Мы имеем бесчисленные нужды, духовные и телесные, которые сами собою, без высшей помощи, приобретаемой молитвою, удовлетворить не можем ( Мф.7:7 ; Лк.11:9, 13 ; Ин.14:13–14, 16:23–24 и др.). 5) К молитве побуждает нас беспредельная благость и милосердие Божие к молящимся ( Пс.85:5, 144:18–19 ) и величайшие блага, приобретаемые через нее от Бога. Молитва , подобно земледельцу, возделывает землю нашего сердца и делает ее способною к принятию небесных влияний и к приобретению обильных плодов добродетели и совершенства. Она низводит благодать Святого Духа в сердца наши ( Лк.11:13 ). Она укрепляет веру, надежду и любовь ( Еф.3:14–21 ). Она приобретает просвещение нашему уму ( Иак.1:5 ; Еф.1:16–18 ), укрепляет волю в делании добра ( Евр.13:20–21 ), утешает сердце в скорби страданий ( Пс.17:6–7, 26:7–14 ; Иак.5 и др.), и вообще может приобретать все, что служит к истинному нашему благу во времени и вечности ( Ин.14:13, 16:23 ; Мк.11:24 ). 6) Молитва , как частью мы уже видели, освящена для нас примером всех святых Божиих, как в Ветхом Завете, так и в новозаветные времена. Молитва была стихией их жизни. Молитвою питали они дух свой; в молитве находили подкрепление и успокоение для себя среди волнений жизни; молитвою делали себя способными к принятию различных даров благодати; молитвою приготовляли себя на великие подвиги, соединенные с великими пожертвованиями. Таковы после ветхозаветных св. мужей, в Новом Завете: Захария, отец Предтечи, Богоматерь, Симеон Богоприимец, апостолы, подвижники, исповедники, мученики и все святые Божии человеки. Молитва составляет предмет занятий благочестивых душ и по отшествии их от мира ( Откр.4:1–8, 5:9–14, 7:9–12 и др.); все святые молятся; самые Ангелы молятся. 7) После внушений слова Божия и примеров жизни святых трогательные наставления о молитве представляют нам св. отцы Церкви. Они называют молитву царской добродетелью и усвояют ей такое же значение в жизни христианина, какое имеет дыхание в жизни естественной. Как в жизни естественной, – в ком есть хоть слабые признаки дыхания, в том есть признаки жизни; так в жизни духовной, – в ком есть начатки молитвы, в том есть признаки духовной жизни; состояние человека без молитвы есть состояние бездыханного.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– св. Филофей. Три речи о Премудрости. Сл. 111,5. Изд. еп. Арсения (Новг. ,1898), с. 108. 16 παρελαβομεν οτι θεον ενεργουντα δηλοι θεοτητος δε ενεργειαν ουδεν δε τριων ενεργεια См. Синоптик Нила и его отрывки у Петавия. 20 В некоторых древнейших литургиях (см. у Катанского. Также в Dicm. d " archeol. chretienne et de liturgie, в статье «epiclese», t. V, coll. 146,148–150. 21 Когда мы Сына называем Логосом, Ипостасной Премудростью, имеем в виду единый Разум и Премудрость Троичного Бога, открывшийся нам во Второй Ипостаси, через Боговоплощение. Дух Святой, содействующий Сыну, остается скрытым в домостроительстве. Даже пролог Евангелия от Иоанна, говоря о Логосе, открывающем Отца, не называет Духа, хотя и подразумевает Его. Учение о Духе Святом, высшее, сокровенное, недоступное внешним, почти не развивается Отцами. Чаще говорится о Логосе (Сыне) как раскрывающем начале, или о Сыне и Духе, как «двойном Луче единого Солнца» (св. Григорий Богослов ). 22 Св. Григорий Палама , свидетельствуя о различии в Боге сущности и энергий, признается, что высказывает эту тайну лишь по необходимости, понуждаемый невежественным вторжением в нее Варлаама (см. Деяния Собора 1350 г. у Mansi, t. 26, р. 138. ) 24 Примером может служить хотя бы статья В. Н. Ильина: «София, Премудрость Божия», в «Возрождении», от 7 дек. 1935 г. 37 Хотя некоторые термины («Имена») и могут иметь действенное значение в мистической жизни, например в практике умной молитвы. 38 Упрек в «антропоморфизме» особенно неожидан в устах о. C. Булгакова, который утверждает «человечность» Бога и учит о «небесном Богочеловечестве». См. «Агнец Божий», с. 136. 41 о. С. Булгаков приводит следующие тексты (с. 40): 1) 1Пет.1:20; 2 ) 1Кор.2:7; 3 ) Еф.1:4–10; 4 ) Еф.3:9–11; 5 ) Рим.14:24; 6 ) 2Тим.1:9; 7 ) Откр.13:8 . Рассматривая эти тексты, имея в виду различение между предопределением, предведением и промыслом, находим: 1) Говорится об искуплении от «суетной жизни» кровью Христа, предназначенном от века (Промысл); 2) Текст (читать целиком до ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Писание при изображении Царства Божия берет свои образы большею частию из жизни семейной. Бог есть «Отец Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» ( Еф.3:15 ). «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» ( Пс.102:13 ). Он хочет утешать нас, «как утешает кого-либо мать его» ( Ис.66:13 ). Высшее отношение между Богом и человеком, между Богом и Его Церковию, представляется под видом брачного человеческого союза ( Еф.5:23 и дал.). Церковь именуется невестою, женою ( Откр.21:9 ); еще в книге «Песнь Песней» она символизировалась в образе невесты. В устах Самого Иисуса Христа любимейшими являются слова и выражения, взятые из семейного обихода. Он называет Своих учеников «детьми», и особенно дорогих Ему в виду наступающей разлуки ( Ин.13:33 ; Мк.10:24 ). Все ревностные члены Его церкви являются членами как бы Его собственной семьи ( Мф.12:49–50 ). Так важно семейное состояние для Церкви и общества и для каждого человека в отдельности. Но семейство, имеющее такое важное нравственное значение во взаимных отношениях людей, определяет и нравственные отношения их к природе, указывая им на собственность и труд. В сущности, собственность уже предполагается существованием семейства, так как последнее невозможно без первой. А собственность должна быть приобретаема, и именно трудом, о котором уже первому мужу дана была заповедь: «в поте лица твоего будешь есть хлеб» ( Быт.3:19 ). Уже в пределах семьи видно, что собственность имеет не индивидуальную только, но и общественную важность, что она касается не только отдельных членов, но и всего семейства, насколько именно владение отца переходит к детям – наследникам. Без закона наследства не было бы надлежащего мотива для труда как средства обеспечения семейного благосостояния 21 . Что дети суть законные наследники своих родителей, это подтверждается Свящ. Писанием ( Быт.15:3 ; Лк.15:12 ; Гал.4:1 ). Современный социализм, стремящийся уничтожить частную семейную собственность и передать её в руки общества, является в этом отношении непримиримым врагом семьи 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Свойства Божией воли    а) Свобода (ατεξοσιον) Божией воли — это свойство, показывающее, что Бог во всем руководствуется силой Своей всесовершенной, самобытной, вечной, премудрой, неизменной природы. Как Своим бытием, так и Своей волей Бог абсолютно независим от всего внешнего, поэтому Божия воля действует по абсолютному самоопределению. Но эта абсолютная свобода всегда действует в совершенном согласии со всеми остальными Божиими свойствами.    Главное отличие Божия духа — это свобода: «Господь же дух есть; a идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор.3:17; ср.: Ин.4:24). Дух Господень разделяет духовные дарования «властию коемуждо якоже хощет» (1Кор.12:11). Совершенная свобода Божией воли проявилась в сотворении мира: «Вся, елика восхоте Господь, сотвори, на небеси и на земли, в морях и во всех безднах» (Пс.134:6; ср.: Пс.113:11; Дан.4:32; Иов.9:12, 23:13; Иер.27:5, 6; Притч.21:1; Откр.4:11). И не только в сотворении мира, но и в промышлении о мире, и в спасении мира проявляется свобода всесовершенной Божией воли, которая во всем руководствуется своей вечной добротой и святостью (см. Мк.10:18; 1Ин.1:5; Пс.5:5; Втор.32:4; Ин.9:31; Притч.3:32). Одним словом, Бог всё устрояет «по изволению воли Своей» (Еф.1:11, 5, 9; ср.: Рим.9:20, 21; Ис.29:16, 45:10; Иер.27:5).    Божественная истина Священного Писания о свободе Божией воли засвидетельствована Священным Преданием, особенно теми из святых отцов, которые опровергали заблуждения языческих философов и некоторых еретиков, проповедовавших, что Бог подчинен судьбе и сотворил мир по необходимости. Святые отцы доказывали истину Святого Откровения, согласно которой Бог не подлежит никакой необходимости, но как Существо абсолютно благое и абсолютно свободное принимает решения по Своей вечной и премудрой воле. Так, согласно святому Иринею, Бог, имея нечто в мысли, одновременно имеет это и в хотении, ибо весь Он — мысль (λος ννοια), весь — воля (λος ϑλημα). А святой Григорий Нисский говорит, что Божий ум и Божия воля так неразрывно внутренне соединены, что между ними нельзя вообразить никакого временного интервала; они всегда действуют совместно, одновременно, согласно.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

как дым... как одежда. Эти метафоры подчеркивают преходящую сущность тварного мира (50,9; ср. 24,4; 34,4; Пс. 67,2; 101,4.27 ; Ос. 13,3 ; Евр. 1,10.11 ; 2Пет. 3,10 ). Мое спасение. См. ком. к 12,2. правда Моя. См. ком. к 1,21. 51 в сердце закон Мой. См. Пс. 39,9 ; Иер. 31,31 ; Иез. 36,27 . 51 Восстань, восстань. Пророк от лица всех гонимых и угнетенных взывает к Богу о помощи. Раава. Очевидно, подразумевается египетский фараон периода исхода из Египта. крокодила. Исаия прибегает к образу этого животного, как к обобщенной метафоре силы, противостоящей Богу Творцу и Спасителю ( Иов 7,12 ; Пс. 73,13.14 ; Иез. 29,3–5; 32,2–6 ). Напоминая о поражении Египта, противостоявшего Божиему плану спасения Израиля, пророк обращается к заимствованному из культурного обихода соседствующих с Израилем народов образу водяного чудовища, тем самым соотнося исход из Египта с ныне описываемым исходом из Вавилона. И Вавилон, и Египет выступают олицетворением зла как противления воле Божией. 51 Утешитель. См. ком. к 40,1. 51 пленный... в яме. Эти слова относятся не только к плененным иудеям, но и ко всем, кто будет испытывать чувство беспросветного одиночества и скорби в день гнева Господня (42,7.22; 49,9.24.25; 52,2; 61,1). 51 Я Господь. См. ком. к 41,4. возмущающий море... волны его ревут. В ветхозаветной поэзии власть Бога над морской стихией является воплощением Его власти над всей вселенной ( Иов 26,12 ; Пс. 106,25 ; Иер. 31,35 ). Господь Саваоф. См. ком. к 1,9. 51 слова Мои в уста твои. Остаток Израиля представляется здесь прообразом Иисуса Христа (см. ком. к 49,2; 50,4). 51 Воспряни, воспряни. См. ст. 1,9; 52,1.11; ср. Еф. 5,14 ; ком. к ст. 9. чашу ярости Его... чашу опьянения. Метафора Божественного суда (29,9; 63,6; Пс. 74,9 ; Иер. 25,15–31 ; Иез. 23,31–34 ; Зах. 12,2 ; Ин. 18,11 ; Откр. 14,10; 16,19 ). 51 два бедствия. Т.е. опустошение земли и гибель населявших ее людей. 51 как серна в тенетах. Осада Иерусалима вавилонянами. 51 мучителям. Т.е. вавилонянам ( Плач 1,4.5.12; 3,32 ) и всем, кто будет преследовать и угнетать детей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Обращая внимание на состояние людей, верующих в Иисуса Христа, находятся ли они еще на земле, или уже переселились в мир иной, членами Церкви Христовой равно признают и первых, и последних; ибо эта перемена состояния ощутительна только в глазах наших, я Господь Бог «не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» ( Лк.20:38 ). В рассматриваемом нами отношении общеизвестно разделение Церкви Христовой на воинствующую или странствующую и на торжествующую («Послание восточных патриархов», чл. 10). Первым именем называется Церковь земная, которая, «не имея здесь постоянного града» ( Евр.13:14 ), и руководствуя в этой стране странствования духовных чад своих в горнее отечество, ведет непрерывную борьбу с врагами их спасения ( 1Пет.5:8–9 ; Ин.5:4 ; Еф.6:11–12 ). Последнее название обыкновенно дают Церкви небесной, заключающей в себе тех христиан, кои совершили уже свой земной путь, окончили свою борьбу со врагами спасения, и торжествуют теперь победу над ними вместе со Христом-Победителем смерти и ада и вместе со святыми ангелами ( 2Тим.4:7 ; Евр.12:22–23 ; Откр.3:21, 12:11–12 ). Очевидно, что Церковь торжествующая есть уже, так сказать, плод Церкви воинствующей; эта последняя родила, воспитала и привела, наконец, к цели всех тех, которые состоят ныне членами Церкви небесной. Церковь воинствующая называется еще Царством благодати или благодатным Царством Христовым, а торжествующая – Царством славы. Наконец, в смысле еще более тесном, но самом общеупотребительном и обыкновенном, Церковь Христова означает собственно одну лишь Церковь Новозаветную и воинствующую или благодатное Царство Христово. «Веруем, как и научены веровать, – говорят восточные патриархи в своем Послании (чл. 10), – в так именуемую, и в самой вещи таковую, то есть, единую, святую, соборную, апостольскую Церковь , которая объемлет всех и повсюду, кто бы они ни были, верующие во Христа, которые ныне, находясь в земном странствовании, не водворились еще в отечестве небесном». Сам Христос Спаситель называл Церковью именно общество верующих, живущих на земле. Когда христианин, каким-либо образом согрешивший против брата, не раскается ни после частного обличения, наедине, ни после увещания при двух или трех свидетелях, то обиженный брат, по заповеди Спасителя, должен подвергнуть обидчика суду целого христианского общества или Церкви; «скажи Церкви, а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). В этом смысле будем принимать Церковь и мы, при настоящем изложении учения о ней. В Священном Писании Церкви даются и другие имена: Царство Небесное ( Мф.13:24, 31, 33, 47, 20:1 ), Царство Божие ( Мк.4:26, 30 ; Лк.13:18, 20 ), Дом Божий ( 1Пет.4:17 ; 1Тим.3:15 ). Тело Христово ( Еф.1:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

слышал голос… между двух херувимов» ( Чис.7:89 ). «Назначение изображений херувимов», – замечает еп. Сильвестр , – «состояло не в чем ином, как в том, чтобы от наглядно представляемых ими известных евреям и чтимых ими существ высшего духовного мира, как блаженных слуг и посредников Божиих ( Быт.3:24, 24:7, 28:12–13 ; Иис. Нав.5:13–15 и др.), их благоговейные мысли и чувства беспрепятственнее и удобнее могли восходить к Самому Богу, видимым представителем Которого в скинии был ковчег завета». 353 25) Ни строки в Новом Завете нет об иконопочитании. О всем в слове Божием написано кратко ( 1Пет.5:12 ; Еф.3:3 ; ср. Ин.21:25 ). Для нас довольно кратких указаний ( Мк.11:11, 17 , ср. Иез.41:17–20; 25 ; Деян.5:15, 22:17, 24:11 ). По примеру Иисуса Христа мы делаем вывод из вышеуказанных мест о том, что святые иконы и почитание их в Новом Завете не отменены. Так Он саддукеям говорил: «заблуждаетесь, не зная писаний... Α о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я – Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова?» ( Мф.22:29–32 ). Господь приводит слова, сказанные Богом «из среды куста» Моисею ( Исх.3:6 354 ). Ни строки в книге Исход не написано о воскресении мертвых, а Иисус Христос указывает, что именно в приведенном Им тексте говорится о воскресении мертвых, т.е. нужно было саддукеям сделать вывод из слов: «Я Бог Авраама..», что «Бог не есть Бог мертвых, а живых». Где написано, спросим мы сектантов, вешать в домах (с искусством устроенные) таблицы с текстами Священного Писания? 26) Иконы иногда пишут люди дурной жизни. Α Библию не печатают ли такие же люди? Однако же сектанты не отвергают ее. Иконы освящаются «словом Божиим и молитвою» ( 1Тим.4:5 ). Скиния со всеми принадлежностями была освящена по повелению Божию. В храме Соломоновом иконы херувимов и все золотые, серебрянные, медные и деревянные предметы, сделанные язычником Хирамом – Авиею ( 2Пар.4:16 ), были освящены, и «слава Господня наполнила храм» ( 3Цар.8:10–11 , ср. 3Цар.8:63 ). 27) Зачем на иконах лики святых пишутся с сиянием и венцами? Венец – символ награды за добрую христианскую жизнь ( 2Тим.4:8 ; 1Кор.9:25 ; Откр.4:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Деятельное учение веры имеет целию то, что бы во 1–х, в людях, преданных плотской и чувственной жизни возбудить желание духовной жизни, еда како даст им Бог покаяние в разум истины ( 2Тим.2:25 ). 2., начавших духовную жизнь утвердить в решимости преуспевать и усовершаться в духовной жизни: и о сем молюся, да любовь ваша еще паче и паче избыточествует в разуме и во всяцем чувствии, во еже искушати вам лучшая, да будете чисти и непреткновенни в день Христов ( Флп.1:9–10 ). 3., как тем так и другим облегчить способы ко достижению возможного для них в настоящей жизни духовного совершенства: дондеже достигнем вси в соединение вры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в мру возраста исполнения Христова: 14 да не бываем ктому младенцы ......15. ( Еф.4:13–14 ). 4., всех же вообще и совершенных и несовершенных и усовершаемых научить – соответственно званию Божию и духовным дарованиям, остальное во плоти время жить уже не по человеческим похотям но по воли Божией ( 1Пет.4:2 ), дабы таким образом все и каждый в своей мере и степени достигали того блаженного единения с Богом, о коем Спаситель молил некогда Бога Отца: да вс едино будут: как Ты, Отче, во мн, и Я в Теб, так и они да будут в нас едино: Я в них, и Ты во мн, да будут совершени во едино ( Ин.17:21, 23 ), Образ изложения деятельных истин Хотя главная цель деятельного Богословия (не смотря на различное изображение оной в Писании, ( 1Кор.6:17 ), ( 1Сол.4:7 ), ( 1Тим. 4:8 ), ( Мф.3:3, 12 )), в духе своем есть одна ( 1Тим. 1:5 ) сл. ( Евр. 12:14 ), именно возведения человека к Богоподобию; равно и путь к достижению цели есть один, именно: путь Христов ( Откр.9:23–24 ) или путь совлечения ветхого человека ( Кол. 3:5 ), ( Рим.13:14 ), впрочем, по различному образу шествия путем сим, каковый опытно показали христианские подвижники/из коих одни достигали духовного совершенства внешними трудами, а другие внутренним сокровенным путем очищения/. Учители духовной жизни, особенно различая сии два вида христианской жизни, как главнейшие, самое деятельное Богословие разделяют на два главные вида,– на Богословие подвижническое и таинственное, где по свойству того и другого образа действия, и деятельные истины излагают приспособительно или к образу жизни подвижнической, или созерцательной и таинственной, судя по употреблению сего слова в Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Лука. Евангелист Лука. Сопровождал Павла во время значительной части его второго и третьего миссионерских путешествий. 4 Марка возьми и приведи с собою. Иоанн Марк покинул Павла и Варнаву во время их первого миссионерского путешествия ( Деян. 13,13 ), что привело к разрыву между двумя миссионерами ( Деян. 15,37–39 ). Впоследствии Марк вновь вернул себе расположение Павла ( Кол. 4,10 ; Флм. ст. 24). Теперь же, под конец своей жизни, Павел хочет видеть его. 4 Тихика. Тихик сотрудник Павла (см. Деян. 20,4 ; Еф. 6,21 ; Кол. 4,7 ; Тит. 3,12 ). в Ефес. Тихик должен доставить Тимофею это послание и остаться служить вместо него. 4 фелонь. Одеяние из грубой шерсти для защиты от холода и сырости. Павел говорит о скором наступлении зимы (ст. 21). в Троаде. Троада портовый город, связывающий римские провинции Асия и Македония, через который Павел следовал во время второго и третьего миссионерских путешествий ( Деян. 16,8.11; 20,5.6 ). у Карпа. Более нигде в НЗ не упоминается. книги, особенно кожаные. Имеются в виду книги на пергаменте. Об их содержании ничего не известно, возможно, это были тексты Ветхого Завета. 4 Александр медник. См. ком. к 1Тим. 1,20 . много сделал мне зла. Об этом в НЗ больше нигде не говорится. Да воздаст ему Господь по делам его. В день Последнего суда ( Мф. 16,27 ; Рим. 2,6 ; Откр. 22,12 ). 4 При первом моем ответе. Во время предварительного разбора дела Павла, до суда, которого он в данное время ожидает (см. Введение: Время и обстоятельства написания). Да не вменится им. Всепрощение перед лицом смерти, подобно Христу ( Лк. 23,34 ) и Стефану ( Деян. 7,60 ). 4 Господь же предстал мне и укрепил меня. Павел на опыте знает, что может всегда положиться на силу и могущество Пославшего его ( 2Кор. 12,9.10 ; Флп. 4,11–13 ). дабы через меня утвердилось благовестие. Вероятно, Павел имеет в виду то, что во время разбирательства его дела он имел возможность проповедовать слово Божие. и услышали все язычники. Павел проповедовал на общественном форуме (собрании) в самом центре Римской империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Перейдем к другому твоему положению. Ты говоришь, что младенцы без крещения чисты от Адамского греха: они искуплены от него кровью Спасителя. Но ведь этой кровью искуплен и мир весь от грехов ( Мф.26:28 ; Еф.1:7 : Тит.2:14 ; Евр.1:3 ; Откр.1:5 и др.). А скажешь ли ты, что тем самым он уже свят и спасен? – Нет ты не можешь так говорить. Слово Божие учит нас, что спасутся и оправдаются кровию Христовой только верующие и крестящиеся в Сына Божия ( Деян.10:43 ; Деян.26:18 ; Деян.2:38 ; Рим.3:24 ; Мк.16:16 ). Неверующие в Него уже осуждены ( Ин.3:18 ) и умрут во грехах своих ( Ин.8:21 ; Ин.9:41 ). Отчего это? Оттого, что кровь Христова омывает лишь погружающихся в нее, – тех, которые духовно прививаются ко Христу, становятся благодатными детьми Его через крещение ( Гал. 3, 27 ; Рим. 8, 9 ). Припомни, брат, ведь я довольно подробно изъяснил вам эту истину в начале беседы. Ужели ты меня не понял? – А если понял, то «не противоречь истине», по заповеди премудрого Сираха, и стыдись своего упорства ( Сир. 4, 29 ): признай, что без крещения кровь Христова никого не очищает от грехов ( Деян. 2, 38 ; 1Кор. 6, 11 ). – Но как же Ап. Павел называет христианских детей «святыми» без крещения? – перебил меня Поликарп. – Кто тебе сказал, что именно некрещенных детей Апостол именует святыми ? – спросил я его в свою очередь. – Вот еще вопрос! Известно, что при Апостолах детей не крестили; обычай этот завелся в Церкви с 5-го века, с Карфагенского собора, что ли... И Поликарп, отираясь платком, повернулся к своим – «братьям», как бы ища у них поддержки. Он, видимо, смущен был моим вопросом и лишь притворялся по-прежнему равнодушными. «Братья» не оказали, однако, ему существенной помощи. Они ограничились бессвязным гуденьем... Я повторил вопрос: – укажите нам точно , где в Новом Завете некрещеные люди называются святыми , а голые слова, будто «при Апостолах детей не крестили», – не доказательство. – Что же касается вашей попытки оправдаться от церковной истории, то я должен сказать вам, что не с 5-го века в Христовой Церкви начали крестись детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010