Песнь Песней (Соломон и Суламифь). Художник: Елена Черкасова Читая книгу Песни Песней в свете церковной традиции и исходя из опыта святых отцов, мы можем сказать самим себе: абсолютно ясно, что Господь наш Иисус Христос любит нас как членов Его Тела, как членов Его Святой Семьи, и каждый из нас призван отвечать неповторимой взаимной любовью. Православные супруги, скрепившие свою любовь печатью Христовой, могут открыть для себя и пережить это подобие со Христом через тайну супружеской любви: «мужья, любите своих жен как самих себя, как Христос возлюбил Церковь… тайна сия велика есть. (Еф. 5, 25, 32). Это апостольское изречение являет нам величие христианского брака и то, насколько он близок к монашескому идеалу, – более, чем любой чисто человеческий взгляд на брачный союз. Как говорил отец Паисий Святогорец , «монах – это тот, кто предпочел духовные радости всему в мире», тот, кто понял, что Христова любовь наполнит его сердце совершенно. Если мы весьма слабо ощущаем, как нас любит Христос и как Он ожидает ответной любви, – и тогда Его любовь может наполнить нашу жизнь. Ему не нужно ничего, кроме полного, всецелого посвящения, вплоть до отдания самой своей жизни. Это то, что сказано в конце Песни Песней, когда неприкрытое влечение вступает в конфликт с идиллической прозрачностью диалогов, шедших прежде, не по какой иной причине, но чтобы явить сильное пламя, таинственно вдохновляющее их: «крепка как смерть любовь; ревность жестока как могила» (Песн. 8, 6). Как любовь Христова нашла свое высшее проявление в Его смерти на Кресте, так и наша любовь к Нему находит свое высшее проявление в мученичестве или по крайней мере в полном приятии боли и смерти – в то время и таким образом, как Богу угодно. Поэтому святые отцы учат нас о том, что «те, кто любят Бога, соучаствуют во всех делах Христовых, проходя малое мученичество во всем, что делают» (Изречения пустынных отцов). В этом смысле, не имеющем ничего страдательного, просто легче служить Богу только через боль (св. Григорий Богослов). Принятие боли, наше согласие с ней, становится нашим выражением полного внутреннего обнажения. Как таинство нашего полного вручения самих себя любви. Как сказал один из отцов: «Если болезнь переносится с терпением и благодарением, то она приносит тот же венец, что и мученичество».

http://pravoslavie.ru/121822.html

Реальность всё серьезнее и серьезнее Слово архиепископа Алексия (Фролова;† 2013) Архиепископ Алексий (Фролов) Архиепископ Алексий (Фролов), рожденный на праздник Феодоровской иконы Божией Матери, в последние годы земной своей жизни служил у этой величайшей святыни русского народа, возглавляя кафедру в Костроме. Сегодня, в день его памяти, публикуем вторую часть беседы архиерея со сродниками, состоявшейся на престольный праздник Костромского Ипатьевского монастыря – день Святой Троицы 3 июня 2012 года. До того, как владыка Алексий преставится ко Господу, оставалось полтора года... В основе нашего бытия – принцип бытия Святой Троицы Простой вопрос ставит сильных мира сего в тупик: чьи мы дети – Божии или обезьяны? Будучи детьми Божиими, почему мы не хотим жить по тем Божественным законам, которые оставил нам на земле Христос? Бог, воплотившийся нашего ради спасения. Дети Божии, осознаем ли мы, что в основе всего нашего бытия лежит принцип троичных отношений? Бог – Троица. А мы – во образ и подобие Его: дух, душа, тело. Таинство брака также дано человечеству по Первообразу Святой Троицы: супруги рождают третьего – в сотворчестве с Богом-Творцом создают нового человека во образ и подобие Богу, но и самим себе, любящим. Отдать себя во власть, дабы преобразиться Апостол говорит про брак: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5, 32), – почему мы никогда не задумываемся о том, что мужчина – это жертва Богу для спасения жены? Какая, мол, такая жертва? «Ты должна бояться меня, и всё, цыц!» Ни у мужа нет благоговейного отношения к жене, ни у нее к мужу, как к господину в семье и равному перед Богом. Но это же страшно: если женщина не любит так – во образ Христа – своего господина, она и не идет за ним, не созидает себя для вечности, то есть не отдает себя во власть ему, дабы и самой преобразиться во образ мужа, следующего за Христом. Беда наших дней Вспомните, про первых христианок говорили: «мужемудрая». А в наши дни наоборот: мужчина воспринимает слабости, позвольте это слово употребить, бабы, и сам становится бабой! Делается бабой в кубе и в еще большей степени, если он не созидает себя по образу Божию.

http://pravoslavie.ru/129700.html

Сегодня в Покровском храме, что в Отрадном под Москвой, отпевание Наталии Константиновны Кречетовой, супруги почетного настоятеля – протоиерея Валериана Михайловича Кречетова. Урожденная Апушкина – матушка была духовной внучкой святого праведного Алексия Мечева (ее родители окормлялись у святого), крестницей его сына священномученика Сергия Мечева, носителем маросейской богослужебно-покаяльной традиции, дочерью много претерпевших тайного священника Константина Константиновича Апушкина и Елены Владимировны Быковой, духовной писательницы и хранительницы предания, верной помощницы святителя Афанасия (Сахарова). Круг замкнулся Валериан Михаилович и Наталия Константиновна Папа отца Валериана – протоиерей Михаил Валерианович Кречетов – свидетельствовал, что во многом благодаря супруге Любови Владимировне (в девичестве Коробовой) стал священником, точно так же говорит о своей спутнице жизни Наталии Константиновне и отец Валериан. Именно он, будучи старшим духовником Московской епархии и принимая ставленнические Исповеди кандидатов в священство, ввел практику перед рукоположением, а ещё лучше Венчанием, исповедовать и их невест. «Многие, выходя замуж за семинаристов, и не предполагают, насколько это тяжелый крест – быть супругой иерея», – поясняет отец Валериан. Третий день преставления ко Господу Наталии Константиновны, когда душа вознесена на поклонение Богу, – память Архистратига Божия Михаила и всех Сил Бесплотных, – это день диаконской хиротонии отца Валериана. Все его более чем полувековое служение у престола Божия – это слава этой души. Для отца Валериана женитьба на Наталии Константиновне стала его первым шагом к священству При посвящении в диакона человек переступает сакральный порог, восходя от мирянина к священнослужителю, с его руки снимается и полагается на престол обручальное кольцо. Но для отца Валериана, как ему предрекли, женитьба на Наталии Константиновне и стала его первым шагом к священству. «Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа, и во Церковь» (Еф. 5, 32). В жизни этой семьи – полнота и совершенство замкнутого круга, о чем Господь удостоверил, запечатлев Свою встречу с новопреставленной душой этой знаменательной датой.

http://pravoslavie.ru/149557.html

Счастливый брак, где ты? Представьте себе, два искренне любящих друг друга человека поругались. При этом их чувство эмоциональной привязанности, эроса, тяги друг к другу может оказаться сильнее ссоры, а может оказаться и слабее. Что тогда способно удержать их вместе? 4 мая, 2012 Представьте себе, два искренне любящих друг друга человека поругались. При этом их чувство эмоциональной привязанности, эроса, тяги друг к другу может оказаться сильнее ссоры, а может оказаться и слабее. Что тогда способно удержать их вместе? Почему люди несчастны в браке? Почему в наше время на 10 свадеб приходится 7-8 разводов? Как построить свою семейную жизнь, чтобы и мне, и моим близким было хорошо? На эти и другие вопросы отвечает клирик храма Сорока Севестийских мучеников протоиерей Максим Первозванский . — Отец Максим, а в чем вообще заключается смысл брака? — Брак – это то, что способствует любви. Брак делает возможным для влюбленных, которые хотят быть вместе, чтобы их любовь развивалась, росла, переходила из одного состояния в другое, из одной стадии в другую. Это пространство для любви, условие для любви. С другой стороны, брак – это то, что позволяет обществу не разваливаться, продолжать человеческий род, растить детей, создавать первичные материальные ценности – строить дом, огород, иметь общее хозяйство и т.д. Есть у брака и еще одна функция, может быть для христианина самая главная – брак, как малая Церковь. Апостол Павел говорит, что соединение жизни мужчины и женщины в браке происходит по образу Христа и Церкви. Это придает браку помимо любовной и хозяйственной функции еще и функцию божественную, и «тайна сия велика», — говорит апостол Павел (Еф 5:32). По общечеловеческим представлениям брак возникает тогда, когда люди публично объявляют себя мужем и женой и устраивают по этому поводу брачный пир. По византийскому, например, законодательству, на такой пир надо было пригласить не менее девяти соседей. photosight.ru. Фото: Лена Уразаева Представьте себе двух влюбленных атеистов на необитаемом острове, на котором кроме них никого нет. Если они обещают друг другу любить и хранить верность, то это брак. Если на острове есть некто третий, то тогда и он ставится в известность. Если же на этом острове существует какое-то общество, то давшие друг другу клятву верности мужчина и женщина должны поставить это общество в известность о том, что — вот это моя жена, а вот это мой муж.

http://pravmir.ru/schastlivyj-brak-gde-t...

Разделы портала «Азбука веры» Богослужения Последование богослужений наряду Православный календарь Воскресенье, 24 ноября 2024 г. (11 ноября ст.ст.) Неделя 22-я по Пятидесятнице Глас 5, Поста нет вмч. Мины Котуанскаго (Фригийскаго) (304), мчч. Виктора, Стефаниды (II) и Викентия Августопольскаго (Сарагосскаго), диакона (304). прп. Феодора Студита, игумена, исп. (826) . блж. Максима, Христа ради юродиваго, Московскаго чудотворца (1434) . прп. Мартирия Зеленецкого (XVII) . мч. Стефана Уроша III Дечанского (ок. 1331) (Серб.) . сщмч. Евгения Васильева, пресвитера (1937) . Литургия свт. Иоанна Златоуста. рядовое: Утр.: Ин.21:15-25 Лит.: Ап.- Гал.6:11-18 Ев.- Лк.10:25-37 вмч.: Лит.: Ап.- Еф.6:10-17 Ев.- Мф.10:32-33,37-38,19:27-30 прп.: Лит.: Ап.- Евр.13:17-21 Ев.- Мф.4:25-5:12 блж.: Лит.: Ап.- Гал.5:22-6:2 Ев.- Мф.4:25-5:12 Тропари, кондаки, молитвы и величания Тропари и кондаки дня Тропарь воскресный, глас 5 Собезначальное Слово Отцу и Духови,/от Девы рождшееся на спасение наше,/воспоим, вернии, и поклонимся,/яко благоволи плотию взыти на Крест,/и смерть претерпети,/и воскресити умершия//славным Воскресением Своим. Кондак воскресный, глас 5 Ко аду, Спасе мой, сошел еси,/и врата сокрушивый яко Всесилен,/умерших яко Создатель совоскресил еси,/и смерти жало сокрушил еси,/и Адам от клятвы избавлен бысть,/Человеколюбче, темже вси зовем:/спаси нас, Господи. великомученику Мине Котуанскому Тропарь великомученику Мине Котуанскому, глас 4 Яко Безплотным собеседника/и страстотерпцем единовсельника,/сошедшеся верою, Мино, восхваляем тя,/мира мирови испроси//и душам нашим велия милости. Кондак великомученику Мине Котуанскому, глас 4 Воинства исхити привременнаго/и нетленнаго показа тя Небеснаго общника,/страстотерпче Мино, Христос, Бог наш,//Иже мучеников нетленный венец. Молитва великомученику Мине Котуанскому О, страстотерпче святый мучениче Мино! Взирающе на икону твою и поминающе цельбы, тобою подаваемые всем, с верою и благоговеинством к тебе притекающих, припадаем ти и, преклонше колена сердец наших, от всея души нашея молим тя, буди нам ходатай пред Господом и Спасом нашим Иисусом Христом о немощех наших, сопутствуй и утешай нас во время скорбей наших, даруя нам память о гресех наших, помогай в напастех и треволнениях мира сего, и во всех бедах, в сей юдоли плачевней нас постигающих. Аминь. преподобному Феодору Студиту

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-11-...

Жены-мироносицы у Гроба Господня Вера в Божество Господа Иисуса Христа, вера в воплотившегося Бога – это и есть истинное Православие, это и есть истинное Богопочитание, это и есть тот самый краеугольный камень веры, основа нашего единения с Богом, основа нашей временной и вечной жизни. Скачать (MP3 файл. Продолжительность 7:04 мин. Размер 5.1 Mb ) скрыть способы оплаты Комментарии Ирина 1 января 2014, 17:41 Отец Тихон! Спасибо за долгожданную проповедь, сравнимую с целой прочитанной книгой. Наша православная вера и Ваши научения направят на путь спасения, избавят от душевных метаний. С новым годом! Ждем Вашего слова в храме, на портале, на страницах прессы, встречи на ВВЦ. mika 25 декабря 2013, 00:11 Сильная проповедь. Евгений Герасименко 24 декабря 2013, 08:19 Истинное удовольствие и утешение слушать и читать ваши проповеди.Храни вас Господь. Татьяна 24 декабря 2013, 01:30 Большое спасибо, Вам, отец Тихон.Бывает ждешь, ждешь Вашей проповеди, а тут вдруг вот так-нежданно, негаданно. Вот уж точно-нечаянная радость.И проповедь замечательная. Мы не будем никого слушать. Мы знаем- воплотившийся ради нас Иисус Христос-истинный Бог наш. Иного не знаем и знать не хотим. Сердце не обманешь. Не зря же оно так замирает и ахает, когда слышится уже на службах это чудесно-звездное: " Христос рождается! Славите! " И будем славить. Благодарный Вам поклон. Зинаида 23 декабря 2013, 08:17 Слава Господи, Господь сегодня завтра и вчера, только нужно помнить об этом ОН безгрешный пострадал за нас грешников.Помоги нам Господи стать на путь истинный на Твой путь,и веди нас грешных к покаянию и ко спасению. Слава Тебе Господи Слава Тебе. Елена.Украина 22 декабря 2013, 22:32 Аминь. " ОДИН ГОСПОДЬ,ОДНА ВЕРА,ОДНО КРЕЩЕНИЕ " . Еф.4.5. Елена М 22 декабря 2013, 18:45 Мария, но ведь ,действительно, даже апостолы сомневались в том, что будет воскресение Христово.Как же и Вам-то не сомневаться. По неизвестным нам причинам Бог иногда открывает очи прозрения одним, а другим нет. Поэтому и получается, что иногда человек видит не то, что открывается некоторым, но он почему-то, не видя того, что открывается другим, начинает делать свои выводы. Это как бы, если бы слепой сказал зрячиму: Как же, видели мы! Где был Христос в детстве? Предполагаю, что рядом со своей матерью и с детства он был очень хорошим учеником слова Божьего, он его не только тщательно изучал, но и делал выводы и заключения из прочитанного.По жизни его постоянно вел Бог, собственно говоря, как и нас тоже, только мы, в отличии от Христа, ученики Божьи неразумные и часто упрямые и упертые как ослы.Мы очень сильно зациклены на себе, с достаточно большими претензиями к другим, а вот себе редко задаем вопрос: а мы-то сами сильно ли отличаемся от тех, кого критикуем?Много ли мы проявили внимания и милосердия к другим людям? А насчет генофонда, так всё-таки, на мой взгляд это лучше, чем потерянный генофонд гомосексуалистов.

http://pravoslavie.ru/66932.html

Исправление Нам необходимо приготовить путь приходящему к нам Господу, согласно совету Предтечи. «Приготовьте, – сказал, – путь Господу» ( Мк. 1:3 ). Когда какому-либо городу, хотя бы и незначительному, предстоит пришествие царя, то граждане всячески стараются, чтобы путь к ним был хорош. Они приготовляют и исправляют путь: где теснота, там расширяют, где топкое болото, там строят мосты. Они сравнивают возвышения холмов, наполняют глубину долин, и все неприятное они превращают в гладкий путь. Когда же приближается царь, они открывают городские ворота, выходят навстречу его пришествию, радостно принимают, поклоняются и приносят дары. K нам хочет прийти Господь наш, Бог наш, для Которого мы являемся городом. Он уже близок, и является настоятельная необходимость исправить и приготовить Ему путь к нам, ибо много есть преград на пути нашем. Есть теснота, то есть угнетение нашей совести злой и окаянной нашей жизнью. Есть холмы – гордые помышления, слова и дела, есть дебри отчаяния. А как топко болото нечистот наших? Не один жалуется с Давидом: «Я погряз в глубокой тине и не на чем стать» ( Пс. 68:3 ). Все стези наши полны препятствий, не гладки, не удобны, и, что хуже всего, нет таких врат к нашему сердечному граду, которыми Господь мог бы войти во внутренние наши жилища. Ибо там, где были ворота, там мы создали каменную стену нашего ожесточения и заградили вход Владыке нашему. Итак, исправим все это и приготовим Господу нашему пришествие к нам, как повелевает Предтеча. «Приготовьте, – говорит, – путь Господу». А как следует приготовить, тому он учит и наставляет, говоря: «всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» ( Лк. 3:5 ), то есть пусть всякое неудобство и препятствие будет удалено. И апостол советует: «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Еф. 4:31 ) (1). С благодарностью претерпевай все приключающееся. Если случится тебе перенести от кого-либо печаль, не его делай виновником тому, но себя, ибо не напрасно Бог это на тебя попустил, но (Ему лишь ведомыми судьбами) к твоему исправлению. Ничто не происходит без воли Божией. Бог, много раз врачуя тебя, попускает на тебя различные искушения, ты же, неблагодарно принимая их, приписываешь вину другому, а не себе. Итак, не делай никого другого виновным, но одного себя, ибо по делам своим получил ты. «Долготерпеливый лучше храброго» ( Притч. 16:32 ). Терпеливый муж велик в мудрости, малодушный же храбр без ума (3). Читать далее Источник: Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского/[ред.-сост. Т.Н. Терещенко]. - Москва : ДАРЪ, 2008. - 601, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Преставился ко Господу духовник и старейший клирик Костанайской епархии протоиерей Владимир Королев 2 января 2023 г. 16:32 2 января 2023 года, на 85-м году жизни, преставился ко Господу духовник и старейший клирик Костанайской епархии  митрофорный протоиерей Владимир Королев. Митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил заупокойную литию по новопреставленному священнослужителю в домовом Иверско-Серафимовском храме своей резиденции в Алма-Ате. «Восприняв благодать священства от рук приснопамятного старца-святителя, исповедника веры митрополита Иосифа (Чернова), почивший пастырь более полувека служил у престола Божия. Господь сподобил его возвещать своей верой, словом проповеди и добрыми делами " превосходящую разумение любовь Христову " (Еф. 3:19) и в условиях засилья атеистической идеологии, и во времена, когда Святая Церковь вновь обрела свободу. Несмотря на груз прожитых лет, на пережитые испытания отец Валерий старался усердно совершать дело " служения Богу живому и истинному " (Евр. 9:14), подавая добрый пример молодому поколению духовенства», — сказал, в частности, митрополит Александр на литии о почившем. Протоиерей Владимир Королев родился в 1938 году. 28 ноября 1971 года митрополитом Алма-Атинским и Казахстанским Иосифом (Черновым) он был рукоположен в сан священника и все последующие годы служил на Кустанайской земле. С 1992 года отец Валерий нес послушание настоятеля храма святых бессребреников Космы и Дамиана села Боровское и являлся духовником Костанайской епархии. Протоиерей Владимир снискал заслуженное уважение и любовь духовенства и верующих не только в Костанае, но и во всем Казахстане. За духовным советом к нему приезжает большое число верующих из России, Украины, Белоруссии и других стран. В 2021 году по представлению митрополита Александра Святейший Патриарх Московский и веся Руси Кирилл удостоил протоиерея Владимира права ношения второго наперсного креста с украшениями. 26 декабря 2022 года протоиерею Владимиру была вручена почетная грамота акима Костанайской области К.Е. Аксакалова «за вклад в возрождение духовных традиций, укрепление межнационального мира и межконфессионального согласия в регионе». Подробно о жизненном пути и служении протоиерея Владимира Королева можно узнать, прочитав  статью  «Полвека у престола», подготовленную сотрудниками информационного отдела Костанайской епархии . Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

5. Видимая сторона таинства брака и невидимые действия I. К видимой стороне таинства брака относятся два существенные действия. Это, во-первых, торжественное свидетельство жениха и невесты пред лицом церкви о том, что они вступают в брачный союз по добровольному взаимному согласию и сохранят супружескую верность до конца жизни; а во-вторых, торжественное благословение их брачного союза священником, когда он, возлагая венец на главу жениха, возглашает: «Венчается раб Божий... рабе Божией... во имя Отца и Сына и Св. Духа», потом, возлагая венец на главу невесты, повторяет: «Венчается раба Божия... рабу Божию... во имя Отца и Сына и Св. Духа», и наконец, произнося краткую молитву к Богу: «Господи Боже наш, славою и честию венчай я», троекратно благословляет их обоих вместе. II. Невидимые действия благодати сообщаемой через таинство брака брачующимся, состоят вообще в том, что она соделывает, по выражению апостола, самый союз их тайною великою, поколику соделывает его образом таинственного союза Христа с церковию: «Тайна сия велика есть, – говорит апостол, – аз же глаголю во Христа и во церковь » ( Еф. 5:32 ). И следовательно – в том, что благодать сия в частности: 1) Освящает и, так сказать, одухотворяет брачный союз двух лиц: ибо свят и духовен союз Христа с церковию. Посему апостол и говорит о христианском браке: «Честна женитва... и ложе нескверно» ( Евр. 13:4 ), и заповедует христианским супругам: «Сия... есть воля Божия, святость ваша, храните себе сами от блуда, [и] ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести» ( 1Сол. 4:3, 4 ). 2) Скрепляем брачный союз двух лиц узами нерасторжимыми: ибо нерасторжим и вечен союз Христа с церковию ( Мф. 28:20 ). 3) Наконец, содействуют христианским супругам в продолжение всей жизни свято исполнять взаимные обязанности друг к другу, по высокому образцу святейшего союза Христа с церковью. При этом только становятся понятными и удобоисполнимыми Заповеди свят. апостола, чтобы «мужи любили своя жены, якоже и Христос возлюби церковь , и Себе предаде за ню» ( Еф. 5:25 ), а «жены повиновались своим мужем во всем, якоже церковь повинуется Христу» ( Еф. 5:24 ). Подражать такому высокому образцу было бы не по силам человеку, если бы они не подкреплялись особою благодатию Божиею. Содействуя же в исполнении взаимных обязанностей христианским супругам, в продолжение всей их жизни, эта благодать тем самым уже содействует им и к достижению всех целей брачного союза, т. е.: к благословенному рождению детей – будущих чад церкви, к взаимному воспомоществованию во всем добром и к предохранению себя от связей незаконных или неблагословенных. – (Сост. по кн. «Правосл.-догмат. Богосл.», Макария, 1853, V, стр. 17 – 19).   Читать далее Источник: Уроки и примеры христианской веры : опыт катехизической хрестоматии/Сост. прот. Г. Дьяченко. - Репр. изд. - Москва : Паломник, 1998. - XII, 725, XXXVI с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

(греч. aggelos — вестник), духовные существа, сотворенные Богом и исполняющие Его волю. В Ветхом Завете и межзаветных апокрифах используется несколько слов для обозначения А. (посланники, сыны Божие, сонм богов, собрание святых, служители, воинства, бодрствующие, духи, престолы, власти, силы). В допленный период небесный мир изображался как царский двор, в котором А. составляли совет (3 Цар 22. 19–22; Иер 23. 18; Иов 15. 8; Пс 81. 1). А. также выступали в качестве небесного войска. Кроме того, каждый народ на земле находился в ведении своего А. (Втор [LXX] 32. 8). Отдельные А. являлись людям как вестники Бога (поскольку человеку было невозможно встретиться с Богом лицом к лицу и не умереть), иногда играя роль защитников или помощников в земных делах. В некоторых случаях они служили орудиями божественного гнева. Чаще всего А. изображаются лишенными индивидуальных черт, их имена не называются. В Быт 6. 1–4 говорится о связях А. с людьми, что стало одной из причин потопа. В послепленный период появляются описания иных небесных существ — херувимов и серафимов , получают развитие образы обвинителя (клеветника) сатаны и представления о личном А.-наставнике, ангельской литургии на небесах, становятся известны имена некоторых А. — Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил и др. В межзаветной литературе подробно описываются иерархия, одежда и пища А., их роль в творении мира, эсхатологической битве и суде. Эти представления сохраняются и в текстах Нового Завета. А. описываются как человекоподобные, но бесполые существа (Мф 22. 30), которые бессмертны (Лк 22. 36), говорят на своем языке (1 Кор 13. 1), радуются и заботятся о спасении людей (Лк 15. 10; Еф 3. 10; Евр 1. 14), принося молитвы святых на небесный алтарь (Откр 5. 8; 8. 3–4). Поклонение А. запрещено (Кол 2. 18; Откр 19. 10; 22. 8–9). Все ангельские чины покоряются и служат Иисусу Христу (Мф 4. 11; 26. 53; Мк 1. 13; 1 Пет 3. 22; Еф 1. 21; Кол 2. 15; Евр 1–2). Каждая церковь имеет своего ангела-покровителя (Откр 2–3). Хотя сатана может принимать вид А. света (2 Кор 11. 14), в последнем сражении он будет повержен архангелом Михаилом и его воинством (Откр 12. 7–9). Дальнейшее развитие учение об А. получает в святоотеческой традиции, на основании которой в средневековом богословии формируется целый раздел — ангелология . Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/51127.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010