О каком " подавлении " может быть речь, когда оставит человек отца и матерь свою и прилепится к жене своей и будут двое одна плоть? О каком семейном " деспотизме " может быть речь, когда, по заповеди апостола, мужья должны любить своих жен, как свои тела, когда органическое единство в любви настолько велико, что любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5:28-29)? В соответствии с этим апостол заповедует мужу: мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... (Еф. 5:25). Апостол признает относительные естественные различия положений, но они отступают перед конечным религиозным призванием, они - ничто в свете высшего назначения. Ибо не муж от жены, но жена от мужа... Впрочем ни муж без жены, ни жена без мужа, в Господе. Ибо как жена от мужа, так и муж через жену; все же - от Бога (1 Кор. 11:8-12). Полная равноправность в самом существе брачных отношений, равное право на верность, на взаимную отдачу себя, взаимное " благорасположение " утверждается. в 7-й главе 1-го послания к Коринфянам. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена (1 Кор. 7:3-4). Беспорядочная смена связей исключает всякую глубину и серьезность отношений и приводит в конечном итоге к потере всякого уважения к самому по себе предмету страсти. Непосредственным следствием таких отношений является расторжение брака, для которого дети становятся ненужным осложнением и обузой (отсюда ставшее распространенным стремление избавиться от рождения детей). Но и в тех браках, в которых имеются дети, крайняя неустойчивость брачных отношений, переход из одних рук в другие, делают невозможным сколько-нибудь серьезное влияние на воспитание детей и духовный их рост. Более того, эта неустойчивость создает разлад в психике самих детей, отравляет их лучшие чувства к близким людям и лишает семью всякого авторитета. Наконец, при отсутствии собственного духовного содержания и высших начал, дающих единую целеустремленность, единый смысл жизни, семья не в состоянии что-либо дать детям, указать направление их жизни, захватить в какой-либо мере эту жизнь, руководить ею и, в лучшем случае, ограничивается внешними задачами.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Планирование бюджета – это важное дело в жизни семьи. Хорошо, когда супруги определили форму совместного финансового сосуществования ещё до свадьбы или сразу после неё. Иногда проходит некоторое время, пока супруги «притрутся» друг к другу и решат все вопросы по семейному бюджету. Но случается и так, что на протяжении семейной жизни вопрос финансов становится для супругов проблемой, полной взаимных упреков и претензий. Не становятся исключением и православные семьи. Тут есть свои особенности, связанные с распределением семейных ролей, переносимые и на финансовую сторону семейного быта. Порой желание иметь беспрекословную власть, якобы заповеданную Богом, мужчины дополняют манипуляциями с призывами к смирению, терпению, послушанию и т.п. Как следствие – единоличные решения во всем, в том числе по семейному бюджету, даже если жена зарабатывает больше мужа. Маленький заработок супруга компенсируется его амбициями и пропагандируемой «властью от Бога». Возникают образы мужа, облеченного властью и заведующего казной, и жены – вечно униженного просителя, выклянчивающего деньги даже на элементарные бытовые нужды. Но у такого подхода нет никакого основания ни в Священном Писании, ни в православном вероучении. С самого начала человеческой истории жена была помощником мужу. Бог, сотворив Адама, сказал: «не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» ( Быт.2:18 ). Хотя жена и взята от мужа, но оба сотворены по образу Божию ( Быт.1:27 ). Поэтому жена – это помощник, равный мужу. Святитель Григорий Богослов пишет: «Один Творец мужа и жены, одна плоть – оба они – один образ, один для них закон, одна смерть, одно воскресение, одинаково рождаемся от мужа и жены, один долг обязаны воздавать дети родителям… Обоих спасает Христос страданиями. За мужа стал Он плотью, но также и за жену. За мужа умер, и жена смертью спасается. Христос «от семени Давидова» именуется (чем, может быть думаешь, почтен муж), но и от Девы рождается, – это уже честь женам!». Жена является помощником мужу, и Священное Писание говорит, что муж главенствует над женой ( Быт.3:16 ). Главенство это особым образом осмыслено в одном из посланий апостола Павла: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» ( Еф.5:22-24 ). Но и мужу апостол дает указание: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё … Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её, как и Господь Церковь … Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» ( Еф.5:25,28-29,33 ).

http://azbyka.ru/semya/ljubov-i-koshelek...

– Тогда возникает еще один вопрос. «И будете два в плоть едину» ( Быт. 2:24 ). А какова роль того и другого супруга в этой единой плоти? Отец Александр: – Мы не знаем, каково было бы, если бы люди не впали в грех. Святитель Иоанн Златоуст подчеркивает, что некая подчиненность женщины мужчине возникла только вследствие грехопадения. Изначально этого не было. Но мы говорим о том, что есть здесь и сейчас. Возьмем знаменитое наказание Еве в 3й главе Книги Бытия, где говорится «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» ( Быт. 3:16 ). Интересно, что древнееврейский язык, особенно язык Книги Бытия, очень архаичный: это, по сути, язык племени пастухов. Он отличался тем, что в одно и то же слово порой одновременно входило много терминов и значений. Поэтому, с точки зрения еврейского языка, вполне возможен перевод этого наказания Еве следующим образом: «Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и хотя твое желание будет быть над мужем твоим, но он будет господствовать над тобою». Я посмотрел, что многие еврейские толкователи именно так понимают эту фразу: в женщине врожденно некое стремление «рулить» мужем. Но от этого происходит зло. И самой женщине – в первую очередь. Собственно говоря, знаменитая фраза из Послания к Ефесянам апостола Павла, которую так любят громко читать чтецы на Венчании: «А жена да боится своего мужа» ( Еф. 5:33 ) – о том же, отчасти. Кстати, многие мужья неправильно эту фразу понимают. Апостол Павел не писал: «Держите в страхе своих жен! Терроризируйте их!» Что делать мужу – он написал перед этим: «Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» ( Еф. 5:28-29 ). Вот так вы, мужья, должны любить своих жен. А жена – да боится своего мужа, а жена – да держит сама себя в руках. Не муж должен жену заставлять слушаться, а жена должна себя сдерживать по отношению к мужу. Потому что ее задача – быть замужем, не перед мужем , а за мужем . Женщина в состоянии выскочить вперед, она может это сделать, но ей же самой будет хуже.

http://azbyka.ru/semya/obidel-ja-tebja-t...

2 . Как откровение воли Божьей, данное в Церкви, пророчество относится к тому, что в ней происходит. «В Антиохии в тамошней церкви были некоторые пророки и учители... Когда они служили Господу и постились, Дух Святой сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их » ( Деян. 13,1–2 ). Откровение Духа, о котором говорит Лука, относится к апостольской миссии Павла, к которой он был предызбран от чрева матери. «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими тебе пророчествами (profhteiaj), такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин» ( 1Тим. 1,18 ). «Завещание» (paraggelia), которое передается Тимофею, основано на пророчествах о нем. Повидимому, оно имело отношение к будущей деятельности Тимофея в связи с возможностью смерти Павла, но и служение Тимофея, которое он исполнял при Павле, было на него также возложено по пророчеству. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству (dia profhteiaj) с возложением рук пресвитерства» ( 1Тим. 4,14 ) 211 . «В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. И один из нихпо имени Агав, встав, предвозвестил Духом (eshmainen dia tou Pneumatoj), что по всей вселенной будет великий голод, который и был при Кесаре Клавдии» ( Деян. 11,27–28 ). И пророчество о голоде, полученное в церковном собрании, имело непосредственное отношение к жизни церкви. Во исполнение воли, открытой через это пророчество, «ученики положили, каждый по достатку своему, пособие братиям, живущим в Иудее» ( Деян. 11,29 ). Пророчество имело отношение и к домостроительству Божьему, относящемуся к Церкви. Тайна Христова (to musthrion tou Cristou) 212 , состоящая в том, чтобы «из двух создать в Себе самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом» открыта была через откровения Духа апостолам и пророкам ( Еф. 3,5 ). Задача, которой себя посвятил Павел, была явлена Церкви через пророчество ( Еф. 3,3 ). В связи с этим встает вопрос, относилось ли пророчество, как откровение воли Божьей, к тому, что мы сейчас называем догматическими истинами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Кроме того, указанное сектантами место св. Писания не может говорить о независимости мирян в деле церковного учительства от священников по той простой причине, что во время происходившего разговора Христа с учениками о человеке, изгонявшем бесов – новозаветного священства еще и не существовало на земле, так как оно установлено было только после воскресения Христа. 5) Сектант: Не нужно особых пастырей для научения верующих: каждый может назидать себя и других: «когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровения, есть истолкование, – все сие да будет к назиданию“ ( 1Кор. 14: 26 ). «Наставляйте друг друга каждый день“ ( Евр. 3: 13 . Еф. 5: 18–19 и Кол. 3: 16 ). Объяснение православного: В приведенном месте послания к Коринфянам ап. Павел говорит не о церковном учительстве, а об особых, чрезвычайных дарах, существовавших лишь на первых порах в Церкви Христовой, – о дарах языков, откровения и истолкования пророчеств. Эти дары получали не только св. Апостолы, а и некоторые из верующих ( Деян. 10: 44–46 и 11: 28. 1Кор. 14 гл.). Особенно обильно стали проявляться эти дары у коринфских христиан, которые стали злоупотреблять ими, говоря на незнакомых языках к народу или пророчествуя разом по несколько человек, чем производили беспорядок в собраниях. Апостол и говорит, чтобы имеющие чрезвычайные дары пользовались ими к общему назиданию (ст. 26), а не к расстройству слушающих, ибо в Церкви «все должно быть благопристойно и чинно“ (ст. 40). Уже в IV веке, как свидетельствует св. Иоанн Златоуст , указанные дары прекратились в Церкви, согласно предсказанию ап. Павла: «пророчества прекратятся и языки умолкнут“ ( 1Кор. 13: 8 и 10. 34 беседа И. Злат. на 1Кор. 13 гл. ст. 8). Учить и вразумлять друг друга христиане, конечно, могут, но только во всем согласно с тем, чему и как учат поставленные в Церкви «пастыри и учители“ ( Еф. 4: 11 ). Вот почему св. Апостолы и учат о нарочито поставленных в Церкви учителях веры: «как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы“ ( Рим. 10; 14–15 ). «И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями... Все ли апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?“ ( 1Кор. 12; 28–29 ). «Братья мои! не многие делайтеся учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению» ( Иак. 3: 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Лицо Моисея иногда представляет собою данный чрез него закон, как сказано правильно и в евангельских притчах: «у них есть Моисей и пророки» (Лк. 16:29).     П. Ты сказал правильно.     К. Что же обозначается тем, что святую скинию надлежало водрузить в один день и притом в новомесячие первого месяца и во второй год (Исх. 40:2, 17-18), об этом мы скажем теперь, исследуя истинное и кажущееся наилучшим для читателей: ибо день один указывает на то вожделенное для нас и спасительное время, в которое Единородный, соделавшись человеком, смертию Своей Плоти стяжал Богу и Отцу сущих на земле. Время же это было одно из всех: «умерший... умер однажды,... уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти», по Писаниям (Рим. 6:7, 10, 9): ибо мы уже не будем ожидать, что Сын умрет за нас и за духов, которые в аде, и что будет второй «начаток умершим» (1Кор. 15:20): потому что если не будет смерти, то как же будет и воскресение? Итак, можно, не говоря лжи, сказать, что время этого одно, как я сказал недавно, и день один, о котором и пророк упомянул, говоря как бы от лица Бога: «во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе» (Ис.49:8). Пишет же и божественный Павел: «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2Кор. 6:2), в который Христос воскрес из мертвых, разрушив страшную державу смерти, когда и святых Апостолов, как бы каких строителей и духовных художников Церкви из язычников, поставил, говоря: «идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:19-20): ибо разве ты не то считаешь устроением Церкви?     П. Что ты имеешь в виду?     К. Преданную святыми тайноводителями веру и проповеданное ими житие, разумею во Христе и единение с Богом, совершаемое чрез святое крещение и причастие Святого Духа; ибо так взывает к нам Павел, говоря: «краеугольным камнем, на котором … возрастает в святый храм в Господе, … в жилище Божие Духом» (Еф.2:20-22; 1Пет. 2:5), потому что древле Христос предызображаем был как бы в различных сосудах в святой скинии, как золотой кадильник, как кивот, как светильник, а равно и как трапеза и бывшее на ней. В настоящее же время, я думаю, каждый из уверовавших называется домом и храмом Божиим, имея обитающего в себе Христа: ибо Он «вселяется... верою в сердца» наши, как написано (Еф.3:17), один и тот же пребывая по естеству, хотя и мыслится с плотию, ибо «один Бог Отец, из Которого все, ... один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (1Кор. 8:6), в различных же свойствах Божества имея в Себе как бы многообразие и различно мыслимый: потому что Он существует в нас как Слово Божие, и Премудрость, и Свет, и Жизнь, и Хлеб животный, и Сходящий с небеси

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

На этом ветхозаветном фоне надо воспринимать слова св. ап. Петра о новозаветном народе Божием, уподобляемом строящемуся «духовному дому» из «живых камней», в котором приносятся «духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» ( 1Петр. 2, 5 ). Следовательно, «св. ап. Петр ставит это священство в связь с главным событием истории спасения — искупительным делом Иисуса Христа… Именно через единение со Христом обретается соучастие в Его царстве и священстве» 91 . Сам Господь Иисус Христос уподобляет Себя храму, иносказательно говоря о «храме тела Своего» ( Ин. 2,21 ). к св. ап. Павел именует всех христиан «храмом Бога живаго» ( 2Кор. 6, 16 ), в основе которого находится Христос в качестве Краеугольного Камня ( Еф. 2, 20 ; ср. 1Петр. 2, 4 ), «на котором все здание… возрастает в святый храм в Господе», и все верующие устроятся «в жилище Божие Духом» ( Еф. 2, 21—22 ), принося непрестанно через Христа «Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр. 13, 15 ). Независимо от этого всеобщего священства народа Божия, получаемого каждым православным христианином в таинстве св. миропомазания, в Церкви существуют особые служения, связанные с должностными дарованиями, получаемыми в таинстве священства посредством рукоположения по апостольскому преемству. И все это — по воле Основателя Церкви Христа, Который сказал Своим апостолам: «Слушаяй вас, мене слушает» ( Лк. 10, 16 ). Об этих благодатных дарованиях св. ап. Павел пишет христианам: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, втретьих, учителями… Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители?» ( 1Кор. 12, 28—29 ). Продолжая мысль апостола в духе несомненно отрицательных ответов на эти вопросы, мы вправе спросить: «Все ли священники?» в благодатно-должностном смысле иерархического служения в Церкви Христовой. И должны ответить: «Само собой разумеется, что не все!» «Служебное священство не есть просто некоторое должностное специализирование, получаемое по делегации от всего народа. Происхождение его от Бога и действие его осуществляются на основании сакраментального дара апостольского преемства при Господнем содействии… Законное право пасти народ Божий, обучать его, подносить его приношение Господу принадлежит иерархии на основании апостольского преемства» 92 . Отсюда напрашивается естественный вывод, что «было бы весьма тяжким заблуждением утверждать, будто служебное священство принадлежит всему народу или будто это священство есть лишь эманация царственного священства… Поддерживать это означало бы отрицание апостольского качества Церкви» 93 .

http://azbyka.ru/pochemu-pravoslavnomu-h...

«Наставляемый словом делись всяким добром с наставляющим». ( Гал. 6:6 ), ( Рим. 15:27 ). Смотри еще часть 1-я, пункт 10, г). Сектант: 16) До каких пор будет существовать на земле Христово священство. Объяснения православного: 16) До скончания века, ибо Церковь Христова, следовательно, и священство будет существовать на земле до пришествия Христа: «Тому слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды от века и до века» ( Еф. 3:21 ). Таинство причащения будет совершаться священнослужителями Церкви тоже до конца мира: «всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете. доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). Я с вами, сказал Христос Апостолам и их преемникам, во все дни, до скончания века» (Мф. 28:20). Апостолы умерли, очевидно, слова «во все дни» и «до скончания века» относятся к их законным преемникам. «Он поставил... иных пастырями и учителями к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все прийдем в единство веры и познания Сына Божия» ( Еф. 4:11–13 ). Все же придут в единство веры не на земле, а только на небе ( Лк. 17:1 ), ( Лк. 18:8 ), (Мф. 24:5, 11–13, 23–27), ( Деян. 20:29–30 ), ( 2Пет. 2:2 ) и др., поэтому для совершения людей святыми, для служения и для созидания Тела Христова священство будет в Церкви Христовой до скончания мира. « Итак, истинное священство должно иметь на себе преемственно идущее от самих Апостолов рукоположение, в котором подается благодать Св. Духа, дающая рукоположенному епископом великие права: учить, священнодействовать и управлять народом в делах веры. Все отделившиеся от истинной Церкви Христовой раскольнические и сектантские, общины, как появившиеся в недавнее сравнительно время, в большинстве не имеющие у себя даже по имени епископов, не имеют истинного Апостольского священства, не имеют поэтому благодатных таинств, следовательно, и спасения. Ближайшие ученики св. Апостолов, а также св. отцы и учители первых веков христианства, так учили об истинном Христовом священстве: Св. Климент, епископ римский, преемник ап. Петра, пишет: «Апостолы наши знали, чрез Господа нашего Иисуса Христа, что будет раздор о епископском достоинстве. По этой самой причине они, получивши совершенное предведение, поставили вышеозначенных служителей (епископов, пресвитеров и диаконов) и потом присовокупили закон, чтобы, когда они почиют, другие испытанные мужи принимали на себя их служение» (Послание св. Климента к Коринфянам).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Православная Церковь не держится заблуждений, появившихся со времен Монтанистов, которые учили, что к Церкви принадлежать только праведники. Православная Церковь всегда учила и учит, что сравнительное несовершенство некоторых членов Церкви Христовой не препятствует им находиться в ней. И по слову Писания поступает Церковь в этом случае. Православная Церковь свято разумеет притчу Спасителя о плевелах, в которой Он изображает ответ господина на вопрос рабов: хочешь ли, мы пойдем выберем их (т.е, плевелы)? – в следующих словах: он же рече (им): ни, да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу («чтобы вы, выбирая плевелы, не выдергали вместе с ними пшеницы» Мф. 13:28–29). Т.е. Церковь сознает, что Господь Иисус сравнивает ее с полем, где вместе с пшеницей растут и плевелы, которых не исторгают, пока не наступила жатва. Православная Церковь не забывает также притчу Спасителя о неводе, вверженном в море и извлекающим оттоле хорошие и худые рыбы ( Мф. 13:47 ), и о вечери, в которой принимают участие и недостойные (Мф. 22:2, 13). Православная Церковь свято разумеет и слова Апостола, который говорит: в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные ( 2Тим. 2:20 ). Знает Православная Церковь и то, что в коринфской церкви существовал один из величайших грешников, пока Апостол не повелел отлучить его, предав его сатане в изнемождение плоти, да дух спасется ( 1Кор. 5:5 ). Но, несмотря на то, что к Церкви Христовой, по свидетельству Писания, принадлежат и грешники, она, по учению того же слови Божия, есть святая. Писание говорит, что Христос для того и предал Себя на смерть, чтобы омыть людей кровью Своею от грехов: Христос возлюбил Церковь , пишет Апостол к Ефесянам, и предал себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водной, посредством слова: чтобы представить ее Себе славной Церковью, не имеющей пятна или порока или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна ( Еф. 5:25–27 ). Христос с тем учил и пострадал, чтобы Церковь Его, освятясь Его учением и жизнью, не жила более для греха, а для Бога: вы род избранный, говорит Апостол Петр о христианах, вы царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства призвавшего вас из тьмы в чудный свой свет ( 1Петр. 2:9 ); а Св. Павел пишет: разве не знаете, что вы храм Божий и Дух Божий живет в вас ( 1Кор. 3:16 )? И Сам Спаситель молился к Отцу Своему о верующих: освяти их истиной Твоею; слово Твое есть истина. И за них Я посвящаю Себя, чтобы и они были освящены истиной ( Ин. 17:17, 19 ). Короче: Церковь , как говорит нам Катехизис, называется в Писании  святой «потому, что она освящена Иисусом Христом чрез Его страдания, чрез Его учение, чрез Его молитву и чрез Таинства , в которых сообщается нам благодать Духа Святого. Из свидетельств священного Писания в Катехизисе приводятся слова Апостола Павла ( Еф. 5:25–27 ) и Самого Иисуса Христа ( Ин. 17:17, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Тайна – значит то, что кем-то от кого-то скрывается. В таком смысле слово μυστριον использует ап. Павел, когда неоднократно пишет про тайну язычников: « тайну , сокрытую от веков и родов, ныне же открытую святым Его» ( Кол.1:26 ); « тайны , о которой от вечных времен было умолчано » ( Рим.14:24 ; см. также Рим.11:25 ; Кол.1:27; 4:3 ; Еф.3:3–4; 6:19 ). Тайна, скрываемая от ветхозаветных евреев и открытая ап. Павлу, заключалась в том, что язычники и евреи по Божьему промыслу должны были составить один народ Божий, одну Церковь ; что всякий верующий и принимающей Христа духовно становится иудеем и наследником всех Божьих обетований для Израиля (см. Рим.2:28–29 ). И хотя на эту тайну тонко указывали пророки Ветхого Завета, тем не менее, она была сокрыта от еврейства и даже другие Апостолы не сразу её уразумели, что видно из Деяний Апостольских 414 . Также, ап. Павел пишет о « тайне беззакония» ( 2Фес.2:7 ), имея в виду скрываемый от непосвященных заговор, составленный после вознесения Христова некоторыми иудеями-отступниками о том, чтобы привести к власти над всей землёй антихриста. Иисус Христос использовал слово μυστριον в таком же смысле, когда говорил Своим ученикам о том, что «вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано» ( Мф.13:11 ); то есть, вам тайны Царствия Божия Я открываю, а от других – утаиваю. Слово же таинство значит не то, что сокрыто, а то, что известно, но до конца не понятно и не исследимо из-за глубокого смысла самой мистерии. И в таком смысле ап. Павел использует слово μυστριον в 1Тим.3:16 : «И беспрекословно – великая благочестия тайна : Бог явился во плоти...». То, что Иисус Христос есть Бог, не скрывается, а проповедуется Церковью всему миру открыто, но это всё равно тайна, таинство , ибо мы до конца не можем понять, как «человек Христос Иисус» ( 1Тим.2:3 ) был одновременно Самим Богом; как Бог стал человеком? О подобной великой тайне говорит ап. Павел и в Еф.5:30–32 : «потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010