудный Свет Христов» есть и Свет жизни (Ио., VIII, 12) и Свет истины (Де., XXVI, 23).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=120...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010