Если бы Апостол сказал: о Сыне Своем, каков Он чрез воскресение из мертвых 17 , то указывал бы на одного Сына; но он говорит: о сыне Своем (сделавшемся таковым) чрез воскресение от мертвых Иисуса Христа, Господа нашего. Однако, кто сделался сыном Божиим чрез воскресение Христа, это яснее показывает (в словах): о Сыне Своем, бывшем (Ему) от семени Давидова по плоти, нареченнем Сыне Божии. Ибо не Господь (Иисус Христос) наш предназначен в Сына Божия, так как Он Бог и равен Отцу, и кто из чего создан, тот то и есть 18 . — Но тот, которому Бог говорит в крещении, по свидетельству Луки: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя 19 ; тот от семени Давидова, кто соединился с начальствующим Духом и сам соделался сыном Божиим, чрез воскресение Господа нашего Иисуса Христа, то есть пока воскресает во Христе семя Давидово, — а не Тот, о Котором сам Давид сказал: рече (так говорит) Господь Господеви моему (Пс 109:1). И так, двое 20 стали одною плотью, Слово плоть бысть (Ин 1:14) и плоть сделалась Богом, так как мы не от крови, но от Бога родились. Апостол говорит: будета два в плоть едину. Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (Еф 5:31–32). Ибо одно семя (unumsemen) обетовал Бог Аврааму, чтобы все те, которые соединятся со Христом, были одно (unus) во Христе, как говорит Апостол: вси бо вы едино есте о Христе Иисусе. Аще ли вы Христовы 21 : убо Авраамле семя есте, и по обетованию наследницы (Гал 3:28–29). Но есть разница между едино (unum) есте и едино (unus) есте. Одно суть двое, всякий раз, как они соединяются друг с другом волею, как и Господь говорит: Аз и Отец едино есма (Ин 10:30). А всякий раз, как они соединяются телесно и сливаются в одну плоть, они суть одно тело. Итак, во главе Своей Он — Сын Божий, и, Бог в теле Своем, Он есть сын человеческий 22 , который ежедневно приходит раждаясь и возрастает в святой храм Божий. Ибо храм двучастен, и одна из частей его, хотя бы и была построена из больших камней, разрушается: и не останется в нем камня на камне. Этого непрестанного явления нам нужно остерегаться до тех пор, пока Церковь не удалится из среды его.

http://pravmir.ru/kniga-o-semi-pravilah/

Есть еще и другие силы, таинственные силы, которые Он поставил служить нам, силы, которых мы не видим нашими телесными глазами. Итак, что же мы ответим Ему в день Суда, или какого блага лишил Он нас, какого не сотворил для нас? Не умерли ли пророки ради нас? Не терпели ли апостолы гонения ради нас? Или Сын Его Возлюбленный не умер ли за нас всех? И ныне мы должны приготовить себя, чтобы прийти к Творцу нашему в святости. Ибо Творец увидел, что никакое из Его созданий, ни даже святые, не могли исцелить великую рану в наших членах. Потому, будучи Отцом творениям, Он ведал немощь всего ума их, и сотворил им милость по великой Своей любви, и не пощадил Сына Своего Единородного ради спасения всех нас, но предал Его за грехи наши (Рим.8:32). И беззакония наши уничижили Его, и ранами Его мы все исцелились (Ис.53:5). И Он собрал нас со всех концов земли словом силы Своей, чтобы совершить воскресение ума нашего от земли, уча нас, что мы - члены друг другу (Еф.4:25). Потому надлежит нам, приближаясь к Творцу нашему, упражнять наш ум и чувства, чтобы понимать различие добра и зла и знать все благодеяния Иисуса в Его пришествие, как стал Он, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15). Но по нашему великому нечестию и восстанию зла, и плачевному нашему непостоянству пришествие Иисуса стало для иных безумием, а для иных - камнем преткновения, но для других - приобретением; для некоторых - премудростью и силой; для некоторых - воскресением и жизнью (1Кор.1:23-24). И да будет вам известно, что пришествие Его стало судом для всего мира, ибо сказано, что наступают дни, говорит Господь, и все сами будут знать Меня, от малого до большого, и уже не будет учить человек другого, и брат брата, и говорить: " познайте Господа " , ибо Я сделаю, чтобы имя Мое было слышно во всех концах земли; и потому заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, ибо, познав Бога, они не восславили Его как Творца своего (Иер.31:34. Рим.3:19. 1:21) по неразумию своему, из-за которого не могли они воспринять Его мудрости, но каждый из нас по собственной воле предал себя злу и стал рабом ему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/50/f...

Есть еще и другие силы, таинственные силы, которые Он поставил служить нам, силы, которых мы не видим нашими телесными глазами. Итак, что же мы ответим Ему в день Суда, или какого блага лишил Он нас, какого не сотворил для нас? Не умерли ли пророки ради нас? Не терпели ли апостолы гонения ради нас? Или Сын Его Возлюбленный не умер ли за нас всех? И ныне мы должны приготовить себя, чтобы прийти к Творцу нашему в святости. Ибо Творец увидел, что никакое из Его созданий, ни даже святые, не могли исцелить великую рану в наших членах. Потому, будучи Отцом творениям, Он ведал немощь всего ума их, и сотворил им милость по великой Своей любви, и не пощадил Сына Своего Единородного ради спасения всех нас, но предал Его за грехи наши (Рим.8:32). И беззакония наши уничижили Его, и ранами Его мы все исцелились (Ис.53:5). И Он собрал нас со всех концов земли словом силы Своей, чтобы совершить воскресение ума нашего от земли, уча нас, что мы — члены друг другу (Еф.4:25). Потому надлежит нам, приближаясь к Творцу нашему, упражнять наш ум и чувства, чтобы понимать различие добра и зла и знать все благодеяния Иисуса в Его пришествие, как стал Он, подобно нам, искушен во всем, кроме греха (Евр.4:15). Но по нашему великому нечестию и восстанию зла, и плачевному нашему непостоянству пришествие Иисуса стало для иных безумием, а для иных — камнем преткновения, но для других — приобретением; для некоторых — премудростью и силой; для некоторых — воскресением и жизнью (1 Кор.1:23–24). И да будет вам известно, что пришествие Его стало судом для всего мира, ибо сказано, что наступают дни, говорит Господь, и все сами будут знать Меня, от малого до большого, и уже не будет учить человек другого, и брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо Я сделаю, чтобы имя Мое было слышно во всех концах земли; и потому заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, ибо, познав Бога, они не восславили Его как Творца своего (Иер.31:34. Рим.3:19. 1:21) по неразумию своему, из–за которого не могли они воспринять Его мудрости, но каждый из нас по собственной воле предал себя злу и стал рабом ему.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=686...

Есть еще и другие силы, таинственные силы, которые Он поставил служить нам, силы, которых мы не видим нашими телесными глазами. Итак, что же мы ответим Ему в день Суда, или какого блага лишил Он нас, какого не сотворил для нас? Не умерли ли пророки ради нас? Не терпели ли апостолы гонения ради нас? Или Сын Его Возлюбленный не умер ли за нас всех? И ныне мы должны приготовить себя, чтобы прийти к Творцу нашему в святости. Ибо Творец увидел, что никакое из Его созданий, ни даже святые, не могли исцелить великую рану в наших членах. Потому, будучи Отцом творениям, Он ведал немощь всего ума их, и сотворил им милость по великой Своей любви, и не пощадил Сына Своего Единородного ради спасения всех нас, но предал Его за грехи наши ( Рим.8:32 ). И беззакония наши уничижили Его, и «ранами Его мы все исцелились» ( Ис.53:5 ). И Он собрал нас со всех концов земли словом силы Своей, чтобы совершить воскресение ума нашего от земли, уча нас, что мы – члены друг другу ( Еф.4:25 ). Потому надлежит нам, приближаясь к Творцу нашему, упражнять наш ум и чувства, чтобы понимать различие добра и зла и знать все благодеяния Иисуса в Его пришествие, как стал Он, «подобно нам, искушен во всем, кроме греха» ( Евр.4:15 ). Но по нашему великому нечестию и восстанию зла, и плачевному нашему непостоянству пришествие Иисуса стало для иных безумием, а для иных – камнем преткновения, но для других – приобретением; для некоторых – премудростью и силой; для некоторых – воскресением и жизнью ( 1Кор.1:23–24 ). И да будет вам известно, что пришествие Его стало судом для всего мира, ибо сказано, что наступают дни, говорит Господь, и все сами будут знать Меня, от малого до большого, и «уже не будет учить человек другого, и брат брата, и говорить: «познайте Господа " " ( Иер.31:34 ), ибо Я сделаю, чтобы имя Мое было слышно во всех концах земли; и потому «заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом» ( Рим.3:19 ), ибо, познав Бога, они не восславили Его как Творца своего ( Рим.1:21 ) по неразумию своему, из-за которого не могли они воспринять Его мудрости, но каждый из нас по собственной воле предал себя злу и стал рабом ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

Из Огласительных бесед. Беседа третья Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 30 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 36, 2003 Его же [святителя Иоанна Златоуста] последняя Огласительная беседа с готовящимися к просвещению 1. Последний день оглашения ныне, потому и я, последний из всех, пришел преподать последнее [наставление]. Пришел же я в последний раз возвестить вам, что спустя два дня грядет Жених 1 . Но [уже теперь] восстаньте, возьмите светильники и ярким светом встречайте Царя небес. Восстаньте и бодрствуйте, ибо не днем, но в полуночи Жених к вам грядет: ведь таков обычай брачной церемонии, чтобы поздним вечером вручать невест женихам. Но, услышав лишь, что грядет Жених, не оставьте без внимания это слово, ибо оно поистине велико и исполнено человеколюбия. [Христос] не человеческой природе повелел возвратиться к Нему, но Сам к нам пришел. Таков брачный закон, чтобы жених приходил к невесте, даже если он самый богатый, а она проста и презренна. Однако нет ничего удивительного, что так происходит у людей: как бы ни было велико различие в достоинстве, природа у них одна. Даже если жених богат, а невеста бедна и проста, у обоих та же самая природа. Дивно же сие в отношении Христа и Церкви: Сущий Бог, обладатель блаженной и чистой сущности — а вам известно, какова пропасть между Богом и людьми 2 , — соблаговолил снизойти до нашей природы и, оставив Отчий дом, не в силу изменения, но благодаря домостроительству по плоти, поспешил к невесте. Зная об этом, сам блаженный Павел, дивясь такому преизбытку попечения и почести, громко возопил и сказал: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:31–32). 2. И что удивительного, если [Жених] пришел к невесте, тогда как Он не отказался и душу за нее положить? Ведь несомненно ни один жених не положил душу за невесту, ибо никто, ни один любящий, хотя бы и сильно одержимый [страстью], не воспламеняется таким чувством к своей возлюбленной, с каким Бог желает спасения душ наших. “Пусть надлежит Мне быть преданным оплеванию, — говорит Он, — и бичеванию, взойти на самый Крест, — не откажусь быть распятым, чтобы получить невесту”. Сие Он претерпел и перенес, не будучи вовсе поражен ее красотой, ибо ничего более постыдного и безрадостного, чем она, не было доселе. Послушай, как Павел описывает ее безобразность и позор: Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит 3:3). Друг друга мы ненавидели (такова была преизбыточность злобы!). Бог же нас, ненавидящих друг друга, [не только] не возненавидел, но, пребывающих в столь гнусном виде, в таком воистину обезображенном состоянии души, спас.

http://pravmir.ru/iz-oglasitelnyih-besed...

Из приведенных текстов видно также, что возложение рук должно быть совершаемо Апостолами и теми, которых они облекли полным священством, то есть епископами. Поэтому восточная Церковь верует, что уполномоченный совершать таинство священства есть епископ и что без возложения рук епископом священство не может быть сообщено. Брак Брак может быть рассматриваем в трех видах: 1) как естественный договор между мужчиною и женщиною на сожительство, 2) как гражданский договор, при котором гражданскою властью сообщается естественному договору гласность и законность, и 3) как таинство или священное действие, которым мужчина и женщина соединяются духовно, согласно установлениям Церкви. Только последний вид брака дозволителен христианам, ибо Иисус Христос установил, что союз между мужчиною и женщиною делается законными только при духовном их соединении. Таково учение восточной Церкви, – утверждающееся относительно установления брака Самим Иисусом Христом на следующих словах Апостола Павла: «оставит человек отца своего и мать, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна Сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви». (Еф. 5:31–32). Итак, существует брак «во Иисусе Христе и в Церкви», отличающейся от простого естественного совокупления, и брак этот Апостолом Павлом назван таинством. Апостол говорит о нем, как о существовавшем в его время установлении. А то, что изначала совершалось Апостолами, может быть лишь Божественным установлением, исходящим от Самого Иисуса Христа. Восточная Церковь не считает брак обязательным для каждого. Она верует, что девство, духовно и по нравственным побуждениям соблюдаемое, – выше брачного состояния, так как по словам Священного Писания; «не все вмещают слово сие, но кому дано». (Ев. от Мф. 19:11 ). «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться... Не женатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом, и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу... По сему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше». ( 1Кор. 7:8–9, 32–34,38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Ин.11:25–26 . «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли сему?». Объясн. Здесь ясное доказательство всеобщего воскресения мёртвых: Мф.22:31–32 . Верующий в Господа и исполняющий волю Его духовно не умрёт вовек: Ин.8:51 , что, конечно, не исключает смерти телесной: Евр.9:27 . 1Кор.15:29 . «Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?». Объясн. Эти слова сказаны апостолом при разъяснении мысли о воскресении мёртвых, так как между Коринфскими христианами некоторые отрицали воскресение мёртвых: ст.12, а между тем мысль об этом воскресении апостол ясно подтвердил: ст.13–14:21–22. Еф.2:4–5 . «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены». Объясн. Тесная связь между Христом – главой и верующими членами Его тела – Церкви делает возможным то, что с оживлением главы: 1Кор.6:14 , оживают и прочие члены: Рим.6:4:8, 8:11 ; 1Кор.15:22–23 ; а с жизнью соединится и слава для тех членов, которые как ветви пребывают до конца на лозе – Христе: Ин.15:4:14:2 . Откр.20:4–6 . «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Объясн. На этом худо истолкованном месте основывала свои заблуждения секта хилиастов, или тысячелетников, которые ожидали возвращения Иисуса Христа на землю и воцарения Его на 1000 лет среди праведников. Но как во всём Апокалипсисе, так и здесь – речь переносная. 1000-летнее царствование Христа не на земле и не во плоти, но на небе и в духе. Самое воскресение праведников есть соединение в загробной жизни со Христом: Флп.1:23 . С Ним они и царствуют, т.е. наслаждаются блаженством, хотя не в полной мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Ин.12:30 .  Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Христос, конечно, и без такого знамения знал, что хотел сказать Ему Отец. Голос был для окружавших Господа иудеев, которые должны были бы обратить внимание на такое чудесное свидетельство о Христе, но по своей невосприимчивости (ср. Ин.5:37 ) все-таки не поняли, что таким образом Сам Бог звал их ко Христу. Ин.12:31 .  Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. После этого замечания, сделанного Христом по отношению к народу, Господь снова возвращается к речи о том, что «час Его» принесет всему человечеству. Теперь тот суд ( κρσις), который начался с выступлением Христа на служение (ср. Ин.3:19, 5:22, 24, 30 ), подходит к своему концу. Мир, осуждая Христа на смерть, полагает, что этим он совершенно устранит Его от всякого влияния на свою жизнь, а на самом деле не Христос, а этот самый враждебный Христу грешный мир теперь подвергается осуждению. Вместе с тем, изгнан будет из мира вон (согласно некоторым древним кодексам, «вниз» – κτω) и владыка этого мира ( «князь») или диавол ( Еф.2:2 ). Решение о диаволе будет произнесено «ныне», т.е. в час смерти Христа, но исполнение этого решения будет совершаться постепенно, с приобретением все новых и новых последователей Христу, почему Христос и говорит не «изгнан», а «изгнан будет» (ср. Ин.16:11 ). Ин.12:32 .  И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Выражение «вознесен буду» ( ψωθ) Господь употребляет здесь в том же двойственном значении, как прежде (см. комментарии к Ин.3:14 ): Его вознесение на крест станет для Него средством к вознесению на небо. С другой стороны, это вознесение является средством для того, чтобы всех людей, в том числе и «эллинов» (стих. 20), привлечь ко Христу, под Его власть. Когда Христос будет на небе, то Он уже не будет находиться в тесных рамках одной национальности, к которой Он принадлежал по рождению, а будет Господом «всех» ( Рим.10:12 ). Ин.12:33 .  Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

К сему греху в некоторой степени относятся все слова и действия, противные любви и неправедно нарушающие спокойствие и безопасность ближнего, даже внутренняя ненависть, хотя бы она и не обнаруживалась. Всякий, ненавидящий брата, есть человекоубийца. ( 1Ин. 3:15 ) 7 . Каким образом тайная ненависть может вредить ближнему? Если бы человек, ненавидящий ближнего, и старался скрывать свое злое чувство под видом ласкового и приятного обращения; сердце наше слышит, с кем имеет дело, и невольно стесняется в чувстве любви к нему и доверия. Тайная ненависть возмущает внутренний мир у ближнего, причиняет тревогу и беспокойство душе его, которых слабые духом не могут преодолеть и подвергаются унынию. Когда запрещается вредить жизни ближнего, то тем самым что повелевается? 1) Помогать бедным. 2) Служить больным. 3) Утешать печальных. 4) Облегчать состояние несчастных. 5) Со всеми обходиться кротко, любовно и назидательно. 6) Примириться с гневающимися. 7) Прощать обиды и благотворить врагам. Св. Апостол Павел учит нас: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью, в почтительности друг друга предупреждайте». ( Римл. 12:10 ). «Мы сильные должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему во благо, к назиданию». (15:1,2). » Слово ваше да будет всегда с благодатью, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». ( Кол. 4:6 ). » Гневаясь не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем». ( Еф. 4:26 ). » Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас. Но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас». (31:32). «Носите бремена друг друга и таким образом исполните закон Христов» ( Гал. 6:21 ). Какие побуждения представляются к тому, чтобы благотворить врагам? 1-е) Это – заповедь Господа нашего Иисуса Христа. «Я говорю вам, – сказал Господь, – любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». ( Мф. 5:44 ). Кто исполняет эту заповедь, тот есть истинный последователь Господа Иисуса Христа – и приносить ему благодарственную жертву за бесконечную Его любовь к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

К этому трупу ведёт оная Вечеря; без неё невозможно получить его, как с исторгнутыми глазами нельзя видеть свет. Поскольку не вкушающие Вечери не имеют жизни в себе самих, то как Бессмертный может быть главой мёртвых членов? Одна сила Трапезы, и Один предлагает её в том и другом мире, и одно есть брачный чертог, другое приготовление к брачному чертогу и иное есть сам Жених” 18 . А те, кто не “летит” на Вечерю, кто не вкушает Трапезы, тот может услышать то, что услышал Иерусалим: сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф 23:37–38). Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя… (Песн 3:2). Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа, но единственная — она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей. Увидели ее девицы, и — превознесли ее, царицы и наложницы, и — восхвалили ее (Песн 6:8–9). В книге Песни Песней Соломона “возлюбленный” и “возлюбленная” — прообразы Христа и Церкви: и вот, здесь больше Соломона (Мф 12:42). 31. Будет ли собрание в Церковь действительно Церковью, если оно не продолжение Тайной Вечери, не Таинство таинств, не таинство Церкви? “Так совершенно это таинство, высшее всякого Таинства, и приводит к самой вершине благ; потому и всякой человеческой ревности последний предел здесь же. В нём мы сообщаемся с Самим Богом, и Бог соединяется с нами совершеннейшим единением. Сделаться единым духом с Богом — какое лучшее может быть единение? Другим Таинствам быть совершенными дарует только одно из Таинств — Евхаристия, и помогает им в самом совершении, так как без неё они не могут совершать А Божественный Дионисий говорит, что и священные Таинства не совершали бы, и сами не имели бы силы, если бы не была предложена Священная Трапеза Таковую силу и благодать имеет Вечеря для приобщающихся, если приступим к ней чистыми от всякого зла и впоследствии не привнесём ничего лукавого; ибо когда мы таковы и так приготовлены, ничто не препятствует Христу преискренно соединиться с нами. Тайна сия велика (Еф 5:32) — говорит блаженный Павел, восхваляя это единение. Ибо это и есть тот знаменитый брак, на который Всесвятый Жених, как деву, приводит невесту свою — Церковь” 19 .

http://pravmir.ru/sobranie-v-tserkov/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010