12. Итак, Христос изображается в Писании иногда, как Слово, равное Отцу, иногда — как посредник, когда говорится, что «Слово стало плотью, и обитало с нами» (Ин.1:14), или когда говорится, что Единородный Сын Божий «не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба... смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2:6-8). Иногда же изображается Иисус Христос так, что мы видим главу и тело, когда апостол объясняет, например, слова, сказанные о муже и жене в книге Бытия: «и будут... одна плоть» (Быт. 2:24). Вникните в объяснение апостола. «Будут, — говорит, — двое одна плоть» , и далее прибавляет: «Тайна сия велика». И чтобы кто не подумал тут о плотском соединении мужеского и женского пола, апостол добавляет: «Я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:31-32). Сообразно с этим нужно понимать и слова Евангелия: «И будут два одною плотию, так что они уже не двое, а одна плоть» (Мф.19:5-6). И что жених и невеста, то глава и тело, потому что муж есть глава жены. Итак, скажу ли я: глава и тело, или: жених и невеста, считайте это за одно. И потому тот же апостол, когда был еще Савлом, услышал такие слова: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян.9:4), так как тело одно с главою. И когда, будучи уже апостолом Христовым, он стал терпеть от других то, что сам причинял, будучи гонителем, он говорит: «Ныне... восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол.1:24), тем показывая, что к страданиям Самого Христа относится то, что претерпевал он. Этого нельзя относить к главе, которая на небе и уже ничего такого не терпит, но к телу, т.е. к Церкви, которая, будучи соединена со своею главою, есть единый Христос.    13. Итак, постарайтесь представить из себя достойное тело для такой главы, достойную невесту для такого жениха. Не может иметь глава та иного тела, как только достойного себя, ни муж столь великий не может иметь иной, кроме как только достойной жены, «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного» (Еф.5:27). Церковь — эта невеста Христова, не имеющая пятна или порока. Не хочешь иметь пятна? — Исполняй, что написано: «Омойтесь, очиститесь, удалите нечистоту из сердец ваших» (Ис.1:16) [«Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих»]. Не хочешь иметь порока? — Распинай себя; не только нужно, чтобы ты омывался, но чтобы старался быть без пятна и порока. Чрез баню омовения очищаются грехи, чрез распятие является желание будущего блаженства (спасения), ради коего и Христос пострадал. Слушай самого апостола, которого, по его словам, спас Господь «не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения» (Тит.3:5). Слушай его, сораспявшегося Христу: «Я, — говорит он, — забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3:13-14).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2789...

Святые апостолы — первые святые свидетели о Господе Иисусе и Его богочеловеческом домостроительстве спасения мира (Ср. Деян 1:8, 22, 2:32, 3:15, 4:33, 5:32, 10:39, 41—42, 13:31, 22:15, 26:16; Ин 21:24—25; Лк 24:48); а их жития — живые и бессмертные свидетельства о Евангелии Спасовом как новой жизни, жизни благодатной, святой, богочеловеческой, и потому всегда чудотворной, чудотворной и истинной, как чудотворна и истинна и сама жизнь Спасителя. А христиане? Христиане это люди, через которых из поколения в поколение до конца мира и века продолжается святая, богочеловеческая жизнь Христова, и все они составляют одно тело, Христово тело ­­ Церковь, они сотелесники Христовы и друг другу члены (1 Кор 12:27, 12—14, 10:17; Рим 12:5; Еф 3:6). Поток бессмертной божественной жизни истек, и течет непрерывно из Господа Христа, и христиане им уплывают в вечную жизнь. Христиане суть Евангелие Христово — продолженное сквозь все века рода человеческого. В «Житиях святых» все обыкновенно, как и в Святом Евангелии, но и все необыкновенно, как во Святом Евангелии; но и то и другое — беспримерно истинно и реально. И притом истинно и реально той же богочеловеческой истинностью и той же богочеловеческой реальностью; и засвидетельствовано той же святой силой, божественной и человеческой: божественной всесовершенным образом и человеческой — опять же всесовершенным образом.    «Жития святых»? — Здесь мы на небе, потому что земля становится небом через святых Божиих. Здесь мы среди ангелов во плоти, среди христоносцев. А там, где они, там и весь Господь в них, и с ними, и среди них; там вся Вечная Истина Божественная, и вся Вечная Правда Божественная, и вся Вечная Любовь Божественная, и вся Вечная Жизнь Божественная.    «Жития святых»? — Здесь мы в раю, где пышно разрастается и растет все божественное, святое, бессмертное, вечное, праведное, истинное, евангельское. Потому что в каждом святом крестом процветало древо жизни вечной, божественной, бессмертной, и принесло много плода. А крест вводит в рай, вводит и нас за разбойником, который, на ободрение наше, первым вошел в рай после Всесвятого Божественного Крестоносца — Господа Христа, и притом вошел с крестом покаяния.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

3: 14). Милость соделывает человеков, преисполненных ею, богоподобными (Мф. 5: 44, 48; Лк. 6: 32, 36)! Блаженни милостивии, яко тии помиловани будут (Мф. 5: 7); суд же без милости несотворшим милости (Иак. 2: 13). Аминь. См. также: - Книги святитель Игнатия (Брянчанинова) в Озоне - Неделя о страшном суде Thu, 24 Feb 2011 09:35:27 GMT This XML file does not appear to have any style information associated with it. The document tree is shown below. version="" html-attribute-value " > 2.0 " > Завет ru http://www.zavet.ru/a/ Zavetru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png http://www.zavet.ru/a/ Свт. Игнатий (Брянчанинов): Поучение в неделю мясопустную http://www.zavet.ru/a/post_1298529327.html Святитель Игнатий (Брянчанинов) Приидет Сын человеческий во славе Своей (Мф. 25: 31). Возлюбленные братия! Недавно мы созерцали Господа нашего Иисуса Христа родившимся в вертепе, обвитым пеленами, положенным в яслях, приявшим на Себя вместе с человечеством все немощи человеческие, кроме греха; недавно мы созерцали Его, гонимого Иродом, бежащего от меча убийц в Египет, возвращающегося в Иудею, не дерзающего остановиться в ней, помещающегося на жительство в Назарет, бедном и малозначащем городе неславной Галилеи, приемлющего крещение наравне с нуждающимися в крещении, проповедующего покаяние и наступление Царства Небесного. Созерцали мы это недавно и готовимся к новому созерцанию, к новому, самому поразительному зрелищу. Чтоб соделаться по возможности человеческой достойными этого зрелища, мы намереваемся заняться предочищением своих духовных очей – ума и сердца – подвигом поста. Мы намереваемся утончить при посредстве постного подвига самую плоть нашу, чтоб эта завеса, которою занавешено духовное естество наше, не была излишне густа и непроницаема, не воспрепятствовала нам воззреть с должною чистотою, верою и умилением на распятого за нас Спасителя нашего, разоряющего на кресте средостение между нами и Богом (Еф. 2: 14). И еще ожидает нас страшное зрелище, событие самое грозное: второе пришествие на землю Господа нашего Иисуса Христа.

http://zavet.ru/a/rss_1298529327.html

Благословив Бога молитвой святого и праведного Симеона, и тем как бы запечатлев священный обряд воцерковления, священник уже не возвращает воцерковленного младенца в руки матери (или восприемника), а „полагает его при дверях жертвенника“, пред Царскими вратами. Это значит, что отныне он уже есть достояние Церкви: троекратным действием воцерковления, при входе из притвора храма в самый храм, посреди церкви, и наконец, в алтаре, – посвящены на служение триединому Богу, под руководством Церкви, все три части его существа – дух, душа и тело. Телу – по преимуществу – принадлежит поклонение Богу, «богослужение внешнее: внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему ( Пс.5:8 ); душе – воспевание, или прославление Бога ( Пс. 33:3, 103:1, 145:1 ): воспоет Тя; духу – служение Богу, принесение духовных жертв: духом горяще, Господеви работающе ( Рим. 12:11 ) 31 ! Об этом мы должны, братья, памятовать во всю жизнь. Этого, в особенности, не должны забывать родители при воспитании своих детей. 3. Нам остается еще, братья, заметить хотя некоторые назидательные истины, внушаемые нам уже предложенным размышлением, как о важности воцерковления, так и о значении действий, совершаемых в этом священном обряде. Посредством воцерковления, мы вводимся во святую православную Церковь , как в рай земной. Вместе с этим внушается нам заповедь, весьма соответствующая той заповеди, которую получили наши прародители, как скоро поселились в раю эдемском. „ Церковь подобно раю насаждена в этом мире“, говорит св. Ириней 32 . „Посему-то, от всякого древа райского вкушайте, говорит Дух Божий ( Быт. 2:16 ), то есть, вкушайте от всего Божественного Писания; но не вкушайте от гордого разума, и даже не прикасайтесь никакому разномыслию еретиков. (Ибо они уверены, что сами имеют познание добра и зла и возносятся гордым своим помыслом выше Бога, сотворившего их). Не мудрствуйте паче, еже подобает мудрствовати ( Рим. 12:3 ), дабы не быть вам изгнанными из рая жизни, в который Господь, возглавивший в Себе все, что на небе и на земле ( Еф. 1:10 ), – ввел истинных последователей Своих. Или иначе, мы должны помнить, что со вступлением в Церковь , мы посвятили премудрому Богу свой разум, который, в делах веры, непременно обязан, пленяясь в послушание Христово ( 2Кор. 10:5 ), подчиняться руководству Церкви Христовой!

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

Еще более осложняется трудность пастырского служения противодействием пастырю и его делу со стороны общего врага человеческого рода, невидимого, но злобного, который, по слову апостола «яко лев рыкая ходит, иский, кого поглотити» ( 1Петр.5:8 ) 29 . И этот враг не один, с ним бесчисленное воинство духов злобы поднебесных ( Еф.6:12 ), и все они ведут ожесточенную брань против Церкви Христовой 30 . Они сеют плевелы зла на ниве Божией, вносят заразу в стадо, вверенное пастырю, силою и хитростью отторгают от него овец и влекут их в бездну погибели. Тем опаснее их нападения и козни, тем более нужно иметь осторожности и бдительности против них, что эти нападения и козни невидимы – враги совершенно незаметно подкрадываются к стаду. Не видя врага пред собою, пастырь может предаваться беспечности, не беспокоясь о целости стада, между тем в это самое время, сверх всякого чаяния, у него расхищают и разгоняют овец 31 . Но этот невидимый враг имеет слуг и не в одних духах злобы поднебесных. Он находит и изготовляет орудия для своих хищнических нападений и в людях, совращенных им с пути спасения, и их заставляет служить своей цели. Чтобы отражать все нападения врагов и сохранить чистым и невредимым словесное стадо, какой внимательности, мужества и подвигов требуется от пастыря церкви 32 . Если же произошло увлечение и есть уклонившиеся «с пути правой веры», то опять скольких усилий и трудов стоит пастырю найти заблуждающегося и убедить его возвратиться в лоно православной церкви 33 . «Дело пастыря церкви, – по представлению Иоанна Златоуста , – не то, что дело пастуха овчего, этому, если бы уклонились некоторые овцы с прямого пути, нужно только громко крикнуть, и отставшие от стада опять возвратятся к стаду. А если человек заблудит от правой веры, то великий труд и большая забота предлежит пастырю церкви, ибо нельзя заблуждающегося привлечь насилием или принудить страхом, только увещанием приводить его к той истине, от которой он отпал. Мужественной нужно быть душе, чтобы не ослабевать и не отчаиваться в спасении заблуждающихся» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Ин.11:25–26 . «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрёт, оживёт; и всякий живущий и верующий в Меня не умрёт вовек. Веришь ли сему?». Объясн. Здесь ясное доказательство всеобщего воскресения мёртвых: Мф.22:31–32 . Верующий в Господа и исполняющий волю Его духовно не умрёт вовек: Ин.8:51 , что, конечно, не исключает смерти телесной: Евр.9:27 . 1Кор.15:29 . «Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?». Объясн. Эти слова сказаны апостолом при разъяснении мысли о воскресении мёртвых, так как между Коринфскими христианами некоторые отрицали воскресение мёртвых: ст.12, а между тем мысль об этом воскресении апостол ясно подтвердил: ст.13–14:21–22. Еф.2:4–5 . «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которой возлюбил нас, и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, – благодатью вы спасены». Объясн. Тесная связь между Христом – главой и верующими членами Его тела – Церкви делает возможным то, что с оживлением главы: 1Кор.6:14 , оживают и прочие члены: Рим.6:4:8, 8:11 ; 1Кор.15:22–23 ; а с жизнью соединится и слава для тех членов, которые как ветви пребывают до конца на лозе – Христе: Ин.15:4:14:2 . Откр.20:4–6 . «И увидел я престолы и сидящих на них, которым дано было судить, и души обезглавленных за свидетельство Иисуса и за слово Божие, которые не поклонились зверю, ни образу его, и не приняли начертания на чело своё и на руку свою. Они ожили и царствовали со Христом тысячу лет». Объясн. На этом худо истолкованном месте основывала свои заблуждения секта хилиастов, или тысячелетников, которые ожидали возвращения Иисуса Христа на землю и воцарения Его на 1000 лет среди праведников. Но как во всём Апокалипсисе, так и здесь – речь переносная. 1000-летнее царствование Христа не на земле и не во плоти, но на небе и в духе. Самое воскресение праведников есть соединение в загробной жизни со Христом: Флп.1:23 . С Ним они и царствуют, т.е. наслаждаются блаженством, хотя не в полной мере.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Например, хотя в Филиппах Павел и Сила попадают в тюрьму за нарушение прав на личное владение рабыней, судьи (преторы) впоследствии освобождают их с извинениями за незаконный арест ( Деян.16:39 ). Когда Павла и его спутников обвиняют перед городскими чиновниками (политархами) Фессалоник в сеянии смуты, чиновники требуют лишь заверений местных граждан относительно доброго поведения миссионеров (17:6–9). Впоследствии, когда вожди коринфских иудеев обвиняют Павла в пропаганде незаконной религии, проконсул Галлион закрывает дело (18:12–17). Городской клерк из Эфеса снимает с Павла обвинение в кощунстве против эфесской богини Артемиды (19:37–41). В Иудее трибун Клавдий Лисий, правитель Фест (25:25) и царь Ирод Агриппа Р (26:31–32) соглашаются, что Павел не сделал ничего, что оправдывало бы обвинение, выдвинутое его врагами, иудейскими вождями Иерусалима. Таким образом, Лука неоднократно подчеркивает: христианство не представляет политической угрозы. Этим он явно пытается завоевать сочувствие и снять предубеждения относительно новой религии. (б) Лука также желает показать действие Святого Духа в основании и росте церкви. В принципе, его книгу с полным правом можно было бы назвать «Деяния Святого Духа», ибо господствующая тема в ней – сила Духа, проявлявшаяся в членах ранней церкви. Излияние Духа в день Пятидесятницы (2:1–13) описано как сверхъестественное событие, которое побудило апостолов идти на улицы Иерусалима и даже гораздо дальше с новой вестью. Те, кто продолжают Иисусову проповедь и исцеления, охарактеризованы как «исполненные Духа» ( Деян.6:3,5,8:7:55:11:24 ). По внушению Духа открываются новые области миссионерской деятельности; так, Филиппа (8:29,39), Петра 20), Варнаву и Павла (13:2), а также Павла со спутниками (16:6– 10) Дух ведет к более широкому служению. Более того, в ранней церкви, видимо, были не только апостолы и учители, но и особая группа людей, называвшихся пророками ( Деян.13:1 ; ср. 1Кор.12:28–29 ; Еф.4:11 ). Подобно древнеизраильским пророкам, они одновременно и возвещали, и предсказывали.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

Христианство впервые освятило семью как союз взаимной супружеской верности, уподобив его духовному союзу Христа с Церковью ( Еф.5:31–32 ). Этим оно изъяло женщину из каприза мужчины и возвысило её до созидательницы и руководительницы домашней церкви. Вместе с тем и дети стали рассматриваться как благословение Божие, как члены единого тела Церкви Христовой. В дальнейшем своём влиянии на жизнь человечества христианство вселило святое мужество в исповедников и мучеников Церкви, озарило подвижников и мистиков, вдохновило борцов за истину и правду, наполнило радостью и надеждой миллионы людей. Свет веры христианской, воссиявший на Иордане, дошёл и до нас. И мы с вами, слава Богу, узрели его и просветились. Имея этот свет, дорогие отцы, братья и сестры, будем бережно его хранить, проникаться им и руководствоваться, чтобы и самим стать светом, да так, чтобы и другие увидели его, почувствовали величие христианства и захотели и верить, и жить по–христиански. Да поможет в этом нам Сам Явившийся ныне миру и Просветивший его! Аминь. Сретение Господне (15 января нов. ст. – 2 января ст. ст.) 1 . Мирная кончина. Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое. ( Лк.2:29–30 ) Так сказал благочестивый муж Симеон в тот день, когда Божественное Отроча было по закону Ветхого Завета принесено сорок дней спустя после рождения в храм Господень – поставити Его перед Господем ( Лк.2:22 ). Это глас святой души, это предсмертная молитва праведного старца. В ней нет тоски, печали о прожитом или боязни, страха перед будущим. Величайшая радость, глубокая удовлетворенность своей земной жизнью и полная уверенность в грядущем спасении торжественно звучат в словах святого Симеона. Какая благословенная минута! Какое мирное прощание души с телом, со всем окружающим! Великий праведник благодарит Бога за прожитую долгую жизнь, за то, что она спасительно заканчивается и с радостью переступает порог вечности, вступая в жизнь нестареющую и нескончаемую. Дорогие отцы, братья и сестры! Наша смерть не есть конец бытия, не есть прекращение духовной жизни, а есть грань между прошлым и будущим, между земным и небесным, между временным и вечным. Как таковая, она определяется или зависит от того, с какой духовной ношей пришёл человек к порогу своего земного служения и на что он надеется, чего ожидает за его пределами. Никакие внешние обстоятельства – место кончины, время, счастье или несчастье – не могут нарушить покоя последних минут умирающего, если совесть его чиста и перед Богом, и перед людьми, если ему есть что вспомнить доброе, святое, совершённое им в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Этот список ветхозаветных «свидетелей», не исчерпывает всех примеров из Ветхого Завета, которые приводились в полемической литературе, но он даёт новое имя – Иосифа 18 . Новозаветных примеров законных браков свитки не приводят, но цитируют упоминания и намёки на них: Мф.31:9–15 – о сыновьях брачных и женихе, Мф.19:3 – об установлении брака, о поводах к разводу, о нравственном скопчестве; Ин.2:1–11 – о браке в Кане Галилейской; Еф.5:25–32 – о супружеском союзе, как образе отношений Христа к Церкви. Эти ссылки тоже были приводимы предшествующими полемистами-поморцами 19 . Из св. отцов «свитки» ссылаются на Иоанна Златоуста , на его «Слово о еже предста Царица», – слово, которое тоже фигурирует в полемической литературе о браке 20 , и на Кирилла Иерусалимского . На последнего, впрочем, в доказательство мысли о том, что Глава церкви и Верховный Архиерей есть Христос. Из русских книг, столь чтимых раскольниками, свитки называют Большой Катехизис и Книгу о вере. Большой Катехизис послужил главой 79. Его свидетельства, действительно, очень подтверждают теорию брачников и потому были привлекаемы к делу ещё в XVIII в. Таково, прежде всего, самое понятие о браке, здесь находящееся: «брак есть тайна, ею же жених и невеста от чистыя любве своея в сердце своем усердно себе изволят, и согласие между собою и обет сотворят, яко произволительно по благословению Божию во общее и неразделимое сожитие сопрягаются, яко же Адам и Ева прежде падения и безплотского смешения, прав и истинный брак иместа. И есть сопряжение мужа и жены по законному чину в сожитие нераздельное, иже от Бога приемлют особне сию благодать, дабы дети добре и християнски родили и воспитали, и да соблюдутся от мерзостного блудного греха и невоздержания». А затем Катехизис даёт такой ответ на вопрос: «Кто есть действенник брака?» – «Первое убо сам Бог, яко Моисей боговидец пишет: и благослови я Господь Бог глаголяй, раститеся и множитеся, и исполняйте землю, и обладайте ею, иже и Господь во Евангелии утвержает глаголяй, яко Бог сочета, человек да не разлучает, посем сами брачащиеся сию себе тайну действуют, глаголюще: аз тя посягаю в жену мою, аз же тебе посягаю в мужа моего, аки сам кто продается, сам есть вещь и купец, сице и в сей тайне, сами себе продаются и предаются оба себе купно в сию честную работу» (гл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

В отличие от ветхозаветного учения, где деторождение являлось главной целью брака, брак новозаветный предстает перед человеком как особое духовное единение христианских супругов, продолжаемое в вечности. Ветхозаветное учение о жизни вечной предполагало, что человек живет в своих потомках. Иудеи ждали своего Мессию, который устроит некое новое израильское царство, в котором наступит блаженство еврейского народа. Именно участие в этом блаженстве потомков того или иного человека понималось как его личное спасение. Поэтому бездетность считалась у евреев как наказание Божие, ибо оно лишало человека возможности личного спасения. Поэтому учение о браке, как состоянии, предназначенном лишь для деторождения, Христом отвергается в Евангелии: «В Царствии Божием не женятся и не выходят замуж, но пребывают как ангелы Божии» (Мф. 22, 23-32). Господь явно дает понять, что в вечности не будет плотских, земных отношений между супругами, но будут духовные. Поэтому и христианский брак, в первую очередь, дает возможность для духовного единения супругов. Об этом говорит ап. Павел: «оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 31-32). В Евангелии есть очень важный момент, подчеркивающий отношение Христа к браку: «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5). Эти слова говорят о фактической невозможности развода. Христос здесь говорит об абсолютном значении того соединения, которое совершает Бог Своею благодатью. Муж и жена соединяются онтологически, их союз не должен разрушаться от человека, поэтому развод не может иметь Божьего благословения. Ведь бесценный дар любви, преподнесенный супругам в Таинстве брака Божьим благословением, не может быть упразднен, он вечен по своей сути и не может прекратиться со смертью человека. Поэтому можно с уверенностью сказать, что христианский брак совершается в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор.

http://pravmir.ru/mozhno-li-nazvat-brako...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010